Эрху — китайская скрипка. Традиционные китайские музыкальные инструменты

Китайская скрипка эрху

Строго говоря, это не совсем «скрипка» и не совсем «китайская». Когда-то на этом струнном инструменте играли кочевники к северу от Китая. Позже скрипка эрху стала элементом утонченной китайской культуры.

На эрху всего две струны, волос на смычке натягивают во время игры пальцами, но несмотря на такую кажущуюся простоту конструкции скрипка эрху умеет говорить почти по-человечески, в чем легко убедиться, если послушать, например, «Балладу о голубом цветке» в исполнении Лэй Цяна (The Ballad of Blue Flower (Guan Min) — Lei Qiang).

О скрипке эрху из Музыкальной энциклопедии:

Эрху

эрхуцинь (кит. «эр» — два, «ху» — смычковый), — китайский смычковый 2-струн. музыкальный инструмент. Основная разновидность хуциня. Состоит из деревянного 6-гранного или цилиндрического резонатора с мембраной из змеиной кожи. Длинная шейка (81 см) без грифа заканчивается отогнутой назад головкой с 2 колками. Струны, высоко поднятые над шейкой, соединены с ней S-образной металлической скобкой, с декой — М-образной подставкой. При игре Э. держат вертикально; пальцами левой руки нажимают на струны (не прижимая их к шейке), в правой держат лунообразный смычок, волос к-рого продевается между струнами; сидящий музыкант опирает ножку Э. о колено. Диапазон: d1-d4; можно играть в диапазоне октавы, не меняя позиции. Тембр напоминает фальцетное пение. Э. — один из наиболее популярных в Китае муз. инструментов. Распространён гл. обр. в южных районах среди городского и сельского населения; в северных районах популярен 4-струн. вариант Э. — т. н. сыху (кит. «сы» — четыре). Используется проф. музыкантами как сольный и ансамблевый инструмент, входит в состав оркестра, в т. ч. театрального (в спектаклях нац. оперы и муз. драмы). Появился в период монг. династии Юань (1280-1368). Родственные инструменты: хучир (монг.), бызанчи (тувинский), огочон (маньчжурский), дуучэкэ (нанайский), дзюлянки (удэгейский), тынгрынг (нивхский).

Литература: Музыкальные инструменты Китая. Сост. И. З. Алендер, М., 1958; Sachs С., Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1929, S. 185-86; Emsheimer E., Preliminarly remarks on Mongolian music and instruments, в кн.: The music of the Mongols, v. 1, Stockh., 1943 (Reports from the scientific expedition to the North-Western provinces of China, publications, v. 21), p. 88.

P. Б. Галайская, Ю. И. Шейкин.

Хуцинь —

китайский струнный смычковый инструмент, род скрипки; был заимствован в древности у северных кочевых народов.

Китайский струнный смычковый музыкальный инструмент эрху, считается инструментом который может передать самые нежные и трогательные эмоции души. Его часто называют китайской скрипкой. Дословно «эр»-«два», «ху»-«смычковый». Имеет диапазон около трех октав

История происхождение эрху

Проследить историю инструмента от начала создания довольно сложно. Эрху кочевой инструмент и географически изменял своё местоположение вместе с племенами кочевников. Установлено, что возраст его более 1000 лет. Особое распространение китайский народный инструмент эрху получил во времена династии Тан, примерно в VII-X в.в. нашей эры.

С начала XX столетия инструмент используется сольно. В КНР распространен в сельской и городской местности повсеместно на юге, а на севере страны большей популярностью пользуется очень схожий инструмент (только с четырьмя струнами), называющийся сыху.

Где используется

В традиционном китайском театре актеры не только владеют ораторским искусством, но и являются прекрасными музыкантами. Поэтому музыкальный инструмент эрху широко используется в драматических постановках и китайской опере. Кроме того, ни один симфонический оркестр КНР не обходится без певучего звучания этого китайской скрипки.

Одним из самых известных исполнителей является Джордж Гао. Именно он популяризировал инструмент. В настоящее время на эрху, кроме фольклорных мелодий, исполняют джазовые композиции, сливающиеся с этническими напевами. Некоторые рок и фолк группы так же применяют инструмент при исполнении своих песен.
В китайской традиционной музыке скрипка эрху и флейта Сяо имеют прекрасное созвучие духового и струнного инструмента.

Устройство инструмента

Древние китайские скрипки эрху были примерно 50-60 см в длину. В настоящее время инструмент изготавливают с длиной шейки около 81 см.

Основные части:

  • Корпус (резонатор) – имеет шестигранную или цилиндрическую форму. Изготавливается из древесных пород (палисандра, красного дерева). К корпусу прикреплена дека-мембрана из кожи змеи.
  • Две струны — обычно металлические или из жил. Соединяются с шейкой скобкой из металла, а с декой М-образной подставкой.
  • Шейка эрху — на неё крепятся струны. Наверху шейки находится отогнутая головка с двумя колками.
  • Смычок – имеет изогнутую форму. Струна смычка изготавливается из конского волоса, а остальная часть из бамбука.

Самой главной отличительной чертой этой двухструнной скрипки служит то, что смычок закрепляется между двух струн. Получается, что смычок становится неразделим с основным инструментом.

При обработки смычка канифолью, смолу наносят на верх цилиндрического корпуса. После остывании вещества, смычок канифолят, прикасаясь к резонатору. Смычок нужно тщательно натирать, чтобы избежать дребезжащего звука.

Как играть на эрху: Способ игры

В Китае считается, что начинать обучение на эрху можно с четырехлетнего возраста.

Когда играют, сам инструмент находится в вертикальном положении. Правой рукой играют смычком, а пальцами левой руки нажимают на струны (обязательное условие — не прижимать к шейке). Музыкант при игре опирает ножку инструмента в колено.

При игре используется специфический прием. Принцип его в том, что при игре пальцами левой руки струна давится вниз. Такой способ был назван «поперечное вибрато».




Юэцинь

Юэцинь (月琴, yuèqín, т.е. "лунная лютня"), или жуань ((阮), - это разновидность лютни, с круглым корпусом-резонатором. У жуаня 4 струны и короткий гриф с ладами (обычно их 24). Встречаются также жуань с корпусом восьмиугольной формы. Играют на нём при помощи плектра. Инструмент обладает мелодичным звучанием, напоминающим классическую гитару, и используется как для игры соло, так и в оркестре.

В древности жуань называли "пипа" или "цинь пипа" (т.е. пипа династии Цинь). Однако после того, как предок современной пипа попал в Китай по Шёлковому пути во время правления династии Тан (около 5 в. н.э.), название "пипа" закрепилось за новым инструментом, а лютню с коротким грифом и круглым корпусом стали называть "жуань" - по имени игравшего на ней музыканта, Жуань Сяня (3й в. н.э.) . Жуань Сянь был одним из семи великих учёных, известных как "Семь мудрецов из бамбуковой рощи".

_____________________________________________________

Дицзы

Дицзы (笛子, dízi) - китайская поперечная флейта. Её также называют ди (笛) или хэнди (橫笛). Флейта ди является одним из самых распространённых китайских музыкальных инструментов, и её можно встретить и в ансамбле народной музыки, и в современном оркестре, и в китайской опере. Считается, что дицзы попала в Китай из Тибета во времена династии Хань. Дицзы всегда была популярна в Китае, что неудивительно, т.к. её легко сделать и несложно носить с собой.

Сегодня этот инструмент, как правило, изготавливают из высококачественного черного бамбука с одним вдувным отверстием, одним мембранным отверстием и шестью игровыми отверстиями, вырезанными по всей ее длине. На севере ди делают из чёрного (фиолетового) бамбука, на юге, в Сучжоу и Ханчжоу, - из белого бамбука. Южные ди, как правило, очень тонкие, лёгкие и обладают тихим звучанием. Впрочем, правильнее было бы называть ди "мембранной флейтой", поскольку её характерный, звонкий тембр обусловлен вибрацией тонкой бумажной мембраны, которой заклеено особое звуковое отверстие на корпусе флейты.

______________________________________________________

Цин

"Звучащий камень", или цин (磬) - один из древнейших инструментов Китая. Обычно ему придавали форму, схожую с латинской буквой L, поскольку её очертания напоминают почтительную позу человека во время совершения ритуала. Упоминается, что это был один из инструментов, на которых играл Конфуций. Во время династии Хань считалось, что звук этого инструмента напоминает монарху о воинах, которые погибли, защищая рубежи империи.

______________________________________________________

Шэн


Шэн (笙, shēng) - губной орган, язычковый духовой инструмент из вертикальных трубок. Это один из самых древних музыкальных инструментов Китая: его первые изображения датируются 1100 г. до н.э., а некоторые шэны времён династии Хань сохранились до наших дней. Традиционно шэн используется для аккомпанемента при игре на суона или дицзы.

______________________________________________________

Эрху

Эрху (二胡, èrhú), двухструнная скрипка, обладает, пожалуй,самым выразительным голосом среди всех смычковых струнных инструментов. На эрху играют как соло, так и в ансамблях. Это наиболее популярный струнный инструмент среди различных этнических групп Китая. При игре на эрху применяется множество сложных технических смычковых и пальцевых приемов. Скрипка эрху часто выступает в качестве ведущего инструмента в оркестре традиционных китайских национальных инструментов и при исполнении струнно-духовой музыки.

Слово "эрху" состоит из иероглифов "два" и "варвар", поскольку этот двухструнный инструмент попал в Китай примерно 1000 лет назад благодаря северным кочевым народностям.

Современные эрху изготавливаются из ценных пород дерева, резонатор обтягивается кожей питона. Смычок делается из бамбука, на который натягивается тетива из конского волоса. Тетиву смычка во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки, а сам смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое.

Пипа

Пипа (琵琶, pípa) - 4-струнный щипковый музыкальный инструмент, который иногда ещё называют китайской лютней. Один из самых распространённых и известных китайских музыкальных инструментов. В Китае играют на пипа уже более 1500 лет: предок пипа, родиной которого является район Междуречья Тигра и Евфрата (район «плодородного полумесяца») на Ближнем Востоке, попал в Китай по древнему Шелковому пути в 4-м в. н. э. Традиционно пипа использовалась в основном для игры соло, реже - в ансамблях народной музыки, как правило, на юго-востоке Китая, или при аккомпанементе сказителям.

Название "пипа" связано со способом игры на инструменте: "пи" означает движение пальцев вниз по струнам, а "па" - обратное движение вверх. Звук извлекается плектром, но иногда и ногтем, которому придаётся специальная форма.

Несколько схожих инструментов Восточной Азии происходят от пипа: японская бива, вьетнамская đàn tỳ bà и корейская бипа.

______________________________________________________

Сяо

(箫, xiāo) - вертикальная флейта, обычно изготавливающаяся из бамбука. Этот очень древний инструмент, по-видимому, происходит от флейты родственной тибетцам народности цян (кяны) из юго-западного Китая. Представление об этой флейте дают керамические погребальные статуэтки, относящиеся к эпохе династии Хань (202 г. до н.э. - 220 г. н.э.). Этот инструмент ещё более древний, чем флейта ди.

______________________________________________________

Сюаньгу

(подвесной барабан)
______________________________________________________

Пайсяо

Пайсяо (排箫, páixiāo) - разновидность пан-флейты. Со временем инструмент исчез из музыкального обихода. Его возрождение началось в 20 в. Пайсяо послужила прообразом для развития следующих поколений этого типа инструмента.

______________________________________________________

Суона

Китайский гобой суона (唢呐, suǒnà), также известный под именем лаба (喇叭, lǎbā) или хайди (海笛, hǎidí), обладает громким и пронзительным звучанием и часто используется в ансамблях китайской музыки. Это важный инструмент в народной музыке северного Китая, особенно в провинциях Шаньдун и Хэнань. Суона часто используется на свадьбах и в похоронных процессиях.

______________________________________________________

Кунхоу

Арфа кунхоу (箜篌, kōnghóu) - ещё один щипковый струнный инструмент, попавший в Китай по Шелковому пути из Западной Азии.

Арфа кунхоу часто встречается на фресках различных буддийских пещер эпохи Тан, что свидетельствует о широком распространении этого инструмента в тот период.

Она исчезла во времена династии Мин, но в 20 в. её возродили. О кунхоу было известно только по фрескам в буддийских пещерах, ритуальным похоронным статуэткам и гравюрам на камне и кирпичной кладке. Затем, в 1996 году, в гробнице в уезде Цемо (Синьцзян-Уйгурский автономный район) были обнаружены две целые лукообразные арфы кунхоу и некоторое количество их фрагментов. Однако современная версия этого инструмента больше напоминает не старинный кунхоу, а западную концертную арфу.

______________________________________________________

Чжэн

Гучжэн (古箏, gǔzhēng), или чжэн (箏, "гу" 古 означает "древний") - это китайская цитра с подвижными, незакреплёнными подпоркам для струн и с 18 и более струнами (у современного гучжэна обычно 21 струна). Чжэн является предком нескольких азиатских разновидностей цитры: японского кото, корейского gayageum, вьетнамского đàn tranh.

Хотя оригинальное название этой картины - "Чжэн", изображён тут всё-таки гуцинь (古琴) - китайская семиструнная цитра. Гуцинь и гучжэн схожи по форме, но их легко различить: в то время, как у гучжэна под каждой струной располагается подпорка, как и у японского кото, у гуциня подпорок нет. Струн у гуциня 7.

С древности гуцинь был излюбленным инструментом учёных и мыслителей, считался инструментом изысканным и утончённым и ассоциировался с Конфуцием. Его ещё называли "отцом китайской музыки" и "инструментом мудрецов".

Раньше инструмент назывался просто "цинь", но к 20му в. этим термином стал обозначаться целый ряд музыкальных инструментов: схожий с цимбалами янцинь, семейство струнных инструментов хуцинь, западное фортепьяно, и т.д. Тогда приставка "гу" (古), т.е. "древний, и была добавлена к названию. Иногда также можно встретить название "цисяцинь", т.е. "семиструнный музыкальный инструмент".

Китай – страна загадок. Кажется, что он открыт для изучения, но это только на первый взгляд. Когда пытаешься узнать что-то новое об этой стране, понимаешь, что узнаешь только вершину айсберга, так все взаимосвязано и переплетено. Давайте поговорим об эрху, который так мало распространен в российской культуре, но который по праву составляет культурное мировое наследие.

– один из важнейших китайских струнных инструментов. Он является одной из «составляющих» большого семейства струнных инструментов. Всем известные скрипка и виола также входят в это семейство. Семейство это очень разнообразно: в него входят не только простые однострунные скрипки, но и очень сложные струнные инструменты. Ближайшие родственники эрху из наших степей - хакасский икили и алтайский игиль. Итак, эрху – это оригинальная двуструнная скрипка с металлическими струнами. Название инструмента не случайно, оно происходит из двух китайских слов – "эр" - два, "ху" – смычковый.

Строение эрху

Корпус инструмента деревянный. Он представляет собой ящик-резонатор. Цилиндрический резонатор снабжен мембраной из кожи змеи. От корпуса идет длинное ответвление, которое называется шейка. Ее роль - поддерживать корпус и струны. На конце шейки находятся настроечные колки. От них зависит высота звучания инструмента. От настроечных колок к корпусу тянутся две шелковые струны, на которые непосредственно играют. Для этого имеется смычок, изготовленный из бамбукового стебля. Струна смычка сделана из конского волоса. Смычок закреплен между двумя струнами, составляя с эрху единое целое. Общая длина эрху – около семидесяти сантиметров.

Кстати, а вы знали что сверхспособности человека становятся все более реальны, благодаря научным прорывам и высоким технологиям. Более подробно об этом можно почитать вот тут http://selfpickup.ru/samorazvitie/sverxsposobnosti.html

Тональный диапазон инструмента – около трех октав. Голос эрху мягкий и выразительный. Эрху используется не только в качестве аккомпанемента и ансамблевого инструмента в вокальной и инструментальной музыке. С 20-х годов прошлого столетия эрху является также сольным инструментом, для него создано множество сольных произведений.

Какова техника игры на эрху?

Во время игры музыкант натягивает пальцами правой руки тетиву смычка. При игре пальцами левой руки используется определенный музыкальный прием, который называется «поперечное вибрато». Он заключается в том, что струна как бы продавливается вниз. Этому способствует сама конструкция круглого грифа, над которым укреплены струны.

Музыкантам-струнникам известно, что смычок необходимо постоянно натирать канифолью. Делается это для того, чтобы облегчить игру на инструменте и избежать «дребезжания». Смычок эрху довольно трудно «канифолить» из-за особенностей конструкции инструмента. Однако китайские музыканты нашли выход - они используют расплавленную канифоль, которую капают на верхнюю часть деревянного цилиндрического резонатора. Затем «канифолят» смычок.

История эрху насчитывает более тысячи лет. Несмотря на повсеместное распространение в современном Китае, эрху не является исконно ханьским инструментом. Хань или ха́ньцы (или в целом, кита́йцы) - крупнейший по численности народ на Земле (19 % общего населения), крупнейшая этническая группа Китая (около 92 %). Исторически в русском языке так именуются китайцы.

Эрхуцинь (кит. "эр" - два, "ху" - смычковый), - китайский смычковый 2-струн. музыкальный инструмент. Основная разновидность хуциня. Состоит из деревянного 6-гранного или цилиндрического резонатора с мембраной из змеиной кожи. Длинная шейка (81 см) без грифа заканчивается отогнутой назад головкой с 2 колками. Струны, высоко поднятые над шейкой, соединены с ней S-образной металлической скобкой, с декой - М-образной подставкой. При игре Э. держат вертикально; пальцами левой руки нажимают на струны (не прижимая их к шейке), в правой держат лунообразный смычок, волос к-рого продевается между струнами; сидящий музыкант опирает ножку Э. о колено. Диапазон: d1-d4; можно играть в диапазоне октавы, не меняя позиции. Тембр напоминает фальцетное пение. Э. - один из наиболее популярных в Китае муз. инструментов. Распространён гл. обр. в южных районах среди городского и сельского населения; в северных районах популярен 4-струн. вариант Э. - т. н. сыху (кит. "сы" - четыре). Используется проф. музыкантами как сольный и ансамблевый инструмент, входит в состав оркестра, в т. ч. театрального (в спектаклях нац. оперы и муз. драмы). Появился в период монг. династии Юань (1280-1368). Родственные инструменты: хучир (монг.), бызанчи (тувинский), огочон (маньчжурский), дуучэкэ (нанайский), дзюлянки (удэгейский), тынгрынг (нивхский).
Литература : Музыкальные инструменты Китая. Сост. И. З. Алендер, М., 1958; Sachs С., Geist und Werden der Musikinstrumente, В., 1929, S. 185-86; Emsheimer E., Preliminarly remarks on Mongolian music and instruments, в кн.: The music of the Mongols, v. 1, Stockh., 1943 (Reports from the scientific expedition to the North-Western provinces of China, publications, v. 21), p. 88. P. Б. Галайская, Ю. И. Шейкин.


Музыкальная энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973-1982 .

Смотреть что такое "Эрху" в других словарях:

    Классификация Cтрунный инструмент, Хордофон Родственные инструменты … Википедия

    Эрху один из наиболее распространённых видов хуцинь Хуцинь (胡琴; пиньинь húqín) китайский струнный смычковый инструмент … Википедия

    - … Википедия

    Мраморный раскрашенный рельеф из гробницы Ван Чучжи. 924г. Институт культурных реликтов пров. Хэбэй. Вероятно, Ван Чучжи был большим любителем музыки, коль скоро оркестр сопровождал его даже на том свете. На рельефе представлен придворный… … Википедия

    К. м. одна из древнейших в мировой музыкальной культуре. Её истоки восходят к племенным песням и пляскам, к рые имели ритуальный характер и достигли высокого развития уже во 2 1 м тыс. до н. э. Большие песенно плясовые обрядовые формы… … Музыкальная энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лэй. Лэй Цян (кит. 雷强, англ. Lei Qiang; род. 1960, провинция Шэньси, Китай) китайско канадский музыкант, исполнитель на китайском народном смычковом инструменте эрху. Начал… … Википедия

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    Аквариум International музыкальный проект, созданный Борисом Гребенщиковым в 2007 году на основе группы «Аквариум», участие в котором принимали музыканты со всего мира ученики индийского учителя Шри Чинмоя. Содержание 1 История 2… … Википедия

    Китайская Народная Республика, КНР (кит. Чжунхуа жэньминь гунхэго). I. Общие сведения К. крупнейшее по численности населения и одно из крупнейших по площади государств в мире; расположен в Центральной и Восточной Азии. На востоке … Большая советская энциклопедия

    Традиционная китайская драма относится скорее к музыкальным, нежели разговорным видам искусства. Хотя это и не опера в западном представлении, ее развитие всегда шло в русле эволюции национальной музыки. Составными элементами китайской драмы в… … Энциклопедия Кольера