Cочинение «Описание характера Ленского в романе «Евгений Онегин. Образ Ленского в «Евгении Онегине» Пушкина В какой главе характеристика ленского

Владимиру Ленскому восемнадцать лет, это совсем ещё мо-лодой человек, юноша, успевший побывать за границей и попасть под обаяние немецкой поэзии и философии, прежде всего Гёте и Шиллера. Он был восторженным романтиком, имел

Дух пылкий и довольно странный, Всегда восторженную речь И кудри чёр-ные до плеч.

Его поэзию А. С. Пушкин сравнивает со «сном младенца», настолько она была чиста и невинна. В Онегине он нашёл чело-века, перед которым можно исповедываться, не боясь насме-шек, — Онегин щадил его самолюбие, предоставляя времени са-мостоятельно разочаровать юношу в его смутных мечтаниях. Они стали друзьями «от делать нечего» — точнейшее наблюдение А. С. Пушкина, показывающего, что у души есть определённые потребности, и эти потребности направляются на человека, со-всем необязательно достойного внимания, но лишь наиболее подходящего в ряду прочих.

Фактически Ленский и Онегин были двумя диалектическими противоположностями одного характера, и это накладывало на их отношения дополнительный отпечаток. Это были два человека, любившие естественность, и на почве этого они уже неизбежно должны были сойтись в окружении людей-масок и глупцов. Ав-тор недаром пишет:

Меж ними всё рождало споры И к раз-мышлению влекло...

В сельской глуши Ленский «везде был принят как жених», при этом пустые необразованные соседи считали согласно, что он — полурусский . Вероятно, потому, что писал непонятные стихи и говорил о том, что было им совершенно непонятно. То, что он приехал из Германии, было лишь внешним фактором. Но он ро-мантически любил свою наречённую невесту — Ольгу Ларину («И детям прочили венцы // Друзья-соседи, их отцы»). Он был объят совершенно юношеским пылом, и замечание его старшего друга, нелестно сравнившего Ольгу с «глупой луной на глупом небосводе» его оскорбило.

Он продолжал ездить к Лариным, писал ей в альбом стихи, играл с ней в шахматы таким образом, что «пешкою ладью» он «брал в рассеянье свою». Драма Онегина и Татьяны осталась вне его внимания, поэтому он не мог понять мотивов поведения Ев-гения на именинах, когда тот стал неожиданно ухаживать за Оль-гой. Для Ленского было откровением, что Ольга благосклонно отнеслась к внезапному ухажёру, а переполненный романтиче-скими представлениями о чести и достоинстве, он не нашёл ниче-го лучше, как вызвать друга на дуэль. Ложность его решения ста-ла ему ясна уже при встрече с Ольгой накануне дуэли, когда оказалось, что его невеста и не думала его отвергать. «Решась ко-кетку ненавидеть...» — ненавидеть нельзя «решиться» настолько искусственно. Ленский был раздвоен между реальным миром и миром своих грёз и туманных представлений. Выбрать реальный мир, в котором Ольга искренне недоумевает по поводу его скоро-го отъезда накануне, у него не хватило сил, потому что насчёт Онегина он продолжал пребывать в нелепом заблуждении и ему даже не приходило в голову попробовать выяснить на словах, что тот хотел добиться.

Романтика близкой смерти охватила его, он дал волю при-чудливым фантазиям об опасности растлителя-Онегина и совсем потерял чувство реальности. Материал с сайта

Он мыслит: «Буду ей спаситель. Не потерплю, чтоб развратитель Огнём и вздохов и похвал Младое сердце искушал...»

Его смерть, как это ни печально,- никого не поразила. С бес-полезными жертвами всегда так бывает. Он готов был убить друга из-за пустяка и этим оказался непригоден для жизни. Убей он Онегина — Ольга бы наверняка отшатнулась от него, поражённая его жестокостью, и Ленский испытал бы сильней-шее разочарование, которое закончилось бы или самоубийст-вом, или превращением в копию самого Онегина. Но для романа одного Онегина было достаточно, поэтому погиб молодой Вла-димир Ленский.

Изучая произведения А.С.Пушкина, мы всё больше проникаемся уважением к его литературной деятельности. Постоянный интерес к его произведениям заставляет нас всё глубже и глубже погружаться в мир его творений. Всё то, что принадлежит перу Пушкина, ёмко, красиво, впечатляюще. Его бессмертные произведения будут изучаться ещё не одним поколением читателей.

«Евгений Онегин» — роман, которому Пушкин посвятил долгие восемь лет. Ценность этого романа для нашей культурной и духовной жизни неоспорима. Роман написан по новым канонам – это роман в стихах. Роман «Евгений Онегин» — роман философский, исторический.

Онегин и Ленский – две центральные фигуры романа. Для того, чтобы понять, что представляют собой эти герои, уяснить концепцию личности этих людей, глубже проникнуть в авторский замысел, дадим их сравнительную характеристику.

Сравнительная характеристика героев дана по следующим критериям:
воспитание,
образование,
характер,
идеалы,
отношение к поэзии,
отношение к любви,
отношение к жизни.

Воспитание

Евгений Онегин. Онегин, по праву рождения, принадлежит к дворянскому роду. Под началом гувернёра-француза Онегин, «забав и роскоши дитя», воспитывался в духе аристократизма, далёкого от истинно русских, национальных устоев.

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur её сменил…
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил»

Владимир Ленский. По-человечески привлекательный персонаж. Красавец, «кудри черные до плеч», богач, по-юношески восторженный и пылкий. На каких идеалах воспитывался Ленский, автор умалчивает.

Образование

Евгений Онегин
«Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», — мудро замечает А.С.Пушкин. Онегина учили таким образом, «чтоб не измучилось дитя».

Князь П.А.Вяземский, друг А.С.Пушкина, писал в своё время о том, что по канонам того времени допускалось недостаточно глубокое знание русского языка, но не допускалось незнание французского.

«Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал»

Какими ещё знаниями блистал Евгений? Он был немного знаком с классической литературой, римской, греческой. Интересовался историей («от Ромула до наших дней»). Он имел представление об общественных науках («умел судить о том, как государство богатеет, и чем живёт»), политэкономии («зато читал Адама Смита»).

«Учёный малый, но педант:
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка,
С ученым видом знатока».

В целом, Онегина можно охарактеризовать как человека умного, критически относящегося к действительности, умеющего взвесить все «за» и «против».

Владимир Ленский
«Полурусский» студент Геттингенского университета. Довольно умен, увлечен философией («поклонник Канта») и поэзией.

«Он из Германии туманной
Привез учёности плоды…»

Возможно, ему светило блестящее будущее, но, скорее всего,

«…поэта
Обыкновенный ждал удел».

Идеалы

Евгений Онегин. Для того, чтобы понять идеалы Онегина, надо разобраться с самим понятием «идеал». Идеал – это то, к чему мы стремимся. К чему стремился Онегин? К гармонии. Каким путём он шёл? Путь Онегина – борьба между вечным (национальным) и временным (тем, что поселилось в характере героя благодаря обществу и идеалов чужой, привнесённой философии).

Владимир Ленский. Идеал Ленского – вечная любовь и святая дружба до гроба.

Характер

Евгений Онегин . Характер Онегина противоречив, сложен, как сложно и противоречиво его время.

Каков он, Онегин?
Онегин ленив («что занимало целый день его тоскующую лень»), горд, равнодушен. Он лицемер и льстец, охотник позлословить и покритиковать. Любит привлечь к с себе внимание, пофилософствовать. На пиру жизни Онегин – лишний. Он явно выделяется из окружающей его толпы, стремится искать смысл жизни. Ему тошен упорный труд. Скука, хандра, потеря ориентиров в жизни, скептицизм – основные признаки «лишних людей», к коим относится Онегин.

Владимир Ленский. Ленский – полная противоположность Онегина. В характере Ленского нет ничего бунтарского.

Каков он, Ленский?
Восторженный, вольнолюбивый, мечтательный. Он – романтик, человек искренний, с чистой душой, не испорченной светом, прямой, честный. Но Ленский – не идеал. Смысл жизни для него – загадка.

«Цель жизни нашей для него
Была заманчивой загадкой…»

Ленский и Онегин — разные. Но вместе с тем, они схожи: у обоих нет стоящего дела, надёжных перспектив, им не хватает твёрдости духа.

Отношение к поэзии

Евгений Онегин. «Зевая, за перо взялся, хотел писать…» За какой литературный материал решил взяться Онегин? Вряд ли он собирался писать стихи. «Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить…». В то же время, нельзя сказать, что Онегин чуждался поэзии. Истинного предназначения поэзии он не понимал, но стихотворчеством занимался. Он писал эпиграммы. (Эпиграмма — небольшое сатирическое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление).

«И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм»

Владимир Ленский. Отношение Ленского к поэзии самое благосклонное. Ленский – поэт, романтик, мечтатель. А кто не романтик в восемнадцать лет? Кто тайком не пишет стихов, не пробуждает лиру?

Отношение к любви

Евгений Онегин. «В любви считаясь инвалидом, Онегин слушал с важным видом…» Отношение Онегина к любви скептическое, с определённой долей иронии и прагматизма.

Владимир Ленский. Ленский – певец любви.
«Он пел любовь, любви послушный,
И песнь его была ясна…»

Отношение к жизни

Евгений Онегин. Взгляды Онегина на жизнь: жизнь лишена смысла, пуста. Нет никакой достойной цели в жизни, к которой можно было бы стремиться.

Владимир Ленский. Романтику, с пылким духом и восторженными речами, чужд глубокий взгляд на жизнь.

Заключение

А.С.Пушкин – великий сын земли русской. Ему было дано открыть новую страницу в русской литературе.

Онегин и Ленский – антиподы. Онегин – человек, в котором дремлет доброе начало, но его наносные «идеалы» приводят к постоянным конфликтам, внутренней дисгармонии.

Ленский – вольнолюбив, мечтателен и восторжен, он свято верит в свои идеалы. Но он оторван от родной почвы, у него нет внутреннего стержня.

, – это не просто история любви. Произведение затрагивает этические и моральные вопросы, важные для молодого поколения той эпохи. Изящный слог создает эстетичную архитектуру романа, а сюжет описывает жизнь разочарованных людей. Владимир Ленский, чья судьба оказалась трагичной, выступает протагонистом главного героя – Онегина. Его характеристика оправдывает поступки молодого человека и позволяет читателю понять сущность личности. Поэт-романтик, прототипом которого послужил сам автор, играет немаловажную роль в произведении, ставшем классикой мировой литературы XIX века.

История создания

«Евгений Онегин» создавался в течение семи лет, в период с 1823 по 1830 год. В это время Пушкин пережил ссылку, неспокойные времена в Петербурге, заточение в Болдине. Автор планировал написать 10 глав. В 1833 году свет увидело первое издание, состоящее из 8 частей. Роман опубликовали под названием «Отрывки из путешествия Онегина»

Поэт был скептически настроен по отношению к романтизму. Он стремился к инновациям в произведении, но не романтизировать сюжет не удалось. Пушкин представляет портрет человека, ценящего нравственные идеалы. Образ и натура героя собирательны. Многие друзья писателя подарили персонажу неповторимые качества. Пушкинисты отмечают и характерные поэту черты в описании Владимира Ленского.

Владимиру Ленскому суждено погибнуть. Причиной смерти становится не дуэль, а непонимание окружающих. Максималист не умел быть сдержанным и не скрывал эмоциональность. Здравый смысл не преобладал в его натуре, и в патовой ситуации Ленский не смог показаться хладнокровным и проявить стойкость духа.


Пушкин решил убить героя, чтобы не дать тому стать простым мещанином, наблюдателем, испытывающим вечное разочарование в людях. Автор спас персонажа от момента, когда сентиментальность переросла бы в цинизм.

Ленский – особенный персонаж, который, располагая отличным воспитанием и образованием, оказывается бесполезным для общества. Его будущее призрачно, в отличие от Онегина.

Биография

Любовный роман «Евгений Онегин» не мог обойтись без мотива ревности, пускай и беспричинной. Ленский одновременно с новым приятелем Онегиным оказывается в деревне. Благодаря ему главный герой становится вхож в дом Лариных и узнает сестер и . Раздосадованный Онегин, стремясь задеть друга, начинает не всерьез ухаживать за его дамой сердца Ольгой и в порыве гнева вызывает Владимира на дуэль.


Задача Ленского в романе кроется в том, чтобы продемонстрировать нрав Онегина. Поэт не от мира сего не похож на приятеля мечтательностью, возвышенностью чувств и отсутствием трезвого взгляда на вещи. Его благородство столь же велико, сколь силен эгоизм Онегина. Роман написан с учетом специфичных пропорций, и Ленский является персонажем, уравновешивающим поэтичность образа Татьяны Лариной.

Ленский возвращается в родную деревню из Германии, где открыл в себе поэтические наклонности и увлекся Кантом. Внешность героя привлекательна. На момент знакомства с Онегиным его возраст не превышает 18 лет. Пылкий молодой человек кажется окружающим странным из-за восторженности и чувственности. Его поведение указывает на перспективы свободомыслия. В отличие от денди Онегина, Ленский, обладатель длинных кудрей, не козыряет высоким интеллектом и тонкой душевной организацией.


Пушкин описывает молодого помещика как человека, к которому невозможно не питать уважения и симпатии. Видный жених, который мог выбрать любую девушку, остановил свой выбор на той, кому он безразличен. Ольга Ларина видела в нем игрушку. Талантливый персонаж писал возлюбленной стихи и, очарованный ее прелестями, не замечал насмешек. Любовь к Ольге была первым серьезным романтическим чувством, которому не суждено было найти отклик.

Автор сблизил двух героев в лице Онегина и Ленского, чтобы, являясь антиподами, они оттеняли друг друга. Дружба строилась на отсутствии понимания со стороны общества. В ночь перед дуэлью Ленский не спал, то ли от волнения, то ли от предвкушения трагического финала схватки. Его неопытность, гордыня, романтичность не позволили избежать поединка. Не знавший жизни юнец оказался заложником обстоятельств и низменных человеческих проявлений. В его жилах, увы, не текла эльфийская кровь, поэтому недомолвка из-за пустяка привела героя к гибели.


Ленский был образованным, умным человеком, но Пушкин не объясняет, как он вел дела, применял ли знания на практике. Философские мысли, высказываемые героем, находили отражение только в диалогах с Онегиным. У судьбы Ленского было два пути развития. Он должен был стать великим литературным деятелем или погрязнуть в мещанском быту. Подчеркивая, что Ленский не одинок в своих принципах, поэт указывает на то, что в обществе полно подобных ему молодых людей. Но в них нет той чистоты и невинности, которой обладал герой произведения. Те, которые окружают Пушкина, имеют великое самомнение и ни толики таланта.

  • В воображении читателя герои романа «Евгений Онегин» предстают зрелыми взрослыми людьми, успевшими пресытиться светом, чувствующими в себе силы для проведения дуэли, переживающие судьбоносные отказы. В реальности персонажи молоды. Например, Татьяне Лариной, судя по описанию, всего 13 лет, а Онегину исполнилось 26.
  • Произведение публиковалось по главам из финансовых расчетов. Поэт видел в этом выгоду, поэтому роман был разбит на главы и после только публикации стал единым.

  • В процессе написания книги картежник Пушкин проиграл рукопись пятой главы Загряжскому. Он поставил ее на кон с ценой 25 рублей за строчку. Следующей ставкой стали дуэльные пистолеты. Писателю повезло: он отыграл обратно часть произведения, пистолеты и деньги.
  • Дуэль, описанная Пушкиным в «Евгении Онегине», частично была пророческой. Идя на поединок с Дантесом, поэт не думал, что примет смерть, как его персонаж: от неожиданного выстрела, произошедшего, пока он целился. Именно так погиб Ленский, получив пулю от бывшего друга. Дантесу, как и Онегину, было 26 лет.

  • Роман имеет открытый финал. Первоначально автор хотел завершить его отправкой главного героя на Кавказ или в ссылку с декабристами, но дал публике возможность придумать конец истории самостоятельно.
  • 10 глава, содержащая преддекабристскую хронику, не увидела свет. Автор сжег ее, решив недостойной книги. До современного читателя дошли лишь отрывки из этой части произведения, записанные на черновиках. В современных сборниках 10 глава не публикуется.

Цитаты

Многие называют «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. Описательное произведение позволяет составить впечатление о нравах эпохи, одежде, этикете и исторических нюансах. Характеристику героям поэт дает в нескольких емких фразах. Так, веру Ленского в добрые дружеские чувства он описывает четверостишием:

«Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника».

Трогательную наивность, чистоту побуждений и пылкость чувств влюбленного поэта Пушкин обрисовывает словами:

«Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…»

Всю сущность души героя писатель заключил в словах:

«...Он сердцем милый был невежда...»;
«... Ни шум веселий, ни науки души не изменили в нем, согретой девственным огнем...»;
«...Свою доверчивую совесть он простодушно обнажал...»

Трогательное описание Ленского созвучно его образу и роли, отведенной персонажу в литературном произведении.

Знакомство с Ленским происходит при чтении II главы. Прежде все го, становится известно, что соседи судили о вернувшемся из-за границы помещике так же неблагосклонно, как и об Онегине. Очевидно, Онегин и Ленский - это люди, в чем-то сходные между собой, в каком-то отношении противопоставленные окружающей их среде.


Он из Германии туманной
Дух пылкий и довольно странный.
Привез учености плоды:
Всегда восторженную речь
Вольнолюбивые мечты,
И кудри черные до плеч.


Таким образом, источник вольнолюбия Ленского - не знание родины, а плоды учености, вывезенной из Германии.
Владимир был чист душою, невинен, наивен. Его душа и разум стремились в высокому и прекрасному. К тому же он был наделен поэтическим даром.
Но по своей тематике поэзия Ленского далека от жизни, чужда интересам родной страны, туманна, неопределенна. Он поет «нечто», он поет о том, чего на самом деле не чувствует, следуя поэтической моде.

Однако, Ленский сильно поменялся за время пребывания в деревне. Ведь по возвращении из Германии он был настроен иначе: «Но Ленский, не имев, конечно, охоты узы брака несть...»
Далее автор показывает любовь Ленского в развитии. Сначала Ленский, только что возвратившийся из «Германии туманной», любит романтически, возвышенно. Но чем дальше, тем больше меркнут романтические краски его любви, хотя в стихах Ленского, не отражающих подлинной жизни, по-прежнему рисуется идеальное чувство. Любовь эта не возвышает Ленского. Вольнолюбивые мечты его глохнут, гаснут под влиянием чувства к пустой провинциальной барышне, которая не могла разделять его интересов:

Поклонник славы и свободы,
Владимир и писал бы оды,
В волненье бурных дум своих,
Да Ольга не читала их.

Восторгаясь своей возлюбленной, поэт-романтик рассказывает другу:
Ах, милый, как похорошели
У Ольги плечи, что за грудь!
Что за душа!..

Романтические представления о любви незаметно стираются, и, говоря о своей любимой, Ленский восхищается прежде всего ее физической красотой. Лишь в конце реплики, словно спохватившись, он вспоминает и о ее душе.
В IV главе в диалоге Ленского и Онегина еще отчетливее показано примирение Ленского с той средой, в которую он попал. Онегин не хочет ехать на именины Татьяны, так как уверен, что
...куча будет там народу
И всякого такого сброду...
Такова оценка соседей-помещиков. А что говорит о них Ленский?
Кто будет там? своя семья.


В период пребывания Ленского в деревне появились симптомы, свидетельствующие о направлении дальнейшего развития его личности, хотя пока он еще не растерял своих романтических идеалов. Это по-прежнему честный, хороший юноша, благородный, преданный своей избраннице, но возможность его деградации уже намечена. Что дает V глава для характеристики Ленского? Здесь при первом столкновении с жизнью терпит крах его романтический идеал. На мгновение он видит Ольгу в истинном свете, хотя и сильно преувеличивая ее пороки.


Отказ девушки танцевать с ним котильон Ленский воспринимает, как измену, как удар. Романтический туман, хоть на минуту, да рассеялся. Далее мы подходим к трагической развязке. Как обрисован Ленский в последние минуты своей жизни. Характерная деталь - кого избирает Ленский своим секундантом. Зарецкого. Достойный судья между ним и Онегиным! Перед нами - образ человека, лишенного какого бы то ни было нравственного чувства, но вместе с тем создающего общественное мнение по той лишь причине, что «Он зол, он сплетник, он речист».
Описание самого трагичного момента дуэли, когда с выстрелом обрывается жизнь Ленского, переносит нас в мир его поэзии:

Младой певец
Дохнула буря, цвет прекрасный
Нашел безвременный конец!
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..

В последующих строфах даны размышления автора о погибшем. Что умерло вместе с ним. Каким надеждам не суждено было свершиться, каков был бы его дальнейший жизненный путь, если бы не гибель. Говоря о тех возможных путях, по которым мог пойти Ленский, если бы не погиб на дуэли, об ожидавшей Ленского поэтической славе, Пушкин не случайно использует образную систему романтической поэзии: «благо мира», «умолкнувшая лира», «святая тайна», «животворящий глас», «гимн времен» и т.д. Туманные, возвышенные образы, рисующие великое будущее Ленского, усиливают впечатление нереальности сделанного здесь прогноза. Это только туманные мечты, мечты самого покойного - такие же наивные, как и его представления о жизни, о дружбе, о любви.


И далее Пушкин показывает уже не то будущее Ленского, которое рисовалось юноше в его мечтах, а реальную картину того, что ожидало восторженного поэта - узкий круг, в который замкнулось бы существование постаревшего, забывшего прежние романтические мечты, опустившегося помещика: «Пил, ел, скучал, толстел, хирел». Здесь Пушкин вновь показывает, как реальная картина жизни противопоставлена его мечтам.

Онегин и Ленский - две ключевые фигуры бессмертного творения Пушкина. И осознать авторскую концепцию, уяснить замысел поэта невозможно, если не обратиться к анализу этих персонажей. Цитатная и Ленского - цель данной статьи.

«Мы все учились понемногу»

Каково было воспитание главных героев? Начнем с Евгения, который рос без матери, был поручен гувернерам и получил типичное образование для аристократии позапрошлого века. Он «совершенно по-французски мог изъясняться», тогда как глубокое знание русского, родного, языка в те времена было необязательным. Евгений умел вести себя в свете, который признал, что «он умен и очень мил». Пушкин не без иронии говорит о некой неупорядоченности образования главного героя. Онегин «знал довольно по-латыни», дабы подписывать письмо и разобрать парочку эпиграмм. Читал античных классиков, однако «не мог он ямб от хорея... отличить». В то же время он был образованней своих современников. Евгений читал труды Адама Смита, а значит, интересовался политэкономией. И хотя он был восемнадцатилетним философом (как свидетельствует ироническая цитатная характеристика Онегина), его критическое восприятие действительности выгодно отличало его среди юношей, ограничивающихся «джентльменским набором» книг для чтения.

«Хандра его ждала на страже»

Цитатная характеристика Онегина из первой главы доказывает: характер у пушкинского героя был сложен, неоднозначен. Евгений, как и большинство современников, проводили свое время на балах, в поисках любовных приключений, пытаясь заполнить чем-то свою «тоскующую лень». Онегину не чуждо было притворство («как рано мог он лицемерить»), лесть, однако противника Евгений был способен обдать холодом едких эпиграмм. Но вскоре он понимает тщетность окружающего мира. Как говорил лирический герой одного стихотворения Лермонтова: «И жизнь... такая пустая и глупая шутка».

Кстати, цитатная характеристика Онегина и Печорина из «Героя нашего времени» обнаруживает немало общего между двумя персонажами, включая их особое отвращение к человеческому существованию («Жизнь не стоит того, чтобы о ней так... заботиться»). Роднит героев и стремление найти себя в каком-то деле. Только если у Григория Печорина выливается в практически демонические эксперименты над судьбой отдельных людей, то Евгений действует по-другому. Сначала он обращается к творчеству, однако «ничего не вышло из-под пера его». Во второй главе герой даже пробует себя в практической деятельности, но также безуспешно: упорный труд вызывает в нем чувство отвращения.

Иное дело - Ленский, который не успел увянуть от «хладного разврата света». Он очень открытый, искренний человек. В то же время и его фигура небезупречна: повествователь подмечает, что «цель жизни... для него была загадкой». То есть, как показывает цитатная характеристика Онегина и Ленского, в характере и судьбе молодых людей было много общего. И тот, и другой не имели твердой почвы под ногами, дела, которому могли бы посвятить всю жизнь.

«...Глядим в Наполеоны»

На идеалы Онегина косвенно указывает описание его комнаты с изображением Наполеона и портретом Байрона. Оба деятеля были властителями умов молодого поколения той эпохи (вспомним хотя бы Андрея Болконского из романа-эпопеи Толстого). В их упоминании можно усмотреть некое своеобразное прощание повествователя с уходящей, романтической эпохой.

Ленский же остается верен вечным ценностям - любви и дружбе, ведь герой считал, что «душа родная соединиться с ним должна». Истинные приятели же, по мнению Владимира, способны «за честь его приять оковы».

«Поклонник Канта. И поэт»

Из всего вышесказанного вытекает отношение героев к поэзии. Приведенная выше цитатная характеристика Онегина о ямбе и хорее показывает, что Евгений, если и собирался приступить к написанию литературного шедевра, точно не обратился бы к стихотворной форме. Поэзии он не чуждался, хотя и вряд ли понимал ее истинное предназначение. Что же касается Владимира, то повествователь слово «поэт» использует в качестве характеристики и даже пророчит ему судьбу, связанной с этой

«Тому уж нет очарований...»

Цитатная характеристика Онегина продолжается. Особое внимание привлекают отношения героя с противоположным полом, и не только потому, что история Евгения и Татьяны является для сюжета романа стержневой. Оценка главным героем этого великого чувства оказывается прямым свидетельством того, насколько пусто было его существование. Автор в первой главе упоминает, что «тверже всех наук» Онегин знал «науку страсти нежной». В амурных делах Евгений считался инвалидом и подходил к отношениям с большой долей прагматизма. Ради очередной любовной победы он использовал различные уловки: взгляд, который был «быстр и нежен, шутки и лесть. Однако вскоре «в красавиц он уж не влюблялся» и их «оставлял без сожаления», об этом повествует цитатная характеристика Онегина. И Татьяны чувства, такие нежные, наивные, пусть даже возникшие под влиянием сентиментальных тронули.

Ответом же на письмо девушки стал отказ возлюбленного (страшное «Я вас люблю любовью брата») и даже более того - проповедь с его стороны. «Учитесь властвовать собою», - снисходительно, дидактично изрекает он, не думая, насколько жестокими являются его слова. Конечно, если любви не существует, из-за нелепой шутки разрешено убить друга на дуэли, а семья только в тяжесть, могут ли чувства совсем юной девушки считаться чем-то подлинным? И совсем по-иному в любовных делах проявляет себя Владимир, который «любви послушный». Он находится постоянно со своей избранницей, гуляет с ней и даже готов писать ей оды, да только Ольга «не читает их».

Заключение

Цитатная характеристика Онегина и другого персонажа, Ленского, подходит к концу. В качестве заключения остается добавить, что принцип контрастности в построениях этих образов не случаен (помните: «Они сошлись, волн и камень» и т.д.). При наличии большого количества общих черт - оба помещики, оба в какой-то степени являются «лишними людьми» - Онегин с Ленским являются полными противоположностями. И это обусловлено спецификой метода Пушкина. Если Владимиру присущи черты исключительно романтического героя, то образ Евгения свидетельствует о новом методе - реализме.