Экстер александра александровна, картины, биография. Русские художники

Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. С 1901 года она начинает посещать лекции в Киевском художественном училище в качестве вольнослушательницы, а с 1906 года начинает обучаться там на постоянной основе. В 1903 году Александра, носившая к тому моменту фамилию Григорович, вышла замуж за Николая Экстера. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище.

В 1907 году Экстер предпринимает поездку в Париж, где она занимается в академии «Ла Гранд-Шомьер». Заграничное путешествие оказало огромное влияние на становлении Александры как художницы. Здесь она познакомилась с М. Жакобом, П. Пикассо, Ж. Браком, Г. Аполлинером. Впоследствии Экстер будет часто работать именно в Париже в мастерской, которую она сняла там.

Влияние французского искусства выразилось в первую очередь в импрессионистских работах художницы: «Три женские фигуры», «Натюрморт с вазой и цветами». Позднее появляются картины в духе пуантилизма и манеры Ван Гога. Кубизм тоже привлекал Экстер, но от идеи разложения композиции на простейшие объемы она всегда отказывалась.

С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». При этом работы художницы экспонируются и за границей. Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Позднее Экстер много работает над беспредметными композициями, росписью абажуров, ширм, подушек, скатертей, платков, платьев. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). К этой работе она подходила особенно творчески, стремясь к гармонии декораций на сцене и костюмов актеров.

Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. Она давала уроки в Одесской детской художественной школе, в своей студии в Киеве, а затем во Вхутемасе. Ее учениками были И.М. Рабинович, И.И. Нивинский, А.Г. Тышлер. После революции художница развила бурную общественную деятельность. Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. На родину художница больше не вернется. В период эмиграции Экстер занималась преподаванием, оформлением спектаклей, декоративным искусством.

Картины художницы Екстер А.А.


«Эскиз костюма».

1926 Гуашь. 32 х 20,5 Художественная библиотека, Берлин


«Натюрморт с вазой и цветами». 1908

Холст, масло. 80,5 х 65 Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


«Танцующие на пляже». 1930-е


«Натюрморт (Ваза с вишнями)». 1914



«Мост (Севр)». 1912



«Натюрморт с пейзажем». 1930-е



«Город ночью». 1919

«Построение плоскостей по движению цвета». 1918



«Берега Сены». 1912



«Женский костюм». 1918


«Эскиз костюма вакханки»

Александра Экстер

Родилась 6 января 1882 года в городе Белосток Гродненской губернии. Общее образование Александра получила в киевской гимназии Святой Ольги. С 1901 года она начинает посещать лекции в Киевском художественном училище в качестве вольнослушательницы, а с 1906 года начинает обучаться там на постоянной основе. В 1903 году Александра, носившая к тому моменту фамилию Григорович, вышла замуж за Николая Экстера. Их семья постоянно принимает в своем доме литераторов и художников. Именно это и подтолкнуло Александру к возвращению в училище.

В 1907 году Экстер предпринимает поездку в Париж, где она занимается в академии «Ла Гранд-Шомьер». Заграничное путешествие оказало огромное влияние на становлении Александры как художницы. Здесь она познакомилась с М. Жакобом, П. Пикассо, Ж. Браком, Г. Аполлинером. Впоследствии Экстер будет часто работать именно в Париже в мастерской, которую она сняла там.

Влияние французского искусства выразилось в первую очередь в импрессионистских работах художницы: «Три женские фигуры», «Натюрморт с вазой и цветами». Позднее появляются картины в духе пуантилизма и манеры Ван Гога. Кубизм тоже привлекал Экстер, но от идеи разложения композиции на простейшие объемы она всегда отказывалась.

С 1908 по 1914 годы Экстер много путешествует, посещает Швейцарию, Италию. Она регулярно принимает участие в художественных выставках, вступает в объединения «Бубновый валет», «Союз молодежи». При этом работы художницы экспонируются и за границей. Влияние французской живописи особенно заметно на ранних картинах Экстер («Город ночью», «Античный пейзаж», «Натюрморт с яйцами»). Позднее Экстер много работает над беспредметными композициями, росписью абажуров, ширм, подушек, скатертей, платков, платьев. Художница оформляет театральные представления в Московском камерном театре («Ромео и Джульетта», «Саломея», «Фамира Кифаред»). К этой работе она подходила особенно творчески, стремясь к гармонии декораций на сцене и костюмов актеров.

Перед революцией Экстер активно занималась преподаванием. Она давала уроки в Одесской детской художественной школе, в своей студии в Киеве, а затем во Вхутемасе. Ее учениками были И.М. Рабинович, И.И. Нивинский, А.Г. Тышлер. После революции художница развила бурную общественную деятельность. Она разработала оформление костюмов к фильму «Аэлита» по одноименной повести. В 1924 году Экстер отправляется в Италию. На родину художница больше не вернется. В период эмиграции Экстер занималась преподаванием, оформлением спектаклей, декоративным искусством.

Александре Экстер повезло родиться в конце одной эпохи и работать в начале другой. Почему повезло? Да потому что обилие культурных направлений и течений позволило ей выразить себя во многих сферах искусства и не быть осужденной обществом за это.

Факты из биографии Александры Экстер

6 января 1882 года в городе Белосток, Гродненской губернии, в семье коллежского асессора Григоровича родилась дочь Саша. Семья была самая обычная, и никто из родителей не возлагал на дочь особых надежд. Однако после окончания гимназии девочка объявила о своем решении поступить в Киевское художественное училище. На протяжении трех лет она посещает там занятия в качестве вольнослушателя.

В 1903 году Александра выходит замуж. Это событие прервало на некоторое время обучение в училище, но именно тогда будущая художница берет себе фамилию мужа, под которой чуть позже ее узнают в России и за ее пределами.

С 1907 года Александра Экстер продолжает свое образование в Парижской Академии Гранд-Шомьер. В этом же городе художница снимает помещение для своей мастерской, где очень часто проводит время за работой.

Поиск творческого «Я» в Париже

Париж оказал на становление художницы огромное влияние. Здесь она знакомится с основными течениями, художниками, поэтами. Всё это образует нужную для художника среду. Начав с яркого и модного импрессионизма, она всё же отдаёт предпочтение фовизму и кубизму. Из всех течений, которая Экстер успела опробовать в своем творчестве, она отдавала предпочтение кубизму.

Он привлёк её не столько разложением предметов на простые объёмы, сколько обобщённой гармонией. Ей нравились композиции, в которых не было ни одной лишней детали. Пуантилист Николя Пуссен картины которого обладали этим свойством, стал для неё примером. Благодаря французскому поэту Гийома Аполинеру Александра Экстер знакомится с П. Пикассо, Ж. Браком, Ф. Леже. Общение с этими людьми, изучение их творчества ещё больше очаровало художницу поэзией кубизма. В Париже Александрой Экстер были написаны и первые работы в стиле кубизма: «Мост. Севр», «Гавань», «Берег Сены». В это время художница особое внимание обращает на цвет и движение. Для ее пейзажей характерна динамичность: «Город ночью», «Флоренция»; она же характерна и для беспредметных композиций: «Динамическая композиция».

Деятельность в Париже

В 1910 году Экстер оформляет футуристические сборники «Молоко кобылиц», в 1914 году - «Первый журнал русских футуристов».

До 1917 года молодая художница участвует в различных выставках: «Бубновый валет», «№4», «Трамвай В». Увлекается Экстер и прикладным творчеством, занимаясь разработкой костюмов, украшая предметы быта: платков, скатертей, подушек, абажуров. Художественные работы Александры Экстер привлекли внимание режиссёра театра Таирова, увидевшего в них огромные возможности для обновления концепции камерного театра. И художница не подвела ожидания.

Видя в спектакле единство действия и оформления, она совершенно по-особенному оформляла сцену, декорации, костюмы. Конструировала их, сочетая различные объекты и поверхности. Своими работами Александра Экстер закладывает новое направление в искусстве, именуемое Ар-Деко. Направление это свободно от условностей и социализации, характерной для «производственного искусства». Одновременно с театральными работами, художница увлеклась беспредметным искусством, изучая возможности цветодинамики, об этом свидетельствуют её композиции: «Беспредметная композиция», «Беспредметное», «Построение плоскостей по движению цвета».

Россия для Александры Экстер

Революция обошла своим разрушающим влиянием художницу. Не затерявшись в ней, Александра Экстер , вернувшись на Родину, продолжает заниматься искусством, участвовать в культурной жизни страны. И даже когда в Одессе от холеры умирает её муж, Александра Экстер не падает духом и продолжает творить.

В России помимо живописи и прикладного искусства, Экстер занимается и обучением – она открывает мастерскую декоративного искусства. Через её мастерскую прошли многие художники, ставшие впоследствии известными: Н. А. Шифрин, Л. Г. Тышлер, П. Ф. Челищев.

В 1920 году художница выходит замуж за актёра Г. Некрасова и, переехав в Москву, снова возвращается к работе в театре. Её стараниями оформлены костюмы, декорации для многих московских театров. Очень интересны идеи в разработке моделей для производства тканей и одежды. Участвует в создании красноармейской парадной формы.

Много работая над выставками русского искусства в России, а потом и в Европе, Александра Экстер однажды не возвращается на Родину, предпочитая остаться в Париже.

И снова Париж

Эмигрантский период творчества Александры Экстер также многогранен и разнообразен. Она продолжает работать для театров, ведёт преподавательскую деятельность, обучая сценографии, композиции в живописи. Создаёт марионетки для театра и кинематографа. В 1930 году художница полностью обращается к декоративно-прикладному искусству. Очень интересны работы в таком виде искусства, как Les Livres Manuscrits - создание книг вручную. Каждая такая книга была уникальна и имела авторский автограф. Творческое наследие Александры Экстер оказало огромное влияние на развитие мирового художественного искусства, дизайна одежды и театрального искусства.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на

Александра Экстер
Имя при рождении Александра Александровна Григорович
Дата рождения 6 (18) января (1882-01-18 )
Место рождения Белосток , Российская империя
Дата смерти 17 марта (1949-03-17 ) (67 лет)
Место смерти Фонтене-о-Роз , Франция
Страна
Жанр живописец, график, художник театра и кино, дизайнер
Учёба
  • Гранд-Шомьер
Медиафайлы на Викискладе

Биография

С 1908 по 1914 годы жила в разных городах Российской империи (Москва, Киев, Одесса , Петербург), много путешествуя по Европе.

В 1908 году организовала в Киеве вместе с Д. Д. Бурлюком выставку «Звено».

В 1912 году в Италии познакомилась с художником-футуристом Арденго Соффичи , а через него - с ведущими авангардистами этой страны, принимала участие в их выставках.

Принимала участие в большинстве наиболее значительных выставок авангардного искусства в России (выставки Бубнового валета - февраль 1912 года, Союза молодежи , Трамвай В и др.), Франции (Салон Независимых - март 1912-го и др.), в Италии.

В 1913 году принимала участие в организации «Кольца» - художественной группы кубофутуристичиского направления. В 1914 году принимала участие в организации и в выставке «Кольца» в Киеве.

В 1915-1916 годах вместе с другими художниками-супрематистами Экстер работала с крестьянами в художественной артели села Вербовка (руководитель - её ученица Нина Генке) и села Скопцы (руководитель Наталья Давыдова).

В 1916 г. для издательства «Центрифуга» художница готовит так и не изданный альбом гуашей «Разрыв. Движение. Вес». В следующем году для того же издательства выполняет обложку книги И. Аксёнова «Пикассо и окрестности».

Увлекается она и декоративно-прикладным искусством – создаёт рисунки на платьях, платках, скатертях, подушках, декоративных ширмах, абажурах.

После смерти мужа в 1918 г. Экстер в Киеве вместе с И. Рабиновичем открывает мастерскую декоративно-прикладного искусства, в которой занимаются П. Челищев , А. Тышлер , Н. Шифрин , А. Петрович и др.; готовит эскизы костюмов для танцевальных и балетных номеров Брониславы Нижинской , сестры В. Нижинского , открывшей в Киеве танцевальную «Школу движения».

В 1920 г. она переезжает в Москву, где выходит замуж за драматического актёра Георгия Георгиевича Некрасова.

В 1921 г. художница оформляет постановку «Ромео и Джульетты» для Камерного театра , разрабатывает образцы рисунков ситца для промышленного производства, сотрудничает с Мастерской современного костюма, а затем – с ателье мод «Москвошвея», работая и над созданием парадной формы для Красной армии. В 1922 г. в её оформлении выходят «Записки режиссёра» А. Таирова и книга Я. Тугенхольда «Искусство Дега».

В качестве дизайнера по костюмам сотрудничала с Московским ателье мод, работала над созданием парадной формы Красной Армии (1922-1923).

В 1924-1925 годах участвовала в оформлении Советского павильона на XIV Международной выставке в Венеции и подготовке экспозиции советского отдела Всемирной выставки современного индустриального и декоративного искусства («Арт Деко») в Париже .

В начале 1930-х годов Александра Экстер начала работать в направлении Les Livres Manuscrits - создание уникальных, выполненных от руки книг, каждая страница которых имеет авторский автограф. Эти книги Экстер делала, как правило, в одном, изредка - в трех-пяти экземплярах.

Персональные выставки Александры Экстер - Берлин (1927), Лондон (1928), Париж (1929), Нью-Йорк (1930), Прага (1937).

Примечания

Библиография

Альбомы и каталоги

  • Nakov Andréi . Alexandra Exter: . - Paris: Galerie Jean Chauvelin, 1972.
  • Александра Экстер: Путь художника. Художник и время: [Альбом] / Г. Ф. Коваленко . - М.: Галарт 1993. - 287 с. -

Художница, модельер, дизайнер, театральный оформитель.

Родилась в г. Белосток. Её отец Александр Аврамович Григорович был коллежским асессором, мать была гречанкой. Детство и юность Александры прошли в Киеве, где в 1889 году она закончила гимназию. Профессиональное образование начала получать в 1901 году в Киевском художественном училище, но в 1903 году в связи с замужеством прервала обучение, возобновив его лишь в 1906 году. Она вышла замуж за своего кузена, известного адвоката Николая Евгеньевича Экстера. В их доме Александра Александровна организовала мастерскую и салон, ставший местом встреч многих киевских литераторов и художников-авангардистов.

В 1907 году она посетила Париж, где несколько месяцев училась в частной художественной академии "Гранд Шомьер" на Монпарнасе, затем открыла свою мастерскую, часто приезжая туда работать с 1908-го по 1914 год. В Париже Экстер была вхожа во многие салоны, сдружилась с художниками Пабло Пикассо, Жоржем Браком, Фернаном Леже, Гийомом Аполлинером, писательницей Гертрудой Стайн. Экстер также много путешествовала по Европе, знакомилась с ведущими деятелями авангарда, итальянскими футуристами и прекрасно ориентировалась в новейших течениях модернизма, активно перерабатывая их в своем творчестве. В Париже Александра Экстер успешно вписалась в художественную среду города, ее произведения выставлялись на ведущих выставках того времени: салон Независимых (1912), выставка "Золотое сечение" (1912). В Италии они приняла участие в "Первой международной футуристической выставке" (1914).

Возвращения художницы в Киев превращались для ее друзей-авангардистов в большое событие. Экстер активно пропагандировала новейшие авангардные идеи и выполняла функцию своеобразного проводника актуальных течений и тенденций современного искусства. Из Европы она привозила для своих друзей публикации, фотографии и даже оригиналы работ таких мастеров как Пикассо, Маринетти, Брак и др. Возможность увидеть и опробовать приемы европейцев стала мощным творческим импульсом для русских авангардистов, утоляла их жажду чистого и ненасытного творческого заимствования.

На родине Экстер также активно участвовала в выставочной деятельности. Она была членом московского "Бубнового валета" и петербургского "Союза молодежи", созданного М. Матюшиным и Е. Гуро, принимала участие в выставках этих объединений. Кроме того, в 1914 году ее работы выставлялись на таких выставках как "Кольцо", ставшая самой крупной футуристической выставкой Киева, футуристических выставках "№ 4" и "Трамвай В". В 1914 году она совместно с Давидом Бурлюком организовала в Москве выставку "Звено". Кроме того, в 1910-е годы художница оформляла и иллюстрировала футуристические сборники "Молоко кобылиц" и "Первый журнал русских футуристов", создала обложку книги молодого искусствоведа И. Аксенова "Пикассо и окрестности" (1917).

В работах Александры Экстер можно проследить влияние импрессионизма ("Натюрморт с вазой с цветами", 1908; "Три женские фигуры", 1911), пуантилизма, постимпрессионизма, но самым сильным ее увлечением стал кубизм, истоки которого она впервые отметила в картинах Николя Пуссена, выставленных в Лувре. В пейзажах, выполненных в этот период, природа и городская среда видятся художнице в первую очередь как скопление и динамичное взаимодействие геометрических фигур и их цветов: "Мост Севр" (1912), "Берега Сены" (1912), "Город" (1913), "Город ночью" (1919) и др. Несмотря на их абстракцию, мы вполне четко узнаем на этих картинах черты изображенной на них среды.

В 1915 году Экстер присоединилась к группе Казимира Малевича "Супремус". Не переняв идей Малевича и его концепции супрематизма, она, тем не менее, нашла очень оригинальный способ сотрудничества с этим направлением. Интерес к народному искусству и его связи с искусством современным привел ее в артель "Вербовка" - общество развития кустарной промышленности. Став художественным руководителем "Вербовки", Экстер превратила деревенскую вышивальную мастерскую в поле осуществления авангардистских концепций, парадоксальным образом объединив традиционное искусство с искусством самым экспериментальным. Первая выставка артели - "Современное декоративное искусство Юга России" - прошла в 1915 году, на ней в числе вышитых орнаментов были представлены и некоторые супрематические работы Малевича. К декабрю 1917 года, когда прошла вторая выставка мастерской, было подготовлено свыше четырехсот образцов супрематической вышивки гладью и аппликаций на различных предметах быта и одежды. Сближение с супрематизмом также нашло отражение в живописи Александры Экстер, что проявилось в таких картинах как "Городской пейзаж" (1916), "Композиция: движение плоскостей" (1916), "Беспредметная композиция" (1917) "Построение плоскостей по движению цвета" (1918) и др.

Пожалуй, ярче всего Экстер проявила себя как театральный художник и дизайнер. В 1916 году режиссер Александр Таиров пригласил ее работать в Московский Камерный театр в качестве сценографа. Там художница создала костюмы и декорации к его спектаклям "Фамира Кифаред" (1916), "Саломея" (1917), "Ромео Джульетта" (1921). Сценографические конструкции художницы поражали зрителей: отталкиваясь от своего кубистического опыта, вместо привычных живописных декораций она помещала на сцене беспредметные фигуры, придавая сценическому пространству особый объем. Она была первой, кто использовал прием так называемой "вертикальной сцены". Кроме того, в период с 1918 по 1921 год Экстер также занималась оформлением спектаклей в балетной студии Брониславы Нижинской в Киеве. В качестве дизайнера Александра Экстер сотрудничала с Московским ателье мод, придумала парадную форму красноармейцев. Еще она создала костюмы марсиан для фильма "Аэлита" Я. Протазанова, которые были представлены на выставках в Венеции (1924) и Париже (1925) и были с восторгом встречены публикой и кинематографистами. Влияние ее стилистики, к примеру, можно заметить в культовом фильме "Метрополис " Ф. Ланга.

В 1924 году Экстер оформляла советский павильон на XIV Международной выставке в Венеции, затем уехала в Париж для работы на Всемирной выставке декоративных искусств "Арт деко". Представленные на ней театральные работы получили золотую медаль. Из этой поездки она уже не вернулась на родину и осталась во Франции.

В эмиграции Экстер занималась театральными и прикладными работами (создавала костюмы к балетным постановкам Б. Ф. Нижинской, Э. Крюгер), преподавательской деятельностью (в 1925-1930 годах по приглашению Ф. Деже преподавала в Академии современного искусства в Париже). Ее работы демонстрировались на многочисленных выставках по всему миру.