Чем отличается ИП от ООО: плюсы и минусы. Чем отличается ООО от ИП — что лучше выбрать для бизнеса

Как видно, риск потери личного имущества есть и при регистрации ИП, и при открытии ООО. При этом установлен список имущества, которое взыскать нельзя (ст. ГК РФ):

  • единственное жилье;
  • одежда, обувь и предметы домашней обстановки;
  • продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума;
  • другие вещи, необходимые для жизни.

Однако мы считаем, что наделавший долгов ИП рискует личным имуществом больше, чем «ушедшее в минус» ООО.

Плюсы ИП

Простота регистрации

Чтобы стать ИП, необходимо всего лишь заявление о государственной регистрации, копия паспорта и квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей. Плюс 1000-1500 рублей — на нотариуса, если документы на регистрацию отправить по почте или через представителя. При личном посещении налоговой инспекции заверять заявление у нотариуса не нужно. Как правило, весь процесс регистрации ИП занимает 5 дней.

ИП не формируют уставный капитал

Другой несомненный плюс ИП — отсутствие обязанности формировать уставный капитал. Это значит, что размер первоначальных вложений в бизнес сразу уменьшается минимум на 10 тысяч рублей — именно такой минимальный уставный капитал для ООО установлен законом (п. 1 ст. Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).

ИП может свободно распоряжаться выручкой

Предприниматель может как угодно распоряжаться заработанными деньгами и в любой момент взять выручку для личных нужд. Подробнее о проблеме: « ». В случае с ООО так делать нельзя, ведь полученная выручка — это доходы организации и расходовать их можно только на оправданные цели.

ИП не обязаны вести бухучет

ИП ведут бухучет только по желанию. Соответственно, ИП могут не составлять бухгалтерскую отчетность Им достаточно простой книги учета доходов и расходов, что снижает издержки по ведению бизнеса (подп. 1 п. 2 ст. Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Минусы ИП

Кроме того, предприниматели должны платить страховые взносы за себя даже в том случае, если деятельность не велась или не принесла дохода. А вот организация, в отличие от ИП, платит страховые взносы только с зарплат своих сотрудников. В случае приостановки деятельности организация сможет сэкономить на взносах, потому как «нет зарплат — нет взносов».

Другой серьезный недостаток ведения бизнеса в форме ИП — невозможность осуществлять некоторые виды деятельности, например, розничную продажу алкогольной продукции (п. 3.2. ст. Федерального закона от 22.11.95 № 171-ФЗ, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.15 по делу № А56-29242/2015).

Плюсы ООО

Основное преимущество ООО, как опять же было сказано выше, — ограниченная ответственность его участников в случае банкротства организаций (конечно, если дело не доходит до субсидиарной ответственности). Обычно участник ООО не теряет более того, что он внес в уставный капитал общества. Кроме того, у участников ООО есть возможность продать свою долю и выйти из бизнеса.

Другое преимущество ООО над ИП состоит в том, что общество может заниматься некоторыми видами бизнеса, которые недоступны индивидуальному предпринимателю. Это, например, производство и продажа алкоголя, страховая деятельность, деятельность ломбардов и туроператоров.

Минусы ООО

Для регистрации ООО требуется внушительный пакет документов. В общем случае это:

  • паспорт заявителя с ксерокопией;
  • заявление о госрегистрации;
  • устав ООО в 2-х экземплярах;
  • решение единственного учредителя или договор об учреждении и протокол собрания;
  • документ об оплате госпошлины (в настоящее время размер пощлины составляет 4 000 рублей).

Кроме того, все ООО обязаны вести бухгалтерский учёт, то есть составлять проводки, чтобы отразить каждую операцию на счетах бухучёта. В конце года организации обязаны сдавать бухгалтерскую отчетность и отчетность в Росстат. Крупные организации нанимают для этого целых штат бухгалтеров. Как следствие, им приходится много тратить на зарплату, НДФЛ и взносы.

Также стоит отметить, что у организации намного больше кассовых документов, которые связаны с оборотом наличности.

Учредители ООО могут получать доход в виде дивидендов. Но их можно выплачивать не чаще, чем раз в квартал и только при наличии чистой прибыли по данным бухучета. С дивидендов вам придется заплатить НДФЛ в размере 13 процентов.

Что лучше — ИП или ООО?

Приведенных отличий достаточно для того, чтобы понять разницу между ИП и ООО. Безусловно, у каждой формы организации бизнеса есть свои плюсы и минусы. При выборе нужно учитывать специфику своей будущей фирмы, ее развитие и извлечение прибыли от деятельности. Если вы хотите развить крупную компанию, будете работать с крупными контрагентами, привлекать инвесторов, то лучше сразу зарегистрировать ООО. Для небольшого дела и начинающего стартапа отлично подойдет ИП.

Обратите внимание: недавно зарегистрированные предприниматели (или их бухгалтеры) могут в течение года бесплатно пользоваться специальной бухгалтерской программой для ИП. Это веб-сервис « », который позволяет вести учет доходов и расходов, рассчитывать сумму фиксированных взносов и налоги при УСН и ЕНВД, готовить отчетность и сдавать ее через интернет. Бесплатно работать в программе могут те ИП, с даты регистрации которых в качестве предпринимателя до регистрации в «Контур.Эльба» прошло менее трех месяцев.

Вопрос оформления документации и подтверждения правовой формы деятельности остается актуален для бизнесменов - и тех, которые решили открыть дело. Вот только как выбрать организационно-правовую форму, ведь от этого решения зависит продвижение и ведение бизнеса в дальнейшем.

Приведем в пример таблицу, которая поможет вам определить, что лучше и выгоднее открывать – ИП или ООО.

Укажем на преимущества и недостатки каждой из систем, и разберемся во всех нюансах, связанных с оформлением.

Форма бизнеса

ИП

ООО

Расшифровка понятия

Физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Учрежденное одним или несколькими юридическими и/или физическими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделён на доли.

Процедура регистрации

Простая. Необходимо предоставить в налоговую:

Копию паспорта физлица.

Заявление по форме № Р21001.

Не требуется печать, расчетный счет по возможности.

Осложненная: подается другая документация.

Нужно предоставить в налоговую:

Договор об учреждении (если учредителей 2 и более).

Протокол Собрания учредителей (если учредителей 2 и более) или решение об учреждении учредителя (если учредитель один).

Заявление на государственную регистрацию. Форма Р11001.

Личные документы.

Квитанцию об оплате госпошлины.

Также требуется печать и расчетный счет в банке!

Оплата госпошлины

Госсбор составляет 800 руб. Квитанция подается вместе со всеми документами.

Сбор составляет 4000 руб.

Срок регистрации

Одинаковый как для ИП, так и для ООО. Составляет 5 рабочих дней.

Уставной капитал

Уставной капитал не вносится.

Необходимо внести не меньше 10 000 рублей в течение 4 месяцев после регистрации ООО.

Юридический адрес

Регистрация осуществляется по адресу места жительства, постоянной или временной прописке.

Регистрация проводится по юридическому адресу. Обязателено указывается: арендуемое или собственное помещение, массовый адрес или домашний адрес учредителя.

Количество владельцев

Собственником может быть только одно физическое лицо.

Может быть как один учредитель, так и несколько лиц (до 50).

Количество работников

Индивидуальный предприниматель может действовать самостоятельно, без привлечения работников.

После найма первого сотрудника, начиная с 1 января 2017 года, больше не нужно вставать на учет в ПФР в качестве работодателя. В ФСС необходимо подать заявление о регистрации не позднее 30 календарных дней после найма первого сотрудника. В остальном, обязанности ИП и ООО как работодателей совпадают.

ООО не может работать само по себе, как минимум должен быть один сотрудник, который координирует деятельность - директор. Им может стать кто-то из собственников или сторонний сотрудник.

Один учредитель, управляющий компанией, должен оформить трудовой договор и выплачивать себе зп. Постановка на учет в качестве работодателя происходит автоматически, после регистрации ООО.

Имущественная ответственность и обязательства

Отвечает по обязательствам всем своим личным имуществом, даже после закрытия ИП. Исключением является только собственность, которую нельзя взыскивать по закону:

Единственное жилье.

Одежду, обувь и предметы домашней обстановки.

Продукты питания и деньги на общую сумму не менее установленной величины прожиточного минимума.

Другие вещи, необходимые для жизни.

Отвечает по обязательствам только в рамках имущества компании. Но учредителей, участников и руководителей могут привлечь к субсидиарной ответственности.

После закрытия обязательства ООО прекращаются.

Выход из бизнеса

Чтобы выйти из бизнеса физлицу придется закрыть ИП.

Выход из состава ООО не прекращает деятельность фирмы.

Вывод денежных средств

Может свободно распоряжаться полученными денежными средствами, конечно же, при условии своевременной уплаты налогов и взносов. Дополнительных налогов при выводе денег нет. Деньги считаются личными.

Деньги на счету являются собственностью организации. Выведение денежных средств с расчётного счёта возможно более затратными способами.

Получить прибыль можно только двумя способами: в виде зарплаты (НДФЛ 13% + взносы 30%) или в качестве дивидендов (НДФЛ 13%).

Виды деятельности

ИП нельзя заниматься некоторыми видами деятельности. К наиболее распространенным из них относятся:

Производство и торговля алкоголем (за исключением пива).

Услуги страхования.

Банковская деятельность.

Инвестиционные фонды.

Деятельность ломбардов.

Туроператорская деятельность (при этом можно оказывать услуги турагента).

Производство лекарственных средств.

Производство оружия, пиротехники, авиационной техники и т.п.

Нет ограничений по видам деятельности.

Системы налогообложения

Можно использовать все существующие налоговые режимы, в том числе ПСН.

Можно использовать все налоговые режимы, кроме ПСН.

Налоги и платежи

Обязательными являются страховые взносы. Остальные налоги и платежи зависят от наличия работников и выбранной системы налогообложения.

Не нужно выплачивать, если деятельность не ведется, работников нет, и на балансе не числится имущества.

В остальных случаях величина налогов и платежей зависит от выбранной системы налогообложения и количества сотрудников.

Страховые взносы

Платит страховые взносы в пенсионный фонд и ффомс в размере 27 990 руб (за 2017 г.). Платит даже при отсутствии деятельности и независимо от уровня дохода.

Почти на всех налоговых режимах ИП имеет право уменьшать исчисленный налог на всю сумму уплаченных фиксированных платежей в отличие от ООО, где разрешается использовать только до 50% перечисленных страховых взносов.

Налоговая нагрузка больше. Учредители платят 13 % (с 2015 г.) со своих дивидендов (прибыли).

Страховые взносы даже на одного сотрудника с самой минимальной оплатой труда будут примерно такие же, как и у ИП.

Отчетность

Объём отчётности значительно меньше.

Объем отчетности больше.

Бухгалтерский учет

Вести бухучет необязательно.

ИП на специальных режимах налогообложения –УСН, ЕНВД или патенте

– подает один отчет по одному налогу.

Необходимо вести полноценный бухгалтерский учёт. Малые ООО имеют право сдавать в упрощенной форме.

Если много доходов/расходов, нужно будет нанимать бухгалтера.

Другая отчетность зависит от выбранной системы налогообложения.

Кассовая дисциплина

Соблюдение большинства правил кассовой дисциплины необязательно.

Необходимо соблюдать все правила кассовой дисциплины.

Малые ООО имеют право не устанавливать лимит остатка по кассе.

Приобретение оборудования и отчетность


Отчитывается за оборудование в бизнесе, откуда оно появилось, нет необходимости.

Руководство ООО должно вносить все оборудование в уставный капитал.

Ответственность и штрафы

Видов ответственности меньше, а размеры штрафов ниже, чем у юридических лиц.

Например:

  • Максимальный административный штраф – 50 000 руб.

Еще пример:

  • За несоблюдение правил использования кассового аппарата штраф для ИП составляет от 3 000 до 4 000 руб.

Видов ответственности гораздо больше чем у ИП. Штрафы существенно выше и налагаются не только на саму организацию, но и на ее должностных лиц.

Например:

  • Максимальный административный штраф – 1 млн.руб.

Еще пример:

  • За несоблюдение правил применения кассового аппарата штраф составит от 30 000 до 40 000 руб.

Привлечение инвестиций

Привлечь инвестиции в чистом виде нельзя. Как правило, приходится оформлять кредит, займ или лизинг.

Возможны проблемы с кредитованием на крупные суммы.

Можно найти инвесторов, но взамен вложенных средств потребуется выделить долю в ООО.

Привлекателен для инвесторов. Перспектива расшириться до акционерного предприятия и выйти на биржу.

Проще кредитоваться в банках на крупные суммы.

Сотрудничество

С индивидуальными предпринимателями сотрудничают так же, как и с юридическими лицами.

Взаимодействуют более охотно, нежели чем с предпринимателями.

Есть ситуации, при которых организация – это единственно возможная форма сотрудничества. Например, при участии в некоторых государственных тендерах.

Престижность

Многие компании не хотят работать с ИП, считая их менее надёжными и престижными партнёрами, а также из-за проблем с НДС.

Нет проблем. Репутация компании выше, чем у ИП.

Открытие филиалов

Можно работать на всей территории РФ.

Регистрировать филиалы при этом не нужно, но, отчитываться, как правило, приходится по месту жительства.

Не теряется право на УСН.

Для работы в другом регионе приходится открывать обособленное подразделение и становиться на учет в местной ИФНС.

Теряется право на УСН.

Продажа бизнеса, переоформление


ИП нельзя продать, подарить, переоформить на другое лицо. Можно только закрыть и открыть бизнес заново.

ООО можно продать или сменить учредителей, переоформить.

Закрытие и ликвидация

Ликвидировать ИП проще, быстрее и дешевле.

Достаточно:

Написать заявление в ИФНС.

Оплатить госпошлину в размере 160 руб.

Закрытие ООО – сложный процесс, который может длиться до 4 месяцев. Кроме того, ликвидация требует денежных затрат.

Нередко первые шаги в бизнес осуществляются через предпринимательство. Человек, скопивший некоторый капитал или обладающий полезными навыками, хочет серьезно улучшить свое материальное положение за счет занятия предпринимательской деятельностью. Но, как правило, на первом этапе, информации о способах и формах ведения такой деятельности не хватает.

Вот здесь и возникает вопрос: чем отличается ИП от ЧП и ПБОЮЛ? Предлагаемая статья рассчитана как раз на читателей, которых он интересует.

Суть вопроса

Предпринимательская деятельность не возможна без регистрации. Если физическое лицо планирует на постоянной основе заниматься деятельностью приносящей доход, то оно должно быть зарегистрировано в ЕГРИП. Этот государственный реестр содержит в себе данные обо всех гражданах занимающихся предпринимательской деятельностью. Данная регистрация необходима, так как позволяет правильно и в полной мере собирать налоги и сборы, установленные законом. Позволяет привлекать граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, в административном порядке наравне с юридическими лицами. Решать судебные споры в порядке, предусмотренном для других субъектов экономической деятельности.

По сути, после регистрации в государственном реестре гражданин приобретает статус субъекта экономической деятельности со всеми вытекающими последствиями. И соответственно выделять его из числа граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью, и потребовалось введение специальных аббревиатур: ,ЧП и ПБОЮЛ.

Что такое: ИП,ЧП и ПБОЮЛ

Как уже было сказано, указанные сокращения, применяются для того чтобы отделить граждан занимающихся предпринимательской деятельностью, от граждан занимающихся трудовой деятельностью и частной практикой. В практическом плане, это имеет значение, в частности, при оформлении сделок с участием таких граждан и при их исполнении.

Так, например, если лицо является предпринимателем, то его контрагенту сразу будет ясно, что данный гражданин-предприниматель сам уплачивает за себя налоги. И поэтому, в данном случае, сторона по договору с таким предпринимателем не будет выступать налоговым агентом.

Одновременно сокращение - ИП, ЧП или ПБОЮЛ, перед фамилией и инициалами одной из сторон договора, подскажет другой стороне, что в случае наличия, какого либо хозяйственного спора с данным лицом, судебный процесс, будет происходить не в суде общей юрисдикции, а в одном из арбитражных судов.

Кроме употребления указанных сокращений в договорах, они употребляются на бланках документов, в рекламе и обязательно на вывесках перед входом в помещения занимаемые предпринимателем для осуществления предпринимательской деятельности.

Что кроется под этими буквами? рассмотрим подробно.

ЧП - частный предприниматель. Изначально применение такого оборота было связано с тем, что хозяйственная деятельность велась преимущественного предприятиями государственного сектора. Это было на «заре рыночного времени». Частное предпринимательство граждан было относительно новым явлением. Если сказать точнее, такое предпринимательство существовало и ранее, но на нелегальной основе. Его представителями выступали разного рода «цеховики», «фарцовщики» и так далее. Данная деятельность была уголовно наказуема. Признание частных предпринимателей легальными субъектами хозяйственной деятельности было одним из первых шагов на пути к рыночной экономике.

ПБОЮЛ - сам термин расшифровывается просто: предприниматель без образования юридического лица. Здесь противопоставляются два вида ведения юридической деятельности - с образованием и без образования юридического лица. Под первым понимается, когда гражданин выступает контролирующим участником (акционером) юридического лица, и тем самым, как бы, действует через него. По сути, юридическое лицо выступает инструментом ведения предпринимательской деятельности. Это позволяет отделить личное имущество гражданина от того имущества которое используется для ведения предпринимательской деятельности и тем самым оградить его от претензий кредиторов, на случай неудачного ведения бизнеса. Ведение деятельности без образования юридического лица, таких преимуществ не предоставляет. Что, по сути, и отражает данная аббревиатура.

ИП - если брать в исторической перспективе, то данный термин обладает многозначностью. Первоначально, ИП, трактовалось как индивидуальное предприятие. Подобное использование, сохранилось и до настоящего времени в некоторых государствах СНГ. По сути, там, где оно сейчас употребляется, и в России, когда оно употреблялось ране в коротком промежутке времени, оно подразумевало одну из форм юридического лица, характеризующуюся одним учредителем. Но в настоящем времени, в России от этого ушли. Хотя, в обыденной речи часто встречается такая трактовка.

ИП в современной России расшифровывается как «индивидуальный предприниматель».

А чем же отличается ИП от ООО? Разбираем вместе по ссылке:

ПБОЮЛ и ИП, в чем разница?

Данный вопрос часто встречается не только у граждан, которые планируют начать предпринимательскую деятельность. Задаются вопросом, чем отличается ИП от ПБОЮЛ? и сотрудники (юристы, бухгалтера) коммерческих организации, которым приходится сталкиваться с данными аббревиатурами в договорах, получаемых от контрагентов - физических лиц. Ведь не секрет, что предприниматели играют существенную роль в нашей экономике, а соответственно и число договоров с ними все время растет.

Отличие ИП от ПБОЮЛ незначительно. С точки зрения правового статуса физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью таких различий нет вообще. Как было рассмотрено ранее, все три термина, употреблялись для обозначения одного и того же явления - гражданина занимающегося предпринимательской деятельностью.

Среди всех терминов, ЧП появился ранее всех. Затем стал более употребителен термин ПБОЮЛ. Так как, это было относительно недавно, то он употребляется и по сегодняшний день многими предпринимателями в договорах и бланках документов. Поэтому на вопрос: ПБОЮЛ или ИП как правильно? стоит отвечать, что правильно в каждом из случаев, но более современный термин это - ИП.

Разобравшись в вопросе: чем отличается ИП от ЧП и ПБОЮЛ, стоит немного сказать о правильности употребления данных терминов. Споры об их употреблении не прекращаются, но все они, по сути, безосновательны. Государство определилось в выборе термина, который применяется в регулировании правоотношений с участием граждан ведущих предпринимательскую деятельность. Это ИП - индивидуальный предприниматель.

Это в частности следует из названия главного реестра, который ведется государственными органами для учета предпринимателей - Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Однозначно употребляется данный термин и в Налоговом кодексе РФ. Но в тоже время и ИП, и ЧП, и ПБОЮЛ правильно отражают отдельные характерные аспекты предпринимательской деятельности. Поэтому говорить о неправильности употребления данных терминов в повседневной речи, будет корректно.

11.01.18 53 161 0

Что такое ООО

Зачем оно вам нужно и сколько стоит

Самые распространенные формы бизнеса в России - ИП и ООО .

Наталия Челован

Коротко: ИП подходит тем, кто будет работать самостоятельно, а ООО - тем, кто собирается заниматься бизнесом вместе с партнерами. Дальше нужно разбираться.

Ответственность

Если условный Василий открывает ИП и что-то идет не так, то при банкротстве Василий будет отвечать перед кредиторами всем своим имуществом - в том числе машиной, которую купил еще до того, как стал ИП . В отдельных случаях могут даже забрать квартиру, если она у него не одна.

Если же Василий откроет ООО и разорится, то в большинстве случаев заберут только то, что принадлежит фирме: имущество, деньги на расчетных счетах и мебель из офиса. Личную машину не должны трогать, хотя и есть способ.

Отличается и административная ответственность, то есть штрафы. Обычно в законе предусмотрены разные суммы штрафов для организаций и должностных лиц. ИП по умолчанию штрафуют как должностных лиц. ООО больнее.

Например, если компания принимает деньги у физлиц и у нее нет кассового аппарата, то штраф - от 75 до 100% от суммы расчета мимо кассы, минимум 30 000 Р . Штраф для ИП - от 25 до 50% от суммы расчета, минимум 10 000 Р .

Учредители, документы и регистрация

ИП - это индивидуальный предприниматель, который решил заняться бизнесом. Он делает это индивидуально, соучредителей у него быть не может. Чтобы зарегистрироваться как ИП , Василию нужен паспорт, заявление и оплаченная пошлина 800 Р . Юридический адрес не нужен: ИП регистрируют по месту постоянной прописки в паспорте.

Общество с ограниченной ответственностью организует один или несколько человек - всего до 50 учредителей. У ООО есть уставный капитал, в него вкладываются все учредители. Минимальный размер капитала - 10 000 Р , доли могут быть неравными.

Как распределяются доли и прибыль в ООО

Василий

5000 Р

Елена

3000 Р

Петр

2000 Р

Если дела компании пойдут в гору, то учредители будут получать прибыль пропорционально своим вложениям.

Если вы хотите внести в уставный капитал имущество, которое стоит от 20 000 Р - допустим компьютеры, - то независимый оценщик должен оценить их стоимость и составить акт оценки имущества. Это дополнительные расходы, которые ложатся на учредителей.

Заранее, еще до регистрации компании, нужно договориться о названии; юридическом адресе; размере уставного капитала (от 10 000 Р ); ОКВЭДах (видах деятельности, которыми будет заниматься компания) и системе налогообложения.

После этого нужно утвердить устав и назначить генерального директора - можно из числа учредителей, а можно и со стороны. Если в компании нет соучредителей, то единственный учредитель собственным решением назначает генеральным директором себя или нанимает кого-то.

Учтите: все решения нужно фиксировать на бумаге. Если учредитель один, печатаете единоличные решения. Если несколько - протоколы собраний. Первый протокол делайте в момент создания организации. В статье 181.2 гражданского кодекса перечислено, что нужно обязательно указать при составлении протокола.

Все эти протоколы - страховка, которая подтверждает решения компании. Если что-то пойдет не так, то в суде вы будете оперировать именно протоколами.

Как подать документы

В больших городах документы нужно нести в единый регистрационный центр, или ЕЦР. В Санкт-Петербурге ООО регистрирует МИФНС № 15, в Москве - МИФНС № 46.

Вот что нужно собрать:

  1. Заявление о регистрации юридического лица (Р11001). Паспортные данные и ИНН всех учредителей.
  2. Устав юридического лица.
  3. Протокол о создании юридического лица.
  4. Договор об учреждении ООО (не нужен, если учредитель один).
  5. Квитанцию об оплате госпошлины.
  6. Заявление о переходе на УСН , если собираетесь на ней работать.

Дополнительно может потребоваться документ, подтверждающий юридический адрес, например копия договора аренды, гарантийное письмо от собственника помещения или свидетельство о праве собственности на помещение.

Какие документы выдадут после регистрации

В течение трех рабочих дней после подачи полного пакета документов в ИФНС компанию зарегистрируют, а вы получите пакет документов.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В свидетельстве указаны ИНН и код причины постановки на учет - КПП . ИНН присваивается организации один раз и остается неизменным все время ее существования, при изменении адреса юридического лица КПП будет меняться.

Лист записи Единого государственного реестра юридических лиц. С 2017 года этот лист является подтверждением регистрации ООО . В нем отражаются все основные данные о компании. В случае внесения изменений, например, если меняется состав участников или юридический адрес, лист нужно будет получить заново.

Устав с отметкой налогового органа о регистрации. Его бережно храните. В устав нужно внести изменения, если меняется юридический адрес, размер уставного капитала или название. Для внесения изменений нужно будет составить протокол общего собрания всех участников, документы нужно отдать и зарегистрировать в ИФНС . Госпошлина за регистрацию новой редакции устава - 800 Р .

800 Р

госпошлина за регистрацию новой редакции устава

Налоговая сама уведомляет пенсионный фонд, ФСС и органы статистики о регистрации организации.

Могут ли отказать в регистрации?

Да. В этом случае вы получите бумагу, в которой прописана причина отказа. Часто бывает, что подали неполный пакет документов, прокрались опечатки и так далее.

В этом случае нужно исправить ошибку и подать документы заново. Госпошлину придется оплатить еще раз.

Как выбрать юридический адрес

На самом деле в законодательстве РФ нет понятия «юридический адрес», есть «место нахождения общества». Но для удобства мы и дальше будем оперировать понятием «юридический адрес».

Юридическим считается тот адрес, по которому находится его руководитель, на языке юристов - «постоянно действующий исполнительный орган». Этот адрес определяет налоговую инспекцию, в которой ООО будет состоять на учете. На этот адрес будут приходить бумажные требования из ИФНС , и ПФР , и ФСС . Если компания переезжает, нужно внести изменения в устав и ЕГРЮЛ , госпошлина - 800 Р . Но бывают случаи, когда ее платить не нужно.

Юридическим адресом может быть и собственное, и арендованное помещение, и даже домашний адрес учредителя, но везде есть нюансы.

Собственное помещение должно быть нежилым. В налоговой могут попросить документ о праве собственности (выписку из ЕГРН - Единого государственного реестра недвижимости - или свидетельство о собственности).

Арендованное помещение. Нужно разрешение собственника на использование адреса для регистрации ООО .

Домашний адрес учредителя или руководителя. Учредитель или руководитель, чей адрес указывают, должен быть собственником квартиры или иметь в ней прописку. Если у квартиры несколько собственников, то от каждого понадобится разрешение на использование помещения.

Квартира не такой интересный вариант, как может показаться на первый взгляд: адрес будет указан в выписке ЕГРЮЛ , которую может получить любой мимо-крокодил. При этом в жилом помещении нельзя разместить аптеку, склад, магазин, кабинет стоматологии и т. д.

Аренда адреса - плохой вариант. Базово вы платите не за помещение, а за адрес, по которому компания числится. Дальше, в зависимости от цены, по адресу будут принимать вашу почту или вы даже сможете находиться там, если налоговая решит навестить компанию с выездной проверкой.

Еще можно арендовать помещение в бизнес-инкубаторе. В крупных городах существуют такие центры поддержки предпринимательства. Если организация и вид деятельности соответствуют условиям бизнес-инкубатора (например информационные технологии), то она может арендовать помещение и зарегистрироваться по адресу инкубатора.

ИП юридический адрес не нужен: его регистрируют по месту прописки. Организации нужно представить документы об аренде помещения (или собственности на него), как вариант можно указать домашний адрес учредителя, но нежелательно.

Расчетный счет и печать

ИП может работать без расчетного счета, а ООО нужно открыть его сразу после регистрации. В Тинькофф-бизнесе для резервирования реквизитов понадобится только ИНН компании. Для открытия счета - фото уставных документов, фото паспортов учредителей, фото выписки из ЕГРЮЛ .

Вы можете открыть сразу несколько счетов в разных банках - это не запрещено.

Раньше все компании были обязаны иметь печать, теперь нет. Если вы не пишете про печать в уставе, то она вам не нужна. Если написали, то придется делать круглую печать.

Название

Местонахождение

Налоги

Сумма налогов полностью зависит от вида системы налогообложения. Компании выбирают из четырех:

  1. общая, или основная система налогообложения (ОСНО );
  2. упрощенная система налогообложения (УСН );
  3. единый налог на вмененный доход (ЕНВД );
  4. единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН ).

В отдельных случаях возникают дополнительные налоги: акцизы, водный налог, транспортный, имущественный, на добычу полезных ископаемых и т. д. Об этом в другой раз.

Выбирать систему налогообложения нужно с оглядкой на бизнес-план: будете работать с физлицами или юрлицами, какая будет структура доходов и расходов компании. Есть еще куча нюансов.

Проконсультируйтесь с бухгалтером: мало ли что в интернете могут написать.

Если упростить, то есть три критерия для выбора системы налогообложения: вид деятельности, количество сотрудников и размер дохода.

Выбор системы налогообложения

По виду деятельности

ОСНО - может быть любой вид деятельности.

УСН не могут применять банки, производители подакцизных товаров, страховщики, ломбарды. Полный перечень - в ст. 346.12 НК РФ .

ЕНВД подходит для розничной торговли, общепита, бытовых услуг.

ЕСХН - для бизнеса в сферах производства, продажи и переработки сельскохозяйственной продукции: растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства.

Выбор системы налогообложения

По количеству сотрудников

ОСНО - любое количество сотрудников.

УСН - до 100 сотрудников, включая совместителей и сотрудников на ГПД .

ЕНВД - до 100 сотрудников.

ЕСХН - для сельхозорганизаций ограничений нет. Для рыбных хозяйств - до 300 человек.

Выбор системы налогообложения

По размеру дохода

ОСНО - любой размер дохода.

УСН - до 150 млн рублей в год. В 2018 году на УСН могут перейти компании, которые с января по сентябрь 2017 года заработали не более 112,5 млн рублей.

Если в процессе работы количество сотрудников или доходы превысят лимиты, то компания обязана перейти на ОСНО и самостоятельно сообщить об этом в налоговую

При ЕНВД налоговая база не зависит от доходов или расходов, но зависит от физических показателей: площади магазина, количества машин или числа работников. ЕСХН - 70% и больше дохода должны быть от сельскохозяйственного производства.

Какие налоги с дохода платят

ОСНО - налог на прибыль 20%, НДС 18, 10 или 0%.

УСН «Доходы» - 6%. УСН «Доходы минус расходы» - от 5 до 15%. Есть зависимость от региона и вида деятельности. Например, в Ленинградской области ставка по УСН «Доходы минус расходы» - 5%, в Санкт-Петербурге - 7%.

ЕНВД - от 7,5 до 15%. Зависит от региона, категории плательщика и вида деятельности.

ЕСХН - 6%. Платить с доходов, из которых вычли расходы.

Бухгалтерский и налоговый учет

Есть два вида учета: бухгалтерский и налоговый.

Бухгалтерский учет - это учет всех хозяйственных операций в организации: что купили, что кому продали и т. д. Идея в том, что гендир заглядывает в бухгалтерский учет и видит ответ на вопрос «а где деньги?». ИП освобождены от ведения бухгалтерского учета и сами решают, нужен ли он им.

Для компании выбора нет, ведение бухгалтерского учета в полном объеме обязательно: нужно заполнять регистры бухгалтерского учета. Регистр - это копилка информации о хозяйственной деятельности. В регистре надо фиксировать информацию из кассовых чеков, товарных накладных, актов, счетов-фактур и других первичных документов.

На ОСНО и УСН каждый год надо подавать в налоговую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, она же бухгалтерский баланс, и отчет о финансовых результатах.

Налоговый учет - информация, которая помогает вам и налоговой посчитать, сколько с вас причитается. Тут важны только те операции, что влияют на объем налога, а количество и частота отчетов зависят от системы налогообложения.

Налоговая отчетность зависит от системы налогообложения.

При ОСНО - надо подавать раз в квартал декларацию по налогу на прибыль и по НДС . При УСН - раз в год подавать декларацию по УСН . При ЕНВД - раз в квартал подавать декларацию по ЕНВД . При ЕСХН - раз в год подавать декларацию по ЕСХН .

Если в компании есть сотрудники, то в налоговую надо будет еще сдавать 2-НДФЛ (ежегодно), 6-НДФЛ (ежеквартально) и расчет по страховым взносам (тоже ежеквартально).

Также отчеты нужно будет отправлять в фонды - ФСС (ежеквартально по форме 4-ФСС ) и ПФР (СЗВ-М ежемесячно, СЗВ-СТАЖ ежегодно).

Если нет деятельности

Если у ИП нет работы, то он обязан сдавать нулевые отчеты, а от фиксированных взносов за себя его никто не освобождает. Даже если ИП ничего не заработал, то он все равно обязан заплатить 27 990 Р за 2017 год.

Компания на ОСНО и УСН , если не ведет деятельность, налоги не платит. Сдавать нулевые декларации и бухгалтерскую отчетность надо, платить - нет. Обратите внимание, что ЕНВД оплачивать нужно, даже если деятельности нет. Если не хотите платить - сразу после прекращения деятельности снимайтесь с учета по ЕНВД .

Если по каким-то причинам компания не ведет деятельность, то генеральный директор (когда он единственный сотрудник и участник) может уйти в неоплачиваемый отпуск. Отпуск неоплачиваемый - директору зарплату не платят, следовательно, НДФЛ

УСН, ОСН - не платят, ЕНВД - платят

Взносы для ПФР, ФСС, ФФОМС

Не платит, если директор в неоплачиваемом отпуске

Заработанные деньги

Все, что заработал ИП , принадлежит ИП . Можно тратить прямо со счета по корпоративной карте, а можно переводить на личную карту физлица. Главное - вовремя платить налоги и взносы.

Участникам компании не так просто получить заработанное, но есть процедура выплаты дивидендов. Их выплачивают из чистой прибыли компании - то есть с суммы, которая остается после уплаты налогов и сборов.

Распределять дивиденды можно не чаще раза в квартал. С них компания должна удержать и перечислить в налоговую НДФЛ 13%.

Как закрыть

Закрыть ИП просто: нужно оплатить госпошлину 160 Р (в 2017 году) и подать заявление в налоговую или МФЦ . ИП закроют в течение 5 рабочих дней, если заявление подавали в налоговую, или через 8 рабочих дней в МФЦ . После этого нужно выплатить долги, если они остались, и спать спокойно.

ООО закрывать дольше и сложнее. Как правило, это либо самостоятельная ликвидация, либо банкротство. Обе процедуры занимают время, но в банкротстве участвует еще и арбитражный суд с конкурсным управляющим. В среднем на закрытие ООО уходит от 3 до 5 месяцев.

У участников есть возможность продать долю или поделить компанию.

Важно

Заручитесь поддержкой профессионального бухгалтера. Не решайте сложные вопросы по советам и статьям из интернета. Не рискуйте. Найдите профессионала.

Открытие собственного бизнеса считается серьёзным делом, которое требует принятия обдуманных решений. Одним из вопросов, которым задаются новички в этом деле – это что лучше открыть при создании бизнеса: ИП или ООО для предоставления услуг?

Основной выбор бизнесмены делают между этими 2 формами предпринимательской деятельности. Ведь другие формы либо слишком сложны (ОАО), либо ещё не везде распространены (товарищества).

Поэтому предприниматели выбирают 1 из 2 вариантов: Индивидуальное предпринимательство или Общество с ограниченной ответственностью. Результат дальнейшего ведения бизнеса напрямую зависит от этого выбора.

Что лучше открыть при предоставлении услуг: ИП или ООО?

При открытии малого бизнеса многие граждане РФ задаются вопросом о том, что лучше сделать - открыть ООО или ИП, какими преимуществами и недостатками обладают такие формы собственности.

Преимущества ИП

Основными преимуществами этой формы собственности являются следующие:

  • наличие небольшого количества отчётов. Отчётность у индивидуального предпринимателя меньше чем у Общества с ограниченной ответственностью;
  • можно списать все взносы, которые бизнесмен платит за себя. Если бизнесмен работает в одиночку, то финансовые органы РФ оплачивают его личные взносы.
Если предприниматель хочет оказывать определённые услуги, то сумма ЕНВД (Единого налога на вменённый доход), налога на УСН (Упрощённой налоговой системе) и ОСНО (Общей налоговой системе) равна 0;
  • можно применять патентную налоговую систему (ПСН). Только индивидуальному предпринимателю можно использовать ПСН;
  • предприниматель использует пониженную ставку НДФЛ (Налога на доходы физического лица) на Общей налоговой системе.

На общей налоговой системе предприниматель платит НДФЛ по ставке 13%, а Общество с ограниченной ответственностью - 20%;

  • суммы штрафных санкций для индивидуального предпринимателя намного меньше, чем для такого Общества;
  • низкая стоимость регистрации. Размер госпошлины при регистрации равен 800 р.;
  • пакет документов при регистрации. В список деловых бумаг для регистрации входит небольшое количество документов, которые не надо нотариально заверять.

Кроме этого, индивидуальный предприниматель может самостоятельно распоряжаться полученными доходами - использовать выручку и для личных нужд.
Однако в ООО доходы организации можно тратить только на оправданные цели. В таком случае бизнесмен, будучи учредителем этой организации, может получить дивиденды.

Руководитель организации может платить себе дивиденды 1 раз в квартал - при получении чистой прибыли по сведениям из бухгалтерского учёта. С дивидендов предприниматель платит 13% НДФЛ.

У такой формы собственности имеется несколько недостатков:

  • имиджевые потери. Хоть индивидуальный предприниматель и обладает всеми правами юридического лица, предприятия стараются не подписывать контрактов с ним.

Считается, что сотрудничать с ООО надёжнее. Ведь Общество с ограниченной ответственностью создают при ведении крупного бизнеса;

  • имущественные риски. Бизнесмен на законных основаниях может потерять все своё имущество. Например, если он стал банкротом, то судебные приставы могут конфисковать у него автомобиль, гаражную постройку, телевизор и др.

Ведение бизнеса в большинстве случаев связано с большими рисками. Когда к бизнесмену приходят судебные приставы, то он сокрушается насчёт того, что своевременно не создал Общество с ограниченной ответственностью.

Преимущества ООО

Общество с ограниченной ответственностью обладает такими преимуществами, как:

  • имидж. В настоящее время различные компании предпочитают заключать сделки не с индивидуальным предпринимателем, а с такой организацией;
  • мущественный риск и потеря уставного капитала. При этом бизнесмен в некоторых ситуациях, кроме такого капитала, может потерять собственное имущество.

Однако, размер складочного капитала Общества с ограниченной ответственностью составляет 10 000 р., а имущества у этой организации нет. В этом случае бизнесмен может потерять при банкротстве только средства из уставного капитала;

  • имеется много учредителей. При создании такого Общества партнерский договор подписывают несколько людей. Они обладают определённой долей в бизнесе и имеют равные права в нём. При этом ни один из партнёров не может обмануть другого, что обеспечивает защиту законных прав каждого из членов организации.

У индивидуального предпринимателя тоже есть такая юридическая защита, но его партнёры не обладают всеми правами.

Недостатки Общества с ограниченной ответственностью

У такой организации имеются такие недостатки, как:

  • большое количество отчётов. Отчётов, которые ведут такие Общества, больше чем у ИП.

В большинстве случаев, при открытии Общества с ограниченной ответственностью предприниматель вынужден устраивать на работу экономиста-бухгалтера, потому что директор физически не успевает вести всю отчётность. При этом организация несёт много дополнительных расходов;

  • стоимость регистрации. Размер государственной пошлины при регистрации равен 4000 р.;
  • количество документов. Пакет деловых бумаг при регистрации такого Общества существенно больше, чем у индивидуального предпринимателя. Заявление на постановку на учёт следует нотариально заверять, что приводит к появлению дополнительных расходов;
  • размер складочного капитала, устанавливаемый при регистрации. При постановке на учёт Общества с ограниченной ответственностью надо внести в уставной капитал организации 10 000 р.;
  • размер штрафов. Штрафные санкции у Общества с ограниченной ответственностью больше, чем у индивидуального предпринимателя. Более того, штрафные санкции накладываются и на руководителя организации.

Разные последствия

Любой бизнес, вне зависимости от того, какую форму собственности он имеет, со временем закрывается. Причём не всегда из-за банкротства, а например, при открытии нового дела. Для этого надо закрыть Индивидуальное предпринимательство или заняться ликвидацией Общества с ограниченной ответственностью.

Эти процедуры по сути одинаковы, однако, ликвидация Общества с ограниченной ответственностью является более продолжительной, чем закрытие ИП. Однако, наличие долгов у индивидуальных предпринимателей увеличивает срок закрытия организации.

Возникновение задолженности и начало процедуры банкротства, приводит к тому, что при выплате долгов кредиторам Общество с ограниченной ответственностью и индивидуальный предприниматель выставляют своё имущество.

Однако, предприниматель при этом теряет не только имущество предприятия, но и собственное - микроволновку, телевизор и иные предметы роскоши.

Именно из-за этого фактора многие новички в ведении бизнеса задаются вопросом, как закрыть индивидуальное предпринимательство и создать Общество с ограниченной ответственностью. Эту проблему лучше решить в короткие сроки.

Будучи индивидуальным предпринимателем, бизнесмен может создать Общество с ограниченной ответственностью. В будущем бизнесмен может закрыть свой статус.

Также бизнес делится по нескольким видам деятельности:

  • оказание услуг. Если бизнесмен решил оказывать услуги, то сразу нужно регистрировать ИП;
  • ведение торговли. В случае если начинающий предприниматель хочет заниматься торговлей в розницу в магазине, то ему лучше открыть Индивидуальное предпринимательство.

Однако, если кроме работы в магазине, бизнесмен будет делать поставки товара для различных организаций, принимать участие в торгах, то лучше открыть Общество с ограниченной ответственностью.

Индивидуальное предпринимательство является стартом малого бизнеса. При этом бизнесмен считается физическим лицом, но обладает всеми функциями юридического лица.

Если бизнесмен хочет оказывать услуги физическим лицам, то ему лучше стать индивидуальным предпринимателем, и можно с лёгкостью вести дела. В частности, для того чтобы заниматься продажей спиртных напитков, при регистрации можно указать только адрес постоянной регистрации бизнесмена.

Однако, руководителям ООО нужно указывать реальный юридический адрес. Кроме того, Общество с ограниченной ответственностью должно иметь собственную печать.

Бизнесмену можно закрыть или открыть ИП на протяжении 5 дней. А для ООО эта процедура занимает много месяцев.

Ограничения по некоторым видам деятельности

Индивидуальные предприниматели не имеют права заниматься такими видами деятельности:

  • изготовлением и реализацией алкогольных напитков (за исключением пивных напитков);
  • оказывать банковские услуги;
  • работать туроператором;
  • изготовлением медицинских препаратов и др.

В то же время, регистрируя Общество с ограниченной ответственностью, бизнесмен может вести любое дело.

В итоге бизнесмен может выбрать как ООО, так и ИП.

Однозначно сказать, какую лучше из этих 2 форм собственности выбрать при предоставлении услуг, – не представляется возможным.

Каждый бизнесмен делает выбор наиболее приемлемого для себя варианта, в котором будет лучше отражена вся специфика ведения бизнеса.

Новичку в бизнесе лучше самостоятельно выбрать одну из 2 вышеперечисленных форм собственности, потому что в будущем ему нужно будет принимать не самые лёгкие и ответственные решения.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.