Дать понятие что такое пародия.

Кактусы Пародия, это вовсе не подобие суккулентов, как может показаться, судя по названию.

Это полноценный род, названный так по имени парагвайского ботаника Лоренсо Пароди, посвятившего свою жизнь изучению суккулентных растений.

На этой странице вы сможете посмотреть фото кактусов Пародия всех видов из домашних коллекций и ознакомиться с их описанием.

Описание кактусов Parodiа

Род кактусов Пародия (Parodiа) теперь объединяет почти полторы сотни видов, в том числе и составлявшие раньше самостоятельные, популярные у кактусоводов роды бразиликактус (Brasilicactus), эриокактус (Eriocactus), нотокактус (Notocactus), виггинзия (Wigginsia).

Все эти растения - настоящие «дети солнца»: во-первых, они очень любят солнечный свет и выраженно реагируют на него прекрасным приростом, великолепными колючками и цветением; во-вторых, их пышные цветки, часто собранные на вершине стебля настоящими букетами (на крупных экземплярах - до нескольких десятков одновременно!), прямо-таки брызжут яркими красками и светом, и, в-третьих, колючки у большинства Пародий цветные и полупрозрачные, тоже как бы пронизанные светом. Кроме того, у Пародий обычно слегка скошена в сторону солнца верхушка стебля.

Все виды кактусов Пародия - излюбленные растения кактусоводов: отзывчивые на уход, обильно и прекрасно цветущие, красивые в любой сезон. У большинства собственно Пародий есть крючковидные яркоокрашенные центральные колючки. Однако в сугубо комнатной культуре растения этого рода хотя и не погибают, но утрачивают свою прелесть, плохо цветут и могут тянуться. Если у вас нет возможности помещать кактусы летом на солнце, Пародии лучше не заводить.

По этой же причине Пародии не очень годятся для включения в интерьеры и в композиции из комнатных цветов. Лишь виды небольшой группы виггинзий легче переносят недостаток солнечного света.

С Пародиями есть и еще одна сложность: они, в отличие от большинства кактусов, плохо переносят пересушивание земляного кома, особенно в период вегетации, но при этом страдают и от излишней влаги в почве, особенно в прохладную погоду.

При описание кактусов Parodiа следует также иметь в виду, что большинство представителей рода - быстрорастущие и крупные растения, и они не любят, когда их рост как-то ограничивают.

Самая известная и широко распространенная из собственно Пародий - Пародия микросперма (Parodia microsperma), невероятно изменчивая и представленная десятками вариаций, считавшихся ранее отдельными видами.

Ее стебель обычно совсем невелик, но может, достигает 20 см в высоту и до 10 см в диаметре. Он покрыт небольшими спирально расположенными бугорками, на каждом из которых и располагаются белоопушенные ареолы с колючками.

Как видно на фото, у этого кактуса Пародия колючки и роскошные цветки могут быть самых разных оттенков:

Цветки до 4 см в диаметре, раскрываются, как у всех представителей рода, вблизи точки роста, обычно сразу по нескольку, пышным букетом и держатся в течение 3-5 дней, закрываясь на ночь.

Очень эффектны густоопушенные Пародии, например, Р. рипае (пунэ), опушение ареол которой столь обильно, что вся верхняя часть стебля оказывается как бы усыпанной снежком, и из этого белого одеяния выглядывают когтистые колючки и небольшие ярко-красные цветки.

Великолепна P. maassii (маасси), у которой центральная колючка мощная, до 4 см длиной и загнута вниз. Хороши и Пародии с длинными прямыми колючками.

Самая очаровательная из них - P. nivosa (нивоза), чьи длинные снежно-белые колючки растут во все стороны из белых «лохматых» ареол на этом белом фоне особенно выразительны крупные красные цветки.

Близкая родственница Пародии нивоза - P. chrysacanthion (хризакантион), у которой и цветки, и длинные колючки золотисто-желтые. Замечательная особенность этой Пародии - очень раннее цветение: бутоны появляются уже в конце зимы.

Группы кактусов рода Пародия

Даже объединяемые с Пародиями нотокактусы остаются своеобразной и обособленной группой. Здесь вы можете посмотреть фото нотокактусов и узнать названия популярных видов этих суккулентов.

Самый известный и широко распространенный представитель данной группы - Parodia (Notocactus) ottonis (оттонис) - представлен множеством разнообразных форм.

Для этого нотокактуса характерен шаровидный стебель с немногочисленными прямыми округлыми ребрами и длинными редкими тонкими колючками. Нотокактус оттонис часто образует новые стебли, вырастающие прямо из земли на концах подземных побегов.

Цветки крупные - до 6 см в диаметре, ярко-желтые с характерным для нотокактусов темно-красным рыльцем пестика. Но особенно эффектна его форма с оранжево-красными цветками.

Один из красивейших видов нотокактусов - R (N.) werneri (=uebelmannianus) (вернери). Его плоскошаровидный темнозеленый стебель имеет такие низкие и широкие ребра, что они почти незаметны.

Обратите внимание на фото нотокактуса – длинные светлые изогнутые колючки по-паучьи прижаты к стеблю, а весной на вершине стебля появляются крупные пурпурные цветки:

Среди цветоводов хорошо известны P. (N.) mammulosa (маммулоза) с мелкими бугорками на стеблях и уплощенными, направленными вниз центральными колючками.

И P. (N.) scopa (скопа) с многочисленными коротенькими белыми колючками-щетинками. Цветки у обоих нотокактусов желтые, в природе и в культуре оба они представлены многообразными формами.

К нотокактусам примыкают эриокактусы (Eriococtus) - крупные и очень декоративные растения, ранее выделявшиеся в самостоятельный род.

Давно известный в культуре Р. (Е.) leninghausii (ленингхаузи) - цилиндрический кактус высотой до 1 м, с длинными золотисто-желтыми колючками. С возрастом от основания стебля вырастают новые роскошные ответвления, а летом на его верхушке появляются крупные лимонно-желтые цветки, каждый из которых держится довольно долго - несколько дней (что необычно в мире недолговечной красоты цветков кактусов).

Хотя это растение крупновато для комнат, оно остается излюбленным и среди дилетантов, и среди маститых кактусоводов. Особенно популярным стал эриокактус P. (Е.) magnificus (магнификус - что означает «великолепный»).

Посмотрите на фото эриокактуса - он отличается необычным контрастом голубовато-зеленых мощных высоких ребер и густоопушенных смыкающихся в сплошные гребни ареол, усеянных золотистыми колючками, которые придают этому растению редкую выразительность:

Большинство форм упоминавшихся выше виггинзий (Wigginsia) (они тоже примыкают к нотокактусам) сейчас относят к одному виду - P. (W.) erinacea (эринацеа). Это крупное шаровидное растение с многочисленными ребрами и слегка уплощенными, направленными вниз немногочисленными колючками.

Виггинзии выделяются крупными (иногда более 1 см в диаметре) бело-опушенными ареолами. Цветки у них только желтые, довольно крупные - до 7 см в диаметре. После цветения образуются нарядные шаровидные розовые плоды.

Упомянем, наконец, еще одну небольшую группу кактусов, примыкающих к нотокактусам, бразиликактусы (Brasilicactus). Всего один вид с яркими разновидностями. Характерный для всех представителей обширного рода Пародий некоторый скос в сторону солнца достигает у бразиликактусов крайнего развития. Они всегда, как подсолнухи, наклонены на юг, причем так сильно, что их центр роста находится не на верху, а сбоку растения.

Бразиликактусы густо покрыты щетинковидными колючками, а изящные цветки появляются во множестве на этой скошенной вершине самой ранней весной. У более известной вариации Р. (В.) haselbergii (хазельберги) щетинки белые, а цветки оранжево-красные, у формы graessneri (гресснери) щетинки золотисто-желтые, цветки же светло-зеленые.


Благодаря своим красивым колючкам, они сохраняют декоративность в любое время года. Эти кактусы не требуют особого ухода, не нуждаются в досвечивании. Растут очень медленно, миниатюрны до такой степени, что на небольшом подоконнике можно поместить коллекцию чуть ли не из ста растений.

Родина

Пародии в дикой природе растут в Боливии, северных районах Аргентины, в Парагвае. Их можно найти высоко в горах, в узких трещинах скал, в глубоких травянистых ущельях. Растение назвали в честь ботаника Л. Пароди, описавшего его еще в начале 20 века.

Цветение

Цветет яркими, очень привлекательными, верхушечными бархатными цветками , которые плотно сидят на шарообразных, обычно заросших колючками стволиках, потому что трубка-цветоножка очень короткая. Создается впечатление, что цветок просто положили на ствол кактуса.

У этих растений продолжительный период цветения. Расцветка достаточно разнообразна: они бывают красные, оранжевые, желтые, имеют золотистый оттенок, встречаются и почти белые, палевые.

Все популярные виды кактуса пародия (описание с фото)

Пародия кровавоцветковая (Parodiasanguiniflora) - у нее постепенно удлиняющийся с возрастом, первоначально сплюснутый шаровидный стебель, спиральные ребра с огромным количеством колючек в виде белых и коричневых жестковатых щетинок; красные, блестящие цветки.

Пародия золотоиглая (Parodiachrusacanthion) - белые с золотым отливом многочисленные колючки опутывают шарообразный стебель, отсюда и название вида; цветки желтые, средних для кактусов размеров.


Пародия снежная (Parodianivosa) - кактус с шаровидным стеблем до 15 см в диаметре, который с возрастом постепенно вытягивается и вырастает до 8 см в высоту, с многочисленными белоснежными колючками, сплошь покрывающими стебель. Из-за них вид и получил своё название. Цветки ярко-красные, достаточно большие; внешне этот вид очень схож с маммилярией; у этих пародий почти не образуются детки.

Пародия бильбаоская (Parodiabilbaoensis) - цветет оранжевыми цветками; стебель опутан колючками и имеет очень декоративный вид.


Пародия Швебса (Parodiaschwebsiana) - одно из самых оригинальных растений, колючки на верхушке стебля ложатся белой шапочкой; цветет достаточно крупными палевыми цветками.


Пародия золотистоколючковая (Parodiachrysacanthion) - шаровидный, слегка прижатый стебель с диаметром 6 см, буквально обросший длинными колючками, которые плотно покрывают весь шар; на самом верху стебля колючки образуют мягкую пуховую шапочку. Имеет крупные золотистые цветы, достигающие 3 см в диаметре.


Пародия Ленингхауза (Parodialeninghausii) - темно-зеленый, формирующий обширные группы стебель, колючки беловато-желтые, похожие на щетинки; цветки яркие, крупные, желтые.


Пародия великолепная (Parodiamagnifika) – имеет шарообразный голубоватый стебель с ярко выраженными ребрами, часто ветвится от самого корня; цветет бледными, небольшими желтыми цветками. Пользуется особой любовью цветоводов из-за своего необычного вида.


Пародия изменчивая (Parodiamutabilis) - вырастает в высоту до 8 см; имеет белые тонкие колючки; цветки с красным зевом, большие, желтые, очень оригинальные.


Пародия Мааса (Parodiamaasii) - ярко-зеленый стебель в форме шара, с возрастом удлиняется до 10 см; со спиралевидными ребрами; верхушка опушенная; коричневые колючки достигают 4 см; цветки красные, достаточно крупные. В природе растет высоко в горах.


Пародия мелкосеменная (Parodiamicrosperma) – стебель длинный, до 10 см; бывают шаровидные экземпляры до 20 см в диаметре; много колючек красного или коричневого цвета, от этого очень декоративен; цветки желтые.


Пародия Фауста (Parodiafaustiana) - округлый ствол с множеством эффектных белоснежных колючек, на самом верху имеются еще и четыре ярко-черные колючки, такое сочетание смотрится очень эффектно; цветки золотисто-желтые.


Пародия Хаагена (Parodiahaageana) - кактус с округлым стеблем, красивыми коричневыми колючками, достигающим в диаметре до 20 см; цветки красные.

Уход за пародией в домашних условиях

Освещение

Эти растения предпочитают много света и солнца . На окнах любой иной ориентации, кроме южной, быстро вытягиваются и совсем не цветут.

Температура

Идеальной температурой для таких растений будет диапазон от 15 до 25 градусов , но повышение температуры до 30 градусов не оказывает на них никакого влияния.

Полив

Кактусы начинают регулярно поливать с середины марта , но только после полного просыхания грунта в горшке. Полив понемногу прекращают к ноябрю.

Влажность

Пародии не нуждаются в специальном увлажнении воздуха.

Подкормки

Как и большинство других кактусов, пародии удобряют специальными минеральными смесями для кактусов , которые продаются в магазине. Но подкармливать эти растения нужно не чаще, чем раз в месяц, полностью прекращая внесение удобрения в период покоя.

Почва

Для грунта берут по одной части листовой земли, торфа, песка, дерновой земли. Приготовленную почву смешивают с мелкой кирпичной крошкой-такой состав позволяет дышать корням. Можно купить в магазине готовую почвенную смесь для кактусов, но тоже лучше добавить кирпич.

Период покоя

К концу осени пародии прекращают расти, и у них наступает период покоя, в ноябре их переносят в помещение с температурой от 5 до 15 градусов , но достаточно светлое. Сокращают полив: грунт смачивают (но не поливают!) раза три за весь период.

Пересадки

Молодые растения раз в год пересаживают, емкость для пародий нужна маленькая: корневая система у них небольшая; старые кактусы пересаживают раз в два-три года. Обычно это делают весной или сразу после окончания цветения.

Вынимать растение и помещать его в свежий грунт надо очень аккуратно, корни пародий легко повреждаются, и растения после этого долго болеют.

Размножение

Размножают детками , но это весьма сложно, так как многие черенки погибают почти сразу после отделения от материнского растения.

Чаще всего пародии размножают семенами , которые, как правило, имеют хорошую всхожесть, но очень мелкие. Процесс этот длительный: сначала насыпают в небольшую емкость субстрат из песка, листовой земли и толченого древесного угля, который перед посевом обильно поливают раствором марганцовки, аккуратно размещают на поверхности и немного присыпают землей, поливают осторожно из пульверизатора.

Для прорастания нужна температура - 15-18 градусов , но ни в коем случае не выше. Семена прорастают в темноте, а молодые всходы держат в хорошо освещенном месте, прикрывая от солнечных лучей, к которым приучают постепенно. В начале жизни за ними требуется тщательный уход. Рассаживают на постоянное место примерно через два года.

Вредители и болезни

У пародии такие же враги, как и у большинства растений: щитовки, мучнистые чернецы, красный паутинный клещ . Для борьбы с ними кактусоводы традиционно используют специальный препарат, высокотоксичный инсектицид «актеллик», обработку которым приходится производить неоднократно, так как личинки этих вредителей могут достаточно глубоко прятаться в складках и у основания колючек, и нужно дождаться времени их превращения во взрослое насекомое, чтобы провести повторную обработку.

При загнивании корней кактус аккуратно вынимают из грунта, тщательно обрезают поврежденные корни и опускают оставшиеся на минуту в очень горячую воду, после чего пересаживают растение в свежий грунт.

Пародии могут болеть стеблевой гнилью , тогда на стеблях появляются темные пятна, в этом случае пораженное место осторожно вырезают и присыпают измельченным древесным углем.

Конец стебля может смарщиваться из-за избытка влаги. В этом случае полностью прекращают полив.

Как только на улице станет тепло, эти кактусы нужно отправить на дачу, на свежий воздух, который они очень любят, правда, есть одна сложность - их нельзя оставлять под дождем, от избытка влаги они могут загнить, поэтому пародии лучше поместить под крышу.

Но такой «дачный» период помогает растениям бороться с болезнями и вредителями, основательно закаляя их.

Правильные по форме оригинальные шарики-пародии легко узнать среди кактусов. На них нельзя не обратить внимание, не зря многие любители кактусов начинают свои коллекции именно с пародий.

Единственный их недостаток — сложность с размножением, но если кактус достиг возраста трех лет, то с ним не возникает никаких особых проблем.

С литературной пародией мы встречаемся уже в античной литературе. Первый известный образец жанра – Батрахомиомахия ("Война мышей и лягушек"), где пародируется высокий поэтический стиль "Илиады" Гомера. При написании "Войны мышей и лягушек" использовался прием травестия – о низком предмете (мыши и лягушки) повествуется высоким стилем.

Своего расцвета пародия достигла в средние века и в эпоху Возрождения. В Италии это были пародии-бурлески Д.Буркьелло, Ф.Бёрни, Дж.Б.Лалли. Латинскую традицию высмеивания врагов в пародийных завещаниях возродил Ф.Вийон. "Дон Кихот" Сервантеса пародировал жанр рыцарского романа.

В России 18 века известны пародии Сумарокова на М.В.Ломоносова, "шуто-трагедия" И.А.Крылова "Подщипа" – пародия на напыщенный классицизм русских трагедий.

В начале 19 века, в период борьбы между классицистами и романтиками, появился ряд остроумных пародий А.С.Пушкина, И.И.Дмитриева, А.А.Шаховского, И.П.Мятлева, Н.А.Маркевича, Н.А.Полевого.

Расцвет сатирической пародии в России начался в середины 19 века, когда литература занялась решением социальных проблем (например, пародии Козьмы Пруткова, направленные против эпигонского романтизма, мещанской лирики, бездумного развлекательства, чиновного "глубокомыслия"). Объектом пародий у Н.А.Добролюбова и поэтов "Искры" Д.Д.Минаева, В.С.Курочкина, Н.С.Курочкина, Н.Л.Ломана были стихи поэтов "чистого искусства", салонно-патриотическая лирика.

После 1917 года большой популярностью пользовался коллективный сборник "Парнас дыбом" (1925) – собрание юмористических и комических стилизаций на многих писателей.

Литературная пародия "передразнивает" изображение действительности в литературных произведениях и именно в тех же формах, в которых оно было осуществлено.

Отличительными особенностями л итературной пародии являются:
а) подражание (суждения в стиле пародируемого автора);
б) критическая направленность;
в) юмор;
г) поэтическое мастерство.

Иногда также литературной пародией называют "передразнивание" реальности (например, "Историю одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина называют пародией как на реальную историю русского самодержавия, так и на исторические монографии середины 19 века).

В большинстве случаев литературная пародия представляет собой юмористическую или сатирическую стилизацию. Она должна непременно снижать, дискредитировать стилизуемый объект, и в этом ее отличие от комических стилизаций или шуточных подражаний, лишенных такой направленности (например, подражание Данте и А.С.Пушкину в сборнике "Парнас дыбом").

Встречаются пародии, "передразнивающие" сам жанр безотносительно к конкретному стилю, его воплощающему (например, П. Козьмы Пруткова на жанр басни).

Литературная пародия существует только "в паре" со своим оригиналом. Эффект пародирования – в мысленном, но отчетливо ощущаемом контрасте с пародируемым, в наличии "второго плана".

В статье А.Морозова "Пародия как литературный жанр" указаны три основные разновидности жанра литературной пародии:
1) юмористическая или шуточная, в целом дружественная по отношению к оригиналу; к ней близка комическая стилизация;
2) сатирическая, отчетливо направленная против пародируемого объекта и исполненная резкой критики ко всему идейно-эстетическому комплексу пародируемого произведения;
3) "пародийное использование", направленное преимущественно на внелитературные цели, лежащие вне "пародируемого" произведения (например, "И скучно, и грустно, и некого в карты надуть" Н.А.Некрасова).

Следует отметить, что сатирические пародии часто перерастают первоначальный замысел, приобретают самостоятельное значение и оказываются долговечнее объекта пародии (например, "Орлеанская девственница" Вольтера, задуманная как пародия на тяжеловесную поэму Ж. Шаплена).

Часто используемой темой у пародистов являлись классицизм и романтизм, так называемые произведения "высокого стиля". Также литературные школы современного модернизма пародируются чаще, чем реалистические направления.

Следует отметить существование пародий на литературные жанры. Например, в русской литературе есть пародии на оду, романс, балладу, элегию, даже на стихотворные переводы (например, пародии Козьмы Пруткова и Д. Д. Минаева на переводчиков Г.Гейне).

Объектом литературных пародий являются и так называемые внехудожественные стили: эпистолярный ("Письмо к ученому соседу" А.П.Чехова), судебного разбирательства ("Осы" Аристофана), исторические монографии ("История села Горюхина" А.С.Пушкина), лекции ("О вреде табака" А.П.Чехова) и т. п. Однако не все исследователи относят подобные стилизации к жанру литературной пародии.

ПАРОДИЯ В ЛИТЕРАТУРЕ И ИСКУССТВЕ - комическое подражание.

Па-ро-ди-ро-вать-ся мо-гут как ху-дожественное про-из-ве-де-ние или груп-па про-из-ве-де-ний, так и ин-ди-ви-ду-аль-ная ма-не-ра, сте-рео-ти-пы ре-чи и по-ве-де-ния. Не-об-хо-ди-мым ус-ло-ви-ем пародии яв-ля-ет-ся на-ли-чие уз-на-вае-мо-го па-ро-ди-руе-мо-го об-раз-ца. В за-ви-си-мо-сти от ха-рак-те-ра ко-миз-ма пародии бы-ва-ют юмо-ри-сти-че-ски-ми или са-ти-ри-че-ски-ми.

Пародия в ли-те-ра-ту-ре, как пра-ви-ло, стро-ит-ся на на-ро-чи-том не-со-от-вет-ст-вии пла-на вы-ра-же-ния пла-ну со-дер-жа-ния; в её ос-но-ве час-то ле-жат при-ёмы бур-ле-ска. Пародия мо-жет от-но-сить-ся как к сти-лю, так и к те-ма-ти-ке про-из-ве-де-ний кон-крет-но-го ав-то-ра, жан-ра, це-ло-го ху-дожественного на-прав-ле-ния. Пародия не раз ста-но-ви-лась сред-ст-вом литературной по-ле-ми-ки, осо-бен-но при сме-не ху-дожественных эпох и сти-лей, но мо-жет пре-сле-до-вать и вне-ли-те-ра-тур-ные це-ли, ни-как не свя-зан-ные с «па-ро-ди-руе-мым» про-из-ве-де-ни-ем.

Древ-ней-шая пародия в ев-ропейской ли-те-ра-ту-ре - древне-греческая по-эма «Бат-ра-хо-мио-ма-хия» («Вой-на мы-шей и ля-гу-шек», VI века или V века до нашей эры), в ко-то-рой раз-дор и сра-же-ния ме-ж-ду жи-вот-ны-ми опи-са-ны сти-лем «Илиа-ды». Ко-ме-дии Ари-сто-фа-на, на-прав-лен-ные про-тив со-фис-тов и Со-кра-та, тра-ге-дий Ев-ри-пи-да («Об-ла-ка», «Жен-щи-ны на празд-ни-ке Фес-мо-фо-рий», «Ля-гуш-ки») ста-ли пер-вы-ми об-раз-ца-ми по-ле-мической пародии. В сред-ние ве-ка по-лу-чи-ла рас-про-стра-не-ние пародия на са-краль-ные тек-сты (на Свя-щен-ное Пи-са-ние, на цер-ков-ные пес-но-пе-ния) - так называемая parodia sacra, не имев-шая ко-щун-ст-вен-но-го ха-рак-те-ра. Па-ро-дий-но-стью про-ник-нут ро-ман «Гар-ган-тюа и Пан-таг-рю-эль» Ф. Раб-ле. Один из наи-бо-лее яр-ких и зна-чительных об-раз-цов пародия ран-не-го Но-во-го вре-ме-ни - ро-ман М. де Сер-ван-те-са «Хит-ро-ум-ный идаль-го Дон Ки-хот Ла-манч-ский», яв-ляю-щий-ся во мно-гом пародией на об-вет-ша-лый жанр ры-цар-ско-го ро-ма-на. К пародии не-од-но-крат-но об-ра-щал-ся в сво-их пье-сах У. Шек-спир. В XVII-XVIII веках из-вест-ность сни-ска-ли па-ро-дий-ные по-эмы П. Скар-ро-на («Вер-ги-лий на-из-нан-ку»), А. Тас-со-ни («По-хи-щен-ное вед-ро»), Н. Буа-ло («На-лой»), А. По-упа («По-хи-ще-ние ло-ко-на»), па-ро-дий-ные ко-ме-дии Моль-е-ра («Смеш-ные же-ман-ни-цы», «Вер-саль-ский экс-промт»). В эпо-ху Про-све-ще-ния пародии пи-са-ли Д. Де-фо и Дж. Свифт, Г. Фил-динг и Воль-тер; в XIX веке - Дж. Бай-рон, П.Б. Шел-ли, В. Скотт, Г. Гей-не , Э.М. Ла-биш, Э. Скриб и многие другие. Ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние пародия по-лу-чи-ла в XX веке - от про-из-ве-де-ний К. Ча-пе-ка, С. Ли-ко-ка, А. Фран-са, Б. Брех-та до литературы по-стмо-дер-низ-ма.

В Рос-сии пер-вые пародии от-но-сят-ся к XVII веку: пародии на че-ло-бит-ную, на рос-пись о при-да-ном, на ле-чеб-ник, на цер-ков-ную служ-бу и так далее. В XVIII веке поя-ви-лись пародии в фор-ме ирои-ко-ми-че-ской по-эмы: «Иг-рок лом-бе-ра» и «Ели-сей, или Раз-дра-жён-ный Вакх» В.И. Май-ко-ва, «Вер-ги-лие-ва Энеи-да, вы-вер-ну-тая на-из-нан-ку» Н.П. Оси-по-ва и другие, а так-же по-ле-ми-че-ские пародии: «Оды вздор-ные» А.П. Су-ма-ро-ко-ва, на-прав-лен-ные про-тив тор-же-ст-вен-ных од М.В. Ло-мо-но-со-ва и В.П. Пет-ро-ва. В XIX веке к пародии об-ра-ща-лись К.Н. Ба-тюш-ков, П.А. Вя-зем-ский, И.И. Дмит-ри-ев, А.А. Ша-хов-ской, мо-ло-дой А.С. Пуш-кин; ха-рак-тер-ные об-раз-цы соз-да-ли Д.Д. Ми-на-ев, В.С. Ку-роч-кин, Н.А. Доб-ро-лю-бов, И.И. Па-на-ев , Козь-ма Прут-ков, В.С. Со-ловьёв. В XX веке на-пи-са-ние пародии ста-но-вит-ся пре-имущественно уде-лом ав-то-ров-па-ро-дис-тов, спе-циа-ли-зи-рую-щих-ся поч-ти ис-клю-чи-тель-но на соз-да-нии про-из-ве-де-ний по-доб-но-го ро-да: А.А. Из-май-лов в 1910-е годы, А.Г. Ар-хан-гель-ский в 1920-1930-е годы, А. А. Ива-нов в 1960-1970-е годы Эле-мен-ты пародии при-су-щи ро-ма-нам В.Г. Со-ро-ки-на («Го-лу-бое са-ло», 1999 год), Б. Аку-ни-на («Вне-класс-ное чте-ние», 2002 год), не-ко-то-рым сти-хо-тво-рениям Т.Ю. Ки-би-ро-ва и других.

Театр и кино

Пародия бы-ла ши-ро-ко пред-став-ле-на в яр-ма-роч-ных те-ат-рах; мно-го-численные пародии соз-да-ны в XVII-XVIII веках в па-риж-ском те-ат-ре «Ко-ме-ди Италь-ен». В Рос-сии пародии раз-ви-ва-ли те-ат-ры «Кри-вое зер-ка-ло» и «Ле-ту-чая мышь», позд-нее - «Си-няя блу-за», Московский и Ле-нинградский те-ат-ры ми-ниа-тюр и прочие. В 1989 году в Мо-ск-ве соз-дан Те-атр па-ро-дий под руководством В. Ви-но-ку-ра (с 1997 года государственный). По-пу-ляр-но-стью пародия поль-зу-ет-ся в ку-коль-ном те-ат-ре (спек-так-ли «Обык-но-вен-ный кон-церт», «Дон Жу-ан-75» в Центральном те-ат-ре ку-кол имени С.В. Об-раз-цо-ва), на эс-т-ра-де (В.Я. Хен-кин, А.И. Рай-кин, Ми-ро-но-ва и Ме-на-кер, В.И. Чис-тя-ков, Г.В. Ха-за-нов, М.С. Ев-до-ки-мов, М.Я. Гру-шев-ский), в цир-ке (В.Е. Ла-за-рен-ко, братья Тан-ти, Б.П. Вят-кин, О.К. По-пов). Ши-ро-кое рас-про-стра-не-ние пародия по-лу-чи-ла на те-ле-ви-де-нии, а так-же в ки-но. Сре-ди ки-но-па-ро-дий конца XX - начала XXI веков: «Кос-ми-че-ские яй-ца» (1987 год, на эпо-пею Дж. Лу-ка-са о звёзд-ных вой-нах), «Го-ря-чие го-ло-вы» (1991 год, на бое-ви-ки), се-рия кар-тин «Очень страш-ное ки-но» (2000-2011 годы, на филь-мы ужа-сов), «Не-ре-аль-ный блок-ба-стер» (2008) - все США; «Са-мый луч-ший фильм» (2008) и «Са-мый луч-ший фильм 2» (2009) - Рос-сия.

В изо-бра-зи-тель-ном ис-кус-ст-ве до Но-вей-ше-го вре-ме-ни ино-гда встре-ча-ет-ся па-ро-ди-ро-ва-ние отдельных из-вест-ных про-из-ве-де-ний ли-бо па-ро-дий-ная (на-ме-рен-но сни-жен-ная) ин-тер-пре-та-ция воз-вы-шен-ных сю-же-тов. В XX веке пародию ис-поль-зу-ют мас-те-ра да-да-из-ма, сюр-реа-лиз-ма и других на-прав-ле-ний аван-гар-диз-ма; во 2-й половине XX века пародия ста-но-вит-ся од-ним из оп-ре-де-ляю-щих приё-мов поп-ар-та и соц-ар-та (по-след-ний тер-мин сам яв-ля-ет-ся па-ро-дий-ным).

Издания:

Рус-ская ли-те-ра-тур-ная па-ро-дия. М.; Л., 1930;

Мни-мая по-эзия: Ма-те-риа-лы по ис-то-рии по-эти-че-ской па-ро-дии XVIII и XIX в. / Под ред. Ю. Ты-ня-но-ва. М.;

Рус-ская сти-хо-твор-ная па-ро-дия. (XVIII - на-ча-ло ХХ в.) / Вступ. ст., под-гот. тек-ста и прим. А. А. Мо-ро-зо-ва. Л., 1960;

Рус-ская те-ат-раль-ная па-ро-дия XIX - на-ча-ла XX в. / Сост., ред., вступ. ст., ком-мент. М. Я. По-ля-ко-ва. М., 1976.

Значение слова ПАРОДИЯ в Словаре литературоведческих терминов

ПАРОДИЯ

- (от греч. parodia - противопеснь) - юмористическое или сатирическое подражание литературному произведению с целью его вышучивания, осмеяния. Известны П. как на отдельные художественные произведения или явления литературы, так и на творчество писателя в целом. Цель П. - «передразнивание» оригинала с целью приземлить его, высмеять. Например:

Непогода - осень - куришь,

Куришь - все как будто мало.

Хоть читал бы - только чтенье

Подвигается так вяло.

Серый день ползет лениво,

И болтают нестерпимо

На стене часы стенные

Языком неутомимо.

Сердце стынет понемногу,

И у жаркого камина

Лезет в голову больную

Все такая чертовщина!

Над дымящимся стаканом

Остывающего чаю,

Слава богу, понемногу,

Будто вечер, засыпаю...

Осень. Скучно. Ветер воет.

Мелкий дождь по окнам льет.

Ум тоскует; сердце ноет;

И душа чего-то ждет.

И в бездейственном покое

Нечем скуку мне отвесть...

Я не знаю: что такое?

Хоть бы книжку мне прочесть!

(Козьма Прутков)

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПАРОДИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПАРОДИЯ в Иллюстрированной энциклопедии цветов:
    Parodia -Пародия Многочисленный род. Название дано в честь южноамериканского ботаника Л.Р. Пароди (1895-1966). По данным разных авторов, род содержит от …
  • ПАРОДИЯ в Литературной энциклопедии:
    вид лит-ой сатиры, сатира на лит-ый стиль, при помощи к-рой ведется нападение на классово враждебную идеологию. Формы П. и ее …
  • ПАРОДИЯ в Большом энциклопедическом словаре:
    (греч. parodia) 1) жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальной манеры, …
  • ПАРОДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ПАРОДИЯ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (от греческого слова?????? — припев, куплет) — род сатирической поэзии, состояний в том, что автор осмеивает какое-нибудь серьезное поэтическое …
  • ПАРОДИЯ в Современном энциклопедическом словаре:
    (греческое parodia), 1) жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирических, иронических и юмористических целях индивидуальных манер, …
  • ПАРОДИЯ
    [греческое против + ode буквально - песня наоборот] 1) шуточное или насмешливое подражание какому-либо произведению искусства с соблюдением внешней формы …
  • ПАРОДИЯ в Энциклопедическом словарике:
    и, ж. 1. Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н., в преувеличенном виде воспроизводящее характерные особенности оригинала. Стихотворная п. Эстрадная п. Пародист …
  • ПАРОДИЯ в Энциклопедическом словаре:
    , -и, ж. 1. Комическое или сатирическое подражание кому-чему-н. П. на стихотворение. 2. перец. Неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-н., карикатура …
  • ПАРОДИЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ПАР́ОДИЯ (греч. раrodiа), жанр в литературе, театре, музыке, на эстраде, сознательная имитация в сатирич., иронич. и юмористич. целях индивид. манеры, …
  • ПАРОДИЯ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (от греческого слова?????? ? припев, куплет) ? род сатирической поэзии, состояний в том, что автор осмеивает какое-нибудь серьезное поэтическое …
  • ПАРОДИЯ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    паро"дия, паро"дии, паро"дии, паро"дий, паро"дии, паро"диям, паро"дию, паро"дии, паро"дией, паро"диею, паро"диями, паро"дии, …
  • ПАРОДИЯ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -и, ж. 1) В литературе, театре, музыке, изобразительном искусстве: сознательная имитация индивидуальной манеры в сатирических и юмористических целях, а также …
  • ПАРОДИЯ в Новом словаре иностранных слов:
    (гр. parodia букв. пение наизнанку) 1) шуточное подражание, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинала; 2) смешное подобие …
  • ПАРОДИЯ в Словаре иностранных выражений:
    [гр. parodia букв. пение наизнанку] 1. шуточное подражание, воспроизводящее в преувеличенном виде характерные особенности оригинала; 2. смешное подобие …
  • ПАРОДИЯ в Словаре синонимов Абрамова:
    см. насмешка, повторение, …
  • ПАРОДИЯ в словаре Синонимов русского языка:
    имитация, повторение, подобие, подражание, …
  • ПАРОДИЯ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ж. 1) Сатирическое литературное, музыкальное и т.п. произведение, комически имитирующее какие-л. черты других произведений, а также использующее их форму для …
  • ПАРОДИЯ в Словаре русского языка Лопатина:
    пар`одия, …
  • ПАРОДИЯ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    пародия, …
  • ПАРОДИЯ в Орфографическом словаре:
    пар`одия, …
  • ПАРОДИЯ в Словаре русского языка Ожегова:
    неудачное, вызывающее насмешку подобие чего-нибудь, карикатура N2 на что-нибудь Жалкая п. пародия комическое или сатирическое подражание кому-чему-нибудь П. на …
  • ПАРОДИЯ в Словаре Даля:
    жен. , греч. забавная переделка важного сочиненья, смешное или насмешливое подражанье; перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку. Пародировать что, представлять, изображать …