Евгений Базаров: образ главного героя, отношение Базарова к окружающим. Базаров и павел петрович Характеристика аркадия и николая петровича

Меню статьи:

Жизнь полна парадоксов, можно с легкостью отыскать множество таких примеров. Одним из них является диаметральная противоположность в характере и жизненных принципах самых близких, в родственных смыслах, людей.

Очень часто братья и сестры кардинально разняться между собой, что вызывает искреннее недоумение. Подобная ситуации описана И. Тургеневым в романе «Отцы и дети».

Место образа Николая Кирсанова в романе и его взаимосвязь с братом

Николай Петрович Кирсанов – один из главных героев романа. Он не является активным деятелем в описываемых событиях, но его значение и участие в конфликте сложно переоценить. По сравнению с другими персонажами, Тургенев обделяет Николая Петровича в активности действий – персонаж появляется в ключевых моментах, а его образ составляется в основном из фрагментов и намеком автора, но при этом нельзя не отметить влияние Николая Петровича на развязку конфликта и сильное влияние этого самого конфликта на жизнь Кирсанова.

Иван Тургенев тесно связывает своего персонажа с образом Павла Петровича Кирсанова – старшего брата. Все описания и события жизненного пути Николая Петровича сопоставляются с определенными событиями или качествами характера брата. Другими словами, можно сказать, что вся жизнь Николая Петровича проходит в сравнении с жизнью и личностью брата.

Детство и юность Николая Кирсанова

Тенденция к сравниванию и сопоставлению личности братьев берет свое начало еще в детстве. В описаниях читатель замечает, что образ старшего брата противоречиво противопоставляется образу младшего.

В первую очередь это выражается в готовности последовать по стопам отца. Петр Кирсанов был происхождению потомственным дворянином, но особого влияния их род не имел. Ситуацию исправили заслуги в области военной службы – его авторитет значительно усилился, а деревенской глуши, где находилось их родовое поместье, он стал незаменимым и крайне уважаемым человеком.

Исходя из такого поворота событий, судьба мальчиков была предопределена – они также должны были приступить к воинской службе. Для старшего сына это была посильная задача – он обладал жестким и твердым характером. Младший же, был человеком совсем другого состава – мягкий и впечатлительный, он совсем не годился для военной карьеры. К этому всему еще и добавлялась некая робость и трусость: он «не только не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки». Полученная травма ноги, на всю оставшуюся жизнь сделавшая мальчика хромым, спасла Николая Кирсанова от тяжкого бремени. Родителям ничего другого не оставалось, как отдать сына в университет. «Отец махнул на него рукой и пустил его по штатской…»
В «1835 году Николай Петрович вышел из университета кандидатом».

Николай Кирсанов и Маша Преполовенская

Неприятности, связанные с Николаем, не ограничились физической травмой. Вскоре родителей потрясла еще одна неприятная новость об их младшем сыне. На этот раз причиной стала влюбленность – их Николай был по уши влюблен в дочку «чиновника Преполовенского» Машу. Тургенев не вдается в подробности дела, но констатирует факт – родители были крайне недовольны выбором сына, они считали, что девушка недостойна быть женой Николаю.

Накалившую ситуацию разрядила смерть родителей – авторитарность по отношению к Николаю была исключена, и уже не было препятствий для брака влюбленных. Выждав нужное время для траура, молодые женились. Опасения родителей по поводу несоответствия и ошибочности брака с Машей были напрасны. «Супруги жили очень хорошо и тихо: они почти никогда не расставались». Семейная жизнь Кирсанова была похожа на утопию, но эта сказка неожиданно прервалась – Маша умирает после десяти лет супружеской жизни. О ней у Николая Петровича остаются только воспоминания и маленький сын Аркадий.

Внешность Николая Петровича

«Николай Петрович прихрамывал, черты имел маленькие, приятные, но несколько грустные, небольшие черные глаза и мягкие жидкие волосы».

Тургенев мало уделяет внимания описанию внешности своих героев, особенно в тех случаях, когда гардероб не становиться предметом постоянного внимания персонажа. Как раз ко второй категории персонажей относиться Николай Петрович – он равнодушен к модным тенденциям, а в одежде ценит удобство. Он не проводит длительное время, подобно своему старшему брату за туалетом и с некой долей равнодушия относиться к состоянию своего костюма, но при этом и не запускает его.

Отношения Николая Петровича и Аркадия

Именно в Аркадии нашел утешение и смысл жизни Николай Петрович после потери жены. Несмотря на всю его мягкость характера и огромное горе, неожиданно нахлынувшее, Кирсанов понимает, что не может позволить накрыть себя волной хандры – в таком случае он потеряет абсолютно все и, после, уже вряд ли сможет изменить ситуацию.


По отношению к Аркадию Николай Петрович не стесняется проявлять самые нежные чувства, ему чужда жесткость и прагматичность, которые были обыкновенным явлением среди отцов. Он может нежно обнимать своего сына, томиться в ожидании его приезда и несказанно скучать. Одним словом, поведение Кирсанова-отца больше схоже с поведением матери, нежели отца. Такое положение вещей не смущает ни отца, ни сына.


Аркадий также очень привязан к отцу, он считает его хорошим и добрым человеком. Аркадий часто отзывается хорошо о своем отце: «отец добрый малый, ты самый добрый и умный человек в мире».

Жизнь после смерти жены

После потери жены Кирсанов окончательно перебрался в деревню и занялся делами поместья Марьино. Их родовое поместье представляло собой «хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел «ферму», – в две тысячи десятин земли».

К сожалению, мягкость характера и отсутствие практичности не позволяют Николаю Петровичу наладить дела в поместье «жизнь не слишком красиво складывалась в Марьине, и бедному Николаю Петровичу приходилось плохо. Хлопоты по ферме росли с каждым днем – хлопоты безотрадные, бестолковые».

Благодаря трудолюбию Николая Петровича, дела не выглядят совсем ужасно – поместье кое-как держится на плаву. Павел Петрович, считает, что основная причина, по которой дела пошли на спад – непрактичность брата: «Брат не довольно практичен, – рассуждал он сам с собою, – его обманывают».

Романтика в жизни Николая Кирсанова

Николай Петрович всегда был человеком впечатлительным и романтичным. Большинству молодых людей свойственна такая приверженность, но со временем, под влиянием жизненных трудностей, романтизм замещается прагматичностью. Такого не случилось по отношению к Николаю Петровичу – он сохраняет романтический настрой до конца своих дней. Основной массив событий романа припадают на возрастной ценз Николая Петровича в 44 года.

Отчасти на сохранении романтизма сказалась его деревенская жизнь. «Он любил помечтать; деревенская жизнь развила в нем эту способность».

Николай Петрович не оставил занятия музыкой, и, хотя его музыкальные умения были далеко не идеальны, он все же не пренебрегает игрой на фортепиано и виолончели – он испытывает катарсис.

Следующим способом обрести душевное спокойствие для Кирсанова стает чтение книг. Особой популярностью у него пользовались стихи Пушкина. Часто, любуясь природой, на ум ему приходили самые разнообразные стихи и он с наслаждением прокручивал в голове знакомый текст.

Николай Петрович и Феня

Бесспорно, смерть жены стала огромной утратой в жизни Кирсанова. Образ Маши стал для него ключевым, идеальным. Порой он придавался ностальгии и грезил о былых временах, когда он был счастлив со своей женой. Ему искренне хотелось, чтобы Маша ожила и он смог вновь ощутить тепло ее рядом с собой. Какова бы не была значительная утрата, время постепенно вытеснило ее и в жизни Кирсанова, спустя 10 лет после смерти жены возник огонек новой любви.

Предлагаем ознакомиться с в романе И. Тургенева “Отцы и дети”.

Объектом нежного чувства на сей раз стала неблагородная по происхождению девушка – Феня. Она переехала вместе со своей матерью в поместье Кирсанова, после того, как Николай Петрович предложил женщине службу в своем поместье. На то время Феня была маленькой девочкой. Время шло, и из маленькой девочки, получилась очень привлекательна и благочестивая женщина. Кирсанов влюбляется в нее, а после смерти ее матери завязывает роман. Эти отношения не становятся мимолетным увлечением в жизни Кирсанова – он питает любовь по отношению к девушке, и это чувство взаимно. Кирсанов не спешит жениться – его беспокоит возможное осуждение со стороны аристократии, но живет с Феней как с законной женой. Под влиянием просьбы Павла Петровича, свадьба все же состоялась.

Николай Кирсанов и Евгений Базаров

Не могло пройти не замеченным в жизни Николая Кирсанова появление друга Аркадия – лекаря-нигилиста Евгения Базарова.

Жизненные позиции Николая Петровича и Евгения слишком отличаются. Евгений – человек специфический, ему нравиться провоцировать людей на конфликт, но, несмотря на все разногласия, Николай Петрович не вступает в спор или дискуссию. Кирсанов в мягкой форме расспрашивает Базарова о его позиции, но при малейших же намеках на дискуссию, прекращает обсуждение. Такое поведение Кирсанова связанное с желанием угодить сыну. Аркадий в восторге от своего нового друга, и отец не хочет ставать камнем преткновения между ними. С другой стороны, Николай Петрович осознает, что пришло его время «проглотить горькую таблетку» нового времени – пришли новые порядки и такие старики, как он не в силе преуспеть за ходом их развития.

Третья причина, которая препятствует дискуссии – нелюбовь Кирсанова к конфликтам и спорам.

Таким образом, Николай Кирсанов обладает спокойным темпераментом, ему не свойственна резкость суждений или действий. Он романтичный и эмоциональный человек – не способен на подлость и коварство. Отличительной чертой Николая Петровича является чувство такта и деликатности. В целом он позитивный и добрый человек, наделенный мудростью и умением к глубокому анализу ситуации.

Характеристика Николая Петровича Кирсанова в романе “Отцы и дети”: описание внешности и характера в цитатах

5 (100%) 6 votes

Вроде как он один из самых тихих, и не заметных персонажей в этом произведении. Но он очень добродушный, мягкий, чуткий, и тактичный герой. Это только так кажется по началу. Но в реальной жизни, Николай Петрович один из тех людей, которые уравновешенные, гармоничные, которые познали что такое счастье, которые понимают что такое цель в жизни.

Николай Петрович вообще не практичный, и не приспособленный к жизни. Это можно понять, как писатель нам описывает ни кому не нужные угодья, которые принадлежат этому персонажу. Что его крестьяне очень бедные, поля не приведены в порядок. Но не зависимо от этого, Николай живет с богатым внутренним миром, он очень душевно относится к своему существованию, и живет в спокойствии с собой. Автор его описывает очень подробно и из этого мы видим, что он очень похож на самого Тургенева. Ведь Николай Петрович воспитывался, так же как и Тургенев. Автор демонстрирует, что у Николая глубокие настоящие чувства. Для него это самое ценное в жизни. Он был верным супругом, они жили тихонько, практически никогда не разлучались. Когда же не стало его жены Маши, Николай еле пережил этот стресс. Он всего себя подарил своему сыну Аркадию, которого он безумно любил.

Мы видим Николая уже в возрасте сорока с чем то лет, который живет по мнению автора наполненной делами, и заботами. Так же считает и сам герой этого романа. Он предпочитает природу, музыку, и литературу. Он восхищается обычными вещами, способен давать любовь, и поддержку. Доказательство этому его молоденькая жена, и ее маленький сын. Главное что он считает Феню своей женой, а сына своим настоящим наследником, не смотря на то что его жена непонятного происхождения. Из этого можно понять, что Николаю все ровно на сословные предрассудки. Для него главное – что у него внутри, и на сердце. Он добродушный и чуткий, этот человек всегда готов протянуть руку помощи кто в этом нуждается, особенно если дело касается его семьи. Он дал совет своему брату, который после неудачных отношений, не знал как ему дальше быть. Николай Петрович очень мудрый, и терпеливый не любит конфликтовать, не рубит с плеча, смиряется с выбором своего сына. Но при этом у него есть свое мнение.

В конце произведения Николай Петрович – самый жизнерадостный, удовлетворенный человек. Его окружают люди, которые его любят – его семья. Николай Петрович выражает взгляд писателя, когда говорит о ценностях в жизни. Это: любовь, дружба, благополучие, и эти ценности стоит хранить. Именно поэтому Тургенев написал « Николай Петрович – это я».

Вариант 2

Евгений Базаров является главным героем романа «Отцы и дети». Но, кроме него есть много других героев, которые во многом превосходят его. Возможно, Николай Петрович Кирсанов является одним из таких персонажей, том более о нем стоит вспомнить, потому что складывается впечатление его схожести с Тургеневым. Изначально читателю кажется, что это довольно незначительный персонаж. Кирсанов человек мягкий, отзывчивый, часто проявляет доброту к людям. И эти его черты способствуют тому, что многие люди просто не слышат его слова. Но, это только первоначальное мнение, которое может сложиться у читателя. Позднее можно понять, что Николай Петрович это очень гармоничный герой, это человек, который что-то понимает в жизни, он счастливый человек.

Автор преподнес читателю Кирсанова, как человека, который не особо адаптирован к практической жизни. Тургенев показывает читателю неубранные и закинутые земли Кирсанова, крестьяне его нищие в оборванных вещах. Но, это не мешает Николаю Петровичу развивать свой внутренний мир. Для него главное, что он спокоен, его душу ничего не скребет. Его все устраивает, одно из главных в жизни для него это – гармония.

Автор дает читателю довольно детальную биографию Кирсанова, и, исходя из нее, складывается впечатление схожести героя и Тургенева. Как и герой, автор был воспитан в семье строгой матери, которая командовала, как командир. Кирсанов, так же, как и Тургенев учился в Петербурге. У обоих были братья, которые учились в военном учреждении. Кирсанов является героем, который не скрывает и довольно открыто показывает свои чувства, показывает то, что у него внутри. Он очень любил свою жену и всегда был с ней вместе. Жена умерла, и Николай Петрович очень тяжело принял смерть любимой. Быстро поседел. Теперь Кирсанов всю свою огромную силу любви передает только сыну.

В произведении Николаю Петровичу чуть больше 40 лет и герой проживает довольно многогранную жизнь, наполненную разными событиями. Кирсанову очень нравится музыка, но еще больше поэзия. Это человек, который ценит то, что имеет и умеет благодарить жизнь даже за самые простые вещи. Кирсанов не прячет чувства и открыто показывает любовь и радость. Герой живет простыми понятиями. Например, его молодая жена, которая подарила ему сына незнатного рода, но его это совершенно не беспокоит. Он не смотрит на какие-то правила, сын от этой женщины является его полноправным наследником.

В конце романа становится ясно, что Кирсанов счастлив. У него есть самое главное в жизни, это любовь и дружба. Его поддерживает любимая жена с маленьким сынок и Аркадий, который является достойным последователем своего отца.

Сочинение Николай Кирсанов

В произведении Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» происходит столкновение взглядов двух разных поколений. Одним из представителей предыдущего поколения является Николай Кирсанов.

В образе Николая показаны все положительные черты аристократии, ярко выделяющиеся на фоне нового поколения. Трудно не заметить, что автор симпатизирует данному герою романа.

Николай Кирсанов с виду небросок. Он обычный мужчина, которому минуло сорок лет, поседевший, с годами немного сгорбившийся. Николай родился в обеспеченной семье, владеющей поместьем. Его отец был генералом, а мать занималась хозяйством и детьми.

Николай мечтал о военной карьере, так же как и его старший брат, но вместо этого поступил в университет Санкт-Петербурга, а позже вернулся в родительский дом. Когда родители Николая умерли, он женился на прекрасной девушке, ставшей для него верной спутницей по жизни. Затем в семье родился единственный сын – Аркадий. Ребенок был окружен любовью и заботой родителей, уделяющих ему все свое время. Когда мальчику исполнилось десять лет, его мама умерла. Тогда Николай Кирсанов взял воспитание сына в свои руки, посвятив ему всю жизнь.

Кирсанов обладает большим количеством положительных черт, помогающих ему по жизни. Он пунктуален, добр и тактичен. Смыслом жизни для Николая стала его семья. Он – человек, не боящийся проявить теплые чувства к своим родным и быть искренним с ними.

Николай Петрович образованный, мудрый человек, который вдохновляется музыкой и поэзией, что становится причиной для глупых насмешек Базарова - друга Аркадия. Хотя автор наоборот подчеркивает лучшие качества аристократии, которых ждет забвение. В Николае Петровиче отражены ценности старого поколения, на замену которым приходит бесчувственный прогрессивный подход молодежи к жизни.

Базаров считает Николая Кирсанова сентиментальным, мягким человеком, не способным к великим свершениям и амбициозным целям, лишь высмеивая положительные качества мужчины. Но Николай Петрович – это человек, который, прежде всего, живет в гармонии с собой, поэтому ему удается пропускать все язвительные шутки гостя мимо ушей.

Для автора Николай Кирсанов является самым любимым героем. Потому что для него семья – самое главное в жизни. Николай посвятил все свои годы сыну, чтобы вырастить из него достойного и доброго человека. Этот герой вызывает не только симпатии автора, но и теплые чувства читателей.

Несколько интересных сочинений

    Дарить человеку здоровье - весьма почетно. Хорошие врачи узнаваемы и уважаемы в обществе. Достаточно быть рядовым доктором в небольшом городке в течение нескольких лет, чтобы стать частью местной элиты.

  • Сочинение Доримена в рассказе Мещанин во дворянстве Мольера

    Доримена является представителем богатого аристократического слоя. В комедии, она вдова. Господин Журден, любит тайно от своей жены, ухаживать за вдовствующей маркизой. Но кроме Журдена, о ней также заботится некий хитрый граф

  • Анализ произведения Платонова На заре туманной юности

    Произведение представляет собой описание жизни обыкновенной русской девушки, сумевшей преодолеть все невзгоды и тяготы, выпавшие на ее долю, и остаться добрым, сердечным, не озлобившимся человеком.

  • Образ и характеристика Вари в рассказе Разгром Фадеева сочинение

    Одним из персонажей произведения является Варвара Морозова. Варя работала сестрой милосердия в походном лазарете партизанского отряда

  • Сочинение Человек - это звучит гордо!

    Прежде всего хочется определиться с основными понятиями данного высказывания: Человек - это звучит гордо!. Кто же такой человек? Во-первых, он является субъектом

» изображен конфликт двух поколений. Название романа показывает нам не только возрастные категории изображаемых, но и сразу подразумевает противопоставление. Антитеза прослеживается на протяжении всего произведения. Отцы придерживаются старых, проверенных веками принципов, а дети - идеи нигилизма. Образы, взятые автором, вполне реальные: Базаров - вовсе не выдумка, а идеал , занимавшего умы молодежи того времени. Он материалист, ученый, «нигилист». Именно эти идеи были интересны молодому окружению Тургенева. Под напором этой новой разрушительной силы старому поколению в произведении ничего не остается, как отстаивать свою позицию. Завязывается борьба, безжалостная, не приемлющая альтернативы, в которой каждый в какой-то степени прав.

Если между Павлом Петровичем и Евгением Васильевичем возникают явные разногласия, служащие благодатной почвой для споров, то общение с Николаем Петровичем происходит совершенно иначе. В отличие от старшего брата, Николай Петрович не имеет резкой антипатии по отношению к Евгению Васильевичу. Если Павел Петрович «всеми силами души своей возненавидел Базарова», то его младший брат «побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах». То есть Базаров в какой-то мере был интересен Николаю Петровичу. Да и сам Евгений Васильевич относился к братьям неодинаково: Павел Петрович для него всегда оставался «аристократишкой», в то время как про Николая Петровича он говорил Аркадию: «Твой отец добрый малый...» Причина такого отношения не только в Базарове, но и в Кирсановых. Павел Петрович, отстаивая свои принципы, не приемлет никаких новых идей, тем самым отбрасывая возможность какой-либо эволюции и оставаясь на одном уровне, а Николай Петрович относится к происходящему философски, оправдывая поступки Аркадия молодостью, Кирсанов смотрит на события с оптимистической точки зрения: он понимает, что такие разногласия были и будут всегда, вспоминает себя и осознает, что был таким же. Может быть, именно поэтому Николай Петрович не воспринимает Базарова как причину всех бед современного, общества. А источником опасений Евгений Васильевич стая в глазах Кирсанова потому, что второй боялся ухудшения отношений с сыном в связи с возможностью многочисленных споров из-за различий в мировоззрениях.

Отношение Николая Петровича к главному герою очень схоже с отношением автора. И тот, и другой не разделяют мнений современной молодежи, но и понимают неизбежность таких ситуаций. Оба философски считают невозможной борьбу с происходящим.

Несмотря на то что главными антагонистами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Е. В. Базаров и П. П. Кирсанов, немаловажную роль играет и Николай Петрович.

Николай Петрович - представитель старшего поколения, а Базаров - молодого. У этих людей абсолютно разные взгляды на жизнь. Из истории жизни Кирсанова мы узнаем, что перед нами образованный человек.

Базаров - сын бедного уездного лекаря, мы ничего не знаем о его студенческой жизни, хотя понимаем, что желание учиться у него ассоциируется только с естественными Науками.

Николай Петрович любил поэзию, искусство, природу, Базаров же это все отрицал. Вспомним тот момент, когда Николай Петрович думал об искусстве. Он просто не понимал, как можно отвергать поэзию, музыку. Этот человек старался не отставать от времени. Даже из первых глав читатель узнает, что он, в отличие от своего брата, заботится о хозяйстве.

Появление Базарова не вызвало у Н. П. Кирсанова восторга, но он ничего не сказал сыну. Вспомним его слова, когда он услышал разговор Базарова и Аркадия: «...но мне, признаюсь, одно больно: я надеялся именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием; а выходит, что я остался позади, он ушел вперед, и понять друг друга мы не можем». Николай Петрович, сам того не зная, попал в отставные люди. Он понимает, что между ним и его сыном постоянно стоит Базаров со своими взглядами: отец говорит о любви к родине, а сын ему отвечает, что нет никакой разницы, где родился человек. Однако, кроме разного отношения к Базарову, их разделяет принадлежность к разным поколениям. В глубине души Николай Петрович это понимает. Он внимательно слушает речи Базарова, хотя имеет свои взгляды, от которых не собирается отказываться. Но ему горько и обидно, что сын отталкивает его, не говорит с ним о своих мечтах, стремлениях. А ведь отец мог бы быть учителем в жизни сына!

Непонимание между поколениями существовало всегда, однако отношение Николая Петровича к Аркадию нельзя назвать конфликтным.

В начале романа , увлеченный дружбой с Базаровым, жаждущий свободы, считающий себя взрослым, пытается намекать отцу на несовершенство его взглядов. Но Аркадий любит природу, музыку, и эти чувства одерживают верх. Пока он молодой, в нем говорит желание чего-то добиться, но потом, женившись на Кате (в один день с Николаем Петровичем), он выбирает жизнь «отцов», ничуть не сожалея.

Взаимоотношения между Николаем Петровичем, Базаровым и Аркадием раскрывают семейный конфликт.

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает проблему всех поколений, а именно все мы понимаем, что разногласия между отцами и детьми существовали, существуют и будут существовать всегда.

Обоюдная неприязнь Павла Петровича Кирсанова и Базарова проявляется задолго до споров, в которых отчетливо определился антагонизм их воззрений. Еще, в сущности, ничего не зная друг о друге, они уже враждебно настораживаются.

Происходит это потому, что Тургенев мимолетными указаниями на отдельные черточки их внешности и поведения вызывает у этих героев повышенно пристрастное внимание друг к другу и, таким образом, помогает им еще до споров определить и подготовить свои позиции. Знакомясь с Базаровым, Николай Петрович «крепко стиснул его обнаженную, красную руку, которую тот не сразу ему подал».

Само по себе то обстоятельство, что Базаров при знакомстве с Николаем Петровичем «не сразу ему подал» свою руку, казалось бы, ничем не примечательно. Но вот это ничем не примечательное обстоятельство повторяется — при знакомстве Базарова с Павлом Петровичем, тот поступает аналогично Базарову, только значительно определеннее. Он тоже не торопится обменяться рукопожатием. Больше того, при этом он не только «не сразу ему подал» свою руку, но и вообще ее не подал и даже положил ее обратно в карман.

У Павла Петровича красивая рука «с длинными розовыми ногтями», которая кажется «еще красивей от снежной белизны рукавчика, застегнутого одиноким крупным опалом». У Базарова же красная рука и одет он, по собственному его выражению, в «одежонку», которую слуга Прокофьич, привыкший к аристократическому туалету своих господ, унес в чистку с недоуменной миной на лице.

В этом все дело. Базаровская «одежонка» и красная рука, очевидно свидетельствующая о незнакомстве с перчатками, режут глаза Павлу Петровичу: он сразу же узнает демократа по этим явно «разоблачающим» признакам. Базаров, когда его не трогают, безразлично небрежен в отношениях с дворянами. Пример- первая его встреча с Николаем Петровичем, дворянином, не выставляющим напоказ своих аристократических привычек. Поэтому Базаров хотя и «не сразу», но все же подает ему руку.

Что же касается Павла Петровича, то уже в результате первого мимолетного знакомства с ним демократическая натура Базарова не могла не возмутиться. «Ногти-то, ногти, хоть на выставку посылай!» — замечает он иронически, оставшись вдвоем с Аркадием. Той же монетой платит Базарову и Павел Петрович, речь которого полна подчеркнутого сарказма:
«Кто сей?» — спросил Павел Петрович у брата по уходе Базарова.
— Приятель Аркаши …
— Этот волосатый?
-Ну, да.

Павел Петрович постучал ногтями по столу». Слова «сей» и «волосатый» вместе с многозначительным жестом в конце не сопровождаются никакими авторскими пояснениями. Тем не менее, существо в этот момент испытываемых Павлом Петровичем чувств и так ясно. Вообще, желчное аристократическое презрение Павла Петровича по отношению к Базарову постоянно сказывается в репликах, подобных вышеприведенным.

Он явно избегает даже называть Базарова по имени или по фамилии, предпочитая обойтись с помощью какого-нибудь иносказательного оборота. В одном месте он роняет вскользь: «вот и господин нигилист пожаловал». В другом — «сеньор этот». Можно отметить только единственный случай упоминания Павлом Петровичем фамилии Базарова, но и тогда бросается в глаза пренебрежительно иронический смысл высказывания. Когда Павел Петрович узнал, что Базаров сын человека недворянской профессии, — полкового лекаря, да еще такого, который служил в дивизии его отца, — он произнес многозначительное «гм!», «повел усами» и спросил с «расстановкой»: «Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое?». Ясно, что здесь Базаров назван господином в насмешку.

С точки зрения Павла Петровича, сын лекаря не может быть настоящим господином. В разговорах непосредственно с Базаровым Павел Петрович, правда, отличается изысканной, «леденящей», по определению Тургенева, вежливостью, но и она чаще всего носит лишь декоративный характер, оттеняя кипящие беспокойно-враждебные чувства. Так, однажды с языка «вежливо-сдержанного» Павла Петровича срывается уже в присутствии Базарова: «Прежде молодые люди были просто болванами, а теперь они стали нигилистами».

Павел Петрович кичится чувством собственного достоинства, сильно в нем развитым и якобы всегда способным удержать его в границах приличий, о чем он и заявляет брату, умоляющему спорщиков обходиться «без личностей», — но тут же ему чувство собственного достоинства и изменяет. «Не беспокойся, — промолвил он, — я не позабудусь, именно вследствие того чувства достоинства, над которым так трунит господин … господин доктор».

В свете разгоревшегося спора о нигилизме, в результате которого Павел Петрович дошел до высшей степени раздражения, а лицо Базарова «приняло какой-то медный и грубый цвет», оскорбительность этой паузы (господин … господин доктор») не оставляет никаких сомнений. Павел Петрович удержался от того, чтобы прямо в глаза обозвать Базарова «господином нигилистом», но зато выразил это паузой, которая при таких обстоятельствах не проходит незамеченной.

При изображении сцены перед дуэлью и при изображении самой дуэли особенно показательно поведение Базарова. Весь воплощенная джентльменская корректность, Павел Петрович, пришедший вызвать Базарова на дуэль, разговаривает с ним на подчеркнуто официальном языке. Базаров в скрытой форме высмеивает дворянские замашки, отражающиеся в языке Павла Петровича. Делает он это с помощью иронического повторения концов фраз Павла Петровича. Павел Петрович, излагая мотивы вызова, говорит:
«- Мы друг друга терпеть не можем. Чего же больше?
— Чего же больше, — повторил иронически Базаров …
— Что же касается до самих условий поединка, то так как у нас
секундантов не будет — ибо где же их взять?
— Именно, где их взять?»
И перед самой дуэлью. Павел Петрович:
«Мы можем приступить?»
Базаров:
«- Приступим.
— Новых объяснений вы, я полагаю, не требуете?
— Не требую … »
Павел Петрович, подавая пистолеты:
« — Соблаговолите выбрать.
— Соблаговоляю».
Ироническое отношение Базарова ко всей этой отживающей свой век обрядности выражается еще и тем, что само слово дуэль он заменяет словом «побоище». «Петра, — говорит он, — я берусь подготовить надлежащим образом и привести его на место побоища». Выбор слов заменяет здесь описание душевного состояния героя.

: он и есть один из двух (вместе с Базаровым-старшим) присутствующих в романе отцов в буквальном смысле слова. Третьим отцом в эпилоге романа становится сын Николая Аркадий – в отличие от Евгения Базарова , друга и идейного руководителя Аркадия, который, умирая молодым, так и остаётся в категории «детей». Это уже само по себе весьма символично и показывает, что в семье Кирсановых всё идет привычным и естественным ходом, а у Базаровых не так, причем читатель-новатор останется недоволен естественностью и неизменностью «семейного быта» Кирсановых, читатель-традиционалист вздохнет с облегчением, когда Аркадий выкинет из головы «дурь нигилизма» и сам войдет в категорию «отцов», автор же, кажется, более всего озабочен тем, чтобы быть объективным и строго соблюдать нейтралитет.

Биография и воспитание

У генерала Петра Кирсанова, героя войны 1812 г., о котором автор сообщает только, что был он «полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции», было два сына: старший Павел, младший Николай. Николай до 14 лет воспитывался дома, «окруженный дешевыми гувернерами, развязными, но подобострастными адъютантами и прочими полковыми и штабными личностями». В отличие от своего старшего брата, он «не отличался храбростью, но даже заслужил прозвище трусишки». В армию, куда собирался определить его отец, Николай отнюдь не рвался, и случилось так, что «в самый тот день, когда уже прибыло известие об его определении», он сломал ногу и, пролежав два месяца в постели, на всю жизнь остался «хроменьким». Отец махнул рукой «и пустил его по штатской».

Ещё будучи студентом Петербургского университета Николай влюбился в дочку своего квартирного хозяина – «миловидную и, как говорится, развитую девицу: она в журналах читала серьезные статьи в отделе наук». Он женился на ней и после вскоре случившейся смерти его родителей уехал с ней в родовую деревню, где и родился у них сын Аркадий. Николай Петрович с женой жили «очень хорошо и тихо». Они всегда были вместе: читали, играли на фортепиано в четыре руки, пели. Занятия их были обычными для помещиков. Жена «сажала цветы и наблюдала за птичным двором», муж следил за хозяйством и иногда охотился. Их единственный сын Аркадий рос «хорошо и тихо». Супруги были счастливы все десять лет, которые прошли как сон, пока в 47-м году не умерла жена Кирсанова. Николай Петрович с трудом пережил удар, поседел, собирался ехать за границу, чтобы развеяться. После 48-го года, когда случилась революция во Франции и прокатилась по всей Европе, Николаю Петровичу пришлось вернуться в деревню и снова заняться «хозяйственными преобразованиями». В 55-м году Аркадий поступил в университет в Петербурге. Такова предыстория (экспозиция) романа.

Внешность, социальный статус, привычки, характер героя

Роман начинается знакомством с Николаем Петровичем Кирсановым – «барином лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах». Это новый, прогрессивный тип помещика – «фермер»: хотя основное действие романа начинается ровно за полтора года до освобождения крестьян (20 мая 1859 года), Николай Петрович к этому времени уже успел «размежеваться с крестьянами и завести «ферму» – в две тысячи десятин земли».

Это не всегда успешное предприятие, казалось бы, должно отнимать у Николая Кирсанова всё время и силы, а между тем он не чужд духовных интересов: читает наизусть стихи Пушкина и играет на виолончели, чем вызывает сарказм «нигилиста» Базарова. Из разговора Базарова с Аркадием читатель узнаёт точный возраст Николая Петровича. Базаров возмущается легкомыслием 44-летнего отца семейства, играющего на виолончели. Аркадий обижен: «Базаров продолжал хохотать; но Аркадий, как ни благоговел перед своим учителем, на этот раз даже не улыбнулся».

Отношения с сыном – самое важное в контексте темы романа, заявленной его названием. И вот тут-то оказывается, что никакого «конфликта поколений» в семье Кирсановых на самом деле не существует: Аркадий искренне любит и глубоко уважает отца, а взамен пользуется его абсолютным уважением и доверием, не говоря уже о самой преданной отцовской любви. Инициатором же искусственного «конфликта поколений» становится пришелец Базаров, нашедший яростного противника своему «нигилизму» в лице старшего брата Николая Петровича – Павла Петровича Кирсанова , у которого с ним на самом деле много общего, а самое главное – у обоих нет и никогда не будет детей. А вот Николай Кирсанов, в противоположность им обоим, чрезвычайно плодовит: после смерти глубоко любимой им жены он через какое-то время заводит самый настоящий, искренний, сентиментальный роман с деревенской девушкой Фенечкой и имеет от неё сына.

Николай Кирсанов умеет любить, и эта его способность без всяких высоких «идейных» фраз, какими грешат оба непримиримых оппонента (Базаров точно так же, как и Павел Петрович), передаётся Аркадию. Вот почему Аркадий и его невеста Катя даже не поняли вопроса рациональной и холодной Анны Одинцовой (а она просто повторила «определение» Базарова): «Дети! что, любовь чувство напускное?»

Роман заканчивается двумя свадьбами: Аркадий женится на Кате, а Николай венчается со своей невенчанной женой-крестьянкой Фенечкой. В эпилоге Николай Петрович становится дедушкой.

  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева