Что делать, если закупка не состоялась. Несостоявшийся аукцион Электронный аукцион признан несостоявшимся что дальше

При проведении электронного аукциона по 44-ФЗ иногда случается так, что закупочная комиссия отклоняет все заявки участников. Такое происходит в том случае, если их вторые части не соответствуют требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. В соответствии с частью 13 статьи 69 упомянутого закона, аукцион в этом случае признается несостоявшимся. Что делать заказчику в таком случае? Пункт 2 части 8 статьи 83 закона 44-ФЗ дает ему право определить поставщика путем запроса предложений. Но прежде необходимо внести изменение в план-график, а при необходимости и в план закупок.

Когда вносить изменения в план-график?

Четкого срока, когда необходимо изменить план-график на том основании, что электронный аукцион признан несостоявшимся, закон 44-ФЗ не устанавливает. Из этого следует, что указанные изменения в план-график можно внести в любой момент. На практике это будет зависеть от того, когда заказчик планирует проводить запрос предложений. Обратите внимание, что при проведении запроса предложений после несостоявшегося электронного аукциона закон запрещает изменять объект закупки.

Когда объявлять и проводить запрос предложений?

Часть 14 статьи 21 закона 44-ФЗ требует, чтобы изменения в план-график были внесены не позже чем за 10 дней до размещения извещения о закупке в ЕИС. Аналогичный вывод следует и из пункта 11 Требований к формированию, утверждению и ведению плана-графика (постановление Правительства РФ от 05.06.15 № 554). Таким образом, заказчик объявляет запрос предложений (размещает извещение в ЕИС) после несостоявшегося электронного аукциона не ранее, чем через 10 дней после внесения изменений в план-график.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС :

Когда изменения в план-график утверждены, в течение трех дней документ нужно разместить в ЕИС. Это следует из части 15 статьи 21 закона 44-ФЗ. Таким образом, между внесением изменений в план-график и размещением обновленного документа в ЕИС может пройти до трех дней. В связи с этим указанную норму закона можно растолковать двояко:

  • трехдневный срок, отведенный на размещение измененного плана-графика в ЕИС, входит в 10 дней, которые нужно выждать до объявления новой закупки методом запроса предложения (то есть 10 дней отсчитываются с даты утверждения плана-графика);
  • десятидневный срок до объявления новый закупки отсчитывается с даты размещения плана-графика в ЕИС.

Специалисты рекомендуют придерживаться второго подхода, то есть выждать 10 дней после размещения в ЕИС измененного плана-графика, и только после этого объявлять новую закупку. Такой подход следует из принципов, на которых базируется законодательство о закупках - открытости и прозрачности. Они предполагают, что любое заинтересованное лицо должно получить свободный доступ к информации о закупках. ЕИС же является инструментом реализации указанных принципов. Упомянутый выше 10-дневный срок предназначается для того, чтобы проинформировать контролирующие органы о том, что в плане-графике заказчика произошли изменения, и дать возможность поставщикам подготовиться к новой закупке.

Тот факт, что 10 дней должны быть исчислены именно от даты размещения измененного плана-графика в ЕИС, подтверждают и в Минэкономразвития (письма от 21.09.16 № Д28и-2477 и от 17.02.16 № ОГ-Д28-1814). О том же говорит и правоприменительная практика ФАС и арбитражных судов.

Между размещением извещения о запросе предложения и проведением самой процедуры в соответствии с частью 3 статьи 83 закона 44-ФЗ должно пройти не менее пяти дней.

Выводы

Итак, подытожим сказанное выше. Если электронный аукцион признан несостоявшимся, и заказчик планирует провести запрос предложений, то алгоритм его действий должен быть следующим:

  1. Внести изменения в план-графики - в любое время после признания аукциона несостоявшимся.
  2. Разместить новый план-график в ЕИС - в течение трех дней после утверждения.
  3. Разместить в ЕИС извещение о проведении запроса предложений - не ранее, чем через 10 дней после публикации нового плана-графика в ЕИС.
  4. Провести запрос предложений - не ранее, чем через 5 дней после размещения извещения о его проведении в ЕИС.


В тоже время, в соответствии с ч.1 ст.2 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики помимо самого закона руководствуются положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разработанным и утвержденным положением о закупках.

В свою очередь, Гражданский Кодекс в части 5 статьи 447 дает общее определение несостоявшихся торгов (именно торгов, а не всех процедур закупок) под которыми понимаются торги, в которых принял участие только один участник.

Помимо указанного в ч.5 ст.447 ГК РФ случая признания торгов несостоявшимися, в теории и прак тике закупочной деятельности существуют также иные основания для признания торгов несостоявшимися, в частности:
– если в установленный документацией срок не поступила ни одна заявка;
– только один участник, из подавших заявку на участие в торгах, признан участником соответствующей процедуры торгов;
– по результатам рассмотрения заявок на участие в торгах были отклонены все поданные заявки участников.

Однако, в зависимости от конкретной процедуры закупки, перечень оснований признания закупки несостоявшейся может быть намного шире. Например, при проведении торгов (открытого конкурса, аукциона) могут предусматриваться следующие основания признания торгов несостоявшимися:
1. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе не подано ни одной такой заявки;
2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия отклонила все заявки
3. По результатам предквалификационного от бора ни один участник закупки не признан соответствующим установленным в документации требованиям.
4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе не подано ни одной такой заявки.
5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в та ком аукционе всех участников закупки.
6. В течение определенного времени после начала проведения такого аукциона, ни один из его участников не подал предложение о цене договора.

Как видно из приведенных примеров, указанные основания признания торгов несостоявшимися обуславливают необходимость для заказчика выполнения определённых действий направленных, либо на проведение повторных торгов, либо на проведение новой процедуры закупок.

В теории и практике закупочной деятельности также выделяют иные основания признания торгов несостоявшимися:
1. По окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка, при этом такая заявка признана соответствующей требованиям документации;
2. По результатам рассмотрения заявок на участие в конкурсе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации;
3. По результатам предквалификационного от бора только один участник закупки признан соответствующим установленным требованиям и заявка такого участника признана соответствующей требованиям документации.
4. По окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка, которая соответствует требованиям документации.
5. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником.

Указанные основания, не смотря на факт признания торгов несостоявшимися, не влекут для заказчика необходимость совершения определенных действий, направленных на проведение повторных процедур торгов, иных закупок, договор в данном случае заключается с единственным участником, заявка которого соответствует требованиям документации.

01
Отличие несостоявшихся торгов от недействительных


В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными, влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Таким образом, недействительные торги, это торги, проведенные с нарушением установленных законодательством правил и порядка их проведения (например, нарушение законодательства о защите конкуренции). В свою очередь, как следует из вышеописанных ситуаций, признания торгов несостоявшимися означает, что торги проведены законно, однако по их результатам заказчик не достиг цели – проведения торгов и заключения по их результатам договора с победителем торгов.

02
Последствия признания закупки несостоявшейся


Признание процедуры несостоявшейся должно включать комплекс юридических и фактических действий, которые фиксируют юридический статус такой закупки.

От их полного и правильного оформления зависит легитимность проведения дальнейшей процедуры в упрощенном порядке.

После признания той или иной процедуры закупки несостоявшейся, заказчику целесообразно выполнить следующую последовательность действий:
1. Выявить и проанализировать причины и условия, послужившие основанием для признания закупки несостоявшейся (например, избыточные требования к участникам, некорректная начальная максимальная цена договора, недостаточный срок для подачи заявок, и.тд.).
2. Правовая оценка и принятие решения о признании закупки несостоявшейся (составление и подписание протокола, его опубликование на сайте).
3. Принятие решения о последствиях признания закупки несостоявшейся (проведение повторной процедуры, проведение иной (упрощенной) процедуры, заключение договора с единственным поставщиком).

В отличие от императивных правил и норм законодательства о контрактной системе, закрепляющих основания и последствия признания закупки несостоявшейся, Закон № 223–ФЗ дает возможность предусмотреть последствия признания закупок несостоявшимися в виде диспозитивных норм.

Иными словами в Положении можно предусмотреть возможность выбора заказчиком последствий признания закупки несостоявшейся – провести новую закупку, провести иную (упрощенную закупку) или заключить договор с единственным поставщиком на условиях несостоявшихся торгов. Для этого в Положении необходимо предусмотреть возможность выбора последствий и использовать формулировки не «обязан», а «может».

Например, по результатам несостоявшейся закупки заказчиком могут быть приняты следующие решения:
– о закупке у единственного поставщика – в случае, если проведение новых процедур закупок нецелесообразно (например, исчерпаны лимиты времени на проведение процедур закупок, проведение новой закупки независимо от формы и способа закупки не приведет к изменению круга участников закупки);
– о заключении договора – в случае, если предоставленная заявка и участник, подавший ее, соответствуют требованиям извещения, документации;
– о проведении повторной закупки любым из способов, в любой форме поименованными в Положении, которые заказчик сочтет целесообразным использовать.

03 Особенности заключения договоров по результатам несостоявшихся закупок


Особенности заключения договора с единственным участником по результатам несостоявшейся закупки:
Заказчик обязан заключить договор с единственным допущенным участником конкурентной закупки, если:
а) данный участник закупки был допущен закупочной комиссией к участию в закупочной процедуре;
б) договор заключается на условиях документации и проекта договора;
в) договор заключается по цене, в объеме и на условиях, указанных таким единственным участником в его заявке (а для аукциона по согласованной сторонами цене, не превышающей начальную (максимальную) цену договора), или на лучших для заказчика условиях (в том числе достигнутых по результатам преддоговорных переговоров)
г) изменения в План закупок не вносятся, в еже месячный отчет данный договор включается в отчет о заключенных договоров по результатам закупки товаров, работ, услуг.

Необходимо особо обратить внимание, что по результатам несостоявшихся торгов, отказ заказчика от заключения договора с единственным участником торгов, заявка которого соответствует требованием документации, незаконен (решение и предписание УФАС по Санкт-Петербургу от 4 июня 2013 NoТ03-118/132, Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13.11.2013 по делу № А82-15815/2012).

2. Особенности заключения договора с единственным поставщиком (как способ закупки) по результатам несостоявшейся закупки:
Заказчик вправе заключить договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшийся закупки, при условии, что такая возможность предусмотрена Положением о закупках такого заказчика, с учетом следующих особенностей:
а) заказчиком в Положении о закупке установлено основание для заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупке;
б) принятие соответствующего решение уполномоченными должностными лицами или органами управления заказчика;
в) вносятся изменения в план закупок с связи с изменением способа закупки;
г) договор с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся процедуры закупки заключается с учетом требований, установленных документацией о закупке – допускается незначительное (несущественное) изменение условий до говора (перенос сроков, связанных с проведением процедуры, изменение условий оплаты и.т.д.);
д) необходимость публикации в ЕИС извещения о закупке у единственного поставщика, проект до говора и протокола определения единственного поставщика.

04
Несостоявшиеся процедуры и отчетность


1. При заполнении ежемесячного отчета:
В случае заключения договора с единственным участником закупки по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включаются в ежемесячный отчет о договорах, заключенных по результатам закупки товаров, работ, услуг.

В случае заключения договора с единственным поставщиком по результатам несостоявшейся закупки, сведения о таком договоре включается в ежемесячный отчет о договорах, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

2. При заполнении отчета по форме федерального статистического наблюдения № 1 – закупки «сведения о закупочной деятельности
В тех случаях, когда при проведении конкурса или аукциона заявку подал только один участник, конкурентная процедура не состоялась, а заказчик заключил договор с единственным поставщиком, в отчете должна быть заполнена одна из граф 4, 5, 6 «Конкурсы» или 7, 8, 9 «Аукционы» (в зависимости от объявленной процедуры), а не графа 10 «Закупки у единственного поставщика».

Иногда заказчикам приходится признавать аукцион несостоявшимся. Что делать, если аукцион не состоялся, т.к не подана ни одна заявка по 44-ФЗ, покажем в статье.

Последствия признания аукциона несостоявшимся

Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:

  • не подана ни одна заявка;
  • подана одна заявка.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:

  • если нет заявок - проводить новую закупку;
  • если подана одна заявка - оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.

Заключение контракта с единственным поставщиком, когда аукцион не состоялся

В тех случаях, когда:

  • представлена заявка одного участника (часть 16 ст. 66);
  • после анализа первых частей поданных заявок к процедуре допущен только один из участников, представивших свои заявки (часть 8 ст. 67);
  • вторая часть представленной заявки только одного из участников процедуры удовлетворяет условиям закупки (часть 13 ст. 69) оформляется контракт с лицом, ее подавшим.

Единственным условием будет соответствие единственной заявки всем заявленным требованиям.

Еще одним основанием для такого оформления контракта является стечение обстоятельств, когда ни один из допущенных участников электронной закупки не направил свое предложение с ценой в пределах десяти минут с момента его начала (часть 20 ст. 68).

Представьте ситуацию: на конкурс не подали заявок, подали лишь одну или лишь одна заявка соответствует требованиям документации. Во всех случаях вы должны признать конкурс несостоявшимся. А вот что делать дальше, если вы не готовы отменять закупку, зависит от количества заявок.
Если конкурс сорвался из-за того, что никто не подал ни одной заявки, нужно действовать по одному варианту. А если вы сами отклонили все заявки, вы должны поступить совершенно по-другому. И далее, когда вам начинают поступать новые заявки - каждый раз будут включаться новые условия в зависимости от количества и качества заявок. Поясним, как при разных условиях правильно выбрать способ закупки.

Из статьи

Пункт 25 ч. 1 ст. 93 Закона о КС устанавливает правила, что делать по 44-ФЗ, если закупка не состоялась при оформлении контракта с единственным поставщиком :

  • оформлять госконтракт на условиях, указанных в документации о закупке по цене, не превышающей начальную цену аукциона;
  • срок оформления не должен превышать 20 дней с момента публикации итогового протокола.

Важно

В этом случае подписание контракта с единственным поставщиком не подлежит согласованию с ФАС и другими контрольными органами.

Электронный аукцион не состоялся, т.к. нет заявок

В соответствии с частью 4 ст. 71 процедура не состоялась, если:

  • не подано ни одной заявки по 44-ФЗ (часть 16 ст. 66);
  • нет допуска ни одного из участников, представивших такую заявку (ч. 8 ст. 67);
  • некорректно составлены все вторые части заявок (ч. 13 ст. 69);
  • участник, предложивший лучшие условия после победителя, уклонился от подписания госконтракта и отказался от оформления такого контракта (ч. 15 ст. 70).

Если на аукцион не подано ни одной заявки по 44-ФЗ, что делать дальше? Следует объявить повторную закупку.

Провели электронный аукцион на поставку деревянных гробов. Никто не подал заявку, поэтому аукцион признали несостоявшимся. Теперь хотим попробовать запрос предложений, но Закон № 44-ФЗ прямо не указывает, есть ли у нас право менять условия закупки. Можем ли мы снизить НМЦК, добавить условие об авансе, изменить срок поставки?

Если не подано ни одной заявки на аукцион

44-ФЗ в части 4 ст. 71 содержит ответ на вопрос, что делать дальше в этом случае:

  • проводить повторную закупку, способом проведения которой с 1 июля 2018 может быть только электронный запрос предложений. До этого времени Закон о контрактной системе позволяет проводить и другую процедуру (например, нередко проводят повторные аукционы);
  • предмет повторной закупки не может подвергаться изменению по сравнению с первоначальным;
  • вносить заново в план-график новую конкурентную процедуру.

Если повторный аукцион не состоялся - не подана ни одна заявка - что делать по 44-ФЗ? До 1 июля 2018 можно проводить 3-ий аукцион либо запрос предложений или применить другую конкурентную процедуру в рамках Закона о контрактной системе.

Если аукцион не состоялся 2 раза что делать в этом случае? С 1 июля 2018 такого вопроса уже не будет существовать, т.к. новая редакция ч. 4 ст. 71 Закон обязывает проводить повторную закупку в форме электронного запроса предложений. Если запрос предложений не состоится, то госзаказчик вносит изменения в план-график и проводит еще одну закупку.

Таким образом, ответом на вопрос: на аукцион не подано ни одной заявки что дальше, будет: проводить повторную закупку, а с 1 июля 2018 только в форме электронного запроса предложений.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»

Согласно п. 16 примечаний Приказа Минэкономразвития и Казначейства РФ №761/18н изменения в планы-графики в связи с проведением повторных процедур размещения заказов вносятся только в части сроков и способа размещения заказа и исполнения контракта.

При этом, согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон №44-ФЗ) заказчики размещают на Официальном сайте планы-графики размещения заказов на 2014-2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу Закона №44-ФЗ с учетом Особенностей размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы, утвержденных Приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015 (далее - Особенности).

Например, п. 6 Особенности, согласно которому, внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее чем за десять календарных дней до дня размещения на официальном сайте извещения об осуществлении закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя). Исключением являются случаи, указанные в п. 7 Особенности.

В соответствии с п. 7 Особенности в случае осуществления закупок путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со ст. 82 Закона №44-ФЗ, внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, осуществляется в день направления запроса о предоставлении котировок участникам закупок, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в соответствии с п. 9 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ, не позднее чем за один календарный день до даты заключения контракта.

Извещение об осуществлении закупки (например, электронный аукцион, открытый конкурс) может быть размещено заказчиком на официальном сайте не раннее 10 календарных дней с даты внесения изменений в план-график, размещенный на официальном сайте.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что размещение заказчиком на официальном сайте извещения об осуществлении закупки ранее 10 календарных дней с даты внесения изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, будет нарушать положения законодательства Российской Федерации о контрактной системе. Это касается только тех закупок, в которые были внесены изменения в план-график, размещенный на официальном сайте.

Рассмотрим совместный Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации и Федерального казначейства от 27 декабря 2011 г. № 761/20н "Об утверждении порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" (далее - Приказ № 761/20н).

Согласно п. 15 примечаний Приказа № 761/20н внесение изменений в планы-графики осуществляется в случаях:

Изменения более чем на 10% стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг, выявленные в результате подготовки к размещению конкретного заказа, вследствие чего невозможно размещение заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с начальной (максимальной) ценой контракта, предусмотренной планом-графиком;

Изменения планируемых сроков приобретения товаров, работ, услуг, способа размещения заказа, срока исполнения контракта;

Отмены заказчиком, уполномоченным органом предусмотренного планом-графиком размещения заказа;

Образовавшейся экономии от использования в текущем финансовом году бюджетных ассигнований в соответствии с законодательством Российской Федерации;

При возникновении обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана-графика было невозможно;

В случае выдачи заказчику, уполномоченному органу предписания уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании торгов.

Также обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 16 примечаний Приказа № 761/20н изменения в планы-графики в связи с проведением повторных процедур размещения заказов вносятся только в части сроков и способа размещения заказа и исполнения контракта.

Если Заказчик провел электронный аукцион, на который не было подано ни одной заявки и аукцион признан несостоявшимися, то при проведении повторной процедуры в план-график вносятся новые сроки проведения электронного аукциона и новые сроки исполнения контракта. Указанные изменения вписываются в строку, в которой уже содержится информация о закупке, т.е. новую строку для повторной процедуры в плане-графике создавать не надо. А если при проведении повторной процедуры изменяется способ размещения заказа (способ определения поставщика), то новый способ определения поставщика вписывается вместо старого. Например, вместо способа определения поставщика "электронный аукцион" указывается "запрос предложений".

Иногда по ряду причин электронный аукцион по 44-ФЗ может не состояться (точнее сказать, будет признан несостоявшимся).

1. Аукцион не состоялся, если в нем один участник
В этом случае с этим участником заказчик заключает контракт как с победителем, при условии, если вторая часть заявки соответствует установленным требованиям по 44-ФЗ и аукционной документации. Согласование с контролирующим органов в данном случае не требуется, так как по условиям, для кворума достаточно и одной заявки, если она оформлена правильно. Естественно, если вы откажетесь, то будете нести ответственность так, как если бы вы участвовали в полноценном тендере со многими участниками и выиграли его. Если вы подали единственную заявку, и она не прошла, заказчик должен провести новые торги.

2. Аукцион не состоялся, если в нем несколько участников
а) Допустим, что в электронном аукционе несколько участников, но требованиям ко второй части заявки удовлетворяет только один из них. Соотвественно, в этом случае применимо правило пункта «1», то есть с этим участником госзаказчик заключает контракт без согласования в контролирующем органе.
б) В аукционе несколько участников, но госзаказчик отклонил все заявки на этапе рассмотрения вторых частей. Решением является проведение новых торгов.

3. Не подано ни одной заявке (в аукционе нет участников)

Согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ, заказчик может сделать запрос предложений по аукциону. В рамках запроса предложений после несостоявшегося аукциона запрещается, однако, изменять объект закупки (но при этом формально можно, но не рекомендуется, изменять его стоимость, а также сроки исполнения). Извещение в ЕИС должно быть подано заказчиком не позже, чем за 5 дней (календарных) до дня проведения запроса предложений. При этом по 44-ФЗ заказчик имеет право самостоятельно направлять приглашения к участию в процессе закупок тем лицам, способным, по его мнению, выполнить условия контракта. Однако лица эти в данном случае должны быть непременными контрагентами заказчика в течение не менее 18 месяцев до дня запроса по аналогичным поставкам.

4. Аукцион не состоялся, если все заявки отклонены на этапе рассмотрения первых частей
В теории это вряд ли возможно, но на самом деле в электронных торгах бывает всякое. Соотвественно, в этом случае применим предыдущий пункт о запросе предложений. Если же из всех заявок по результатам рассмотрения первых частей (а не вторых) допущен лишь один участник, то тогда, согласно ч.2 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе.

5. Аукцион не состоялся, так как никто из участников не вышел на него
Согласно ч.3 ст.71, проблема решается согласованием в контролирующем органе (первая заявка, соответствующая условиям аукциона). Если не соответствует ни одна заявка, либо заявка соответствует, но участник готов на расторжение, то применяется пункт, подходящий по условиям 44-ФЗ:

"3. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 20 статьи 68 настоящего Федерального закона в связи с тем, что в течение десяти минут после начала проведения такого аукциона ни один из его участников не подал предложение о цене контракта:

4) контракт заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 70 настоящего Федерального закона, с участником такого аукциона, заявка на участие в котором подана:

а) ранее других заявок на участие в таком аукционе, если несколько участников такого аукциона и поданные ими заявки признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе".