Факторы влияющие оптимальный размер предприятия. Факторы, определяющие оптимальный размер фирмы - реферат

Большая Советская Энциклопедия дает следующее определение - Лимит (франц. limite, от лат. limes, родительный падеж limitis — граница, предел), предельная норма, дозволенное количество чего-либо, ограничение, предел, грань. Полный текст Третьего издания «Большой советской энциклопедии был выпущен в 1969 - 1978 годах. С тех пор определении слова лимит ничего не изменилось, но сфер, где применяется это термин, стало гораздо больше. Лимит легионеров в футболе, лимит поездок по транспортной карте, лимит хостинга, лимит памяти смартфона, лимит выплат по ОСАГО и… лимит дебитора. В факторинге.

На всякий случай напомним читателям, что факторинг - это набор решений для повышения комфорта в бизнесе, таких как финансирование закупок, финансирование дебиторской задолженности или ее покупка. Но факторинг - это не просто еще один способ получения финансирования, это в первую очередь взвешенная оценка риска в интересах клиента. Прежде чем начать финансировать или покупать задолженность, Фактор определяет максимальный допустимый размер риска по каждому покупателю, поставки в чей адрес будут переданы на факторинг. Так определяется лимит дебитора. Нужно отметить, что многие клиенты факторинговых компаний воспринимают этот процесс буквально - как ограничение, но не всегда понимают, что это ограничение во благо. Сегодня ifactoring расскажет своим читателям о том, то такое лимиты и какова их реальная ценность для бизнеса.

Тем более что согласно результатам исследования удовлетворенности качеством факторинговых услуг, проводимого факторинговой компанией НФК на протяжении последних 4 лет, наибольшее количество вопросов у клиентов вызывают как-раз таки лимиты дебиторов - как Фактор их устанавливает, чем руководствуется при определении размера и что влияет на частоту пересмотров. Почему это важно? Очевидно - лимиты дебиторов напрямую влияют на объем финансирования, которые компания может получить.

Лимит дебитора - это фактически размер риска, который факторинговая компания готова принять на себя, выплачивая клиенту финансирование по отгрузкам в адрес этого покупателя, выдавая поручительство на случай возможной неоплаты и принимая обязательства в случае чего убытки возместить, или просто выкупая у клиента “дебиторку”.

Зачем устанавливать лимит на Покупателя, если можно оценить самого Поставщика?

Резонный вопрос, который может задать несколько неосведомлённый читатель или тот, кто только ищет себе партнера по факторингу, - а зачем вообще лимит дебитора, если можно оценить поставщика? Как в банковском кредитовании.

Во-первых, мы не раз уже говорили о том, что факторинг не кредит. В факторинге обеспечением является действительная торговая дебиторская задолженность. То есть Фактор выплачивает денежные средства исходя из качества дебиторки, а не в зависимости от способности Клиента при наступлении регресса вернуть ранее уплаченное финансирование Фактору.

При таком подходе, Поставщик, не обладающий на момент обращения к Фактору крупными материальными ресурсами, но имеющий перспективы для развития за счет хороших клиентов, которые регулярно закупают товар и вовремя рассчитываются по поставкам, может рассчитывать на большую сумму финансирования, нежели бы при банковском подходе в определении суммы кредитной линии. И что самое главное-это финансирование будет финансированием без залога!

Во-вторых, установление лимита - это оценка риска, который несет не только Фактор, но и поставщик (в первую очередь когда речь идет о факторинге с регрессом - в случае неплатежа покупателя поставщик возвращает Фактору ранее полученное финансирование). Компании, успевшие оценить практическую полезность установления лимитов дебиторов, уже не видят в проблему - только благо для бизнеса. По словам одного их клиентов факторинговой компании НФК, если фактор не устанавливает лимит на кого-то из покупателей - это первый звонок, оповещающий о том, что сотрудничество с таким дебитором нужно, по меньшей мере, пересмотреть, и если не отказать в коммерческом кредите, то, возможно, сократить срок отсрочки или объем отгрузок.

По словам Демьяна Немых, генерального директора компании Фаубеха-СПБ: «Лимиты, которые устанавливает фактор на наших покупателей - это не просто полезная информация, это механизм контроля за дебиторской задолженностью, с помощью которого мы нивелируем свои риски, т.к. любая сумма долга может стать для нас дополнительной потерей ».

Кто производит оценку Покупателя и на основании каких данных делает заключение о сумме лимита?

В первую очередь, обособленное подразделение факторинговой компании - кредитные аналитики - осуществляют сбор информации о Покупателе. Как правило, они обращают внимание на размер бизнеса, кредитную нагрузку, платежная дисциплину - на те факторы, которые влияют на платежеспособность Покупателя. На основании изученной и обобщенной информации кредитный аналитик готовит заключение, которое потом попадает в небесную канцелярию. К андеррайтерам. Это специалисты, которые занимаются оценкой рисков только покупателей, что позволяет исключить субъективизм в оценке дебиторов. Последний может возникнуть при параллельном анализе и оценке и поставщика, и его покупателей, а неверные решения повышают риски и размер потенциальных потерь и Фактора, и его Клиентов.

Какие факторы влияют на скорость установления лимитов?

Нужно отметить, что сроки установления лимитов варьируются - лимит на одну компанию могут установить за 3 дня, а на другую за неделю. Это связано, в первую очередь, с размером запрашиваемого лимита - чем он больше, тем дольше срок проверки за счет большей глубины анализа. Например, при лимите до 5 млн рублей и положительной истории взаимоотношения поставщика и покупателя, факторинговая компания ограничится заочной проверкой, руководствуясь данными, полученными из финансовой отчетности и собственных источников информации. А если лимит достаточно крупный, например, миллионов 25, то к дебитору обязательно организуется выезд аналитика для визуальной оценки объемов и состояния бизнеса.

Другой фактор, который влияет на скорость принятия решения по лимитам, - готовность покупателя сотрудничать. Если он по запросу предоставляет все документы, открыт для общения с Фактором, осознает важность этой процедуры, то процесс может пройти быстро и комфортно. Да и на размере лимита такое поведение может сказатьcя благотворно.

Представитель компании «Мастертекс», клиента факторинговой компании НФК, Галина Андросова говорит: «Наши клиенты с готовностью идут на контакт с Фактором и делятся необходимыми сведениями и документами, т.к. понимают, что быстрое установление лимита в том числе в их интересах ». Если поставщик хочет ускорить процесс установки лимита, ему нужно убедить покупателя:

1. Предоставить актуальные финансовые документы.

Чаще всего запрашиваются баланс и отчет о прибылях и убытках; оборотно - сальдовая ведомость покупателя по 60 счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и по 62 «Расчеты с покупателями и Заказчиками»; расшифровка кредитов и займов.

2. Пойти на контакт с Фактором.

Кстати, одна хорошая факторинговая компания для своих клиентов сильно упростила процедуру, создав вэб-справочник, в котором каждый желающий может найти ответы на самые распространенные вопросы, в том числе и на те, которые касаются проверки покупателей и установления лимитов.

Что если сумма лимита не удовлетворяет поставщика?

Действительно, порой сумма установленного лимита дебитора оказывается ниже запрашиваемой, и многих поставщиков такая ситуация не устраивает. Не стоит расстраиваться. Лимит - это не навсегда, он подлежит системному мониторингу и может быть пересмотрен в любой момент. В первую очередь, сама факторинговая компания может стать инициатором этой процедуры: большинство Факторов пересматривают лимиты раз в квартал на основе полученной отчетности и наработанной статистики отгрузок и оплат. Помимо этого, поставщик сам может запросить увеличение лимита дебитора в любой момент срока его действия. При рассмотрении таких заявок андеррайтеры учитывают все те же факторы: финансовое состояние покупателя и статистику работы с поставщиком, если она положительная - увеличение с большей вероятностью одобрят. То есть если ваш покупатель своевременного рассчитывается по поставкам, преданным на факторинг, через какое-то время вы можете справедливо поднять вопрос об увеличении размера лимита. Также вы можете обратиться к Фактору с просьбой пересмотреть лимит, когда в вашей отрасли скоро наступит высокий сезон - очевидно, что в это время спрос на продукцию выше.

И будьте уверены, Фактор заинтересован в увеличении оборотов по каждому Клиенту, и он приложит максимум усилий для установления соразмерного размеру потенциального риска лимиту. То есть если он вас в чем-то ограничивает, то это только во благо.

Коммерческий директор компании «Скороход» рассказывает: «Мы запрашивали лимит у нашей факторинговой компании НФК на одного из дебиторов. Сумма лимита, которую одобрил фактор, была изначально меньше запрашиваемой, но мы не отчаялись - наработали положительную статистику работы с дебитором, который исправно оплачивал нам поставки, зачастую даже раньше срока. По результатам этих данных фактор установил нам нужный размер лимита и теперь мы довольны ».

Нужно отметить, что некоторые поставщики воспринимают установку лимитов как борьбу, в которой клиент и фактор стоят по разные стороны баррикад. Ведь клиенту нужно получить деньги, а фактору - исключить риски. Но если вспомнить о том, что факторинговая компания естественно заинтересована в получении прибыли, которая зависит от темпов развития бизнеса своих клиентов и увеличения оборотов, лимиты финансирования становятся не фактором, тормозящим развитие бизнеса, а инструментом его безопасного роста.

  1. Факторы , определяющие стратегию туристической фирмы

    Реферат >> Менеджмент

    Части будет представлен анализ факторов , определяющих стратегию турфирмы (гостиницы). ... которых они нуждаются, оптимальные объемы продаж этих услуг, ... уровня подготовки личного состава фирмы (менеджеров, экскурсоводов и... "Лантатур вояж" в размере 50% от общего...

  2. Размер предприятия и факторы , его определяющие

    Курсовая работа >> Экономика

    Же взаимообусловленность внутренних и внешних факторов , определяющих оптимальный размер . 1. Экономическая сущность масштаба предприятия... (классическая, неоклассическая теория фирмы ) оптимальный размер предприятия рассматривается в виде производственной...

  3. Фирма как субъект рынка

    Курсовая работа >> Экономика

    оптимальный размер фирмы , иначе можно было... и инвесторов, превращающихся в физические факторы производства, которые трансформируются в готовую... требует поддержка предпринимательства в определяющих для страны отраслях: сельском...

  4. Фирма как субъект рыночных отношений (1)

    Курсовая работа >> Экономика

    Их соотношение детерминирует оптимальный размер фирмы , иначе можно было... процесс, подверженный влиянию многих факторов . Выбор общего направления в... ; - качеством роста и развития, определяемым степенью инновационности технологической базы и адекватностью...

  5. Фирма как экономический субъект

    Курсовая работа >> Экономика

    Собой. Их соотношение детерминирует оптимальный размер фирмы , иначе можно было бы... всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами... является одним из основных факторов , определяющих решения фирмы и влияющих на равновесие...

Введение.

Современный период развития российской экономики характеризуется глубокими изменениями в организации и ведении предпринимательской деятельности на уровне конкретных хозяйствующих субъектов. Эти изменения обуславливают необходимость качественно новых подходов к постижению основ и правил экономического поведения торговых предприятий в рыночной среде. В условиях рыночных отношений возросла деловая активность тех отраслей, в которые выгоднее вкладывать деньги, где можно получить максимальную прибыль, при минимальном по времени обороте средств: торговля, общественное питание, торговое посредничество, кредитно-финансовая сфера и страхование. Большинство образованных субъектов рынка, в отличие от предприятий кооперативной торговли, ориентировано в своей стратегии на расширение масштабов деятельности и направляет усилия на обеспечение лидирующих рыночных позиций взамен получения текущей прибыли.

Улучшение показателей деятельности предприятий торговли во многом зависит от масштаба предприятия и рынка его функционирования. При этом эффективный (оптимальный) масштаб предприятия является объектом пристального внимания, как практических работников, так и ученых – экономистов. Отдельные вопросы оптимального размера предприятия и влияния масштаба на финансовые результаты деятельности рассматривались в работах отечественных ученых (Булатов А.С., Горфинкель В.Я., Гальперин А.С., Максимова В.Ф, Райзберг Б.А.), а так же в зарубежной экономической литературе – Тюнен.Й., Чендлер А., Саймон Г., Кембелл Р. Макконел, Стенли Л.Брю, Ревентлоу П., Фишер С., Хорн В. и др. Экономисты в большинстве работ сосредоточили свое внимание на выявлении положительного и отрицательного эффектов от роста объемов деятельности и выявлении оптимального размера предприятий сферы производства. При этом основным показателям размера предприятия выступает объем выпуска или реализации продукции. Целью исследований показателей масштаба другими экономистами является распределение предприятий по размеру: малые, средние и крупные. Комплексный подход к управлению масштабами торговых предприятий в целом, и в торговле в частности, полностью не реализован. Структурная перестройка базовых отраслей отечественного производства предполагает выработку критериев оптимизации масштабов современных предприятий, обеспечивающих их адаптацию к рыночным условиям. Деформация основных структурно-воспроизводственных пропорций в результате поспешного перехода к рынку явилась препятствием на пути оптимального развертывания производственных систем, реализации их преимуществ. В условиях экономической нестабильности необходимость разработки новых подходов к экономическому управлению масштабами предприятий торговли, исследование закономерностей, лежащих в основе формирования оптимальных размеров предприятий определяет актуальность работы.

Целью курсовой работы является раскрытие и систематизация факторов и условий, влияющих на оптимальный размер предприятия в структуре рыночной экономики. В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:

Конкретизировать содержание категории «размер предприятия» и уточнить показатели его измерения;

Определить позитивные и негативные последствия наращивания масштаба предприятия;

Определить характер влияния внешней среды на внутреннюю структуру предприятия и его размер;

Оценить взаимосвязь масштаба и финансовых результатов.

Предметом исследования являются отношения и факторы, лежащие в основе процесса оптимизации размеров предприятий в современных условиях. В процессе анализа и обобщения информации применялись различные методы: сравнительный анализ, статистические группировки, ранжирование, индексный метод и другие. Диалектический подход позволил проанализировать взаимозависимость основных критериев оптимизации размеров предприятий, а так же взаимообусловленность внутренних и внешних факторов, определяющих оптимальный размер.


1. Экономическая сущность масштаба предприятия

Важнейшая цель современного этапа развития торговли – создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели предполагает, с одной стороны, совершенствование законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой функционируют торговое предприятие (ТП), а с другой – требует серьезного улучшения работы самих предприятий в условиях рыночных отношений. Нестабильность требует от предприятий высокой степени адаптивности. Зачастую на изменение условий деятельности предприятие вынуждено реагировать изменением своего масштаба.

Термин «масштаб» (нем. Mа.Bstab) в экономическом значении в Малом экономическом словаре трактуется как «размах, значение, охват, размеры» чего-либо. При этом «масштаб» и «размер» рассматриваются как слова синонимы. Так, В.Даль в «Толковом словаре русского языка» определяет «масштаб» как «мерило, мерник», а «размер» - как «мера». В отечественной и зарубежной экономической литературе разными авторами предлагались такие варианты раскрытия понятия размера предприятия (организации), как, «масштабность операций» (the scаles of operations) или «пределы организации (организационной структуры) и ее ответственности (задач)» (the scope of an оrganization and its responsibilities»). Чаще всего экономисты определяют масштаб предприятия как объем его деятельности. Ш.Майталь трактует масштаб фирмы, как «объем продаж». По нашему мнению, следует различать понятия «масштаб деятельности» и «масштаб предприятия». Показатели масштаба предприятия во многом определяют масштаб деятельности предприятия и наоборот. Под масштабом деятельности следует понимать размеры предприятия, измеренные объемом выпуска или реализации продукции или же долю предприятия на товарном рынке. Термин «масштаб предприятия» имеет более широкое значение, т.к. подразумевает не только показатели деятельности, но и его имущественное состояние, его активы. Таким образом, масштаб предприятия характеризуется объемом деятельности предприятия, долей завоеванного им рынка, капиталом или используемыми ресурсами.


В процессе изучения регионального потребительского рынка сформировались различные теоретические подходы и концепции, которые по-разному трактуют сущность регионального потребительского рынка, закономерности его функционирования, факторы, определяющие его развитие, и т.д. Так, теория поведения потребителей главное внимание уделяет формированию спроса под влиянием социальных, экономических, ...

Оценку одному из направлений процесса интенсивного использования производственных мощностей. В первую группу можно включить коэффициенты, характеризующие уровень освоения проектной и использование производственной мощности предприятия; Среди показателей первой группы следует прежде всего выделить: Ø коэффициент использования проектной мощности, который характеризует уровень использования...

Рекомендаций по использованию выявленных резервов. 1.3. Финансовая отчетность предприятия как информационная база финансового анализа Анализ финансового состояния предприятия, характеризующегося совокупностью показателей, отражающих процесс использования его финансовых средств, является важным условием управления ими. Информационной базой для проведения анализа финансового состояния...

27% годичной стоимости сельскохозяйственной продукции страны и равноценны предоставлению ежегодной государственной субсидии в размере 410 долл. на каждый га пашни. Перспективы дальнейшего экономического развития США во многом зависят от складывающихся условий накопления научно-технического потенциала. Администрация Клинтона рационально использует сокращение доли военных расходов в государственном...

Какие факторы влияют на увеличение издержек мониторинга и предупреждение оппортунизма внутри организации по мере ее роста? Ведь было бы недопустимым упрощением говорить о прямой пропорциональности внутрифирменных издержек и ее размеров. Основные факторы выбора оптимального контракта для конкретной сделки таковы:

1) степень специфичности активов, по поводу которых совершаются сделки;

2) степень неопределенности, сопровождающей реализацию контракта;

3) степень склонности сторон контракта к риску;

4) степень сложности сделки;

5) соотношение цены доступа к закону и цены внелегальности.

Специфичность активов

Напомним, что активы называют специфичными, если максимальный эффект от их использования достигается в рамках данного контракта. Следовательно, любое изменение состава участников контракта приведет к снижению его результативности. "Специфичность актива зависит от легкости, с которой ему можно найти альтернативные варианты использования и альтернативных пользователей без ущерба эффективности его использования" 36 . Специфичность активов бывает шести видов.

1. Специфичность по месту расположения активов (site specificity) возникает в ситуациях ограниченной мобильности активов в пространстве: природные ресурсы, выгодное экономико-географическое расположение.

2. Технологическая специфичность (physical asset specificity): инвестиции в оборудование для производства определенного компонента.

3. Специфичность человеческого капитала (human asset specificity): заключается в обладании человеком особыми знаниями и навыками, необходимыми для выполнения определенных операций.

4. Торговые марки (товарные знаки) 37 .

5. Специфичность инвестиций в производственную инфраструктуру, рассчитанную на потребности определенного потребителя.

6. Специфичность активов во времени (temporal specificity), являющаяся вариантом технологической специфичности: потребность в том или ином ресурсе возникает в определенный момент времени.

Специфичный актив (ресурс) – актив, максимальный эффект от использования которого достигается в рамках данного контракта. Такому активу трудно найти замену и альтернативное применение.

Увеличение степени специфичности активов увеличивает стимулы к нарушению условий контракта и повышает привлекательность использования властных отношений в качестве гарантии выполнения контракта. Данная зависимость представлена графически на рис. 16.2 38 .

Рис. 16.2

Аналогичным образом мы можем изобразить и границу между фирмой и рынком с учетом степени специфичности активов (рис. 16.3) 39 . Здесь C – разность производственных затрат в случае производства внутри фирмы и издержек на покупку идентичной продукции на рынке (на рынке возможна экономия издержек за счет агрегирования спроса, экономия на масштабах производства), G – разность управленческих затрат внутри фирмы и покупки на рынке, K* – степень специфичности активов, при которой выгоднее становится совершение сделки внутри фирмы ("граница" фирмы).

Рис: 16.3

Неопределенность

По мере роста неопределенности и, следовательно, необходимости корректировать условия контракта возрастает привлекательность имплицитного контракта и снижается привлекательность классического, что объясняется прежде всего динамикой издержек на заключение контракта. Динамика эффективности неоклассического контракта имеет нелинейную форму. При низкой степени неопределенности нет необходимости пересматривать положения контракта при его перезаключении. С другой стороны, высокая вероятность "шоков" в рыночной конъюнктуре делает неэффективными двух- и трехсторонние согласования: когда под вопрос ставятся перспективы бизнеса как такового, трудно заботиться об интересах партнера (рис. 16.4).

В интервале наиболее выгоден классический контракт, [A, B ]неоклассический, [B, + ]имплицитный. Теперь отразим влияние двух факторов, степени специфичности активов и степени неопределенности, на рис. 16.5 40 , где по вертикали отложена степень неопределенности, а по горизонтали – степень специфичности активов.

Рис 16.4

Рис. 16.5

Склонность сторон к риску

О том, как влияет степень склонности сторон контракта к риску на выбор оптимальной формы контракта, можно сказать следующее. Если обе стороны контракта нейтральны к риску в одинаковой степени, то лучше всего для них заключить классический контракт. Если одна из сторон нейтральна к риску, а вторая является его противником, то оптимальный вариант – имплицитный контракт (противник риска становится агентом). Наконец, в других случаях выгоднее заключать неоклассический контракт.

Сложность сделки

Под сложностью сделки понимается структура сделки (сколькими и какими правомочиями обмениваются стороны, на какой срок) и связанный с нею объем информации, необходимый для спецификации условий сделки. Например, наиболее простая сделка заключается в купле-продаже стандартного товара с оплатой за наличные в момент передачи товара покупателю. Влияние степени сложности сделки на выбор оптимального контракта может быть представлено в форме следующей эвристической модели. Привлекательность классического контракта монотонно убывает по мере роста сложности сделки, ведь все ее детали следует эксплицитным образом зафиксировать в контракте. Несмотря на необязательность определения ex ante в рамках имплицитного контракта, он не приспособлен для заключения сделок, предполагающих применение сложных схем разделения риска и сложные конфигурации распределения правомочий между участниками. Ограничивающим фактором выступает обязательность передачи агентом права контроля над своими действиями принципалу. Следовательно, наиболее, сложные сделки выгоднее всего заключать на основе неоклассического контрактного права (рис. 16.6).

Рис. 16.6

Цена доступа к закону

Лишь издержки на заключение классического контракта напрямую зависят от цены доступа к закону: только этот контракт предполагает исключительно судебную процедуру защиты сторонами своих интересов и исключительно юридический механизм наложения санкций. Поэтому чем эффективнее деятельность государственных правоохранительных органов, тем привлекательнее классический контракт. Наоборот, при высоких издержках доступа к закону по сравнению с издержками внелегальности оптимальным будет выбор имплицитного контракта, своего рода судебной и правоохранительной системы в миниатюре. Наконец, привлекательность неоклассического контракта практически не зависит от сравнительной величины цены доступа к закону и издержек внелегальности. Точнее, это влияние не представляется возможным определить эвристически, ведь такой контракт объединяет в себе элементы и легальной, и внелегальной системы прав собственности (рис. 16.7).

Большое значение для жизнеспособности и конкурентоспособности предприятия имеет определение его размеров.

Необходимо различать понятия «размер производства» и «размер предприятия».

Размер объема производства всегда выражается количеством продукции, чем больше продукции в натуральном выражении производит предприятие, тем больше размер производства.

Размер предприятия – это количество сосредоточенного на предприятии живого и овеществленного труда, которое необходимо для производственного использования его на данном предприятии при прогрессивной технике, организации производства и труда. Чем больше количество материально-трудовых ресурсов сосредоточено на предприятии, тем оно крупнее.

Уровень научной, технологической и ресурсной емкости конкретной

Отрасли промышленности определяет минимально допустимый размер отраслевого предприятия, ниже которого создавать предприятия нецелесообразно. Оптимальным считается такой размер промышленного предприятия, при котором достигается наилучшее значение по критериальному показателю. В качестве критерия могут выступать минимум производственных затрат, максимум прибыли, определенный уровень рентабельности, максимальный социальный и экологический эффект.

Для каждого производства существует только один минимально допустимый размер производства. Оптимальных же размеров предприятий данного вида производства может быть несколько, в зависимости от конкретной рыночной ситуации, специализации и межпроизводственных связей, условий транспортировки и т. д.

При определении размера предприятия необходимо руководствоваться критериями экономии и минимизации затрат (издержек).

Издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов для того, что- бы отвлечь эти

Ресурсы от использования в альтернативных производствах. В число альтернативных издержек, с которыми сталкиваются фирмы, входят выплаты рабочим, инвесторам, а так же владельцам природных ресурсов; все эти выплаты осуществляются с целью привлечь факторы производства, отвлекая их тем самым от альтернативных вариантов применения и т.д.

Явные издержки - это альтернативные издержки, принимающие форму прямых (денежных) платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий. В число явных издержек входит зарплата, выплачиваемая рабочим, жалованье менеджеров, комиссионные выплаты торговым фирмам, выплаты банкам и другим поставщикам финансовых услуг, гонорары за юридические консультации, оплата транспортных расходов и т.д.

Существуют также неявные издержки. К их числу относятся альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих владельцам фирмы (или находящиеся в собственности фирмы, как юридического лица). Эти издержки не предусмотрены контрактами, обязательными для явных платежей, и поэтому остаются недополученными (в денежной форме). Обычно фирмы не отражают неявные издержки в своей бухгалтерской отчетности, но от этого они не становятся менее реальными.

Другой метод классификации издержек основывается на учете временных горизонтов, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения.

Переменные затраты - затраты, зависящие от объема выпускаемой продукции.

Они которые могут быстро и без особых трудностей подвергнуты изменению в рамках предприятия данного размера по мере того, как изменяется объем выпуска продукции. Сырье, энергия, почасовая оплата труда- вот примеры переменных издержек большинства фирм.

Постоянные затраты - не зависят от объема выпускаемой продукции или предоставляемых услуг. Как правило, долгосрочные. Постоянные издержки получили свое название в силу своей природы неизменности и независимости от изменения объема производства. Однако они относятся к разряду текущих издержек, ибо их бремя лежит на фирме ежедневно, если она продолжает арендовать или владеть производственными мощностями, необходимыми ей для продолжения производственной деятельности. В том случае, когда эти текущие издержки принимают вид периодических платежей, они относятся к явным денежным постоянным издержкам. Если же они отражают альтерна- тивные издержки, сопряженные с владением теми или иными производственными мощностям, приобретенными фирмой, они являют собой неявные издержки.

Деление затрат на постоянные и переменные лежит в основе метода,

Который широко распространен в экономике. Впервые он был предложен в

1930 г. инженером Уолтером Раутенштраухом как способ планирования, получивший известность под названием графика критического объема производства, или графика безубыточности.

График безубыточности в различных его модификациях широко используется в современной экономике. Несомненным преимуществом этого метода является то, что с его помощью можно быстро получить довольно точный прогноз основных показателей деятельности предприятия при изменении условий на рынке.

При построении графика безубыточности предполагается, что не происходит изменений цен на сырье и продукцию за период, на который осуществляется планирование; постоянные издержки считаются неизменными в ограниченном диапазоне объема продаж; переменные издержки на единицу продукции не изменяются при изменении объема продаж; продажи осуществляются достаточно равномерно.

При построении графика по горизонтальной оси откладывается объем производства в единицах изделий или в процентах использования производственной мощности, а по вертикальной - затраты на производство и доход. Затраты откладываются с подразделением на постоянные (ПОИ) и переменные (ПИ). Кроме линий постоянных и переменных издержек, на графике отображаются валовые издержки (ВИ) и выручка от реализации продукции (ВР).

На основании этого графика (Рисунок 5) определяется минимальный объем продаж по каждому виду продукции и минимально допустимые, обеспечивающие безубыточность объемы производства.