Чичиков новый герой эпохи мертвые души. Чичиков – Новый герой эпохи

Чичиков – новый

герой эпохи

  • В.Кожинов:«Чичиков по-настоящему сильная личность…»
  • П.Вайль:«Заурядность, серость Чичикова.. ограниченность – главная его черта. Маленький человек с маленькими страстями»
  • А.И.Герцен:«Один деятельный человек – Чичиков, и тот ограниченный плут»
  • В.Г. Маранцман:«Чичиков, отличаясь от помещиков, тоже мёртвая душа. Ему недоступна «блистающая радость жизни»
  • Н.В.Гоголь: «Справедливее назвать его: хозяин, приобретатель»
Ожидаемые результаты урока: Знать:
  • биографию Чичикова, историю его похождений;
  • Понимать: - каковы причины поступков героя; - что оказало влияние на формирование личности Чичикова; Оценивать характеристику, поступки героя, анализировать текст поэмы «Мертвые души» (11 глава); делать выводы, доказывать свою точку зрения.

«Господин средней руки»

«Не красавец, но и недурной наружности, не слишком толст, ни слишком тонок».

«Коллежский советник Павел

Иванович Чичиков,

помещик, по своим

Надобностям».

«Превосходный актер, обладающий способностью притворяться, лицемерить, приспосабливаться к людям с целью извлечения выгоды» М.А.Беляев)

Как Чичиков проявил себя на государственной службе?

Начало службы

«Местечко досталось ему ничтожное, жалованья тридцать или сорок рублей в год..»

Благодаря железной воле, умению себе во всём отказать, сохраняя при этом аккуратность и приятность внешности, сумел выделиться среди таких же «невзрачных» служащих.

«Чичиков представлял во всём совершенную противоположность и взрачностью лица, и приветливостью голоса, и совершенным неупотреблением никаких крепких напитков»

Продвижение по службе

Для продвижения по службе воспользовался уже испробованным способом – угождение начальнику, найдя его «слабое место» – дочь, которую влюбил в себя.

Чичиков стал «человеком знаменитым»

Служа в комиссии «для построения

какого-то казённого капитального строения», стал позволять себе «некоторые излишества»

А именно: хороший товар, хорошие рубашки, дорогая ткань для костюмов, приобретение пары лошадей..

Неудачи в службе

    • Потерял «тёплое» местечко

Почему Чичикову пришлось уйти из комиссии?

    • Провернул рискованную операцию (перевоз контрабанды), на которой сначала обогатился, а потом «погорел» и потерял почти всё.

Работа в таможне

    • «И в ожидании лучшего принуждён был даже заняться званием поверенного»

Так появилась идея приобретения «мёртвых душ»

бережливость

деликатность

накопительство

лживость

прижимистость

Вообразил себя

херсонским

помещиком

Манилов

в мешочке

Коробочка

Собирает

всякий хлам

Плюшкин

В денежных

делах жадный,

неуступчивый

Собакевич

Способен

Ноздрёв

Кто же такой Чичиков?

  • Делец (который успешно, никогда не стесняясь в средствах, ведёт дела).
  • Приобретатель (стремящийся к приобретению вещей, ценностей, к обогащению).
  • Предприниматель (предприимчивый и практичный).
  • Подлец (подлый человек, негодяй).
Заветы отца Чичикова:

1. «Смотри же, Павлуша, учись, не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь».

2. «С товарищами не водись, они тебя добру не научат; а если уж пошло на то, так водись с теми, которые побогаче, чтобы при случае могли быть тебе полезными».

3. «Не угощай и не потчевай никого, а веди себя лучше так, чтобы тебя угощали, а больше всего береги и копи копейку: эта вещь надежнее всего на свете».

4. «Товарищ или приятель тебя надует и в беде первый тебя выдаст, а копейка не выдаст, в какой бы беде ты ни был.

Все сделаешь и все прошибешь на свете копейкой».

Качества, способствовавшие карьерному росту и обогащению

  • Знание человеческой психологии
  • Умение предпринять что-нибудь в нужный момент
  • Умение спланировать «дело», приносящее прибыль
  • Умение вести дела из «ряда» нечистых
  • Умение поддерживать разговор, произвести приятное впечатление
  • Умение легко первоплощаться
  • Умение найти к каждому подход
  • Умение показать себя человеком хорошего тона

«Забирайте же

с собою в путь…

все человеческие движения,

не оставляйте

их на дороге,

не подымете потом!»

Рефлексия

  • Мне было интересно…
  • Я сегодня понял (а), что…
  • Как бы вы назвали урок?
  • Что было самым важным на уроке?
  • Что мы хотели выяснить?
  • Что нам удалось узнать?
  • Что пригодится в жизни?
Спасибо за работу! д/з Подготовиться к сочинению «Чичиков –герой новой эпохи»

Гоголь, по словам В. Г. Белинского, «первый взглянул смело и прямо на русскую действитель­ность». Сатира писателя была направлена против «общего порядка вещей», а не против отдельных личностей, дурных исполнителей закона. Хищ­ный стяжатель Чичиков, помещики Манилов и Собакевич, Ноздрев и Плюшкин, чиновники гу­бернского города из поэмы Гоголя «Мертвые души» страшны своей пошлостью. «Можно было с ума сойти, - писал А. И. Герцен, - при виде этого зверинца из дворян и чиновников, которые слоняются в глубочайшем мраке, покупают и продают «мертвые души» крестьян». Образ Чи­чикова отражает новое явление в русской жизни - зарождение буржуа. Это - типичный герой первоначального капиталистического накопи­тельства, представитель тех дельцов, которые в большом количестве появлялись в России в 30-е годы, когда резко обозначился кризис крепост­нической системы. Чичиков - сын бедного дворянина, получив­ший в наследство «ветхий домишко с ничтожной землицей», ставший по образу жизни настоящим мещанином. Всю жизнь он помнил и выполнял наставления отца - больше всего беречь и копить копейку: «Все сделаешь и все прошибешь копей­кой»; угождать учителям и начальникам, в то же время нагло обманывая их, чтобы получить вы­годное место. Уже в юношеские годы герой на­учился оценивать людей с точки зрения реальной пользы для себя, проявлял изворотливость, же­лезную выдержку и низость души. Мелкими спе­куляциями он «сделал приращения» к полтине, подаренной отцом. «Когда набралось денег до пяти рублей, он мешочек зашил и стал копить в другой». Мешочек с деньгами заменил Чичико­ву дружбу, честь и совесть. Решаясь на аферу с мертвыми душами, он ду­мает: «А теперь же время удобное. Проигрались в карты, закутили и промотались, как следует». Вся жизнь Чичикова стала цепью мошенничес­ких махинаций и преступлений, лозунг его был таков: «зацепил - поволок, сорвалось - не спра­шивай». Чичиков проявляет громадные усилия и неистощимую изобретательность, пускается на любые аферы, если они сулят успех и обещают заветную копейку. Герой понимает, что хозяином жизни становится капитал, что вся сила - в шка­тулке, с которой он разъезжает по России, ску­пая мертвые души у помещиков. Жизнь и окру­жающая среда научили его, что «прямой дорогой не возьмешь и что косой дорогой больше напря­мик». Готовый обманывать и обирать дворян, Чичи­ков сам находится под обаянием жизни дворянс­кого класса. Вообразив себя херсонским помещи­ком, он искренне стремится в психологическом и бытовом отношении приспособиться к дворян­ству, что находит выражение в наружности, при­вычках героя. Чичикова можно назвать барином по манерам и буржуазным предпринимателем в душе. Его буржуазное предпринимательство предстает еще в той форме, которая характеризует период пер­воначального накопления. Гоголь называет Чи­чикова подлецом, хозяином, приобретателем. Подлость героя в том, что он готов наживаться на горе, болезнях людей. Автор отмечает, что Чичиков стремится попасть в те губернии, где прошли эпидемии и повальные болезни, так как там умерло больше крестьян. По этой же причи­не он заинтересован в том, чтобы чаще случались неурожаи и голод. О приобретательстве героя ав­тор пишет: «Приобретение - вина всего, из-за него произвелись дела, которым свет дает назва­ние не очень чистых». Образы помещиков создаются путем описания деревни, господского дома и интерьера, портрет­ной характеристики, отношения к предложению Чичикова, описания самого процесса купли-продажи; Гоголь при этом выделяет ведущую, глав­ную черту характера персонажа. Чичиков рас­крыт несколько иначе. Здесь нет показа через отношение к крепостной собственности, через описание быта. Если все помещики, кроме Плюшкина, даны статично, то Чичиков дан в раз­витии, в процессе становления. Изображая поме­щиков, писатель выделяет их определяющие чер­ты, Чичиков же раскрыт многосторонне. Чтобы ярче осветить происхождение и жиз­ненное развитие нового типа - Чичикова, осмыс­лить его историческое место, писатель подробно останавливается на его биографии, характере и психологии. Гоголь показывает, как сложилось его умение приспосабливаться к обстановке, ори­ентироваться в любой ситуации; в зависимости от условий меняется манера и тон разговора Чи­чикова. Везде он очаровывает, иногда вызывает восхищение и всегда достигает своей цели: «Нуж­но знать, что Чичиков был самый благопристой­ный человек, который когда-либо существовал в свете… Никогда не позволял он себе в речи небла­гопристойного слова и оскорблялся всегда, если в словах других видел отсутствие должного ува­жения к чину или званию…» Новый герой эпохи обладает многими преиму­ществами, которых нет у поместных дворян: не­которой образованностью, энергией, предприим­чивостью, необыкновенной ловкостью. Чичиков умеет найти подход к каждому человеку, быстро отгадывая особенности характера людей, безоши­бочно определяя их сильные и слабые стороны; расположить в свою пользу новых знакомых, личина воспитанности помогает герою войти в доверие. В беседе с Маниловым он похож на Ма­нилова, с Коробочкой Чичиков «говорил… с боль­шею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился». В разговоре «с властителями он очень искус­но умел польстить каждому. Губернатору намек­нул как-то вскользь, что в его губернию въезжа­ешь как в рай, дороги везде бархатные… Поли­цеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников…» Постоянно меняя об­лик, Чичиков тщательно скрывает от окружаю­щих свои мошеннические цели. Символизируя наступление эры буржуа, эры людей ловких, цепких, энергичных, исповедую­щих мораль приобретательства, Чичиков демон­стрирует упорство, энергию, практичность ума, силу воли. Гоголь пишет: «Надобно отдать спра­ведливость неодолимой силе его характера». В отношении практической сметливости и изворот­ливости герой - «приобретатель» сильно выделяет­ся между представителями патриархального по­местного уклада, у которых неподвижность, кос­ность и мертвенность прочно свили себе гнездо. Вместе с тем есть в Чичикове и черты, общие с помещиками, - это отсутствие гражданских ин­тересов, социально-политический консерватизм. Чичиков не поклоняется ни смирению, ни доб­родетели, но они нужны ему, чтобы добиться сво­ей цели. Он расчетлив, умеет терпеливо дожи­даться нужного момента. Жажда наживы, стрем­ление занять командное положение в обществе не дают ему покоя. Гражданские и патриотические чувства чужды Чичикову, с полным равнодуши­ем он относится ко всему, что не касается его лич­ных, эгоистических интересов. Дворянское общество приняло мошенника и плута Чичикова за выдающегося человека. Го­голь пишет, что «виною всему слово «миллион­щик», не сам миллионщик, а именно одно слово; ибо в одном звуке этого слова, мимо всякого де­нежного мешка, заключается что-то такое, кото­рое действует и на людей подлецов, и на людей ни се ни то, и на людей хороших, словом, на всех действует». В Чичикове проявляются буржуаз­ные черты с такой силой и правдивостью, что уже современники видели широкое общественное значение этого типа.

Как известно, эволюция движется небольшими мутациями. Новый организм отличается от предыдущих, он в чем-то более развит, является более приспособляемым, но также выходит из ряда привычных для этого времени. Только потом норма закрепляется, становится привычной до того времени, когда новый «мутант» не сдвинет эволюционный прогресс далее вперед.

Общество тоже движимо своими «мутантами» - личностями, которые лучше остальных улавливают суть новой эпохи. С практической стороны Чичиков представляет собой именно такого человека, который улавливает собственную эпоху, становится как бы над временем, он динамичен и меняется.

Фигуры помещиков в свою очередь являются статичными, они только олицетворяют нечто. Также если смотреть вне гоголевского символизма, а только на практическую сторону, Помещики представляют собой застывший уклад, который в дальнейшем сменят предприимчивые буржуа, ярким предтечей которых и является Чичиков.

Он понимает и как бы считывает фигуру каждого помещика, для всех подбирает оптимальные «ключи» общения. Кстати, подобным свойством будет обладать в дальнейшем и Остап Бендер – персонаж, который тоже воспарил над своим временем и стал свидетельством новой эпохи. Также как Бендер, Чичиков – мечтатель, несмотря на всю свою склонность к приземленным формам, таким как накопительство денег, экономия и престиж.

Конечно, во многом главный герой «Мертвых душ» является предвестником деградации общества, очередного этапа грехопадения и пути к Апокалипсису. Не зря Гоголь рифмует с ним различные эсхатологические мотивы и фигуры Наполеона и даже Антихриста.

Исходя из исторической канвы, Чичиков действительно предвещает новую эпоху. Он – именно тот тип, который в дальнейшем вытеснит собой помещиков и придет на смену привычному укладу. Как Лопахин он действует для своего времени совершенно оригинально и придерживается своих личных, странных для большинства идеалов.

Если помещики по сравнению с ним нелепые и порочные, но также при этом искренние и более человечные, то Чичиков имеет не много человечного, он размышляет только о практической пользе. Такая идеология в чем-то характерна для западного общества, его даже возможно назвать своеобразным воплощением американской мечты. Поэтому он во многом элемент чужеродный, равно как эпоха, которая приходит с ним.

Сочинение Чичиков как новый герой эпохи

По мнению Белинского Гоголь описал настоящую русскую действительность через Чичикова. Образ героя отражал вступление буржуазии в русскую жизнь. Чичиков – это обычный персонаж первоначального капиталистического союза. Чичиков родился в семье бедного дворянина. После кончины отца герой унаследовал ветхий дом и маленьким клочком земли. Всю свою жизнь он следовал наставлениям отца. Старший Чичиков сказал, что сын должен беречь и собирать все до последней копейки.

По советам отца Чичиков был готов на обман, угождения и лести ради богатства и власти. С малых лет он научился оценивать и пользоваться окружающими людьми ради своей выгоды. Он проявлял изворотливость в любых ситуациях и железную выдержку ради своей пользы. За счет спекуляции Чичиков увеличил малый капитал, полученный в наследство. После накопления 5 рублей, Чичиков сделал второй мешочек, чтобы накопить еще. Деньги заменили герою совесть, дружбу и честь. Чтобы накопить больше, герой решил провернуть аферу с мертвыми душами. Вся жизнь молодого героя состояла из цепи мошеннических афер и преступлений.

Герой проявляет изобретательность и с усилием проворачивает любые аферы, чтобы увеличить свои копейки. Чичиков понял, что жизнью человека управляют деньги. Он стал ездить по всей России и скупать мертвые души.

Чичикова привлекала жизнь состоятельных дворян. Ради богатой жизни он был готов на обман и воровство. Он старался приспособиться к дворянской жизни. Чичиков стал барином с хорошими манерами и предпринимателем. Его предпринимательские способности выразились во время первого становления. Подлость Чичикова выражается в том, что он использует любые возможности и готов нажиться на горе других людей. Герой стремился попасть в губернии, в которых умерло большое количество крестьян. Смерть людей завесила от голода и отсутствия урожая.

Чичиков был разносторонним человеком. Он умел приспосабливаться к любой обстановке и всегда умел сориентироваться по сложившемуся обстоятельству. Герой умел очаровывать и вызывать восхищение у любого собеседника. В речи Чичиков не использовал непристойные слова или оскорбления. Чичиков как герой нового времени обладал образованностью и энергией, также ловкостью. За счет своих качеств он находил подход к любому человеку.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Флобера Госпожа Бовари сочинение

    Известное произведение Флобера «Госпожа Бовари» относится к психологической драме, в которой изображается жизнь французской провинции 20 столетия. Сама идея, для написания такого романа

  • Анализ пьесы Лермонтова Маскарад

    Название «Маскарад» рассказывает об основных направленностях произведения. Маскарад – это обычно место, где и разовьется основной конфликт произведения, все значимые события произойдут на этом карнавале

  • Анализ произведения Гоголя Старосветские помещики

    Повесть «Старосветский помещик» начинает сборник Н.В.Гоголя «Миргород». В отличие от привычных ярких, мистических сюжетов произведений автора повесть наполнена реальностью жизни.

  • С рождения человек обладает врождёнными качествами. Одни легко идут на контакт с самого раннего возраста. Другие любят помогать людям. Третьи не уважают своих родных и рождаются замкнутыми людьми.

  • Характеристика и образ Пацюка в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    Не являясь главным героем повествования, казак Пацюк, тем не менее, играет в нём немаловажную роль. Ведь именно к нему обратился за помощью кузнец Вакула в тот момент, когда, казалось

Господин Чичиков как новый герой эпохи – отразил в полной мере уникальное явление в русской жизни – зарождение буржуа. И тем не менее, будучи типичным героем первоначального капиталистического строя, Чичиков явил собою совершенно новый, революционный типаж в русской литературе, который стал бессмертным. С «чичиковыми» можно встретиться везде: в любой стране, и в любую эпоху.

Универсальный типаж мошенника

Можно ли назвать Чичикова героем своего времени, как и Печорина? Несомненно. Но, если образ Чичикова – плута и хитреца – был в новинку для русской литературы, то не для европейской. В испанской литературе еще во второй половине 16 века появился новый жанр – плутовской роман. Его герои, как кривое зеркало, были противопоставлены героям благородных «рыцарских романов», их возвышенным деяниям и стремлениям. Появление такого героя тоже связывают с изменениями в производственно-экономическом укладе Испании, равно как и появление героя Чичикова связывают с упадком рабовладельческой системы ведения хозяйства в России. И новый герой полностью соответствовал времени что в Испании, что в России. Это пройдоха, плут и мошенник, который не гнушается подлостью и лжет всем: чиновникам, простым людям, дворянам и таким же мошенникам, как и он сам.

Общие черты мошенников в литературе

Происхождение мошенников в европейской литературе обычно очень туманно, как и происхождение Чичикова, родители которого: «были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает», причем о его матери Гоголь не упоминает вовсе. Нет и в их портретах никаких примечательных черт, иначе их можно было бы опознать и раскрыть. Вот и главного героя поэмы «Мертвые души» Павла Ивановича – автор описывает как ни рыбу ни мясо: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Основная мотивация действий Чичикова также совпадает с мотивацией его собратьев в европейской литературе жанра плутовского романа: сиюминутная выгода и богатая жизнь в будущем.

Над злом необходимо смеяться

В самом конце Гоголь ничтоже сумняшеся сравнивает Чичикова с Наполеоном, которого держали в темнице, а затем отпустили «с острова Елены, и вот он теперь и пробирается в Россию, будто бы Чичиков, а в самом деле вовсе не Чичиков». Именно в этом сравнении вершителя мира с Чичиковым – мошенником, мелким плутом – и есть главное новаторство Н. В. Гоголя. Он, словно бы говорит нам, что именно в руках «чичиковых» всех мастей, в руках этих мелких и бессовестных людишек и сосредоточено сейчас управление миром. Чичиков впитал в себя и тут же обесценил все черты романтического героя.

Именно Чичиков является символом, так презираемых во все времена «новых денег». Чичиков – в какой-то степени нувориш, но, нужно отдать ему должное, он вполне может быть собирательным образом предков уважаемых ныне Ротшильдов и Рокфеллеров. И вряд ли Чичиков когда-либо выглядел как абсолютное зло. Потому что даже зло в его образе уменьшается и превращается в фарс.

Чичиков символизирует собой приход нового времени: времени людей невероятно ловких, хитрых, изворотливых, энергичных, не отягощенными моральным рыцарским кодексом, но одержимыми идеей приобретательства и наживы. При этом, Чичиков – консерватор, ему чужд прогресс и нужды человечества. Такие, как он всегда заботятся лишь о себе. И в конечном итоге, так ли уж далек типаж Чичикова от нашей с вами современности? Кто знает.

Наша статья поможет написать сочинение «Чичиков – герой эпохи» при подготовке домашнего задания, раскроет образ персонажа и позволит лучше понять мотивы действий Чичикова в свете исторического перехода от крепостничества к капитализму.

Тест по произведению

В 1841 году Гоголь, за год до выхода первого издания поэмы «Мертвые души», часто перечитывал Данте, о чем свидетельствует его переписка с друзьями. К этому же периоду относится и высказывание писателя о «Божественной комедии», как о книге, «в известные эпохи достаточной для наполнения всей жизни человека».

Средними веками, Возрождением и собственно ренессансной культурой Гоголь интересовался и много ранее. «В средних веках, - писал он, - совершилось великое преобразование мира; они составляют узел, связывающий мир древний с новым». Точно так же Гоголь попытался преобразовать (хотя бы в литературном смысле) и русский мир. Но попытка была неудачной, обусловленная неблагодарным материалом для преобразований.

Трагическая судьба II тома «Мертвых душ» традиционно воспринимается как гибель несовершенного творения от рук полубезумного автора. Но, если принять во внимание трехчастную композицию дантовской «Божественной комедии» - «Ад», «Чистилище» и «Рай», а образ Чичикова - как русский вариант Вергилия, проводника Данте по кругам ада, то все становится на свои места. Чтобы не бояться ни черта, ни Бога и спокойно вершить свои дела и обстряпывать делишки, как раз и нужно пройти через преисподнюю, к тому же Гоголь использовал в поэме прием нисходящей этической градации. С каждым новым помещиком, посещенным Павлом Ивановичем, упадок в хозяйстве и упадок нравов становятся все очевиднее - так герой все глубже «спускается в ад» российской действительности.

Наброски и отдельные сохранившиеся главы II тома вполне созвучны идее собственно чистилища как места для временного заточения, а не вечного осуждения. Отсюда - сомнения писателя, предавшего огню свою поэму, которая просто не могла бы состояться по первоначальному замыслу. Второй, а также третий том - соответственно «Чистилище» и «Рай» - стали бы сладкой сказочкой, несоотносимой, по мысли Гоголя, с русскими реалиями первой половины XIX века.

Какой же герой мог действовать в условиях, с одной стороны, бюрократического и дворянского произвола, с другой - начинавшейся в первой половине XIX века промышленной революции? Только герой, обладающий рядом новых черт, до того не характерных ни для русской литературы, ни для самой России - Чичиков.

Почему он? Во-первых, он как свои пять пальцев знал все тонкости законодательства и умел повернуть закон в свою сторону (скупка мертвых душ, не «доживших» до очередной ревизской сказки и потому числившихся живыми). Во-вторых, провел не один год на службе и «из первых рук» располагал сведениями о работе неповоротливой государственной машины. В-третьих, с детства «копил копейку», «очень выгодно» наживаясь на неотложных желаниях и нуждах окружающих.

Копил для будущей жизни «во всех довольствах» - и больше ничего. Но в грядущую экономическую ситуацию, вызванную отменой крепостного права и промышленным переворотом, вписывался как предприниматель очень хорошо. Он первым уловил главное веяние времени - упадок рабовладельческой системы ведения помещичьего хозяйства (достаточно посмотреть на разруху у Плюшкина, кстати, последнего из посещенных Чичикова помещиков). И снова, играя на желаниях и нуждах помещиков, почти удачно попытался «накопить копейку». Не учел он при всех своих талантах только одного - непоправимой любви провинциалов к сплетням и слухам. Скучно жить на этом свете, а тут хоть какое-то развлечение для господ и дам просто приятных и приятных во всех отношениях.

Такой герой для русской литературы действительно был в новинку. Но не для Европы. Еще во второй половине XVI века в испанской литературе появился плутовской роман, своего рода кривозеркальное отражение ранее существовавшего рыцарского романа с его возвышенными героями и эпическими деяниями. Его появление тоже связано с бурными преобразованиями в производственно-экономическом укладе и Испании, и других европейских стран, переходивших на буржуазные рельсы. Новый герой полностью отвечал времени. Это был «рыцарь своего времени» - пройдоха, авантюрист, нагло обманывающий простой люд, чиновников, дворян и таких же мошенников.

Происхождение плутов обычно неясно (как и Чичикова, родители которого «были дворяне, но столбовые или личные - Бог ведает», причем о его матери автор и вовсе не упоминает). Нет у них и выдающихся внешних характеристик (иначе бы их быстро раскрыли). Точно так описывает автор и Павла Ивановича: «не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Совпадает и мотив, отвечающий за развитие сюжета - сиюминутное личное обогащение или «красивая жизнь» в будущем.

Плутовской роман носит сатирическо-обличительное и дидактическое начало, преобладающее над повествовательным (как и в «Мертвых душах»). Именно чтобы подчеркнуть связь своего произведения с плутовским Гоголь и определил его жанр как «поэму», но поэму не лирическую, а сатирическую. Недаром в «Четырех письмах к разным лицам по поводу «Мертвых душ» («Выбранные места из переписки с друзьями) Гоголь пишет: «Бывает время, когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, пока не покажешь всю глубину его настоящей мерзости».

Иными словами, только такая, всеобъемлющая и сатирически принижающая, поэма и была возможна в те времена на Руси. Которая воспевает не подвиги и славу, а рисует самые грязные пороки и низменные желания людей, что утратили в рабстве и мелочном копошении истинное человеческое лицо, сменившееся на «кувшинное рыло». Отсюда и имя Чичикова - Павел, как у любимого Гоголем святого апостола Павла, что путешествует, «наставляет и выводит на прямую дорогу». Но не вывел…