Год основания третьяковской галереи. Третьяковская галерея - картины, что посмотреть, информация для туристов

Третьяковская галерея обладает одним из самых крупных мировых собраний русского изобразительного искусства. Основой коллекции Третьяковки стали произведения русского искусства из собрания московского промышленника Павла Михайловича Третьякова (1832-1898). Датой основания музея считают 1856 год, когда Третьяков приобрел картины художников В.Г. Худякова и Н.Г. Шильдера. В планы мецената практически с самого начала формирования коллекции входило передать ее городу. В 1860 г., в своем завещании, Павел Михайлович говорил: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».

Во второй половине 1850-х гг. Третьяковым были куплены работы таких мастеров, как А.К. Саврасов, Ф.А. Бруни, К. А. Трутовский. В 1860-е гг. коллекция пополнилась произведениями В.Г. Перова, М.П. Клодта, К.Д. Флавицкого и целого ряда других авторов.

Музей впервые был открыт для широкой публики в 1867 г. Тогда в коллекцию входили около 1200 картин, 470 рисунков и 10 скульптур работы русских мастеров, а также 84 картины кистей иностранных художников. В дар городу Москве Павел Михайлович Третьяков официально передал коллекцию в 1892 г.

Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке

Открытие музея состоялось 15 августа 1893 г. Первым зданием, где были выставлены все работы, входившие в экспозицию, был дом в Лаврушинском переулке, приобретенный семьей Третьяковых еще в 1851 г. Расширение собраний музея вызывало необходимость пристройки новых помещений и «поглощения» соседних зданий для нужд галереи. В процессе реконструкции 1902-1904 гг. у Третьяковки появился оригинальный фасад по эскизам В.М. Васнецова, до сих пор остающийся ее «визитной карточкой». В 1918 г. Третьяковка была объявлена государственной собственностью, за первые же годы Советской России коллекция галереи существенно расширилась, в основном за счет многочисленных поступлений предметов искусства из национализированных частных коллекций со всей страны. К 100-летнему юбилею Третьяковки, в 1956 году, в музее было зарегистрировано более 35000 единиц хранения.

Сейчас в главном («историческом») здании Третьяковки в Лаврушинском переулке собрана коллекция русского искусства периода с XI до начала XX в. Кроме работ уже упомянутых мастеров живописи, здесь можно увидеть шедевры И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, И.Е. Репина, И.И. Левитана, В.А. Серова, М.А. Врубеля и многих других прославленных художников. Отдельный зал посвящен легендарному полотну «Явление Христа народу» кисти А.А. Иванова. Здесь также имеется богатейшее собрание русских икон XI-XVII веков.

Как добраться до музея : ст. м. «Третьяковская», «Полянка», 5-10 минут пешком до Лаврушинского пер., д. 10. Время работы: вторник, среда, суббота и воскресенье: 10-00-18-00 (кассы и вход в галерею до 17-00); четверг и пятница: 10-00-21-00 (кассы и вход в галерею до 20-00). Понедельник – выходной. Цены на билеты : взрослые - 360 руб., школьники и студенты – 220 руб.

Третьяковка на Крымском валу

Помещения Третьяковки на Крымском валу отведены для широкомасштабной постоянной экспозиции «Искусство XX века». Стоимость билетов одинаковая с главным зданием в Лаврушинском пер. Часы работы: с 10.00 до 19.30. Здесь также проходят обычно несколько крупных тематических выставок. Большой многоэтажный павильон, ориентированный на набережную Москва-реки, был построен в конце 70-х гг. ХХ в. Здесь собраны работы нескольких десятков прославленных русских художников и скульпторов XX века, в том числе А.Н. Бенуа, З.Е. Серебряковой, П.П. Кончаловского, И.Э. Грабаря, А.А. Дейнеки, А.А. Пластова, М.С. Сарьяна, Т.Н. Яблонской и многих других. Много интересного в этом павильоне найдут как поклонники реалистической живописи (в том числе и соцреализма), так и любители авангарда. В залах музея можно увидеть один из вариантов знаменитого «Черного квадрата» Малевича, ряд скульптурных работ мастеров-авангардистов, инсталляции, фото- и видеоотчеты о творческих акциях и хепенингах.

В этом же павильоне располагается и , имеющий несколько десятков постоянно действующих галерей, регулярно проводящий выставки, концерты и другие мероприятия. На территории рядом со зданием расположен парк «Музеон», известный собранием памятников советской эпохи, в т.ч. памятником Дзержинскому, в 1991 г. демонтированном с Лубянки, памятниками И.В. Сталину, В.И. Ленину, Я.М. Свердлову, Л.И. Брежневу и другими символами советской эпохи.

Здания галереи на Крымском валу и в Лаврушинском переулке - наиболее крупные и популярные у публики подразделения объединения «Государственная Третьяковская галерея». Кроме них для посетителей также доступны Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, Культурный центр в Толмачах, Инженерный корпус, музей-мастерская А.С. Голубкиной. Последние три объекта в данное время находятся на реконструкции и посетителей не принимают.

Этот вариант проекта фасада Третьяковской галереи Виктора Михайловича Васнецова был построен в 1899-1906 годах.Государственная Третьяковская галерея (известна также как ГТГ) - художественный музей в Москве, основанный в 1856 купцом Павлом Третьяковым и имеющий одну из самых крупных и значительных в мире коллекций русского изобразительного искусства. Экспозиция в инженерном корпусе «Русская живопись XI - начала XX в» (Лаврушинский переулок, д. 10) является частью Всероссийского музейного объединения «Государственная Третьяковская галерея», образованного в 1986 году.

Интересен прежде всего главный фасад здания, выходящий в Лаврушинский переулок, поскольку основное здание галереи представляет собой неоднократно перестраивавшийся и достраивавшийся жилой дом П. Третьякова, в котором он разместил свою коллекцию картин. После принесения ее в дар городу Москве было решено соорудить новую переднюю часть здания с парадным входом. Для этой работы был привлечен известный художник В. Васнецов, по рисунку которого и был в 1906 году построен главный фасад.

Свойственное тому времени понимание национального начала в архитектуре привело художника к заимствованию форм древнерусского зодчества, что сказалось в характере выдвинутого вперед входа, в его порталах, в наличниках окон фасада, в очертании и убранстве его центра в виде декоративного кокошника, в котором помещен барельеф герба Москвы.

Следует, однако, отметить, что здесь сквозь наряд русского стиля пробиваются элементы нового рационального понимания архитектурного организма здания. Объем входной части Третьяковской галереи достаточно ясен. Заметно возросла роль гладких плоскостей стен. Общественный характер здания отчетливо выявлен. Пристройка к Третьяковской галерее в наше время (с правой стороны) нескольких залов была сделана по проекту А. Щусева в формах, близких к васнецовским.

Братья Третьяковы происходили из старинного, но не очень богатого купеческого рода. Их отец, Михаил Захарович, дал им хорошее домашнее воспитание. С юности они занялись семейным делом, сначала торговым, а затем и промышленным. Братья создали знаменитую Большую Костромскую мануфактуру льняных изделий, много занимались благотворительностью и общественной деятельностью. Оба брата были коллекционерами, но Сергей Михайлович занимался этим как любитель, а вот для Павла Михайловича это стало делом всей его жизни, в котором он видел свою миссию.

Павел Михайлович Третьяков – не первый собиратель русского искусства. Известными коллекционерами были Кокорев, Солдатенков и Прянишников, в свое время существовала галерея Свиньина. Но именно Третьякова отличало не только художественное чутье, но и демократические убеждения, глубокий истинный патриотизм, ответственность за родную культуру. Важно то, что он был и коллекционером, и меценатом художников, а порой и вдохновителем, моральным соавтором их творчества. Ему мы обязаны великолепной портретной галереей выдающихся деятелей культуры и общественной жизни. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания.

Первые картины русских художников были приобретены Третьяковым еще в 1856 году (эта дата и считается годом основанием галереи). С тех пор коллекция постоянно пополнялась. Располагалась она в принадлежащем семье доме в Замоскворечье, в Лаврушинском переулке. Это здание является основным корпусом музея. Оно постоянно расширялось и перестраивалось для нужд экспозиции, а в начале ХХ века приобрело знакомый нам вид. Фасад его был выполнен в русском стиле по проекту художника Виктора Васнецова.

С момента основания галереи Павел Третьяков решил передать ее городу и уже в завещании от 1861 года оговорил условия этой передачи, выделив большие суммы на ее содержание. 31 августа 1892 года в своем заявлении в Московскую городскую думу о передаче Москве его галереи и галереи покойного брата он писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию». Городская дума с благодарностью приняла этот дар, постановив выделять ежегодно пять тысяч рублей на приобретение новых экспонатов коллекции. В 1893 году галерея была официально открыта для публики.

Павел Третьяков был очень скромным человеком, не любившим шумихи вокруг своего имени. Он хотел тихого открытия и, когда были организованы торжества, уехал за границу. Он отказался от дворянства, которое было пожаловано ему императором. «Я родился купцом и умру купцом», – объяснил свой отказ Третьяков. Однако он с благодарностью принял звание почетного гражданина Москвы. Это звание было присвоено ему городской думой как знак высокого отличия и благодарности за его высокие заслуги в деле сохранения русской художественной культуры.

История музея

Важной вехой в истории Третьяковской галереи было назначение в 1913 году на пост ее попечителя Игоря Грабаря, художника, искусствоведа, архитектора и историка искусств. Под его началом Третьяковка стала музеем европейского уровня. Первые годы советской власти Грабарь оставался директором музея, которому декретом Совнаркома в 1918 году был присвоен статус национального достояния.

Алексей Щусев, ставший директором галереи в 1926 году, продолжил расширение музея. Третьяковская галерея получила соседнее здание, в котором расположилась администрация, рукописный и другие отделы. После закрытия церкви Святителя Николая в Толмачах ее переоборудовали для запасников музея, а в 1936 году появился и новый корпус, называемый «Щусевским», который сначала использовался как выставочный, но затем в нем также разместилась основная экспозиция.

В конце 1970-х годов открылся новый корпус музея на Крымском Валу. Здесь постоянно проходят масштабные художественные выставки, а также хранится коллекция отечественного искусства XX века.

Филиалами Третьяковской галереи также являются Дом-музей В. М. Васнецова, Музей-квартира его брата – А. М. Васнецова, Музей-квартира скульптора А. С. Голубкиной, Дом-музей П. Д. Корина, а также храм-музей Святителя Николая в Толмачах, в котором с 1993 года возобновлены богослужения.

Собрание музея

Наиболее полной является коллекция искусства второй половины ХIХ века, равных ей нет. Павел Михайлович Третьяков был, пожалуй, главным покупателем работ передвижников с самой первой их выставки. Картины Перова, Крамского, Поленова, Ге, Саврасова, Куинджи, Васильева, Васнецова, Сурикова, Репина, приобретенные еще самим основателем Третьяковской галереи, – гордость музея. Здесь собраны поистине лучшие образцы золотого века русской живописи.

Прекрасно представлено и искусство художников, не принадлежащих к передвижникам. Работы Нестерова, Серова, Левитана, Малявина, Коровина, а также Александра Бенуа, Врубеля, Сомова, Рериха заняли почетное место в экспозиции. После Октября 1917-го коллекция музея пополнялась как за счет национализированных коллекций, так и благодаря работам современных художников. Их холсты дают представление о развитии советского искусства, его официальных течений и подпольного авангарда.

Третьяковская галерея продолжает пополнять свои фонды. С начала ХХI века действует отдел новейших течений, в котором собираются работы актуального искусства. Помимо живописи, в галерее большое собрание русской графики, скульптуры, есть ценный архив рукописей. Богатая коллекция древнерусского искусства, икон – одна из лучших в мире. Начало ее было положено еще Третьяковым. После его смерти она составляла около 60 предметов, а в данный момент насчитывает около 4000 единиц.

Государственная Третьяковская галерея принадлежит к числу крупнейших музеев мира. Сотни тысяч людей ежегодно знакомятся с собранием Третьяковской галереи, посвященным исключительно национальному русскому искусству, тем художникам, которые внесли большой вклад в историю русского искусства
Москвичи этот музей называют тепло и с любовью - «Третьяковка». Он для нас знакомый и близкий с раннего детства, когда мы начали приходить туда с родителями. Уютный, по-московски теплый, расположенный в тихом Лаврушинском переулке среди улочек и переулков Замоскворечья, древнейшего района Москвы.
Основателем Третьяковской галереи стал московский купец и промышленник Павел Михайлович Третьяков. Поначалу все, что приобреталось Павлом Михайловичем Третьяковым, размещалось в комнатах его жилого дома в Лаврушинском переулке, купленного семьей Третьяковых в начале 1850-х годов. Но уже в конце 1860-х годов картин стало так много, что разместить их все в комнатах не было никакой возможности.
Датой основания Третьяковской галереи принято считать 1856 год, когда Павел Третьяков приобрел две картины русских художников: «Искушение» Н. Г. Шильдера и «Стычка с финляндскими контрабандистами» В. Г. Худякова, хотя ранее в 1854-1855 годах он купил 11 графических листов и 9 картин старых голландских мастеров. В 1867 году для широкой публики в Замоскворечье была открыта «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых». Её коллекция насчитывала 1276 картин, 471 рисунок и 10 скульптур русских художников, а также 84 картины иностранных мастеров.
П. М. Третьяков, задавшись целью создать коллекцию, которая в будущем могла бы перерасти в музей национального искусства. "Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие", - писал П. М. Третьяков в 1860 году, добавляя при этом: ". . . я желал бы оставить национальную галерею, то есть состоящую из картин русских художников". Всю свою жизнь Третьяков оставался крупным деловым человеком, не имевшим специального образования в области живописи. Современники немало удивлялись природному уму и безукоризненному вкусу этого потомственного купца. Со временем высокий вкус, строгость отбора, благородство намерений принесли Третьякову заслуженный и неоспоримый авторитет и дали ему "привилегии", которых не имел ни один другой коллекционер: Третьяков получил право первым смотреть новые работы художников или непосредственно в их мастерских, или на выставках, но, как правило, до их публичного открытия. П. М. Третьяков покупал заинтересовавшие его картины, невзирая на мнения критики и недовольство цензуры. Это было с такими картинами как "Сельский крестный ход на Пасху" В. Г. Перова, "Иван Грозный" И. Е. Репина. П. М. Третьяков ясно понимал, что создаваемый им музей должен не столько соответствовать его личным вкусам и симпатиям, сколько отражать объективную картину развития отечественного искусства. И до сих пор почти все, что было приобретено П. М. Третьяковым, составляет подлинный золотой фонд не только Третьяковской галереи, но и всего русского искусства.

В 1892 году Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар городу Москве. В собрании к этому времени насчитывалось 1287 живописных и 518 графических произведений русской школы, 75 картин и 8 рисунков европейской школы, 15 скульптур и коллекция икон.
Павел Третьяков вплоть до своей смерти являлся распорядителем галереи. В 1898 году для управления галереей создали Совет под председательством попечителя которым в начале был И. С. Остроухов, а с 1913 года - И. Э. Грабарь.
В начале 1913 года московская городская дума избирает Игоря Грабаря попечителем Третьяковской галереи.

3 июня 1918 года Третьяковская галерея была объявлена «государственной собственностью Российской Федеративной Советской Республики» и получила название Государственная Третьяковская галерея. Директором музея был снова назначен Игорь Грабарь.
В 1926 году директором музея стал академик архитектуры А.В. Щусев. В следующем году галерея получила соседний дом по Малому Толмачевскому переулку (бывший дом купца Соколикова). После перестройки здесь разместилась администрация Галереи, научные отделы, библиотека, отдел рукописей, фонды графики.
В 1932 году Галереи было передано здание церкви Святителя Николая в Толмачах, которое стало запасником живописи и скульптуры. Позже оно было соединено с экспозиционными залами выстроенным двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины А. А. Иванова «Явление Христа народу» (1837-1857). Был построен также переход между залами, расположенными по обе стороны от главной лестницы. Это обеспечило непрерывность обзора экспозиции.
В 1936 году был открыт новый двухэтажный корпус с северной стороны основного здания - так называемого «щусевского корпуса». Эти залы сначала использовались для выставок, а с 1940 года были включены в основной маршрут экспозиции.
В 1956 году, в честь 100-летнего юбилея Третьяковской галереи был достроен зал А.А. Иванова. В 1980 году перед зданием галереи установили памятник П. М. Третьякову, созданный скульптором А.П. Кибальниковым и архитектором И.Е.Рогожиным.
За годы реконструкции сложилась новая концепция Третьяковской галереи как единого музея на двух территориях: в Лаврушинском переулке, где сосредоточиваются экспозиции и хранилища старого искусства, начиная с древнейших времен до начала 1910-х годов, и в здании на Крымском валу, экспозиционные площади которого отданы искусству XX века. Выставки, как старого, так и нового искусства, устраиваются на обеих территориях.
Нынешнее собрание Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений.

Знаменитая на весь мир «Третьяковка» (Государственная Третьяковская галерея) - это музей, в котором хранится и экспонируется одна из крупнейших коллекций изобразительного национального искусства. Российским и иностранным туристам обычно не терпится узнать, где в Москве находится Третьяковская галерея. Художественные сокровища музейной коллекции можно увидеть по нескольким адресам города.

Славное объединение

Третьяковская галерея - это комплекс, состоящий из главного здания, Инженерного корпуса, экспозиции в храме Святителя Николая в Толмачах, филиала на Крымском Валу и домов-музеев русских живописцев.

Дом-теремок

Главное здание художественного музея не трудно найти в самом центре столицы. Адрес, где находится Третьяковская галерея: Лаврушинский переулок, дом 10. Уютное старомосковское местечко вблизи Москвы-реки. Фасад здания в сказочной стилизации привлекает к себе внимание, и мимо музея трудно пройти. Здесь любознательный посетитель найдет впечатляющую коллекцию русских икон и картин, которые считаются по праву драгоценными шедеврами отечественного искусства. Собрание содержит образцы русской живописи 10-19 веков.

Замоскворецкий маршрут

Своим названием подскажет, где находится Третьяковская галерея, станция метро «Третьяковская». Она носит имя музея и его основателя Павла Михайловича Третьякова. Станция располагается на оранжевой ветке метрополитена (Калужско-Рижская линия) и на пересекающей ее желтой ветке (Калининская линия). Маршрут, начатый отсюда, поможет быстрей всего оказаться у цели. Дорога займет 5 минут. Из метрополитена имеется только один выход. Поднявшись наверх по эскалатору и выйдя на улицу, вы окажетесь на Большой Ордынке. Улицу следует пересечь. Сделав это, вы очутитесь перед баром-рестораном. Поверните налево, дойдите до Ордынского тупика и двигайтесь по нему, пока не увидите Лаврушинский переулок. На другой его стороне находится Третьяковская галерея, а к югу от нее расположился Инженерный корпус музея. Он появился в период реконструкции, в 1989 году, рядышком со старинным зданием, фасад которого был спроектирован Васнецовым. В новом строении расположились информационный центр, конференц-зал, детская творческая студия, демонстрационные помещения, в которых можно не только насладиться русскими и зарубежными предметами искусства, но и познакомиться с экспозициями региональных музеев нашей страны.

За Инженерным корпусом виден храм Святителя Николая в Толмачах (Малый Толмачевский переулок, дом 9). Здесь можно посмотреть церковные художественные раритеты. Если вы передвигаетесь на автомобиле, то знайте: со стороны переулка легче всего достичь галереи.

Другая станция в Москве, где находится Третьяковская галерея, расположена рядом с «Третьяковской», она называется «Новокузнецкая» и располагается на зеленой ветке метрополитена (Замоскворецкая линия). Обе станции сообщаются друг с другом посредством перехода. Можно не поднимаясь из метро перейти на станцию «Третьяковская». Если вы воспользовались выходом Новокузнецкой станции, сначала дойдите до улицы Большая Ордынка и дальше следуйте маршрутом, описанным выше.

Другой вариант

Еще одно место, помогающее отыскать в Москве, где находится Третьяковская галерея, - метро «Полянка». Станция находится на серой ветке (Серпуховско-Тимирязевская линия). Но оттуда ехать придется наземным транспортом с остановки автобуса №700 или троллейбуса №1. Дорога займет 20 минут. Выходите на остановке «Улица Большая Якиманка» и увидите галерею.

Экспозиции в Лаврушинском переулке доступны во все дни, кроме понедельника. Время работы: вторник, среда и воскресенье с 10 до 18 часов. В четверг, пятницу и субботу музей можно посещать с 10 до 21 часа.

Отделение на Крымском Валу

Так называемая Новая Третьяковская галерея, где находятся работы русских и российских мастеров живописи периода 20 - начала 21 века, располагается по адресу: Крымский Вал, дом 10. Музей работает по такому же расписанию, как и в основном здании.

Станция метро, где находится Третьяковская галерея на Крымском Валу, носит название «Октябрьская». Она расположилась на пересечении Кольцевой и Калужско-Рижской линий. Поднявшись из метрополитена в город, нужно пройти по подземному переходу на другую сторону улицы Большая Якиманка, а потом идти по Крымскому Валу до здания Центрального дома художника. В этом современном здании вы найдете филиал Третьяковки. Добраться до нее можно также от станции «Парк культуры», которая располагается на пересечении Кольцевой и Сокольнической линии (красная ветка). Покинув метро, идите в сторону Москвы-реки по Новокрымскому проезду, перейдите по Крымскому мосту на другой берег и двигайтесь до поворота на ул. Крымский Вал. Здесь вы увидите серое строение Центрального дома художника, где экспонируется коллекция Третьяковки, посвященная современному искусству.

Домашние экспозиции - тоже часть Третьяковки

В Мещанском округе Москвы, по адресу переулок Васнецова, дом 13, перед почитателем искусств предстает дом-музей Виктора Васнецова. Здесь выставлены малоизвестные произведения живописца, все в квартире «дышит» неповторимой атмосферой, в которой жил и трудился великий русский мастер. Добраться до музея проще всего от станции «Проспект мира», что на Кольцевой линии. Наверху поверните налево и идите по ул. Гиляровского до улицы Дурова. Там поверните направо, пройдя ул. Щепкина, сверните к Мещанской и двигайтесь до переулка Васнецова. Через 100 метров вы окажетесь у дверей музея.

Музей-квартира младшего брата художника - Аполлинария Васнецова, пейзажиста и историка, известного зарисовками старой Москвы, которые он делал на археологических раскопках - находится в Фурмановском переулке, доме № 6. Дойти до него вы можете со станции метро «Чистые пруды» (Сокольническая линия). Из метро пройдите на Гусятников переулок и двигайтесь по нему до Большого Харитоньевского. Сверните налево и идите до ул. Чаплыгина, которая появится справа. По ней вы доберетесь до Фурмановского переулка, 6. На третьем этаже вы обнаружите квартиру и увидите скромную изящную обстановку, знаменитые эскизы облаков, которые любил рисовать хозяин дома, и другие любопытные объекты.

По адресу Большой Левшинский переулок, 12 расположилась музей-квартира Анны Голубкиной, скульптора Серебряного века. До нее вы доберетесь от станции «Парк культуры». Выйдя из метро, найдите на Зубовском бульваре остановку «Метро Парк культуры» в направлении Крымского моста. Сядьте в автобус №Т10 либо №Т79 и поезжайте до остановки «Первый Неопалимовский переулок». Выйдя на улицу, вернитесь назад до Большого Левшинскогопер., в 1-м слева доме вы и найдете мемориальную мастерскую.

Еще одна точка, где находится Третьяковская галерея (филиал) - это дом-музей Павла Корина, русского портретиста и педагога. Он расположен по адресу: Малая Пироговская, дом 16, флигель №5.

Квартиры-музеи открыты для посещения со среды по воскресенье с 10 до 17 часов. Понедельник и вторник - выходные. Каждый из музеев в определенные периоды может быть закрыт на реконструкцию, поэтому заранее нужно узнавать, работает ли объект в те дни, когда вы решили его навестить.

Достояние отечества

В 1995 году объединение под названием Третьяковская галерея указом президента было включено в число наиболее ценных объектов российской национальной культуры. Сейчас в собрании музея имеется больше ста тысяч художественных шедевров.