Дом пашкова экскурсии с посещением усадьбы. Как попасть в пашков дом или почему опаздывать иногда полезно

Дом строился по заказу офицера Петра Пашкова из дворянского рода Пашкевичей в 1784-1786 годах.Интересный факт состоит в том, что его отец выполнил секретное задание, порученное Петром I, и получил звание генерал- майора. Стиль постройки здания – классицизм.

Здание на Ваганьковском холме

Предполагается, что спроектировал усадьбу Василий Иванович Баженов, но официального подтверждения этому нет. Расположилось здание на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, напротив Московского Кремля.

Перед домом Пашкова расстелилось широкое пространство, где сходится несколько дорог. Раньше на этом месте был торг. Архитектор дома Пашкова был настолько дерзок, что расположил постройку тыльной стороной к Кремлю, а главный вход находится на Староваганьковском переулке.

Пожар и восстановление дома Пашкова

В 1812 году дом Пашкова сильно пострадал во время страшного московского пожара, от чего сгорел архив, где содержались сведения о строительстве здания. Восстанавливали дом уже архитектор Осип Бове и другие.
Значительную часть средств на восстановление выделяла казна, не смотря на то что здание было частным, так как дом уже был лицом Москвы. В 1839 году у обедневших наследников Пашкова дом выкупила городская казна. В нем размещался Дворянский институт, а затем городская гимназия.

Московский публичный и Румянцевский музеи

В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеи. Они были основаны на коллекциях Московского университета, коллекциях из Санкт-Петербурга, и библиотеки графа Николая Румянцева. А также, императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, например, картина «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Судьба Румянцевского музея после революции

После революции коллекции Румянцевского музея были распределены по другим музеям России, и в здании осталась лишь публичная библиотека – нынешняя Российская Государственная Библиотека.

Появление читального зала

В 1915 году в доме Пашкова появляется прекрасный читальный зал на 500 мест. Считается, что именно здесь прошел первый бал Наташи Ростовой, но сотрудники библиотеки это отрицают, так как этого зала еще не было во время написания романа. Дом Пашкова описан в романе Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» как место встречи Воланда, Азаззелло и Левия Матвея.

Реконструкция и новая жизнь дома Пашкова

В 1988 году все отделы библиотеки выехали, так как дом находился в аварийном состоянии. Двенадцать лет здание пустовало, а в 2000 году началась его реконструкция, которая продлилась семь лет.

Дом Пашкова – одно из самых восхитительных зданий Москвы, и я всегда мечтала побывать внутри этого дворца.

Всегда он казался неприступным. Со стороны Кремля он смотрится великолепно, но никакого входа там нет. Главный вход в дом Пашкова находится с противоположной от Кремля стороны – в тихом Староваганьковском переулке. Словно Пашков в насмешку царям развернул свой дом к Кремлю задом.

Вид на дом Пашкова со стороны Кремля

Сколько бы я ни проходила по Староваганьковскому переулку, ворота всегда были закрыты.

Точный адрес: Староваганьковский пер., 3,5 стр.1. Ближайшее метро — Боровицкая.

Дом Пашкова на карте

Как попасть в дом Пашкова

Стоило набрать в поисковике «экскурсия в дом Пашкова », как тут же вывалилось сразу несколько предложений от разных фирм. Моя мечта оказалась легко осуществимой.

Сначала я остановилась на фирме «Шаг за шагом». Стоимость экскурсии – 1000 рублей. Но потом я посмотрела другие предложения и выбрала самое дешевое – за 700 рублей – на сайте Ленинской библиотеки . Дом Пашкова в настоящий момент используется как одно из зданий Ленинской библиотеки, и кому как не хозяевам этого здания организовывать экскурсии.

На сайте http://leninkatour.ru/ekskursii/ забронировала 2 места на удобную дату. Вскоре мне перезвонила девушка и сказала, что сеанс, на который я записалась, не состоится, и предложила выбрать другой. – Хорошо, я подумаю и перезвоню, — ответила я.

И в один из дней выдалось у меня свободное время, я позвонила девушке и спросила, можно ли явиться на экскурсию в 3 часа дня. – Да, конечно, — встреча группы – возле главного входа без 5 минут 3. Деньги отдадите при встрече.

Так что все оказалось очень просто. К назначенному времени мы с мужем подошли к главному входу в дом Пашкова. Там уже в ожидании стояло человек 12.

Пока ждали, рассматривали ближайших «соседей» дома Пашкова. Прямо напротив усадьбы возвышается доходный дом Шамшиной, спроектированный Шехтелем и Благовещенским.

А непосредственно к усадьбе Пашкова примыкает невысокая церковь Святого Николая в Старом Ваганькове. Из таблички на церкви мы узнали, что построена церковь была в 1541 году, и что сюда ходил молиться Гоголь.

Церковь была открыта, и мы вошли в нее.

Как нам впоследствии рассказала экскурсовод, прежде на Ваганьковском холме было около 40 церквей. Впоследствии большая часть их была разрушена. При прокладке Староваганьковского переулка у церкви отрезали левый придел в честь 40 Севастийских мучеников. Забор вдоль переулка выложен как раз из камней этого разрушенного придела.

В самой церкви очень красивый потолок. Церковь маленькая, уютная. Правый придел сохранился, он посвящен Сергию Радонежскому.

К назначенному времени вышел экскурсовод. Собрал деньги с тех, кто не оплатил заранее. Все мы пришли сюда от самых разных фирм: кто-то купил билеты за 1000, кто за 700 (пенсионеры – за 400), и все попали на одну экскурсию. В группе нас было 16 человек.

Сначала мы прошли на территорию усадьбы, и некоторое время нам гид рассказывала про историю этого дома и его хозяина.

История дома Пашкова. От дворца до библиотеки

Петр Егорович Пашков был сыном денщика Петра I. Начинал его отец денщиком, а впоследствии занимался расследованием многочисленных случаев растраты государевой казны. И как-то очень сильно разбогател на этом поприще.

Петр Егорович значительно приумножил отцовское наследство. Он занимался винным откупом, и на торговле спиртным сколотил огромное богатство. Торговля водкой считалась занятием не достойным благородного человека, и среди дворян таким людям руки не подавали. Возможно, это обстоятельство повлияло на решение Пашкова приобрести себе землю напротив Кремля и выстроить дворец, который красотой своей мог поспорить с царскими палатами.

Для строительства дворца был приглашен Василий Баженов, который к тому времени уже находился в опале у Екатерины. Ни один из его проектов ей не пришелся по вкусу. (Советую сходить в музей Щусева и посмотреть макет Кремлевского дворца, который сделал Баженов по повелению Екатерины – царица хотела кардинально перестроить Кремль, и, слава Богу, что этот проект не осуществился. Макет, однако, впечатляет, и общие черты дома Пашкова с тем дворцом прослеживаются).

Тем не менее, не сохранилось ни одного документа, подтверждающего авторство Баженова. Есть только косвенные признаки. Мне, честно говоря, обидно за Баженова. Все его работы словно сметены с лица земли. Остался дом Пашкова – и тот оспаривают.

Начинается усадьба от ворот, которые сверху украшены маской, причем маска эта выточена из белого камня, а вовсе не лепнина.

Обратите внимания на эти «висюльки» на верху колонн: при порывах ветра они раскачиваются, я видела это своими глазами.

От ворот идет узкий проход, который заканчивается широким двором с клумбой, разбитой перед домом.

Некоторое время мы слушали экскурсовода во дворе и при этом рассматривали здание. Необыкновенно красивый, статный дворец, торжественный и благородный.

При Пашкове вокруг дома были разбиты сады. Спуск к Моховой улице был в те времена более пологим, сама Моховая – значительно уже, а за Моховой текла Неглинка, еще не убранная под землю. Сохранилось описание немца Иоганна Рихтера, в котором он упоминал, что по саду ходили павлины и китайские гуси, в клетках сидели попугаи, а публику по выходным пускали гулять в этот чудесный парк. Было единственное требование – чтобы человек был прилично одет.

Экскурсовод сказала, что дом развернут к Кремлю вовсе не из-за фронды, а потому что каретам въезжать на крутой Ваганьковский холм было не с руки.

Наверху дома Пашкова находится бельведер с вазонами. В вазонах тоже высаживали цветы. А венчала купол дворца золоченая статуя Миневры (по другим источникам — Марса). Сейчас вместо статуи из купола здания торчит металлический штырь.

Жили во дворце сам Пашков со своей супругой да многочисленная дворня. Детей у них не было.

После смерти дом перешел к двоюродному брату Пашкова. А в 1839 году здание у наследников было выкуплено государством.

В 1862 году в Москве было решено организовать первую публичную библиотеку. Москва в то время сильно отставала от столичного Санкт-Петербурга по количеству культурных заведений: музеев, театров, галерей. Для выправления положения из Петербурга в Москву решили передать коллекцию предметов искусств графа Румянцева-Задунайского. Николай Петрович Румянцев был страстным коллекционером. С особым увлечением он собирал редкие книги, рукописи, карты.

Для размещения его коллекции картин и книг был выбран дом Пашкова, в котором и открылся «Московский публичный и Румянцевский музеум».

В 1924 году коллекция картин была расформирована, картины передали в другие музеи, а в доме Пашкова остались только книги. На основе библиотеки Румянцева возникла Ленинская библиотека. Сейчас в доме Пашкова располагаются три отела Ленинки: рукописей, нотных записей и картографический.

Экскурсовод сказала, что каждый желающий может с паспортом прийти в Ленинку, стать членом библиотеки и посещать дом Пашкова по мере надобности.

Интерьеры

После вводной части мы прошли в дом, сдали вещи в гардероб и по парадной лестнице поднялись в просторный зал.

От первоначальной планировки дома ничего не сохранилось. Практически весь объем дома занимает один зал, по обеим сторонам которого сверху пристроены галереи.

На старых фотографиях изображено, что когда-то этот зал был разделен на секции, на стенах были развешаны картины. После расформирования коллекции картин перегородки сломали, все помещение занимал огромный читальный зал.

Сейчас зал стоит пустой. Из его окон открывается вид на Кремль.

Такое ощущение, что Ваганьковский холм выше Боровицкого

Собственно, кроме вида на Кремль, смотреть здесь больше нечего. Внизу стоит плоская ваза из черного камня.

На лестнице на стене висит барельеф отца собирателя коллекции – генерала-фельдмаршала Румянцева-Задунайского.

Перед входом на верхнюю галерею стоит мраморная скульптура «Читающая девушка» итальянского скульптора Маньи.

Скульптуру оставили, потому что

ФГБУ «Российская государственная библиотека» предлагает юридическим лицам воспользоваться услугами Культурно-выставочного комплекса (КВК), расположившегося в отреставрированном шедевре отечественного зодчества XVIII века — Доме Пашкова, для проведения презентаций, выставок, музыкальных вечеров, церемоний вручения премий и других мероприятий культурно-просветительского характера.

Площадь выходящего окнами на Кремль Большого зала КВК, изысканные интерьеры которого восстанавливались по сохранившимся историческим описаниям и иллюстративным материалам, — 450 кв. м. В его стенах могут одновременно с комфортом разместиться до 250 участников. В зале, обладающем прекрасными акустическими данными, можно оборудовать сцену. К нему прилегают два подсобных помещения. Кроме того, имеются два балкона (площадью 120 кв. м каждый).

При необходимости предоставляются выставочное оборудование, экран Panasoniс. Имеются возможности для организации в рамках мероприятий фуршетов . Здание оборудовано системами охранной и пожарной сигнализации и климат-контроля.

*Бесплатно подберем площадку при заказе кейтеринга

Особняк для свадьбы

Дом Пашкова прекрасно подойдет для проведения презентаций, выставок, музыкальных вечеров, церемоний вручения премий и других мероприятий культурно-просветительского характера.

Площадь выходящего окнами на Кремль Большого зала КВК, изысканные интерьеры которого восстанавливались по сохранившимся историческим описаниям и иллюстративным материалам, 450 кв. м. В его стенах могут одновременно с комфортом разместиться до 250 участников. В зале, обладающем прекрасными акустическими данными, можно оборудовать сцену. К нему прилегают два подсобных помещения. Кроме того, имеются два балкона (площадью 120 кв. м каждый).

При необходимости предоставляются выставочное оборудование, экран Panasoniс. Имеются возможности для организации в рамках мероприятий . Здание оборудовано системами охранной и пожарной сигнализации и климат-контроля. При банкете от 80 000 руб/ч - 100 000 руб/ч При фуршете от 50 000 руб/ч -80 000 руб/ч