День Белого Лотоса - День Памяти Е.П. Блаватской

Елена Петровна Блаватская
(1831-1891)

"Жертва мудрости лучше вещественных жертв, подвижник;
Мудрость полностью все дела объемлет".
Бхагавадгита

Через год после ухода из жизни Е.П. Блаватской Президент Теософского Общества полковник Генри С. Олкотт учредил «День Белого Лотоса», который будет отмечаться членами Теософского Общества и почитателями Е.П. Блаватской каждый год в день ее ухода 8 мая.

Все члены семьи Рерихов почитали нашу великую соотечественницу Елену Петровну Блаватскую. Благодаря ее самоотверженному труду и преданности высоким идеалам стали в гораздо большей степени доступны для людей сокрытые до этого в символах, мифах, легендах, преданиях и религиозных учениях древние сокровенные знания. Они дают представление, прежде всего, о духовных аспектах эволюции космоса и человека.
В значительной степени духовные искания Рерихов, нашедшие свое выражение в философии, науке, искусстве и общественной жизни, стали продолжением философских трудов и общественной деятельности Е.П. Блаватской.

18 января 1925 г. Николай Константинович Рерих подарил Теософскому Обществу в Адьяре свою картину «Вестник», написанную в 1924 г. в Сиккиме перед ликом Гималаев.
«В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвященную Елене Петровне Блаватской. Пусть она явится завязью будущего Музея имени Блаватской, который примет девиз: Красота есть одеяние Истины », – сказал художник на торжественной церемонии.
Созвучны устремлениям Рерихов были основные задачи Теософского Общества (ТО), основанного Е.П. Блаватской 17.11.1875 в Нью-Йорке вместе с полковником Генри С. Олкоттом при содействии У.К. Джаджа и других.
Эти цели провозглашали:
1. Всеобщее Братство: создание ядра всеобщего Братства человечества, без различия национальности, вероисповедания, пола, касты или цвета кожи.
Е.П. Блаватская поясняла, что путь для достижения такого гармоничного и одухотворенного союза людей должен начинаться с членов самого ТО, руководители которого старались бороться с любым своекорыстием, развивали искренние братские отношения сотрудничества, единения и взаимопонимания между членами, а также терпимость и милосердие по отношению к недостаткам других. Несмотря на принадлежность к разным религиозным воззрениям и социальному положению, теософы прежде всего должны стремиться к поиску Истины, строить свою жизнь на основах универсальной общечеловеческой этики. Только личные заслуги могут учитываться при оценке деятельности любого члена ТО.
2. Изучение древних и современных религиозных и философских учений Востока, особенно индийских, и постепенное ознакомление общественности, прежде всего путём издания соответствующей литературы, с сокровенными учениями.
3. Исследование неизученных законов природы и психических сил, скрытых в человеке.
Без соблюдения первого краеугольного принципа ТО, все остальные не могли быть полноценно реализованы.

Изречения Е.П. Блаватской

«Да внемлет душа твоя каждому возгласу страдания, подобно тому как священный лотос обнажает сердце свое, чтобы воспринять лучи утреннего солнца».

«Да ниспадет каждая жгучая слеза человеческая в глубину твоего сердца, и да пребудет она там: не удаляй ее, пока не устранится печаль, ее породившая».

«До тех пор пока Учитель не сочтет нужным, чтобы ты пришел к нему, будь с человечеством и бескорыстно трудись ради его развития и прогресса. Только это может принести подлинное достижение в развитии духовности».


(по материалам докладов Н.Д. Спириной и Е.П. Писаревой)

Есть люди, которые приходят в мир с ярко выраженной миссией. Эта миссия служения Общему Благу делает их жизнь мученичеством и подвигом, но благодаря им ускоряется эволюция человечества.

Такой была миссия Елены Петровны Блаватской. Более ста лет прошло с тех пор, когда в один из майских дней перестало биться сердце нашей великой соотечественницы. И только теперь мы начинаем осмысливать подвиг её жизни.

Е. П. Блаватская родилась в 1831 г., 12 августа, на Украине, в Екатеринославе (ныне Днепропетровск), в аристократической семье, совместив в себе физическую наследственность трёх наций Европы (по материнской линии - потомственные князья Долгорукие и француз-эмигрант Бандре-дю-Плесси; по отцовской - она происходила от обрусевшей ветви князей Мекленбургских).

Мать Блаватской Елена Андреевна Ган была талантливой писательницей, которую Белинский назвал «русской Жорж-Занд». Она ушла из жизни рано, не достигнув 25 лет, оставив двух малолетних дочерей.

Походная жизнь отца Елены Петровны, офицера-артиллериста, лишала его возможности самому воспитывать дочерей, и воспитание их взяла на себя бабушка по матери, княжна Елена Павловна Долгорукая, в замужестве Фадеева. Она была замечательно доброй, глубоко образованной женщиной, владела в совершенстве пятью иностранными языками, углублённо занималась естественными науками, прекрасно рисовала.

Светлое детство Елены Петровны прошло в кругу любящих и умных людей: в раннем детстве в общении с природой Украины, потом - в средней России, а затем на Кавказе.

Елена Петровна с детства имела Высокого Покровителя. Он являлся ей в сновидениях, она знала и любила эти зовущие куда-то глаза. В детские годы в момент опасности для жизни появлялась невидимая помощь. Она чувствовала предназначение и понимала, что узнать о сущности его сможет при встрече с Учителем. Для этого она оставила родной дом, неожиданно меняла места жительства, что не даёт возможности проследить внутренний смысл жизни этого периода: о её жизни в эти годы известно как о цепи путешествий.

Первая встреча её с Учителем состоялась в Лондоне в 1851 году. Через всю жизнь Елена Петровна пронесла преданность своему Учителю. Тайна, окутывающая эту сторону её жизни, понятна тому, кто знаком с философией Востока и Теософией.

Скептические западные умы с большим трудом воспринимают существование в малодоступных областях Гималаев Братства Учителей Мудрости (Махатм), помогающих человечеству; на Востоке к этому отношение другое. В 1886 г., подтверждая публикации Е. П. Блаватской, семьдесят пандитов (учёных, знатоков древних религиозных учений Индии) подписали заявление, в котором утверждали существование Махатм.

Чтобы стать принятым учеником Великих Учителей, требуются большой труд не одной жизни, испытания и переполняющая сердце любовь к людям. Только эти условия позволяют получить груз знаний, крупицами которых, «крохами со стола», пользуются маги и экстрасенсы, удивляющие нас своими феноменами. Этими знаниями творил свои чудеса и исцеления Иисус Христос. Но тот, кто может оживить, тот может и убить. Поэтому только всеобъемлющая космическая любовь, которая дала силы умирающему на кресте Иисусу Христу просить за распявших его: «Господи, прости их, они не ведают, что творят», позволяет овладеть ими. Вот почему такие преграды стоят на пути к этим космическим знаниям.

Переездом в Америку в 1873 г. начался третий период жизни Е. П. Блаватской - период творчества (1873-1878 гг. - Америка, 1878-1884 гг. - Индия и 1884-1891 гг. - Европа).

Седьмого сентября 1875 года состоялось открытие Теософического Общества. Это произошло в квартире Е. П. Блаватской, где собралось 17 человек, председателем его стал полковник Г. Олькотт - преданный сотрудник Елены Петровны, а сама она заняла скромную должность «секретаря для связи с корреспондентами». Впоследствии Общество было переведено в Индию, где продолжает функционировать по настоящее время, став Всемирным Теософическим обществом, имеющим филиалы во всём мире.

В Америке Елена Петровна пишет, вернее, записывает своё первое капитальное произведение «Разоблачённая Изида» в 2 частях, около полутора тысяч страниц. Начата книга в 1876 году, издана - в 1877 году. Уровень знаний, представленный в произведениях Елены Петровны, носил всеобъемлющий характер, которого она не имела, несмотря на свою высокую образованность. Очевидцы отмечали в её записях, иногда на одной странице, четыре разных почерка и стиля изложения. Сведения получались ею от Учителей; реже общение носило физический характер, чаще связи были письменные, ясновидяще-психические, астральные. Общение Елены Петровны с Великими Учителями достигало отчётливости и непрерывности, представляло собой нечто подобное беспроволочному телеграфу.

Сущностью сведений, даваемых человечеству через Е. П. Блаватскую в «Разоблачённой Изиде», а затем и в продолжающей её «Тайной Доктрине», является откровение о Великом Созидающем Начале Космоса, творении Космоса и Человека (микрокосма), о вечности и периодичности Бытия, об основных Космических Законах, которыми живёт Вселенная. Изида символизирует собой Природу, Материю, Матерь Мира. Частичное приподнятие покрова (разоблачение Изиды), который нас отделяет от её сокровенных тайн, и дано было свыше через Е. П. Блаватскую для ускорения продвижения человечества по пути эволюции.

«Тайная Доктрина» - труд в 3 томах, около тысячи страниц в каждом; писала его Елена Петровна с 1884 по 1891 г. Первый том приоткрывает нам часть загадок о сотворении Космоса, второй об эволюции человека, третий об истории религий; он был отредактирован и издан её учениками.

Оглядываясь на прошлое человечества, можно проследить закономерность неприятия открытий и откровений, опережающих свой век. Труды Елены Петровны встретили одинаковое сопротивление как Церквей, священные книги которых полны откровений, расшифрованных в «Тайной Доктрине», так и ортодоксальной науки. Первым и самым мощным оружием сил регресса является клевета, направленная на автора, что дискредитирует и его творения. В Учении Живой Этики говорится: «...Пусть факелы клеветы освещают путь неуклонного подвига. Называя наших послов шарлатанами, люди выдают им свидетельства необычности».

«Факелы клеветы» очень ярко освещали путь Е. П. Блаватской - клеветники и невежды-биографы, фальсифицированные судебные процессы, подделка личных писем, предательство облагодетельствованных ею людей - всё пришлось перенести этой «женщине-мученице», как она названа в Учении Живой Этики.

После переезда в Индию Елена Петровна вела большую работу, стараясь возбудить у местных жителей интерес к мудрости древнеиндусских верований, поднять дух народа воспоминанием о его былой славе.

В 1879 г. был основан журнал «Теософист», в котором публиковались выдающиеся работы Блаватской, написанные при помощи Учителей.

Влажный климат Бомбея, а затем и Адьяра, где было приобретено поместье для Общества, оказался вредным для здоровья Елены Петровны, и в 1884 г. ей пришлось окончательно переехать в Европу. Во время нескольких кризисных состояний здоровья Еленой Петровной описаны случаи чудесной помощи, исцелений, которые приходили от Учителя.

По приезде в Европу Елена Петровна избрала местом жительства тихий Вюрцбург, потом Остенд, а с 1888 до 1891 г. она жила в Лондоне. Жизнь её после отъезда из Индии полностью была посвящена работе над «Тайной Доктриной», которую она считала делом своей жизни.

Пять лет жизни, последовавших за этим, были цепью физических страданий, мученичеством, но несмотря на это работала она по 12 часов в сутки, не давая себе отдыха среди дня. А по вечерам была окружена посетителями, среди которых были и литераторы, и ученые.

8 мая 1891 года Е.П. Блаватская ушла из земной жизни, сидя за рабочим столом - как истинный воин Духа, каким она была всю жизнь.

По словам Е.И. Рерих, если бы не злоба и зависть окружавших её, «она написала бы ещё два тома ""Тайной Доктрины"", в которые вошли бы страницы из жизни Великих Учителей человечества. Но люди предпочли убить её...»

Многие учёные и деятели искусства проявляли интерес к «Тайной Доктрине». Так, на рабочем столе А. Эйнштейна всегда лежала эта книга. Выдающийся композитор А. Скрябин утверждал, что идеи Блаватской помогли ему в его творчестве.

Е.И. Рерих перевела два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский. Она писала: «...Е.П.Блаватская была огненной посланницей Белого Братства. Именно она была носительницей доверенного ей знания. Именно, из всех теософов лишь Е.П. Блаватская имела счастье получить учение непосредственно от Великих Учителей в одном из Их Ашрамов в Тибете. Именно она была великим духом, принявшим на себя тяжкое поручение дать сдвиг сознанию человечества, запутавшемуся в мёртвых тенётах догм и устремлявшемуся в тупик атеизма. Именно, только через Е.П. Блаватскую можно было приблизиться к Белому Братству, ибо она была звеном в Иерархической Цепи». «Утверждаю, что Е.П. Блаватская была единственной посланницей Белого Братства, и она одна ЗНАЛА». «Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя её будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П. Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая мученица за Свет и Истину. Вечная слава ей!».

В 1924 году Н.К. Рерих написал картину «Вестник». Передавая её в дар Теософскому обществу в Адьяре (Индия), он сказал: «В этом доме Света позвольте мне вручить картину, посвящённую Е.П. Блаватской. Пусть положит она начало будущему музею Блаватской, девизом которого будет: ""Красота - одеяние Истины""». На картине изображена женщина в буддийском храме, отворяющая двери Вестнику.

З.Г. Фосдик, ближайшая сотрудница Рерихов в Америке, поясняла, что женщина на картине символизирует человечество, а в Вестнике, возникшем на пороге храма на фоне сверкающих молний приближающейся Новой Огненной Эпохи, художник воплотил образ Е.П. Блаватской. Учителя человечества в Учении Живой Этики, обращаясь к нам, пишут: «Могут спросить, в каком соотношении находится Наше Учение к Нашему же, данному через Блаватскую? Скажите - каждое столетие даётся, после явления подробного изложения, кульминация заключительная, которая фактически движет миром по линии человечности. Так Учение Наше заключает «Тайную Доктрину» Блаватской. То же было, когда Христианство кульминировало мировую мудрость классического мира, и Заповеди Моисея кульминировали древний Египет и Вавилон. Только нужно понимать значение узловых Учений («Мир Огненный» ч. 1, § 79).

ДЕНЬ БЕЛОГО ЛОТОСА В УКРАИНЕ

День Белого Лотоса, который все теософы мира отмечают как день памяти Елены

Петровны Блаватской, основательницы Теософского общества, писательницы, путешественницы, одной из наиболее таинственных и загадочных фигур 19 века, в этом году отмечался Теософским обществом в Украине публично в различных городах. Предлагаем

вниманию наших читателей обзор событий этого дня.

8 мая 2014г в Обществе «Знание» Украины состоялось торжественное собрание общественности города, посвященное памяти Е.П.

Блаватской. Почтить память нашей великой соотечественницы собрались члены Теософского общества в Украине и единомышленники, близкие по духу люди, с уважением, почтением, пониманием и любовью, воспринимающие идеи, заложенные в трудах Е.П. Блаватской.

Именно в своих трудах Е.П.

Блаватская дала знание об эволюции космоса и человека, заложила основы нового космического мышления. Она предложила целостный способ познания окружающего мира и открыла новые возможности в постижении природы. Ее научные предвидения на протяжении ХХ века и в настоящее время находят теоретические и практические подтверждения.

Согласно принятому ритуалу, посвященному памяти Е.П.

Блаватской, торжественное собрание началось с исполнения музыкальных произведений для фортепиано и голоса в исполнении Щербины Елены и Шаповала Сергея с последующим чтением отрывков из произведений Эдвина Арнольда «Свет Азии», Бхагавад-Гиты и «Голоса безмолвия».



Со словами памяти о Елене Ган, матери Е.П. Блаватской, выступила президент Киевского отделения Теософского общества Н.И. Березанская. Свои стихи читали Николай Щербина и Наталья Давыдова. Елена Мерлиц ознакомила присутствующих с результатами волонтерской декады 2013г. по восстановлению дома-музея Е.П. Блаватской.

В завершении вечера памяти был проведен ритуал зажжения свечей с символическим объединением сердец присутствующих, посредством передачи огня из рук в руки, с чувством общей признательности и благодарности нашему дорогому учителю.

1 Н.Е. Пахомова

ДНЕПРОПЕТРОВСК

В Днепропетровске, в городе, где родилась Елена Петровна Блаватская, День Белого Лотоса особый день не только для теософов, но и для многих людей, интересующихся теософией и учением нашей соотечественницы. Особенность этого дня вот уже много лет определяет Дом, в котором жила одна из известных аристократических семей Екатеринослава, семья ФадеевыхДолгоруких, воспитавшая не одну плеяду выдающихся людей своего времени. Среди представителей славного семейства Елена Петровна Блаватская выполнила особую миссию – открыла миру новый взгляд на древнюю мудрость, которая выступает основой теософского учения. В этой связи, 8 мая - День Белого Лотоса в Днепропетровске на протяжении многих лет собирает теософов, учёных, общественных деятелей, представителей духовных организаций.

День начался с канонической части, в которой приняли участие члены днепропетровского отделения Теософского общества в Украине, а также несколько людей, изучающих теософию под руководством днепропетровских теософов. Следуя рекомендациям Елены Петровны, в этот день были прочтены отрывки из книги Эдвина Арнольда "Свет Азии" и из «Бхагавад Гиты», а также фрагмент из бесед с Рамана Махарши о Бхагавад Гите. В начале и завершении канонической части прозвучала универсальная молитва на украинском и русском языках.

В 10.00 двери Музейного центра Е.П. Блаватской и её семьи были распахнуты для всех, кто чтит имя Елены Петровны, понимая непреходящее значение учения, открытого нашей соотечественницей всему миру. В этом году День Белого Лотоса собрал представителей Днепропетровска, Никополя, Кривого Рога, Запорожья. Открыла день Белого Лотоса заведующая отделом «Музейный центр Е.П.Блаватской и ее семьи»

Днепропетровского исторического музея им. Д.Яворницкого Юлия Викторовна Ревенко, принявшая эстафету многолетней кропотливой и подвижнической работы по созданию музея основательницы музейного центра Елены Валентиновны Аливанцевой. Она отметила значимость сохранения ежегодной традиции, открывать День Белого Лотоса в Доме, где родилась Елена Петровна, а также почтила память ушедшего с земного плана одного из первых теософов в Украине – Александра Сергеевича Пригунова. Ежегодно, 8 мая Александр Сергеевич посвящал своё выступление истории Дня Белого Лотоса. Эту традицию продолжила его дочь, Юлия Шабанова, которая рассказала о завещании Елены Петровны Блаватской и Исполнительном Приказе Генри С. Олькотт, учреждающем "День Белого Лотоса". Татьяна Головченко прочла 16 главу из Бхагавад Гиты и комментарии к ней Анни Безант.

В завершении первой части Дня Белого Лотоса прозвучал концерт классической музыки в исполнении струнного квартета Днепропетровской консерватории имени М.Глинки. Великолепное исполнение произведений И.Баха и В.Моцарта, И.Пахельбеля и А.Вивальди, 2 Д.Уильямса и Г.Миллера сопровождали культурологические комментарии Юлии Шабановой, позволившие целостно воссоздать единую палитру музыкального универсума.

Во второй части Дня Белого Лотоса была проведена традиционная научная конференция, организованная на базе кафедры философии Национального горного университета. Материалы для участия в конференции под названием «Современное миропонимание: духовные аспекты культуры», посвящённой памяти Е.П.Блаватской, подали учёные из Украины, Германии, Бельгии, США, России. Они представили свои исследования о мировоззренческом, философском, культурологическом аспектах теософии, обратились к проблемам духовности, теургии, эзотерики, пессимизма, магии в учении Елены Петровны Блаватской. И хотя непосредственное участие в конференции в этом году (ввиду сложной политической ситуации в Украине) смогли принять лишь учёные из Днепропетровска, среди которых 3 доктора и 2 кандидата наук, в ходе конференции были зачитаны доклады зарубежных коллег. Вопросы, возникшие у слушателей, были направлены учёным из разных стран для дальнейшего диалога, который будет иметь дальнейшее продолжение. Конференция проходила в духе творческого диалога, в контексте поиска методологии междисциплинарного синтеза, максимально приближенного к специфике исследований сакральных текстов теософского наследия Елены Петровны Блаватской. Исследовательская работа, представленная на конференции учёными разных стран, выполнялась в соответствии с основными направления Концепции деятельности научной группы Теософского общества в Украине. Для презентации основных идей, представленных на конференции был издан сборник тезисов докладов, который будет опубликован на сайте Теософского общества в Украине www.theosophy.in.ua, в разделе «Научная группа».

Гармоничным завершением официальной части Дня Белого Лотоса стал концерт вокальной музыки в исполнении оперной и камерной певицы лауреат международных конкурсов им. А.Дворжака (Чехия) и С.Прокофьева (Украина), заведующей кафедрой сольного пения Днепропетровской консерватории им. М. Глинки Оксаны Гопки и пианистки Людмилы Рыбак. Утончённая музыка композиторов 20 века на стихи поэтов начала прошлого века ввела слушателей в мир обострённого субъективизма и утончённой камерной проникновенности, отражая сложные состояния поисков духовных идеалов, актуальных для современного общества. Обращение к фрагментам из книги Елены Петровны Блаватской «Из пещер и дебрей Индостана», а также музыковедческие комментарии Юлии Шабановой позволили в символической форме связать музыкальное завершение Дня Белого Лотоса с универсальными основами теософии.

Теософы завершили День Белого Лотоса в камерной обстановке. Кроме чтения канонических текстов, зачитывались выдержки из статьи Е.П. Блаватской по этическим групповым отношениям и отрывок из книги «Голос Безмолвия» об Ученичестве. В заключении был показан фильм «Женщины в русской истории - Е.П. Блаватская». Участники делились своими мыслями, приводили запомнившиеся цитаты и читали стихи, среди которых особо стоит отметить «Факел» – Е. Бугрименко, «Судьба», «Посвящается памяти ЕПБ» – В. Будько.

В. Мишина, Н. Мельник, А. Палладин, Ю. Шабанова ЛЬВІВ

–  –  –

ХАРЬКОВ

Харьковский учебный центр самый молодой и немногочисленный в Теософском Обществе Украины, но и мы, благодаря общим усилиям и особо женской половины группы в лице Елены Твердохлеб, прекрасно провели День Белого Лотоса. Все участники принесли белые цветы. Торжественное собрание, посвященное 123-й годовщине памяти Елены Петровны Блаватской, открылось музыкой композитора Скрябина А.Н. (у которого,Тайная доктрина, была настольной книгой), потом Елена вдохновенно зачитала отрывки из произведения,Свет Азии, или Великое отречение, Эдвина Арнольда, любимого произведения ЕПБ. Также были прочитаны избранные места из,Бхагавадгиты, и,Света на пути, Учителя Иллариона. В перерывах чтения литературных произведений звучала музыка Скрябина А.Н. Настроение у присутствующих было возвышенное. После чтения произведений были разыграны и зачитаны открытки с изображением белого лотоса, на которых были отрывки текстов ЕПБ. В целом торжественное собрание прошло на очень хорошем уровне.

Эдуард Кусковский

КИРОВОГРАД

В этот светлый весенний день, 8 мая 2014 года, собрались вместе не только теософы, но и их единомышленники, люди Доброй воли, независимо от того, какой Путь духовного роста они избрали, чтобы вспомнить и выразить чувство искреннего уважения нашей замечательной соотечественнице, почтить день ухода с земного плана Вестника Света, посланного нам Великими Владыками.

В начале встречи руководитель теософской группы Раиса Михайловна Калашникова создала прекрасный психологический настрой присутствующих на сердечное восприятие предстоящих выступлений. Затем, после произнесения Универсальной молитвы, она познакомила нас с содержанием некролога под названием «Госпожа Блаватская», опубликованном 10 мая 1891 года в газете «The Herald Tribune», Нью-Йорк, США, в котором кратко, но очень ёмко раскрыта значимость миссии Елены Петровны Блаватской и её трудов в международном масштабе.

С большим вниманием мы слушали Александра Ливашникова, который зачитал Исполнительный Приказ Президента Теософского Общества Генри Олькотта, изданный незадовго до Первой годовщины того Дня, когда светлый дух Елены Петровны оставил земную оболочку и освободился от материи, и в котором были изложены все ЕЁ желания. Мы знаем, что Елена Блаватская была примером благотворительности и первым её пожеланием было раздавать в такой День немного пищи бедным рыбакам. И тут же мы узнаём, что перед началом Торжественного Собрания члены Инициативной группы ТОС посетили приют для одиноких людей преклонного возраста, оставили им немного пищи от имени Елены Петровны и кое-что из бытовых принадлежностей.

С целью выполнения её следующего желания, активным теософом Людмилой Передерий зачитаны 1-я и 6-я глава из Бхагавад Гиты, а психолог Татьяна Орлова очень проникновенно подала отрывок из книги Эдвина Арнольда «Свет Азии», в котором говорится о том, как «Будда учил милосердию».. Не могу сказать, что я впервые слышу те или иные главы из этих призведений. Но на этот раз они звучали по-новому, заставляли задуматься над теми качествами, которые так необходимы на Пути Ученичества, вызвали стремление ещё глубже познакомиться с древними Учениями Востока.

4 Известно, что каждые 100 лет Великие Учителя посылают человечеству Вестника, через которого можно передать миру часть истинного древнего Знания для просветления людей. В Х1Х веке выбор пал именно на Елену Петровну Блаватскую. Почему? Этот вопрос раскрывала Валентина Белан, положив в основу своих глубоких рассуждений аспекты астрологической науки. Нельзя не упомянуть, что в ХХ веке такими посланниками были Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи. И мы с радостью узнали, что в 1920 году, в Лондоне они стали членами Теософского Общества. Их дипломы подписаны Анни Безант и хранятся в музее Рерихов в Нью-Йорке. Кроме того, оказывается, Николаю Константиновичу свыше было поручено позаботиться о сохранении офиса ТО именно в Адьяре, о чём сказано в записях его дневника от 21 июня 1922 года.

Интересны и содержательны были дополнения, высказанные Юлианой Губенко, в частности о том, что 1991 год был объявлен ЮНЕСКО годом Елены Блаватской и она признана «человеком Мира».

О том, какой след оставила ЕПБ в жизни лондонского рабочего Герберта Бурроу и графини Констанс Вахтмейстер, кем она была для них, замечательно передали в своих сообщениях соответственно Людмила Фесенко и Татьяна Васильева.

Все, затаив дыхание, слушали стихотворение Леонида Володарского, посвящённое Блаватской, которое вдохновенно прочитала Лариса Пустовойтова.

В небольшой медитации, проведенной в конце встречи, мы выразили наше уважение, почитание, благодарность Великим Учителям и их Посланнице, которая принесла людям Свет, за их огромный труд на пользу всего Мира Встреча оставила прекрасное впечатление. Она прошла живо, интересно, красиво, к тому же была познавательной и показала, что в это непростое для всех время мы можем сотрудничать и должны объединяться для работы ради Общего Дела.

В заключение хочу выразить также благодарность и организаторам этой знаменательной встречи, побуждающей участников к Единению на Пути духовного роста, совершенствованию, преодолению Золотых Ступеней Лестницы, по которой ученик сможет подняться в Храм Божественной Мудрости.

Галина Собакина 5

Современники о Е.П.Блаватской

Больше всего мне запомнились её яркие и грозные глаза под резко очерченными дугами бровей. Казалось, она не принадлежит этому миру. Обликом - женщина, речью - мужчина, на вид – вполне земная, в действительности - божественная… Этот великан интеллекта, мудрости и силы … занимается распространением знания Брахма-видьи, Религии Мудрости.

Рангампалли Джанганнатхья - теософ

Неординарная личность, в высшей степени человечная, исполненная сострадания и безраздельной преданности делу, для нее священному, которому она отдала все – душу, разум и сердце. Великодушная воительница, которой чуждо чувство мести. Она нашла в себе силы устоять под тяжестью ненависти и лжи, обрушившихся на нее.

А.П. Синнет - редактор газеты "Пионер".
На основе его переписки с Махатмами изданы книги
"Письма Махатм" и "Эзотерический буддизм",
близкий сотрудник Е.П. Блаватской

Она была очаровательной собеседницей. Особенно привлекала её непосредственность. При мне однажды кто-то сказал, что самая прекрасная женщина Англии выглядела бы невзрачной дурнушкой рядом с этой замечательной личностью. …Я никогда не видел, чтобы женщина в зрелом возрасте так смеялась - как ребенок.

Уолтер Олд - преданный ученик Е.П.Б.,
член Эзотерической секции Ложи Блаватской

Не может быть никакого сомнения, что Е.П.Блаватская обладает чудесными тайными силами, которые она могла получить только преодолев бесконечно великие трудности. Нет ничего труднее в наше время в Индии, как найти настоящего йога и суметь получить от него его знания, тем более эта трудность непреодолима для женщины из расы варваров. Но что ей удалось, - как, я не знаю, - овладеть ключом к истинной индусской философии и к тайному учению Будды, для меня - несомненно.

С членами Теософского общества Индии, Англии и Америки я не знаком, но Е. П. Б. знаю хорошо. Я не русский, не англичанин и не американец, и не имею никакого земного побуждения говорить о ком-либо злое или хорошее, если я в том не убежден.

А если подумают о том, что я - индус и притом брахман высшей касты, то ясно, что ничто, кроме истины, не могло заставить меня сказать слово в пользу личности, которая высокие учения моих предков выдает тем, кто, несмотря на всю науку и цивилизацию, все же - насквозь варвары.

Но кто называет Е. П. Б. обманщицей, тот не понимает, что говорит. Я бы отдал все в жизни тому, кто научил бы меня так обманывать.

И неужели людям Запада недостаточно, если гордый брахман, который никогда ни перед кем не склонял головы, кроме Высшего Сущего, если он перед этой белой йогиней Запада складывает руки, как послушное дитя?

Что же побуждает его к этому? То, что в наших глазах она более не женщина варваров; она переступила порог и каждый индус, даже чистейший из чистейших брахманов, сочтет для себя честью и радостью назвать ее матерью.

Раи Лахири, индийский брахман

Лицо у неё было круглое, как луна, - такая форма высоко ценится на Востоке; глаза ясные и чистые, мягкие, как у газели, когда она спокойна, но вспыхивающие по-змеиному, когда она сердится, или возбуждена. Лет до тридцати она сохраняла девичью фигуру, гибкую, мускулистую и хорошо сложенную, способную радовать глаз художника. Руки и ноги у нее были маленькие и изящные, как у нежной девушки.

Устоять перед ней было невозможно, всего за одну беседу она способна покорить любого человека, успевшего приобрести достаточно жизненного опыта, чтобы не считать себя центром мироздания.

А.Л.Росон - доктор богословия, права, медицины.
Автор книг по религии, филологии, археологии

Её отличала простота, свойственная тем, в ком живет царственный дух, поступающий, как ему заблагорассудится. Все ощущали ее проницательность и мощь. Всех пленяла ее универсальность. Она помогала людям мгновенно раскрыться с самой лучшей стороны. Это давало им возможность с новой силой почувствовать, что перед ними человек, способный разглядеть их подлинную суть, не обращая внимания на все мелкое и ничтожное, чему другие придают столько значения. Она удерживала любовью, не страхом.

Абсолютно равнодушная к сплетням, она никогда не утруждала себя опровержениями. Как-то она сказала мне: «Грязь лилась так долго, что теперь я даже не пытаюсь открыть зонтик».

Она жила великой истиной, а её называли обманщицей; она была необыкновенно щедра, а её считали мошенницей; любое притворство вызывало у неё отвращение, а из неё сделали Королеву плутов.

Её идеалом было самадхи, или бого-сознание… Она была железным бруском, раскаленным докрасна, который уподобляется огню, позабыв о своей природе. Большинство людей постоянно поглощены потребностями и удовольствиями своей низшей натуры. А для неё, казалось, не существует ни личных потребностей, ни удовольствий.

Часто она по полгода не выходила из дому. Даже чтоб прогуляться по саду. Воздействием её личного примера объясняется секрет столь поразительного роста и распространения Теософского движения.

Эдмунд Рассел - американский художник,
встречался с Е.П.Б. в 80-х гг. в Лондоне

Мир и честь г-же Блаватской! При всех своих странностях это была женщина славная: всех людей она почитала своими братьями и сестрами - она была гражданкой мира. Между прочим, у неё есть и такие слова: «Не допускай, чтоб палящее Солнце осушило хоть единую слезу боли прежде, чем ты сам не сотрешь её с очей страждущего.

Курт Воннегут - американский писатель

Она - самая человечная из всех; похожа на старую крестьянку и целиком предана делу, вся её жизнь – в огромном кресле с пером в руке. Много лет подряд она пишет по двенадцать часов в сутки.

Е.П.Блаватская … женщина выдающейся учености и сильного характера. Один лондонский остряк как-то назвал её вульгарной комедианткой загробного мира. Эта недобрая фраза, тем не менее, содержит в себе ту истину, что она всегда любила хорошую шутку – даже если шутили над ней самой.

Натура великая и страстная… она производила впечатление на любого, кто обладал хоть каким-то внутренним богатством, будь то мужчина или женщина. Она, казалось, не терпела формализма и крайностей абстрактного идеализма в окружавших ее людях, так что порой взрывалась, бранясь, и щедро раздавала прозвища: «Да вы просто олух, хотя все же теософ и собрат…

Уильям Батлер Йейтс - ирландский писатель,
Лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года, теософ,
один из первых членов Эзотерической секции Ложи Блаватской

Что за женщина! …непонятая, оболганная, оскорбляемая, - и вместе с тем какой блестящий, тонкий ум и какая глубокая ученость; само воплощение щедрости; женщина, прямая в речах и поступках, пренебрегавшая той ханжеской болтовней, которую мы выдаем за хорошие манеры, но готовая предложить истину всем жаждущим. …Она никогда не оставалась безучастной и не была одинаковой со всеми. У нее было множество друзей, готовых умереть за неё, и врагов, готовых её уничтожить.

Этот ясный взгляд голубых глаз читал в душе каждого, кто приходил к ней, даже того, кто потом её предавал. …Из своих скудных средств (а жила она всегда скромно) она помогала всем нуждающимся, даже если знала, что они намереваются погубить дело, которому она служила всю свою жизнь.

Ее речь завораживала; она никогда не читала лекций, но стоило ей заговорить – и те, кто ее слушал, не могли уже думать ни о чем другом. После встречи с ней ничто уже не было таким, как прежде.

Кристмас Хамфрис - основатель и президент
Буддийского общества в Лондоне,
отдавший этой деятельности шестьдесят лет жизни

Когда новое учение - путеводная звезда и утешение моей жизни - раскрывалось передо мной все полнее и шире, я открыл в своем сердце глубокую, прямо пламенную благодарность к вестнику, который на все дерзнул, все перенес, чтобы дать нам благо истинного света. Она сделалась моей матерью, моей благодетельницей, моим руководителем.

Хотя я не знал ее во плоти, но она одна из всех вождей человечества дала мне истинное познание и научила стоять за правду перед лицом всего мира. Душа, которая способна сотворить такое издалека, не может быть зависимым лучом, она – один из тех больших световых центров, которые никогда не умирают, хотя бы мы некоторое время и называли ее по неведению "Еленой Блаватской".

Кемпбел Фер Планк, теософ

Многие её книги, в том числе «Тайная Доктрина», Теософское движение, основанное при ее участии еще в 1875 г. и действующее до настоящего времени; вдохновение, пробужденное ею в бесчисленных преданных сердцах и сильных умах – все это было, есть и пребудет, потому что она была тем, кем она была. Так кем же она была? Мы не знаем. Вероятно, никогда и не узнаем. Она остается благородной тайной.

Но зато мы знаем другое: тот, кто не умеет быть благодарным, недостоин благодати. Поэтому сегодня мы не можем не благодарить её за то, что она была тем, кем она была, и за всё, что она дала нам. …Никто не покидал магический круг её общества, не изменившись. И даже сегодня она продолжает вдохновлять тех, кого привлёк огонь, возжженный некогда с её помощью. Мы должны благодарить её и сегодня, и до конца наших дней.

Стэфан Хоэллер - доктор философии,
профессор кафедры сравнительного религиоведения
Университета Лос Анжелеса

Отрывок из книги Эдвина Арнольда "Свет Азии"

Если бы вы были прикованы к колесу изменений и не имели возможности отторгнуться от него, сердце беспредельного существа было бы проклятием, Душа мира стала бы страданием. Но вы не скованы! Душа мира блаженна; сердце живущего небесно-покойно; воля сильнее страдания; то, что было хорошо, становятся лучше; лучшее - совершенным.

Я - Будда, чьи слезы были слезами всех моих собратьев, я - сердце которого было истерзано скорбью всего мира, я отдаюсь теперь радости и веселью, ибо знаю, что свобода не вымысел! О, вы, страждущие, узнайте: - вы страдаете добровольно! Никто не принуждает вас, никто не заставляет жить и умирать, вертеться в колесе, обнимая и покрывая поцелуями терзающие вас спицы, обод, облитый слезами, ступицу – это полнейшее ничто! Откройте глаза ваши; я покажу вам истину! Ниже преисподней, выше неба, дальше самых отдаленных звезд, дальше обители Брахмы, без начала, без конца, без предела, как пространство, достоверно, как сама достоверность, существует божественная сила, направляющая на добро; лишь ее законы вечны. Она проявляет!, себя в цветке розы: ее рука складывает листья лотоса, она в темных недрах земли, среди безмолвных посевов подготовляет чудную одежду весны; она расписывает лучезарные облака; она разбрасывает изумруды на перьях павлина: звезды - ее жилище; молния, ветер, дождь - ее слуги.

Из мрака создала она сердце человека, из бесцветных чешуй - полосатую шею фазана; вечно творящая, она превращать во благо все старый скорби, все старые потрясения. Она хранит серые яйца в гнезде ангинги и шестигранную ячейку с медом пчелы; муравей знает ее пути так же, как и белая горлица. Она расправляет для полета крылья орла, когда он возвращается домой с добычей; она посылает волчиху к детенышам; для нелюбимых она отыскивает пищу и друзей. Она не знает никаких препятствий, она не останавливается, все ей равно приятны; она вливает сладкое молоко в грудь матери и яд в зубы молодой змеи.

Она создает гармонию движущихся сфер в безграничной тверди небес; она скрывает в глубоких недрах земли золото, сардоникс, сапфиры, лазуриты.

Постоянно выводя на свет скрытое, она пребывает среди лесных просек и выращивает корни кедра, она же производит все новые и новые листья, цветы, травы.

Она убивает и спасает, ничто не трогает ее, кроме успеха дела; Любовь и Жизнь - вот нити, из которых вырабатывается ее ткань: Смерть и Страдание - вот челноки ее ткацкого станка.

Она созидает и разрушает, вечно все исправляя, и все лучшими и лучшими являются плоды ее творчества. Медленно осуществляется в ее искусных руках великолепный, задуманный ею план.

Видимый мир - часть того целого, которое она созидает; мир невидимый обширнее видимого; сердца и души людей, мысли народов, их желания и поступки - все они управляются тем же великим законом.

Невидимо протягивает она вам руку помощи, неслышным голосом говорит она громче бури. Милосердие и Любовь стали доступны людям, потому что она путем долгой работы придала форму слепой массе.

Никто не может презирать ее, отвергающий ее - теряет, повинующийся ей - приобретает: за тайное добро она платит миром и благословением, за тайное зло - страданием.

Она все видит, все подмечает - она награждает хороший поступок и карает дурной, даже и тогда, когда совершивший его успевает, наконец, познать истинный закон (Дхарму). Она не знает ни мести, ни прощенья: мера, которою она мерит, вполне точна, ее весы безукоризненно верны; время для нее не существует - приговор ее неизменен: произнесет ли она его завтра или через много лет - он останется тем же.

Ею нож убийцы направляется против самого убийцы; несправедливый судья лишается защитника; ложь сама себе служит наказанием; вор и разбойник похищают, чтобы возвратить похищенное.

Таков закон правды, – закон, который никто не может обойти, никто не может приостановить, сущность его есть Любовь; цель его – Мир и блаженная кончина! Ему повинуйтесь!

День белого лотоса

8 мая – «День белого лотоса», день ухода Елены Петровны Блаватской с земного плана. Это была великая русская женщина (12 августа 1831 г. - 8 мая 1891), давшая миру теософское учение об истине. Она говорила: «Нет религии выше истины» или «Если вы так любите Христа, то почему не соблюдаете его заповеди?». Можно привести много мудрейших слов, которые были произнесены ею.
Как-то раз я наблюдал в книжном магазине один эпизод: в магазин зашла парочка молодых людей, и девушка мне сразу как-то внутренне не понравилась, да и внешне она была, мягко говоря, «не очень» - лицо в прыщах, красное, и, даже чем-то походила на "жабу". Остановившись около книг Е.П. Блаватской, она сказала: «Я не люблю Блаватскую». И тогда я понял, почему эта девушка так безобразна.
Много лет назад, мои знакомые попросили меня напечатать в брошюре стихи одной «поэтессы». Я приехал к ней домой по приглашению. Было угнетающее зрелище: женщина-инвалид настолько была обезображена природой, что всё её тело было завёрнуто в белую простыню. Такое впечатление, что там руки и ноги все были скручены в один узел. Очень жалко было её. Мы беседовали. И сразу же почти в начале беседы она позволила себе нелестно высказаться о Елене Петровне Блаватской. Я сказал много слов в защиту моего любимого Имени. Но в ответ эта женщина-инвалид не убедилась моими словами и продолжала говорить что-то неприятное в адрес Е.П. Блаватской. Я спешно закончил беседу и ушёл, навсегда порвав с этой женщиной все связи. Для меня это был большой урок – я понял, почему эта женщина родилась инвалидом, потому что она по невежеству своему поносит Великое Имя.
Так что книги Е. П. Блаватской – это очень серьёзное знание. Вообще, всё, что исходит от Махатм является незыблемой истиной. Е.П. Блаватская была наипреданейшей ученицей в миру. Через неё было Дано много Трудов. Основной из них – «Тайная Доктрина». Может быть Елена Петровна дала бы миру ещё больше, но у неё было столько злобных врагов, которые своей клеветой, злобными мыслями уничтожили её здоровье и она ушла из жизни раньше времени, не закончив своих работ. К примеру, третий том «Тайной Доктрины» не был дописан до конца и уже готовился к изданию её учениками.
Е.И. Рерих продолжила дело Е.П. Блаватской. Именно Еленой Ивановной были переведены два тома «Тайной Доктрины» с английского языка на русский.

Почему "День белого лотоса"?

В завещании Елены Петровны от 31 января 1885 года она просит друзей собираться ежегодно в день её смерти и читать отрывки из "Света Азии" Э. Арнолда, а также из Бхагавадгиты.
Этот день празднуется теперь теософами во всём мире как День Белого Лотоса. Название это придумал полковник Г.С.Олкотт: в первую годовщину смерти Е.П.Блаватской в Адьяре необыкновенно пышно цвели лотосы.

Дорогая наша Елена Петровна, мы помним Тебя, чтим, любим. Пусть Образ Твой светит нам! Истина, принесённая Тобой в мир пусть громыхает набатом. И так мы войдём с Тобой в Новый Мир!
Слава Тебе!!!