"Горе от ума": характеристика героев произведения. Характеристика героев “Горе от ума” Грибоедова

Комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» является великим произведением 19 века. Между главными героями этих произведений на протяжении всей пьесы происходят разногласия на почве не только любовных отношений, но и разных взглядов на жизнь и отношение к людям.

Чацкий

Александр Андреевич Чацкий – это главный персонаж, с индивидуальным, отличным от других героев взглядом на мир и окружающих его людей. Несмотря на то, что Чацкий воспитывался в семье Павла Афанасьевича, так как его родители умерли, он не согласен с его пренебрежительным и предвзятым отношением к людям. Чацкий образованный молодой человек, много путешествующий и получивший место в престижном Английском клубе дворянства, вернулся на свою родину к возлюбленной Софии Фамусовой, дочери Павла Афанасьевича. Но, несмотря на некоторые сходства, между Александром и Софией, они оказались, к глубокому разочарованию молодого человека, совершенно разными людьми. Чацкий – красноречив, не боится высказывать свое мнение и указывать на недостатки других персонажей, в людях ценит образованность, прямолинейность. Не терпит лицемерия, борется за свободу, приветствует патриотизм. Чацкий считает, что в человеке главное не его происхождение, а поступки, которые он совершает. ()

Фамусов Павел Афанасьевич

Фамусов Павел Афанасьевич – это потомственный дворянин, помещик. У него достаточно консервативный взгляд на мир и все что его окружает. Фамусов противник образования, чтения, так как считает, что это способствует зарождению ненужных мыслей. Самое главное для него – произвести впечатление на окружающих, для него не важно, какой он есть на самом деле. Его принцип – правильно «подслужиться». Именно так и жили в то время большинство людей дворянского происхождения. Благодаря этой способности, Фамусов стал богатым и уважаемым человеком среди дворян. Жизненная позиция Фамусова – искать выгоду из общения с людьми, именно поэтому он не понимает Чацкого.

Молчалин

Молчалин. Это хитрый, злой и подлый молодой человек, являющийся секретарем Фамусова и тайным воздыхателем Софьи. Молчалин, так же как и Павел Афанасьевич, постоянно льстит, заискивает перед людьми высокого звания и чина, чтобы его заметили и приняли в свое общество. Именно благодаря такому качеству он и стал секретарем Фамусова. На самом деле, за маской глупого человека, скрывается опасный тип личности. Для Молчалина важны только материальные ценности, высокие звания, поэтому он перетупит через все, чтобы добиться желаемого. ()

Фамусова Софья Павловна

Фамусова Софья Павловна. Это молодая девушка, семнадцати лет от роду. Она хорошо образованна, знает французский язык, прекрасно поет и танцует, любит играть на фортепиано. В данном произведении Софья – это самый трагичный персонаж, так как на ее судьбу выпадает большое количество неприятностей и страданий. Несмотря на то, что она достаточно решительна и умна, Софья является заложником дворянского общества. Ведь она вросла в атмосфере жестокости, надменности и постоянного превосходства над простыми людьми. Но, с другой стороны, это чувственная натура, рьяно отстаивающая свою любовь в лице Молчалина пред Чацким. Именно благодаря жесткому высказыванию в сторону Чацкого, его и выгнали из этого общества.

Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб – это полковник средних лет, не женат. Полковник – истинный карьерист, для которого важны только награды, армия и высокие чины. Мечта Скалозуба – получить звание генерала. На самом же деле он ограниченный, грубый человек, думающий только о своем превосходстве. Полковник презирает тех, кто борется за образование и читает книги, он считает это пустым и ненужным занятием.

Лиза

Лиза. Она является служанкой (крепостной) в доме Фамусова. Лиза веселая, общительная девушка, поддерживает свою хозяйку Софью в делах любви, сообразительна и умна. Лиза не боится высказать свое мнение, может дать отпор, как Молчалину, так и Фамусову.

Репетилов

Близкий друг Чацкого Репетилов. Это ветреный, болтливый и поверхностный молодой человек. Репетилов двуличен, с легкостью рассказывает о себе и своей жизни, плохо относиться к своей жене и детям.

Близкий знакомый Фамусова – Антон Антонович Загорецкий. Это человек среднего возраста, любящий играть в карты, посещать балы, одним словом развлекаться. Загорецкий – лживый, нечистый на руку мужчина, думающий только о собственном благополучии.

Анфиса Ниловна Хлестова

Анфиса Ниловна Хлестова. Она приходится близкой родственницей Павла Афанасьевича. Это пожилая женщина, у которой никогда не было мужа и детей. Именно поэтому обладает скверным, злым характером, любит животных, коих в ее доме великое множество.

Платон Михайлович Горич

Платон Михайлович Горич – дворянин и офицер в отставке, превосходно знающий Чацкого и Фамусова. В молодом возрасте был отважным и храбрым человеком, впоследствии женившись на Наталье Дмитриевне, молодой дворянке, но так никогда и не смог ее полюбить.

Наталья Дмитриевна Горич

Наталья Дмитриевна Горич. Жена отставного офицера, Платона Михайловича. Очень любит и опекает своего мужа, часто ездит с ним на балы.

Тугоуховсий

Петр Ильич Тугоуховсий носит титул князя и хорошего знакомого Фамусова. Это мужчина преклонного возраста, женат на княгине Марие Алексеевне, имеющий шесть детей. Главное его желание – выдать своих дочерей замуж за женихов с богатым приданным.

Тугоуховская

Мария Алексеевна Тугоуховская. Это княгиня, жена князя Тугоуховского и знакомая Петра Афанасьевича. Часто посещает балы с целью выдать своих детей за богатых наследников.

Графини Хрюмины

Две графини Хрюмины – старая бабушка и ее внучка средних лет, последняя никак не может выйти замуж.

Петрушка

Крепостной крестьянин, прислуживает в доме у Фамусова – Петрушка. Постоянно носит старую, дырявую одежду, добр и молчалив.

Главные герои (Горе от ума)

Комедийную пьесу «Горе от ума» можно смело назвать самым ценным и величественным произведением Александра Сергеевича Грибоедова, ставшее классикой русской литературы конца XIX века. В образе каждого из своих героев, автор заложил особый замысел, который постепенно раскрывается по мере знакомства с ними.

Одним из главных героев является Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин нового поколения, отчуждающий взяточничество и коленопреклонение. Каждым из своих действий, Чацкий пытается избавиться от пережитков прошлого времени и является истинным патриотом своей Родины. Образ Чацкого – образ аристократа с закоренелой избирательностью и презрительным отношениям к высшему обществу.

Фамусов Павел Афанасьевич представляется читателям в образе русского дворянина, который живет в круговой поруке и в пожизненных взятках. Высокое место в обществе Фамусов получил отнюдь не из-за своего рода, а просто благодаря широким связям. Павел Афанасьевич – человек, с закоренелыми устоями и ценитель старых порядков, к которым «мы все привыкли», поэтому считает любое их изменение и нововведение истинным сумасбродством. Фамусов имеет как положительные черты, так и негативные. Первое хорошо проявляется в склонности к доброте и состраданию. Явным примером этого является шаг на воспитание сына своего друга в качестве своего собственного ребенка, после того, когда его отец умер. Противоположностью к первому можно привести пример к мнению о браке – он должен состоятся лишь в том случае, если союз двух людей принесет одному из них большую финансовую прибыль, а не по любви и взаимным симпатиям.

Дочь Фамусова – Софья, является девушкой с мечтами. В силу своей гордости она образована, чтобы достойно проявлять себя в обществе, но при этом склонна совершать поступки, не основанные на логике. Все нововведения Чацкого ей кажутся глупыми, ведь она дочь человека с устоявшимися порядками. Софье нравится играть с чувствами Чацкого, для нее их отношения всего лишь игра в любовь, в которой может быть и третий игрок в лица Молчалина.

Молчалин Алексей Степанович является секретарем Павла Фамусова, всегда старается найти наиболее прибыльное и выгодное для себя положение в обществе. Высказывания Молчалина заключены лишь в коротких обобщенных фразах. Будучи простолюдином низкого происхождения Молчалин становится карьеристом с мечтой об высшем обществе, поэтому любым путем старается угодить тем, кому это нужно.

Очень кратко

В произведении Гридоедов не разделяет героев полностью на положительных и отрицательных. Эта черта была обязательна для раннего классицизма, но автор отходит от нее и решает писать по собственным правилам. У каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества, он точно передает человеческую натуру, что позволяет ему приблизиться к реализму больше, чем другим писателям.

Так, например, Чацкий, несмотря на то, что умный и честный, смелый и независимый, но он может вспылить в любой момент, расстроиться по пустякам и сделать неправильный выводы. При этом Фамусов отлично выполняет функции отца, который является примером и образцом для других. Софья, несмотря на то, что безжалостно относится к чувствам Чацкого, обладает живым умом и готова решительно действовать.

Но Грибоедов использует другую отличительную черту классицизма, все фамилии в произведении являются говорящими. Хотя, так может и не показаться на первый взгляд. Фама – это латинское слово молва, что говорит о том, что его больше всего волнует общественное мнение. Об этом говорит и то, что он восклицает в конце произведения: «Что скажет Мария Алексеевна!».

Весь социальный конфликт в основном разворачивается между Чацким и Фамусовым. Любовный конфликт же разворачивается между Софией, Чацким и Молчалиным. Но все равно фигура Чацкого является ключевой в произведении, он является ключевой фигурой в обоих конфликтах, как в социальном, так и в любовном.

Принято считать, что образ Софии является самым сложным и противоречивым. Она наравне с Молчалиным пренебрегает отношением и мнением общества. Софья привыкла много времени проводить за чтением книг. Но при этом она и не занимает полностью сторону Чацкого, с которым у нее похожи взгляды. Она постоянно корит его за то, что язвителен и беспощаден в словах. Часто она называет его безумцем, не находит с ним общий язык, и вообще непонятно куда испарились ее пламенные чувства, которых так ждал Чацкий и почему она перешла на сторону Молчалина.

Достаточно образованная и интеллигентная, ее мнение достаточно противоречиво и не может быть отражено полностью, порой она сама не понимает, какое решение примет в тот или иной момент. Но при этом нельзя назвать ее девушкой глупой или необразованной.

Александр Грибоедов - выдающийся драматург первой половины девятнадцатого века, рассмотренное ниже произведение которого вошло в классику русской литературы. Служил Грибоедов по дипломатической части, но остался в истории как автор блестящего шедевра - комедии «Горе от ума», характеристика героев которой изучается в рамках школьной программы. Все события пьесы происходят в Москве в течение одного дня, в доме Павла Афанасьевича Фамусова.

Характеристика героев «Горе от ума» - комедии в стихах и в четырех действиях - может осуществляться по определенному плану. Список действующих лиц с пояснениями автора дается, как правило, в начале пьесы.

По какому же плану осуществляется характеристика героев «Горе от ума»? Во-первых, необходимо рассказать о социальном положении героя, во-вторых, о чертах его характера, в-третьих, о системе взглядов и ценностей.

Павел Афанасьевич Фамусов - родовитый дворянин и помещик, занимающий высокий чиновничий пост. Характер заносчивый, властный. С подчиненными и слугами он груб и строг, но льстив и раболепно покорен с теми, кто выше его по рангу и званию. Фамусов радушный и хлебосольный хозяин, в его доме часто принимают гостей. Заботливый отец, любит дочь, хочет удачно выдать ее замуж. Павел Афанасьевич не приемлет никаких перемен в обществе, противник прогресса. Обычаи и образ жизни старых московских дворян считает идеалом.

Какая же характеристика героев «Горе от ума» может обойтись без описания главного женского образа? Дочь Фамусова получила традиционное дворянское воспитание: с младенчества ее готовили в невесты. Благодаря живому уму, сильному характеру и здоровым инстинктам она неплохо разбирается в людях, судя по точным и метким высказываниям в адрес гостей отца. София не только насмешлива, но и мстительна: не прощает Чацкому презрительного отношения к Молчалину, в которого влюблена. Это она пускает неблаговидный слушок, который вырастает в огромную сплетню о безумии Александра.

Но и самой ей не удается избежать личной трагедии. Причиной стало то, что София Фамусова принимает за влюбленного героя жалкого льстеца и молчаливого угодника. Барышне, начитавшейся романов, привиделось за его молчанием благородство, скромность и рыцарство.

Свою говорящую фамилию Молчалин полностью оправдывает. Родом он из Твери, не дворянин, но строит большие планы, потому что чин асессора и службу домашнего секретаря не считает пиком карьеры. Благодаря лицемерию и умению прислужиться, этот друг «диванных собачек» «на цыпочках» надеется высоко подняться по карьерной лестнице. Влюбленность Софии дарит жалкому «бессловесному» надежду на удачный и выгодный брак, который не состоялся. Впредь он будет еще подлее, но осторожнее.

Какая же характеристика героев «Горе от ума» без главного действующего лица? Без Чацкого Александра Андреевича? Он - молодой небедный дворянин. То, что Чацкий спешил к Софии, вернувшись после трехгодичного отсутствия, говорит о том, что он считал Фамусовых близкими людьми: рос в их доме после смерти отца. София поначалу дает ему лестные характеристики, отмечая острый ум и красноречие. Но предпринятая им нещадная критика нравов и образа жизни московского дворянства ей неприятна.

Видимо, у Александра была возможность сравнить и многое переосмыслить, поэтому он так отрицательно отзывается о существовании рабства и отсутствии свободы в стране. Чацкий - носитель нового мировоззрения, присущего еще немногим в современной ему России.

София была не рада тому страстному чувству, которое испытывал к ней Чацкий. Она сама сказала, что «нехотя» свела его с ума. Похоже, что эта мысль и стала толчком к глупой ее выходке, бросившей пылкого Чацкого в бездну «миллиона терзаний» и заставившей разочароваться и уехать из Москвы.

Комедия была написана в 1823 году, но каждое поколение читателей, школьников и критиков, делающих описание героев, «Горе от ума» рассматривает через призму современных им реалий. И похоже, характеры, созданные Грибоедовым, никогда не утратят своей актуальности.

Молчалин Алексей Степаныч – секретарь Фамусова, живущий в его доме, а также поклонник Софьи, в душе презирающий ее. М. переведен Фамусовым из Твери. Фамилия героя выражает его основную черту – «бессловесность». Именно за это Фамусов сделал М. своим секретарем. Вообще герой, несмотря на свою молодость, является полноправным представителем «века минувшего», так как усвоил его взгляды и живет по его принципам. М. неукоснительно следует завету своего отца: «угождать всем людям без изъятья – хозяину, начальнику, слуге его, собачке дворника». В разговоре с Чацким М. излагает свои жизненные принципы - «умеренность и аккуратность». Они заключаются в том, что «в мои лета не должно сметь свое суждение иметь». По мнению М., нужно думать и поступать так, как принято в «фамусовском» обществе. Иначе о тебе будут судачить, а, как известно, «злые языки страшнее пистолетов». Роман М. с Софьей тоже объясняется его готовностью всем угождать. Он послушно выполняет роль воздыхателя, готового ночи напролет читать с Софьей любовные романы, слушать тишину и трели соловьев. Софья не нравиться М., но отказаться от угождения дочери своего начальника он не может.

Скалозуб Сергей Сергеич – в его образе выведен «идеальный» московский жених – грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его «героем не своего романа». В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден «на шею» получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. «метит в генералы». Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, «перетягиваясь» ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор.

Софья Павловна Фамусова – 17-летняя дочь Фамусова. После смерти матери воспитывалась «мадамой», старой француженкой Розье. Другом детства С. был Чацкий, который стал и ее первой любовью. Но за 3 года отсутствия Чацкого С. очень изменилась, как изменилась и ее любовь. На формирование С. повлияли, с одной стороны, московские привычки и нравы, с другой стороны – книги Карамзина и других писателей-сентименталистов. Девушка воображает себя героиней «чувствительного» романа. Потому она отвергает язвительного и смелого Чацкого, а также Скалозуба – глупого, но богатого. На роль платонического воздыхателя С. выбирает Молчалина. В своем доме С. не имеет возможности душевно развиваться. Единственное, на что она способна – воображать себя героиней романа и поступать согласно этой роли. То она придумывает сон в духе баллад Жуковского, то притворно падает в обморок и т. д. Но и «московское» воспитание дает о себе знать. Во время бала именно она распускает слух о сумасшествии Чацкого. Романтическое поведение героини оказалось всего лишь маской, ее истинная сущность – эта натура московской барышни. В финале комедии С. наказывается. Она узнает о «измене» Молчалина, который заигрывает с Лизой и нелицеприятно отзывается о С. Кроме того, Фамусов, узнав о романе дочери со своим секретарем, решает удалить С. из Москвы «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, «управляющий в казенном доме». Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы. Ф. – один из ярчайших представителей «века минувшего». В одном из своих монологов Ф. восхваляет московские нравы, неизменные век от века. Здесь по отцу «и сыну честь»; здесь у кого «душ тысячки две родовых, Тот и жених». Московских дам можно отправить «командовать в Сенат», настолько они обо всем «осведомлены»; московские дочки «так и льнут к военным», якобы «потому, что патриотки»; московские старички, призванные решать серьезные дела, «поспорят, пошумят …и разойдутся». В «фамусовском» обществе все держится на связях: «ну как не порадеть родному человечку». Такая модель жизни представляется Ф. и другим членам московского общества идеальным, они считают ее единственно правильной и не хотят никаких изменений. Ф. двуличен. Он утверждает, что «монашеским известен поведеньем», но в тоже время приударяет за служанкой Лизой. Ф. страшится всяких новых веяний. Во время беседы с Чацким он затыкает уши, чтобы не слышать смелых речей. Главный враг Ф. – ученье, так как оно вносит изменения в спокойную московскую жизнь. Мечта героя – «забрать все книги да и сжечь». Как типичного московского барина, Ф. обманывают все, кому не лень. И дочь Софья, и секретарь Молчалин, и служанка Лиза. Последний выход героя на сцену приурочен к финальному свиданию Софии и Молчалина. Увидев молодых людей вместе, Ф. приходит в ужас. Он обвиняет в «распущенности» дочери «новую» Москву, которая заражена вольными идеями и «духом Кузнецкого моста» (то есть Парижа). Сначала Ф. грозится предать огласке этот позорный случай («В Сенат подам, Министрам, Государю»), но тут же он вспоминает, что о его дочери будут судачить во всех домах Москвы. В слезном ужасе Ф. восклицает: «Что будет говорить княгиня Марья Алексеевна!!!» Мнение этой княгини значит для Ф. больше, чем мнение самого царя, потому что в «фамусовском» обществе она занимает одно из главных мест.

Чацкий Александр Андреич – молодой дворянин. Представитель «века нынешнего». Прогрессивный человек, хорошо образованный, с широкими свободными взглядами; истинный патриот. После 3-летного отсутствия Ч. вновь приезжает в Москву и сразу появляется в доме Фамусова. Он хочет видеть Софью, которую любил до отъезда и в которую влюблен до сих пор. Но Софья очень холодно встречает Чацкого. Тот недоумевает и хочет найти причину ее холодности. Оставаясь в доме Фамусова, герой вынужден вступить в борьбу со многими представителями «фамусовского» общества (Фамусов, Молчалин, гости на балу). Его страстные обличительные монологи направлены против порядков века «покорности и страха», когда «тот и славился, чья чаще гнулась шея». Когда Фамусов предлагает в качестве примера достойного человека Молчалина, Ч. произносит знаменитый монолог «А судьи кто?» В нем он обличает нравственные образцы «века минувшего», погрязшие в лицемерии, моральном рабстве и т. д. Ч. рассматривает многие сферы в жизни страны: государственную службу, крепостное право, воспитание гражданина, просвещение, патриотизм. Везде герой видит процветание принципов «века минувшего». Осознавая это, Ч. испытывает нравственное страдание, испытывает «горе от ума». Но в не меньшей степени герой испытывает и «горе от любви». Ч. узнает причину холодности к нему Софьи – она влюблена в ничтожного Молчалина. Герой оскорблен тем, что Софья предпочла его этому «жалчайшему созданию». Он восклицает: «Молчалины господствуют на свете!» Очень расстроенный, Ч. попадает на бал в фамусовском доме, где собрался цвет московского общества. Все эти люди тяготят Ч. Да и они не переносят «чужака». Софья, в обиде за Молчалина, распускает слух о сумасшествии героя. Все общество с удовольствием подхватывает его, выдвигая в качестве главного обвинения Ч. свободомыслие героя. На балу Ч. произносит монолог о «французике из Бордо», в котором разоблачает рабское преклонение перед всем иностранным и презрение русских традиций. В финале комедии Ч. открывается истинное лицо Софьи. Он разочаровывается в ней так же, как и во всем остальном «фамусовском» обществе. Герою ничего не остается, как уехать из Москвы.

Сирвинт-Шерман З.М. Эскиз театральной постановки к пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Образ Фамусова
Павел Афанасьевич Фамусов – человек в возрасте, самоуверенный и властный. Зажиточный дворянин, вдовец, отец единственной семнадцатилетней дочери, которую он очень любит и воспитывает по-своему образу, в духе старых времён. Фамусов является крупным чиновником, хотя к своей службе он подходит формально, она его не интересует (…подписано, так с плеч долой). Всегда стремится к собственной выгоде. Это видно из того, как он рассуждает о замужестве своей дочери. Фамусов любит похвастать. Он хвастает даже тем, чего у него нет, например: монашеским поведением, хотя сам заигрывает со служанкой Лизой. В образе Фамусова автор изображает обычного для того времени человека, с его взглядами на жизнь и воспитание.

Образ Софьи
Софья — дочь Фамусова, ей семнадцать лет. Из слов отца мы узнаём, что она рано лишилась матери, поэтому её воспитанием занималась мадам Розье и приходящие учителя. В детстве была очень дружна с Чацким, возможна, влюблена в него. Любит читать французские романы. Хорошо относится к своей горничной Лизе, считает её единственным преданным человеком. Искренне любит Молчалина, считает его умным, красивым и похожим на героя её любимых французских романов. Не стесняется, при случае, обманывать своего отца, абсолютно не сочувствует Чацкому.

Образ Чацкого
Чацкий — молодой человек, друг детства Софии. Он очень умён, начитан. Его речь грамотна и красочна. Приехав из-за границы в Москву, он спешит встретиться с Софией, радуется предстоящему свиданию. Он оживлён, воодушевлён, красноречив (даже говорлив), остёр, полон жизни, много шутит. Но странный холодный приём его обижает, он огорчён и озадачен невниманием Софии, ведь, спеша на родину, Чацкий надеялся, что она его ждёт.
Чацкий насмехается и осуждает быт московских дворян. Ему не нравится, что русских детей обучают грамоте иностранные учителя, и дети не знают чистого русского языка. Чацкий приехал в Россию с надеждой на изменение старых порядков, но эти надежды не оправдались.

Образ Молчалина
Молчалин – молодой человек, состоящий на службе у Фамусова. Он является его секретарём и живёт у него дома. До знакомства с Фамусовым Молчалин был не то мелким дворянином, не то разночинцем, после знакомства стал быстро продвигаться по служебной лестнице.
Характерные черты Молчалина – стремление к карьере, умение подслуживаться, лицемерие. Он немногословен. Это объясняется его боязнью высказать своё суждение. Молчалин знает, что если он хочет сделать карьеру, то ему нужно во всём угождать своим начальникам. В стремлении повыситься чином, Молчалин подхалимничает, подслуживается к влиятельным лицам. С разными людьми он разговаривает по-разному. К Фамусову он обращается почтительно, к Софье – с особой скромностью, с Лизой он не стесняется в выражениях, с Чацким говорит внешне вежливо, но за этим скрывается самодовольство, насмешка и стремление поучать. Манера разговаривать с людьми открывает всё лицемерие Молчалина. Отец завещал ему угодничать со всеми людьми, которые могут ему хоть как-то пригодиться. И он во многом следует этому совету.
Чацкий, которому известен тип таких чиновников, как Молчалин, предсказывает ему возможность блестящей служебной карьеры.

Характеристика московского дворянства
О жизни, быте и нравах Москвы 20-х годов XIX в. и её отдельных лиц, мы узнаём со слов Чацкого и Фамусова. Перед нами предстаёт сонная, закостенелая жизнь, где многие годы ничего не меняется. Показано слепое поклонение всему иностранному, касается это моды, воспитания или языка. Пустые занятия многих — посещать многочисленные балы, гуляния, для того чтобы волочиться там за дамами. Упомянут крепостник-театрал – жестокий самодур, мракобес – член учёного совета.

Является наличие в пьесе двух конфликтов, которые тесно связаны между собой. Один из них любовный, другой общественный. Этим и определяется расстановка героев комедии «Горе от ума». Любовная линия представлена Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественная же линия выражена противостоянием консервативного дворянства, главным выразителем идей которого является Фамусов, и прогрессивных взглядов на устройство общества, которые проповедует Чацкий. К фамусовскому обществу относится также Молчалин, возлюбленный Софьи. Любовный и общественный конфликты объединены образом Чацкого, главного героя «Горя от ума».

Александр Андреевич Чацкий вернулся из-за границы и сразу же отправился в дом Фамусова, где он когда-то воспитывался и где его не было три года. Чацкий мечтает увидеться со своей возлюбленной Софьей, дочерью Фамусова. Но Софья встречает его крайне сдержанно, ведь она влюблена в Молчалина. Герой не понимает причин охлаждения девушки к нему.
Он начинает расспрашивать об этом ее саму, ее отца. И в словесных баталиях между этими героями проявляются серьезные противоречия по вопросам нравственности, культуры, просвещения, устройства общества.

Фамусов в комедии представляет «век минувший». Главная особенность мировоззрения консервативного дворянства заключается в том, что оно не желает никаких перемен, потому что изменения угрожают их благополучию. В дворянском обществе, на которое направлена сатира Грибоедова, ценятся лишь чины и деньги. И Фамусов не исключение. Он с гордостью отзывается о своем дяде, Максиме Петровиче, который умел «подслужиться» и поэтому «перед всеми знал почет». Единственное, что по-настоящему заботит Фамусова – мнение общества о нем.

От лица «века минувшего» выступает также и Молчалин . Его главные достоинства «умеренность и аккуратность». Он достойный продолжатель взглядов московского высшего общества. Он умеет выслуживаться, стремится заводить и поддерживать полезные знакомства. Даже его связь с Софьей – не что иное, как выслуживание перед ее отцом.

Чацкий резко противопоставлен этим героям. Ему чужды их взгляды на устройство общества. Чацкий – обладатель активного, творческого ума. Он хочет служить «делу, а не лицам», потому что высоко ценит свободу личности, честь и достоинство. Чацкий – единственный герой комедии, представляющий «век нынешний». Он выражает идеи самого автора – идеи нравственности и просвещения, которые консервативные дворяне не готовы воспринять.

При характеристике героев «Горя от ума» сложнее всего интерпретировать образ Софьи Фамусовой . Ее нельзя отнести ни к «веку нынешнему», «ни к веку минувшему». В отличие от своего отца и от Молчалина Софья не боится мнения общества. Она так и заявляет Молчалину, когда тот просит ее поостеречься и не показывать своих чувств на публике.
Она занимается музыкой, читает книги, что Фамусов считает лишним и даже вредным. Но Софья и не на стороне Чацкого, поскольку его обличительные монологи угрожают не только комфортной жизни дворян, но и ее личному счастью. Именно поэтому Софья пускает слух о том, что Чацкий сумасшедший, а общество так активно эту сплетню распространяет.

Список действующих лиц «Горя от ума» не ограничивается главными героями. Для понимания проблематики также важны второстепенные персонажи «Горя от ума». Например, невозможно представить себе развитие любовной интриги в комедии без служанки Лизы , которая помогает Софье и Молчалину сохранить их свидания в тайне. Также образ Лизы участвует в более полном раскрытии других персонажей «Горя от ума» Грибоедова. Ей оказывает знаки внимания Молчалин, и читателю сразу становится понятно, что чувств к Софье он не имеет.

Полковник Скалозуб также участвует в развитии любовной линии. Его прочат в женихи Софье, потому что у него есть деньги. Жаль только, что совсем нет ума. Зато это помогает в сатирическом ключе изобразить армию.

Особую смысловую нагрузку несут внесценические персонажи. Они не участвуют в действиях комедии, но о них говорят другие герои, что позволяет более полно представить нравы дворянского общества того времени. Наиболее известным внесценическим персонажем является Максим Петрович, дядя Фамусова , который нарочно несколько раз падал на приеме у императрицы, чтобы ее повеселить и заслужить уважение при дворе.

Следует отметить, что все образы героев комедии приобретают более глубокое звучание, чем это было принято до появление пьесы «Горе от ума». Здесь нет ни абсолютных негодяев, ни героев без недостатков. Грибоедов отказывается от традиционного деления персонажей на плохих и хороших. Так Фамусов является заботливым отцом для своей дочери, а Чацкий в некоторых моментах проявляет излишнюю горячность и бесцеремонность.

Характеры, созданные Грибоедовым, не теряют своей актуальности и в наши дни. Ведь проблема смены старых взглядов новыми всегда злободневна. Во все времена живут люди, несущие обществу прогрессивные идеи, и те, кто отказывается воспринимать новое, защищая свои устаревшие взгляды.


В данной статье описаны основные действующие лица комедии Грибоедова. Описание героев и их характеров пригодится ученикам 9 класса при подготовке доклада или сочинения на тему «Главные герои комедии «Горе от ума»».

Главные герои «Горе от ума» – образы персонажей Грибоедова и характеристика для сочинение по теме |