Этрусская архитектура. Искусство этрусков

Урок 20. Тема: Искусство этрусков и Древнего Рима: особенности архитектуры. Цель: выяснить с обучающимися, на основе какой архитектуры возникла архитектура Древнего Рима? Ход урока I. Рядом с греками жил народ, который назывался этрусками. Они переняли у своих соседей многие детали, но создали свое искусство, свою архитектуру. Например, храмы у них особого значения не имели, поэтому были маленькие. Первые крупные постройки в Риме производились по этрусскому возможно, примеру, поэтому Римская архитектура при самом своём зарождении усвоила себе важнейшую форму даже этрусскими мастерами; этрусского зодчества - циркульную арку, то есть полукруглое каменное покрытие, перекинутое с одного устоя на другой. Употребление этой архитектурной формы и происходящих от неё коробового свода, крестового свода и купола, неизвестных грекам, дало римлянам возможность придавать большое разнообразие их сооружениям, воздвигать огромные здания, сообщать крупный размер и простор внутренним помещениям и смело строить этаж над этажом. Однако в целом, римская архитектура испытала сильное влияние греческой архитектуры. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений множество характерны монументальность, украшений, стремление к строгой симметрии, интерес к утилитарным пышная отделка зданий, сторонам архитектуры, к созданию преимущественно не храмовых комплексов, а зданий для практических нужд. 1

Архитектурные ордера Применение новых архитектурных форм потребовало коренного изменения подпор: для поддержки тяжёлых арок, сводов и куполов уже не годились колонны, служившие у греков для подпора сравнительно лёгких горизонтальных балок и потолков; надо было заменить их чем­либо более солидным, более способным выносить значительный груз. Римские зодчие почти прекращают употребление колонн для сказанной цели и прибегают, вместо них, к массивным стенам и пилястрам. Тем не менее, они не совсем устраняют колонну из своей архитектуры, но она получает у них преимущественно декоративное значение. Что касается стиля колонн, то римляне не изобрели ничего своего по этой части: они взяли уже готовые греческие стили и только видоизменили их по своему вкусу. Таким образом, образовалось пять ордеров:      тосканский римско­дорический, римско­ионический, римско­коринфский, композитный Оба ордера, дорический и ионический, казались римлянам, пристрастным к пышности и блеску, слишком простыми и бедными: поэтому они употребляли предпочтительно коринфский ордер, переделав его по­своему и сообщив ему большую роскошь. В капители коринфской колонны они увеличили число аканфовых листьев и придали им несколько иной вид, скруглив и закрутив их края; кроме того, для пущей нарядности, они примешивали к ним листья лавра и других растений, причём иногда отливали эти украшения капители из бронзы. Коринфский антаблемент получил в Риме 2

роскошную и разнообразную орнаментацию, какую только могла изобрести фантазия архитекторов: сильно выдающиеся вперёд полоски перлов и листьев, скульптурные гирлянды, фигуры людей и животных и т. п. Это обилие орнаментации в некоторых зданиях последней эпохи Римского искусства, превышало всякую меру, доходило до безвкусия. Кроме того, римляне придумали ещё более пышный стиль, соединив в капители его колонн детали коринфской и ионической капителей, а именно поместив над аканфовыми листьями первой горизонтально лежащей волюты второй. Таким образом появился стиль, которому присвоено название «римского» или «композита». Произвольно переделывая архитектурные стили Греции, римляне не стеснялись и в применении их к делу. Так, например, для одного и того же здания они употребляли различные стили, причём дорический стиль обыкновенно являлся в нижнем этаже, ионический - во втором, коринфский или композит - в верхних этажах. Пользуясь колонной преимущественно как элементом декоративным, они не соблюдали греческого принципа равных, определённых промежутков между колоннами. Самым значительным по размерам купольным сооружением античного мира является Пантеон (от греч. Pentheion - место, посвященное всем богам). Это храм во имя всех богов, олицетворявший идею единения многочисленных народов империи. Главная часть Пантеона представляет собой греческий круглый храм, завершенный куполом диаметром 43,4 м, через отверстия которого свет проникает во внутреннюю часть храма, поражающую величием и простотой отделки. Среди общественных сооружений Древнего Рима большую группу составляют зрелищные постройки. Из них наиболее известен до наших дней Колизей - амфитеатр, овальная в плане гигантская постройка в виде чаши. В 3

центре находилась арена, а под трибунами - помещения для выступающих. Колизей был построен в 70 - 90­х гг. н. э. и вмещал 56 тыс. зрителей. 4

Кто были этруски и откуда они появились в начале 1 тысячелетия на Апеннинском полуострове, точно не могли сказать даже древнеримские авторы. У современных ученых тоже нет единого мнения на этот счет. Многие склоняются к тому, что родиной этрусков была Малая Азия, это подтверждается их этническим типом, тесными связями с финикийцами, а также многими легендами.

Письменность этрусков так окончательно и не удалось дешифровать, а их некогда процветавшие города были стерты с лица земли много веков тому назад как в результате войн, так и стихии: их поглотили морские воды, болота, занесло глиной и илом. Тем не менее, факт существования этрусской цивилизации на северо-западе Италии неоспоримо доказан.

Основные их поселения располагались в современной Тоскане, названия многих населенных пунктов которой, включая и само слово Тоскана, имеют этрусское происхождение. В 8 веке до нашей эры этруски были во многих ремеслах столь же искусны, как и древние греки. Их связи с греками, имевшими колонии на юге Италии, становились все более прочными, особенно в 7-5 веках до нашей эры. Этруски использовали тот же пантеон богов, правда иногда с другими именами. Они строили дома и храмы, по форме очень близкие греческим. Часто изображали на своих вазах и фресках сцены из греческих мифов и легенд о богах и героях. Особенно примечательны сцены Троянской войны.

Возможно, такой отклик находит общая история. Ведь недаром по преданию троянский герой Эней бежал из сожженной Трои на Италийский берег и вступил в союз с этрусками, положив начало римскому императорскому роду Юлиев. Именно поэтому римские императоры могли по праву именоваться “Божественный Август” и т.д., ведь матерью Энея была богиня Афродита.

Время наивысшего расцвета этрусского искусства – 6-5 века до нашей эры, в 4 веке до нашей эры Этрурия начала слабеть под натиском крепнущего Рима, потом ненадолго подняла голову и затем была сметена с исторического пути мощным напором Республиканского Рима. О самобытной этрусской культуре надолго забыли, хотя, как это часто бывает в истории, плодами ее активно пользовались.

Этруски были не только искусными золотых и бронзовых дел мастерами, замечательными гончарами, художниками, скульпторами, создававшими великолепные портреты, но и прекрасными инженерами и зодчими. Поле деятельности этрусских архитекторов было чрезвычайно широким.

Они строили города, среди которых знаменитый порт Спина, один из крупнейших в Древнем мире, а также Вольтерра, Черветри, Вейи, Перуджа и др. Этрусские города имели укрепленные стены с проездными воротами в виде арки – формы, которую позаимствовали у них римляне. Улицы в городах пересекались под прямым углом, что также переняли у них римляне для своих гражданских и военных поселений. Этруски строили прекрасные дороги, а через реки перебрасывали мосты, что тоже подхватили римляне.

Этрусские здания строились из глины, кирпича, дерева и камня. Перекрытия каменных храмов часто делались деревянными с использованием железных связей. По форме храмы напоминали греческие периптеры, но так как почва в Этрурии болотистая, то их поднимали на высокий каменный подиум, как можно наблюдать в более поздних постройках Рима. Ко входу вела широкая лестница.

В стенах древних этрусских городов мы находим все роды циклопической и полигональной кладки. Лучшие образцы правильной полигональной кладки без употребления цемента представляют городские стены Коссы и Пренесте (Палестрины). Неправильное наслоение отесанных камней встречается в стенах Фезул (Фьезоле), Перузии (Перуджии), Волатерр (Вольтерры), Кортоны и Ветулонии. Правильную кладку, отличающуюся в Этрурии тем, что камни четырехугольной призматической формы обращены кнаружи попеременно длинными прямоугольными и короткими квадратными сторонами, мы видим в Фалериях и в Ардее, а также в древнейших частях стен Рима.

До недавнего времени в особенную заслугу этрускам ставили то, что они первые в Европе стали выводить своды из клинообразно отесанных камней; их считали даже изобретателями такого свода, но теперь дознано, что он уже давно был известен на Востоке и в Греции. Как бы то ни было, этруски, кроме фальшивого свода, т. е. образуемого выступами верхних камнейправильной горизонтальной кладки над нижними камнями, как, например, в воротах Арпино, в римском Carcer Mamertinum и в камере над цистерной в Тускулуме, устраивали очень искусно и настоящие своды; об этом свидетельствует громадная Cloaca Maxima в Риме, одни из ворот в городских стенах Перуджии и триумфальная арка с тремя изваяниями голов на начальных камнях и на замковом камне ее свода, в Вольтерре.

Самая многочисленная категория уцелевших произведений этрусского зодчества - погребальные памятники. Ни один народ в древнем мире, кроме египтян, не заботился столь внимательно об устройстве мест вечного успокоения для умерших, как этруски. Их кладбища, занимающие обширные пространства, отмечают собой главные пункты этрусской оседлости.

Наиболее простые из усыпальниц, встречаемых в этих некрополях, можно причислить к разряду курганов, обычных у первобытных народов. Устроенные нередко в очень большом размере, они состояли из круглого, правильно сложенного из камня основания и из поднимающейся над ним громадной земляной насыпи в виде конуса, который иногда заменялся несколькими конусами или коническими башнями; внутри такого памятника находилась погребальная камера, крытая ложным или настоящим сводом. Этот тип усыпальниц, возникший, без сомнения, в самой Италии, удержался в ней до последних времен Римской империи.

К числу грандиознейших памятников подобного рода принадлежит так называемая “Кукумелла”, близ Вульчи. По описаниям древних авторов, гробница Порсенны состояла из пяти башен на четырехугольном подножии, причем четыре из них находились на его углах, а пятая в середине. Позднейший образец такого устройства представляет собой так называемая “Гробница Горациев и Куриациев” в Альбано, в окрестностях Рима. Есть также надгробные памятники в виде четырехугольных мавзолеев, сложенных из плит, с пирамидальным каменным же верхом, отделенным от низа широкой полосой валов и желобов, каковы, например, находящиеся в Орвието.

Третий тип этрусских усыпальниц, пещеры, вырубленные в скале, представляют собой, очевидно, заимствование с Востока, из Лидии. Они устраивались там, где это было возможно, и нередко украшались гладким фасадом, середину которого занимала дверь, по большей части фальшивая, и который оканчивался вверху горизонтальной полосой валов и желобов, подобной только что упомянутой. Внутренность этрусских усыпальниц - еще любопытнее их наружности. Вера в загробное существование человека побуждала устраивать их по образцу жилых покоев. Умерших, или их саркофаги, или же урны с их пеплом помещали на скамьях у стен или в нишах вроде альковов, причем для того чтобы отошедшие на тот свет не испытывали нужды ни в чем необходимом, их окружали в изобилии различной домашней утварью. Двери, настоящие или фальшивые, были обрамлены наличниками, имевшими вверху выступы в ту и другую стороны, вправо и влево (характеристично этрусский мотив).

В одной из усыпальниц в Черветри высечены в скале седалища красивой формы. Отделка потолка в погребальных камерах подражала деревянным крышам этрусских домов; когда того требовала величина камеры, его подпирали столбами, как, например, в Черветри, или колоннами, как, например в Бомарцо, причем вырубались на нем подобия балок и прочих подробностей конструкции деревянных потолков. Нередко встречаются также потолки с настоящими кассетами.

Одна из усыпальниц в Корнето дает наглядное понятие о внутреннем виде описанного Витрувием этрусского атрия в жилых домах, с его отверстием для света в середине потолка, еще не подпертого, как у римлян, колоннами; о наружности же таких домов можно составить себе представление по одной терракотовой урне в виде дома, хранящейся во Флорентийском музее. Другая урна того же музея доказывает, что у этрусков существовали также дома с фронтоном и без отверстия в крыше, получавшие освещение через широкие окна в боковых стенах или через открытые галереи.

Этрусские обряды жертвоприношений отличались от греческих обилием проливаемой крови. Их похороны сопровождались человеческими жертвами и кровавыми битвами, позднее перешедшими к римлянам в виде гладиаторских боев. Все эти постройки этрусков до нашего времени не сохранились или находятся в сильно разрушенном состоянии, зато прекрасно сохранились целые города мертвых – некрополи – обычно выносившиеся за пределы городских стен.

Гробница Куту ,
строители неизвестны, III-Iв. до н.э.
Италия, Перуджа

В Этрурии был очень развит культ предков, который стал источником развития скульптурного портрета, унаследованного римлянами, и культ загробной жизни, который привел к сооружению богатых гробниц, разных по материалам и форме, но сходных по обилию живописных и скульптурных украшений. В Черветри сохранилось несколько сот круглых гробниц, выложенных из камня и засыпанных сверху земляным холмом. Это так называемые тумулусы. На юге Этрурии, где в скалах из мягкого туфа можно было вырезать камеру, гробницы напоминали пещеры, хотя и в них часто использовались каменные блоки и перекрытия.

Купольная гробница ,
строители неизвестны, VIIв. до н.э. Италия, Черветри

В помещениях гробниц все напоминает о радостях земной жизни: сцены пиров, танцев, битв, охоты изображаются на фресках. Даже на погребальных урнах и саркофагах лица давно ушедших людей освещены блаженной улыбкой. Необходимость точного портретного сходства для увековечения облика умершего предка привела к такому развитию реалистического портрета, что даже в республиканском Риме лучшие бронзовые портреты были выполнены этрусскими мастерами.

Этруски любили украшать посмертные приюты своих близких стенными картинами и изображали в них сцены повседневной жизни, охоты, пиршеств, похоронных обрядов, предполагаемого загробного существования с участием крылатых божеств смерти, светлых и мрачных, а в позднейшую пору также сюжеты, почерпнутые из греческой мифологии. Большинство таких картин находится в усыпальницах Корнето, Кьюзи, Черветри, Вульчи и Орвието; в других некрополях стенная живопись встречается только в единичных случаях. В техническом отношении, это - контурные рисунки, исполненные на сырой извести, иллюминированные настоящим фресковым способом и лишь кое-где несколько подправленные темперой.

Фон стен был обыкновенно белый или желтоватый; краски, в которых изображение выделялось на этом фоне, были сперва очень немногочисленны - темно-коричневая, красная и желтая; потом к ним прибавились синяя, серая, белая, различные оттенки красной и, позднее, зеленая. Под конец этруски научились получать переходные тона посредством смешения основных красок. Художественное достоинство этих фресок неодинаково: некоторые исполнены робко, с принужденными и условными положениями фигур и с неумелой укладкой драпировок; другие - гораздо смелее и совершенно подходят по стилю к греческой вазовой живописи.

Группировка фигур - довольно простая и по большей части ограничивается расположением их в один ряд и нередко в отделении их друг от друга деревьями или виноградными лозами. Поразительна раскраска фигур, до того произвольная и противоестественная, что можно подумать, будто люди и звери выкрашены так из шалости; например, в одном погребальном гроте в Вейях, у лошади голова черная, грива желтая, спина красная, а ноги оранжевые и черные. Но, быть может, цвета красок в подобных случаях имели какое-либо неразгаданное нами символическое значение.

Некрополь Бандитача ,
строители неизвестны, VII-VIвв. до н.э.
Италия, Черветри

В деле скульптуры этруски находились под греческим, а именно ионическим влиянием, не двигаясь вперед за границы архаизма. Главным материалом для ваяния была у них глина. Терракотовая статуя Юпитера в его капитолийском храме, в Риме, квадрига, стоявшая на коньке фронтона этого здания, и другие его скульптурные украшения были исполнены этрусским мастером, Волканием (Вульком) из Вей. Эти произведения исчезли бесследно.

Крупные терракотовые фигуры сохранились для нас главным образом на крышках саркофагов. Замечательнейшие из скульптур этого рода происходят из Черветри и хранятся одна в Луврском музее, в Париже, а другая в Британском музее, в Лондоне. Они изображают по чете супругов, полусидящях на ложе, моделированы сухо, архаически, неправильно в отношении пропорций, но очень жизненно. В этих и подобных им группах, равно как и в отдельных статуях, не трудно подметить основные черты древнегреческого стиля, но также и стремление верно и просто передавать действительность.


Этрусский саркофаг из некрополя Бандитачча

Вместе с культом предков римляне переняли и искусство портрета. Оказывается, что могучая Римская держава, покорившая полмира, своей тенью заслонила непосредственных предшественников и учителей – этрусков, без высокой цивилизации которых не было бы и многих достижений, приписываемых римскому гению, в том числе и Капитолийской волчицы, вскормившей основателей Рима Ромула и Рема, так как и она создана неизвестным этрусским мастером.

В этом изваянии, как известно, фигуры братьев близнецов прибавлены в XVI столетии итальянским художником Гульельмо делла Порто, что же касается до самой волчицы, то она возбуждала много споров: одни признавали ее этрусским произведением, другие чисто греческим, а некоторые приписывали ее даже христианским Средним векам. Всего вероятнее, что она изваяна греком-ионийцем в Средней Италии, для Рима, лет за 500 до Р. Х.

Арка в Перудже,
строители неизвестны, III-IIвв.до.н.э.
Италия, Перуджа

Господствующее положение в городах этрусков занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на подиуме, т. е. на пьедестале, передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части - святилища трех богов.

Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.).

Храмы имели глубокие портики, откуда жрецы-авгуры наблюдали за полетом птиц и делали свои предсказания. Они гадали и по печени жертвенных животных.

В архитектуре храмов использовался специфический ордер, который в период ренессанса был переработан в так называемый тосканский ордер .

Колонны своей формой исходят из дорического ордера, однако имеют базу, гладкий ствол с энтазисом и капитель, состоящую из шейки, эхина и абаки.

Антаблемент простой, без ритмических членений. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым входным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Храмы обильно украшались раскрашенной скульптурой и терракотовыми архитектурными деталями. Поэтому, в отличие от скромных жилых домов, храмы поражали своим богатством и яркостью.

Об этрусских храмах мы можем составить себе понятие единственно по их описанию у Витрувия; от них не дошло до нас ничего, кроме следов оснований и скудных обломков (в Алатри, Чивита-Кастелане, Фалериях и Марцаботто): то обстоятельство, что в их конструкцию входило много дерева, равно как и быстрое исчезновение самих этрусков с исторической сцены, помешали этим памятникам их зодчества сохраниться хоть сколько-нибудь.

Вообще этрусский храм существенно отличался от греческого, несмотря на то что заимствовал от него свои главные черты. На его высокое основание вела лестница, устроенная только с одной, лицевой стороны. Сам храм представлял в плане четырехугольник, переднюю часть которого занимал широкий и глубокий портик с фронтоном, поддерживаемым четырьмя колоннами, имевший иногда в своей глубине еще две или несколько колонн. Каждый из трех промежутков между колоннами фасада вел ко входной двери в одну из трех целл, на которые разделялся храм. Каждая целла была посвящена одному божеству, а нередко и трем божествам зараз.

Средний интервал между колоннами и средняя целла обыкновенно были шире остальных. Задняя стена и боковые стены здания были глухие, но лицевая колоннада часто продолжалась и по его бокам. Так как вся верхняя часть храма строилась по большей части из дерева и потому не нуждалась в особенно солидной поддержке, то колонны были тонки и стройны. Своим стилем они напоминали греческие дорические колонны, но формы их капителей и баз были тощи и лишены гармоничной соразмерности.

Кроме таких колонн, употреблялись столбы и колонны, смахивающие на ионические и коринфские, но плохо обработанные. Антаблемент первоначально не заключал в себе собственно фриза. Над сильно выступающим вперед карнизом поднималась двускатная крыша, более крутая, чем у греческих храмов; образуемый ей фронтон был высок и грузен. Впоследствии, под влиянием греческих образцов, появились: на антаблементе триглифный фриз, имевший, однако, лишь декоративное значение, над вершиной и над нижними концами фронтона терракотовые или бронзовые украшения (акротерии), а на его тимпане такие же статуи и рельефы.

Знаменитейшим храмом этрусского стиля был храм Юпитера на Капитолийском холме в Риме, заложенный приблизительно в 509 г. до Р. Х. Кроме этого святилища, существовало в Риме несколько других храмов этрусского типа. По свидетельству Витрувия, этруски, наряду с храмами четырехугольного плана, строили также и круглые; едва ли впадешь в ошибку, если представишь себе храмы этого рода похожими в малом виде и в общих чертах на римский Пантеон, т. е. зданиями цилиндрической формы с приставленным спереди портиком.

Уже к VII в. до н. э. в Этрурии сформировались два типа храмов – с одной целлой и тремя. К входу в здания, стоявшие на высоких подиумах, вела широкая лестница; входной портик отличался большой шириной и глубиной. По боковым сторонам и сзади храмы обычно не имели колонн, не было с тыльной стороны и входа. Основной признак этрусской храмовой архитектуры – фасадность сооружения.

Выдающиеся памятники этрусской архитектуры – три храма на акрополе Марцаботто, от одного из которых хорошо сохранился сложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой внешней стороны и ведущая на этот подий лестница. Крыши этрусских храмов, выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями, напоминавшими дорические, но имевшие внизу профилированные базы. Редкая расстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика. Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.

Ворота в Вольтерре
III-IIвв.до.н.э. Вольтерран, Италия

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая – терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств. Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV – III в. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все из музея Вилла Джулия).

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами – сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен.











1 из 10

Презентация на тему: Этруски

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

ЭТРУСКИ (самоназвание - расены), древний народ, населявший в 1 тыс. до н. э. область Центральной Италии между реками Арно и Тибр и Апеннинскими горами (древняя Этрурия, современная Тоскана).В 8 в. до н. э. складывается археологическая культура этрусков. На территории Тосканы возникают многочисленные поселения, окруженные стенами из массивных каменных блоков. Погребальный инвентарь свидетельствует о высоком мастерстве этрусских кузнецов и ювелиров; этрусские гончары стали создателями керамики «буккеро», для которой характерны сосуды с черной блестящей поверхностью, разнообразные по форме и часто украшенные лепными фигурками птиц и зверей.

№ слайда 3

Описание слайда:

Очевидно, что алфавит этрусков возник на основе древнегреческого алфавита. Известно более 10 тыс. этрусских надписей 7-1 вв. до н. э., но ученым удалось установить значения только нескольких десятков слов. Дешифровку затрудняет однотипность и краткость надписей, которые в большинстве своем являются надгробными эпитафиями и содержат лишь имена и традиционные обращения к богам. Самый большой этрусский текст (ок.1500 слов) сохранился на пеленах, в которые была обернута мумия из Александрии, хранящаяся ныне в Загребском музее. Попытки установить аналогии для этрусских слов и грамматических форм в современных или древних языках пока не увенчались успехом.

№ слайда 4

Описание слайда:

Этрусские полисыК 7 в. до н.э. Этрурия представляла собой конфедерацию 12 городов-государств, каждый из которых являлся центром объединения нескольких более мелких городов и поселений. Во главе государства стояли цари, затем их сменили выборные магистраты. Союз городов возглавлялся поочередно одним из правителей, который также имел власть верховного жреца. Крупнейшими городами были Тарквинии, Вейи, Цере, Вольсинии, Ветулония, Клузий, Перузия, Фьезоле, Популония, Вольтерра.Древние этрусские города располагались на вершинах высоких холмов и представляли собой труднодоступные укрепления, «орлиные гнезда», господствовавшие над сельскохозяйственной округой.

№ слайда 5

Описание слайда:

Благодаря этрускам римляне освоили технику монументального строительства и научились создавать города с регулярной планировкой кварталов и улиц. Многие современные города Италии (Болонья, Перуджа, Орвьето, Ареццо и др.) стоят на месте этрусских городов. В Риме сохранились остатки канализационной системы созданной этрусками. В Перудже и Вольтерре можно видеть фрагменты стен из крупных каменных блоков и арочные проемы ворот.В 1916 при раскопках храма в Вейях были обнаружены фрагменты скульптуры из терракоты, украшавшей его фасад. Здесь же была найдена статуя божества) работы знаменитого скульптора Вулки.

№ слайда 6

Описание слайда:

Этрусская скульптура была тесно связана с погребальными культами. Крышки саркофагов и урн завершали фигуры как бы возлежащих на погребальном пиру мужчин и женщин; их образы, отрешенные от земной суеты. полны гармонии и спокойствия. Материалом для скульптур служили глина или легко поддающийся обработке мягкий камень, который поволял передавать плавность движений и тонко моделировать лица.

№ слайда 7

9

Описание слайда:

На фресках сохранились также изображения богов и надписи, содержащие их имена. Верховные боги Тин, Уни и Мнерва были объединены в триаду и впоследствии почитались в Риме как Юпитер, Юнона и Минерва. Тин считался богом неба, возглавлявшим совет из 12 богов, которым была посвящена определенная часть небосвода. Бог Аплу отождествлялся с греческим Аполлоном, Турмс - с Гермесом, Сефланс был богом кузнечного дела, Туран часто изображалась на этрусских зеркалах как богиня любви и красоты. В подземном мире царствовали Аита и Ферсифай (Аид и Персефона древних греков). Свою волю боги возвещали с помощью молний, за появлением которых наблюдали жрецы - фульгаторы.Жизненный путь человека зависел от множества добрых и злых духов. Посылаемые ими знамения истолковывали различные жрецы: авгуры предсказывали будущее по полету птиц, гаруспики - по особенностям строения печени жертвенного животного. Сохранилась бронзовая модель печени из Пьяченцы, предназначенная для обучения жрецов. Она представляет собой уменьшенную модель мироздания, также разделенную на отдельные части, подвластные разным богам. именно гаруспик предсказал Юлию Цезарю, что мартовские Иды (15 марта) станут для него роковыми.

№ слайда 10

Описание слайда:

Образы, созданные этрусскими мастерами, оказали огромное влияние на европейское искусство. Символ Рима - бронзовая Капитолийская волчица - была изготовлена в Этрурии. Среди рисунков Микеланджело есть изображение головы этрусского бога в волчьей шкуре - копия не дошедшей до нас древней фрески. Памятники этрусской архитектуры изображены на гравюрах Пиранези.Бронзовые этрусские статуэтки вдохновили Бенвенуто Челлини на создание знаменитой статуи Персея с головой Медузы. Значительные коллекции этрусского искусства, собранные в Капитолийских музеях Рима, Ватиканских музеях, Археологическом музее Флоренции, Британском музее, Лувре, Государственном Эрмитаже, свидетельствуют о выдающемся вкладе, сделанном цивилизацией этрусков в мировую культуру.

Искусство этрусков Древний Рим Этруски – народ Этрурии, живший в I тыс. до н. э. на Апеннинском полуострове, к северо-западу от Рима. Культура возникла в VIII в. до н. э. В конце VII в. до н. э. в Этрурии возникли религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия. Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от этрусского города Цере происходит слово «церемония» Приблизительно в V-III вв. до н. э. воинственный Рим покорил этрусские города, и в них расселились римские воины. В конце концов этруски забыли свой язык Искусство этрусков Искусство этрусков отличается яркой самобытностью и в большой степени основано на идее смерти и загробной жизни. Наиболее ярким видом искусства, связанным с кремацией, стали канопы - глиняные сосуды с крышкой для хранения праха усопших, найденные в окрестностях города Кьюзи (VII-VI вв. до н. э.). Они имеют много вариантов: одни представляют собой сосуд, оформленный в виде тела человека, другие - человекоподобную урну на троне. Третьи изображают фигуру человека, стоящую на сосуде. Наконец, четвертые - человека за ритуальным пиром В VII до н. э. в гробницы клали богатые погребальные дары: золотые ювелирные изделия Ситула из гробницы в Кьюзи Бронза. Фибула из гробницы РеголиниГаласси. VII в. до н. э. Золото. Калхант. Этрусское зеркало. IV в. до н. э. Бронза Архитектура этрусков Города Город «Живых» Город «Мертвых» Дерево, глина Камень Живопись Этрусская фресковая живопись относится к VII-III вв. до н. э. Самые интересные и известные росписи выполнены в VI-V вв. до н. э. Эти росписи были сделаны в гробницах Тарквинии, древнейшего этрусского города. Для этрусков смерть и сопровождающий ее переход к новой жизни - это вечный пир. Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи многих гробниц Танцовщица из гробницы «Жонглера» . V в. до н. э. Фреска из гробницы «Буйволов» . VI в. до н. э. Скульптура В этрусских гробницах не находят тел усопших. Саркофаг супругов из Бандитачча. VI в. до н. э. изображает возлежащих на ложе мужчину и женщину с длинными волосами, широко раскрытыми глазами и радостными «архаическими» улыбками. Одной рукой мужчина обнимает прислонившуюся к нему жену. Супруги оживленно беседуют, устремив взгляд на воображаемого зрителя. Саркофаги служили памятником усопшему. В них хранился прах умерших Этрусский саркофаг из гробницы в Кьюзи. II в. до н. э. Терракота. Менада. Антефикс храма Джуно Соспита. VI-V вв. до н. э Химера. V в. до н. э. Бронза Капитолийская волчица. Около 500 г. до н. э. Бронза. В III-I вв. до н. э. великолепное искусство гробниц затухает. Все чаще идеи бессмертия воплощаются в маленьких ремесленных урнах для праха, на передней стенке которых изображены сцены из древнегреческих мифов, связанных с предательством и убийством. Высшие достижения загадочного народа, культура которого до сих пор в должной мере не понята, наследовали практичные римляне: инженерное искусство, умение строить дороги и города.

Сами этруски называли себя расенами. Этрурия и
Древний Рим - соседи и ровесники: обе культуры
возникли в VIII в. до н. э. Тогда же в Южной Италии и
на Сицилии греки начали строить свои первые
города. Все три народа, не считая многочисленных
местных племѐн, укоренились на Апеннинах
одновременно. Однако пути у них были разные.

Вначале этруски существенно обгоняли своих соседей в развитии.
Они были умелыми строителями и инженерами.
В конце VII в. до н. э, этрусские города объединились в
религиозные союзы городов-государств - двенадцатиградия.
Ими руководили лукумоны - правители, наделѐнные светской
и религиозной властью.
Вся жизнь этрусков подчинялась ритуалам. Не случайно от
названия этрусского города Цере происходит слово «церемония»
(древние римляне называли так некоторые религиозные
обряды). Существовали специальные священные книги под
названием «Этрусская дисциплина», которые устанавливали
правила поведения людей.

Народ этрусков создал самый могучий флот в
Западном Средиземноморье. До VI в. до н. э.
известно несколько царей Рима, происходивших из
этрусского рода.
Корабль этруссков.
Реконструкция

Этруски имели необычную судьбу. Она интересовала уже
древнегреческих историков. Как появились этруски в Италии?
Откуда они при-шли? Знаменитый историк Геродот, живший в V
в. до н. э., считал, чтопереселенцы-этруски прибыли на Апеннины
из Малой Азии: они бежали от голода. Другие думали, что этруски
переселились на Апеннины с севера. Современные учѐные
склоняются к мысли, что этруски жили на этой территории
изначально.

Искусство этрусков поражает своей необычностью и
глубинной посвящѐнностью смерти. Этрусские города
плохо сохранились, поскольку дома в них возводили из
непрочного материала - дерева или глины, и их
место заняли поселения средневековой, а затем
ренессансной Италии. Нередко этрусские города
строили на высоких скалистых плато. Ближайшим
соседом каждого из них являлся некрополь - город
мѐртвых.
Реконструкция некрополя

Оба города были связаны представлением о
неразрывности жизни и смерти в едином цикле
бытия. И если город живых сооружали из
подверженного тлену материала, то город мѐртвых был
из камня, с высеченными в скале или сложенными на
земле гробницами.
Этрусские гробницы. Реконструкция.

В древности идея
Гробница Флабеллиев. VI в. до н. э.
вечности передавалась
формой круга, сферы.
Полусферическими
насыпями покрыты
многие этрусские
гробницы, в том числе
знаменитая Гробница
Флабелли в Популонии
(около пяти метров в
диаметре). Чтобы
насыпь сохранила форму,
еѐ укрепили каменным
цоколем с выступающим
карнизом наверху.

Форму тумулусов - гробниц с круглым цоколем и
полусферической насыпью - имели и погребения в
Бандитачча. Это самый знаменитый этрусский некрополь,
принадлежавший древнему городу Цере. Вход в
гробницы оформлен в виде прямоугольного проѐма со
ступенчатой вершиной.
Некрополь
Бандитачча - IV до
н.э.

Внутри гробницы воспроизводили жилой дом. Иногда
к покоям вѐл длинный коридор - дро"мос,
постепенно заглублявшийся в землю. От него отходили
прямоугольные комнаты - одна, две, иногда
несколько взаимосвязанных помещений. В комнатах
стояли ложа, сиденья, троны и подставки для ног.
Некрополь
Бандитачча - IV до
н.э.

В комнатах стояли ложа, сиденья, троны и подставки
для ног. В Гробнице щитов и тронов некрополя
Бандитачча кресла, ложа и скамейки неподвижны. Они
высечены из камня. Над ними по стенам «развешаны»
круглые щиты -метафорическое воплощение вечности.
Плоский потолок тоже сделан, как в жилом доме. По форме
и устройству комнат можно изучать несохранившуюся
архитектуру жилищ этрусков.
Гробница с рельефами
(Некрополь Бандитачча IV до н.э.)

В гробницах вместе с
телами помещали
погребальные дары:
золотые ювелирные
изделия, прекрасные чаши
и блюда из серебра,
бронзовые котлы.
В числе даров было
зеркало. Знаменитые
этрусские зеркала из
бронзы с одной стороны
отполированы до блеска, а
с другой украшены
великолепной
гравировкой.

Одно из самых знаменитых
зеркал представляет
прорицателя Калханта: его
имя начертано перед
фигурой. Калхант
занимается гаруспицией:
он гадает по печени
жертвенной овцы. Держа
печень в левой руке,
бородатый и крылатый
провидец пристально
всматривается в еѐ форму.
По краю зеркала идѐт
ветвь цветущего плюща, а
за спиной Калханта стоит
кувшин. Прекрасный
точный рисунок пронизан
внутренней динамикой.
Этрусское зеркало. IV в. до н. э.

Гробницы могли быть символическими - кенотафами (от греч. «кенотафион»
- «пустая гробница»).
Однако чаще «хозяева» в гробницах всѐ-таки присутствуют. Иногда их
представляют большие терракотовые саркофаги, подобные знаменитому
Саркофа1у супругов из Цере. Памятник изображает возлежащих на ложе
мужчину и женщину с длинными локонами волос, широко раскрытыми
глазами и радостными «архаическими улыбками» . Одной рукой мужчина
обнимает прислонившуюся к нему жену. Они оживлѐнно беседуют, устремив
взоры на невидимого зрителя. Такие саркофаги, возможно, служили хранилищем
для пепла.
Саркофаг супругов из Цере. VI в. до н. э.

Обряд кремации
Канопа из Сартеано. VI в. до н. э.
господствовал в Этрурии
с самой ранней поры
вплоть до римского
времени. Наиболее ярким
видом искусства,
связанным с кремацией,
стали канопы -
изготовленные из глины
сосуды с крышкой для
хранения пепла усопших,
найденные в окрестностях
города Кьюзи.
Одни представляют собой
сосуд в виде тела человека.
Другие -
человекоподобную урну на
троне. Третьи изображают
фигуру человека, стоящую
на сосуде. Четвѐртые -
человека за ритуальным
пиром.

История фресковой живописи - росписи по сырой штукатурке - в
Этрурии длилась с VII по III в. до н. э.
Переход в новый мир - это вечный пир. Так представляли себе
возвращение от смерти к новой жизни многие народы древности.
Веселье, радость, беспечное наслаждение благами отличают росписи
многих гробниц.
Сцена пира.Гробница Леопардов в Тарквиниях. Фреска.
V в. до н. э. Музей Виллы Джулиа, Рим.

В росписях Гробницы львиц представлена стремительная, бешеная
пляска загорелого юноши с длинными локонами и белокожей девушки в
белых одеждах. Этруски, подобно египтянам, критянам и другим
восточным народам, различали в живописи мужское и женское тела
по цвечу. Юноша и девушка танцуют, пристально глядя в глаза друг
другу, высоко подпрыгивают и, кажется, прищѐлкивают пальцами.
Тарквинии, Гробница Львиц.

Этруски не
разделяли
греческого идеала
красоты. Им
казались
привлекательными в
людях не некие
общие черты, а,
напротив,
неповторимые.
Погребальная урна со сценой
битвы Этеокла и Полиника.
Терракота. II в. до н. э.

Высшие достижения загадочного народа, культура которого
до сих пор в должной мере не понята, наследовали
практичные римляне: инженерное искусство, умение
строить дороги и города. Однако им не удалось
унаследовать их душу. Она хранилась глубоко в памяти
народов, населявших эту древнюю землю, возродившись
столетия спустя в гении Данте и Микеланджело
Химера. Бронзовая
статуя. V в. до н. э.

Примерно в V-III вв. до н. э. воинственный
Рим покорил долго и ожесточѐнно
сопротивлявшиеся этрусские города, и в них
расселились римские воины-ветераны. Этруски
понемногу до такой степени слились с римлянами,
что забыли свой язык.