Формы театрализованной деятельности, применяемые в дошкольных учреждениях.

Министерство образования и науки Астраханской области

Астраханский педагогический колледж

ВЫПУСКНАЯ

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Выполнила Матвеева Н. П. студентка 4 «В» гр.

Специальность: 0313 «Дошкольное образование»

Квалификация: «Воспитатель детей дошкольного

возраста с дополнительной подготовкой в

области театрализованной деятельности»

Форма обучения: очная

Руководитель: Л.С. Клепчинова

Рецензент: Королёва Марина Вадимовна –

педагог-организатор детского сада-школы № 106.

Астрахань, 2006 г.

Введение

I. Эстетическое развитие как одна из сторон разностороннего воспитания личности ребёнка старшего дошкольного возраста.

1.1. Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребёнка.

1.2. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста

II. Театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания

2.1.Понятие театрализованная деятельность.

2.3.Формы театрализованной деятельности применяемые в дошкольном учреждении

III. Организация театрализованной деятельности в старшей группе ДОУ №108

Заключение

Литература

Приложение

Введение

«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать

создание детского театра с детского возраста?

Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого

ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей

звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение

у нас, профессиональных артистов».

К.С.Станиславского

В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребёнка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребёнка.

Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у некоторых первоклассников, психологи часто ставят диагноз: «недоиграл», т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе «сотворения игры», в дошкольном возрасте, как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. По данным исследований, в период психологической адаптации ребёнка к школе у 67-69% первоклассников возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространённым видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский).

С древних времён различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.

Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актёрской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.

Всё выше сказанное помогает сформулировать цель работы:

изучить особенности организации театрализованной деятельности в старшем дошкольном возрасте.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет: театрализованная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза: организация театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста имеет следующие особенности:

Является целенаправленной;

Имеет определённые формы организации;

Имеет определённое содержание (в соответствии с программой «Арт – фантазия»);

Имеет специфические методы работы воспитателя – руководителя ТИД (индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности).

В соответствии с этим можно сформулировать задачи исследования:

1. Анализ педагогической литературы по проблеме исследования;

2. Изучение особенностей организации театрализованной деятельности детей в старшей группе;

3. Определение значения правильной организации театрализованной деятельности в старшем возрасте;

4. Определение наиболее эффективных методов и приёмов руководства театрализованной деятельности старшего возраста

5. Подбор конспектов театрализованной деятельности способствующих решению определённых задач развития личности детей дошкольного возраста.


Глава 1. Эстетическое развитие как одна из сторон разностороннего воспитания личности ребёнка старшего дошкольного возраста

1.1 Эстетическое воспитание как средство развития разносторонней личности ребёнка

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б.Т. Лихачёв). Такое определение имеет отношение к зрелой личности. Однако и дети в дошкольном и даже в раннем возрасте способны реагировать на красивое в окружающей их обстановке, музыку, поэзию, предметы изобразительного искусства, природу, сами стремятся рисовать, лепить, петь, танцевать, сочинять стихи. Эти наблюдения за детьми дают основания считать, что эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста.

Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности (известно, что для дошкольника понятие «красивый» и «добрый» почти идентичны), повышает и познавательную активность, даже влияет на физическое развитие. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие.

Современная педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развития творческих способностей.

Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми социальный смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла. Эстетическое воспитание средствами искусства обозначается термином «художественное воспитание».

Принцип всестороннего и гармоничного развития личности подразумевает воспитание трудолюбия, общей культуры, развитие чувства красоты. Эстетическое начало входит в общую систему воспитания. Эстетическое воспитание не является изолированной областью педагогики, а взаимодействует со всеми её сторонами.

Полноценное умственное и физическое развитие, моральная чистота и активное отношение к жизни и искусству характеризуют целостную, гармонически развитую личность, нравственное совершенствование которой во многом зависит от эстетического воспитания.

Современные исследования педагогов и психологов показали, что в последние годы значительно повысился уровень умственной и эстетической деятельности, нравственно – волевых качеств детей, которые проявляются уже в раннем возрасте.

Задачи эстетического воспитания непосредственно связаны с формированием морального облика ребёнка - дошкольника. Научить малыша различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, чище, содержательнее.

Наиболее характерными признаками нравственной направленности в эстетическом воспитании являются: эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовывать быт, хотя бы и в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т.д.

Художественные впечатления раннего детства сильны и остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Для успешного художественного развития ребёнка необходимо правильно использовать в соответствии с возрастом различные формы и виды детских занятий и развлечений.

В настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театральной деятельности в детском саду. Этому посвящены работы отечественных педагогов, учёных, методистов: Н. Карпинский, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкарёвой, И. Медведевой, Т. Шишовой и др.

З анятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания. С этой точки зрения огромное значение имеет организация, пространство театрального помещения.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Причем предметно-пространственная среда не только должна обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и полоролевые особенности.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление ребенка участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также время от времени возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей в каждой возрастной группе должна быть оборудована театральная зона или уголок сказки, а также «тихий уголок» , где ребенок может побыть один и порепетировать какую-либо роль перед зеркалом или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю и т.д.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребенка на любое занятие или на театрализацию любимого произведения. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра (пальчиковый, би-ба-бо, марионеточный) , детские рисунки и др. Кроме того, необходимо периодическое обновление материала, ориентированного на интересы разных детей.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям. Для этого в зоне театрализованной деятельности необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

Учитывая полоролевые особенности детей в зонах для театрализованной деятельности размещают оборудование и материалы, отвечающие интересам как мальчиков, так и девочек.

  • просмотр кукольных спектаклей и беседа по ним;
  • игры-драматизации;
  • разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
  • упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальный и невербальный) ;
  • упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет воспитатель. Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Во время занятий необходимо:

  • внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
  • если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
  • при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
  • спросить у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
  • в заключении различными способами вызвать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду:

  • Содержание и разнообразие тематики.
  • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
  • Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
  • Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по изодеятельности и др.) , а так же запланирована специально в недельном расписании занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром. Желательно, чтобы все организованные формы театрализованной деятельности проводились небольшими подгруппами, что обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку. Причем каждый раз подгруппы должны формироваться по-разному, в зависимости от содержания занятий.

В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий («Кукольный театр – малышам» , «Театральный салон» , «В гостях у сказки» и др.)

Продолжительность каждого занятия: 15 – 20 в младшей группе, 20 – 25 минут - в средней и 25 – 30 минут - в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут. Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.

Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает проявить инициативу в её организации, и только лишь в старших группах, педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Особое внимание в организации театрализованной деятельности уделяется взаимодействию ДОУ с семьёй. Данная работа реализует следующие задачи:

  • Поддерживать интерес ребёнка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях.
  • Обсуждать с ребёнком перед спектаклем особенности той роли, которую ему предстоит играть, а после спектакля – полученный результат. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования.
  • Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
  • Рассказывать знакомым в присутствии ребёнка о его достижениях.
  • Рассказывать ребёнку о собственных впечатлениях, полученных в результате просмотра спектаклей, кино- фильмов и пр.
  • Постепенно вырабатывать у ребенка понимание театрального искусства, специфическое «театральное восприятие» , основанное на общении «живого артиста» и «живого зрителя» .
  • По мере возможности организовывать посещение театров или просмотров видео- записей театральных постановок.

Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребёнка и взаимообогащению всех, так как взрослые и дети выступают здесь как равноправные партнёры взаимодействия. Именно в общем спектакле ребенок естественно и непринужденно усваивает богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Кроме того, в такой совместной деятельности воспитатели лучше узнают детей, особенности их характера, мечты и желания. Создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

дипломная работа

1.3 Содержание и методика работы по организации театрально-игровой деятельности с дошкольниками

Театрализованная деятельность в детском саду способствует развитию воображения, всех видов памяти и видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического).

Для того, чтобы успешно решать эти задачи желательно наличие педагога - руководителя детского театра (режиссера), который бы не только проводил специальные театрализованные игры-занятия с детьми, но и корректировал бы действия всех педагогов, осуществляющих решение задач по театрализованной деятельности (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).

Педагог детского театра помогает воспитателям изменить традиционные подходы к организации театрализованной деятельности, привлекать их к активному участию в работе над театрализованными играми. Его цель - не ограничиваться сценарной, режиссерской, постановочной работой с детьми-актерами, а через все виды деятельности способствовать формированию в детях творческого начала.

Педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий - эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога - образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.

В примерных требованиях к содержанию и методам работы в дошкольном образовательном учреждении выделяются обязанности педагога:

Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов, видов театров);

Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др., театральными жанрами и пр.);

Обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

Создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

Правильная организация театрализованной деятельности способствует выбору основных направлений, форм и методов работы с детьми, рациональному использованию кадрового потенциала.

Во время занятий необходимо:

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

Спросить, у кого получилось, похоже, и почему, а не у кого лучше;

В заключении различными способами вызывать у детей радость.

Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина):

2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

1. В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.

2. Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.

3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.

4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.

5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.

6. Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.

Таким образом, комплексный подход к организации театрализованной деятельности обуславливает ее эффективность в развитии творческого воображения у детей. М.В.Ермолаевой представлен комплекс занятий по развитию познавательного и аффективного воображения ребенка средствами театрализованной деятельности.

Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова).

На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.

На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля. На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей. Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов. Они рисуют афиши, пригласительные билеты к спектаклям, готовят выставку своих работ. В театральной студии разыгрываются этюды для передачи чувств, эмоциональных состояний, речевые упражнения, проводится репетиционная работа.

Регламентация занятий.

Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей - 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут -- в средней и 25-30 минут -- в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут (Э.Г.Чурилова).

Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки. Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.

Н.Ф. Сорокина рекомендует проводить занятия ежедневно: два раза в неделю по три занятия (два утром, одно вечером), в остальные дни недели - одно утром и одно вечером продолжительностью 15 минут, начиная со второй младшей группы.

Театрализованная деятельность детей по программе «Москвичок» осуществляется в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; представлена частью занятий по разным видам деятельности (музыкальному воспитанию, изодеятельности и т.д.) и как специальное занятие в рамках занятий по родному языку и ознакомлению с окружающим миром.

Работа идет в подгруппах, участники которых могут меняться в зависимости от содержания деятельности.

Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы (Э.Г.Чурилова).

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей. Все игры и упражнения на занятии подобраны таким образом, что удачно сочетают движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

Исходя из задач по развитию театрализованной деятельности с дошкольниками, определяется ее содержание работы в детском саду. При этом формы организации могут быть различными. Например, Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова выделяют: занятия (фронтальные, подгрупповые и индивидуальные), праздники, развлечения, спектакли, театрализованные действия). Основная форма - занятие, наряду с которым возможны и другие, не менее важные, формы организации театрализованной деятельности. Смотри рис.5.

Рис. 5. Формы организации театрализованной деятельности

Л.В. Куцакова и С.И. Мерзлякова выделили следующие типы театральных занятий: фрагментарное (на других занятиях), типовое, доминантное, тематическое, интегративное, репетиционное.

Типовые, которые включают следующие виды деятельности: театрально-игровую, ритмопластику, художественно-речевую, театральную азбуку (элементарные знания о театральном искусстве). Доминантные - доминирует один из указанных видов деятельности. Тематические, на которых все названные виды деятельности объединены одной темой, например: «Что такое хорошо и что такое плохо?», «О собаках и кошках» и т.п.

Комплексные - используется как синтез искусств. Дается представление о специфике видов искусства (театр, хореография, поэзия, музыка, живопись), о современных технических средствах (аудио-, видеоматериалы). Объединяются все виды художественной деятельности, чередуются, находятся черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающих образ. Интегрированные, где в качестве стержневого вида деятельности выступает не только художественная, но и любая другая деятельность. Репетиционные - это те, на которых осуществляется «прогон» подготавливаемого к постановке спектакля или его отдельных фрагментов. Организуя занятия, необходимо помнить, что знания и умения, усвоенные без желания и интереса, не стимулируют познавательную активность дошкольников.

Раскроем особенности содержания работы по развитию театрально-игровой деятельности в разных возрастных группах детского сада.

Младшая группа. Занятия организовываются так, чтобы детям самим не приходилось воспроизводить текст сказки, они выполняют определенное действие. Текст читает педагог, лучше 2--3 раза, это способствует повышению звуковой сосредоточенности детей и последующему возникновению самостоятельности. З.М.Богуславская и Е.О.Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и легче справляются со многими задачами, учатся незаметно для себя. Игры с ролью активизируют воображение детей, готовят к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Их важно обучить некоторым способам игровых действий по образцу. Образец показывает воспитатель. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», разыгрывать сценки по литературным произведениям «Игрушки» А. Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского, использовать потешки: «Кошкин дом», «Расти коса до пояса» и др. Чтобы создать повод для возникновения самостоятельной игры, можно раздать детям игрушки, предметы. Образец показывает воспитатель. Формирование интереса к театрализованным играм складывается в процессе просмотра кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, стимулирующий желания ребенка включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются, просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Театрализованные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. В ход занятий, вечеров развлечений он включает фрагменты драматизации, переодеваясь в специальный костюм, меняя голос и интонацию. Педагог постепенно расширяет игровой опыт за счет освоения разновидностей игры драматизации, что достигается последовательным усложнением игровых заданий, в которые включается ребенок. Ступени:

* Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

* Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать).

* Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

* Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик»).

* Бессловесная игра-импровизация с одним персонажам по текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Заинька, попляши...»).

* Игра-импровизация пo текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка).

* Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка»).

* Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок»).

* Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказ-

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелографе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок («Этот пальчик-дедушка...», «Тили-бом»). Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).

Вторая группа умений обеспечивает первичное становление позиции «артист» (умение использовать некоторые средства выразительности (мимики, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний, правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре).

Третья группа - умение взаимодействовать с другими участниками игры; играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Деятельность воспитателя должна быть направлена на стимулирование интереса к творчеству и импровизации. Постепенно они включаются и процесс игрового общения с театральными куклами, затем в совместные с взрослым импровизации типа «Знакомство», «Оказание помощи», «Разговор животного со своим детенышем» и пр. У детей развивается желание участвовать в игровых драматических миниатюрах на свободные темы.

Средняя группа. Происходит постепенный переход ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя; от игры, в которой главное - сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат; от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление); от создания в игре - драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения героя, их смена. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм, его дифференциация, заключающаяся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, развивать чувство партнерства, сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений типа «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр; с малоактивными - драматизировать произведения с небольшим количеством действий. Усложняются методы и приемы, используемые в младшей группе: ведение рассказа от первого лица, сопровождая текст и движения: «Я -- петушок. Посмотрите, какой у меня яркий гребешок, какая бородка, как я важно хожу, как я звонко пою: ку-ка-ре-ку!»; настольный театр. Для самостоятельного показа рекомендуются произведения: «Репка», «Теремок», «Колобок». Для показа воспитателем -- «Два жадных медвежонка», «Лиса и гуси», «Лиса, заяц и петух». Для драматизации использовать отрывки из сказок, где есть повторы, а затем и всю сказку.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования...

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

Значение и специфика театрализованных игр заключаются в сопереживании, познавательности, воздействии художественного образа на личность. Театр - один из самых доступных видов искусства для детей...

Влияние театрально-игровой деятельности на развитие речи и фонематического слуха дошкольников

Изучив проблему развития речи дошкольников, проанализировав научно-педагогическую литературу по этой проблеме и поставив перед собой рабочую гипотезу...

Вокально-двигательные разминки как условие развития эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников на музыкальных занятиях

По словам О.П. Радыновой, "занятия - основная форма организации, в которой осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры...

Воспитательный потенциал игры как педагогического средства

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность за результаты учебного труда...

Игровая деятельность на уроках иностранного языка

Игровая деятельность, какой бы формой не пользовался преподаватель и какими бы методами не приобщал учащихся к процессу обучения, все равно не сможет заменить все другие процессы обучения. Но в то же время, игры так же важны и для того...

Методика организации театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении

«Волшебный край!» - так когда-то называл театр великий русский поэт А.С. Пушкин. «Любите ли вы театр так, как я люблю его?» - спрашивал своих современников В.Г. Белинский, глубоко убежденный в том, что человек не может не любить театр...

Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых детей

В целях всестороннего и целостного изучения детей учителя и воспитатели тщательно изучают анамнестические данные, документацию, представленную на ребенка, проводят его медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое обследование...

Сенсорное воспитание в предметной деятельности

Система приемов и методов активизации речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами этих занятий являются }