Что такое силуэт в искусстве. Силуэт как средство художественной выразительности

Силуэт — ограниченное отображение чего-либо.

Вид и приём прикладной графической техники. История силуэта в России начинается во второй половине XVIII века. Французский художник Ф. Г. Сидо - один из первых силуэтистов в России. Он известен по созданной галерее портретов придворных Екатерины II. Новым словом в развитии искусства силуэта в России стали портреты, выполненные в первой половине ХХ века графом Ф. П. Толстым. Силуэт конца XIX века - первой половины XX века неразрывно связан с творчеством Е. С. Кругляковой и Н. Я. Симонович-Ефимовой. (Википедия)

В XVIII веке в эпоху рококо искусство силуэта начало получать распространение во Франции. Популярность получили портреты в стиле силуэта. Название силуэт искусство получило от имени министра Франции Этьена Силуетта (1709-1767), известного скупостью и узкими взглядами. Парижский мир презрительно называл силуэтами всё мелкое, дешевое и не престижное.

В конце XIX века техника получила развитие. Популярность стали получать не только портреты, но и книжная иллюстрация.

Среди профессиональных художников-силуэтистов XIX в. почетное место принадлежит Федору Петровичу Толстому (1783-1873). Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он широко известен как автор медальонов с аллегорическими сценами на темы Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.

Небольшой альбом силуэтов работы Федора Толстого хранится в Эрмитаже.

Выцинанка, вытынанка, вырезанка … Получила развитие в Белоруссии в XVI веке. Это вырезание силуэта из бумаги. Особенности выцинанки: симметричность и декоративность.

Искусство силуэта сейчас широко развито в мире. Чаще всего это одноцветные бумажные работы.

украинские художники Дмирто и Юлия

Вырезание из бумаги Джулен Харрисон

Нас силуэт интересует с точки зрения интересной привлекательной линии, которая будет удерживать внимание зрителя. Сложный силуэт создает у зрителя желание рассматривать, возникает понимание того что изображено на фотографии или рисунке.

С помощью силуэта зритель распознает форму. Мы не видим, что находится внутри формы, но при этом нам понятно, что происходит на изображении. Точно так же мы должны находить интересные силуэты в наших работах и показывать их зрителю. Посмотрите как на плакате снизу четко читается силуэт!

Интересный силуэт задает ритм, движение.

Неудачный силуэтвнесет сумятицу в умы, человеку придется всматриваться в изображание что бы понять о чем оно?

В данном силуэте не понятно что изображено.

В хорошем силуэете мы быстро понимаем о чем идет речь.

Истоки искусства силуэта в России


Кокорина Елена Юрьевна, учитель ИЗО, МОУ Славнинская школа, Тверская область, Торжокский район.

Назначение: Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность. С возникновением первых силуэтных изображений античные легенды связывали зарождение живописи. Данная статья будет интересна учителям изобразительного искусства, воспитателям, педагогам дополнительного образования, и всем кому нравится искусство силуэта.

Возраст : дети от 10 лет


Н.В.Ильин. Иллюстрация.1949.

Силуэт - ограниченное контуром отображение чего-либо, одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, контур, очерк фигуры без деталей. Термин употребляется и как синоним «профиля», однако, в отличие от профиля может изображать человека с любого ракурса.
Силуэт - разновидность графической техники, когда изображение даётся на фоне плоским пятном с характерным, выразительным контуром.


М.В.Добужинский. Мадригал. 1908.

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство силуэта пленяет нас своей загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше понимаешь, что овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине.
Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, - к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица.


Е.С.Кругликова. Портрет Марины Цветаевой. 1920.

Давайте с вами проследим, как зарождалось искусство силуэта.
В Древней Греции еще в VI веке до нашей эры в вазовой росписи использовались профильные фигуры: сначала черные на красном фоне, а потом красные на черном.


Амфора VI век до нашей эры.


Роспись амфоры

В Древнем Китае возникли знаменитые китайские силуэты.
Однако искусство силуэта в его настоящем виде подлинное свое рождение получило во Франции в первой половине XVIII века. Оно очень быстро распространилось по всей Европе.
Именно во Франции утвердилось и само название «силуэт» - по имени королевского контролера над финансами Этьенна Силуэта (1709 - 1767), увлекавшегося на досуге вырезанием из черной бумаги маленьких фигур.

В России силуэт появился в середине XVIII века. Это были небольшие портреты сподвижников Петра I и екатерининских вельмож.
Одно из первых силуэтных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф.И.Шубину (1740 - 1805). Это портрет неизвестной молодой женщины, выполненный черной тушью на золотом фоне.


Ф.И.Шубин.Портрет неизвестной. 2-я половина XVIII век

Во второй половине XVIII века в России работали два известных мастера силуэтного искусства, завоевавшие европейскую славу, - Ф.Сидо и Ф.Антинг. Французский художник Ф. Г. Сидо вырезал из бумаги около 200 силуэтных портретов придворных Екатерины II , а придворный силуэтный портретист Иоганн Фридрих Антинг работал пером и тушью. Вырезанные из бумаги силуэты вклеивались в гравированные орнаментальные рамки.


Ф.Сидо. Портрет императрицы Екатерины второй


Ф.Сидо.Портрет князя Потемкина. 2-я половина XVIII века

Техника исполнения силуэтов была очень различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гравировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Классический силуэт, рисованный тушью, отличался строгим и четким контуром, густой черной заливкой. Большей частью силуэты вырезали из черной бумаги маленькими ножницами и наклеивали на доску, стекло или цветную бумагу.


Н.В.Ильин.Иллюстрация. 1949.

Силуэтные изображения входят в моду в начале 19 века. Их создают не только профессиональные художники, но и многочисленные любители. В это время расширяется тематика силуэтного искусства: начинают появляться силуэты на исторические, бытовые и батальные темы.
Сегодня мне хочется остановится на работах графа Ф.П.Толстого, одного из крупнейших и своеобразных мастеров силуэта в России в первой половине XIX века.


Ф.П.Толстой. Сражение. 1816-1820-е гг.


Ф.П.Толстой. В атаку. 1816-1820-е гг.

Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он внёс в искусство силуэта свежую струю. В основном художники, работавшие прежде в технике силуэта, занимались портретом. Федор Петрович же преимущественно работал с батальными эпизодами и сценами из народной жизни. Это были, как правило, сложные, многофигурные композиции.


Ф.П.Толстой. Крестьянский двор. 1816-1820-е гг.


Ф.П.Толстой. Улица провинциального города. 1816-1820-е гг.

К силуэту Толстой обращается после войны 1812 года, когда эпоха классицизма и ее завершающий аккорд – ампир, постепенно уступают место новому стилю – романтизму. В его живых, виртуозно вырезанных силуэтах ощутима рука скульптора: каждая композиция цельна и разнообразна одновременно. Выразительность работ позволяет запоминать их буквально с первой секунды, но огромное наслаждение получает зритель при длительном рассматривании. Это целые истории, сходные с разворачивающимся театральным действом.
В заключение хочется сказать, что искусство силуэта, несмотря на ограниченность средств выражения, бесконечно разнообразно, а область его применения крайне широка. Благодаря творчеству современных художников и любителей-силуэтистов, в 21 веке нас, зрителей, ждут новые культурные открытия.

Использованная литература : Э.В.Кузнецова «Искусство силуэта», 1969 г.

Тема урока: Средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт. Создание коллективной композиции.

Цели и задачи:

    Ознакомить учащихся с общим понятием силуэта, историей появления техники “Силуэт”, определить выразительные средства силуэтной графики; ознакомить с творчеством художника-графика Г. Нарбута;

    понимание роли техники силуэта в изобразительном искусстве,

    развивать пространст­венное мышление, воображение, образное видение;

    закреп­ление навыков работы с ножницами, воспитание аккуратно­сти,

точности, умение работать в команде, чувство единства.

Оборудование: ножницы, клей, черная бумага

Зрительный ряд: презентация «Силуэт», работы детей

Тип урока: комбинированный

Ход урока

1 . Организационный момент

2. Актуализация опорных знаний

Беседа

Какие материалы используют художники-графики?

Назовите выразительные средства графики.

3. Объявление темы урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с силуэтной графикой и создадим коллективную силуэтную композицию в стиле покадрового мультфильма по сказке Владимира Сутеева «Под грибом».

4. Изучение нового материала

Одной из языковых возможностей графики является силуэтное рисование.

В широком смысле «силуэт» - характерное очертание предметов, как в природе, так и в искусстве, подобные его тени. В узком смысле «силуэт» - вид рисунка, т.е. плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэт, нарисованный (тушью или белилами), либо вырезанный из бумаги и наклеенный на фон, образует сплошное, ограниченное контурами, тёмное или светлое пятно на контрастном фоне. В таком рисунке невозможно показать черты лица, или какие-нибудь детали, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительны. Силуэтные портреты делаются обычно в профиль. Силуэты можно не только рисовать, но и вырезать ножницами из чёрной бумаги.

В Европе силуэтное искусство распространилось с XVIII века. При дворе французского короля Людовика XVII министром финансов был некий Этьен де Силуэт (1709- 1767). О нём ходило много анекдотов, и однажды какой-то художник нарисовал на него карикатуру. Она была сделана необычно - как тень. С тех пор этот способ изображения стали называть силуэтом, по фамилии министра.

В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию. Излюбленными жанрами стали профильные портреты, бытовые сценки, иллюстрации, натюрморты.

Черные фигурки привлекали и художников ХХ века. Известны прекрасные работы Г.И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой, Н.В. Ильина (о Пушкине) и других.

Выразительными средствами в силуэтных композициях Силуэты мы встречаем не только на страницах книг, но и в повседневной жизни. Часто силуэты используют при изображении символов, эмблем.

5. Практическая работа

Арт-релакс, в ходе которого учитель рассказывает сюжет сказки, подводя учащихся к созданию мыслеобразов силуэтных картинок по сказке В. Сутеева «Под грибом».

Основные моменты, которые должны усвоить ученики:

Средства выразительности графики: пятно, контур, силуэт;

Пятно на контрастном фоне;

Контур силуэта;

Правильный ракурс для восприятия силуэта;

Отсутствие деталей.

Этапы выполнения работы:

1. Распределение по группам, в каждой группе свое задание: для покадрового расположения на картинках силуэтов необходимо заготовить определенное количество персонажей и фоновых деталей.

Кадр 1. (группа 1) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы;

Кадр 2. (группа 2) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза;

Кадр 3. (группа 3) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка;

Кадр 4. (группа 4) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц;

Кадр 5. (группа 5) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, Лиса;

Кадр 6. (группа 6) Гриб, Муравей, дерево, тучи, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, Лиса;

Кадр 7. (группа 7) Гриб, Муравей, дерево, трава, дождь, цветы, Стрекоза, Мышка, Заяц, солнышко, Лягушка, Воробей.

2. Техника безопасности при работе с ножницами.

3. Определение размеров персонажей, соизмерение с поверхностью листа.

В ходе работы индивидуальный инструктаж.

6. Завершение работы

Сбор композиций по кадрам. Основная мысль сказки. Выводы по уроку.


Так же как и вы, были удивлены первые зрители этой картины. Она была показана художником в начале прошлого века. Зрители недоумевали, спорили, смеялись, однако картину сохранили для потомков. - Как вы думаете, почему она теперь хранится в музее? - Что в ней особенного? Художник Казимир Малевич заставил современников задуматься о смысловой нагрузке цвета. Перед нами не просто черное квадратное пятно на белом фоне. Это тьма и свет. И между ними постоянная борьба. То нас как-будто затягивает черный колодец космоса, то кажется, еще несколько мгновений – и все зальется белым светом.


Черный и белый – необычные цвета. С их помощью можно передать самые разнообразные творческие замыслы. Сочетание этих цветов благородно, строго, красиво. Давайте рассмотрим выставку графических работ. Назовите жанр изобразительного искусства для каждой работы.




Что такое силуэт? Силуэт – это рисунок, изображение в виде сплошного пятна. В таком рисунке невозможно показать черты лица или другие детали, находящиеся внутри пятна, поэтому внешние очертания каждой фигуры должны быть очень выразительными, узнаваемыми.


Рассмотрите серию силуэтов знаменитых поэтов и писателей России веков. Борис Пастернак и Марина Цветаева.






Силуэт как вид изобразительного искусства возник в глубокой древности в VI в. до н. э. В Греции родилась легенда о том, как дочь горшечника Дибутара увидела на стене тень своего возлюбленного и обвела его профиль кинжалом. Благодаря этому рисунку её отец изобрёл стиль росписи, украшающий греческие вазы.


Возродилось искусство силуэта во Франции. Здесь же появилось и само название силуэт. При дворе Людовика XV главным контролером финансов был Этьен Силуэт. Дело в том, что Силуэт провел ряд реформ, в одной из которых предлагал сократить личные расходы короля и на содержание двора. Естественно, главный контролер стал предметом всеобщих насмешек высшего общества, после чего он вынужден был уйти в отставку. Ему осталось одно утешение – вырезать из черной бумаги свои любимые картинки. На него была даже нарисована карикатура в виде теневого профиля. Так родилось название силуэт. Оно дошло до наших дней.


В России конца XVIII – начала XIX в. силуэты были также модны. Вырезание силуэтов стало любимым занятием не только художников-профессионалов, но и дворянства. Черно-белые картинки использовались, как украшение в домах русских дворян. Широко бытовали профильный портрет и жанровые сценки. Техника изображения была различной: либо рисунок тушью, либо вырезка из однотонной бумаги. В первой половине XIX в. крупнейшим мастером силуэта был граф Федор Петрович Толстой. В Эрмитаже хранятся 50 силуэтов его работы, в Государственном Русском музее 20 силуэтов, столько же в Историческом музее Москвы.






Живопись тингатинга появилась в Танзании (Африка) в 60-х годах ХХ века. Сейчас это направление активно развивается и пользуется популярностью в мире. Первые картины рисовались на картоне, а прежде того – на стенах домов. Надо сказать, что до сих пор искусство создания красочных рисунков на стенах процветает в Танзании. И это имеет не только декоративное, но и практическое назначение – именно так зачастую выглядит наружная реклама. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратная живопись». Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды – эмаль. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые, иногда с добавлением масла.


За время существования школы тингатинга внутри нее сформировалось несколько стилей: - ставшие классическими изображения животных и птиц, -сложные многофигурные композиции из повседневной жизни людей, часто изображаемые в виде своеобразного «рассказа-комикса», -сюжеты традиционной мифологии, -библейские мотивы. Можно выделить общие черты живописи Тингатинга: 1. Одноцветный фон с небольшим количеством оттенков. 2. Основной мотив наносится с помощью простых и четких линий (силуэтом) и, как правило, занимает почти весь фон. 3.Отсутствие перспективы. 4. Размашистость и повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.







1) В общем смысле - очертание чего-либо, обобщенный контур , абрис предмета.

2) В изобразительном искусстве - такой вид фигур или предметов, при котором их форма воспринимается без и резко выраженной объемности или даже выглядит совсем плоской (сплошным пятном на темном или светлом фоне). Так, силуэтность приобретает фигура, поставленная против света. Силуэтом называются также вид графики . Явление силуэта может возникать и в процессе восприятия объемных форм в зависимости от освещения. Силуэт подобен тени объекта. Качество силуэтности используется художниками во всех видах искусства .

В силуэте фигуры или предметы рисуются обычно сплошным черным пятном на светлом фоне или белым на темном фоне (тушью или белилами). В таком рисунке внешние очертания объекта должны быть очень выразительны, без лишних деталей . Портреты в технике силуэта делаются, как правило, в профиль. Силуэты не только рисуют, но и вырезают ножницами.

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения , так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты . Сам же термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767 г.), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги .

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников ), К. Шмидт, Мюльбах и другие. В России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803 г.).

В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты , но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и т.п. Большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезавшей их из бумаги . Художница обычно набрасывала контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действовала ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников , артистов и музыкантов. Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа , В.Э. Мейерхольда , Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд «домашних сцен» (концерт и т.д.).

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры . Есть у Симонович и большие портретные холсты , в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры , движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью.

Несравненные «реставраторы» старины - К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский - воскресили прежний дух силуэта . Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника , автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, М. Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству.

3) В литературе - жанр , который возник в русской литературной критике импрессионистского направления. Классическим образцом жанра стали «Силуэты русских писателей» Ю. Айхенвальда. Центром критического анализа в силуэте является писатель, его внутренняя, духовная жизнь.

Свой метод Ю. Айхенвальд определил как «имманентный», то есть такой, «когда исследователь художественному творению органически сопричащается и всегда держится внутри, а не вне его». Исходным положением для критика служило представление об иррациональной природе таланта , в принципе не поддающегося логическому анализу.

Силуэт более эскизен, чем литературный портрет , менее самостоятелен по назначению. Главным средством воплощения художественной идеи автора является язык. Основной элемент повествования в силуэте – обобщенная характеристика, текст изобилует эпитетами, часто используются существительные и прилагательные без глаголов, ибо важно лишь указание на образ . Подобный стиль можно назвать импрессионистическим.

4) В истории моды - как бы начертательный план формы одежды , ее геометрический прообраз. В популярных статьях о моде используется как термин, позволяющий передать главные очертания того или иного вида одежды . Различаются силуэты прямой, напоминающий прямоугольный, трапециевидный, овальный. Кроме того, обычно даются некие уточнения о том, в какой степени одежда облегает фигуру, - приталенный силуэт, полуприлегающий и т.д.