Фран Лебовиц* и ваш главный противник.

Имя Шарлотты Корде читатель уже встречал в статье "Убийство Марата. Месть Шарлотты Корде"

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Шарлотта Корде. Литография XIX века

Мари Анна Шарлотта Корде д’Армон (фр. Marie-Anne-Charlotte de Corday d’Armont), более известная как Шарлотта Корде (фр. Charlotte Corday; 27 июля 1768, приход Сен-Сатюрнен-де-Линьери близ Вимутье, Нормандия - 17 июля 1793, Париж) - французская героиня, дворянка, убийца Жана Поля Марата, казнённая якобинцами.

Дочь Жака Франсуа Алексиса де Корде д’Армон и Мари Жаклин, урождённой де Готье де Мениваль, правнучка знаменитого драматурга Пьера Корнеля. Корде были древней дворянской семьёй. Отец Мари Анны Шарлотты как третий сын не мог рассчитывать на наследство: в соответствии с майоратом оно перешло к старшему брату. Некоторое время Жак Франсуа Алексис служил в армии, потом вышел в отставку, женился и занялся сельским хозяйством. Детство Мари Анна Шарлотта провела на родительской ферме Ронсере. Некоторое время она жила и училась у брата отца - кюре прихода Вик Шарля Амедея. Дядя дал ей начальное образование и познакомил с пьесами их знаменитого предка - Корнеля.

Когда девочке было четырнадцать лет, при родах умерла её мать. Отец пытался устроить Мари Анну Шарлотту и её младшую сестру Элеонору в пансион Сен-Сир, но ему было отказано, так как Корде не входили в число дворянских семей, отличившихся на королевской службе. Девочек приняли пансионерками на казённое содержание в бенедиктинское аббатство Святой Троицы в Кане, где коадъютриссой была их дальняя родственница - мадам Пантекулан.

Революция

В соответствии с антиклерикальными декретами 1790 года монастырь был закрыт, и в начале 1791 года Шарлотта вернулась к отцу. Корде жили сначала в Мениль-Имбере, потом, из-за ссоры главы семьи с местным браконьером переехали в Аржантан. В июне 1791 года Шарлотта поселилась в Кане у своей троюродной тётки мадам де Бетвиль. По воспоминаниям её подруги по Кану Аманды Луайе (мадам Маромм): «ни один мужчина никогда не произвёл на неё ни малейшего впечатления; мысли её витали совсем в иных сферах <…> …она менее всего думала о браке». С монастырских времён Шарлотта много читала (за исключением романов), позднее - многочисленные газеты и брошюры разных политических направлений. По словам мадам Маромм, на одном из званых обедов в доме тётки Шарлотта демонстративно отказалась выпить за короля, заявив, что не сомневается в его добродетели, но «он слаб, а слабый король не может быть добрым, ибо у него не хватит сил предотвратить несчастья своего народа». Вскоре Аманда Луайе вместе с семьёй переехала в более спокойный Руан, девушки переписывались и в письмах Шарлотты «звучали печаль, сожаления о бесполезности жизни и разочарование ходом революции». Почти все письма Корде, адресованные подруге, уничтожила мать Аманды, когда стало известно имя убийцы Марата.

Казнь Людовика XVI потрясла Шарлотту, девушка, ставшая «республиканкой задолго до революции» оплакивала не только короля:

…Вы знаете ужасную новость, и Ваше сердце, как и моё трепещет от возмущения; вот она, наша добрая Франция, отданная во власть людям, причинившим нам столько зла! <…> Я содрогаюсь от ужаса и негодования. Будущее, подготовленное настоящими событиями, грозит ужасами, которые только можно себе представить.
Совершенно очевидно, что самое большое несчастье уже случилось. <…> Люди, обещавшие нам свободу, убили её, они всего лишь палачи.

В июне 1793 года в Кан прибыли мятежные депутаты-жирондисты. Особняк Интендантства на улице Карм, где они размещались, стал центром оппозиции в изгнании.
Корде встретилась с одним из депутатов-жирондистов Барбару, ходатайствуя за лишившуюся пенсии подругу по монастырю - канониссу Александрин де Форбен, эмигрировавшую в Швейцарию. Это был предлог для её поездки в Париж, паспорт для которой она получила ещё в апреле. Шарлотта просила рекомендацию и предложила передать письма жирондистов друзьям в столицу. Вечером 8 июля Корде получила от Барбару рекомендательное письмо депутату Конвента Деперре и несколько брошюр, которые Деперре должен был передать сторонникам жирондистов. В ответной записке она обещала написать Барбару из Парижа. Взяв письмо от Барбару, Шарлотта рисковала быть арестованной по дороге в Париж: 8 июля Конвент принял декрет, объявляющий жирондистов в изгнании «изменниками отечества». В Кане об этом станет известно только через три дня. Перед отъездом Шарлотта сожгла все свои бумаги и написала прощальное письмо отцу, в котором, чтобы отвести от него все подозрения, сообщала, что уезжает в Англию.

Шарлотта Корде. Картина художника Бодри (1868), создана в период официального культа Корде и осуждения революции при Наполеоне III. Полотно достаточно точно передаёт сцену убийства Марата

Корде приехала в Париж 11 июля и остановилась в гостинице «Провиданс» на улице Вьез-Огюстен. С Деперре она встретилась вечером того же дня. Изложив свою просьбу по делу Форбен и условившись с ним увидеться на следующий день утром, Шарлотта неожиданно сказала: «Гражданин депутат, ваше место в Кане! Бегите, уезжайте не позже завтрашнего вечера!». На следующий день Деперре проводил Корде к министру внутренних дел Гара, однако тот был занят и не принимал посетителей. В этот же день Деперре встретился с Шарлоттой ещё раз: его бумаги, как и бумаги других депутатов-сторонников жирондистов были опечатаны - он не мог ей ничем помочь, а знакомство с ним стало опасно. Корде ещё раз посоветовала ему бежать, но депутат не был намерен «покидать Конвент, куда его избрал народ».

Перед покушением Корде написала «Обращение к французам, друзьям законов и мира»:

…Французы! Вы знаете своих врагов, вставайте! Вперёд! И пусть на руинах Горы останутся только братья и друзья! Не знаю, сулит ли небо нам республиканское правление, но дать нам в повелители монтаньяра оно может только в порыве страшной мести… О, Франция! Твой покой зависит от исполнения законов; убивая Марата, я не нарушаю законов; осуждённый вселенной он стоит вне закона. <…> О, моя родина! Твои несчастья разрывают мне сердце; я могу отдать тебе только свою жизнь! И я благодарна небу, что я могу свободно распорядиться ею; никто ничего не потеряет с моей смертью; но я не последую примеру Пари и не стану сама убивать себя. Я хочу, чтобы мой последний вздох принёс пользу моим согражданам, чтобы моя голова, сложенная в Париже, послужила бы знаменем объединения всех друзей закона!…

В «Обращении…» Шарлотта подчеркнула, что действует без помощников и в её планы никто не посвящён. В день убийства текст «Обращения…» и свидетельство о своём крещении Шарлотта прикрепила булавками под корсажем.

Корде знала, что из-за болезни Марат не бывает в Конвенте и найти его можно дома.

Убийство Марата

Утром 13 июля 1793 года Корде отправилась в Пале-Рояль, называвшийся в то время садом Пале-Эгалите, и купила в одной из лавок кухонный нож. До дома Марата на улице Кордельеров, 30 она доехала в фиакре. Корде пыталась пройти к Марату, сообщив, что прибыла из Кана, чтобы рассказать о готовящемся там заговоре.
Однако гражданская жена Марата Симона Эврар не пустила посетительницу. Вернувшись в гостиницу, Корде написала письмо Марату с просьбой назначить встречу после полудня, но забыла указать обратный адрес.

Не дождавшись ответа, она написала третью записку и вечером снова поехала на улицу Кордельеров. На этот раз она достигла своей цели. Марат принял её, сидя в ванне, где он находил облегчение от кожной болезни (экзема). Корде сообщила ему о депутатах-жирондистах, бежавших в Нормандию, и ударила его ножом после того, как тот сказал, что в скором времени отправит их всех на гильотину.

Корде была схвачена на месте. Из тюрьмы Шарлотта послала Барбару письмо: «Я думала, что умру сразу; люди мужественные и поистине достойные всяческих похвал оберегли меня от вполне понятной ярости тех несчастных, которых я лишила их кумира».

Следствие и суд

Первый раз Шарлотту допросили на квартире Марата, второй - в тюрьме Аббатства. Её поместили в камеру, где до того содержались мадам Ролан, а позднее - Бриссо. В камере круглосуточно находились два жандарма. Когда Корде узнала, что Лоз Деперре и епископ Фоше арестованы как её сообщники, она написала письмо с опровержением этих обвинений. 16 июля Шарлотту перевели в Консьержери. Этим же днём её допросили в уголовном революционном трибунале под председательством Монтане в присутствии общественного обвинителя Фукье-Тенвиля. Своим официальным защитником она выбрала депутата Конвента от Кана Гюстава Дульсе, тот был извещён письмом, но получил его уже после смерти Корде. На суде, состоявшемся утром 17 июля, её защищал Шово-Лагард, будущий защитник Марии Антуанетты, жирондистов, мадам Ролан. Корде держалась со спокойствием, поразившим всех присутствующих. Ещё раз она подтвердила, что у неё не было сообщников. После того, как были заслушаны свидетельские показания и допрошена Корде, Фукье-Тенвиль зачитал письма к Барбару и отцу, написанные ею в тюрьме. Общественный обвинитель потребовал для Корде смертной казни.

Во время речи Фукье-Тенвиля защитнику было передано приказание от присяжных хранить молчание, а от председателя суда - объявить Корде сумасшедшей:

…Они все хотели, чтобы я унизил её. Лицо же подсудимой за всё это время нисколько не изменилось. Только когда она посмотрела на меня, она словно сказала мне, что не хочет быть оправданной..

Речь Шово-Лагарда в защиту Шарлотты Корде:

Обвиняемая сама признаётся в совершённом ею ужасном преступлении; она сознаётся, что совершила его хладнокровно, заранее всё обдумав, и тем самым признаёт тяжкие, отягощающие её вину обстоятельства; словом, она признаёт всё и даже не пытается оправдаться. Невозмутимое спокойствие и полнейшее самоотречение, не обнаруживающие ни малейшего угрызения совести даже в присутствии самой смерти - вот, граждане присяжные, вся её защита. Такое спокойствие и такое самоотречение, возвышенные в своём роде, не являются естественными и могут объясняться только возбуждением политического фанатизма, вложившего ей в руку кинжал. И вам, граждане присяжные, предстоит решить, какое значение придать этому моральному соображению, брошенному на весы правосудия. Я полностью полагаюсь на ваше справедливое решение.

Присяжные единогласно признали Корде виновной и вынесли ей смертный приговор. Выходя из зала суда, Корде поблагодарила Шово-Лагарда за мужество, сказав, что он защищал её так, как хотелось ей.

Ожидая казни, Шарлотта позировала художнику Гойеру, начавшему её портрет ещё во время судебного заседания, и разговаривала с ним на разные темы. Прощаясь, она подарила Гойеру прядь своих волос.

От исповеди Шарлотта Корде отказалась.

По постановлению суда её должны были казнить в красной рубашке, одежде, в которой, согласно законам того времени, казнили наемных убийц и отравителей.
Надевая рубашку, Корде произнесла: «Одежда смерти, в которой идут в бессмертие».

Подробно о последних часах жизни Шарлотты Корде в своих воспоминаниях рассказал палач Сансон. По его словам, он не встречал подобного мужества у приговорённых к смерти со времён казни де Ла Барра в 1766 году (Fran;ois-Jean de La Barre). Весь путь от Консьержери до места казни она стояла в телеге, отказавшись сесть. Когда Сансон, поднявшись, заслонил от Корде гильотину, она просила его отойти, так как никогда прежде не видела этого сооружения. Шарлотту Корде казнили в половине восьмого вечера 17 июля на площади Революции.

Депутат из Майнца, доктор философии, Адам Люкс, переживавший поражение жирондистов настолько, что решил обязательно умереть, протестуя против надвигавшийся диктатуры, вдохновился смертью Шарлотты Корде. 19 июля 1793 года он опубликовал манифест, посвящённый Корде, где сравнивал её с Катоном и Брутом. Он писал:

Когда власть узурпировала анархия, нельзя допускать убийство, ибо анархия подобна сказочной гидре, у которой на месте отрубленной головы немедленно отрастает три новых. Вот почему я не одобряю убийств Марата. И хотя этот представитель народа превратился в истинное чудовище, я всё равно не могу одобрить его убийства. И я заявляю, что ненавижу убийство и никогда не запятнаю им руки. Но я воздаю должное возвышенной отваге и восторженной добродетели, ибо они вознеслись над всеми прочими соображениями. И призываю, отринув предрассудки, оценивать поступок по намерениям того, кто его совершает, а не по его исполнению. Грядущие поколения сумеют по достоинству оценить поступок Шарлотты Корде.

В культуре

Личность Корде превозносилась как противниками Французской революции, так и революционерами - врагами якобинцев (например, продолжавшими сопротивление жирондистами). Андре Шенье написал в честь Шарлотты Корде оду. В XIX веке пропаганда режимов, враждебных революции (Реставрация, Вторая империя) также представляла Корде национальной героиней.

Пушкин, как и часть декабристов, отрицательно относившийся к якобинскому террору, в стихотворении «Кинжал» назвал Шарлотту «девой-Эвменидой» (богиней мщения), настигшей «апостола гибели». У Рафаэля Сабатини Шарлотте посвящён рассказ «Тираноубийство: Шарлотта Корде и Жан-Поль Марат».

Задача данной статьи - выяснить, как заложена трагическая гибель на гильотине французской героини ШАРЛОТТЫ КОРДЕ в её код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

11 26 43 48 54 59 60 77 90 105 119 132 133 150 160 161 175 189 190 215 216 233 245 260 279 298 299
К О Р Д Е д* А Р М О Н М А Р И А Н Н А Ш А Р Л О Т Т А
299 288 273 256 251 245 240 239 222 209 194 180 167 166 149 139 138 124 110 109 84 83 66 54 39 20 1

13 14 31 41 42 56 70 71 96 97 114 126 141 160 179 180 191 206 223 228 234 239 240 257 270 285 299
М А Р И А Н Н А Ш А Р Л О Т Т А К О Р Д Е д* А Р М О Н
299 286 285 268 258 257 243 229 228 203 202 185 173 158 139 120 119 108 93 76 71 65 60 59 42 29 14

КОРДЕ д* АРМОН МАРИ АННА ШАРЛОТТА = 299 = 191-ПРЕРВАННАЯ ЖИЗНЬ + 108-ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ.

299 = 229-\ 108-ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ + 121-ПРЕРВАННАЯ \ + 70-ЖИЗНЬ.

299 = 70-ЖИЗНЬ + 229-ЗАКОНЧЕНА НА ГИЛЬОТИНЕ.

299 = 180-ЖИЗНЬ ЗАКОНЧЕНА НА... + 119-ГИЛЬОТИНЕ.

299 = 229-\ 85-ОБЕЗГЛАВЛЕНА + 144-ЗАКОНЧИЛАСЬ \ + 70-ЖИЗНЬ.

299 = 214-ЖИЗНЬ ЗАКОНЧИЛАСЬ + 85-ОБЕЗГЛАВЛЕНА.

Цифры 214 и 85 читатель легко найдёт в нижней таблице.

299 = 189-ГИЛЬОТИНИРОВАНИЕ + 110-ЗАГУБЛЕНА ЖИЗН\ ь \.

299 = 160-ОТСЕКЛИ ГОЛОВУ + 139-ЗАГУБЛЕНА ЖИЗНЬ.

299 = 229-\ 160-ОТСЕКЛИ ГОЛОВУ + 69-ЗАГУБЛЕНА \ + 70-ЖИЗНЬ.

299 = 120-ПОГИБНЕТ ОТ... + 179-НОЖА ГИЛЬОТИНЫ.

299 = 158-ПОГИБНЕТ ОТ НОЖА + 141-ГИЛЬОТИНЫ.

299 = 215-СМЕРТЕЛЬНЫЙ УДАР + 84-ЛЕЗВИЕ НОЖА.

215 - 84 = 131 = ОБЕЗГЛАВЛЕННАЯ.

206 = НОЖОМ ГИЛЬОТИНЫ
____________________________
108 = ОБЕЗГЛАВЛИВАНИЕ

Код ДАТЫ ГИБЕЛИ: 17.07.1793. Это = 17 + 07 + 17 + 93 = 134 = ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ = НА ГИЛЬОТИНЕ.

299 = 134-НА ГИЛЬОТИНЕ + 165-ЖИЗНЬ ЗАКОНЧЕНА.

206 = 121-ИСХОД ЖИЗНИ + 85-ОБЕЗГЛАВЛЕНА = НОЖОМ ГИЛЬОТИНЫ.

Код полной ДАТЫ ГИБЕЛИ = 206-СЕМНАДЦАТОЕ ИЮЛЯ + 110-\ 17 + 93 \-(код ГОДА ГИБЕЛИ)-ЗАГУБЛЕНА ЖИЗН\ ь \ = 316.

316 = 121-ИСХОД ЖИЗНИ + 195-ОТСЕЧЕНИЕ ГОЛОВЫ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 86-ДВАДЦАТЬ + 96-ПЯТЬ = 182 = ОБЕЗГЛАВЛЕНА ЛЕЗВИЕМ НОЖА.

В данном случае возникает вопрос: почему 25?, до этого срока не достаёт десяти дней (дата рождения - 27.07).

Но у нас есть подсказка: код ДАТЫ ГИБЕЛИ = 134 = ДВАДЦАТЬ ПЯ\ ть \ = НА ГИЛЬОТИНЕ, ЛИШЕНИЕ ЖИЗНИ.

299 = 182-ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ + 117-УБИТА НОЖОМ \ гильотины \.

42 = НЕЖИВА
___________________________________
258 = УБИТА НОЖОМ ГИЛЬОТИНЫ

Что удивительно, ряд последних статей не дают чёткого отражения кода цифр полных ЛЕТ ЖИЗНИ, хотя в данной статье цифры 182 и 117 легко находятся в верхней таблице: 175 + 7 = 182 и 110 + 7 = 117.

Код буквы "Н", равный 14 делим на 2: 14: 2 = 7.

299 = 117-ЛИШИЛАСЬ + 182-\ 51-ЖИЗНИ + 131-ОБЕЗГЛАВЛЕННАЯ \, ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ.

Прибегнем ко второму варианту: 86-ДВАДЦАТЬ + 93-ШЕСТОЙ = 179.

299 = 179-ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ + 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ.

179 - 120 = 59 = ПОГИБЛ\ а \.

Эти цифры мы видим в нижней таблице.

179 = ДВАДЦАТЬ ШЕСТОЙ
___________________________
139 = ЖИЗНЬ ЗАГУБЛЕНА

французский философ, публицист, писатель, драматург. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1957). Основные философские и литературно-философские работы: "Миф о Сизифе" (1941), повесть "Посторонний" (1942), "Письма к немецкому другу" (1943-1944), эссе "Бунтующий человек" (1951), роман "Чума" (1947), повесть "Падение" (1956), "Шведские речи" (1958) и др. Философ экзистенциальной ориентации. Особенности онтологии, гносеологии, философии истории, философии искусства определены постановкой и решением центральной для К. проблемы: философского оправдания стоического, бунтарского сознания, противопоставленного "безрассудному молчанию мира". Творчество К. - безостановочный философский поиск, который целенаправляется страстным переживанием за Человека, оказавшегося жертвой, свидетелем и соучастником трагического надлома времени и истории в 20 в. К. показывает, что жизнь в обезбоженном мире с необходимостью ведет к обожению человека, истории и нигилизму ницшеанского толка. К. в "Мифе о Сизифе" стремится ответить на вопрос: как, в чем найти надежду на позитивное бытие в мире, в котором религиозная надежда умерла? Постулируя изначальное мироощущение человека как абсурд, К. исследует его как характеристику человеческого "бытия-в-мире", отчужденном и неразумном. Одновременно он характеризует абсурд как границу осознанности и ясности понимания бытия. Совмещение онтологического и гносеологического смыслов осуществляется в переживании мира человеком, выпавшем из обыденного течения жизни или истории. Осуществившееся видение абсурдности бытия означает видение им своего человеческого удела. Мужественная честность перед собой, героическая готовность к борьбе, трезвость оценки непосредственного опыта К. противопоставляет самоубийству и "философскому самоубийству" (религии, мифосознанию, утопиям и т.п.) как вариантам ухода жизни и мысли от устрашающе-трезвого видения абсурдности существования. Мысль К. эволюционирует от провозглашения тотального бунта против всех богов, который выбирает абсурдный человек ("Миф о Сизифе") к представлению о том, что сохранить духовный мир человека и человечества с помощью нигилистической морали и философии невозможно (пьеса "Калигула", 1944). От состояния "все дозволено", ограниченного субъективным требованием полноты самоутверждения, - к пониманию угрозы самой культуре и цивилизации со стороны человека, утратившего шкалу ценностей. К. показывает, что абсурдный, бессмысленный мир без Бога порождает героев (совесть, дух, мужество) и тиранов (ложь, насилие, цинизм), с необходимостью требуя оценки бунта как состояния морального сознания, с одной стороны, и переосмысления "мира" как культурно-исторического процесса - с другой. Недостаточность нравственной, социальной, исторической оправданности "бунта против всех" преодолеваются К. в процессе переосмысления его конструктивно-деструктивных возможностей, в поиске критериев направленности бунтарского сознания человека в определении меры абсурдности мира. В романе "Чума" К. переходит к коллективной морали и стремлению обрести утерянное в трагедии "изгнания" (чумы) единство, радость общения. Мир обретает смысл, который открывается только через осмысленный, направленный на изживание абсурдности мира, бунт. Онтологизация бунта как целостной установки человеческой деятельности позволили К. трактовать его в качестве инструмента, с помощью которого мир (историческая действительность, жизнь) теряет разрозненную бессвязность и обретает разумную целостность. В "Бунтующем человеке" в анализе метафизического (философского) и политического бунта К. движется от морально-нравственной к социально-исторической обусловленности трансформаций бунтующего в абсурдном мире человека. К. обнажает условия перехода бунта как отказа от бессмысленности и жестокости - в тиранию как примирение с жестокостью. Именно слияние философского (метафизического) и политического бунтов ведет от человеческой солидарности, поиска общих смысложизненных ориентиров к абсолютизму, всезнанию, провиденциализму, террору. В России такая трансформация была предподготовлена, согласно К., так называемой "немецкой идеологией", "злыми гениями Европы" Гегелем, Марксом и Ницше, создателями адекватной 20 в. формы государственного нигилизма. Государственная идеология, опирающаяся на государственный террор, ликвидирующая свободу и миллионы жизней, исходит из релятивистского отношения к трансцендентным ценностям и абсолютизации прогрессистского доверия к истории. К. предостерегал как мыслителей от пророческой позиции в мире, где идея способна трансформировать ткань истории, так и народы, которые делают эти пророчества идеологией своего бунта. К. находит ограничения бунта в самом человеке, вышедшем из страданий и вынесшем из них бунт и солидарность. Такой человек знает о своих правах, выражает в бунте свое человеческое измерение и сознание неустранимости трагизма человеческого существования. Протест против человеческого удела всегда обречен на частичное поражение, но он так же необходим человеку, как собственный труд Сизифу. Искусство для К. служит средством спасения от нигилизма. Оно не делает человека счастливым, но человек становится свободным, освобождаясь от иллюзий прогресса, обращаясь к собственной натуре, вглядываясь в несовершенство мира. Анализ искусства у К. движется от искусства как эстетического бегства от реальности к утверждению эстетики природы и идеалов всеобщности человеческого общения. [См. также "Бунтующий человек" (Камю), Абсурд]

Отличное определение

Неполное определение ↓

Человек - существо неустойчивое. Ему присуще чувство страха, безвыходности и отчаяния. По крайне мере, такое мнение высказывали приверженцы экзистенциализма. Близким к этому философскому учению был Альбер Камю. Биография и творческий путь французского писателя - тема этой статьи.

Детство

Родился Камю в 1913 году. Его отец был уроженцем Эльзаса, а мать - испанкой. Весьма тягостные воспоминания о детстве имел Альбер Камю. Биография этого писателя тесно связана с его жизнью. Впрочем, для каждого поэта или прозаика источником вдохновения служат собственные переживания. Но для того чтобы понять причину депрессивного настроения, царящего в книгах автора, о котором пойдет речь в этой статье, следует немного узнать об основных событиях его детства и отрочества.

Отец Камю был человеком небогатым. Он занимался тяжелым физическим трудом на винодельческой фирме. Семья его находилась на грани бедствия. Но когда в вблизи реки Марне произошла знаменательная битва, жизнь жены и детей Камю-старшего стала и вовсе беспросветной. Дело в том, что это историческое событие, хотя и увенчалось поражением вражеского немецкого войска, имело для судьбы будущего писателя трагические последствия. Во время битвы при Марне погиб отец Камю.

Оставшись без кормильца, семья оказалась на грани нищеты. Этот период отразил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Книги «Бракосочетание» и «Изнанка и лицо» посвящены детству, проведенному в нужде. К тому же в эти годы юный Камю страдал от туберкулеза. Невыносимые условия и тяжелый недуг не отбили у будущего писателя стремления к знаниям. После окончания школы он поступил в университет на факультет философии.

Юность

Годы учебы в Алжирском университете огромное влияние оказали на мировоззренческую позицию Камю. В этот период он свел дружбу с известным в свое время эссеистом Жаном Гренье. Именно в студенческие годы был создан первый сборник рассказов, который получил название «Острова». Некоторое время являлся членом коммунистической партии Альбер Камю. Биография его, все же, связана больше с такими именами, как Шестов, Кьеркегор и Хайдеггер. Принадлежат они мыслителям, философия которых во многом определила основную тему творчества Камю.

Чрезвычайно активным человеком был Альбер Камю. Биография его насыщенна. Будучи студентом, он занимался спортом. Затем, после окончания университета работал журналистом и много путешествовал. Философия Альбера Камю сформировалась не только под влиянием современных ему мыслителей. Некоторое время он увлекался творчеством Федора Достоевского. По некоторым данным, даже играл в любительском театре, где ему довелось исполнить роль Ивана Карамазова. Во время захвата Парижа, в начале Первой мировой войны, Камю находился во французской столице. Его не взяли на фронт в силу тяжелого заболевания. Но и в этот непростой период довольно активную общественную и творческую деятельность вел Альбер Камю.

«Чума»

В 1941 году писатель давал частные уроки, принимал активное участие в деятельности одной из подпольных парижских организаций. В начале войны свое самое знаменитое произведение написал Альбер Камю. «Чума» - роман, который был опубликован в 1947 году. В нем автор отразил события в Париже, оккупированном немецкими войсками, в сложной символической форме. За этот роман Альбера Камю наградили Нобелевской премией. Формулировка - «За важную роль литературных произведений, которые ставят перед людьми проблемы современности с проницательной серьезностью».

Чума начинается внезапно. Жители города покидают свои дома. Но не все. Находятся горожане, которые полагают, что эпидемия - это не что иное, как кара свыше. И не стоит бежать. Следует проникнуться смирением. Один из героев - пастор - является ярым сторонником такой позиции. Но смерть невинного мальчика заставляет его пересмотреть свою точку зрения.

Люди пытаются спастись. И чума вдруг отступает. Но даже после того, как самые страшные дни позади, героя не покидает мысль, что чума может снова вернуться. Эпидемия в романе символизирует фашизм, который унес в годы войны миллионы жителей Западной и Восточной Европы.

Для того чтобы понять, в чем заключается основная философская идея этого писателя, следует прочитать один из его романов. Дабы ощутить настроения, которые царили в первые годы войны среди людей мыслящих, стоит познакомиться с романом «Чума», который в 1941 году написал Альбер из этого произведения - изречения выдающегося философа XX века. Одна из них - «В разгар бедствий привыкаешь к правде, а именно - к молчанию».

Мировоззрение

В центре творчества французского писателя рассмотрение абсурдности человеческого существования. Единственным способом борьбы с ним, по мнению Камю, является его признание. Высшее воплощение абсурда - это попытка улучшить общество с помощью насилия, а именно - фашизма и сталинизма. В произведениях Камю присутствует пессимистическая уверенность в том, что зло победить окончательно невозможно. Насилие порождает еще большее насилие. А бунт против него и вовсе ни к чему хорошему не может привести. Именно такую позицию автора можно ощутить во время прочтения романа «Чума».

«Посторонний»

В начале войны немало очерков и рассказов написал Альбер Камю. Кратко стоит сказать о повести «Посторонний». Это произведение довольно сложное для восприятия. Но именно в нем отражается мнение автора относительно абсурдности человеческого существования.

Повесть «Посторонний» является своеобразным манифестом, который провозгласил в своем раннем творчестве Альбер Камю. Цитаты из этого произведения едва ли о чем-то могут сказать. В книге особую роль играет монолог героя, который чудовищно беспристрастен ко всему, что происходит вокруг. «Приговоренный обязан морально участвовать в казни» - эта фраза, пожалуй, является ключевой.

Герой повести - человек в некотором смысле неполноценный. Его главной особенностью является равнодушие. Он безразличен ко всему: к смерти матери, к чужому горю, к собственному нравственному падению. И только перед смертью его покидает патологическое равнодушие к окружающему миру. И именно в этот момент герой понимает, что безразличие окружающего мира ему не миновать. Он приговорен к казни за совершенное убийство. И все, о чем он мечтает в последние минуты жизни, - это не видеть равнодушия в глазах людей, которые будут наблюдать за его смертью.

«Падение»

Эта повесть была издана за три года до смерти писателя. Произведения Альбера Камю, как привило, относятся к философскому жанру. «Падение» - не исключение. В повести автор создает портрет человека, который является художественным символом современного европейского общества. Героя зовут Жан-Батист, что в переводе с французского - Иоанн Креститель. Однако персонаж Камю имеет мало общего с библейским.

В «Падении» автор использует прием, характерный для импрессионистов. Повествование ведется в форме потока сознания. Герой рассказывает о своей жизни собеседнику. При этом он повествует о грехах, которые совершал, без тени сожаления. Жан-Батист олицетворяет эгоизм и скудность внутреннего душевного мира европейцев, современников писателя. По мнению Камю, их ничего не интересует помимо достижения собственного удовольствия. Рассказчик периодически отвлекается от своего жизнеописания, высказывая свою точку зрения относительного того или иного философского вопроса. Как и в других художественных произведениях Альбера Камю, в центре сюжета повести «Падение» - человек необычного психологического склада, что позволяет автору раскрыть по-новому извечные проблемы бытия.

После войны

В конце сороковых годов Камю стал независимым журналистом. Общественную деятельность в каких-либо политических организациях он навсегда прекратил. В это время он создал несколько драматургических произведений. Самые известные из них - «Праведники», «Осадное положение».

Тема бунтующей личности в литературе XX века была довольно актуальной. Несогласие человека и его нежелание жить по законам общества - проблема, которая волновала многих авторов в шестидесятые-семидесятые годы прошлого столетия. Одним из основоположников этого литературного направления был Альбер Камю. Книги его, написанные еще в начале пятидесятых годов, проникнуты ощущением дисгармонии и чувством отчаяния. «Бунтующий человек» - произведение, которое писатель посвятил исследованию протеста человека против абсурдности существования.

Если в студенческие годы Камю активно интересовался социалистической идеей, то в зрелом возрасте он стал противником левых радикалов. В своих статьях он не раз поднимал тему насилия и авторитаризма советской власти.

Смерть

В 1960 году писатель трагически погиб. Его жизнь оборвалась по дороге из Прованса в Париж. В результате автомобильной катастрофы Камю погиб мгновенно. В 2011 году была выдвинута версия, согласно которой смерть писателя не является случайностью. Авария якобы была подстроена сотрудниками советской спецслужбы. Однако эта версия позже была опровергнута Мишелем Онфре - автором биографии писателя.

РЕНЕ, ФРАНС АЛЬБЕР (France Albert René), (р. 1935). Политический и государственный деятель Республики Сейшельские Острова (РСО). Президент страны в 1979–2004.

Родился 16 ноября 1935 на маленьком островке Фаркуар, расположенном на крайнем юге РСО. Вырос в семье управляющего плантацией. Окончив колледж в г.Виктория (столица), продолжил обучение в Швейцарии и Великобритании. Юрист по образованию, в 1962–1964 изучал также экономику в лондонской школе экономики. В период учебы принимал участие в деятельности лейбористской партииВеликобритании. По возвращении на родину в 1964 занимался адвокатской практикой.

В 1964 основал и возглавил «Объединенную партию народа Сейшельских островов» (ОПНС) – первую политическую партию в стране. После избрания в законодательную ассамблею колонии вместе с соратниками по партии вел активную борьбу за предоставление ей самоуправления.

В 1975 Рене назначен министром общественных работ и земельного развития коалиционного правительства, в которое также вошли представители «Демократической партии» (ДП). После провозглашения независимости РСО от Великобритании (1976) был назначен премьер-министром в правительстве президента Дж.Мэнчема (лидер ДП). В результате бескровного переворота, осуществленного 5 июня 1977, и прихода к власти ОПНС, становится главой государства (официально избран президентом 26 июня 1979).

Правительство Рене провозгласило курс на социалистическое развитие страны. После III съезда ПФНС («Прогрессивный фронт народа Сейшел» – название ОПНС с июня 1978) в 1979 введена однопартийность. Политика правительства Рене была направлена, прежде всего, на развитие социальной сферы и на превращение Индийского океана в зону мира. Будучи единственным кандидатом, выиграл президентские выборы в 1984 и 1989. После раскрытия серии заговоров в 1979–1987 Рене реорганизовал правительство и занял пост министра обороны.

Под давлением международных финансовых организаций и оппозиции в 1992вводит многопартийную систему. Страна становится на путь либерализации экономики, основанной на индустрии туризма. Под руководством Рене РСО добилась одного из самых высоких в Африке показателей по уровню жизни населения. Рене одержал победу на президентских выборах 1993 и 1998. В кон. 1990-х из-за экономических трудностей, связанных с сокращением числа посещающих архипелаг иностранных туристов, популярность Рене заметно снизилась. Тем не менее, на президентских выборах 2001он вновь победил, получив 54,19% голосов избирателей. Попытки правительства улучшить экономическую ситуацию не привели к ощутимым результатам, активизировались также действия оппозиции, обвинявшей власти в ограничении свободы слова и печати. 14 апреля 2004 Рене досрочно ушел в отставку, передав управление страной вице-президенту Джеймсу Мишелю. Рене занимал президентский пост дольше других руководителей стран Содружества (объединение стран, входивших в



Фран Лебовиц* и ваш главный противник

Дело не в том, что этот мир жесток и неприветлив, а в том, что все в нем слишком заняты. Вы знаете это не понаслышке: десятки разных дел требуют вашего внимания, а внимание это отнюдь не безгранично.

Поэтому вы должны помнить, что внимание, которое готовы оказать вам ваши клиенты, тоже не безгранично. Дайте им веские основания для того, чтобы продолжать вас слушать, иначе они пропустят все слова мимо ушей и, слушая, не услышат вас.

Вашим главным противником являются не реальные, существующие на рынке конкуренты. Ваш главный противник - безразличие.

Это известно многим специалистам по маркетингу, но далеко не все учитывают этот фактор в своей работе. Вместо того чтобы говорить о клиенте и его потребностях, такие специалисты говорят о своей компании. Вместо того чтобы показать, что они готовы сделать для потребителя, они стараются показать, какая замечательная у них фирма.

* Фран Лебовиц (1950 -) - американская писательница и юморист, автор эссе «Жизнь в метрополии» (1978) и «Социальные исследования» (1981). - Прим. пер.

Вместо того чтобы говорить на языке клиента, они говорят на своем собственном языке.

Все, о чем думает потребитель, - это «я, мое, мне». К сожалению, продавец мыслит таким же образом. В результате они не находят точек соприкосновения.

Очень немногих людей действительно интересует то, что вы можете сказать. (Как однажды сказала Фран Лебовиц о людях, носящих футболки с лозунгами: «Люди и вас-то не хотят слушать. Почему вы думаете, что они будут слушать вашу футболку?») Людей интересуют только они сами. До тех пор, пока вы не уясните этого для себя, ваш главный противник - безразличие - будет постоянно одерживать над вами победу.