Элла Фитцжеральд. Краткая биография

История жизни Эллы Фицджеральд как нельзя лучше показывает, что из любого начинания при достаточном упорстве непременно выйдет толк, даже если изначально все обстоятельства против тебя. Культовая певица смогла покорить всех своей простотой и музыкальным гением, с которым ей повезло родиться. Но без должного упорства ее судьба могла бы сложиться совсем по-другому. Отдав свою жизнь музыкальному искусству, с самого раннего детства она была увлечена всем, что происходило вокруг нее. Танцы, музыка, пение, спорт - всему этому Элла отдавалась без остатка, чтобы, в конечном итоге, осознать собственное предназначение. Выбрав свою судьбу, она смогла стать певицей, которую до сих пор считают величайшей джазовой легендой XX века.

Краткая биография

Элла Фицджеральд родилась в одном из тех маленьких американских городов, которые с трудом можно отыскать на карте - Ньюпорте Ньюсе. Это произошло 25 апреля 1917 года, в штате Вирджиния. Ее отец Уильям не горел желанием документально закрепить отношения с матерью девочки Темперанс, так что они жили без официального брака. Возможно, рождение ребенка повлияло на то, что он вскоре оставил семью.


Из-за сильных переживаний мать с дочкой покидают дом и перебираются в другой американский городок - Йонкерс, где Темперанс знакомится с мужчиной, который становится маленькой Элле отчимом. Вскоре, в 1923 году, у Эллы появляется сестра - Франсис. Будучи очень набожными, все они регулярно посещали церковь и постоянно изучали Библию.

Когда Элле исполнилось 14 лет, случилась страшная трагедия - ее любимая мать умерла от сердечного приступа. Вне себя от переживаний, девочка ссорится с отчимом и уезжает от него к родственнице - тете Вирджинии. Находясь абсолютно без присмотра, Элла бросает школу и устраивается работать прислугой в публичный дом, где начинает постепенно опускаться на дно общества. Постоянное общение с ворами и гангстерами различных мастей оказывало на девушку пагубное воздействие. Полиция, обнаружив бездомного подростка, определила ее в приют в Бронксе. В скором времени ее переводят в интернат для девушек, расположенный в Гудзоне, но надолго она в нем не задерживается, предпочтя бездомную жизнь строгим правилам.

В 1934 году Элла Фицджеральд захотела попробовать свои силы в танцах, выбрав для этого свободный конкурс Amateur Nights. Узнав про очень сильных соперников-танцоров, она изменила свое решение. Этот поступок в корне перевернул всю жизнь Эллы Фицджеральд. Вспомнив любимую исполнительницу детства - Конни Босуэлл, девушка решила спеть композицию «The Object of My Affection». Благожелательно настроенная публика позволила Элле исполнить две песни, хотя от сильного волнения она потеряла голос, и ей пришлось начать первую мелодию заново. По итогам зрительских симпатий, ей удалось обойти своих соперников. Этот момент можно считать ее становлением в качестве певицы, так как за победу она получила возможность выступлений в «Аполло» - культурном и музыкальном центре того времени.

В начале 1935 года происходит ключевое событие для Эллы, ее знакомят с Чиком Уэббом - талантливым основателем успешного биг-бенда. Критически отнесясь к Элле, как к исполнителю, он все-таки подписывает с ней договор, позволяющий девушке выступать с его оркестром. С этого момента Фицджеральд выступает вместе с коллективом Уэбба, а когда в 1936 году он умирает, певица занимает его место, сменив название оркестра на «Ella and Her Famous Orchestr» (Элла и ее Знаменитый Оркестр).


Взяв направление на популярную музыку, коллектив выступал до 1942 года. Играя только лишь попсовую музыку на потребу публике, они не смогли вырасти во что-то серьезное, так что распад коллектива был вполне предсказуем.

С этого момента молодая певица решает попробовать свои силы в сольной карьере и ей удается заключить выгодный контракт с компанией «Decca Records». Это сотрудничество принесло миру несколько величайших произведений, исполненных Эллой, среди которых Flying Home» и «Oh, Lady Be Good!».

Начиная с 1945 года Фицджеральд решает расти еще выше в карьерном плане. Она расстается с «Decca Records» и начинает записываться под новым брендом - «Verve Records», созданным менеджером Норманом Гранцем специально для нее. Это время становится для нее по-настоящему золотым. Фицджеральд импровизирует в разных стилях: джаз, би-боп, поп, привнося в свое пение технику скэта, получающегося у нее поистине виртуозно. Певица приобрела невероятную популярность, с которой мало кто мог соперничать, давая десятки концертов по всей Америке.

В 1972 году певица начинает сотрудничать с лейблом «Pablo Records», так как старый - «Verve Records», был выкуплен фирмой «MGM». Многие композиции, записанные в это время, считаются лучшими в творчестве Фицджеральд.

Начиная с 1993 года, Элла перестает выступать и проводит все свое время в доме на Беверли-Хилс. Прикованная к инвалидной коляске, она до самого последнего дня радовалась жизни. В 1966 году Элла Фицджеральд покинула наш мир.



Интересные факты

  • Певица была невысокого роста - всего 1 м 64 см.
  • Значительную долю своего мастерства она почерпнула из записей Конни Босуэлл - любимой певицы детства. Стараясь скопировать ее манеру исполнения, она считала ее своей музой.
  • Она целых 13 раз получала премию «Грэмми».
  • Семья Фицджеральд являлась приверженцами Методистской церкви и исповедовала религию методизма.
  • Если бы не упорство Чарльза Линтона, Эллу никогда не согласились бы взять на первое прослушивание, слишком непрезентабельным был ее внешний вид.
  • Личный нотный архив певицы хранится в национальной библиотеке США.
  • Она неоднократно занимала и прочно удерживала верхние строчки хит-парадов со своими композициями, такими как «Into Each Life Some Rain Must Fall» и «I’m Making Believe».
  • Начиная с середины 70-х, певица начала постепенно терять былое очарование голоса, Несмотря на это, она продолжала выступать, немного изменив манеру пения и сделав ее более жесткой и отрывистой.
  • Необычайно широкий диапазон Фицджеральд охватывал практически 3 октавы. Далеко не все оперные певцы могли похвастаться подобным. Неудивительно, что многие из них считали Эллу выдающимся исполнителем.
  • Очень высоко оценил мастерство Эллы еще один мэтр джаза - Фрэнк Синатра, ставший поклонником ее творчества.
  • Свое уважительное прозвище «Первая леди джаза» она получила за мастерство и виртуозное владение голосом.
  • Благодаря своему выдающемуся трудолюбию, за свою жизнь она записала более 90 альбомов.
  • Она снималась в рекламных роликах, в частности, для компании «KFC».


  • Фицджеральд умела великолепно подражать пению Луи Армсронга.
  • Исполняя не только джаз, но и его разновидность – бибоп, Элла мастерски преуспела в импровизации, являющейся основой для этого стиля.
  • Под конец жизни, из-за синдрома диабетической стопы у Эллы развилась гангрена, так что врачи вынуждены были ампутировать ей обе ноги.
  • Синатра и Фицджеральд долгое время общались вместе, но у них никогда не было ни одного совместного проекта.
  • Она участвовала в благотворительности, жертвуя крупные суммы денег различным организациям.
  • Певица была удостоена благодарности и рукопожатия президента США Рональда Рейгана.
  • В Америке была выпущена почтовая марка, посвященная памяти исполнительницы.
  • В городе Ньюпорт Ньюс существует театр, названный в честь певицы.

Лучшие песни

«Love and Kisses » - яркая композиция с классическим импровизационным вступлением, проходящим у разных инструментов, записанная в 1934 вместе с оркестром Чиком Уэбба.

«Love and Kisses» (слушать)

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini) » - песня импровизационного характера, была записана в 1934. Именно здесь Фицджеральд начинает применять свою технику скэта.

«You’ll Have to Swing It (Mr. Paganini)» (слушать)

«A-Tisket, A-Tasket » - незамысловатая песенка, исполненная Эллой, сделавшая ее по-настоящему известной. Блестящая новая аранжировка на тему простой попевки про потерявшуюся корзинку. Мягкий голос с яркими акцентами оставляет поистине незабываемое впечатление.

«I Found My Yellow Basket » - смысловое продолжение композиции «A-Tisket, A-Tasket», где Элла поет о том, что потерянная желтая корзинка все-таки была найдена.

«Flying Home » - одна из лучших песен певицы. Аранжировку сделал Вик Шоен в 1945 году, и эту вещь признали выдающейся композицией 40-х.

«Flying Home» (слушать)

«Oh, Lady Be Good! » - лирическая песня, ставшая хитом, с великолепной фразировкой и исполнением.

«Oh, Lady Be Good!» (слушать)

«Mack the Knife » - эта композиция спета Эллой настолько бесподобно, что певица получила за нее две премии «Грэмми».

«Mack the Knife» (слушать)

  • «Сегодня» (1952);
  • «Воскресная витрина» (1959-1960);
  • «The Tender Game» (1958);
  • «Amanti» (1968);
  • «Шоу Джо Бишопа» (1967-1969);
  • «Remember When...» (1981);
  • «Омнибус» (1967-2003).
  • Непростая личная жизнь «Леди Джаз»

    Как у многих талантливых людей, личная жизнь певицы складывалась довольно непросто. Суровое детство и юношество привели к тому, что своих партнеров Фицджеральд выбирала среди неблагополучных элементов общества. Так, первым человеком, с кем она официально связала свою жизнь, был Бенни Корнегей - уличный продавец запрещенных наркотических средств, подрабатывающий в порту. Пара расписалась в 1941 году, но не прожила вместе даже двух лет.

    Следующая попытка замужества состоялась в 1947 году, и Элла подошла к выбору второй половины гораздо более осмотрительно. Познакомившись в 1946 году с контрабасистом Реем Брауном и повстречавшись меньше года, пара решила официально расписаться. Вдобавок, они усыновили сына сводной сестры Эллы, назвав его Рэй Браун-младший. Прожив в браке шесть лет, Элла развелась с мужем, так как постоянная загруженность совершенно не оставляла времени на совместное сопровождение. Они расстались по обоюдному согласию и продолжали сотрудничество даже после развода.

    Третий брак ориентировочно датируется 1957 годом. О нем практически ничего не известно, за исключением того, что мужем Фицджеральд был норвежец по имени Тор Ларсен. Через некоторое время он совершил кражу, поэтому брак был моментально аннулирован, так как такая новость могла негативно отразиться на карьере певицы. Любые упоминания о нем тут же удалялись менеджером Эллы Норманом Гранцем.

    Будучи довольно замкнутой, скромной и застенчивой, Элла Фицджеральд никогда не распространялась о своей личной жизни. Лишь сын Рэй и его дочь Элис находились рядом с Фицджеральд в последние мгновения ее жизни.

    Ella Fitzgerald

    Величайшая джазовая вокалистка, получившая звание "первой леди джаза" родилась 25 апреля 1918 года в Ньюпорт-Ньюс, штат Вирджиния.
    Нежное и легкое вибрато, присущее ее голосу, превращало каждое исполнение в лирический монолог, а огромный диапазон и виртуозный скэт придавали невероятную энергию каждому ее выступлению.

    Наибольшие ее удачи в исполнении джазовых стандартов-
    Lady,Be Good; How High The Moon; Mr.Paganini; Mack TheKnife.
    В детстве училась танцевать и мечтала о кардибалете. Петь начала в 14 лет в ньюйорском клубе Opera House и в 1934 году стала победительницей
    на конкурсе в Гарлеме.

    В 1937 году начала выступать с танцевальным оркестром Чика Уэба. Первый успех принесла песня на собственные слова A-tisket - A-tasket. После смерти Уэба в течение трех лет (1939-1942) возглавляла биг-бенд.
    В 1942-1946 годах работала с разными музыкантами, но вся ее дальнейшая каръера связана с антрепризой Номана Гренца.
    Успех принесли организованные Гренцом выступления и записи с трио Оскара Питерсона и оркестром Каунта Бейси.

    В 1956-1958 годах при поддержке Гренца записала двойные альбомы с песнями самых популярных американских композиторов Керна, Портера, Роджерса, Элингтона, Арлена, Мерсера. Сотрудничала со многими выдающимися музыкантами и выступала в самых крупных концертных залах мира.

    В начале 70-х годов покинула сцену из-за резкой потери зрения, но после нескольких сложных операций продолжила выступления.
    В последние годы жизни пела сидя в инвалидном кресле.
    Получила множество разных наград, в 1986 году стала почетным доктором
    Йельского университета.
    Снялась в кинофильмах "Блюз Пита Келли" (1955) и "Сент-Луис-блюз" (1958) и других. Умерла 15 июня 1996 года в Биверли-Хиллс, штат Калифорния.

    Она была рождена чтобы петь

    Многие книги об Элле Фитцжеральд начинаются с восклицания: "Она была рождена чтобы петь". Но Элла не собиралась петь.
    Подружка по школе вспоминала: "В 11 лет она вечно торчала в окне раскачиваясь и пританцовывая. То же самое было и во дворе школы во время перерыва. Элла, найдя тихий угол, танцевала сама с собой, раскачиваясь и притоптывая".

    Элла не знала своего отца. Родившись в Ньюпорт-Ньюс, выросла в Юнкерсе и сбежала из дома от отчима после смерти матери. Подростком она зарабатывала на мостовых Гарлема песнями и танцами, заодно предупреждала местных рабынь любви о приближении полицейских.
    Элла принадлежала к первому поколению в истории, выросшего при громофоне и при радио. Это была революционная эпоха, обозначившая появление массовой культуры. Популярные песни стали по настоящему популярными. Люди проводили целые дни возле первых приемников. Что касается Эллы, то для нее многое решалось в тот момент когда она услышала Луи Армстронга. Она была подростком, мечтавшем стоять на сцене у микрофона вместе с "Сачмо". И мечты осуществились. В 16 лет в чужих обносках и мужских ботинках Элла появилась на том самом знаменитом конкурсе талантов в театре "Апполо".

    Когда ее подвели к знаменитому Чику Уэбу, он сказал: "Уберите эту страшную старушку". Но всеже, будучи допущенной к конкурсу, Элла получила первый любительский приз. Тот же Чик Уэб был настолько восхищен ее выступлением, что предложил войти в свой оркестр.

    После смерти Уэба Элла стала руководителем этого оркестра.
    Коллеги джазмены часто обвиняли Эллу в том, что она поет так как хотят белые, но Элла пела "как чувствовала". Это были ее самые знаменательные слова.
    Известность Эллы равна только Луи Армстронгу. Как-то Элле сказали, что в Италии ее зовут "Мама-джаз". "Это замечательно придумано, - сказала Элла, - я страшно рада и надеюсь, что меня не назовут однажды "Бабушка-джаз".
    Муж Эллы Рэй Браун играл в трио Оскара Питерсона, был его двойником и другом. В 1961 году Элла отправилась с трио на европейские гастроли. Она превратила трио в квартет, ибо была четвертым инструментом. Ее голос звучал как саксафон.

    Сколько же она записала песен? Несколько тысяч. Музыкальный критик Джеймс Кокс пишет, что она пела для шести поколений слушателей. Она пела главам государств, королям, шейхам.

    О вокальных данных Эллы Фитцжеральд можно гоаворить часами: о ее невероятной способности менять ритм, ускорять, замедлять, взмываться, кружиться, о ее знаменитых глиссандо, о ее подражании музыкальным инструментам, о ее шутках и вставлении в тексты песен и баллад всяческой отсебятины.

    Элла была застенчива, не любила прессу и интервью, а на сцене всегда нервничала до тех пор пока не брала в руки микрофон.

    "Сердца для Эллы"

    Элла награждалась премиями, званиями и дипломами. Она 13 раз была призером высшей музыкальной награды "Гремми", а также премиями имени Кенеди. Она была награждена Национальной медалью Искусств, которую ей вручил сам Президент США.

    Престижные университеты страны сделали певицу своим почетным доктором.
    В 1990 году по инициативе национального банка "Америкенэкспресс" был организован концерт в ньюйоркском "Сити-Холле".
    Он назывался "Сердца для Эллы".

    Вторым спонсором былла ассоциация кардиологов. На афише были такие слова: "За 56 лет каръеры Элла загнала свое сердце, она слишком много пела для вас, слишком много вложила в свои песни любви. Теперь ваш черед вернуть ей долг".

    По сути дела это было прощание с Эллой. Она уже была тяжело больна и в том же году, выступая в Париже, пела фактически сидя.
    Элла выступала до 1992 года. 1993 году она перенесла тяжелую операцию по ампутации ног, после чего здоровье резко ухудшилось.

    В субботу 16 апреля 1996 года, Эллы, которая всем нам не просто пела о любви,а дала столько любви, не стало.

    Во время записи песенников и студийных альбомов Элла успевала гастролировать по 40 до 45 недель в год в Соединенных Штатах и за рубежом под руководством Нормана Гранца. Он весьма помог укрепить ее позиции в качестве одной из ведущих джазовых исполнительниц.

    В середине 1950-х годов Фицджеральд стала первой афро-американкой, которая выступила на Mocambo. Помогла Мэрилин Монро, пролоббировшая её интересы , что сыграло важную роль в карьере Эллы.

    Есть несколько концертных альбомов на Verve, которые высоко ценятся критиками. Так, в альбоме Ella at the Opera House показана типичная Фитцджеральд с JATP. Альбомы Ella in Rome и Twelve Nights In Hollywood стали вокальными канонами джаза. Ella in Berlin по-прежнему один из наиболее продаваемых альбомов, он включает в себя завоевавший Грэмми перфоманс "Mack the Knife", в котором она забывает текст, но великолепно импровизирует в компенсацию.

    Verve Records был продана MGM в 1963 году за 3 миллиона долларов и в 1967 году MGM не возобновила контракт Фицджеральда. В течение следующих пяти лет она порхала между Atlantic, Capitol и Reprise. Ее записи в то время представляли собой отход от типичного репертуара джаза. Для Capitol она записала альбом гимнов Brighten the Corner , альбом традиционных колядок Ella Fitzgerald"s Christmas , альбом под влиянием кантри и вестерн Misty Blue и серию из шести попурри 30 by Ella , чем выполнила свои обязательства перед лэйбломтке. В течение этого периода у Эллы Фицджеральд выпустила вошедший в чарт сингл с кавером "Get Ready" Смоки Робинсона (ранее хит The Temptations).

    Сюрпризом стал успех в 1972 году альбома Jazz at Santa Monica Civic "72 , который побудил Гранца основать Pablo Records, свой новый лейбл после продажи Verve. Фицджеральд записала около 20 альбомов для этого лейбла. Ella in London записанный в 1974 году с пианистом Томми Фланаганом , гитаристом Джо Пассом , басистом Кетером Беттсом и барабанщиком Бобби Даремом, по мнению многих, является одной из ее лучших работ. В следующем году она снова выступала с Джо Пассом на немецком телеканал NDR в Гамбурге. Годы Эллы на Pablo Records также зафиксированы снижением ее голоса. "Она часто использует короткие, колющие фразы, раньше ее голос был сильнее, с более широким вибрато", - писал один биограф. Обеспокоенные проблемами со здоровьем, Фицджеральд сделала свои последние записи в 1991 году и последнее публичное выступление в 1993 году.

    Самыми известными музыкантами, с которыми сотрудничала Элла Фитцджеральд, были трубач Луи Армстронг, гитарист Джо Пасс, бэндлидеры Каунт Бейси и Дюк Эллингтон.

    Также она сотрудничала за свою долгую карьеру со многими джазменами. Трубачи Рой Элдридж и Диззи Гиллеспи, гитарист Херб Эллис, пианисты Томми Фланаган , Оскар Питерсон, Лу Леви, Пол Смит, Джимми Роулс и Эллис Ларкинс - все работали с Эллой в основном в прямом эфире.

    Личная жизнь

    Фицджеральд выходила замуж по крайней мере дважды, и есть доказательства того, что она, возможно, сделал это и в третий раз. В 1941 году она вышла замуж за Бенни Kornegay, осужденного наркоторговца и местного докера. Брак был аннулирован через два года.

    Ее второй брак, в декабре 1947 года, был со знаменитым бас-гитаристом Рэем Брауном , которого она встретила во время тура с группой Диззи Гиллеспи годом ранее. Вместе они усыновили ребенка, рожденного сестрой ФицджеральдФрэнсис, которого они окрестили Рэй Браун-младший. Фицджеральд и Браун часто бывали на гастролях и записях и ребенком в значительной степени занималась ее тетя Вирджиния. Фицджеральд и Браун развелись в 1953 году, хотя продолжали выступать вместе.

    В июле 1957 года агентство Рейтер сообщило, что Фицджеральд тайно вышла замуж в Осло за молодого норвежца Тора Эйнара Ларсена. Она даже зашли так далеко, что сняли квартиру в Осло, но дело быстро забыли, когда Ларсен был приговорен к пяти месяцам каторжных работ в Швеции за кражу денег.

    Как известно, Элла Фицджеральд была очень застенчивой. Трубач Марио Бауза, который играл с ней в группе Chick Webb, вспоминал, что "она не болтала много. Когда она попала в группу, её интересовала только музыка.... Она была одинокой девушкой в Нью-Йорке».

    Страдая от последствий сахарного диабета Фицджеральд слабо видела, из-за этой болезни ей ампутировали ноги в 1993 году. В 1996 году она умерла 15 июня от болезни в Беверли Хиллз, Калифорния, в возрасте 79 лет. Она похоронена в на кладбище в Инглвуд, Калифорния. Архивные материалы её долгой карьере размещены в Национальном музее Смитсоновского института американской истории, а музыкальные записи в библиотеке Конгресса. Ее обширная коллекция поваренных книг была подарена библиотеке Гарвардского университета, а сборник её нот находится в Библиотеке Лос-Анджелеса.

    Ella Fitzgerald - Mack the Knife

    Ella Fitzgerald "Jazz in Montreux" "79 Flying Home

    Ella Fitzgerald - Summertime

    Дискография

    Decca
    1950
    Ella Sings Gershwin
    1954
    Songs in a Mellow Mood
    Lullabies of Birdland
    1955
    For Sentimental Reasons (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
    Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax (A collection of previously available recordings from the late 1940s and early 1950s)
    Sweet and Hot

    Verve
    1956
    Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
    Ella and Louis (with Louis Armstrong)
    Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook
    1957
    Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
    Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
    Ella at the Opera House (Live)
    Like Someone in Love
    Porgy and Bess (with Louis Armstrong)
    1958
    Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
    Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
    Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)
    Ella Fitzgerald live at Mister Kelly"s (Live) (Released in 2007)
    1959
    Get Happy!
    Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
    Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    1960
    Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella Wishes You a Swinging Christmas
    Hello, Love
    Ella Fitzgerald Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)
    1961
    Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
    Ella in Hollywood (Live)
    Clap Hands, Here Comes Charlie!
    Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)
    Twelve Nights In Hollywood (Live) (Released in 2009)
    1962
    Rhythm Is My Business
    Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella Swings Gently with Nelson
    1963
    Ella Sings Broadway
    Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
    Ella and Basie! (with Count Basie)
    These Are the Blues
    1964
    Hello, Dolly!
    Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
    Ella at Juan-Les-Pins (Live)
    Ella in Japan: "S Wonderful (Live) (Released in 2011)
    1965
    Ella in Hamburg (Live)
    Ella at Duke"s Place (with Duke Ellington)
    1966
    Whisper Not
    Ella and Duke at the Cote D"Azur (Live) (with Duke Ellington)

    Capitol
    1967
    Brighten the Corner
    Ella Fitzgerald"s Christmas
    1968
    30 by Ella
    Misty Blue

    MPS Records
    1969
    Sunshine of your Love (Live)

    Reprise
    1969
    Ella
    1970
    Things Ain"t What They Used to Be (And You Better Believe It)

    Atlantic
    1972
    Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)

    Columbia
    1973
    Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)

    Pablo
    1966
    The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1984)
    1967
    The Greatest Jazz Concert in the World (Live) (with Duke Ellington) (Released in 1990)
    1970
    Ella in Budapest, Hungary (Live) (Released in 1999)
    1971
    Ella à Nice (Live)
    1972
    Jazz at Santa Monica Civic "72 (Live)
    1973
    Take Love Easy (with Joe Pass)
    1974
    Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
    Ella in London (Live)
    1975
    Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
    Montreux "75 (Live)
    1976
    Fitzgerald and Pass... Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
    1977
    Montreux "77 (Live)
    1978
    Lady Time
    Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)
    1979
    Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
    A Classy Pair (with Count Basie)
    A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
    1981
    Ella Abraça Jobim
    1982
    The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
    1983
    Speak Love (with Joe Pass)
    Nice Work If You Can Get It (with André Previn)
    1986
    Easy Living (with Joe Pass)
    1989
    All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
    2001
    Sophisticated Lady (Live) (with Joe Pass) (recorded in 1975, 1983)

    Notable guest appearances
    1953
    JATP In Tokyo - Live at the Nichigeki Theatre 1953" (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
    1955
    Songs from Pete Kelly"s Blues
    1956
    Jazz at the Hollywood Bowl (Live in Hollywood with Jazz at the Philharmonic)
    1957
    One O"Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)
    Classic Duets (Three duets with Frank Sinatra, recorded for the 1957 ABC television The Frank Sinatra Show; released in 2002 by Capitol Records.
    1983
    Jazz at the Philharmonic – Yoyogi National Stadium, Tokyo 1983: Return to Happiness (Live in Tokyo with Jazz at the Philharmonic)
    1989
    Back on the Block (Qwest Records)

    Boxed sets and collections
    1994 The Complete Ella Fitzgerald Songbooks
    1995 Ella: The Legendary Decca Recordings
    1997 The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve

    Элла Фицджеральд является женским лицом классического джаза. Обладала уникальным голосом в 3 октавы.

    Стала самой знаменитой джазовой певицей в истории. За 50 лет на сцене выпустила более 250 пластинок.

    Певица более 10 раз награждалась престижной премией в мире музыки Grammy.

    «Первая леди джаза» и «Леди Элла» — так обращались к величайшей певице, но своего успеха она добивалась тяжело.

    Детство и молодые годы

    Элла родилась в маленьком городке Нью-порт Ньюс 25 апреля 1917 г. Ее родители не были официально женаты.

    Отец трудился простым водителем, а мама — прачкой. Как только родилась девочка, отец сбежал от трудностей и бедноты.

    Мама вскоре вышла замуж за иммигранта — португальца, и семья уехала в Нью-Йорк.

    Вскоре у Эллы появилась младшая сводная сестра. Родители жили бедно, но набожно.

    Элла в детстве (слева)

    Каждые выходные ходили в церковь и приучали к этому детей. Именно эти походы открыли Элле музыку.

    Она была очарована церковными песнопениями. Росла девочка очень музыкальной. Она постоянно пела и танцевала.

    Однако о будущем певицы даже не мыслила. Элла была очень застенчива и боялась публики.

    Во дворе она развлекала детвору тем, что пародировала популярных в то время певцов.

    С близким другом Чарльзом Гулливером иногда ставила какой-нибудь танцевальный номер.

    Однако в 1932 г. мама Эллы умерла от сердечного приступа. Это для подростка стало сильнейшим ударом. Девочку как подменили.

    Она стала получать плохие отметки, а потом и вовсе бросила ходить на уроки.

    С отчимом стали возникать постоянные конфликты из-за чего она могла уйти из дома.

    Позже к себе на воспитание девочку забрала родная тетя – Вирджиния Генри. Элла не захотела возвращаться в школу, и пошла работать.

    Первой работой стал местный бордель. Там девушка была смотрителем и начала общаться с различными представителями криминального мира.

    После этого ей заинтересовалась полиция и органы опеки. Элла была определена в приют Бронкса, а затем отправлена в Гудзон.

    Там находился интернат для девочек. Однако Элла привыкла к свободе и вскоре сбежала. Она стала жить на улице, без крыши над головой.

    Творческий путь

    Счастливым случаем, перевернувшим всю ее жизнь, стал любительский конкурс, проходивший в гарлемском театре «Аполло».

    В ноябре 1934 г. состоялось дебютное выступление. По плану Элла Фицджеральд должна была танцевать, но в последнюю минуту она передумала и решила спеть.

    На конкурс она явилась в единственном старом платье и потасканных, грязных туфлях.

    Будущая звезда джаза так волновалась, что от эмоций потеряла голос в самом начале песни.

    Ведущему пришлось объявлять ее выход повторно. Девушка для своего дебюта выбрала композицию «The Object of My Affection».

    Когда она смогла допеть ее до конца, зал выразил свое восхищение бурными аплодисментами. Воодушевившись, она спела еще одну песню «Judy».

    Выбор победителя на конкурсе определялся по реакции публики в зале. Ведущий, подводя итоги, называет имя Эллы Фицджеральд, а зал подтверждает решение бурной овацией.

    Девушка получила в качестве приза 25 долларов, а также возможность выступать на сцене театра в течение недели.

    Здесь Эллу приметил руководитель джазового ансамбля Чик Уэбб. Он пригласил ее к себе в качестве солистки.

    Первое выступление в новом амплуа было на танцевальном вечере в Йельском университете.

    Именно это выступление считается первым шагом творческой карьеры.

    Уже спустя год выходит их первый альбом «Любовь и поцелуи». Он попал во все известные джазовые хит-парады.

    В 1938 г. девушка совместно с Э. Фелдманом записывает песню «Э-тискет, э-таскет».

    Она стала визитной карточкой певица и принесла ей большой успех.

    У Эллы стали появляться многочисленные поклонники ее таланта.

    Перед ее талантом не мог устоять даже Фрэнк Синатра, который также стал почитателем ее песен.

    В 1939 г. произошла трагедия – скончался Чик Уэбб. Руководителем группы стала Элла Фицджеральд.

    За время ее руководства было записано более 100 композиций, но они не имели успеха, так как больше относились к поп-музыке.

    Популярность стала падать. Коллектив прекратил свою деятельность в 1942 г. С этого года певица начинает выступать сольно.

    Она заключает контракт со студией звукозаписи Decca Records. В 1945 г. публике была представлена композиция с аранжировкой Вика Шоена «Flying Home».

    Впоследствии ее назовут самым великим творением в мире джазовой музыки.

    Элла не боялась смешивать разные направления, включать в свои песни поп — мотивы.

    В 1947 г. статус лучшей исполнительницы джаза подтвердит еще одна ее песня «Oh, Lady Be Good!».

    После 1955 г. Элла разрывает сотрудничество со студией Decca. Ее менеджер Н. Гранц специально для певицы создает новый бренд Verve Records.

    В период с 1956 -1964 г. певица выпускает 8 альбомов. Затем в 1972 г. выходит пластинка Nice Work If You Can Get It, посвященная таланту Джорджа Гершвина.

    В 1983 г. альбом «Ella Loves Cole» был записан в честь творчества Коула Портера.

    Помимо записи альбомов, которые выходили с завидной частотой, Элла давала концерты по всей Америке.

    Также были организованы гастрольные туры в Европу. Она стала одной из самых успешных гастролирующих певиц.

    Личная жизнь

    Впервые в официальный брак она вступила в 24 года. В 1941 г. состоялась свадьба с рабочим порта, который впоследствии был осужден за торговлю наркотиками.

    Спустя 2 года Элла аннулировала этот брак. В 1946 г. во время гастролей она познакомилась со знаменитым джазовым контрабасистом – Рэем Брауном.

    Спустя год молодые люди узаконили свои отношения. Вскоре в семье появился ребенок.

    Рэй Браун-Младший — сын Эллы Фитцеральд

    Элла усыновила своего племянника, которого также звали Рэй.

    Мальчика часто брали с собой на гастроли, но большую часть времени его воспитанием занимались родственники.

    Семья и ребенок стали мешать успешной карьере, и в 1953 г. Элла с Рэем разводятся.

    Однако это не стало препятствием для их совместных выступлений.

    Существует версия, что Элла выходила замуж и в третий раз. Это был тайный союз с молодым выходцем из Норвегии – Тором Ларсеном.

    Однако Тор оказался вором и позже был приговорен к каторжным работам.

    Этот брак мог негативно повлиять на репутацию известной певицы, поэтому о нем мало кто знал.

    Элла была крайне застенчивой и многие ее коллеги говорили, что ее интересовала только музыка.

    Ее приемный сын также стал музыкантом. Выступает, как джазовый вокалист.

    Последние годы жизни и смерть

    В середине 70-х прошлого столетия у певицы стало ухудшаться здоровье.

    В 1972 г. ей был поставлен диагноз – катаракта, а также была сделана операция на сердце.

    Подобные негативные изменения заметили не только поклонники, но и критики.

    Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена … Читать всё

    Ella Jane Fitzgerald (Элла Джейн Фитцджеральд, 25 апреля 1917 - 15 июня 1996) - американская джазовая певица, известная также как «Леди Элла» и «Первая леди песни».

    Обладательница тринадцати премий «Грэмми». При жизни певицы было продано более 40 миллионов пластинок. Была награждена медалью Национального искусства Рональдом Рейганом и Президентской медалью свободы Джорджем Бушем (ст.).

    Элла была воспитана матерью-одиночкой в штате Нью-Йорк. В 17 лет дебютировала на сцене нью-йоркского театра Аполло. До 1942 года выступала преимущественно в составе бигбэндов (в том числе Каунта Бэйси). В конце 1950-х записала практически все песни классического американского репертуара - несколько альбомов были специально посвящены шлягерам братьев Гершвинов (Айра заявил, что именно она раскрыла ему подлинную глубину его песен), Дюка Эллингтона (который лично аккомпанировал ей) и Ирвинга Берлина. Тогда же вышли два альбома, записанные вместе с Луи Армстронгом (особенно известен их дуэт на «Summertime» Гершвинов).

    «Первая леди песни» продолжала выступать до конца 1980-х. В 1993 г. у Эллы Фитцджералд были ампутированы обе ноги, она практически ослепла. Когда она умерла три года спустя, президент Билл Клинтон выступил со специальным заявлением: «Уход человека такого таланта, изящества и класса - огромная утрата для мира джаза и всей страны».

    Оскар Питерсон пишет:

    «Постепенно я выучил практически все едва заметные знаки и жесты, показывающие, что в данный момент чувствует Элла Фицджеральд:
    - Согнутая чашей левая рука, поднесенная к уху: «Кто-то фальшивит. Я или, все-таки, рояль?»
    - Голова слегка наклонена набок; левая рука начинает лихо щелкать пальцами: «Ритм не дотягивает до нужного уровня. Поднажмите, ребята».
    - Левая рука похлопывает по бедру быстрее общего ритма: «Берегитесь, ребята, Леди Фиц сейчас бросится в атаку и хочет убедиться, что вы вместе с ней…»

    Официальная дискография:
    (по издательствам)

    Decca (1934-1955)

    1950
    Pure Ella (originally Ella Sings Gershwin)
    Souvenir Album

    1954
    Lullabies of Birdland
    Songs in a Mellow Mood

    1955
    For Sentimental Reasons
    Miss Ella Fitzgerald & Mr Gordon Jenkins Invite You to Listen and Relax
    Sweet and Hot
    The First Lady of Song
    Song’s from «Pete Kelly’s Blues»

    Verve (1956-1966)

    1956
    Ella Fitzgerald Sings the Cole Porter Songbook
    Ella and Louis (with Louis Armstrong)
    Ella Fitzgerald Sings the Rodgers & Hart Songbook

    1957
    Ella and Louis Again (with Louis Armstrong)
    Ella Fitzgerald Sings the Duke Ellington Songbook (with Duke Ellington) – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
    Ella at the Opera House (Live)
    Like Someone in Love
    Porgy and Bess (with Louis Armstrong)

    1958
    Ella Fitzgerald and Billie Holiday at Newport (Live) (Reissued with tracks featuring Carmen McRae in 2001)
    Ella Swings Lightly – Grammy Award for Best Jazz Performance, Soloist
    Ella Fitzgerald Sings the Irving Berlin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella in Rome: The Birthday Concert (Live) (Released in 1988)

    1959
    Get Happy!
    Ella Fitzgerald Sings Sweet Songs for Swingers
    Ella Fitzgerald Sings the George and Ira Gershwin Songbook – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance

    1960
    Ella in Berlin: Mack the Knife (Live) – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella Wishes You a Swinging Christmas
    Hello, Love
    Sings Songs from Let No Man Write My Epitaph (Available on CD as The Intimate Ella)

    1961
    Ella Fitzgerald Sings the Harold Arlen Songbook
    Ella in Hollywood (Live)
    Clap Hands, Here Comes Charlie!
    Ella Returns to Berlin (Live) (Released in 1991)

    1962
    Rhythm Is My Business
    Ella Swings Brightly with Nelson – Grammy Award for Best Female Pop Vocal Performance
    Ella Swings Gently with Nelson

    1963
    Ella Sings Broadway
    Ella Fitzgerald Sings the Jerome Kern Songbook
    Ella and Basie! (with Count Basie)
    These Are the Blues

    1964
    Hello, Dolly!
    Ella Fitzgerald Sings the Johnny Mercer Songbook
    Ella at Juan-Les-Pins (Live)

    1965
    Ella at Duke’s Place (with Duke Ellington)
    Ella in Hamburg (Live)

    1966
    Whisper Not
    Ella and Duke at the Cote D’Azur (Live) (with Duke Ellington)

    1969
    Sunshine of your Love (Live)

    Capitol (1967-1968)

    1967
    Brighten the Corner
    Ella Fitzgerald’s Christmas

    1968
    30 by Ella
    Misty Blue

    Reprise (1969-1970)

    1970
    Things Ain’t What They Used to Be

    1972
    Ella Loves Cole (Released on the Pablo label as Dream Dancing)

    1973
    Newport Jazz Festival: Live at Carnegie Hall (Live)

    Pablo (1970-1989)

    1966
    The Stockholm Concert, 1966 (Live) (with Duke Ellington)

    1970
    Ella in Budapest, Hungary (Live)

    1971
    Ella A Nice (Live)

    1972
    Jazz at Santa Monica Civic ‘72 (Live)

    1973
    Take Love Easy (with Joe Pass)

    1974
    Fine and Mellow (Released in 1979) – Grammy Award for Best Jazz Vocal
    Ella in London (Live)

    1975
    Ella and Oscar (with Oscar Peterson)
    Montreux ‘75 (Live)

    1976
    Fitzgerald and Pass… Again (with Joe Pass) – Grammy Award for Best Jazz Vocal

    1977
    Montreux ‘77 (Live)

    1978
    Lady Time
    Dream Dancing (First released on the Atlantic label as Ella Loves Cole)

    1979
    Digital III at Montreux (Live) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female
    A Classy Pair (with Count Basie)
    A Perfect Match (Live) (with Count Basie) – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

    1981
    Ella Abraça Jobim

    1982
    The Best Is Yet to Come – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

    1983
    Speak Love (with Joe Pass)
    Nice Work If You Can Get It (with André Previn)

    1986
    Easy Living (with Joe Pass)

    1989
    All That Jazz – Grammy Award for Best Jazz Vocal Performance, Female

    Notable guest appearances

    1955
    Songs from «Pete Kelly’s Blues»

    1957
    One o’Clock Jump (with Count Basie and Joe Williams)

    1989
    Back on the Block (Qwest Records)

    Boxed sets and collections

    1994
    The Complete Ella Fitzgerald Songbooks

    1997
    The Complete Ella Fitzgerald & Louis Armstrong on Verve