Философия и наука: сходства и различия. Что общего между философией и наукой? Отличие философии от конкретных наук

Сходства и различия этих двух дисциплин продолжают обсуждаться учеными и исследователями. По большей части они заключаются в отношении к знаниям ученых и мыслителей.

Происхождение

Известно, что еще до нашей эры в античной Греции появились философия и наука. Сходства и различия следует искать именно в той давней эпохе. Первоначально философия возникла как универсальная наука, которая изучала все сущее. В процветающих полисах начали появляться академии. Они становились площадкой для обсуждения самых разных суждений учеными людьми. Их звали философами - в переводе с греческого языка «любителями мудрости».

Со временем количество знаний увеличивалось. Постепенно от философии откололись первые самостоятельные науки, например, физика. Ученые, которые углублялись в свой любимый предмет, создавали специальные школы. Наука возникла в тот момент, когда философы пришли к выводу, что настоящее знание - это знание о чем-то устойчивом и неизменном. Ему противопоставлялись частные мнения - наблюдения и случайные рассуждения людей, которые не могли быть доказаны.

Взаимосвязь

Конкретные науки изучают отдельные аспекты бытия. Философия же объединяет всех, и поэтому она важнее разрозненных дисциплин. Так рассуждали древние греки. Например, так ораторы того времени сравнивали физику и философию: первая изучает природу и ее законы, философия же охватывает не только природу, но и человека. Она выходит за пределы узкого познания.

Споры о том, каковы сходства философии и науки, продолжались на протяжении многих столетий. Возникшая относительно недавно школа позитивизма и марксистское учение также пытались ответить на этот вопрос. Сторонники этих теорий считают, что право на существование имеет только та философия, которая основана на научных достижениях. Может ли быть такое на практике?

Универсальный метод, который бы определял сходства философии и науки, так и не был сформулирован. Множество исследований на эту тему проводил Гуссерль. Он стал автором теории «философии в качестве строгой науки». Но ни он сам, ни его сторонники так и не смогли достичь удовлетворительных результатов в этом направлении. Философия и наука, сходства и различия которых особенно пристально изучались в XX веке, породили экзистенциалистское учение. Его постулаты прямо подчеркивают, что эти две дисциплины мало связаны друг с другом.

Границы познания

Что общего между философией и наукой? Определенно, они являются способами познания сущего. Однако их методы и цели заметно различаются. Наука ограничена, она изучает только те вещи, которые находятся в пределах ее узкого предмета. У философии же нет границ, она охватывает все сущее вокруг. Такое познание расплывчато, оно не основано на четких фактах.

Сходства и различия между философией и наукой также можно проследить на отношении к эмпирике. Например, для физики и биологии усвоенный опыт и эксперименты крайне важны, так как без них нельзя доказать ни одной теории. В философии к этим вещам относятся более легкомысленно.

Дифференциация

Научные дисциплины сильно отличаются друг друга. Это объясняется тем, что мир очень сложен - в нем много срезов. Для каждого из них появляется своя наука. Например, физика и математика тесно связаны, но в то же время они имеют мало общего с гуманитарными предметами. Философия и наука, сходства и различия которых можно наглядно изучить на примере дифференциации, не похожи тем, что первая монументальна, а вторая разнообразна и раздроблена.

Ученые, как правило, заняты своей узкой сферой. Они мало интересуются тем, как их работа отразится на всеобщем научном знании. Философы же всегда старались в своих теориях охватить весь мир со всеми его законами и противоречиями. Такими были: Аристотель, Гегель, Кант и многие другие знаменитые мыслители человечества.

Отношение к небытию

Важные различия философии и науки заключаются в их отношению к предмету изучения. Мыслители пытаются объяснить не только настоящий мир, но и условное «ничто» - нечто, что находится за пределами человеческого сознания. Наука же изучает только то, что действительно существует.

Небытие является важной сферой для всех философских школ, начиная с античного мира. В Китае и Индии (одних из самых древних цивилизаций мира) «ничто» было фундаментальной основой любого учения. Схожее отношение существовало и в западноевропейской философии. Для мыслителей «ничто» так важно, потому что это одна из материй, с помощью которой можно найти основание всего существующего. Философы на протяжении веков разными способами пытались найти некий абсолют - всеобъемлющее знание. Ученые не занимаются подобными проектами. Они исследуют конкретные факты и материи. Интересно, что сходство и различие философии, науки и религии также можно провести по отношению к абсолюту.

Объективизм и субъективизм

Что еще имеют схожего философия и наука? Общее в них то, что обе они представляют собой интеллектуальную мыслительную деятельность. Их результат выражается в определенных системах. Итог такой деятельности всегда различен. Наука стремится быть объективной. Она опирается только на сухие факты. Результаты долгих исследований и экспериментов ложатся в основу Их главное достоинство в том, что они состоят только из безличного знания.

Философия тоже пытается быть объективной, но так как в центре ее изучения всегда стоит человек, философы не могут исключить из результатов своей работы мнение и отношение человека к изучаемому предмету. Мировоззренческая позиция любого мыслителя опирается на доводы, которые сильно отличаются от научных. Поэтому любая философия априори субъективна. С этим связано и то, что внутри нее возникает множество разных школ и учений, часто противоречащих друг другу. В науке такого не может быть. Если ученый с помощью фактов доказал некую теорию, то его преемникам придется считаться с ней в своих работах. Философы же могут отвергать и опровергать друг друга. Например, некоторые течения XX века отрицали опыт европейских школ XIX столетия и т. д.

Роль философии в науке

Философия и наука не просто имеют сходства и различия. Они являются составной частью друг друга. Первые научные теории были построены на философских принципах. Даже современные ученые пользуются теми которые были впервые опробованы еще мудрецами античной Греции. И в этом нет никакого противоречия.

Философия - это методика познания, логика, мировоззренческие схемы. Все это лежит в основе глобального и всеобщего Ни один ученый не может без перечисленных выше приемов понять и осознать процессы окружающего мира. Таким образом, некоторые философские приемы являются верными инструментами любого научного исследователя. Способность мыслить теоретически, складывать отдельные элементы систем в одну картинку - все это важные для ученых вещи.

Чем отличается философия от частных наук

Итак, философ в отличие от любого другого ученого берется за то, что само по себе неизвестно.

Частные науки стараются сначала застолбить участок Универсума, ограничивая проблему, которая при подобном ограничении частично перестает быть проблемой.

Другим наукам их объект дается, а объект философии как таковой - это именно то, что не может быть дано

Таким образом, от философии неотделимо требование занимать теоретическую позицию при рассмотрении любой проблемы не обязательно решать ее, но тогда убедительно доказывать невозможность ее решения. Этим философия отличается от других наук. Когда последние сталкиваются с неразрешимой проблемой, они просто отказываются от ее рассмотрения. Философия, напротив, с самого начала допускает возможность того, что мир сам по себе - неразрешимая проблема. И доказав это, мы подучим философию в полном смысле слова, точно отвечающую предъявленным к ней требованиям.

Если физика - все то, что можно измерить, то философия - все то, что можно сказать об Универсуме.

Как Р. Декарт определяет начало всякого познания

Тот, кто думает, что Декарт положил начало новому времени каламбуром насчет того, что мы не можем сомневаться в том, что сомневаемся, - кстати, то же говорил и Св. Августин, - не имеет ни малейшего понятия об огромном новаторстве картезианского мышления и в результате не знает истоков современности.

Сомневаться - это значит, что мне кажется что-то сомнительным и недостоверным. Мне кажется и я думаю - одно и то же. Сомнение не что иное, как мысль. Итак, чтобы сомневаться в существовании мышления, я должен поневоле мыслить это мышление, чтобы дать ему существование в Универсуме; тем же актом, которым я пытаюсь упразднить мое мышление, я его осуществляю. Другими словами: мышление - единственное в Универсуме, существование чего нельзя отрицать, поскольку отрицать значит мыслить. Вещи, о которых я думаю, могут не существовать в Универсуме, но то, что я о них думаю, несомненно. Я повторяю: быть сомнительным - значит казаться мне сомнительным, и все в Универсуме может казаться мне сомнительным - кроме того, что это мне кажется.

Существование этого театра проблематично, поскольку я понимаю под этим то, что он стремится быть независимым от меня, что, когда я закрываю глаза и он перестает существовать для меня или во мне, он продолжает на свой страх и риск быть вне меня, отдельно от меня, в Универсуме, т.е. что он существует в себе. Но мышление обладает таинственным преимуществом, его существование, то, чем оно стремится быть, сводится к тому, что мне кажется, - к существованию для меня. И поскольку я пока что состою лишь из своих мыслей, скажем, что мышление - то единственное, в чем его собственная сущность, то, что оно представляет собой реально, состоит лишь в том, чем оно является для себя. Оно то, чем кажется, и ничего больше; кажется же оно тем, что есть. Оно исчерпывает свою сущность в собственной видимости.

В отношении театра ситуация обратная: то, чем театр является или стремится быть, не исчерпывается его видимостью, зримой для меня. Напротив, он стремится существовать и тогда, когда я его не вижу, когда я не появляюсь, когда я не присутствую. Но мое видение есть нечто исчерпывающее его экзистенциальное стремление казаться мне, когда я смотрю, мое зрение присуще мне, оно явно и непосредственно. И если сейчас я страдаю галлюцинацией, значит этот театр не существует реально, но вид театра отнять у меня не может никто.

Из чего следует, что лишь мышлению дан весь Универсум, И при этом дан несомненно, поскольку состоит лишь в данности бытия, поскольку является чистым присутствием, чистым явлением, чистой кажимостью для меня. Это великолепное, решающее открытие Декарта, которое, подобно Великой Китайской стене, делит историю философии на две части.

Сомнение как метод, решение сомневаться, поскольку имеется понятное чувство сомнения, не было у Декарта случайностью, как и его начальная формулировка о несомненности сомнения. Решение об универсальном сомнении - это лишь лицевая сторона медали, или инструмент другого решения, более позитивного: признавать науку не как содержание, а лишь как то, что можно доказать. Итак, наука, теория - это не что иное, как запись реальности в системе доказанных суждений. Ведь сомнение как метод не является для философии случайностью: это сама философия, обдумывающая свои собственные неотъемлемые свойства. Любое доказательство - это доказательство сопротивления, и теория - это доказательство сопротивления, которое некое суждение оказывает сомнению. Без сомнения нет доказательства, нет знания.

Степень уверенности, с которой мы можем утверждать, что в Универсуме существует мышление, или cogitatio, несравнима с любым другим утверждением относительно существования, и это, будучи однажды обнаруженным, обязывает основывать на нем все наше знание об Универсуме. Для теории первая истина о реальности такова: мышление существует, cogitatio est. Мы не можем исходить из реальности внешнего мира: все, что окружает нас, все дела, включая и наше собственное, в их стремлении существовать сами по себе, независимо от наших мыслей о них, подозрительны. Но, напротив, несомненно, что они существуют в моем мышлении как мои мысли, как cogitationes .

Теперь разум оказывается центром и опорой всей реальности. Moй разум придает нерушимую реальность тому, что мыслит, если я считаю его тем, что он представляет собой изначально, - если я считаю его моей мыслью. Этот принцип ведет к попытке создания системы объяснений всего имеющегося, интерпретируя все то, что, очевидно, не является мышлением, не является мыслью как состоящее лишь в мышлении, лишь в мысли. Эта система - идеализм, и современная философия, начиная с Декарта, в основе своей идеалистическая.

    Светская философия и наука являются рациональным способом постижения мира и его явлений.

    Философия и наука работают на уровне сущности, то есть, философия выявляет всеобщие, универсальные основания существования мира и его явлений, а наука открывает общие и специфические законы явлений и процессов действительности.

    1. Платон об отличии философии от науки.

Платон в шестой книге сочинения «Государство» устами Сократа рассказывает о различных способах постижения душой умопостигаемого мира (мира идей). «Один раздел умопостигаемого душа вынуждена искать на основании предпосылок, пользуясь образами… и устремляясь… не к началу, а к завершению. … другой раздел, душа отыскивает, восходя от предпосылки к началу такой предпосылки, не имеющему образов, какие были в первом случае, но при помощи самих идей пролагает она сама себе путь».

Здесь Платон вводит методически строгое различие между философией и наукой. Оно касается их различного отношения к своим основаниям и направленности знания.

Наука и философия имеют свои предпосылки, основания (принципы, постулаты, аксиомы, основоположения). Наука считает свои основания интуитивно ясными, истинными и не пытается их обосновать; на их основе она строит теоретическое представление об объекте. Философия же, не считает свои предпосылки истинными и пытается в первую очередь найти основания этих предпосылок. Например, тезис «Объективный мир существует» является фундаментальным онтологическим основоположением и в физике и в философии. Физика не ставит под сомнение этот тезис, а, исходя из него, изучает материальный мир. В философии любое онтологическое исследование начинается именно с прояснения вопроса об объективном существовании мира. И только прояснив этот вопрос, философ строит онтологическую картину мира. Причем, далеко не все философы утвердительно отвечают на этот вопрос.

    1. Отличия философии от науки.

    Наука конечным количеством шагов дает окончательные ответы на конкретные вопросы, имеющие общепризнанное значение. Философия не является собранием готовых истин. Ее проблемы не имеют однозначного решения. Предлагая свой вариант решения каких-то проблем, философия всегда оставляет место для новых решений и подходов. Поэтому, в философии никогда не было единомыслия, она лишь создает предпосылки для самостоятельного поиска ответов на вечные вопросы бытия.

    Философию, в отличие от науки интересуют первоначала, основания. Физик, изучает материальный мир, вещи, но никогда не задаётся вопросом: «Что есть материя сама по себе?». Математик оперирует числами, но никогда не задаётся вопросом: «Что есть число само по себе?» Философию интересуют именно эти вопросы: Что есть материя сама по себе? Что есть число само по себе? и т.д.

    Наука изучает реальный действительный мир таким, каков он есть. Философия осмысливает мир через призму Должного , то есть она размышляет о том, что является предельными основаниями мира, позволяющими ему быть или благодаря которым он может погибнуть.

    Философия в своей сущности является рефлексией, то есть она является деятельностью, связанной с сознанием, которое стремится к определению собственных границ и их преодолению. Это стремление требует напряженной рефлексии, размышления, направленного на собственное сознание. То есть, философия есть особая форма индивидуального и общественного сознания, характеризующаяся прогрессирующей рефлексией и максимальным использованием способностей человека. Тогда как в науке и в религии рефлексия не обязательна, то есть, учёному не обязательно изучать процесс познания. Но все-таки, практика показывает, что философствующий учёный может добиться больших результатов. (Например, Альберт Эйнштейн).

    Философия и наука отличаются объектами (предметами) исследования. Если объектом науки является реальный мир вещей (мир сущего), то предметом философии является мир трансцендентный (существующий за границами мира сущего), мир бытия, мир предельных оснований существования человека, общества и природы.

1. Философское знание всегда носит личностный характер, научное знание безотносительно к личности. Философское знание раскрывает жизненный опыт и поэтому всегда выражает личность философа. Научное знание удостоверяет факты сами по себе, независимо от отношения к ним личности, и поэтому никак не выражает в себе личность ученого.

2. В философии не может быть прогресса. Это – общая черта философии и искусства. Ведь никому же не придет в голову считать, что современное искусство стоит на более высокой ступне развития, чем искусство эпохи Возрождения. Также абсурдно считать, что современная философия более высокоразвита, чем античная. В отличие от науки, философские вопросы носят вечный характер. Нельзя сказать, что они неразрешимы, каждый философ разрешает их для себя, но дело в том, что следующему поколению философов приходится заново отвечать на них.

3. Истинность философского знания основывается на личном жизненном опыте. Способ обоснования истины заключается в том, чтобы философское понимание предмета выразить в определенной логической последовательности, которую другой человек может воспроизвести и понять внутреннюю необходимость авторской позиции. Истинность научного знания обосновывается путем логического построения доказательства на основе теоретических и эмпирических фактов, которые могут быть удостоверены независимым исследователем (или только теоретических фактов, если речь идет о математике или логике, которые абстрагируются от эмпирического опыта).

4. Научное знание верифицируемо, философское – неверифицируемо.

Верификация – проверка на истину путем обращения к эмпирическому опыту. Процесс верификации заключается в том, что из того или иного утверждения делаются выводы, которые проверяются эмпирическими данными путем наблюдения, измерения или эксперимента.

Верифицируемость – это принципиальная проверяемость на истину путем обращения к эмпирическому опыту.

Философское знание обосновывается на личном жизненном опыте и поэтому принципиально неверифицируемо. Например, если я делаю философское утверждение, что смысл жизни в самоопределении человека, я не могу подтвердить это утверждение ни наблюдением, ни измерением, ни экспериментом. Поэтому философский спор, например спор о том, что первично, материя или сознание, неразрешим с помощью доказательств научного типа, он имеет смысл лишь тогда, когда выясняются жизненные предпосылкой той или иной позиции.

Примечание.

Здесь следует сделать оговорку относительно теоретических и гуманитарных наук. Поскольку математическое и логическое знание отвлечено от опыта, оно не верифицируется путем обращения к эмпирическим данным, но доказывается чисто теоретическими методами. Однако оно описывает не содержание, а форму научной мысли, в том числе и форму верификации. Хотя математика и логика могут получать эмпирически непроверяемое знание (например, невозможно эмпирически проверить, что сумма углов треугольника абсолютно точно соответствует 180 0 , так как не бывает абсолютно точных измерительных приборов), тем не менее, оно используется при применении самих методов верификации, например, при измерении или оценке экспериментальных данных.

Поскольку полученное теоретическим путем математическое знание, в отличие от философского знания, используется в физике и других науках для обобщения массивов эмпирической информации, математика является именно научным, а не философским типом знания.

Гуманитарные науки изучают не только продукты человеческой деятельности и творчества, но и их интерпретации. Поэтому верифицируемое знание в гуманитарной науке (например, доказательство исторического факта), допускает спектр возможных неверифицируемых интерпретаций, например, когда мы объясняем исторический факт с позиции уже не научной, а именно философской теории прогресса или с позиции цикличного понимания истории. Поэтому в гуманитарных науках необходимо различать то, что проверяемо и является научным фактом и возможные интерпретации этого факта, которые носят философский, а не научный характер.

5. Научное знание фальсифицируемо, философское – нефальсифицируемо.

Фальсифицируемость – принципиальная возможность опровержения эмпирическим опытом.

Это не означает, что научное знание обязательно должно быть опровергнуто. Речь идет о том, что мы допускаем возможность опровержения. По поводу неопровергаемой теории невозможен научный спор, и такую теорию считать научной нельзя.

(Здесь следует сделать те же самые оговорки относительно теоретических и гуманитарных наук).

Философское знание принципиально нефальсифицируемо. Например, вышеупомянутое утверждение о смысле жизни невозможно не только подтвердить, но и опровергнуть эмпирическим опытом.

4. Философские и научные понятия

6. В философии и науке разными способами формируются понятия. Философские понятия формируются путем смыслового обобщения всех возможных свойств предмета. Научное понятие формируется путем выделения определенных свойств предмета и абстрагирования от самого предмета и других его свойств. Например, каждая конкретная наука будет по-разному полагать человека, фиксируя в понятии определенные его свойства. Поэтому понятие человека с позиции, скажем, биологии имеет принципиально иной смысл, нежели понятие человека с позиции юриспруденции, социологии или психологии. Понятие человека в конкретной научной дисциплине не соотносимо с рядом свойств человека, выделяемых другими научными дисциплинами или же повседневным сознанием. Философское понятие человека представляет собой предельное обобщение всех его свойств, как тех, которые выделяют конкретные научные дисциплины, так и тех, которые даны в повседневном восприятии. Не только какая-то одна, как в науке, но вообще любая сторона человека (его телесное строение, его нравственная позиция, формы его общения с другими людьми, его заблуждения, его внешний вид, его привлекательность и т.д.) может быть осмыслена философски.

Смысловое обобщение - выявление общего смысла реальных и возможных свойств предмета. Путем смыслового обобщения постигается сущность предмета, т.е. то, что он есть как таковой.

Сущность – постигаемое путем смыслового обобщения предметное содержание явления, благодаря которому оно является тем, что оно есть. Сущность лежит в основе всех действительных и возможных свойств явления.

Соответственно, философские понятия относятся к сущностям рассматриваемых предметов, а сама философия ставит вопрос о сущности.

Научные понятия формируются с помощью абстрагирования и идеализации, и относятся не к сущности изучаемых предметов, а к идеальным объектам, моделирующим изучаемые предметы. С помощью абстрагирования и идеализации выделяется и предметная область науки.

Идеальный объект – это теоретический сконструированный объект, который соотносится только с теми свойствами предмета, которые попадают в предметную область данной науки.

Идеальный объект носит абстрактный характер, так как соотносится только с определенными свойствами предмета, будучи абстрагирован от остальных. При этом идеальный объект может еще выступать и как идеализированный объект, если он включает новые свойства, которых не может быть в наблюдаемом предмете (например, абсолютно черное тело). Т.е. идеальный объект может выделяться путем абстрагирования или путем абстрагирования и идеализации.

Предметная область науки – это область выделенных из наблюдаемого мира свойств, которые носят закономерный характер.

Абстрагирование – умственное отвлечение от предмета и тех его свойств, которые за пределами предметной области данной науки. свойств.

Идеализация – создание в уме не существующих в действительности объектов и условий.

Например, если мы физически описываем падение яблока, то, во-первых, отвлекаемся от всех свойств яблока, кроме физических, и, во-вторых, рассматриваем падение в не существующих, а в идеальных условиях, то есть так, будто кроме Земли и яблока как физических объектов ничего больше не существует (т.к. невозможно учесть бесконечное количество факторов, влияющих на траекторию и скорость падения яблока).

7. Философия может говорить о вещах как таковых, об их существовании, а наука говорит только о закономерностях, в соответствии с которыми проявляются частные свойства вещей, поэтому она не ставит вопрос ни о том, что такое вещь сама по себе, ни о том, существует ли она.

Например, математика не может ставить вопрос о том, что такое числа сами по себе и существует ли они реально – это уже философские вопросы. То же самое можно сказать и по отношению к естественным наукам. Медицина изучает закономерности человеческого тела. Независимо от того, считает ли медик, что эти процессы относятся к материальному миру, или же полагает, что они существуют в мире его сознания, для медицины как науки это совершенно неважно, так как изучаемые закономерности остаются в любом случае теми же самыми. Конечно, ученый может верить, что материальный мир существует, но это будет его философским убеждением, которое никак не вытекает из научной позиции.

8. Наука изучает не всю действительность, а только то, что

Входит в ее предметную область;

Закономерно;

Удостоверяется независимым наблюдателем.

Незакономерное явление, даже если все его удостоверят (например, чудотворное исцеление), не может быть предметом научного исследования. Поэтому наука не может изучать любовь, так как любовь – это проявление свободы воли человека. Наука может изучать закономерные процессы, которые сопутствуют любви, например, изменение гормонального состояния организма, однако эти сопутствующие процессы есть нечто иное, нежели любовь.

Философия позволяет описывать личный опыт, который не подтверждается независимым наблюдателем. Она не ограничена предзаданной предметной областью и поэтому открывает возможность свободно ее расширять в ходе исследования. Метод смыслового обобщения позволяет делать предметом философии не только закономерные, но и не подчиняющиеся закономерностям явления, например, человеческую свободу.

Для иллюстрации можно сравнить философию с наиболее близкой к ней наукой – психологией. И психология, и философия изучают психическую жизнь человека. Но психология изучает не всё содержание психики, а только то, что в ней закономерно. Свободные процессы находятся вне рассмотрения психологии. Конечно, психолог может констатировать факт их наличия, но у него нет средств для их изучения. Возьмем ситуацию, когда человек хочет спасти утопающего, но боится воды в силу комплекса, сформированного еще в детстве. Психология дает средства для выявления закономерности, в соответствии с которой возникает страх перед водой, но она не позволяет предсказать, как именно человек распорядится своим свободным выбором, преодолеет ли он свой комплекс, либо же поддастся страху. Иными словами, психология позволяет описать психологическую ситуацию, с которой личность имеет дело, но она не может изучать саму по себе свободную личность. Свобода не может быть научно объяснена в соответствии с психологическими закономерностями, но ее понимание возможно благодаря философии, путем смыслового обобщения всех сторон проявления свободной личности.

5. ценности и ценностное самоопределение человека


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15

Философия - это совокупность самых общих (читай примитивных) идей, принимаемых без доказательств и излагаемых в наиболее непонятной для непосвящённых в эти болота концепций, менталитета и парадигм людей форме. Философий на самом деле очень много - сколько людей столько и "философий", в принципе, может быть.
Если человек не способен ставить и решать конкретные практические задачи, но у него завышенное самомнение, то он стремиться заделаться "философом"...
Чем изощрённее псевдологические выкрутасы на ровном месте (схоластика) и не понятнее термины (экзистенциализм), тем якобы "глубже" выглядит философия в конкретной тусовке "философов".
Философия кончилась, когда "философы" перестали изучать и понимать физику, химию и биологию с базисной математикой. Философия стала видом искусства и самовыражения психически специфических личностей.
Кто поступал на "философские факультеты" в СССР и с какой целью? Знают все. Для тех, кто не знает, скажу: дети чиновников и политработников, которые не способны были в школе изучить законы физики, химии и биологию.
В СССР считалось, что после окончания такого факультета, где изучалась только марксистско-ленинская "философия" (диалектический материализм с элементами матерного диалекта), у человека прямая дорога во власть.
Думаю и за границей было почти то же в 20 веке. У них свои заморочки тупизма. Самые неспособные к практическому логическому мышлению и имеющие плохую память люди шли на философский факультет. Изучали историю философии. Всё ни о чём...
Конечно бывали исключения. Пара, тройка вполне адекватных ребят и девчат реально созидали концепты. Но они быстро отуплялись окружающей средой. Марксизм-ленинизм не терпел инакомыслия. Как и любые другие философские школы. Философии вышли из религии. А там терпимость к инакомыслию не терпима!
Вы встречали женщину - философа. Я не встречал. Этого не было ни в какие времена и ни в каких странах. Кроме СССР, Кубы и Северной Кореи. Но такие "философини" были только по формальным признакам. Женщина философ - это всё равно, что попугай - орёл... При всём моём глубочайшем уважении к женщинам. Но природа так устроена, что гвозди следует забивать молотком, а борщ варить не из топора.
Женщины умнее и эффективнее мужчин во многом, что им дано от природы. Но не в абстрактных сферах мышления. Женщины конкретны и прагматичны. Практичны и результативны. И это очень хорошо. Что бы мы без женщин делали. Но ведь каждому своё! Не так ли? В самом широком и полном смысле этих слов.
Философ оставляет после себя новые идеи, концепты. Совокупность мыслей составляющих законченное новое учение или новый взгляд, подход о бытие природы и человека.
Женщины, не обижайтесь, ради Бога, вам это не дано. Это не я придумал. Это факт жизни. Мы вас любим не за философию...
Можете посмотреть на историю философии. Много там женщин? Но без женщин не было бы и настоящей философии. Они всегда являлись самыми эффективными распространителями философских идей. Ну это уже отдельная тема.
Ну вот, начал про философию, а кончил, как всегда, женщинами...
"О "чистой" философии".
"Философами не становятся, а рождаются"

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.