Гитарные ходы. Как научиться играть на гитаре: подробное руководство для самых самостоятельных

Аккордовая прогрессия – это последовательность аккордов, сыгранных друг за другом с определенной продолжительностью. На этой странице ты сможешь найти 10 самых популярных в джазе аккордовых прогрессий, список песен, использующих данную прогрессию, и список гитаристов, которые эти песни исполнили.

В этом уроке ты научишься распознавать эти прогрессии с точки зрения римских цифр, указывающих позиций, что позволит тебе быстро транспонировать их в другие тональности и исполнить эти прогрессии на гитаре.

Очень важно, чтобы ты научился распознавать эти классические прогрессии аккордов и практиковался в импровизации поверх них. Поэтому хватай свою гитару, отыщи свой усилитель и приступай к изучению 10 самых популярных джазовых аккордовых прогрессий!

1. Аккордовая прогрессия ii V I мажор

| iim7 | V7 | Imaj7 | %

| Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

Данная прогрессия без сомнений является самой популярной аккордовой прогрессией в джазе. Я не собираюсь давать тебе лист песен и исполнителей, которые использовали эту прогрессию, потому что джазовый стандарт без нее просто немыслим. Некоторые прогрессии аккордов (джазовые стандарты) являются чем-то большим, чем серия повторений ii V.

Можно найти несчетное количество мелодий во всех 12-ти тональностях, с множеством разных ритмических и гармонических изменений. Именно поэтому данная прогрессия – это лучшее место, чтобы начать работу над расширением и упрочнением своего репертуара джазовых прогрессий аккордов.

Ниже приведены два примера игры данной прогрессии в тональности C .

2. Аккордовая прогрессия «Rhythm Changes»

| Imaj 7 vim 7 | iim 7 V 7 | iiim 7 VI 7 | iim 7 V 7

| Cmaj7 Am7 | Dm7 G7 | Em7 A7 | Dm7 G7

Прогрессия «Rhythm Changes» является типом аккордовых прогрессий, которая использует те же замены аккордов, которые использовались в песне «I"ve Got Rhythm», написанной Gershwin в 1930 году. Люди начали использовать эту прогрессию на концертах, и множество разных мелодий появились благодаря этим аккордовым заменам.

Список стандартов, которые используют данную прогрессию.

Песня Исполнитель

Moose the Mooche Pat Metheny

Shaw Nuff Barney Kessel

Cheek to Cheek George Van Eps

Mean to Me Barney Kessel

Isn"t It Romantic Tal Farlow

Long Ago and Far Away Earl Klugh

Будучи построенной вокруг прогрессии I-vi-ii-V с незначительными различиями между первыми и вторыми двухтактовыми фрагментами, эта прогрессия аккордов может быть обманчиво простой, из-за чего многие гитаристы изучают ее поверхностно. Но те, кто погрузится и изучит эти изменения более детально, смогут выучить новые творческие пути построения аккордов и достигнут нового уровня в творчестве.

Ниже приведены два примера, которые помогут тебе начать.

3. Нисходящая ii V I аккордовая прогрессия

| Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7 | % |(iim7 | V7) | Imaj7

| Cmaj7 | % |Cm7 | F7 | Bbmaj7 | % | Bbm7 | Eb7 | Abmaj7

Данная прогрессия аккордов тоже очень распространена. В ней содержатся 2 модуляции: фрагмент начинается в тональности C мажор, затем переходит в тональность Bb мажор в 3 такте, а в 7 такте переходит в тональность Ab мажор.

Песня Исполнитель

How High the Moon Joe Pass

Tune Up Wes Montgomery

Cherokee Tal Farlow

Joy Spring Joe Pass

One Note Sambe Charlie Byrd

Solar Pat Metheny

Нисходящая мажорная ii V I аккордовая прогрессия - это часто используемая гармоническая схема, которая может оказаться своего рода хитростью, когда впервые учишься ориентироваться в этих аккордах.

Когда сталкиваешься с нисходящими гармоническими примерами, многие просто повторяют одинаковые аккорды, спускаясь на два лада для перехода в новую тональность. Пока это происходит, опытные гитаристы найдут способы, чтобы подняться вверх по грифу, обеспечив хороший гармонический контраст.

4. Прогрессия с проходящими аккордами Dim7

| Imaj 7 # I °7 | iim 7 # II °7 | iiim 7 VI 7

| Cmaj7 C#°7 | Dm7 D#°7 | Em7 A7

Песня Исполнитель

Cherokee Tal Farlow

Joy Spring Joe Pass

But Beautiful Lenny Breau

Ain"t Misbehavin" Django Reinhardt

Аккорд Dim7 используется для соединения аккордов Imaj7 и iim7, а также iim7 и iiim7. Он часто используется джазовыми гитаристами как гармонический метод украшения композиции.

Не только аккорды Dim7, но и хроматическая линия баса помогает создать гармоническое напряжение в гармонии, которое разрешается аккордами iim7 и iiim7 в последующую сильную долю такта.

Ниже приведены два примера, которые ты можешь использовать для отработки данной прогрессии.

5. Прогрессия «Take the A Train»

| Imaj7 | % | II7 | % | iim7 | V7 | Imaj7 | %

| Cmaj7 | % | D7 | % | Dm7 | G7 | Cmaj7 | %

Песня Исполнитель

Take the "A" Train George Benson

The Girl from Ipanema Charlie Byrd

Desafinado Charlie Byrd

Mood Indigo Kenny Burrell

Эта прогрессия, характерная черта которой заключается в «прохладном» звучании аккорда II7, чаще всего ассоциируется с классической композицией «Take the A Train» авторства Duke Ellington.

Движение от аккорда Imaj7 к II7 и, далее, к iim7 часто можно слышать во множестве разных мелодий на гитаре, включая классическую Bossa Nova композицию «Girl From Ipanema». Поэтому над ней стоит работать, как с точки зрения аккомпанемента, так и с точки зрения игры соло.

Ниже приведены два примера данной прогрессии.

6. Прогрессия от I к IV

| Imaj 7 | (iim 7 V 7) | IVmaj 7

| Cmaj 7 | Gm 7 C 7 | Fmaj 7

Песня Исполнитель

Satin Doll Tal Farlow

Cherokee Tal Farlow

Joy Spring Joe Pass

Have You Met Miss Jones Kenny Burrell

Все, кто играл блюз, знают, что движение от аккорда I к аккорду IV является распространенным «джазовым» гитарным ходом. Несмотря на то, что ты можешь быть знакомым с этой прогрессией с точки зрения блюза, ты также можешь применить данную прогрессию в мажорной тональности, как в примерах ниже.

Работа над этими примерами в различных тональностях поможет тебе прочувствовать эту прогрессию своими ушами и пальцами, что позволит тебе уверенно использовать ее на выступлениях и репетициях.

7. Прогрессия от IV к iv

| Imaj7 | I7 | IVmaj7 | ivm7 | iiim7VI7 | iim7V7 | Imaj7

| Cmaj7 | C7 | Fmaj7 | Fm7 | Em7A7 | Dm7G7 | Cmaj7

Песня Исполнитель

Moose the Mooche Pat Metheny

Shaw Nuff Barney Kessel

All of Me George Benson

All the Things You Are Pat Metheny

There Will Never Be Another You George Benson

Главное в изучении данной прогрессии – это понимание движения от аккорда IVmaj7 к аккорду ivm7.

Она использована множеством композиторов и импровизаторов, а также поп-музыкантами, такими как the Beatles. Гармоническое движение от IV к iv является одним из самых важных для джазового гитариста, как с точки зрения аккомпанемента, так и соло.

Данные примеры помогут тебе начать работать с данной прогрессией.

8. Прогрессия песни Rhythm Changes (фрагмент перед припевом)

Как мы видели ранее, «Rhythm Changes» - это мелодия с классическим звучанием и узнаваемой аккордовой прогрессией. Фрагмент песни перед припевом, характеризуется четырьмя септаккордами, которые двигаются вверх по 4-м ступеням при каждой смене аккордов. Хотя здесь всего лишь 4 аккорда, эта прогрессия является весьма хитрой, потому стоит ее изучить.

Следующие примеры помогут тебе приступить к ее изучению.

9. Минорная прогрессия ii V I

Как и ее мажорная родственница, минорная прогрессия ii V I является основой множества мелодий от множества композиторов и импровизаторов.

Благодаря интересному аккорду 7alt, данную прогрессию будет несколько сложнее освоить, чем мажорную версию, которую мы изучали ранее. Именно поэтому очень важно продолжать развивать свой багаж за счет данной прогрессии даже опытным музыкантам.

Как всегда, ниже приводятся два примера, чтобы помочь тебе начать.

10. Прогрессия из песни «Stray Cat Strut»

Данный минорный оборот, который ты можешь услышать в классической мелодии «Stray Cat Strut», должен знать каждый джазовый гитарист. С характерной линией баса, простым, но эффективным гармоническим движением и ощущением раскачки, эти четыре аккорда могут добавить остроты к любому простому минорному обороту.

Учёными доказано, что в природе существует до 10 миллионов оттенков основных 7 цветов радуги. Вот оно, какое разнообразие красок, разнообразие палитры. Ведь есть же, где «разгуляться» художникам. И они таки стараются: окрылённые вдохновением, умело используя весь «цветовой арсенал», пишут картины… Передают настроение, чувства, атмосферу, рассказывают историю, отображают действия.

О технике исполнения Space in C-dur

  1. Этюд играется в темпе 80-100 ударов/1 минуту.
  2. На записи, в некоторых тактах, выдерживаются ферматы (в окончаниях отдельных фраз). Но можно играть Space in С-dur и без них, чётко выдерживая темп и длительности, указанные в нотах.
  3. Переборы и одновременные защипывания струн играются пальцами.
  4. В некоторых тактах переход с одного аккорда и на другой осуществляется при помощи техники глиссандо (скольжения пальца на струне). При необходимости прорабатывайте отдельно эти штрихи.
  5. В потактовом разборе в скобках дополнительно представлены альтернативные варианты обозначения аккорда (относительно другого тонального центра).
  6. Некоторые аппликатуры «простираются» на 5-6 ладов. Так что придётся растягивать пальцы левой руки. («Разогрейте» их перед тем, как приступить к исполнению этюда.)
  7. Аккорды, обозначенные волнистой линией играйте не защипыванием, а : большим пальцем правой руки последовательно коснитесь струн, начиная от низких (6) к высоким (1). Добивайтесь раздельного звучания струн, но и в то же время не задерживайтесь по долгу на каждом звуке.

Также этот штрих можно сыграть двумя пальцами (см. видео – Space in C-dur - красивые аккорды на гитаре): большой палец делает удар вниз от басовых струн до второй (включительно), а первую струну - защипывает безымянный палец. Обязательно нужно выдерживать длительность арпеджио, указанную в нотах.

Такты 1-6

1т.


1и 2 доля - C maj7 (большой септаккорд): расположенные на соседних струнах септима (B – на 3 струне) и тоника (С – на 2 струне) образуют малую секунду и придают аккорду пасмурное, задумчивое настроение.

3 и 4 доля - С9 (нонаккорд), но также может быть представлен и как задержанный аккорд С sus2 или G sus4. Также состоит из интересного сочетания интервалов. От тоники (С – на 3 стр): большая секунда и кварта.

2т.

Нонаккорд с терцией в басу (E); его аппликатура располагается от III до аж VII лада. Сразу поставьте пальцы на 1-3 струне и только в конце такта, на четвёртой доле, зажмите 5 струну на VII ладу.

3т.

1-2д. - Csus2 - задержанный аккорд с открытой 4 стр. (ре - II ступень от C).

3-4д. - С9 sus4 - мелодический переход из C sus2 (не глушите басовые струны, звучавшие в предыдущем аккорде).

4т.

С и C sus4 - стандартные аппликатуры вV позиции.

5т.

1д. - С sus2 - задержанный на 5, 3,2 и 1 струнах (4 не звучит).

2д. - С maj9 - большой септаккорд с девятой ступенью: добавьте к предыдущему C sus2 (не отрывая пальцев от грифа) мизинец (прижмите им 1 стр. на VII ладу).

3-4д. - С sus2 - уберите мизинец и сыграйте аккорд, как в первой доли данного такта.

6 т.

1-2д. - С sus4/Bb (или Bb sus2 без терции) - задержанный аккорд с малой септимой (Bb) в басу.

3-4д. - С maj7 sus4/A - несмотря на такое замудрённое название, играется довольно просто (не так страшен чёрт, то есть аккорд, как его малюют; и в данном случае, как его намалевал автор). Удерживая аппликатуру С sus4/Bb, переместите приёмом глиссандо безымянный и мизинец c VIII на VII лад.

Такты 7-14

7т. - С9 - на VIII ладу, нона звучит на открытой струне (D).

8т. - C sus2 и С - эти аккорды можно сыграть и на четырёхструнной бас-гитаре; их аппликатуры расположены на 6-3 струнах.

9т. - С (#11) - красивый аккорд с повышенной 11 ступенью. Квинта на 5 и 6 стр. и большая секунда на 3 и 2 стр. создают по истине «космическое» звучание.

10т. - С maj7/E - небольшой «шпагат» для пальцев; - ещё несколько аппликатур мажорного трезвучия с повышенной 11.

11т. - С6/G - секстаккорд с квинтой в басу; - эта же аппликатура с добавлением #11.

12т. - С sus4/F (или F9) - аналогичная аппликатура используется в начале 6 такта; но здесь она играется на XV ладу; С6/F (или F maj7) - третьему пальцу в этом аккорде отведена участь играть баре и далее немножко четвёртому, мизинцу, - он зажимает первые две струны.

13-14 т. - С sus4/F, С/G, С/F, С/E - нисходящее движение в басу на основе одной аппликатуры.

Блюз – очень разномастный и интересный жанр музыки. Две композиции могут сильно отличаться друг от друга – и не подумаешь, что это одно и то же направление. Его исполняют и уличные музыканты, и всемирно известные звезды, вроде Гэри Мура. В этой статье мы рассмотрим, как играть блюз на гитаре.

Пальцы или слайд?

Слайд – специальная трубка или металла, стекла или керамики, которая надевается на палец и используется, чтобы зажимать струны. Когда струна соприкасается не с мягкой подушкой пальца, а с металлической поверхностью – звучание гитары меняется до неузнаваемости. С самого зарождения жанра блюз и слайд идут рука об руку.

Но никаких жестких канонов здесь нет. Нравится играть «руками» – пожалуйста. Хотите получать яркие вибратто и аутентичный звук – попробуйте слайд. Его даже необязательно покупать – возьмите стеклянную бутылку или, к примеру, складной нож. Этого будет достаточно, чтобы понять, нравится вам такой звук или нет.

Звучание профессионального слайда не будет лучше, чем у бутылки. Отличие в том, что его не приходится держать всей рукой . Трубка надевается только на один палец, а остальные будут свободными. Таким образом, гитаристы могут комбинировать слайдовую технику игры с классической.

Насколько полным и объемным бывает звучание гитары можно понять, если купить двенадцатиструнную гитару.

Особенности 12-тиструнок:

  • усиленный корпус типа вестерн или джамбо;
  • широкий гриф;
  • металлические струны, размещенные парами – толстая с обмоткой и тонкая без обмотки. Струны настраиваются в унисон, однако, начиная с третьей пары, тонкая струна всегда настроена на октаву выше.

Где купить 12 струнную гитару?

Для музыканта, хорошо владеющего игрой на шестиструнной гитаре, желание купить 12-струнную гитару в Москве или в другом регионе России вполне понятно.

Выбирая магазин, где купить гитару на 12 струн, присмотритесь к специализированным магазинам, предлагающим не только дешевые инструменты. Недорогая двенадцатиструнная гитара – великий соблазн, однако следует помнить, что 12 струн обусловливают мощную нагрузку на корпус гитары, поэтому один из основных параметров двенадцатиструнки – ее прочность.

Подготовка к игре

Данный раздел руководства – для тех, кто хочет учиться играть блюз на электрогитаре. В случае с акустикой никакой подготовки не надо – бери да играй. Но здесь есть возможность подкрутить эквалайзер или добавить в цепь пару педалей, получив нужный звук.

Первое и самое важное: забудьте о distortion . Блюзмены используют либо чистый, либо немного подгруженный звук, то есть легкий овердрайв. Большой уровень гейна даст много отвратительных шумов и многократно усилит скрежет по оплетке струн. А еще он компрессирует поток, срезая всю динамику блюзового звучания.

Существуют специальные педали для блюза, например, Boss Blues Driver. Не можете найти такую – используйте обычный овердрайв. Здесь важно не переусердствовать. В некоторых композициях неплохо себя покажет Wah-Wah эффект. Но на стадии обучения его лучше не трогать.

Второй совет: не накручивайте много каких-то частот в эквалайзере. Вместо того чтобы поднять середину, лучше опустить уровень баса и «верха» . Этот нехитрый прием даст вам более приятный и естественный звук.

Блюзовая пентатоника

Самое интересное в блюзе – это импровизация. Без нее ни свою мелодию не составишь, ни чужую не прикрасишь. А чтобы импровизировать, нужно узнать, какие ноты есть у вас в распоряжении.

За основу блюзовой гаммы берется минорная пентатоника . Между 3-й и 4-й ступенями добавляется еще одна нота. Именно она и помогает создать то самое характерное звучание. За десятилетия проб и ошибок блюзмены открыли для себя 5 наиболее удобных позиций (бокс ) для игры.

Красная точка – это тоника , основная нота, от которой строится мелодия. Синяя – это тот самый добавочный звук. Выбирайте любой лад на гитаре и пробуйте поочередно проиграть все ноты в каждой из позиций. Даже без дополнительных приемов вы сразу почувствуете этот особенный характер мелодий.

Постарайтесь разучить все боксы, чтобы ваши пальцы легко бегали по струнам «на автомате». Если вы будете постоянно думать, что зажать – ни о какой импровизации не может быть и речи.

Построение мелодии

Когда привыкнете к аппликатурам пентатоники, можно начинать импровизировать. Для начала попробуйте играть эту же гамму, но с разными ритмическими рисунками. Сочетайте восьмые и четверные ноты. Меняйте направление, «перескакивайте» через 1-2 ступени гаммы, делайте паузы. Через некоторое время ваши руки сами запомнят, какой прием звучит хорошо, а какой – так себе.

Не забывайте про метроном. Ритм в музыке очень важен. О нем нельзя забывать ни во время исполнения медленных, «тягучих» композиций, ни тем более, в качающих драйвовых риффах. Возможно, заниматься под метроном будет для вас непривычно и тяжело. Но без этого хорошее чувство ритма не разовьешь.

Пробуйте играть в разных позициях. Никто не запрещает менять их по ходу игры. Звучание риффов в разных боксах будет немного различаться. Побольше экспериментируйте – и получите в свою копилку много интересных мелодий.

Бенд, слайд и вибратто

Без этих трех приемов не обходится ни одна блюзовая композиция. Именно они оживляют мелодию, делают ее яркой и уникальной.

Слайд – самый простой прием. Особенно эффектно он звучит при игре слайдом (такая вот терминологическая тавтология). Собственно, вся техника игры сводится к тому, что вы никогда не отрываете трубку от струн, а ведете по их поверхности. Звук есть всегда, даже во время смены положения руки.

Если вы играете пальцами – суть остается та же. Например, зажимаете струну на 5-м ладу, извлекаете звук, а потом съезжаете на 7-й. Палец при этом отпускать не надо. Скорость зависит от контекста: иногда нужно съехать быстро, иногда – плавно.

Следующая важная в блюзе техника – бенд . Это изменение высоты звука без смены лада. Вы прижимаете струну, а затем ведете ее вдоль ладового порожка. Она натягивается и звучит выше. Обычно бенды тянут на тон или полтона. Сделать его несложно. Сложно – научиться подтягивать струны так, чтобы получившийся звук принадлежал к вашей гамме.

Это очень важный момент. Если вы сделаете бенд всего на четверть тона – он не впишется в мелодию и вызовет диссонанс. Если вы подтянете струну на полтона, но получите ноту, которая в вашу пентатонику не входит – снова диссонанс.

Например: между 3-й и 4-й ступенями вашей гаммы расстояние всего полтона (1 гитарный лад). Вы можете зажать струну на 7-м ладу, а затем тянуть ее, пока звук не будет такой, как если бы вы зажали ее на 8-м ладу. Можете тянуть еще выше – до 9-го лада – и получить 5-ю ступень пентатоники.

Еще один универсальный прием – вибратто . Когда вы играете длинную ноту (например, 4-ю среди массива 8-х), ей можно придать особую окраску, привлечь внимание. Если вы умеете делать бенд, освоить вибратто будет легко. Просто увеличивайте и уменьшайте натяжение, чтобы получить характерное дрожание. Можно изменять высоту совсем чуть-чуть, а можно достичь амплитуды в 2 тона. Что и когда лучше звучит – можно понять только экспериментируя.

Этот небольшой материал поможет вам выйти на старт. А дальше – дело только за практикой. Слушайте разных исполнителей, смотрите, как играют уличные музыканты, пробуйте составлять свои мелодии, добавляйте в композицию аккорды, активно используйте бенды и слайды. Лучший способ научиться играть блюз – это играть его.

Спонсор статьи.
Где и как приобрести качественные, 12 струнные гитары? Подробнее можно узнать

Незадолго до своей скоропалительной смерти, Рэнди Роудс впервые рассказал поклонникам о собственной гитарной методике и технике в рамках особой гитарной клиники.

Лишь горстка музыкантов в истории рока была столь же любима и по-настоящему почитаема, как покойный гитарист и музыкальный соратник , Рэнди Роудс . Ему было всего 25, когда он погиб в трагической авиакатастрофе. Всего лишь за несколько быстротечных лет Роудсу удалось сделать себе имя одного из самых новаторских гитаристов в рок-пантеоне. На таких «стратегически важных» оззиковских песнях как , и Mr. Crowley , гитарист поразил мир своими соло- и ритм-партиями, которые получились одновременно взрывными и изысканными, а также с налётом чувственной классики, что было присуще только ему одному. Преждевременная смерть Роудса только лишь укрепила его легендарный статус, и многие его поклонники продолжают говорить о нём благоговейным тоном, каким обычно говорят о святых и мучениках.

И что же больше всего способствует превращению в гитариста святого-мученика? Истинные реликвии, вот что. Не так давно Guitar World достали запись семинара-урока, данного самим Роудсом . Это семинар состоялся 2 февраля 1982 года для группы увлечённых рэндифилов в концертном зале The Music City в Гринсбурге, штат Пенсильвания, всего за каких-то шесть недель до смерти Рэнди. Мы с гордостью приводим здесь стенограмму этого семинара-урока, по ходу которого он показывает себя всецело преданным и очень скромным героем гитары. Отвечая на вопросы аудитории и подробно рассказывая о своих гитарных примочках или сложных моментах своей исполнительской техники, Рэнди показывает себя настоящим джентльменом.
С момента кончины Рэнди Роудса прошло уже 17 лет. Семнадцать лет, но эта потеря до сих пор так ощутима для его фанатов, его семьи и скорбящего гитарного мира, который он оставил.

Рэнди : Я лишь второй раз участвую в подобном мероприятии, поэтому прошу вас, не ждите, что я просто выйду к аудитории и справлюсь со всем на отлично; я очень нервничаю, выступая на публике, поэтому вам придётся помогать мне, задавая множество вопросов. А я, в свою очередь, сделаю всё от меня зависящее.

Какие эффекты ты используешь на живых выступлениях?

Вот мой набор педалей: MXR Distortion, 10-полосный эквалайзер MXR, chorus, MXR стерео chorus, MXR фленджер, педаль «вау-вау» Crybaby и педаль Roland Volume. Сегодня я все эти педали использую реже, чем это было раньше, но сейчас наш звукоинженер старается выводить все эти эффекты на передний план. Порою я использую эти педали, когда играю тихие ритм партии, только исключительно для усиления звучания. Играя соло, я никогда не использую эффект эхо.

В твою гитару не вмонтирован предварительный усилитель?

Нет, я использую только эффект Distortion+ на панели с педалями, и его я никогда не выключаю. А играю я через усилители Marshall.

Какие динамики стоят в твоих кабинетах?

Фирмы Altecs, я предпочитаю именно эту модель, а не динамики Celestions, потому что они звучат очень чисто и ярко. Считаю, что для начала динамики Celestions звучат достаточно грязно, а если еще добавить fuzz box, то вообще будет ужас.

С фидбеком (обратной связью) никогда проблем не бывает?

Да, проблем очень даже хватает. Например, если включить гитару на секундочку, она зафонит. Нужно играть, при этом прикрывая звукосниматель. Если же мне нужно сыграть что-то тихое, я буду использовать либо педаль volume, либо отключу фуз – в противном случае моя гитара «заведется». Приходится играть именно таким вот образом.

На твоей гитаре Charvel Flying V стоит особая машинка тремоло?

Гровер Джексон, владелец компании Charvel, самолично собирает для меня гитары, и я использую его рычаг тремоло. Идеального тремоло просто не существует, разве что, возможно, Floyd Rose, но машинка Гровера просто супер. У меня есть еще одна гитара Flying V, в горошек, но это другая модель, не Charvel, и я постоянно мучаюсь с настройкой.

Какую музыку ты играл, только начиная свой путь гитариста?

Сейчас мне 25 лет, и я просто не помню, что я играл в семилетнем возрасте. Просто играл на гитаре и все. Помню, что одним из моих первых разученных произведений был стандарт в стиле фламенко – Malaguena и я играл на старой, испанской акустике. Позднее, я начал играть все, что слышал по радио. Gloria, Louie Louie и т. д.

А ковер версии чужих песен тоже играл, выступая по маленьким барам и клубам?

Да, конечно. Когда я начал играть рок, был очень молод, лет 12-13, и в моем родном городке было принято играть на вечеринках. Там, где я жил, было множество разных групп, и все они выступали на вечеринках. Я это дело тоже полюбил. С нетерпением ждал выходных, чтобы иметь возможность где-либо выступить.

Какими гитаристами ты восхищался в детстве?

Меня постоянно спрашивают: «Кто твой любимый гитарист?», «Кто из гитаристов на тебя влияет?». Если вы уже достаточно давно играете, то испытываете разные влияния. У меня никогда не было винилового проигрывателя, поэтому лет до 16 у меня не было возможности сесть и «снимать» своих любимых гитаристов. Приходилось слушать радио, и мне нравилось практически все, что там гоняли. Одной из моих любимых групп были и гитарист Лесли Уэст ; никогда не забуду эти гармонии и эффект сустейн. Для меня Лесли стал самым лучшим. Но сейчас у меня нет любимого гитариста - по большому счету, мне нравится любой, кто играет на гитаре.

Брал ли ты гитарные уроки или до всего доходил сам?

В основном учился самостоятельно. По молодости, я брал уроки, основы фольк и классической гитары, а потом я начал играть рок. На самом деле, сейчас я тоже беру уроки.

Ты сейчас берешь уроки?

Брал, когда был в Англии.

И кто же был твоим учителем?

Да кто угодно. Я готов брать уроки у любого, заниматься на гитаре в свой выходной, да как угодно. Могу найти преподавателя гитары в любом городе и заниматься у него.

Ты играл в других группах до того как пришел в группу Оззи?

Пять лет я играл в одной местной группе в Лос Анжелесе, и называется она . Встретившись с Оззи, я продолжал с ними играть, поэтому мне пришлось от них уйти. Ну а так, было дело, играл в каких-то гаражных группах, занимался прочими мелочами, ничего серьезного.

Но ведь с Quiet Riot ты выпустил парочку альбомов?

Да, у нас был контракт на запись, но мы были очень молоды, и тот контракт был расторгнут. Мы расстались у «разбитого корыта». Позднее, те наши записи были выпущены в Японии. Мне было 17 лет, и продюсер настойчиво навязывал нам попсовое звучание. То есть, если бы ты послушал те наши записи, то едва ли расслышал бы гитары.

Как ты оцениваешь других гитаристов, к примеру, Майкла Шенкера?

Определенные критики обвиняют тебя в копировании Эдди Ван Халена. Можно сказать, что Эдди на тебя повлиял?

Ну, мы земляки, живем в одном городе, и оба играли в местных группах. У меня такое чувство, что все кому не лень попробовали себя в роли лидер гитаристов в Лос-Анджелесе, и мы все играли очень похоже. И есть мнение, что было некое общее звучание.

А как ты относишься к Энгусу?

Конечно. Песня начинается с основного трезвучия в тональности Ля, с прижатой на ладу пятой струной и поджатой четвертой (Ре), помимо аккорда. Таким образом, у вас есть главная нота, Ля, третья, До, затем прижатая Ми, с открытой высокой Ми на вершине. Сочетание Ми и Ми Минор дает вам нестройное звучание. Как вы видите, ноты на струнах Ре, Соль и Си опускаются как аккордовая прогрессия по всем первым пяти ладам. Эта часть заканчивается арпеджированным аккордом Ми, с опущенной струной Ре в конце. Припев играется фактически теми же самыми аккордами, как и те, что были использованы в первых четырех тактах вступления, но здесь они играются в размере 7/4.

Когда ты исполняешь свое соло на сцене и все внимание публики приковано к тебе, ты вообще импровизируешь или играешь строго одно и тоже соло?

По большому счету одно и тоже. Но все зависит от сценического, живого звука: если все звучит не важно, я играю свое стандартное соло. Но вот если все звучит просто суперски, мне хочется импровизировать и добавлять что-то новенькое.

Многие считают освоение гитары непосильной задачей, на которую уходят долгие годы. Отчасти это так, но только если вы хотите владеть инструментом на профессиональном уровне.

Намного чаще люди хотят научиться играть на гитаре, чтобы исполнять любимые песни в компании или просто для души. В этом случае обучение не отнимет много сил и времени: за два-три месяца можно запросто выучить основные аккорды и способы игры.

Не стоит опускать руки, даже если у вас уже был неудачный опыт. Талант - это лишь десятая часть успеха. Гораздо важнее целеустремлённость и регулярная практика.

Что понадобится

  1. Гитара.
  2. Желание. Оно даже важнее самого инструмента.
  3. Время для занятий. Его вы тоже легко , если желание достаточно сильное. Тем более что вам хватит 30 минут в день.
  4. Учебные пособия. С ними вообще никаких проблем: можно купить самоучитель в книжном, посмотреть видеоуроки на YouTube, а аккорды найти в интернете.

Как видите, ничего сверхъестественного.

Выбор и покупка гитары

Будем считать, что желание и время у вас есть. Остаётся обзавестись инструментом. Говорят, новичку подойдёт любая гитара, но это не так. Когда струны задевают лады и врезаются в пальцы, а гитара не держит строй, ни о каком прогрессе не может быть и речи.

Плохой инструмент почти наверняка отобьёт всю охоту учиться.

Поэтому лучше найти хорошую гитару. На первых порах можно одолжить инструмент у кого-нибудь из друзей, а потом, если дело пойдёт и вам понравится, обзавестись собственным. Не обязательно дорогим и фирменным, главное - более-менее качественным.

Различают два основных вида акустических гитар: классическую и дредноут (вестерн). Есть мнение, что новичкам больше подходят классические гитары из-за широкого грифа и нейлоновых струн. Первая особенность уменьшает шансы случайно задеть пальцами ненужную струну, ведь расстояние между струнами больше, чем у дредноута. Да и сами нейлоновые струны мягче металлических, поэтому не так сильно впиваются в подушечки пальцев и меньше набивают мозоли.

С другой стороны, если исполнение классических композиций не входит в ваши планы, лучше сразу взять дредноут. Такая гитара звучит громче и звонче за счёт металлических струн, а на более узком грифе удобнее брать аккорды. Опять же, при игре на металлических струнах пальцы быстрее загрубеют и мозолей больше не будет.

В качестве компромисса можно взять дредноут и заменить металлические струны нейлоновыми хотя бы на время обучения.

Отправляясь в магазин за гитарой, возьмите с собой приятеля, который умеет играть: у каждого инструмента есть множество мелочей и новичок может их попросту не заметить. Выбирайте гитару не только по внешнему виду, но и по удобству. Обращайте внимание на возможность регулировки грифа, механизм колков, струны.

Знакомство с гитарой

Инструмент куплен (или взят у знакомых), а вы на один шаг ближе к цели. Внимательно рассмотрите гитару.

Большая часть называется декой. К ней крепится гриф, оканчивающийся головкой с колками: с помощью них натягиваются струны.

Гриф делится на лады металлическими порожками, к которым для извлечения звука прижимаются струны. Первый лад находится у головки грифа, последний - у деки.

Струн всего шесть. Отсчёт начинается с нижней, самой тонкой.

Настройка гитары

Прежде чем пробовать играть, гитару нужно настроить. Не пугайтесь, это по силам даже новичку. А без этого навыка вы не сможете играть.

По тюнеру

Вам понадобится тюнер в виде отдельного устройства (можно купить в музыкальном магазине или на том же AliExpress) или приложения для смартфона. В обоих случаях настройка заключается в поочерёдном натяжении или ослаблении всех струн в соответствии с подсказками тюнера.

По пятому ладу

Этот способ не требует никакого дополнительного оборудования. Его суть в том, что струны, зажатые на определённых ладах, звучат в унисон и их можно настроить относительно друг друга.

По правилам первую струну следует настроить на ноту ми, используя в качестве эталона тюнер (например, его онлайн-версию) или другой настроенный инструмент. Однако это имеет смысл только при игре в коллективе, чтобы все инструменты звучали в одной тональности.

Если вы играете в одиночку, а тем более просто учитесь, то первую струну можно настроить произвольно, примерно подобрав её натяжение. Все остальные настраиваются так:

  1. Вторую струну прижимаете на пятом ладу и ослабляете или натягиваете до тех пор, пока она не зазвучит так же, как открытая первая струна.
  2. Третью струну прижимаете на четвёртом ладу и настраиваете в унисон с открытой второй струной.
  3. Четвёртую струну прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую третью струну.
  4. Пятую прижимаете на пятом ладу и подстраиваете под открытую четвёртую.
  5. Шестую точно так же зажимаете на пятом ладу и настраиваете в унисон с открытой пятой.

Звучит сложновато, но на деле всё проще простого. Каждая струна, прижатая на пятом ладу, должна звучать в унисон с предыдущей, нижней струной. Исключение составляет лишь третья струна: её нужно зажимать не на пятом, а на четвёртом ладу.

Сам процесс настройки тоже предельно прост. Например, чтобы настроить вторую струну, нужно ослабить её, а после дёрнуть открытую первую и понемногу вращать колок второй, пока звучание обеих струн не сольётся в один тон. Вот и всё.

Пробуем играть

Наконец мы добрались до самого интересного - собственно игры. Кажется, тут нет ничего сложного. Знай себе нажимай на струны левой рукой и ударяй по ним правой: вы миллион раз видели это и наверняка пробовали сами. Почему же тогда не получается? Струны дребезжат, подушечки пальцев горят, а суставы устают и затекают.

Всё дело в опыте, который приходит с практикой.

Возьмите гитару и сядьте на край стула или дивана, положив ногу на ногу или поставив левую ногу на невысокую подставку, например стопку книг. Так инструмент не будет упираться в стул и съезжать с ноги.

Правая рука должна быть расслаблена, а кисть не скрючена. Левая охватывает гриф, но большой палец при этом всегда параллелен ладам. Сдавливать гриф что есть силы тоже не нужно, иначе кисть быстро устанет.

Вы уже знаете, что нумерация ладов начинается с головки грифа, а струн - с самой тонкой, нижней. Попробуйте сыграть произвольные ноты, прижимая первую струну указательным пальцем на разных ладах. Старайтесь полностью прижимать струну, чтобы она звучала чисто. Это будет нелегко, но со временем техника наработается.

Пробуйте играть на других струнах, а также подключать остальные пальцы, давая им привыкнуть.

Играем мелодии на одной струне

Просто извлекать звуки скучно. Поэтому, чтобы было интереснее, можно выучить простые мелодии на одной струне и тренироваться на них. Вот несколько мелодий для примера.

Классический «В траве сидел кузнечик»:

«Дым над водой» Deep Purple:

Вступление к “Iron Man” Black Sabbath:

Мелодия из фильма «Бумер»:

«Имперский марш» из «Звёздных войн»:

Уделите игре на одной струне какое-то время. Доведите свои действия до автоматизма и добейтесь слаженной работы обеих рук. Тренируйтесь, пока мелодии не зазвучат ровно и чисто, без остановок и запинок.

За это время пальцы привыкнут к нагрузкам, а значит, можно будет переходить к более сложным вещам.

Играем аккордами

Следующая ступенька, на которую вам предстоит подняться, - игра аккордами. Это гораздо сложнее, чем мелодии на одной струне, но не расстраивайтесь. Изучив аккорды, вы уже сможете играть полноценные песни.

Принцип здесь тот же, но прижимать нужно будет не одну струну, а сразу несколько: обычно три, реже две или четыре. Существует множество аккордов. Однако для исполнения большинства песен достаточно всего пяти-семи. Для начала выучим три главных, так называемых блатных аккорда: Am, Dm, E.

Все аккорды обозначаются латинскими буквами в зависимости от основной ноты:

  • C - до;
  • D - ре;
  • E - ми;
  • F - фа;
  • G - соль;
  • A - ля;
  • H - си.

Если рядом с обозначением аккорда стоит маленькая буковка m, это значит, что аккорд минорный. Если такой приставки нет - мажорный. Читаются аккорды либо по буквенному обозначению, либо по названию. Например, «а-эм» (Am) или «соль мажор» (G).

Схемы аккордов называются аппликатурами. На них рисуется гриф со струнами. Лады подписаны римскими цифрами. Арабскими обозначают струны и - в кружках - пальцы, которыми следует нажимать на струны (1 - указательный, 2 - средний и так далее). Нолик напротив струны означает открытый звук (неприжатая струна), а крестик - то, что струна звучать не должна.

Вернёмся к нашим блатным аккордам. Вот их аппликатуры:

Чтобы взять аккорд Am, нужно прижать указательным пальцем вторую струну на первом ладу, средним - четвёртую струну на втором ладу, безымянным пальцем - третью струну на втором ладу.

По такому же принципу берутся и остальные аккорды: смотрим, на каких ладах и какие струны нужно прижимать.

На этих трёх аккордах уже можно играть простые дворовые или армейские песни. Но лучше выучить ещё три аккорда, с которыми репертуар значительно расширится. Вот они:

С первыми двумя сложностей возникнуть не должно, а вот третий немного отличается от предыдущих. В нём используется барре - приём, когда указательным пальцем зажимаются все струны на одном ладу. Аккорды с барре немного сложнее, чем открытые, но, попрактиковавшись, вы освоите и их.

Как всегда, чтобы учиться было интереснее, можно тренироваться сразу на какой-нибудь песне. Например, на канонической «Пачке сигарет» группы «Кино» или «Вахтёрам» от «Бумбокса».

Также можно найти в интернете любые другие песни, которые вам нравятся (например, по запросу «на лабутенах аккорды»). Если в подборе попадаются незнакомые аккорды, можно попробовать найти другой или просто выучить что-то новое.

Бой и перебор

Есть два способа звукоизвлечения: перебор и бой. Некоторые песни играются только перебором или только боем, другие обоими способами. Аккорды при этом используются одни и те же, разница лишь том, перебираете вы струны пальцами или ударяете по ним.

Переборов, как и боёв, существует огромное количество. И в разных песнях они, конечно, разные. Обычно в разборах наряду с аккордами указывается, каким перебором или боем стоит играть.

Рассмотрим для примера несколько самых распространённых. Остальным вы научитесь по ходу.

Что дальше

Теперь, когда вы познакомились с азами, изучили аккорды и немного набили руку, главное - не забрасывать тренировки. Пальцы будут болеть и запутываться при перестановке аккордов, а струны не всегда будут звучать.

Ни в коем случае не останавливайтесь и просто продолжайте играть. С каждым днём у вас будет получаться всё лучше и лучше, а в итоге вы добьётесь поставленной цели.

Напоследок несколько советов, которые помогут самостоятельно научиться играть на гитаре и не дадут отчаяться:

  1. Всегда используйте несколько источников информации, чтобы восполнять возможные пробелы и неточности одного учителя у другого.
  2. Играйте каждый день: регулярные упражнения придадут уверенности. Помните, что талант лишь десятая часть успеха, всё остальное - практика.
  3. После того как изучите пару песен и сможете непринуждённо исполнять их, обязательно пригласите друзей и сыграйте для них. Слушатели помогут развить и укажут на недостатки.