Драматургия 50 80 годов хх века вампилов. Драматургия второй половины xx века

В данном произведении уделено немного внимания описаниям военных действий и событий, которые очень свойственны автору. Это роман о любовной истории простого солдата по имени Михаил и медсестры Лиды. События происходят во времена Великой Отечественной Войны.

Пока идет война, парень находится в госпитале, у него серьезное ранение, поэтому предстоит перенести сложную операцию. Только Миша приходит в себя после наркоза, его глаза встречаются со взглядом прекрасной молодой девушки - медсестры. Он влюбляется в нее.

Парень имеет очень хорошие вокальные способности, и дабы покорить сердце девушки, он соглашается петь для народа. И неожиданно Лида понимает, что этот парень ей становится небезразличен. После того, как парня отправили в палату для выздоравливающих, юноша и девушка отправляются на прогулку по Краснодару. Первые искренние влюбленные взгляды, первые нежные поцелуи под звездным небом, первая настоящая и чистая любовь. Несмотря на все это, в произведении имеется множество несчастных моментов – это смерть на фронте, потеря родных и близких людей, огромное горе и море пролитых слез.

В данном произведении очень мало отчаявшихся людей, никто не желает падать духом. Финал данной истории печален – неудавшееся счастье. Михаил уходит на фронт, Лида остается работать в госпитале. Повесть учит своего читателя тому, что, несмотря на отсутствие комфорта, множество военных действий, не стоит лишаться приятных моментов, стоит ухватывать любую возможность, чтобы стать счастливее.

Картинка или рисунок Звездопад

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Братья Львиное сердце Линдгрен

    В Швеции в маленьком безымянном городке живут два брата – Юнатан и Карл. Их квартира, расположенная на третьем этаже старого дома, выглядит уныло и бедно. Карл и Юнатан очень сильно отличаются друг от друга.

  • Краткое содержание Крапивин Ковер самолет

    Жизнь наша проходит очень важный этап - детство. Именно в этих летах мы чувствуем себя хорошо, необычайно легко, и кажется, нет никаких проблем. Именно потому, наше детство и юность должны быть самыми насыщенными и яркими я наших воспоминаниях

  • Краткое содержание Аверченко Виктор Поликарпович

    Произведение писателя представляет собой ироничный рассказ, повествующий о событиях, произошедших в небольшом российском городе, куда наведывается суровый и справедливый контролирующий инспектор для проведения ревизионного контроля.

  • Краткое содержание Пенсне Осоргин
  • Краткое содержание Катаев Белеет парус одинокий

    Завершение летних каникул братьев Пети и Павлика стало самыми запоминающимися для них и не только для этих ребят. Начинаются «приключения» с появления революционного матроса, который прячется в их дилижансе.

1. Центральная тема творчества Арбузова.
2. «Иркутская история» — пьеса о человеке и времени.
3. Духовное возрождение героини.

Основные черты определенного эстетического течения находят в творчестве каждого писателя особое выражение, обусловленное его художественной индивидуальностью. Будучи до конца верным лирико- романтическому направлению, Алексей Николаевич Арбузов — русский советский драматург — выступает как художник, обладающий, своим неповторимым обликом. Главная тема творчества Арбузова — тема молодежи. Он посвятил ей свою первую драму «Город на заре». И эта же тема стоит в центре одной из его последних пьес — «Мой бедный Марат».

Художественные особенности арбузовских пьес, их романтический колорит определены главной проблемой, занимающей Арбузова как писателя — воспитание и рост молодежи в условиях коммунистического строительства. Арбузов раскрывает душу молодого человека этой эпохи, показывает, как формируют его сознание новый труд, изображает взаимоотношения, складывающиеся в среде молодежи.

Пьеса «Иркутская история» вышла в 1959 году. После выхода этой пьесы Арбузова стали называть «ведущим драматургом». «Иркутская история» — одновременно пьеса о любви и о новом типе жизни людей. Эта пьеса и том, что один человек, который осознал себя как личность, поднимает другого человека, делает личностью и его. В пьесе мы видим героя, который способен разрушить одиночество и цинизм, искусственно взращиваемые иногда вокруг себя слабыми и неуверенными. Героиня пьесы дважды оказывается на грани нравственного падения, и только любовь спасла ее. Первый раз это была любовь Сергея Серегина, которая помогла разглядеть в самой себе личность, обрести женское достоинство. Во второй раз это была любовь Виктора, которая помогла ей обрести трудовое достоинство. Любовь переплетена здесь и с жизнью экскаваторщиков, и с моралью коллектива, и с размахом новой стройки. Таким образом, в пьесе слилось воедино гражданское и лирическое, и в итоге образовался особый сплав публицистического лиризма, героических эмоций, гражданских чувств и личных переживаний.

Главная героиня пьесы — кассирша Валька, которую за довольно легкомысленное поведение прозвали «Валька-дешевка». До какого-то времени она считала главным свою физическую привлекательность, смысл жизни находила в любовных признаниях кавалеров, среди которых наиболее постоянным был Виктор. Он никогда не заботился о Валиной репутации и отзывался о ней цинично и грубо. Жениться на ней он и не думал — этим он мог насмешить всю стройку. Но неожиданно из этой пошлой истории родилась любовь — молодые люди полюбили друг друга. Но Виктор не сразу это понял, Валя первая осознала это чувство, но высказать его не могла из-за боязни быть высмеянной. Да и чувство это казалось Вале странным, так как она привыкла размениваться на случайные встречи. Герои, каждый день встречаясь, по сути ничего не знали друг о друге. А затем появился Сергей, друг Виктора, которому давно нравилась Валя. Он предложил ей стать его женой, и Валя согласилась.

Валя любит Виктора, но выходит замуж за Сергея. Причина этого поступка героини кроется в том, что все ее кавалеры предлагали любовь, один Сергей предложил ей уважение, дружбу, товарищескую поддержку. Валя одумалась, почувствовала радость семьи, вкус верности, счастье покоя. Важнее всех любовных признаний оказались ей слова доверия, уважения. Сергей решается жениться на Вале, понимая, что любви с ее стороны нет, понимая, что она идет к нему, боясь одиночества, боясь окончательно потерять себя. В этом проявляется незаурядность его натуры.

Затем происходит трагедия: Сергей гибнет, и Валя остается одна с дочкой и сыном. Он случайно оказывается на реке, где тонут дети, спасая их, Сергей тонет сам. Гибель его не случайна, а закономерна не просто в сюжетном, но в высшем нравственном смысле. Он умирает затем, чтобы снова восторжествовала любовь, но в ней зазвучат новые, им добытые мотивы — уважения, доверия, дружбы.

Осознает свои чувства к осиротевшей Вале Виктор, и автор, нарушая все законы драматургии, позволяет «Иркутской истории» подойти ко второй своей кульминации. Казалось бы, умер герой, совершилось нравственное возрождение героини, и сюжет близок к завершению. Но смерть героя — еще не вся драма, на сцену выступает Виктор. Бригада, где работал погибший Серегин, решает выплачивать Вале и ее детям зарплату, которую получал раньше ее муж, но неожиданно Виктор идет против всех. Он, ранее не очень разбирающийся в вопросах морали, сейчас говорит об унижении человека подачками. Таким образом, потеря любимой произвела перемены — Виктор становится умнее, мужественнее, интеллигентнее. Вале предлагают пойти работать к ним, на шагающий экскаватор — то самое место, где трудился Сергей. Пьеса начинается и кончается самой важной для Арбузова сценой. На мостике, возле тускло горящего фонаря, стоит Валя, в руке ее зажата первая в жизни, поистине трудовая зарплата. Появляется Виктор.

Валя. Витенька... родной... Спасибо.
Виктор. За что?
Валя. Получка. Первая.

Эта сцена — самая важная для драматурга. Ею он начинает и заканчивает пьесу, потому что в этот момент героиня обретает человеческое достоинство. Любовь дает ей этот толчок. Любовь, пройдя через все испытания, выдерживает их, мужает. В этой драме есть как бы два плана: план реальный, житейский и история века, строящего новых людей. История житейская завязывается нарочито простенько, как бы между прочим. Обычная история, ничего особенного, а к финалу все приобрело нравственный смысл, на жизни людей сказалась история, через частные судьбы людей проявилось общественное течение времени.

«Идеальный исход работы над пьесой, — писал Арбузов, — это когда слово «конец» обозначает, что и автор, размышлявший в течение всего действия, и его зрители — все поняли, что им не нужно больше ни одной реплики, ни одного дополнительного объяснения». Финал «Иркутской истории» — яркое подтверждение этих слов. Валя на мостике с получкой, зажатой в руке, и Виктор, робко спрашивающий о будущем — и обо всем сказано.

Общая характеристика.

Рубеж 50-90-х годов был ознаменован активным поиском новых форм в драматургии и театре. Внимание к тем житейским моментам, которые служат точкой пересечения общественной и личной психологии, характерны для творчества В. Розова, А. Володина, А. Вампилова и многих других. Пьесы, созданные в эти годы, дали благодатный материал для обновления театрального искусства. На 70-80-е годы приходится расцвет театра. В те годы работали Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос, М. Любимов, М. Захаров.

50-е годы.

В 50-е годы слово мелодрама употреблялось в негативном смысле. Но обращение к этому жанру именно в это время объясняется реакцией авторов на рассудочную социометрию социологической драмы, которой противостоит открытая и откровенная эмоциональность мелодрамы.

Серьезными и художественно перспективными были поиски новых форм в области сюжетно-композиционной структуры психологической драмы.

В драматургии 50-х годов строго выдерживалась хронологическая последовательность событий, однонаправленность действия.

60-е годы.

На 60-е годы приходится возникновение такой своеобразной ветви искусства сцены, которая получила название театр Вампилова. Интересное оригинальное дарование Александра Вампилова, воплощенное чаще всего в форму комедии, драмы или мелодрамы, привело на сцену героев и конфликты, не подмеченные ранее другими драматургами. Решения этих конфликтов художником неожиданно. Действие, начавшись как водевиль, может, по воле автора, превратиться в драматическую ситуацию, исход которой будет зависеть от характера персонажей. Вампилов не ищет типического героя и не ставит его в типические обстоятельства. Наоборот, его герой, как правило, оказывается в условиях исключительных, невероятных. При этом тот или иной ход автора не самоцель, а своеобразное средство для раскрытия внутренней сущности человека: богатства его души или, наоборот, уродства и пошлости мещанина.

70-е годы.

70-е годы стали рождением нового жанра, который вначале называли производственной драмой. Для пьес этого направления было характерно обращение к личности руководителя, к вопросам совершенствования экономики и системы управления. Конфликт в социологической драме развивается между новым и старым. Вследствие этого сюжет строится по одной композиционной схеме: на какой-либо производственный участок (бригада, цех, завод, организация) приходит человек, чаще всего со стороны, и начинает устанавливать свои порядки, которые он считает лучшими. Из-за этого между ним и старожилами коллектива возникает конфликт, который и составляет основу пьесы.

Начало 70-х годов было ознаменовано попытками строить драму свободно, возвратив сценическому времени возможность свободно переноситься из настоящего в прошлое, если это необходимо для смысла.

Одним из первых драматических произведений, где художественное время то возвращается назад, то снова соответствует нашим дням стала пьеса К. Симонова "Четвертый". Герой пьесы - американский летчик, участник гражданской войны в Испании, активный борец против фашизма. Послевоенная Америка, охваченная психозом "холодной войны" уродует душу этого человека, по природе и неплохого, но слабовольного. Богатство и успех, которых он может лишиться, если сохранит верность идеалам молодости, отравляют его сознание. Герою становится известно о готовящейся провокации. И ему предстоит нелегкий выбор: промолчать и сохранить свое благополучие или разоблачить преступников. Рано или поздно решать приходится каждому.

80-е годы.

В середине 80-х годов большое развитие получает философская драма. Философскими называются пьесы наиболее емкие и глубокие по художественному смыслу. В данном случае имеется в виду, что авторы этих драм раскрывают решающие, основные вопросы человеческого бытия, стремятся создать целостное представление о мире. Философская драма тяготеет к ярко выраженной условности: ее герои не являют собой саморазвивающиеся характеры, а выступают как выразители идей автора, сюжет и само разрешение конфликта подчинены движению определенной философской концепции.

Наиболее яркими произведениями философской драмы являются пьесы "Беседы с Сократом" и "Она в отсутствии любви и смерти" Э. Радзинского и "Ящерица" А. Володина.
90-е годы.

90-е годы XX - начало XXI веков - от социальных катастроф (в начале периода), их последствий (в середине периода) до относительной стабилизации жизни в стране (в настоящее время). Изменилась социокультурная ситуация, оказавшая «существенное влияние на эстетику театра и драматургии и обусловила новые выразительные средства». Это время и его герой воплощены в своеобразной драматургии Е.В. Гришковца, воспевающего «простое повседневное мужество».



Усиление тоталитаризма изолирование вчерашних военнопленных, депортация в восточные районы ряда обвиненных в «коллективном предательстве» народов, арест и вывоз в отдаленные районы инвалидов войны «Страшное восьмилетие было долгим. Вдвое дольше войны. Долгим, ибо в страхе отшелушивались от души фикции, ложная вера; медленно шло прозрение. Да и трудно было догадаться, что ты прозреваешь, ибо прозревшие глаза видели ту же тьму, что и незрячие» (Д. Самойлов)


«Ждановщина» 14 августа 1946 года Постановление ЦК ВКП (б) по вопросам литературы и искусства «О журналах «Звезда» и «Ленинград». «Пошляки и подонки литературы» Зощенко и Ахматова. 4 сентября 1946 год. «О безыдейности в кинематографе». Февраль 1948 года. «О декадентских течениях в советской музыке» год. Борьба с «космополитизмом». 13 января 1953 год. «Раскрытие» «заговора врачей-убийц». М.М. Зощенко


Презентация к уроку Н.Ю. Шурыгиной 7 «Теория бесконфликтности» «В советском обществе нет оснований для рождения антагонистических конфликтов, есть только конфликт между хорошим и лучшим». «Удручающе одинаковы эти вязкие книги! В них стереотипны герои, тематика, начала, концы. Не книги, а близнецы – достаточно прочитать их одну-две, чтобы знать облик третьей» (В. Померанцев «Об искренности литературы, 1953)


Размышляющая очерковая проза 1952 год. В. Овечкин «Районные будни». Цикл из 5 очерков. Факты реальной жизни людей из глубинки, положение колхозных крестьян (трудодни, отсутствие паспортов). Образ советского бюрократа –функционера Борзова противопоставлен образу «душевного» Мартынова. Прежний волевой управленец и новый самостоятельный хозяйственник год. В. Тендряков «Падение Ивана Чупрова». Председатель колхоза обманывает государство ради блага своего колхоза. Нравственное перерождение человека, корыстно использующего свое положение в обществе год. Г. Троепольский «Записки агронома». Цикл сатирических рассказов о деревне год. По мотивам повести В. Тендрякова «Не ко двору» «Будни послевоенной деревни»


Романы о молодёжи 1953 год. В. Панова «Времена года». Тема «отцов» и «детей». Образ Геннадия Куприянова – тип современного молодого человека, равнодушного, скептичного, ироничного, порожденного социальными условиями. Тема перерождения коррумпированной советской номенклатуры (судьба Степана Борташевича) год. И. Эренбург «Оттепель». Оттепель общественного (возвращение осужденных, возможность открыто говорить о Западе, не согласие с мнением большинства), и личного (быть честным и на людях, и перед собственной совестью). Проблема выбора между правдой и ложью. Право художника на свободу творчеств и на его независимость от требований идеологии и сиюминутной государственной пользы. История «среднего» человека, неповторимая глубина его переживаний, исключительность духовного мира, значительность «единственного» существования


1954 год. Второй Всесоюзный съезд писателей Дискуссии на страницах «Литературной газеты»: –Вопрос о характере героя литературы –Вопрос о лирике год. Выход толстых журналов: «Дружба народов», «Иностранная литература», «Нева» годы - «Молодая гвардия», «Вопросы литературы» и др. «Советский народ хочет видеть в лице своих писателей страстных борцов, активно вторгающихся в жизнь, помогающих народу строить новое общество. Наша литература призвана не только отражать новое, но и всемерно помогать его победе».




Кинематограф В центре человеческая судьба год.1964 год 1957 год.1956 год 1961 год.




Театральная жизнь 1956 год. Основан театр «Современник» группой молодых актёров. (Первый спектакль по пьесе Розова «Вечно живые»(пост. О. Ефремов). Свободное творческое объединение группы единомышленников и сумевшее отстоять себя как целостный художественный коллектив год. Основан Театр на Таганке (Первый спектакль - пьеса Б. Брехта «Добрый человек из Сезуана» (реж. Ю. Любимов). Вольная стихия игры, смелость площадных зрелищ, возрожденные традиции Вахтангова и Мейерхольда, владение актёрами всей палитрой искусств


«Мнение народа» 1957 год. Травля Б. Пастернака год. «Окололитературный трутень» И. Бродский арестован год. За «антисоветскую агитацию и пропаганду» арестованы А. Синявсякий и Ю. Даниэль (публикация за рубежом сатирических произведений за рубежом) 1970 год. Нобелевская премия Солженицыну год. Лишение советского гражданства год. Разгром «Нового мира» «Письма трудящихся» - гневные послания от лица рабочих и пр. «Мнение народа» оспаривать было невозможно. Внесудебные формы расправы: людей принудительно помещали в специальные психиатрические больницы


Проза 1956 год. В.Дудинцев. Роман «Не хлебом единым» год. П. Нилин «Жестокость» 1957 год. С. Антонов. «Дело было в Пенькове» 2005 год. С. Говорухин 1957 год. Станислав Ростоцкий


1964 год. С. Залыгин «На Иртыше». Коллективизация 30-х годов в сибирской деревне – трагедия гибели многовекового крестьянского уклада с глубокими, культурными традициями год. В. Белов «Привычное дело». Чудовищно несправедливая жизнь вологодского колхозника и его жены. «Крестьянский космос» наполнен поэзией, любовью, мудростью. Деревенская проза х годов 1952 год. В. Овечкин «Районные будни» год. А.Яшин. Рассказ «Рычаги». Руководители колхоза до, во время и после партийного собрания. Нормальные люди превращаются в «рычаги» власти. «Деревенщики» 1970 год. В. Распутин. «Последний срок». Смерть деревенской старухи Анны – спокойный и сознательный переход от земного существования к иной жизни. Проблемы жизни и смерти.




1946 год. В. Некрасов «В окопах Сталинграда». Война показана через быт простых солдат. Победу в войне одержали не генералы и маршалы, а народ. «окопная» правда о войне «Лейтенантская проза» 1959 год. Г. Бакланов «Пядь земли» и др год. Ю. Бондарев «Батальоны просят огня» и др год. К Воробьев. Повесть «Убиты под Москвой» и др год. Б. Васильев. «А зори здесь тихие» и др. Судьба человека в нечеловеческих условиях. Истинное лицо войны, суть «трудной работы» солдата, цена потерь и самой привычки к утратам – вот что стало предметом раздумий героев и их авторов.


«Молодёжная проза» "Я смотрю туда, смотрю, и голова начинает кружиться, и всё-всё, всё, что было в жизни и что ещё будет, всё начинает кружиться, и я уже не понимаю, я это лежу на подоконнике или не я. И кружатся, кружатся надо мной настоящие звезды, исполненные высочайшего смысла" год. А. Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского» 1957 год. А. Кузнецов «Продолжение легенды». Поиск своего пути на «стройках века» и в личной жизни год. В. Аксёнов «Звёздный билет». Беспечные выпускники московской школы, одевающиася по западной моде, обожающие джаз, не желающие сидеть на одном месте. Поколение романтиков, девиз которых «К звёздам!» 1962 год. Фильм А. Зархи «Мой младший брат» Краткосрочное явление. Стилистически обогатила литературу х годов. Исповедальные монологи, молодёжный сленг, телеграфный стиль.


Жанр рассказа Ю.П. Казаков В.М. Шукшин ()


Василий Макарович Шукшин Жанры рассказов: рассказ-судьба («Охота жить») рассказ-характер («Срезал», «Обида», «Чудик») рассказ-исповедь («Раскас») рассказ-анекдот «Шукшинский герой» - чудик: певучесть, неудачливость, застенчивость, бескорыстие, искренность


«Лагерная проза» годы. В.Т. Шаламов пишет «Колымские рассказы» (публ год в Лондоне, 1988) годы. Ю.О. Домбровсякий пишет «Факультет ненужных вещей» (публ Франция) 1962 год. А.И Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (публ. 1962) Варла́м Ти́хонович Шала́мов (года) Ю́рий О́сипович Домбро́всякий () «Эту повесть о-бя-зан про-чи-тать и выучить наизусть каждый гражданин изо всех двухсот миллионов граждан Советского Союза» (А.А Ахматова)




«Бронзовый век» Евтушенко, Вознесенский, Рождественский Ахмадулина Окуджава Соколов В. Куняев С. Горбовсякий Г. Рубцов Н. Жигулин А. Наровчатов С. Слуцкий Б. Друнина Ю. Самойлов Д. Левитанский Эстрадная лирика Тихая лирика Фронтовая лирика Оттепель- период расцвета поэзии в литературе






Драматургия лиризм, повышенная субъективность, свойственные литературе оттепели, жанр мелодрамы Афиногенов А. «Машенька» Арбузов А. «Таня» Леонов Л. «Обыкновенный человек» Розов В. Зорин Л. Володин А. Алешин С. Радзинский Э. Рощин М. повседневная жизнь людей (тонкая, деликатная поэзия), их житейские хлопоты (острый драматизм)


1954 год. «В добрый час!» 1957 год. «В поисках радости» 1957 год. «Вечно живые» «Розовские мальчики» совершают выбор между принятыми эталонами и собственной индивидуальностью, активно сопротивляются стандарту, ищут свою систему координат. Лирический пафос пьес – сплав сострадания, юмора, слёз и улыбки, иронии и патетики. Розов Виктор Сергеевич ()


«Пять вечеров» 1966 год. «Старшая сестра» «С любимыми не расставайтесь» Александр Володин Герои пьес Володина – интеллигенты: беззащитны, ранимы, предпочитают страдать сами, а не причинять боли близким людям, поэтому они особенно нуждаются в сочувствии и понимании. () 1963 год. «Таня» 1964 год. «Мой бедный Марат» Голос автора как голос поколения. Молодой герой, самоуверенный, входящий в жизнь и надеющийся обустроить её заново. В поисках счастья проходит жизнь Алексей Арбузов ()


Александр Валентинович Вампилов () 1967 год. «Старший сын» 1967 год. «Утиная охота» Произвёл революцию и в русской драматургии, и в русском театре.


Театр Вампилова Источники: Мелодрама 1960-х годов Театр экзистенциализма переосмысление роли своего поколения: «звёздные мальчики» представлены как «потерянное поколение» отношение как к парадоксальному эксперименту, нацеленному на проверку главного вопроса его творчества ЧТО ЕСТЬ СВОБОДА? «пороговая ситуация» (именно на «пороге» выявляется подлинная цена и значение свободы) Современный городской фольклор анекдотические сюжеты – атмосфера комическо-абсурдного лицедейства


Михаил Михайлович Рощин () 1967 год. «Старый Новый год» 1970 год. «Валентин и Валентина» и др.