Большой театр статуя аполлона. Театральные здания — памятники архитектуры

Принято считать, что Большой театр был основан в марте 1776 года, когда известный меценат, московский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее позволение "содержать... театральные всякого рода представления". Урусов и его компаньон Михаил Медокс создали в Москве первую постоянную труппу.

Первоначально театр не имел собственного здания и чаще всего давал представления в доме Воронцова на Знаменке. Но уже в 1780 году по проекту Х. Розберга на средства Медокса было построено специальное каменное здание на месте современного Большого театра. По названию улицы, на которой находился театр, он стал именоваться "Петровским".

Репертуар этого первого профессионального театра Москвы составили драматические, оперные и балетные спектакли. Особым вниманием пользовались оперы, поэтому "Петровский театр" чаще называли "Оперным домом".

В 1805 году здание сгорело, и до 1825 года спектакли вновь ставились на разных площадках.

В 1820-е годы площадь перед бывшим Петровским театром была реконструирована. По замыслу архитектора здесь появился целый классический ансамбль, доминантой которого стало здание Большого театра (1824 г.). Оно частично включало стены сгоревшего Петровского театра.

Восьмиколонное здание в классическом стиле с колесницей бога Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, по признанию современников, было лучшим театром в Европе и по масштабам уступало только миланскому "Ла Скала". Открылся он 6 (18) января 1825 года.

Но и этот театр постигла участь предшественника: 11 марта 1853 года по неизвестной причине в театре начался пожар. Погибли костюмы, декорации, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание.

Его восстановлением руководил Альберт Кавос. Он принял за основу объемно-пространственную структуру Бове, но увеличил высоту здания, изменил пропорции и переработал декор; по бокам появились чугунные галереи с лампами. Кавос изменил форму и размер главного зрительного зала, который стал вмещать до 3 тысяч человек. Алебастровая группа Аполлона, украшавшая театр Бове, погибла в пожаре. Для создания новой Кавос пригласил известного русского скульптора Петра Клодта, автора знаменитых конных групп на Аничковом мосту через реку Фонтанку в Петербурге. Клодт создал известную ныне на весь мир скульптурную группу с Аполлоном.

Новый Большой театр был отстроен за 16 месяцев и открыт 20 августа 1856 года к коронации Александра II.

В таком виде театр просуществовал до конца ХХ века. В 2005 году началась самая масштабная реставрация и реконструкция Большого театра. Проект реставрации был неоднократно пересмотрен. Обновленный Большой театр открылся 11 октября 2011 года.

Сложно пройти мимо Большого и не остановиться хотя бы на минуту - настолько впечатляют портик с восемью колоннами и гордая квадрига бога искусств Аполлона. Больше 150 лет эта колесница украшает историческое здание театра. Она стала визитной карточкой не только Большого, но и российской столицы. В1856 году архитектор Императорских театров Альберт Кавос восстановил сгоревшее здание . Новая квадрига Аполлона украсила портик театра - та самая, которая до сих пор «несется» над Театральной площадью.

Тогда, в 1856 году, было решено выполнить композицию из листовой меди - чтобы на века. В большинстве книг по истории здания Большого театра указывается, что квадрига выполнена из красной меди. «Над портиком - Аполлон в колеснице, запряженной четырьмя конями. Эта прекрасная группа выбита из штамповой меди на Санкт-Петербургском гальванопластическом заводе» («Русский художественный листок», №15 от 20 мая 1857 года). На самом деле, исследования, проведенные в начале 1990-х годов, выявили, что скульптурная группа исполнена в смешанной технике: гальванопластические детали спаяны с выколотными деталями оловянно-свинцовым припоем. Основная часть деталей выполнена методом выколотки меди, а в углублениях деталей сложных форм толщина оболочки часто не превышает 0,3 мм. Конструктивно скульптура состоит из несущего стального каркаса и медной обшивки, прикрепленной к каркасу.

ИСПЫТАНИЯ ВЕКА ХХ-го

Несмотря на то, что квадригу делали из прочных материалов, в XX веке она не раз могла быть утрачена. Немногие знают, что колесница Аполлона украшена вот этой бараньей головой В начале прошлого века скульптурная группа пострадала из-за осадки фундамента. На довоенных фотографиях отчетливо видно, что поверхность скульптурной группы повреждена. В 1941 году при налете фашистской авиации квадрига Аполлона была существенно искорежена осколками бомб. От полного уничтожения скульптурную группу уберегло лишь то, что взрыв произошел в толще фасадной стены, - это во многом ослабило ударную волну.

Тем не менее, кони и колесница понесли серьезный урон, осколок от бомбы попал в голову Аполлона. Реставраторы сразу же приступили к восстановлению композиции. Кроме того, скульптурная группа была окрашена маскировочной краской на основе казеинового клея - чтобы не бликовала на солнце и не привлекала внимание вражеских пилотов. Вероятнее всего, тогда медная композиция и приобрела оливково-зеленый цвет патинированной бронзы. Прошли годы - и уже не война, но время предъявляет квадриге свой суровый счет. Стареет здание Большого, стареет и колесница Аполлона. В 1 958 году известный мастер литейных дел Владимир Лукьянов начинает работу по реставрации квадриги. Работа имела чисто косметический характер и не касалась конструктивной части скульптурной группы - ее каркаса и металлических балок подиума.

Только в 1987 году комиссия из представителей научно-исследовательских институтов и проектных организаций констатировала, что металлические балки, на которых покоятся чугунные плиты основания скульптурной группы Аполлона, настолько разрушились, что требуется их безотлагательная замена. За дело взялись реставраторы Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый из коней был опоясан специальной сбруей и укреплен на фасадной стене здания, а для защиты всей группы от атмосферных осадков соорудили специальный фонарь. Однако результаты этой реставрации также быстро сошли на нет. Уже в 2007 году при натурном обследовании были выявлены деформации во многих местах по всей поверхности композиции, в том числе трещины и вмятины на оболочках скульптур. Несущие конструкции подиума имели значительные коррозионные повреждения, особенно в местах заделки балок несущего каркаса в стену.


В день открытия давали торжественный пролог «Странники» А.Аблесимова и балет «Волшебная школа» Л.Парадиза на музыку Й.Старцера. Затем репертуар формировался преимущественно из русских и итальянских комических опер с балетами и отдельных балетов. Что в XXI веке, что в веке XVIII, редкий частный театр может прожить без дотаций государства, вот и испытывающий финансовые трудности Медокс вынужден был расстаться со своим детищем. Переданный в госказну Петровский театр получил статус Императорского. Его труппа поскиталась по «арендным площадкам», выступала в Доме Пашкова, новом деревянном театральном здании на Арбатской площади, в доме Апраксина.

После изгнания наполеоновской армии город стал возрождаться из пепла пожаров и в 1816 году Комиссия о строении Москвы объявила конкурс на возведение нового здания театра на Петровской площади, обязательным условием которого стало включение в постройку обгоревшей стены театра Меддокса. Проект лауреата конкурса Андрея Михайлова власти посчитали слишком дорогостоящим и чрезмерно крупным, не соответствующим окружающей застройке. Его переработку поручили Осипу Бове, который полностью сохранил основы композиции Михайлова, однако существенно изменил пропорции здания, уменьшив его высоту с 41 до 37 метров и внёс коррективы в его наружную и внутреннюю отделку.

Открывшийся 6 января 1825 года театр впечатлил современников. Фасад монументального здания был украшен портиком на восьми колоннах со скульптурной композицией Аполлона на колеснице с тремя конями. Именно тогда к названию Петровского театра прибавился эпитет Большой. Литератор Сергей Аксаков писал: «Большой Петровский театр, возникший из старых, обгорелых развалин… изумил и восхитил меня… Великолепное громадное здание, исключительно посвященное моему любимому искусству, уже одной своею внешностью привело меня в радостное волнение».

Грамотная планировка внутренних помещений предусматривала галереи для прохода зрителей, лестницы, ведущие на ярусы, угловые и боковые залы для отдыха и поместительные гардеробные. Несмотря на то, что зал был рассчитан на 2000 зрителей, открытие театра вызвало переаншлаг. Пролог «Торжество муз» с хорами и танцами, посвящённый возрождению театра из руин под предводительством Гения России, был повторён и на следующий день при большом стечении публики.

Приоритетное место в репертуаре отводилось балету и опере (оперная труппа прибыла из Петербурга), на этой сцене состоялись премьеры опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» Михаила Глинки. Хотя регулярная пожарная служба была создана в Москве ещё до войны, эффективность огнеборцев оставляла желать лучшего и 11 марта 1853 года произошло очередное несчастье - театр сгорел, что называется, дотла. Огонь уничтожил все декорации, костюмы, ноты, да даже от самого здания уцелели лишь каменные стены и колонны портика.

Победу в новом архитектурном конкурсе одержал главный архитектор императорских театров Альберт Кавос, строители ударно потрудились и уже в августе 1856 года первые зрители перешагнули порог возрождённого театра. Как повелось, его открывали «к дате» - торжествам по случаю коронации императора Александра II. Именно это здание мы видим, проходя нынче по Театральной площади.

Большой театр стал символом театрального искусства Советского Союза. Прима-балерины Майя Плисецкая, Галина Уланова, Екатерина Максимова, танцовщики Владимир Васильев, Марис Лиепа, Юрий Григорович, участники оперной труппы Сергей Лемешев, Иван Козловский, Надежда Обухова, Елена Образцова, Галина Вишневская, Евгений Нестеренко, Зураб Соткилава и ещё десятки талантливейших артистов собирали аншлаги на гастролях в любой стране мира.

В театре работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.

Впрочем, популярность Большого была и поводом для шуток. Вспомните Юрия Визбора: «А также в области балета мы впереди планеты всей!» Или эпизод из комедии Леонида Гайдая про студента Шурика: «И недаром все континенты рукоплещут труженикам нашего большого балета... - Ну ладно, давай, бухти мне, как космические корабли бороздят... Большой театр».


Копьевский переулок. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/326674


Здание бывшей гостиницы «Русь» построено в 1895 году по проекту архитектора В.Загорского. Сейчас здесь расположены репетиционные залы и оперные классы, это административно-вспомогательный корпус Большого театра.


29 ноября 2002 года премьерой оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» открылась Новая сцена Большого театра и можно было приступать к масштабной реконструкции исторического здания, износ которого составлял по разным оценкам от 50 до 70 процентов. Комплексные работы на Основной сцене продолжались с 2005 по 2011 год и производились по двум направлениям - научная реставрация интерьеров и создание новых служебных помещений под землёй.

В итоге зрительный зал и часть его анфилады обрели тот вид, в котором задумал их архитектор Большого театра Альберт Кавос. Были восстановлены помещения анфилады зрительного зала: Главного вестибюля, Белого фойе, Хорового, Экспозиционного, Круглого и Бетховенского залов. На фасад вернулись точные копии скульптур Эрато и Терпсихоры, а вот Аполлон, созданный некогда скульптором Петром Клодтом, обзавёлся новым аксессуаром - фиговым листком. Мужское достоинство Бога Солнца, покровителя музыки и искусств можно наблюдать на сторублёвой купюре.

С современным репертуаром можно ознакомиться на официальном сайте: http://www.bolshoi.ru
Пожалуй, самый познавательный пост об истории и реставрациях Большого театра: http://expertmus.livejournal.com/86418.html


Зрительный зал и сцена Большого театра. 1954 год: https://pastvu.com/p/456463


Большой театр. 1974 год: https://pastvu.com/p/266808 В центральной ложе Президент США Ричард Никсон и Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев.


Занавес в Большом театре. 1975-1982 гг.: https://pastvu.com/p/50048


Прима-балерина Большого театра Светлана Захарова: «Для меня это необычный и очень любимый проект, где в течение вечера я с лучшими танцовщиками мира могу продемонстрировать, что искусство балета невероятно разнообразно. Три разных мини-спектакля, невероятные по эмоциональному накалу, но обьединенные общим чувством, имя которому - любовь. Именно поэтому мы и назвали программу «Amore».


Фестиваль «Круг света» (2013)

Учитывая плотность театров на квадратный метр земли, в 1820-е годы Петровская площадь вполне логично была переименована в Театральную и носила это название до 1919 года. Большевики спешно принялись избавлять Москву от старорежимных названий и создавать новый культ. По разным причинам творцы революции стали уходить один за другим и их память увековечивалась в названиях улиц и площадей. Театральной досталось имя Якова Свердлова, по официальной версии умершего во время эпидемии гриппа-испанки. В 1991 году название Театральная площадь вернулось на карты Москвы.

Кстати, о картах. Если на Плане Столичного города Москвы 1843 года Театральная площадь указана как небольшое пространство возле Большого, то на Нивелирном плане Москвы 1888 года она сместилась южнее практически к китайгородской стене, а пространство между театрами отмечено как Театральный плац.


Планъ Столичнаго города Москвы. 1843 год: http://www.retromap.ru/


Нивелирный план Москвы. 1888 год: http://www.retromap.ru/


Действительно, этот труднопроходимый в распутицу немощёный участок в 1830-е годы был отдан военным для проведения плац-парадов. Смотр войскам московского гарнизона. 1904 год: https://pastvu.com/p/111155


Появление памятника Карлу Марксу и переименование Воскресенской площади в площадь Революции вызвали некую сумятицу и споры. На сайте http://mosday.ru/forum/viewtopic.php?t=2989 можно ознакомиться с дискуссией горожан о современных границах Театральной и где установлен Маркс: на Театральной (Свердлова), в сквере у памятника Марксу или вообще на площади Революции? Можно предположить, что многие случайные прохожие ответили бы - конечно, на Революции.

Лев Кербель высек скульптурное изображение основоположника научного коммунизма из цельной глыбы граниты, подчёркивая фундаментальность учения Карла Маркса. Памятник был открыт в 1961 году.


Площадь Свердлова. 1936 год: https://pastvu.com/p/637892 Демонстрация по случаю годовщины Великой Октябрьской социалистической революции


Традиция ноябрьских коммунистических шествий сохранилась

Под площадью проходят поезда метро. Открытие станции «Площадь Свердлова» (современное название - «Театральная») состоялось 11 сентября 1938 года в составе участка «Сокол» - «Площадь Свердлова» второй очереди Московского метрополитена. Несмотря на то, что станция изначально носила название «Площадь Свердлова» (в память о профессиональном революционере Якове Свердлове), в её оформлении архитектор старался выразить театральную тематику: сама станция вызывает ассоциации с театральным залом, колонны напоминают кулисы, а пространство между колоннами - занавес. По словам архитектора И.Фомина, станция «должна служить как бы аванзалом Театральной площади и выражать великую радость освобождённого искусства всех народов нашей страны».

Строительство метро в Москве продолжалось и во время войны, в сороковые годы «Площадь Свердлова» вошла в состав центрального пересадочного узла: 30 декабря 1944 года был открыт переход на станцию «Охотный ряд», а 9 мая 1946 года - переход на «Площадь Революции». С годами направление пассажиропотоков несколько изменилось и не все горожане замечают два барельефа на темы балета - чтобы их увидеть, надо, поднимаясь по лестнице, оглянуться назад. А один мост перехода и вовсе закрыт, там на стене размещён скрытый от глаз третий барельеф.

В сквере сохранился один из старейших российских фонтанов, созданный архитектором Иваном (он же - Джованни) Витали, петербургским скульптором с итальянскими корнями. Фонтан сооружён в 1835 году и, хотя он украшен фигурами амуров, символизирующих разные жанры искусства, этот объект не декоративный, а вполне функциональный и построен как водоразборный фонтан Мытищинского водопровода. Вода из села Большие Мытищи поступала на Алексеевскую насосную станцию, затем в резервуар Сухаревской башни и оттуда распределялась между пятью фонтанами, из которых за плату можно было наливать воду, а для лошадей были предусмотрены поилки.



Отель «Континенталь». 1908 год: https://pastvu.com/p/17726

По обе стороны площади расположились гостиницы - «Континенталь» и «Метрополь». Первая была перестроена в 1887 году архитектором А.Белоярцевым из здания Сенатской типографии. Во время октябрьских боёв 1917 года в гостинице засели ожесточённо сопротивлявшиеся «белые» и в память о сражениях в окрестностях Кремля Воскресенскую площадь переименовали в площадь Революции.


В 1932-1935 годах по проекту архитекторов Л.Савельева, О.Стапрана и А.Щусева была возведена гостиница «Москва», но «Континенталь» тогда устоял, ибо к строительству второй очереди «Москвы» приступили гораздо позднее, уже в эпоху развитого социализма. В 1972 году дореволюционное здание было снесено, оставив лишь воспоминания старожилов о размещавшемся в нём экспериментальном стереокинотеатре «Восток-Кино».


Гостиница купца Челышева. 1882-1890 гг.: https://pastvu.com/p/60231

А напротив с 1830-х годов располагалась трёхэтажная гостиница купца Челышева, построенная по проекту всё того же Осипа Бове. В конце XIX века промышленник Савва Мамонтов выкупил здание и прилегающие участки земли для реализации своей задумки - возвести, так сказать «культурно-досуговый центр с гостиничным комплексом, ресторанами, театром» под названием «Метрополь». Проектом предусматривался не снос старой гостиницы, а её радикальная реконструкция и объединение общим фасадом с новыми корпусами.

Но что-то пошло не так, бизнес-планы Мамонтова рухнули, а сам предприниматель оказался под арестом. Новые владельцы пригласили архитекторов Льва Кекушева и Николая Шевякова в качестве соавторов и в первоначальный проект Вильяма Валькота были внесены существенные изменения. К примеру, центральный зал комплекса, решённый в виде перекрытого стеклянным куполом атриума и планировавшийся как театральный зал вместимостью 3000 зрителей, был переделан под ресторан.

Гостиница, оснащённая всеми техническими новинками начала века - электричеством, телефонной связью, холодильниками и лифтами, приняла первых постояльцев 5 марта 1905 года. В революционные дни «Метрополь», как и «Континенталь», стал оплотом юнкеров и лишь артиллерийский обстрел вынудил их покинуть здание. В 1918 году Советская власть перенесла столицу из Петрограда в Москву и «Метрополь» на время стал правительственной резиденцией.

Весь советский период фешенебельная гостиница принимала самых почётных постояльцев, здесь жили Бернард Шоу, Бертольд Брехт, Мао Цзэдун, Марлен Дитрих, Джон Стейнбек и многие другие мировые знаменитости. С 1986 по 1991 год в здании проводились работы по реставрации первоначальных фасадов и интерьеров, по окончании которых отелю был присвоен пятизвёздочный статус. Новые владельцы бережно отнеслись к наследию, раскрыв от наслоений краски и отреставрировав оригинальные стенные росписи и восстановив элементы декоративного оформления. Подробнее о «Метрополе» можно прочитать в главе: http://www.yamoskva.com/node/41661

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь:

Четверка коней, взметнувшаяся в небо, и покровитель муз, который ими управляет. Совсем скоро знаменитая скульптурная композиция вновь появятся на фасаде Большого театра. Квадрига Аполлона, как ее называют специалисты, готова, как и прежде, украсить главный театр страны. Реставрация скульптуры Клодта полностью закончена. По словам реставраторов, для восстановления символа Большого театра проделана колоссальная кропотливая работа, результаты которой сегодня смогли оценить журналисты. Рассказывают .

В руки реставраторов Аполлон попал очищенным от грязи, подтеков и коррозии. Правда, без фигового листа и лаврового венка. Каркас хоть и сохранился, но время не пощадило небожителя.

«Масса трещин. В частности, по лире, на пальцах, в голове дыра была и не одна», - сетует руководитель группы реставраторов Владимир Никифоров.

Лавровый венок для Аполлона выбирали из пяти эскизов. Каждый листик - а их пятьдесят восемь - чеканили вручную. Почти сто лет Аполлон обходился без фигового листа, но реставраторы на фотографиях XIX века эту деталь туалета обнаружили. Лист сделали заново.

«Изготовлен по аналогам, которые существуют, в частности в Петродворце. Я подсмотрел подходящие листы на фонтане "Адам и Ева"», - замечает Владимир Никифоров.

После пожара 1853 года гипс поменяли на медь. В 1941 году в фасад Большого театра попала бомба. Кони и Аполлон чудом уцелели - толщина фасада ослабила удар, но осколок угодил в голову Аполлону и повредил колесницу. Реставраторы спасли Квадригу... Пробоины и вмятины устранили в 1958 году. В 1992 году была последняя реставрация. Каркас Квадриги пережил двадцатый век и для своих лет неплохо сохранился.

«Не хотелось трогать ту историческую работу, которая была произведена. Поэтому было решено Квадригу оставить на месте, работы производить на месте», - поясняет руководитель Дирекции по реконструкции, строительству и реставрации Алексей Супрунов.

Взявшись за коней, реставраторы были потрясены точностью работы Клодта. На высоте двадцати пяти метров этой филигранности не видно, но вблизи каждая деталь играет.

«До последнего ноготка, до последнего зуба все скрупулезно сделано», - заверяет Владимир Никифоров.

«Такие элементы, как пасть, сделаны анатомично четко. Язык, удила, даже зубы стерты», - подчеркивает реставратор Вадим Марков.

Реставраторы Эрих Кенстлер и Вадим Марков не выходили отсюда четыре месяца. Мастерскую устроили прямо на шатких лесах. Залезли в самую пасть лошадей. Коллеги по цеху назвали их стоматологами.

«Нужно было старую пайку не затронуть, но при этом запаять все утраты, а утраты были большие», - поясняет Марков.

«В этой области очень тонкий слой меди. Это было сделано методом гальванопластики, и нарастили очень тонкий слой. Дотрагиваешься - и получается отверстие», - добавляет Эрих Кенстлер.

Работали в четыре руки. Диагностировали и оперировали на месте. Вадим Марков говорит, что больше всего пострадал первый конь. Испорченную коррозией медь с колесницы заменили на новые пластины. Те, что датируются 1856 годом, уже стали историей.

Ко дню города защитную оболочку снимут с Квадриги Аполлона, и тогда шедевр Клодта предстанет во всем своем великолепии. Это будет окончание второго этапа реставрации Большого. Потом все силы бросят на зрительный зал и театральные технологии.

Патриарх Алексий и «жена Горбачева» были упомянуты среди присутствующих на открытии Большого театра после реконструкции

Как оповестило мир ведущее российское информагентство РИА Новости , «первый концерт начался после приветственной речи президента России Дмитрия Медведева. На открытие театра после реконструкции прибыли первый вице-премьер , вице-премьер Александр Жуков , спикер Совета Федерации , руководитель МХТ им. Чехова Олег Табков , Михаил Горбачев с женой . В числе гостей - экс-премьер Михаил Фрадков, министр культуры , певица Елена Образцова, руководитель Большой театр Большого симфонического оркестра Федосеев, патриарх всея Руси Алексий II »: http://news.rufox.ru/texts/2011/10/28/216045.htm 00:52 29/10/2011

И пусть этот пост тут же «снесли» с новостной ленты, тем не менее, именно он как фокус вобрал в себя всю ту гамму эмоций, захлестнувшую культурное сообщество, узревшее вечером 28 октября 2011 г. долгожданное открытие после 6 лет реконструкции исторической (основной) сцены Большого театра России. Администрация театра, видимо, хотела заработать немало денег, судя по ценам на билеты, которые доходили до 2 млн рублей в партере:-) После повальной критики сего прайс-листа в ЖЖ, руководство театра объявило, что «самый дорогой билет стоит 50 000 рублей ». В зале присутствовали директор Центра оперного пения , балерина Майя Плисецкая и Родион Щедрин, вместе с которыми в ложе на первом этаже с левой стороны сидела супруга первого президента РФ Наина Ельцина с семьей …

В своей речи на открытии Дмитрий Медведев выдал очередной тренд, назвав Большой театр «главным брендом » страны: «Я убедился в том, что все сделано по последнему слову техники, театральной техники , по последнему слову подходов к такого рода очень сложным сооружениям. Я уверен, что в этом смысле театр будет безукоризненным, но самое главное, чтобы в нем остался дух Большого театра ». Однако не успели зрители покинуть старинное театральное здание, повергнутое новомодному ребрендингу, как на рабочего сцены в 22 часа … упали декорации ! В правоохранительных органах Москвы перепуганным журналистам сообщили, что «пострадал рабочий сцены, он получил ушиб грудной клетки и был госпитализирован в институт Склифосовского. На место выезжала бригада "Скорой помощи"» …

Кстати, украшением гала-концерта 28 октября, по мнению многих критиков, был номер из балета «Спартак» Хачатуряна, где главную партию исполнил Иван Васильев - самый молодой Спартак в истории балета. Однако 14 ноября 2011 г. стало известно, что премьер балетной труппы Большого театра Иван Васильев и прима-балерина Наталья Осипова написали заявление об уходе, хотя оба артиста - востребованы и танцуют во многих спектаклях Большого …