Дмитрий коган скрипач личная жизнь дети. Скоропостижная смерть Дмитрия Когана

(38 лет)

Дми́трий Пáвлович Ко́ган (род. 27 октября , Москва , СССР) - российский скрипач , заслуженный артист Российской Федерации () .

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Дмитрий Коган родился 27 октября 1978 года в Москве в известной музыкальной династии. Его дедом был выдающийся скрипач Леонид Коган , бабушка - известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс , отец - дирижёр Павел Коган , мать - пианистка Любовь Казинская, окончившая Академию музыки им. Гнесиных .

    С шести лет начал заниматься на скрипке в ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

    В 1996-1999 гг. Коган - студент Московской консерватории (класс И. С. Безродного) и, практически одновременно (1996-2000), студент Академии имени Я. Сибелиуса в Хельсинки , Финляндия , где занимался у И. С. Безродного и Томаса Хаапанена .

    В десять лет Дмитрий впервые выступил с симфоническим оркестром, в пятнадцать - с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

    Исполнительская карьера

    В 1997 году состоялся дебют музыканта в Великобритании и США. Дмитрий Коган постоянно выступает в самых престижных концертных залах Европы, Азии, Америки, Австралии, на Ближнем Востоке, в странах СНГ и Балтии.

    Дмитрий Коган - участник престижных фестивалей мирового масштаба: «Карентийское лето» (Австрия), музыкальный фестиваль в Ментоне (Франция), джазовый фестиваль в Монтре (Швейцария), фестиваль музыки в Перте (Шотландия), а также в фестивалях в Афинах, Вильнюсе, Шанхае, Огдоне, Хельсинки. В фестивалях - «Черешневый лес», «Русская зима», «Кремль музыкальный», «Сахаровский фестиваль» и многих других.

    Особое место в репертуаре скрипача занимает цикл из 24 каприсов Н.Паганини, долгое время считавшихся неисполнимыми. В мире всего несколько скрипачей исполняют весь цикл каприсов. Всего у скрипача записано 10 компакт-дисков звукозаписывающими компаниями Delos, Conforza, DV Classics и другими. В его репертуаре практически все крупные концерты для скрипки с оркестром.

    Музыкант уделяет большое внимание деятельности по восстановлению статуса классической музыки в системе ценностей современного общества, проводит мастер-классы в разных странах, много времени посвящает благотворительной деятельности и поддержке акций в пользу детей и молодежи.

    В апреле 2011 года усилиями скрипача Дмитрия Когана и главы холдинга «AVS-групп», мецената Валерия Савельева создан Фонд поддержки уникальных культурных проектов им. Когана.

    Публичным этапом первого проекта Фонда стал концерт Дмитрия Когана в Колонном зале Дома союзов 26 мая 2011 года. На российской сцене пять великих скрипок, Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильом, раскрыли богатство и глубину своего звучания в руках Дмитрия.

    Легендарная скрипка «Робрехт», созданная в 1728 году величайшим кремонским мастером Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (дель Джезу), была приобретена Фондом поддержки уникальных культурных проектов и 1 сентебря 2011 года передана Дмитрию Когану в Милане.

    Беспрецедентный культурный проект «Пять Великих скрипок в одном концерте» с огромным успехом презентуется скрипачом на лучших концертных площадках в России и за рубежом.

    В январе 2013 года концерт «Пять Великих скрипок» был представлен Дмитрием Коганом на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе в присутствии Премьер-министра России Дмитрия Медведева, представителей мировой политической и бизнес-элиты.

    В 2015 году Дмитрий Коган представил новый уникальный проект, включающий в себя исполнение «Времен Года» Вивальди и Астора Пьяццоллы с современной мультимедийной видеопроекцией.

    Общественная и благотворительная деятельность

    Коган был первым скрипачом, который выступил с благотворительными концертами в Беслане и после землетрясения в г. Невельске .

    В сентябре 2008 года за благотворительную деятельность Дмитрию Когану присвоено звание «Почетный Гражданин города Невельска » . Таким образом, Дмитрий стал самым молодым россиянином, которому когда-либо присваивалось звание почетного гражданина города в РФ.

    С сентября 2005 года - председатель попечительского совета Сахалинской Государственной филармонии .

    В августе 2010 года избран почетным профессором Афинской консерватории.

    С 2011 по 2013 год художественный руководитель Самарской государственной филармонии .

    В октябре 2010 года Дмитрий Коган стал Председателем Попечительского совета Уральского музыкального колледжа.

    В апреле 2011 года усилиями скрипача Дмитрия Когана и главы холдинга «AVS-групп», мецената Валерия Савельева создан Фонд поддержки уникальных культурных проектов им. Когана. Главной целью работы Фонда станет развитие в России лучших мировых традиций благотворительности и меценатства. В планах фонда поиск уникальных инструментов, реставрация их у лучших мастеров и передача профессиональным музыкантам. Кроме того, фонд будет выявлять потребности музыкальных школ и училищ, искать и поддерживать молодые таланты.

    Публичным этапом первого проекта Фонда поддержки уникальных культурных проектов стал концерт Дмитрия Когана в Колонном зале Дома союзов 26 мая. На российской сцене пять великих скрипок, Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильом, раскрыли богатство и глубину своего звучания в руках Дмитрия.

    Уникальная легендарная скрипка «Робрехт», созданная в 1728 году величайшим кремонским мастером Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (дель Джезу), была приобретена Фондом поддержки уникальных культурных проектов и 1 сентября 2011 года передана Дмитрию Когану в Милане.

    С 2011 по 2014 год советник по культуре Губернатора Челябинской области.

    В апреле 2012 года Дмитрий Коган, совместно с Митрополитом Волоколамским Иларионом возглавил попечительский совет Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского.

    С марта 2012 года доверенное лицо Президента Российской Федерации В.Путина.

    Дмитрий Коган - почетный профессор Афинской и Уральской Государственных консерваторий, Ульяновского Государственного Университета, председатель попечительского совета Уральского музыкального колледжа.

    С апреля 2013 года возглавляет Международный фестиваль «Кремль музыкальный» основателем которого был великий русский пианист, друг и наставник Дмитрия Когана - Николай Петров.

    С июня 2013 года советник по культуре Губернатора Владимирской области.

    В апреле 2013 года в Колонном зале Дома Союзов, в Москве Дмитрием Коганом был записан благотворительный альбом «Время высокой музыки». Диск вышедший тиражом более 30 000 экземпляров безвозмездно был передан в музыкальные школы, детские школы искусств, училища и высшие учебные заведения во всех 83 субъектов Российской Федерации.

    В феврале 2014 года Дмитрий Коган назначен художественным руководителем одного из ведущих музыкальных коллективов столицы - оркестра «Московская камерата».

    В сентябре 2014 года в Ненецком автономном округе под художественным руководством маэстро был проведен Первый Арктический фестиваль классической музыки.

    В сентябре 2014 года назначен советником по культуре Губернатора Ненецкого Автономного Округа.

    Проекты и фестивали

    «Время высокой музыки»

    В апреле 2013 года в Колонном зале Дома Союзов, в Москве Дмитрием Коганом был записан благотворительный альбом «Время высокой музыки».

    Диск вышедший тиражом более 30 000 экземпляров безвозмездно был передан в музыкальные школы, детские школы искусств, училища и высшие учебные заведения во всех 83 субъектов Российской Федерации.

    15 июня 2013 года в Твери началось «ВРЕМЯ ВЫСОКОЙ МУЗЫКИ» - благотворительное турне скрипача по 83 субъектам Российской Федерации.

    «Инструменты детям»

    21 декабря 2013 года в Большом зале Московской государственной консерватории прошел благотворительный концерт заслуженного артиста России Дмитрия Когана. В рамках всероссийского благотворительного проекта «Время высокой музыки» известный скрипач выступил совместно с камерными и симфоническими оркестрами из регионов России, а также учащимися музыкальных школ страны, лично вручив инструменты, изготовленные лучшими европейскими мастерами, молодым дарованиям. Уже много лет Дмитрий Коган занимается благотворительной деятельностью. Он был первым скрипачом, который выступил с благотворительными концертами в Беслане и в разрушенном землетрясением Невельске. Каждый раз благотворительные акции, организованные Дмитрием Коганом, становятся событием в культурной и общественной жизни.

    «Пять великих скрипок»

    Уникальный культурный проект осуществляемый Дмитрием Коганом с весны 2011 года. Пять величайших инструментов легендарных мастеров прошлого - Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини, Вильома раскрывают своё неповторимое звучание в руках маэстро.

    Международный фестиваль «Кремль музыкальный им. Николая Петрова»

    Международный фестиваль «Кремль Музыкальный» был основан в 2000 году Николаем Арнольдовичем Петровым - блестящим пианистом-виртуозом, педагогом, профессором и выдающимся общественным деятелем. С 2012 года, в память о преждевременно ушедшем из жизни музыканте, фестиваль носит его имя.

    Бессменным местом проведения фестиваля является Оружейная палата Московского Кремля. С апреля 2013 года фестиваль возглавляет друг и ученик Николая Петрова Дмитрий Коган.

    Международный фестиваль «Дни высокой музыки»

    Международный фестиваль «Дни Высокой музыки» основан Дмитрием Коганом в 2004 году во Владивостоке, с тех пор этот фестиваль с неизменным успехом проходит на Сахалине, в Хабаровске, в Челябинске и Самаре. Выдающиеся музыканты и ведущие коллективы мира всегда желанные гости на «Днях Высокой музыки»

    Фестиваль духовной музыки

    Волжский фестиваль духовной музыки основан в Самаре 2012 году Дмитрием Коганом и Митрополитом Волоколамским Иларионом. Фестиваль знакомит публику с лучшими образцами хоровых произведений, ораторий. На фестивале осуществлены ряд мировых премьер.

    Оркестр «Volga Philarmonic»

    Камерный оркестр Самарской государственной филармонии «Volga Philharmonic» был образован в 2011 году по инициативе Дмитрия Когана.

    Оркестр «Московская камерата»

    Камерный оркестр «Московская камерата», признанный одним из ведущих музыкальных коллективов Москвы, был создан в конце 1994 года. В феврале 2014 года Дмитрий Коган назначен художественным руководителем оркестра «Московская камерата».

    Арктический фестиваль классической музыки

    Арктический фестиваль классической музыки был основан в 2014 году Дмитрием Коганом и губернатором Ненецкого автономного округа - Игорем Кошиным. Целью фестиваля является знакомство жителей Крайнего Севера России с лучшими образцами классической музыки и высокого искусства. Фестиваль проводится ежегодно.

    Международный музыкальный «Коган-фестиваль»

    Международный музыкальный «Коган-фестиваль» проводится Дмитрием Коганом совместно с Правительством Ярославской области и Фондом Валентины Терешковой. Концерты фестиваля проводятся на крупнейших площадках Ярославля и Ярославской области. Дмитрий Коган представляет слушателям концерты разных направлений и жанров от аутентичной музыки барокко до новаторского сочетания музыки и современных технологий.

    Награды и звания

    Дискография

    • 2002 год. Брамс. Три сонаты для скрипки и фортепиано.
    • 2005 год. Шостакович. Два концерта для скрипки с оркестром.
    • 2006 год. Произведения для двух скрипок.
    • 2007 год. Скрипичные сонаты Брамса и Франка. Пьесы для скрипки и фортепиано.
    • 2008 год. Виртуозные пьесы для скрипки и фортепиано.
    • 2009 год. Диск посвященный 65-ти летию Великой Победы.
    • 2010 год. Произведения для скрипки с камерным оркестром.
    • 2013 год. «Пять великих скрипок» (русское издание)
    • 2013 год. «Пять великих скрипок» (зарубежное издание)
    • 2013 год. «Время высокой музыки». Благотворительный диск.

    Дмитрий Коган умер на 38 году своей жизни. Новости о его смерти шокировали общественность. Известный и невероятно талантливый музыкант был самым популярным скрипачом современности, а его смерть – это невероятная потеря для музыкального мира. Жизнь Дмитрия Когана была переполнена гастролями и концертами.

    Родился Дмитрий Павлович Коган 27 октября 1978 года, в музыкальной семье. Отец Дмитрия был известным дирижером – Павел Коган, его мама была пианисткой. Бабушка также была педагогом и музыкантом, а дедушка Леонид Коган – был известным и очень популярным скрипачом и заслуженным артистом советского союза. Дмитрий с 6 лет начал играть на скрипке, после того, как пошел в музыкальную школу Москвы. После окончания школы он поступил с Московскую консерваторию и университет в Химках.

    Дмитрий Коган скрипач: биография, болезнь – правда о личной жизни музыканта

    Уже в 1996 году Дмитрий колоссально выступил с симфоническим оркестром в консерватории, а в 1997 году дал концерты по странам Европы и Азии. Дмитрий Коган был художественным руководителем в приморском крае в 2004 и 2005 годах. За всю свою карьеру скрипача он выпустил больше 10 дисков. Дмитрий активно развивался и был уже состоявшимся музыкантом. Он организовал благотворительный концерт «Времена большой музыки», а также часто занимался благотворительностью. Его знали не только в нашей стране, но и за ее пределами.

    Дмитрий Коган в 2009 году женился на Ксении Чилингаровой. Супруга Дмитрия была светской львицей и руководителем глянцевого журнала. Также Ксения была дочкой известного полярного исследователя и депутата Госдумы Артура Чилингарова. Дмитрий и Ксения прожили в браке три года и уже в 2012 разошлись. Ксения любила светские вечера и яркую жизнь, а вот Дмитрий терпеть их не мог. Так что они не сошлись характерами, но развод был мирным. Детей в браке у них не было.

    Скрипач Дмитрий Коган умер 29 августа 2017 года от онкологического заболевания. Дмитрий долгое время страдал от рака, который и погубил самого талантливого музыканта.

    Хотя у Константина Окуджавы в семье не оказалось столь выдающихся музыкантов, успехов в игре на классической гитаре он достиг высочайших. Гитарист в свои двадцать шесть лет успел стать золотым призером Дельфийских игр России, обладателем шести премий Президента России. Причем одну из наград Константин завоевал в Магнитогорске на Международном фестивале-конкурсе имени Ивана Кузнецова.

    Несмотря на молодость (Даниилу – 24 года, Константину – 26), оба музыканта являются признанными мастерами исполнительского искусства. Победители множества всероссийских и международных конкурсов, они блистают на лучших сценах мира, так что Магнитогорску очень повезло встречать у себя виртуозных исполнителей.

    Дмитрий Коган скрипач биография. Всё, что известно.

    «Мне до сих пор обидно за Диму, что в день его смерти, его отец не отменил концерт. Он выступал и до сих пор гастролирует. Уехал на гастроли, когда Дима находился уже в реанимации…» - поделилась дочь Терешковой.

    Камерный оркестр «Московская камерата», признанный одним из ведущих музыкальных коллективов Москвы, был создан в конце 1994 года. В феврале 2014 года Дмитрий Коган назначен художественным руководителем оркестра «Московская камерата».

    Гости мероприятия смогли стать свидетелями концертной программы, на которой выступили воспитанники школы разных возрастов. Завершился концерт выступлением Виктора Абрамяна, преподавателя Центральной музыкальной школы при московской консерватории имени П.И. Чайковского.

    Волжский фестиваль духовной музыки основан в Самаре 2012 году Дмитрием Коганом и Митрополитом Волоколамским Иларионом. Фестиваль знакомит публику с лучшими образцами хоровых произведений, ораторий. На фестивале осуществлены ряд мировых премьер.

    Дмитрий Павлович завоевал признание ценителей классической музыки и всемирную известность, но при этом не жалел времени и сил на благотворительные акции. Уверен, что педагогический коллектив и учащиеся школы приложат максимум усилий, чтобы быть достойными памяти великого музыканта и патриота, - подчеркнул мэр города Владимир Слепцов.

    Рассказал Даниил и о знакомстве с выдающимся деятелем культуры Магнитогорска, основателем оперного театра и консерватории Александром Якуповым. Когда Даниил учился в ЦМШ при Московской консерватории имени Чайковского, Якупов был ее руководителем. Молодой музыкант назвал Якупова «гениальным менеджером», сохранившим Центральную музыкальную школу.

    Дмитрий Коган скрипач личная жизнь. Главные новости сегодня 28.11.2017 г.

    Если гитарист Константин Окуджава просто однофамилец легендарного барда, то скрипач Даниил Коган – внук величайшего скрипача 20 века Леонида Когана. Дмитрий Коган, чья смерть в августе 2017 года потрясла страну, – двоюродный брат Даниила: мать Даниила Нина Коган – младшая сестра дирижера Павла Леонидовича Когана. Отец Даниила – также выдающийся музыкант, кларнетист Юлиан Милкис. Так что у маленького Даниила просто не было других вариантов – и уже с пяти лет он стал учиться игре на скрипке.

    Уникальный культурный проект осуществляемый Дмитрием Коганом с весны 2011 года. Пять величайших инструментов легендарных мастеров прошлого - Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини, Вильома раскрывают своё неповторимое звучание в руках маэстро.

    Особое место в репертуаре скрипача занимает цикл из 24 каприсов Н.Паганини.[источник не указан 89 дней] Всего у скрипача записано 10 компакт-дисков звукозаписывающими компаниями Delos, Conforza, DV Classics и другими. В его репертуаре практически все крупные концерты для скрипки с оркестром.

    Что касается скрипки, то несмотря на солидный возраст этот великолепный инструмент не является столь большой ценностью, как скрипка Гварнери дель Джезу, на которой играл Дмитрий Коган. Скрипку Даниила Когана изготовил Пьетро Гварнери - это была целая династия итальянских скрипичных мастеров:

    14 ноября в Красной палате Ростовского кремля состоится творческая встреча участников фестиваля с молодыми музыкантами Ростова. Прозвучат произведения Баха, Шуберта, Мендельсона, Рахманинова, Бруха, Чайковского.

    Дмитрий Коган скрипач фото. Последие сведения на 28.11.2017 г.

    Публичным этапом первого проекта Фонда стал концерт Когана в Колонном зале Дома союзов 26 мая 2011 года. На российской сцене пять великих скрипок, Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильом, раскрыли богатство и глубину своего звучания в руках Дмитрия.

    Журналисты сообщили печальную новость о том, что на тридцать девятом году жизни скончался заслуженный артист Дмитрий Коган. Об этом корреспондентам рассказали его близкие люди.
    Источники из окружения Дмитрия Когана назвали причину его внезапной смерти. По словам знакомого артиста, пожелавшего остаться неизвестным, он умер от онкологического заболевания. Похороны знаменитого музыканта состоятся в субботу.
    Многочисленные поклонники талантливого скрипача не могут поверить в его кончину. Они пишут соболезнования родным и близким Дмитрия Когана. Пусть земля будет пухом. Такие люди уходят, Прекрасный был человек.
    В две тысячи десятом году Дмитрию Когану присвоили почетное звание заслуженного артиста Российской Федерации. Спустя какое то время музыкант совместно с меценатом Валерием Савельевым создали фонд поддержки уникальных культурных проектов.

    Дмитрий Коган скрипач видео. Детальная информация.

    «Скрипача из меня сделала мама»

    Фотография: Григорий Шелухин/dr

    ДмитриЮ Когану, внуку легендарного скрипача Леонида Когана и сыну не менее прославленного дирижера Павла Когана, на роду было написано стать музыкантом. Тем не менее Дмитрий всегда подчеркивает, что никогда не был рабом скрипки. У него много друзей, он любит кино, рестораны и занимается благотворительностью.

    Свой день рождения Дмитрий Коган традиционно отмечает на сцене. Музыкант уверен: нет ничего приятнее, чем в свой праздник преподнести подарок другим. Вот и в этом году Дмитрий не изменил себе: в день своего 35-летия он выступил на сцене концертного зала «Барвиха Luxury Village», дав поклонникам возможность сравнить непохожие друг на друга голоса пяти великих скрипок. И хотя инструменты Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильома имеют общую страховую стоимость - двадцать миллионов долларов, тем не менее они практически бесценны. Их перевозят в бронированных кейсах в сопровождении внушительной охраны.

    Услышать все пять скрипок на одной сцене в течение одного вечера удается нечасто: владельцы позволяют извлечь их из хранилищ всего несколько раз в год. Но при этом собрать их в одном месте в одно время очень сложно: одну увозят на выставку, другую - на реставрацию, третья выставлена в музее... Возраст у всех инструментов солидный. Самой старшей - более четырех веков. Ее изготовили Антонио и Иероним Амати в 1595 году. Самой младшей - ее автор Жан-Батист Вильом - чуть более полутора столетий.

    Каждую из великих скрипок Дмитрий Коган представляет как свою добрую знакомую, с удивительным голосом и собственной судьбой. «Скрипка Амати обладает певучим голосом, невероятной нежностью и мягкостью, - рассказывает Дмитрий. - У скрипки Антонио Страдивари поистине «золотой» тембр. Инструмент Джузеппе Гварнери обладает поразительной мощью, энергетикой и харизмой, а голос скрипки Джованни Батисты Гваданини благородный и удивительно глубокий. Единственный инструмент не итальянского мастера - скрипка Жана Батиста Вильома. Он прославился потрясающими копиями скрипок Страдивари и Гварнери. Эта скрипка показывает, насколько копия порой может быть приближена к оригиналу и насколько она может быть совершенна».

    Дмитрий, вы говорите об этих скрипках так, будто они живые существа.
    Конечно, для меня все они живые, со своей душой и энергетикой. Их пять, а я один. У каждой из них действительно есть свой нрав, который они периодически мне показывают. Например, когда я начинаю больше играть на одной скрипке, другая тут же демонстрирует свое недовольство - звуком.

    Вы серьезно?
    Серьезно. Сейчас я уделяю одинаковое количество времени всем скрипкам. Раньше я старался больше играть на тех скрипках, которые приехали позже, чтобы привыкнуть к ним и наверстать упущенное время, пропущенные репетиции. Кстати, бывает, что на концерте что-то идет не так и ты не понимаешь, что происходит: никаких технических проблем нет, трещин нет, всё настроено, а скрипка играет плохо. Проблема - на энергетическом уровне. Знаете, это как у человека, который плохо себя чувствует: приходит к врачу, а ему говорят, что он абсолютно здоров. Точно так же и со скрипками.

    Дмитрий, ваш дедушка - Леонид Коган, выдающийся скрипач XX века, бабушка - Елизавета Гилельс, известная скрипачка, отец - дирижер Павел Коган, а мама - пианистка Любовь Казинская. Судя по всему, ваша судьба была предопределена с самого рождения?
    Конечно, сейчас я могу рассуждать о том, кем бы мог стать, если бы не стал скрипачом. Но это равносильно тому, что я буду говорить, почему я родился мужчиной, а не женщиной. (Смеется. ) Конечно, в детстве я мечтал о многом: полететь в космос, стать футболистом, одно время даже грезил о профессии мастера по починке электронной техники. Причем я хорошо во всем этом разбирался - ремонтировал фотоаппараты и магнитофоны. Но к двенадцати годам скрипка всё же полностью мною завладела и все остальные увлечения отошли на задний план. Я очень хорошо помню то лето, когда я вдруг понял, что музыка для меня - главное.

    Неужели у вас, как у любого ребенка, не возникало желания бросить занятия музыкой?
    Разумеется, такое желание было. И очень сильное! (Улыбается. ) Дело в том, что скрипка очень специфический инструмент. В отличие от того же фортепиано, которое издает «конкретный звук»: любой человек может подойти, нажать клавишу - и нота зазвучит. На скрипке это сделать невозможно. Нужны месяцы упражнений. Поэтому обучение было очень тяжелым: тебя мучают-мучают, а скрипка вместо звуков издает какой-то свист и скрежет. И естественно, после первого же занятия я утратил всякий пыл и желание учиться дальше - ничего не получается, скрипка играть не хочет. Надо бросать это дело! Я хотел, как и другие ребята, играть в футбол. К тому же, когда я понял, что сначала надо играть гаммы, учить этюды, ставить руки и только потом, через много лет, может быть, будет большая сцена и успех, желание забросить занятия только укрепилось. И если бы не героические усилия моей мамы, вряд ли бы что-то получилось - мама буквально сделала из меня скрипача. Сам бы я до этого не дошел. Она меня уговаривала, заставляла и даже подкупала. Например, за час занятий мне давали жвачку с вкладышем. В те годы, а это был конец 80-х, ничего лучше нельзя было представить. Я помню, мама мне даже деньги платила за занятия! Пока я не обнаглел и не начал требовать заоблачные суммы. (Смеется.) Но когда я увидел результат, то меня уже было не остановить - я буквально заболел музыкой!

    А в десять лет у вас уже был первый сольный концерт.
    Да, я выступал в каком-то военном институте. Но я так волновался, что практически ничего не запомнил. Только то, как перед выходом на сцену мама крепко держала мою руку. Как выходил на сцену, как играл - не помню. Потом я много выступал, а когда мне было пятнадцать лет, состоялся мой первый дебютный концерт с симфоническим оркестром, которым руководил прославленный дирижер Арнольд Кац. Но это уже было серьезное выступление.

    И тогда вы уже не испытывали такого страха?
    Страха - нет. А вот волнение присутствует всегда. Я пытался его перебороть, работал над собой. Но, как это ни странно, когда мне удавалось быть абсолютно спокойным, концерт получался хуже. Потом я понял, что волнение необходимо. Только оно дает тот эмоциональный подъем и вдохновение, которое так нужно творческим людям. Помните, как у Лермонтова: «Пустое сердце бьется ровно, в руке не дрогнул пистолет». Не должно сердце биться ровно, поэтому играть концерты чисто технически - нельзя.

    А поехать с концертом на Северный полюс сами решили или вам кто-то предложил?
    Мне предложили сыграть концерт для полярников. Эта идея мне очень понравилась, и я с удовольствием туда поехал. Концерт проходил в палатке при нулевой температуре. Конечно, было холодно, но очень интересно.

    Наверное, зрителей там было совсем немного?
    Человек пятьдесят. Знаете, всемирно известный скрипач Бронислав Губерман однажды приехал в Вену, где должен был давать концерт, а там произошла какая-то накладка: концерт перенесли, а Губермана не предупредили. Он приехал на день раньше, вышел во фраке на сцену, а в зале всего один человек. И Бронислав Губерман сыграл для него двухчасовой концерт! Потом его спрашивали, почему же он не отменил свое выступление и зачем так выкладывался, если там сидел только один зритель. А Губерман ответил, что этот человек с таким трепетом его слушал, что для него он бы с удовольствием сыграл еще раз! Только сейчас я стал понимать, что даже с тремя тысячами зрителей может не быть такого энергетического контакта, как с десятью. Вообще мне сейчас стали интересны нетрадиционные формы «несения» искусства в массы, если, конечно, так можно выразиться.

    Именно поэтому вы и спустились в подземный переход?
    Да. Где я только не играл! (Смеется.) В подземном переходе мне предложили сыграть ради эксперимента - чтобы посмотреть, сколько денег музыкант моего уровня сможет заработать и смогут ли прохожие отличить меня от обыкновенного скрипача, который работает там ежедневно. Я специально не брился, надел шапку, кофту и спустился в подземку. В итоге за два часа игры я заработал около двух тысяч рублей. Там был очень забавный случай: один прохожий отказался давать денег, а когда его спросили почему, он ответил: «Да этот тут каждый день играет. Так фальшивит - просто ужас! Поэтому я ему никогда денег не даю».

    Дмитрий, вы выступали на лучших мировых концертных площадках с ведущими симфоническими оркестрами. А не возникает ощущения, что вы всё и везде уже сыграли? Не боитесь, что в какой-то момент вам может стать скучно?
    Да, был такой период. Когда мне исполнилось тридцать лет, я начал думать о том, что будет дальше. Я сыграл огромное количество концертов, объехал с гастролями страны и города, записал много дисков, играл на лучших скрипках мира. А что дальше? Сейчас мне тридцать, а потом будет сорок - и неужели ничего не изменится? Меня это очень беспокоило, а потом я понял, что моя цель - не самому что-то сыграть и достичь чего-то особенного, а приобщить к прекрасному миру музыки как можно больше людей. Всё, что я делал раньше, было исключительно для определенной публики, и в этом, наверное, была моя ошибка. Сейчас я стараюсь играть как можно больше благотворительных концертов, записываю бесплатные музыкальные диски, которые отправляю в музыкальные школы по всей стране. И мне это очень нравится. Это то, что дает стимул для творчества и делает меня счастливым.

    А ваша знаменитая фамилия вам больше помогает или мешает?
    Конечно, сейчас у меня своя карьера, свое имя, и я уже не могу говорить, мешает мне фамилия или нет. Но еще лет десять назад мне казалось, что безумно мешает. Хотя... У меня в семье были определенные традиции, я вырос на записях своего деда. Правда, он умер, когда мне было четыре года, я его практически не помню. Но тем не менее у меня были его ноты, с его пометками, а это многого стоит. Негатив, конечно, тоже присутствовал. У меня с детства было достаточное количество недоброжелателей, завистников. Многие относились ко мне предвзято: не зная меня, уже не любили. На меня глядели пристальнее, меня рассматривали словно под лупой: «Внук того самого Когана!» То, что прощалось другим - какие-то ошибки, неточности, шероховатости, - не прощалось мне. И я должен был, по сути, не просто оправдывать фамилию, но и превосходить ожидания. И надо сказать, было довольно сложно жить с ощущением, что ты всё время кому-то что-то должен. Я с детства рос в состоянии дикой ответственности.


    В детстве вы были послушным ребенком?

    Нет, я был ужасным ребенком - очень шаловливым и неорганизованным. (Улыбается. ) Маму постоянно вызывали в школу. Сейчас, конечно, я не могу позволить себе быть таким, как в детстве, - теперь я раб своего графика, который составляют мои помощники. Представляете, я знаю, что буду делать 15 апреля или 22 марта следующего года. Но самое ужасное то, что я не знаю, какое у меня будет настроение, например, 25 декабря. Может быть, в этот день пойдет снег, небо затянут облака, у меня не будет вдохновения и мне не захочется брать в руки скрипку. А в этот день у меня запланирован концерт в Берлинской филармонии. И хочешь не хочешь, а нужно будет взять себя в руки и хорошо отыграть концерт. Не потому, что я обязан сделать это по контракту, а ради публики. То есть я фактически не принадлежу себе! (Улыбается.)

    Дмитрий, как вы обычно готовитесь к выступлению?
    Раньше мне казалось, что в день концерта я должен хорошо выспаться, съесть куриный суп с лапшой, потом правильно разыграться, настроиться, выпить чая с сахаром, и тогда концерт обязательно пройдет удачно. Но потом я понял, что всё это никак не влияет на концерт. Можно идеально подготовить себя, а концерт пройдет не очень гладко. А можно после девятичасового перелета сразу же выйти на сцену и отыграть концерт замечательно. Сцена творит чудеса. Никогда не знаешь, как ты сыграешь, предугадать это невозможно.

    Дмитрий, а тишину вы любите?
    Это моя проблема. Я очень редко бываю у себя дома, практически всё время живу в гостиницах, а там с тишиной очень сложно. Мне она необходима, но я не могу изолировать себя от общества.

    , заслуженный артист Российской Федерации () .

    Начало творческого пути

    Дмитрий Коган родился 27 октября 1978 года в Москве в известной музыкальной династии. Его дедом был выдающийся скрипач Леонид Коган , бабушка - известная скрипачка и педагог Елизавета Гилельс , отец - дирижёр Павел Коган , мать - пианистка Любовь Казинская, окончившая Академию музыки им. Гнесиных .

    С шести лет начал заниматься на скрипке в ЦМШ при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

    В 1996-1999 гг. Коган - студент Московской консерватории (класс И. С. Безродного) и, практически одновременно (1996-2000), студент Академии имени Я. Сибелиуса в Хельсинки , Финляндия , где занимался у И. С. Безродного и Томаса Хаапанена .

    В десять лет Дмитрий впервые выступил с симфоническим оркестром, в пятнадцать - с оркестром в Большом зале Московской консерватории.

    Исполнительская карьера

    В 1997 году состоялся дебют музыканта в Великобритании и США. Дмитрий Коган постоянно выступает в самых престижных концертных залах Европы, Азии, Америки, Австралии, на Ближнем Востоке, в странах СНГ и Балтии.

    Дмитрий Коган - участник престижных фестивалей мирового масштаба: «Карентийское лето» (Австрия), музыкальный фестиваль в Ментоне (Франция), джазовый фестиваль в Монтре (Швейцария), фестиваль музыки в Перте (Шотландия), а также в фестивалях в Афинах, Вильнюсе, Шанхае, Огдоне, Хельсинки. В фестивалях - «Черешневый лес», «Русская зима», «Кремль музыкальный», «Сахаровский фестиваль» и многих других.

    Особое место в репертуаре скрипача занимает цикл из 24 каприсов Н.Паганини, долгое время считавшихся неисполнимыми. В мире всего несколько скрипачей исполняют весь цикл каприсов. Всего у скрипача записано 10 компакт-дисков звукозаписывающими компаниями Delos, Conforza, DV Classics и другими. В его репертуаре практически все крупные концерты для скрипки с оркестром.

    Музыкант уделяет большое внимание деятельности по восстановлению статуса классической музыки в системе ценностей современного общества, проводит мастер-классы в разных странах, много времени посвящает благотворительной деятельности и поддержке акций в пользу детей и молодежи.

    В апреле 2011 года усилиями скрипача Дмитрия Когана и главы холдинга «AVS-групп», мецената Валерия Савельева создан Фонд поддержки уникальных культурных проектов им. Когана.

    Публичным этапом первого проекта Фонда стал концерт Дмитрия Когана в Колонном зале Дома союзов 26 мая 2011 года. На российской сцене пять великих скрипок, Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильом, раскрыли богатство и глубину своего звучания в руках Дмитрия.

    Легендарная скрипка «Робрехт», созданная в 1728 году величайшим кремонским мастером Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (дель Джезу), была приобретена Фондом поддержки уникальных культурных проектов и 1 сентебря 2011 года передана Дмитрию Когану в Милане.

    Беспрецедентный культурный проект «Пять Великих скрипок в одном концерте» с огромным успехом презентуется скрипачом на лучших концертных площадках в России и за рубежом.

    В январе 2013 года концерт «Пять Великих скрипок» был представлен Дмитрием Коганом на Всемирном Экономическом Форуме в Давосе в присутствии Премьер-министра России Дмитрия Медведева, представителей мировой политической и бизнес-элиты.

    В 2015 году Дмитрий Коган представил новый уникальный проект, включающий в себя исполнение «Времен Года» Вивальди и Астора Пьяццоллы с современной мультимедийной видеопроекцией.

    Общественная и благотворительная деятельность

    Дмитрий Коган много времени посвящает благотворительной деятельности и поддержке акций в пользу детей и молодежи.

    Коган был первым скрипачом, который выступил с благотворительными концертами в Беслане и после землетрясения в г. Невельске .

    В сентябре 2008 года за благотворительную деятельность Дмитрию Когану присвоено звание «Почетный Гражданин города Невельска » . Таким образом, Дмитрий стал самым молодым россиянином, которому когда-либо присваивалось звание почетного гражданина города в РФ.

    В августе 2010 года избран почетным профессором Афинской консерватории.

    С 2011 по 2013 год художественный руководитель Самарской государственной филармонии .

    В октябре 2010 года Дмитрий Коган стал Председателем Попечительского совета Уральского музыкального колледжа.

    В апреле 2011 года усилиями скрипача Дмитрия Когана и главы холдинга «AVS-групп», мецената Валерия Савельева создан Фонд поддержки уникальных культурных проектов им. Когана. Главной целью работы Фонда станет развитие в России лучших мировых традиций благотворительности и меценатства. В планах фонда поиск уникальных инструментов, реставрация их у лучших мастеров и передача профессиональным музыкантам. Кроме того, фонд будет выявлять потребности музыкальных школ и училищ, искать и поддерживать молодые таланты.

    Публичным этапом первого проекта Фонда поддержки уникальных культурных проектов стал концерт Дмитрия Когана в Колонном зале Дома союзов 26 мая. На российской сцене пять великих скрипок, Страдивари, Гварнери, Амати, Гваданини и Вильом, раскрыли богатство и глубину своего звучания в руках Дмитрия.

    Уникальная легендарная скрипка «Робрехт», созданная в 1728 году величайшим кремонским мастером Бартоломео Джузеппе Антонио Гварнери (дель Джезу), была приобретена Фондом поддержки уникальных культурных проектов и 1 сентября 2011 года передана Дмитрию Когану в Милане.

    С 2011 по 2014 год советник по культуре Губернатора Челябинской области.

    В апреле 2012 года Дмитрий Коган, совместно с Митрополитом Волоколамским Иларионом возглавил попечительский совет Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского.

    С марта 2012 года доверенное лицо Президента Российской Федерации В.Путина.

    Дмитрий Коган - почетный профессор Афинской и Уральской Государственных консерваторий, Ульяновского Государственного Университета, председатель попечительского совета Уральского музыкального колледжа.

    С апреля 2013 года возглавляет Международный фестиваль «Кремль музыкальный» основателем которого был великий русский пианист, друг и наставник Дмитрия Когана - Николай Петров.

    С июня 2013 года советник по культуре Губернатора Владимирской области.

    В апреле 2013 года в Колонном зале Дома Союзов, в Москве Дмитрием Коганом был записан благотворительный альбом «Время высокой музыки». Диск вышедший тиражом более 30 000 экземпляров безвозмездно был передан в музыкальные школы, детские школы искусств, училища и высшие учебные заведения во всех 83 субъектов Российской Федерации.

    В феврале 2014 года Дмитрий Коган назначен художественным руководителем одного из ведущих музыкальных коллективов столицы - оркестра «Московская камерата».

    В сентябре 2014 года в Ненецком автономном округе под художественным руководством маэстро был проведен Первый Арктический фестиваль классической музыки.

    В сентябре 2014 года назначен советником по культуре Губернатора Ненецкого Автономного Округа.

    Проекты и фестивали

    «Время высокой музыки»

    В апреле 2013 года в Колонном зале Дома Союзов, в Москве Дмитрием Коганом был записан благотворительный альбом «Время высокой музыки».

    Диск вышедший тиражом более 30 000 экземпляров безвозмездно был передан в музыкальные школы, детские школы искусств, училища и высшие учебные заведения во всех 83 субъектов Российской Федерации.

    15 июня 2013 года в Твери началось «ВРЕМЯ ВЫСОКОЙ МУЗЫКИ» - благотворительное турне скрипача по 83 субъектам Российской Федерации.

    «Инструменты детям»

    21 декабря 2013 года в Большом зале Московской государственной консерватории прошел благотворительный концерт заслуженного артиста России Дмитрия Когана. В рамках всероссийского благотворительного проекта «Время высокой музыки» известный скрипач выступил совместно с камерными и симфоническими оркестрами из регионов России, а также учащимися музыкальных школ страны, лично вручив инструменты, изготовленные лучшими европейскими мастерами, молодым дарованиям. Уже много лет Дмитрий Коган занимается благотворительной деятельностью. Он был первым скрипачом, который выступил с благотворительными концертами в Беслане и в разрушенном землетрясением Невельске. Каждый раз благотворительные акции, организованные Дмитрием Коганом, становятся событием в культурной и общественной жизни.

    «Пять великих скрипок»

    Уникальный культурный проект осуществляемый Дмитрием Коганом с весны 2011 года. Пять величайших инструментов легендарных мастеров прошлого - Амати, Страдивари, Гварнери, Гваданини, Вильома раскрывают своё неповторимое звучание в руках маэстро.

    Международный фестиваль «Кремль музыкальный им. Николая Петрова»

    Международный фестиваль «Кремль Музыкальный» был основан в 2000 году Николаем Арнольдовичем Петровым - блестящим пианистом-виртуозом, педагогом, профессором и выдающимся общественным деятелем. С 2012 года, в память о преждевременно ушедшем из жизни музыканте, фестиваль носит его имя.

    Бессменным местом проведения фестиваля является Оружейная палата Московского Кремля. С апреля 2013 года фестиваль возглавляет друг и ученик Николая Петрова Дмитрий Коган.

    Международный фестиваль «Дни высокой музыки»

    Международный фестиваль «Дни Высокой музыки» основан Дмитрием Коганом в 2004 году во Владивостоке, с тех пор этот фестиваль с неизменным успехом проходит на Сахалине, в Хабаровске, в Челябинске и Самаре. Выдающиеся музыканты и ведущие коллективы мира всегда желанные гости на «Днях Высокой музыки»

    Фестиваль духовной музыки

    Волжский фестиваль духовной музыки основан в Самаре 2012 году Дмитрием Коганом и Митрополитом Волоколамским Иларионом. Фестиваль знакомит публику с лучшими образцами хоровых произведений, ораторий. На фестивале осуществлены ряд мировых премьер.

    Оркестр «Volga Philarmonic»

    Камерный оркестр Самарской государственной филармонии «Volga Philharmonic» был образован в 2011 году по инициативе Дмитрия Когана.

    Оркестр «Московская камерата»

    Камерный оркестр «Московская камерата», признанный одним из ведущих музыкальных коллективов Москвы, был создан в конце 1994 года. В феврале 2014 года Дмитрий Коган назначен художественным руководителем оркестра «Московская камерата».

    Арктический фестиваль классической музыки

    Арктический фестиваль классической музыки был основан в 2014 году Дмитрием Коганом и губернатором Ненецкого автономного округа - Игорем Кошиным. Целью фестиваля является знакомство жителей Крайнего Севера России с лучшими образцами классической музыки и высокого искусства. Фестиваль проводится ежегодно.

    Международный музыкальный «Коган-фестиваль»

    Международный музыкальный «Коган-фестиваль» проводится Дмитрием Коганом совместно с Правительством Ярославской области и Фондом Валентины Терешковой. Концерты фестиваля проводятся на крупнейших площадках Ярославля и Ярославской области. Дмитрий Коган представляет слушателям концерты разных направлений и жанров от аутентичной музыки барокко до новаторского сочетания музыки и современных технологий.

    Награды и звания

    Дискография

    • 2002 год. Брамс. Три сонаты для скрипки и фортепиано.
    • 2005 год. Шостакович. Два концерта для скрипки с оркестром.
    • 2006 год. Произведения для двух скрипок.
    • 2007 год. Скрипичные сонаты Брамса и Франка. Пьесы для скрипки и фортепиано.
    • 2008 год. Виртуозные пьесы для скрипки и фортепиано.
    • 2009 год. Диск посвященный 65-ти летию Великой Победы.
    • 2010 год. Произведения для скрипки с камерным оркестром.
    • 2013 год. «Пять великих скрипок» (русское издание)
    • 2013 год. «Пять великих скрипок» (зарубежное издание)
    • 2013 год. «Время высокой музыки». Благотворительный диск.

    Напишите отзыв о статье "Коган, Дмитрий Павлович"

    Примечания

    Ссылки

    Отрывок, характеризующий Коган, Дмитрий Павлович

    – Я офицер. Мне бы видеть нужно, – сказал русский приятный и барский голос.
    Мавра Кузминишна отперла калитку. И на двор вошел лет восемнадцати круглолицый офицер, типом лица похожий на Ростовых.
    – Уехали, батюшка. Вчерашнего числа в вечерни изволили уехать, – ласково сказала Мавра Кузмипишна.
    Молодой офицер, стоя в калитке, как бы в нерешительности войти или не войти ему, пощелкал языком.
    – Ах, какая досада!.. – проговорил он. – Мне бы вчера… Ах, как жалко!..
    Мавра Кузминишна между тем внимательно и сочувственно разглядывала знакомые ей черты ростовской породы в лице молодого человека, и изорванную шинель, и стоптанные сапоги, которые были на нем.
    – Вам зачем же графа надо было? – спросила она.
    – Да уж… что делать! – с досадой проговорил офицер и взялся за калитку, как бы намереваясь уйти. Он опять остановился в нерешительности.
    – Видите ли? – вдруг сказал он. – Я родственник графу, и он всегда очень добр был ко мне. Так вот, видите ли (он с доброй и веселой улыбкой посмотрел на свой плащ и сапоги), и обносился, и денег ничего нет; так я хотел попросить графа…
    Мавра Кузминишна не дала договорить ему.
    – Вы минуточку бы повременили, батюшка. Одною минуточку, – сказала она. И как только офицер отпустил руку от калитки, Мавра Кузминишна повернулась и быстрым старушечьим шагом пошла на задний двор к своему флигелю.
    В то время как Мавра Кузминишна бегала к себе, офицер, опустив голову и глядя на свои прорванные сапоги, слегка улыбаясь, прохаживался по двору. «Как жалко, что я не застал дядюшку. А славная старушка! Куда она побежала? И как бы мне узнать, какими улицами мне ближе догнать полк, который теперь должен подходить к Рогожской?» – думал в это время молодой офицер. Мавра Кузминишна с испуганным и вместе решительным лицом, неся в руках свернутый клетчатый платочек, вышла из за угла. Не доходя несколько шагов, она, развернув платок, вынула из него белую двадцатипятирублевую ассигнацию и поспешно отдала ее офицеру.
    – Были бы их сиятельства дома, известно бы, они бы, точно, по родственному, а вот может… теперича… – Мавра Кузминишна заробела и смешалась. Но офицер, не отказываясь и не торопясь, взял бумажку и поблагодарил Мавру Кузминишну. – Как бы граф дома были, – извиняясь, все говорила Мавра Кузминишна. – Христос с вами, батюшка! Спаси вас бог, – говорила Мавра Кузминишна, кланяясь и провожая его. Офицер, как бы смеясь над собою, улыбаясь и покачивая головой, почти рысью побежал по пустым улицам догонять свой полк к Яузскому мосту.
    А Мавра Кузминишна еще долго с мокрыми глазами стояла перед затворенной калиткой, задумчиво покачивая головой и чувствуя неожиданный прилив материнской нежности и жалости к неизвестному ей офицерику.

    В недостроенном доме на Варварке, внизу которого был питейный дом, слышались пьяные крики и песни. На лавках у столов в небольшой грязной комнате сидело человек десять фабричных. Все они, пьяные, потные, с мутными глазами, напруживаясь и широко разевая рты, пели какую то песню. Они пели врозь, с трудом, с усилием, очевидно, не для того, что им хотелось петь, но для того только, чтобы доказать, что они пьяны и гуляют. Один из них, высокий белокурый малый в чистой синей чуйке, стоял над ними. Лицо его с тонким прямым носом было бы красиво, ежели бы не тонкие, поджатые, беспрестанно двигающиеся губы и мутные и нахмуренные, неподвижные глаза. Он стоял над теми, которые пели, и, видимо воображая себе что то, торжественно и угловато размахивал над их головами засученной по локоть белой рукой, грязные пальцы которой он неестественно старался растопыривать. Рукав его чуйки беспрестанно спускался, и малый старательно левой рукой опять засучивал его, как будто что то было особенно важное в том, чтобы эта белая жилистая махавшая рука была непременно голая. В середине песни в сенях и на крыльце послышались крики драки и удары. Высокий малый махнул рукой.
    – Шабаш! – крикнул он повелительно. – Драка, ребята! – И он, не переставая засучивать рукав, вышел на крыльцо.
    Фабричные пошли за ним. Фабричные, пившие в кабаке в это утро под предводительством высокого малого, принесли целовальнику кожи с фабрики, и за это им было дано вино. Кузнецы из соседних кузень, услыхав гульбу в кабаке и полагая, что кабак разбит, силой хотели ворваться в него. На крыльце завязалась драка.
    Целовальник в дверях дрался с кузнецом, и в то время как выходили фабричные, кузнец оторвался от целовальника и упал лицом на мостовую.
    Другой кузнец рвался в дверь, грудью наваливаясь на целовальника.
    Малый с засученным рукавом на ходу еще ударил в лицо рвавшегося в дверь кузнеца и дико закричал:
    – Ребята! наших бьют!
    В это время первый кузнец поднялся с земли и, расцарапывая кровь на разбитом лице, закричал плачущим голосом:
    – Караул! Убили!.. Человека убили! Братцы!..
    – Ой, батюшки, убили до смерти, убили человека! – завизжала баба, вышедшая из соседних ворот. Толпа народа собралась около окровавленного кузнеца.
    – Мало ты народ то грабил, рубахи снимал, – сказал чей то голос, обращаясь к целовальнику, – что ж ты человека убил? Разбойник!
    Высокий малый, стоя на крыльце, мутными глазами водил то на целовальника, то на кузнецов, как бы соображая, с кем теперь следует драться.
    – Душегуб! – вдруг крикнул он на целовальника. – Вяжи его, ребята!
    – Как же, связал одного такого то! – крикнул целовальник, отмахнувшись от набросившихся на него людей, и, сорвав с себя шапку, он бросил ее на землю. Как будто действие это имело какое то таинственно угрожающее значение, фабричные, обступившие целовальника, остановились в нерешительности.
    – Порядок то я, брат, знаю очень прекрасно. Я до частного дойду. Ты думаешь, не дойду? Разбойничать то нонче никому не велят! – прокричал целовальник, поднимая шапку.
    – И пойдем, ишь ты! И пойдем… ишь ты! – повторяли друг за другом целовальник и высокий малый, и оба вместе двинулись вперед по улице. Окровавленный кузнец шел рядом с ними. Фабричные и посторонний народ с говором и криком шли за ними.
    У угла Маросейки, против большого с запертыми ставнями дома, на котором была вывеска сапожного мастера, стояли с унылыми лицами человек двадцать сапожников, худых, истомленных людей в халатах и оборванных чуйках.
    – Он народ разочти как следует! – говорил худой мастеровой с жидкой бородйой и нахмуренными бровями. – А что ж, он нашу кровь сосал – да и квит. Он нас водил, водил – всю неделю. А теперь довел до последнего конца, а сам уехал.
    Увидав народ и окровавленного человека, говоривший мастеровой замолчал, и все сапожники с поспешным любопытством присоединились к двигавшейся толпе.
    – Куда идет народ то?
    – Известно куда, к начальству идет.
    – Что ж, али взаправду наша не взяла сила?
    – А ты думал как! Гляди ко, что народ говорит.
    Слышались вопросы и ответы. Целовальник, воспользовавшись увеличением толпы, отстал от народа и вернулся к своему кабаку.
    Высокий малый, не замечая исчезновения своего врага целовальника, размахивая оголенной рукой, не переставал говорить, обращая тем на себя общее внимание. На него то преимущественно жался народ, предполагая от него получить разрешение занимавших всех вопросов.
    – Он покажи порядок, закон покажи, на то начальство поставлено! Так ли я говорю, православные? – говорил высокий малый, чуть заметно улыбаясь.
    – Он думает, и начальства нет? Разве без начальства можно? А то грабить то мало ли их.
    – Что пустое говорить! – отзывалось в толпе. – Как же, так и бросят Москву то! Тебе на смех сказали, а ты и поверил. Мало ли войсков наших идет. Так его и пустили! На то начальство. Вон послушай, что народ то бает, – говорили, указывая на высокого малого.
    У стены Китай города другая небольшая кучка людей окружала человека в фризовой шинели, держащего в руках бумагу.
    – Указ, указ читают! Указ читают! – послышалось в толпе, и народ хлынул к чтецу.
    Человек в фризовой шинели читал афишку от 31 го августа. Когда толпа окружила его, он как бы смутился, но на требование высокого малого, протеснившегося до него, он с легким дрожанием в голосе начал читать афишку сначала.
    «Я завтра рано еду к светлейшему князю, – читал он (светлеющему! – торжественно, улыбаясь ртом и хмуря брови, повторил высокий малый), – чтобы с ним переговорить, действовать и помогать войскам истреблять злодеев; станем и мы из них дух… – продолжал чтец и остановился („Видал?“ – победоносно прокричал малый. – Он тебе всю дистанцию развяжет…»)… – искоренять и этих гостей к черту отправлять; я приеду назад к обеду, и примемся за дело, сделаем, доделаем и злодеев отделаем».
    Последние слова были прочтены чтецом в совершенном молчании. Высокий малый грустно опустил голову. Очевидно было, что никто не понял этих последних слов. В особенности слова: «я приеду завтра к обеду», видимо, даже огорчили и чтеца и слушателей. Понимание народа было настроено на высокий лад, а это было слишком просто и ненужно понятно; это было то самое, что каждый из них мог бы сказать и что поэтому не мог говорить указ, исходящий от высшей власти.
    Все стояли в унылом молчании. Высокий малый водил губами и пошатывался.
    – У него спросить бы!.. Это сам и есть?.. Как же, успросил!.. А то что ж… Он укажет… – вдруг послышалось в задних рядах толпы, и общее внимание обратилось на выезжавшие на площадь дрожки полицеймейстера, сопутствуемого двумя конными драгунами.
    Полицеймейстер, ездивший в это утро по приказанию графа сжигать барки и, по случаю этого поручения, выручивший большую сумму денег, находившуюся у него в эту минуту в кармане, увидав двинувшуюся к нему толпу людей, приказал кучеру остановиться.
    – Что за народ? – крикнул он на людей, разрозненно и робко приближавшихся к дрожкам. – Что за народ? Я вас спрашиваю? – повторил полицеймейстер, не получавший ответа.
    – Они, ваше благородие, – сказал приказный во фризовой шинели, – они, ваше высокородие, по объявлению сиятельнейшего графа, не щадя живота, желали послужить, а не то чтобы бунт какой, как сказано от сиятельнейшего графа…
    – Граф не уехал, он здесь, и об вас распоряжение будет, – сказал полицеймейстер. – Пошел! – сказал он кучеру. Толпа остановилась, скучиваясь около тех, которые слышали то, что сказало начальство, и глядя на отъезжающие дрожки.
    Полицеймейстер в это время испуганно оглянулся, что то сказал кучеру, и лошади его поехали быстрее.
    – Обман, ребята! Веди к самому! – крикнул голос высокого малого. – Не пущай, ребята! Пущай отчет подаст! Держи! – закричали голоса, и народ бегом бросился за дрожками.
    Толпа за полицеймейстером с шумным говором направилась на Лубянку.
    – Что ж, господа да купцы повыехали, а мы за то и пропадаем? Что ж, мы собаки, что ль! – слышалось чаще в толпе.

    Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
    Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
    Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
    На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
    Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
    Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.