Девушка контрабандистка из героя нашего времени. «Герой нашего времени» образ Ундины

Печорин в системе женских образов «Героя нашего времени»


Образы женщин в романе «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии характера главного героя - Печорина. Ведь тонкие грани его души, его недостатки и положительные стороны наиболее ярко можно увидеть, когда герой взаимодействует с женщинами, в которых влюблен, которые влюблены в него.

Ни одна любовь Печорина не заканчивается счастливо. Он сам приходит к мысли, что единственное, что он умеет в жизни, это разрушать чужие надежды. Печорин, как огня, боится женитьбы. Еще этот герой отмечает, что любит женщин только ради себя, ради собственного удовольствия, с жадностью поглощая чужие чувства, ничем не жертву ради любимой женщины. Он хочет быть любимым сам и никак не может насытиться в этом желании.

Образ Бэлы в «Герое нашего времени»


Пожалуй, самый яркий женский персонаж «Героя нашего времени» - это Бэла. Она прекрасная дочь горного князя, похищенная влюбленным Печориным. Бела дикарка, необразованна, непосредственна. Однако она - олицетворение гордости и чувства собственного достоинства. Бэла – настоящая женщина в своих любовных чувствах. Ее любви невозможно добиться страхом, подарками, красивыми словами. Бэла не знает хитрости, она открыта и не скрывает своих чувств.

Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.

Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в «Герое нашего времени»


Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в «Герое нашего времени»


Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»

Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Образ Веры в «Герое нашего времени»


Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.

Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»

Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»


Поделиться в социальных сетях!

Женские образы в романе «Герой нашего времени».

«Герой нашего времени» - это первый русский реалистический психологический роман в прозе, написанный М.Ю.Лермонтовым. Начато произведение было в 1837 году, причём его части были самостоятельными повестями, однако в 1840 году вышло издание, включающее в себя все эти повести. Роман задуман автором как психологическое исследование человеческого характера, причём по большей части это самоанализ Печорина. Однако более точные выводы о личности героя мы можем сделать, анализируя взаимоотношения его с другими людьми.

Ведь, контактируя с разными людьми, Печорин раскрывает свой характер по-разному. Рассмотрим это на примере женских образов в романе «Герой нашего времени».

Для начала стоит понять, для чего в романе нужны женские образы. У Лермонтова случайных персонажей и событий нет. Всё закономерно, связано между собой и имеет свои причинно-следственные связи. Что же особенного в женских образах? Какую роль они играют в жизни главного героя? Мы часто слышим фразу: «Cherchez la femme», - что значит: «Ищите женщину», когда говорится о том, что мужчина вдруг начал совершать поступки, ему обычно не свойственные, когда начал совершать подвиги, на которые ранее не был способен.

Потому что, как бы ни не хотел мужчина, женщина имеет сильное на него влияние. Влияние на характер, поступки, поведение, да даже на мысли. То есть женщины в романе служат показателями различных черт характера Печорина. Итак, когда мы разобрались, зачем женские образы в романе, приступим к анализу.

Полноценных женских образов в романе четыре. Рассмотрим их в порядке повествования, предложенном Лермонтовым.

Первый образ – это образ «дитя гор», образ Бэлы. Ей всего 16 лет, она дочь Черкесского князя. Девушка определённо красива, она грациозна, легка, но в то же время на «дика», даже пуглива. Её глаза заглядывают в душу, однако вскоре они могут либо тускнеть от горя, либо сверкать, будто два угля. Бэла необразованна, с трудом говорит по-русски. Воспитанная в мусульманской вере, она умерла мусульманкой, хотя ей и предлагали приять христианство. История этой девушки трагична, и судьба Бэлы, то, что случилось с ней, показывает нам некий цинизм и эгоизм Печорина. Он поклялся Азамату, брату Бэлы, в обмен на девушку отдать ему лошадь Казбича, воспользовавшись страстью заполучить коня, которая обуяла Азамата. В итоге отца Бэлы убивает Казбич, а Печорин, которого она успела полюбить, охладевает к ней. Поэтому жизнь девушки обрывает удар кинжала.

Второй образ – образ Ундины из главы «Тамань». Печорину в тот момент были свойственны романтичность натуры, любопытство, желание добраться до истины, свойственные всем молодым людям. Ундина. Григорий считал, что в ней есть порода, он считал саму её обворожительной. Но в косвенных взглядах ундины Печорин читал что-то дикое и подозрительное, в её улыбке видел что-то неопределённое… В общении с ней молодой офицер допустил огромную ошибку, которая едва не стоила ему жизни, он рассказал ей, что видел её с контрабандистом и слепым ночью на берегу. Тогда девушка отчаянно постаралась утопить ненужного свидетеля, чего Печорин не ожидал. Борясь за свою жизнь, он с трудом сбросил её за борт и испытал чувство облегчения, узнав, что она всё-таки жива. Однако вся эта история с контрабандистами оставила у него в душе лишь грусть и сожаление о глупом, необдуманном поступке.

Третий образ – образ Княжны Мэри из одноимённой главы. Мэри – юная, хорошо воспитанная, образованная девушка, принадлежащая к тому же сословию, что и Печорин. Она одета по всем правилам хорошего вкуса, её походка легка и благородна. Сама девушка очень красива, что привлекает поклонников, на которых она смотрит с презрением. Мэри чувствительна и непосредственна, с лёгкостью может помочь другому, к примеру, когда подняла стакан Грушницкому. Однако несмотря на все свои достоинства, для Печорина она была лишь средством, которое потешит его самолюбие. У него не было какой-либо влюблённости, только азарт и холодный расчёт. Реакцию Мэри он предугадывал, свои шаги по её завоеванию просчитывал наперёд. Результат был ожидаем – княжна в него влюбилась, начала тосковать по нему, стала слабеть здоровьем. Как Печорин ни старался, даже искры любви к Мэри не нашёл, поэтому решил вызвать у бедной девушки ненависть, чтобы «вернуть её к жизни». То есть Мери раскрывает ещё и неоднозначность характера Григория.

Последний образ, но самый значимый – образ Веры, описывающийся в главе «Княжна Мэри». Это единственная женщина, к которой Печорин питает глубокие чувства, проверенные временем, для него она – идеал женщины. Вера красива, умна, образована. Однако больше всего Григорий ценит её за то, что она, зная его недостатки, понимая его, всё-таки любит. Вере Печорин всегда говорит правду, никогда не нарушает данные ей обещания. Эта женщина раскрывает его лучшие стороны, единственная из всех, с кем встречался Григорий. Но Вера замужем, и счастью их многое мешает, в том числе и сам муж женщины, который, узнав, что она любит Печорина, увёз её. Печорин не успел даже попрощаться. В пути, когда он до смерти загнал лошадь, его твёрдость и хладнокровие исчезли, он плакал…

Образы женщин в романе «Герой нашего времени» играют большую роль в раскрытии характера главного героя - Печорина. Ведь тонкие грани его души, его недостатки и положительные стороны наиболее ярко можно увидеть, когда герой взаимодействует с женщинами, в которых влюблен, которые влюблены в него.

Ни одна любовь Печорина не заканчивается счастливо. Он сам приходит к мысли, что единственное, что он умеет в жизни, это разрушать чужие надежды. Печорин, как огня, боится женитьбы. Еще этот герой отмечает, что любит женщин только ради себя, ради собственного удовольствия, с жадностью поглощая чужие чувства, ничем не жертву ради любимой женщины. Он хочет быть любимым сам и никак не может насытиться в этом желании.

Образ Бэлы в «Герое нашего времени»

Пожалуй, самый яркий женский персонаж «Героя нашего времени» - это Бэла. Она прекрасная дочь горного князя, похищенная влюбленным Печориным. Бела дикарка, необразованна, непосредственна. Однако она - олицетворение гордости и чувства собственного достоинства. Бэла – настоящая женщина в своих любовных чувствах. Ее любви невозможно добиться страхом, подарками, красивыми словами. Бэла не знает хитрости, она открыта и не скрывает своих чувств.

Сердце Бэлы склоняется к Печорину только тогда, когда он говорит ей, что хочет уехать на войну, чтобы оставить там голову. Этот эпизод открывает перед читателем ее милосердную и добрую душу девушки.

Во взаимной любви с Печориным раскрываются лучшие стороны Бэлы. Она веселая, озорная, талантливая: поет и танцует так, что куда там светским дамам на балах. Завоевать Бэлу было не просто, но в любви она настоящий клад: страстная, верная, преданная, внимательная, чуткая. Пылкая любовь Бэлы - одна на всю жизнь.

Когда неглубокие чувства искателя приключений Печорина к ней начинают угасать, любящая девушка чувствует это сразу и сама угасает на глазах. Скрыть свое охлаждение Печорин не может, Бэла чувствует это сердцем. Но и в страданиях она сохраняет гордость, не упрекает любимого, не пытается ограничить его свободу или хитростью насильно привязать его к себе. Без любви для нее нет жизни, поэтому, выйдя за пределы крепости, Бэла каким-то образом сама приближает свою раннюю смерть.

Даже умирая от раны, нанесенной Казбичем, Бэла хочет только видеть Печорина и переживает, что из-за различия религий не встретится с ним на небе. При этом менять веру она отказывается – в этой родилась, в этой и умрет. Чтобы любимый помнил ее – вот последнее желание любящего сердца этой девушки.

Образ ундины в «Герое нашего времени»

Еще одна девушка в романе - контрабандистка. Она напоминает повадками русалку и выглядит очеь необычно. «Далеко не красавица…», она, тем не мене, очаровывает Печорина. Он видит в ней «породу». Ундина красива, как красив дикий зверь, артистична, эксцентрична. Она ведет себя странно: поет на крыше, разговаривает сама с собой, никого не смущаясь. Своей естественностью, даже дикостью, она покоряет Печорина. Такого он раньше не видел -прелесть новизны захватывает его.

Сначала Печорин подумывает, не сумасшедшая ли девушка, уж слшком оригинально ее поведение. Но «…на лице ее не было никаких признаков безумия; напротив, глаза ее с бойкою проницательностью останавливались на мне, и эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»

«Необыкновенная гибкость ее стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос – все это было для меня обворожительно.

Скоро проницательный Печорин начинает замечать, что девушка не так естественна, какой хочет казаться, что она играет «комедию». Но своим наблюдениям он не хочет верить, потому что уже создал в уме привлекательный образ:

«Хотя в ее косвенных взглядах я читал что-то дикое и подозрительное, хотя в ее улыбке было что-то неопределенное, но … правильный нос свел меня с ума»

Ничего на самом деле интересного и душевного в ундине Печорин в итоге не находит. Напротив, она подло заманивает его на лодку, притворяясь влюбленной, после чего пытается утопить, чтобы он не донес коменданту на контрабандистов. Печорин разочарован и зол на себя, что так обманулся.

Образ Мери в «Герое нашего времени»

Женские образы «Героя нашего времени» продолжает княжна Мери. Это - юная невинная девушка. Мери красива и богата, она – завидная невеста. Мери обладает острым умом, хорошо образована:

«…читала Байрона по-английски и знает алгебру: в Москве, видно, барышни пустились в ученость, и хорошо делают, право! Наши мужчины так не любезны вообще, что с ними кокетничать, должно быть, для умной женщины несносно…»

Мери окружена поклонниками. Она держится гордо, даже высокомерно, острая на язык, умеет вести разговор. Часто она весьма колка и умеет высмеять неудачливого собеседника.

«Княжна, кажется, из тех женщин, которые хотят, чтоб их забавляли; если две минуты сряду ей будет возле тебя скучно, ты погиб невозвратно: твое молчание должно возбуждать ее любопытство, твой разговор – никогда не удовлетворять его вполне; ты должен ее тревожить ежеминутно…» - говорит опытный Печорин Грушницкому о Мери.

Вместе с тем Мери обнаруживает жалость к больному Грушницкоиу в солдатской шинели, подает ему стакан с водой. На нее большое впечатление производит поступок Печорина, защитившего ее. В душе Мери оказывается наивным, пугливым ребенком - почти падает в обморок от страха, когда к ней цепляется пьяный хулиган на балу. Неопытная в жизни Мери - легкая добыча умелого обольстителя Печорина.

Доброе сердце девушки склоняется к Печорину, который сумел показать себя непонятым и неоцененным в обществе:

«Княжна сидела против меня и слушала мой вздор с таким глубоким, напряженным, даже нежным вниманием, что мне стало совестно. Куда девалась ее живость, ее кокетство, ее капризы, ее дерзкая мина, презрительная улыбка, рассеянный взгляд?..»

От своей первой любви Мери получает сокрушительный удар: она была лишь игрой своего избранника. Задета гордость девушки, и вся сила ее нежного чувства обращается в ненависть. «Я вас ненавижу» - вот последние слова княжны Печорину. Сможет ли она теперь доверять еще кому-нибудь? Сможет ли любить?

«А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!»

Образ Веры в «Герое нашего времени»

Вера - это женщина-жертва. Она давно влюблена в Печорина, который «высушил ей сердце». Она терпит это, прячет свою любовь от своего очередного мужа, мучается ревностью. Единственное ее утешение - то, что любимый холост.

Одновременно, Вера - умная женщина. Она единственная, кто поняла Печорина таким, какой он есть, со всеми его хитростями, страстями и пороками, и тем не менее, продолжает любить. Вера больна и знает, что жить ей, видимо, осталось недолго. Она говорит, что разум подсказывает ей ненавидеть Печорина, однако она, наоборот, тянется к нему и благодарна ему за все минуты, проведенные вместе.

Вера несчастна, она говорит, что пожертвовала ради любви к Печорину всем. Под этим Вера имеет в виду радость жизни, а не какие-то выгоды (она замужем по расчету, за немолодым человеком, ради благополучия сына). «Моя душа истощила на тебя все свои сокровища, все слезы и надежды…». Вера хочет ответной жертвы, и страдает оттого, что знает: от Печорина она никаких жертв не дождется:

«Не правда ли, ты не любишь Мери? ты не женишься на ней? Послушай, ты должен мне принести эту жертву: я для тебя потеряла все на свете…»

Чувство любви не приносит Вере истинной радости: для нее любовь – море страданий. Упреки, ревность, самоунижение:

«Ты знаешь, что я твоя раба; я никогда не умела тебе противиться… и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь!»

«Может быть, – подумал я, – ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»

Краткое сочинение по литературе на тему: Женские образы в романе «Герой нашего времени». Характеристика Бэлы, Княжны Мери, Ундины, Веры

М.Ю. Лермонтов создал один из первых русских психологических романов, в котором главную роль играет не сюжет, а раскрытие души. Повествование направлено на то, чтобы показать все грани характера главного героя, Григория Печорина. Встречи с разными людьми, общение и взаимодействие с ними также передают его личные качества. А каковы же женские персонажи романа?

Первой перед читателями предстает Бэла – самая экзотическая из всех девушек. Она, дочь кавказского князя, «черкешенка», увлекла главного героя пленительной, чистой внешностью, огромными глазами и «диким», неиспорченным светскими условностями поведением. Печорин украл Бэлу из отчего дома, гордая девушка сначала отвергала похитителя, а потом страстно полюбила. Героиня жила и горела этой первой любовью. Печорин стал для нее всем, она не пыталась его привлечь или нарочито отвергнуть, чтоб разжечь интерес, как делали светские красавицы, Бэла просто любила и отдавала всю себя. Но герою наскучили и эти настоящие чувства, он охладел к черкешенке, оставлял ее одну, хотя за ней охотился ее поклонник. В один из таких одиноких дней девушка была убита. Умирая, она остается самоотверженно любящей, не обвиняет Печорина, а переживает о другом: «Начала печалиться о том, что она не христианка, и что на том свете душа ее никогда не встретится с душою Григория Александровича». Бэла – образец нравственной чистоты и самопожертвования, она — погибшая надежда Печорина на воскрешение своей души.

В следующей главе нас ждет «ундина» – самая загадочная героиня, о ней неизвестно ничего, даже имени. Она привлекла героя таинственностью и красотой, от нее так и веяло какой-то авантюрой. Ловкость, проницательность, коварство, подвижность – эти качества роднят девушку со змеей. Да и занимается она совсем не честным делом: вместе с лодочником Янко они промышляют контрабандой. «Ундина» развеяла на некоторое время скуку Печорина, когда он раскрывал ее тайну. Однако момент, когда герой узнал, что девушка — контрабандистка, чуть не стал роковым: хитрая «русалка» (так еще ее называет Печорин) пригласила любопытного мужчину на свидание и чуть не утопила. «Ундина» выражает собой переменчивую судьбу, но и сама становится ее жертвой: после разоблачения они с Янко скрываются.

Княжна Мери – самая знатная из девушек, представительница «водяного общества». Героиня уже отравлена светом: поверхностная, ветреная, фальшивая: «Княжне также не раз хотелось похохотать, но она удерживалась, чтоб не выйти из принятой роли: она находит, что томность к ней идет, – и, может быть, не ошибается». Однако эта красивая девушка с выразительным лицом и «бархатными глазами» привлекает не только внешностью. Княжна умна, образована, способна еще к сильным чувствам, потому что неопытна, ей еще не приходилось обмануться. А вот с Печориным пришлось. Герой сыграл на романтических чувствах девушки и соблазнил ее со скуки, от желания досадить «заклятому другу» Грушницкому, из соображений близости княжны к давно любимой Вере. Печорин разбил Мери сердце, возможно, после него она и обретет те привычные для света холодность и бесчувственность, которых ей так не хватало.

Вера – самая значимая для героя женщина. Она уже не юна, многое пережила, как и герой. Они любили друг друга и раньше, и чувство не угасло на момент новой встречи. Вера – единственная, кто по-настоящему знает Печорина, перед ней не надо разыгрывать роли, ей не надо врать. Но это понимание не делает героиню счастливой. Она замужем за нелюбимым и медленно умирает: «Очень хорошенькая, но очень, кажется, больная… Не встретили ль вы ее у колодца? – она среднего роста, блондинка, с правильными чертами, цвет лица чахоточный, а на правой щеке черная родинка: ее лицо меня поразило своей выразительностию» — говорит о ней доктор Вернер. Вера готова на все ради любви, она жертвует собой, принимает Печорина со всеми его недостатками, а он, в свою очередь, не может ее обмануть и забыть. Краткий миг встречи сменяется трагическим расставанием: Вера вынуждена уехать. И она, и он понимают, что будущего нет, оттого горше их расставание и слаще их безнадежная любовь.

Отношения с женщинами раскрывают личность Печорина, показывают его в любви. По сути, любовь в его жизни одна – Вера, остальное — страсть, приключение или новизна. Герой нигде не может найти счастья и покоя, в том числе, в любви. Он лишен цели, ориентира, смысла, отдушины, вот что делает Печорина несчастным, а его жизнь, окруженную женским вниманием, скучной и пресной.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Цели:

  • Образовательная : выяснить с учащимися композиционную роль женских образов в романе «Герой нашего времени»;
  • Развивающая : систематизировать и расширить знания о главном герое Печорине;
  • Воспитательная : воспитывать любовь к творчеству М.Ю.Лермонтова, к его умению давать нравственную характеристику героям;

Методическая задача урока: создать условия для проявления творческой активности и креативных способностей учащихся через групповую форму работы.

Методическое обеспечение урока:

  • Наглядные пособия : портрет М.Ю.Лермонтова, иллюстрации Печорина с княжной Мэри, Бэлы.
  • Дополнительная литература : отрывки из статей В.Г.Белинскогом «Герой нашего времени», В.А.Сологуба «»Воспоминания», Л.Н.Васильева «Струн пламенные звуки. Мой Лермонтов».
  • Раздаточный материал :тестовые задания

Планируемые результаты: создание части проекта на тему «Женские образы в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»; (чтение отдельных отрывков из романа в сопровождении кратких сообщений и цитирование отдельных фрагментов), уровень усвоения данного материала на уроке (тестирование).

Эпиграф:

Я никогда не считался рабом любимой женщины.

М.Ю.Лермонтов

Ход урока

I. Организационный момент

Постановка целей.

II. Проверка ранее изученного материала: В.Г.Белинский о романе Лермонтова (отдельные отрывки). Тестирование:

Тестирование

1. Кто рассказывает историю Бэлы?

2. Как сложилась судьба Бэлы?

а) её увёз Казбич;
б) она осталась с Печориным;
в) она вернулась к своим родным;
г) она умерла.

3. Куда пригласила ундина Печорина на свидание?

а) в дом старухи;
б) на берег моря;
в) в трактир;
г) в сосновый бор.

4. Чем закончилось свидание Печорина и ундины?

а) Печорин не пошёл на него;
б) ундина чуть не утопила Печорина;
в) ундина попросила Печорина ничего не говорить уряднику;
г) она назначила вторую встречу.

5. Чей это портрет?

«И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали нам в душу. Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала»

а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.

6. В повести «Тамань» действующим лицом является:

а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.

7. О какой героине Печорин рассуждает так: У нее такие бархатные глаза – именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах; нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в ее зрачках. Я люблю эти глаза без блеска: они так мягки, они будто бы тебя гладят... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу.

а) Вера;
б) Бэла;
в) Княжна Мэри;
г) Княгиня Лиговская.

8. Накануне дуэли Печорин спрашивает себя: «...зачем я жил? для какой цели я родился?..» и делает вывод: «А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных...» Как закончилась жизнь героя?

а) Женился на Вере;
б) Уехал за границу;
в) Умер, возвращаясь из Персии;
г) Стал членом тайного общества.

III. Работа по теме

Слово учителя. Мы уже выяснили, что Печорин в романе показан противоречивой личностью. С одной стороны, он завистлив, зол, жесток, с другой – великодушен, иногда добр, то есть способен поддаться доброму чувству, например, благородно защищает княжну Мэри от посягательств толпы. Он безупречно честен наедине с собой, умён, но в то же время не умеет сострадать, привык исполнять только свои желания. Душевная черствость, равнодушие, неумение дорожить друж­бой и любовью делают этот образ малопривлекательным. Однако такая оценка Печорина была бы неглубокой и однознач­ной, если не заметить в его образе штрихи грусти, ноты безыс­ходности. Для того чтобы разобраться в образе Печорина, нужно понять его душу, его внутренний мир, мотивы его пове­дения и поступков во взаимоотношениях со всеми героями.
На предыдущем уроке мы говорили о роли мужских образов в романе, на сегодняшнем мы проведём исследование композиционной роли женских образов.
Эпиграфом нашего урока будут слова из романа «Я никогда не считался рабом любимой женщины».
– Как вы их понимаете?

– Работать мы будем в группах. В романе на внутренний мир Печорина, его поступки, характер влияют четыре женщины. Каждая группа будет рассматривать образ одной женщины.

IV. Задания группам

I группа: Печорин и Бэла.

1. Перечитайте песню-комплимент Печорину, спетую Бэлой на свадьбе сестры. Как в ней обозначено отношение Бэлы к Печорину? В чем своеобразие ее чувства? Почему она вначале отвергает любовь Печорина?

2. Какими способами Печорин добивался любви Бэлы? По­чему он охладел к Бэле? Любил ли он ее на самом деле?

3. Какова роль образа Бэлы в понимании характера Печорина?

(Тезисы ответов учащихся: Бэла – черкешенка, похищенная Печориным. Она жила и воспитывалась среди "естественных" людей, "детей природы". Характерной чертой её народа является гармония с окружающим миром. Печорин тоже стремится обрести ее в любви к Бэле. Однако ему, человеку с развитым самосознанием, не дано этого. Образ Бэлы, в основе которого лежит гармония, строящаяся на традициях и обычаях народа, символизирует явную чуждость Печорина к этому миру.
Кроткая и в то же время сильная, любящая и не желающая покориться Бэла привлекает Печорина. Однако это лишь страстное увлечение, а отнюдь не любовь. Старый и добрый Максим Максимыч не понимает, как можно не любить эту "славную девочку". Восторгаясь ее прелестью и веселостью, Максим Максимыч осуждает Печорина, охладевшего к Бэле после того, как услышал заветное "да".
Бэла, также заметившая перемену в Печорине и плачущая в его длительное отсутствие, не упрекает его ни одним словом.
Ее поведение – признак силы ее характера, способного скорее умереть, чем признать свое поражение.
Ее смерть – счастье для нее и трагедия для Печорина, лишний раз убедившегося в том, что в погоне за личным счастьем он губит чужое.
Находя в себе черты, сближающие его с народом, к которому принадлежит Бэла (порывистость, горячность, страстность), Печорин в то же время понимает, что этих качеств недостаточно, чтобы обрести гармонию с миром. История с Бэлой – яркое тому подтверждение).

II группа: Печорин и девушка-ундина.

1. Как Печорин рассуждает о внешности девушки-ундины и как это характеризует его самого?

2. Перечитайте сцену в лодке. В чем девушка-ундина превосходила Печорина и в чем ему уступала?

3. Какова композиционная роль ее образа?

(Тезисы ответов: Ундина – молодая, здоровая и энергичная девушка из маленького провинциального города, единственная, над кем Печорин не смог возобладать, даже не наделена именем. Ундиной ее называет Печорин, подчеркивая ее близость к природе (ундина – существо, соответствующее славянской русалке).
Напуганная способностью Печорина донести и разрушить ее мир, Ундина решается на смелый и жестокий поступок. Из-за одного только подозрения она, как существо истинно природное, готова убить человека.
Порывистость, решительность и естественность ее поведения свидетельствуют о силе характера Ундины. Умение притворяться (признается Печорину в любви, чтобы выманить его ночью на берег) говорит о способности добиваться своих целей любыми способами.
Способы Ундины оказываются эгоистичными и жестокими. Примечательно то, что Печорин ни в чем не винит Ундину, пытавшуюся его утопить.
Встреча с этой девушкой доказывает чуждость Печорина миру "честных контрабандистов", живущих по своим законам, которые неизвестны герою, его отторженность от них).

III группа: Печорин и Мери

1. Перечитайте сцену переправы Печорина и Мери через горную речку. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным? Перечитайте запись в журнале от 3 июня. Как Печорин объясняет свои отношения с Мери?

2. Проанализируйте сцену объяснения Печорина и Мери в конце главы. Как проявляется в этой сцене характер Печорина? Почему же он все-таки решился на дуэль из-за Мери?

3. Каков композиционный смысл образа Мери?

(Тезисы ответов: Княжне Мери посвящена Лермонтовым самая обширная из повестей, образующих роман, но в жизни Печорина Мери занимает место несравненно меньше, чем Бэла. которой посвящена небольшая повесть, и чем Вера, которая лишь мелькает в некоторых записях Печорина. В то время как Бэле была отдана вспышка настоящей страсти, а чувство свое к Вере Печорин осознал, в конце концов, как любовь, встреча Печорина с Мери и искание им ее любви были скорее главным приемом его борьбы с Грушницким, чем проявлением зарождающегося чувства к ней.
Рисуя Мери, Лермонтов чрезвычайно отчетливо изображает ее как человека своего времени, социального положения и своей культурной среды. Жизнь Мери – соблюдение правил светского общества, от которых она может отступить, только будучи уверенной в том, что общество об этом не узнает. Прямое человеческое движение княжны – помочь больному Грушницкому поднять стакан – сразу же осуждается ею же самой с точки зрения общественной морали и закона приличий: великосветской девушке не подобает снисходить до нужд незнакомого разжалованного солдата (не зная, что он на самом деле юнкер).
Образ Мери словно бы раздваивается: с одной стороны. это холодная светская дама, умеющая скрывать свои чувства, пряча их за маской томности, а с другой стороны, чувствительная и ранимая натура, способная переступить через приличия и первой признаться в любви молодому человеку ("Вы, может быть, хотите, чтоб я первая вам сказала, что я вас люблю?"). Однако любовь светской женщины так же быстро надоедает Печорину, как и любовь дикарки, а разговор о женитьбе и вовсе отталкивает Печорина от Мери.
Запись Печорина 6 июня ("зачем она [Вера] не хочет дать мне случай видеться с нею наедине?") многое объясняет в поведении его по отношению к Мери. Вера медлит назначить встречу с Печориным, и он надеется, что ее ревность к Мери поможет ему сломить сопротивление Веры. Уже 11 июня Печорин ловит себя на том, что он едва ли не влюблен в Мери. В Кисловодске его влечение к ней становится еще сильнее, он целует при переезде через Подкумок и доводит ее до признания в любви.
Но как только ему удается добиться желаемого свидания с Верой, он охладевает к Мери и признается ей, что не любит ее, а Вера становится ему "дороже жизни, чести, счастья". Таким образом, Мери оказывается лишь кратковременным увлечением Печорина, с ее помощью он добивается своих целей: доказывает свое превосходство над Грушницким и вызывает ревность Веры. Княгиня Мери же принимает это известие стойко и находит в себе силы сказать Печорину на прощание: "Я вас ненавижу!", хотя по-прежнему его любит).

IV группа: Печорин и Вера

1. Проанализируйте сцену встречи Печорина и Веры в записи от 16 мая и монолог Веры в записи от 23 мая. Как охарактеризовать их чувства друг к другу?

2. Перечитайте письмо Веры к Печорину, полученное им дуэли и эпизод погони за Верой. Каким мы видим Печорина в оценке Веры? В авторской оценке? В самооценке?

3. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

(Тезисы ответов:Образ Веры, на наш взгляд, раскрыт недостаточно, в романе отсутствует рассказ о ее психологических и культурных связях с ее средой и обществом: она вся раскрывается перед нами только со стороны своего чувства к Печорину. Страницы, посвященные Вере, доказывают, что она живет одною этой любовью.
Вера – единственная женщина, полностью понявшая Печорина. И любит она его не за привлекательную внешность или умение держать себя в обществе, а за сложность и противоречивость его характера. Ситуации, в которых показана Вера, – это только свидания с Печориным или безмолвное присутствие в гостиной Лиговских, когда он там бывает.
Ничего не известно ни об образе жизни Веры, ни о её отношениях с людьми, ни о ее умственном кругозоре, мы не слышим ее разговоров ни с кем, кроме Печорина. Кажется, что она существует вне среды, почти вне быта.
Но "Вера такою и должна быть, ибо она – образ самой любви, беззаветной, самозабвенной, не знающей границ, переступившей через запреты среды, ничего не теряющей от сознания недостатков и пороков возлюбленного". И только такая любовь может растопить ожесточенное и жаждущее сердце Печорина.
В облике Веры нет светского колорита, так как светскость и искренность – понятия взаимоисключающие, а Вера – само чувство, не знающее противоречий. Однако сознание того, что Вера единственная любовь Печорина, приходит к нему слишком поздно, когда он теряет ее навсегда. И в этом трагедия Печорина. Также трагедия в том, что Печорин даже ради Веры не готов жертвовать своей свободой).

V. Вывод

Женщины, с которыми встречается Печорин в романе, принадлежат к разным социальным классам, у них разное сознание. Бэла и Ундина, Вера и княжна Мэри – женщины разные, но ни с одной из них Печорин не постиг настоящего счастья. Это говорит о сложности и противоречивости его характера.

VI. Задание на дом: ответить письменно на вопрос: почему Печорин ни с одной женщиной не постиг настоящего счастья?

VII. Итог урока

Рефлексия: в начале урока учащиеся получили по две карточки-зелёную и красную. Зелёная означает положительный результат, красная – отрицательный.

При выходе из класса учащиеся помещают каточки в кармашек с вопросами:

– в группе сохранилось единство и партнерские отношения?
– единство группы в ходе работы было нарушено?

Литература:

1. Белинский В.Г. «Герой нашего времени». М., «Рипол Классик», 1999
2. Герштейн Э. «Герой нашего времени». М., «Художественная литература», 1976
3. Коплан И.Е . «Анализ произведений русской классики». – М.,«Критическая литература», 1997
4. М.Ю.Лермонтов в школе. Пособие для учителя. /сост. А.А.Шагалов. – М., Просвещение, 1976
5. М.Ю.Лермонтов . «Герой нашего времени». Комментарии В.А. Мануйлова, О.В. Миллер. С.-П., Гуманитарное агентство «Академический проект, 1996
6. Удодов Б.Т. «Герой нашего времени». М., Просвещение, 1989