Церковная православная газета. Церковная православная газета Что такое вольному воля

Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, черту болото.
См. ВОЛЯ - НЕВОЛЯ

  • - т.е. вольному воля, спасенному рай Своя воля, своя и доля Ср. в слободу? Тебе стало хочется на виселицу? Вольному воля, спасенному рай!.. Гр. Б. Толстой. Кн. Серебряный. 27...
  • - Ср. Вот тебе и благодарность за любовь да за ласки... Ну, да Господь с ним, нам не в убыток, что ни с того, ни с сего отшатился от нас. Мельников. На горах. 2, 10. Ср. Wer nicht kommt, braucht nicht wegzugehen...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Ваша воля, а наше поле: биться не хотимъ, поля не отдадимъ...
  • - В поле две воли...
  • - См. ДРАКА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Чье поле, того и воля. См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - ВО́ЛЬНЫЙ, -ая, -ое; -лен, -льна́, -льно, -льны и -льнШы...

    Толковый словарь Ожегова

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - т. е. вольному воля, спасеному рай. Своя воля, своя и доля. Ср. въ слободу? Тебѣ стало хочется на висѣлицу? !... Гр. А. Толстой. Кн. Серебряный. 27. Поясн...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Ср. Вотъ тебѣ и благодарность за любовь да за ласки... Ну, да Господь съ нимъ, вольному воля, ходячему путь, намъ не въ убытокъ, что ни съ того, ни съ сего отшатился отъ насъ. Мельниковъ. На горахъ. 2, 10...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См....

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Белый свет на волю дан. См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - См. ВОЛЯ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Народн. Говорится тому, кто поступает по-своему, не слушая советов, чьих-л. доводов. Жук. 1991, 72...

    Большой словарь русских поговорок

"Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, черту болото." в книгах

Вольному – воля

автора Акимушкин Игорь Иванович

Вольному – воля

Из книги Мир животных. Том 1 [Рассказы об утконосе, ехидне, кенгуру, ежах, волках, лисах, медведях, леопардах, носорогах, гиппопотамах, газелях и многих других автора Акимушкин Игорь Иванович

Вольному – воля Все, что говорилось выше, почерпнуто из «интервью» с одомашненными верблюдами, и если эта книга сейчас в руках у охотника, то, конечно, душа его, не унесшись ни на минуту в безлюдные просторы дикой природы, не насытилась. Что поделаешь, вольных верблюдов на

Вольному воля

Из книги Философ с папиросой в зубах автора Раневская Фаина Георгиевна

Вольному воля Людям нетрадиционной сексуальной ориентации в советское время приходилось несладко. За мужеложество могли и засадить на солидный срок в тюрьму. Однажды в театре Моссовета состоялось показательное судилище. На партсобрании труппы клеймили не марксистское

ВОЛЬНОМУ - ВОЛЯ

Из книги Рычков автора Уханов Иван Сергеевич

ВОЛЬНОМУ - ВОЛЯ Хорошая работа всякую должность возвышает. Башкирская пословица С надеждой поправить здоровье, отдаться любимым занятиям, подальше удалиться от интриг и злословия недоброжелателей Петр Иванович весной 1760 года вместе с женой и детьми выехал из

14. Небольшая речка на Марафонском поле и небольшая река Яуза в Москве Болото около Марафонского поля и болота в Москве

Из книги автора

14. Небольшая речка на Марафонском поле и небольшая река Яуза в Москве Болото около Марафонского поля и болота в Москве В истории Марафонской битвы считается, что по полю сражения протекала небольшая речка, впадавшая «в море». Пишут так: «Между местом боя и персидским

4.3. События перед началом битвы на поле Куру, согласно Бхагавадгите Поле Куру - Это поле Куликово Арджуна - это Дмитрий Донской Дурйод-Хана - это Хан Мамай

Из книги Казаки-арии: Из Руси в Индию автора Носовский Глеб Владимирович

4.3. События перед началом битвы на поле Куру, согласно Бхагавадгите Поле Куру - Это поле Куликово Арджуна - это Дмитрий Донской Дурйод-Хана - это Хан Мамай Начнем с того, что зададимся вопросом. Если арии = юрии = ярые, создавшие грандиозный Эпос Махабхарата, были выходцами

Вольному - воля?

Из книги Книга для таких, как я автора Фрай Макс

Вольному - воля? "Хазарский словарь", книга, с которой для многих русскоязычных читателей началась новая эпоха - эпоха Павича, - заканчивается обращением автора к обладательнице "женской версии" словаря-лексикона, прекрасной особе с быстрыми глазами и ленивыми

Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики

Из книги О телевидении и журналистике автора Бурдье Пьер

Дайте вольному волю!

Из книги 5 спасительных шагов от депрессии к радости автора Курпатов Андрей Владимирович

Дайте вольному волю! После того как вы научились себя самоподкреплять, после того как вы перестали себя, прямо скажем, гнобить (а как иначе назвать наши депрессивные мысли о самих себе?), после того как вы, выдержав удар депрессии, встали на ноги, настало время решить очень

ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ

Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ Удельные князья писали обычно в своих договорах друг с другом: «а боярам и детям боярским и слугам, и крестьянам вольная воля». Вот с каких пор сохранилось до наших времен это выражение, по строгим требованиям нашего языка, кажущееся такою же бессмыслицей,

Захар Прилепин К черту, к черту!

Из книги ВПЗР: Великие писатели земли русской (февраль 2008) автора Русская жизнь журнал

Захар Прилепин К черту, к черту! Десакрализация литературы

ДИВИЗИЯ ИДЁТ ЧЕРЕЗ БОЛОТО ДИВИЗИЯ ИДЁТ ЧЕРЕЗ БОЛОТО Александр Проханов 22.08.2012

Из книги Газета Завтра 977 (34 2012) автора Завтра Газета

Вольному воля

Из книги Литературная Газета 6412 (№ 17 2013) автора Литературная Газета

Вольному воля Преступность в России растёт с 30-х годов вне зависимости от того, что мы строим - коммунизм, капитализм или непонятно что[?] Тем не менее государство только уже в новейшей истории провело 14 (!) амнистий. А не ждёт ли нас ещё одна, к которой призывает Владимир

Что такое вольному воля

Из книги Русское крестьянство в зеркале демографии автора Башлачев Вениамин

Что такое вольному воля На первый взгляд, «вольному воля» - это бессмысленное выражение, типа «масляное масло».Однако оно имеет очень древний, и крайне важный для исследования этой главы, смысл.В древней Руси, заключая «ряд» (договор) друг с другом князья писали: «А

Марина Струкова «ВЕРЮ – ВОЛЬНОМУ СТРЕЛКУ!..»

Из книги Газета Завтра 407 (38 2001) автора Завтра Газета

“Часто можно услышать пословицу
“Вольному воля, спасенному рай”.

Как правильно ее понимать?”

Наталья Москаленко

Отвечает Андрей Ухтомский, кандидат Богословия

Общеизвестная пословица “Вольному воля, спасенному рай” имеет глубокий смысл. Вольному воля - человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай - кто живет не по воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки, совершенные по воле Божией, приведут человека в рай. Лаконичнее эта максима звучит в немецком эквиваленте пословицы: “Des Menschen Wille ist sein Himmelreich“, “воля человека - Царство Небесное”…

Пословицу часто применяют тогда, когда хотят выразить несогласие с действиями по типу “своя рука - владыка” и из уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий. Это объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии: “жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).
В содержании пословицы, как и в процитированном библейском тексте, содержится уважение к свободе человека. Его не принуждают поступить так или иначе, однако только один из двух путей правильный.
В наш “просвещенный век” человек с каждым днем как бы прозрачнее видит будущее и увереннее действует. Одного он не замечает: своей жизни со стороны, иначе для этого необходимо быть и наблюдателем, и наблюдаемым, а это невозможно. Мы себя видим в искаженном свете. Поэтому только “со стороны виднее”, что “доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим. 7: 19). Не всегда наши желания производят нужные действия. Как известно, благими побуждениями выложена дорога в ад.
Человек себя видит через призму греха, искаженно. Зачастую и другие не всегда могут уловить мотивацию поступков человека, чтобы направить его к правильному решению, дать верный “рецепт” в той или иной ситуации. И человек, являясь венцом творения, может обратиться только к Богу, как к высшей инстанции, за решением своих вопросов. А воля Божия - наивысший авторитет для человека.
Исполняя волю Божию, человек спасается от раздирающих его греховных побуждений и желаний и как следствие - единым, цельным порывом направляется в рай.
Промысл Божий - для каждого свой. Соответственно, ничего с человеком не происходит без воли Всевышнего. За нами выбор - следовать за Богом или нет. Это не означает, что Бог каждому определил свое место в жизни и дал указания, следуя которым человек “не выпадает из обоймы”. Нет. Бог дал первому человеку заповедь сохранять рай, возделывая и украшая его, любя своего Творца. Но, будучи не укрепленным в добре, человек начал служить диаволу… А когда понял, что “служить двум господам невозможно”, - стало уже поздно, грех пророс в сознании человека, начав, соревнуясь с волей Божией, руководить поступками человека. Тем не менее Господь Бог Своей волей направляет человека к Себе, Один только зная, как вывести человека из “двойственного служения”. Спасая человека, Бог уважает его свободный выбор, не делая из него слепого раба низменных желаний, а показывая ему лучший выход из ситуации, оставляя, все же, выбор за человеком.
Выбор человека - за ним самим, он ответствен за свой выбор и пожинает плоды этого выбора. Для правильного выбора необходимо обратиться к Богу с просьбой, чтобы Господь освятил пути человеческие. Тогда для вольного будет единая, верная воля - он будет спасен и наследует рай. Эквивалентом вышеупомянутой пословицы являются слова Библии - “жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).

Сожаление, что человек поступает неразумно, не прислушиваясь к советам окружающих.

  • ⚜ Белый свет на волю дан
  • ⚜ Вольному воля, ходячему путь
  • ⚜ Своя воля, своя и доля (от воли зависит доля)
  • ⚜ Божьей воли не переволишь (не переможешь)
  • ⚜ Хочешь, как хочешь; а не хочешь, опять твоя воля

В ыражение со времён, когда крепостное право на Руси только формировалось. В то время крестьяне делились на свободных и рабов (холопов).

Свободные крестьяне могли менять место жительства, земельный участок и так далее. Таким образом, выражение подчёркивало, что человек имеет право выбора, свободу действий.

То есть вольному воля (может поступать, как хочет), спасённому рай (кто живёт не по воле своей, а как Бог велит - спасётся). Можно встретить и такой вариант пословицы:

  • ⚜ Вольному воля, спасённому рай, бешеному поле, чёрту болото

Инспектор обратился к Карташёву и, показывая на Борисова, сказал:
- С этим господином я вам советую быть подальше...
- Он благодарит вас за совет, - Ответил Борисов, - и просит разрешить ему руководствоваться своими собственными соображениями.
Инспектор... ответил:
- Вольному воля.

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский. «Инженеры»

Вольному воля (спасённому рай)

Сожаление, что человек поступает неразумно, не прислушиваясь к советам окружающих.

❀ ❀ ❀

“Часто можно услышать пословицу
“Вольному воля, спасенному рай”.

Как правильно ее понимать?”

Наталья Москаленко

Отвечает Андрей Ухтомский, кандидат Богословия

Общеизвестная пословица “Вольному воля, спасенному рай” имеет глубокий смысл. Вольному воля - человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай - кто живет не по воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки, совершенные по воле Божией, приведут человека в рай. Лаконичнее эта максима звучит в немецком эквиваленте пословицы: “Des Menschen Wille ist sein Himmelreich“, “воля человека - Царство Небесное”…

Пословицу часто применяют тогда, когда хотят выразить несогласие с действиями по типу “своя рука - владыка” и из уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий. Это объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии: “жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).
В содержании пословицы, как и в процитированном библейском тексте, содержится уважение к свободе человека. Его не принуждают поступить так или иначе, однако только один из двух путей правильный.
В наш “просвещенный век” человек с каждым днем как бы прозрачнее видит будущее и увереннее действует. Одного он не замечает: своей жизни со стороны, иначе для этого необходимо быть и наблюдателем, и наблюдаемым, а это невозможно. Мы себя видим в искаженном свете. Поэтому только “со стороны виднее”, что “доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим. 7: 19). Не всегда наши желания производят нужные действия. Как известно, благими побуждениями выложена дорога в ад.
Человек себя видит через призму греха, искаженно. Зачастую и другие не всегда могут уловить мотивацию поступков человека, чтобы направить его к правильному решению, дать верный “рецепт” в той или иной ситуации. И человек, являясь венцом творения, может обратиться только к Богу, как к высшей инстанции, за решением своих вопросов. А воля Божия - наивысший авторитет для человека.
Исполняя волю Божию, человек спасается от раздирающих его греховных побуждений и желаний и как следствие - единым, цельным порывом направляется в рай.
Промысл Божий - для каждого свой. Соответственно, ничего с человеком не происходит без воли Всевышнего. За нами выбор - следовать за Богом или нет. Это не означает, что Бог каждому определил свое место в жизни и дал указания, следуя которым человек “не выпадает из обоймы”. Нет. Бог дал первому человеку заповедь сохранять рай, возделывая и украшая его, любя своего Творца. Но, будучи не укрепленным в добре, человек начал служить диаволу… А когда понял, что “служить двум господам невозможно”, - стало уже поздно, грех пророс в сознании человека, начав, соревнуясь с волей Божией, руководить поступками человека. Тем не менее Господь Бог Своей волей направляет человека к Себе, Один только зная, как вывести человека из “двойственного служения”. Спасая человека, Бог уважает его свободный выбор, не делая из него слепого раба низменных желаний, а показывая ему лучший выход из ситуации, оставляя, все же, выбор за человеком.

ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ (СПАСЕННОМУ РАЙ>. Говорится тому (или о том), кто поступает по-своему, не слушая советов, чьих-л. доводов. - Э-эх, господа! А я только что замышлял, ухищрялся, метил просить вас на чашку чая, да на робертик... Ну, как быть, вольному воля, говорится, хе! хе! хе! Григорович, Проселочные дороги. Инспектор обратился к Кар-ташеву и, показывая на Борисова, сказал: - С этим господином я вам советую подальше...- Он благодарит вас за совет,- ответил Борисов,- и просит разрешить ему руководствоваться своими собственными соображениями. Инспектор., ответил: - Вольному воля. Гарин-Михайловский, Инженеры.- Что же, отец Андроник, вольному воля. Нельзя же его заставить насильно петровское собирать. Мамин-Сибиряк, Авва. Хотите единства? Признайте безоговорочное отречение от ликвидаторства, от «борьбы за открытое существование», признайте лояльно подчинение большинству. Не хотите? - вольному воля, но тогда не плачьтесь, если через несколько месяцев останетесь совсем без рабочих, если сделаетесь уже не чоколопартийными, а «околокадетскими» интеллигентами. Ленин, т. 24, с. 312.- Вольному воля. Я тебя задерживать не собираюсь! Дымов ушел. Карпухин мрачно смотрел ему вслед, пока Дымов не скрылся за «свечой», возле которой хлопотала бригада Вадима. Е. Воробьев, Высота.- Ты что уже ушел? - спросила Лариса огорченно.- Ты ведь обещался...- Перекур,- коротко объявил Матвей.- Ну, смотри,- тихо продолжала она".- Позовешь сегодня - не выйду.- Как хочешь. Вольному - воля. С. Антонов, Дело было в Пенькове. Лебедев бросил на стол сберкнижку.- Утром сберкасса откроется, можешь получить. Хочешь уезжать, вольному воля, но я бы тебе советовал остаться. Н. Леонов, Бесплатных пирожных не бывает. Сверх того, во всех спорах на твоем лице и в твоей непосредственности выражалась и очень ясно такая задняя мысль: «Ты можешь мне и не поверить, можешь со мною и не согласиться,- вольному воля, спасенному рай, но в таком случае ты пошляк»-. Белинский, Письмо М. А. Бакунину, 12-24 окт. 1838. Надежда Николаевна внимательно посмотрела на меня.- Вот как! - сказала она. Ну, вольному воля, спасенному рай. Если не хотите [пить], не нужно. Я буду одна. Гаршин, Надежда Николаевна.- Оставьте меня, пожалуйста! - Как знаете!.. Вольному воля, спасенному рай, только напрасно вы не соглашаетесь... В другой раз захотите и десять рублей, да не найдете утоплен ника. Чехов, Утопленник.- Задаваться мне не с чего, мы люди простые, а пить с тобой не буду. И Барчук понял, что не уговорить.- Ну что ж, вольному воля, спасенному рай. Стельмах, Большая родня.
[Варлаам:] Что же ты не подтягиваешь, да и не потягиваешь? [Григорий:] Не хочу. [Мисаил:] Вольному воля... [Варлаам:] А пьяному рай, отец Мисаил! Пушкин, Борис Годунов.
- Первоначально о праве вольных людей (не рабов) пользоваться полной свободой. См. Михельсон, т. 1, с. 118; Максимов, с. 151.
- Симони: Волному воля, ходячему путь; Даль: Вольному воля, спасенному рай, бешеному поле, черту болото.