Биография варгаса льоса марио. Марио Варгас Льоса

Род деятельности:

прозаик, драматург, публицист, политический деятель

Премии:

Официальный сайт Марио Варгас Льоса на Викискладе

Хо́рхе Ма́рио Пе́дро Ва́ргас Льо́са (исп. Jorge Mario Pedro Vargas Llosa , род. 28 марта , Арекипа , Перу) - перуано-испанский прозаик и драматург, публицист, политический деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 2010 года .

Биография

Варгас Льоса родился в семье среднего достатка, его отец, водитель автобуса, вскоре развелся с супругой и оставил её на попечении деда Марио, почетного консула Перу в боливийском городе Кочабамба . Там Марио провел первые годы жизни. Известно, что отец писателя имел двух внебрачных детей от любовницы-немки; следовательно, Эрнесто и Энрике Варгасы приходятся нобелевскому лауреату единокровными братьями.

Консул Льоса владел хлопковыми плантациями и обеспечивал свою дочь и внука всем необходимым, строго воспрещая, однако, информировать мальчика о судьбе его отца. Тем не менее в 1946 г. супруги Льоса возобновили совместную жизнь и поселились в Лиме , где Марио окончил сперва воскресную школу, а затем по настоянию отца был зачислен в военное училище имени Леонсио Прадо, впоследствии выведенное им в романе «Город и псы». Жизнь в училище настолько опротивела Марио, что за год до выпуска он бросил учёбу и устроился журналистом в провинциальную газету «La Industria», выходившую в городке Пьюра. В 1953 г. Варгас Льоса поступил на филологический факультет университета Сан-Маркос , но вскоре уехал в Европу, получил стипендию Мадридского университета и в 1958 г. защитил там диссертацию о творчестве Рубена Дарио .

В 1960 г. Варгас Льоса переехал в Париж, где ему обещали предоставить новый грант на литературные исследования. К этому времени он уже состоял в гражданском браке с кузиной Хулией Уркиди, которая была значительно старше его. Гранта Варгас Льоса не получил, но возвращаться в Мадрид отказался и осел в Париже, где тесно сотрудничал с Хулио Кортасаром , а также работал журналистом на радио и телевидении. В 1964 г. Варгас Льоса и Уркиди расстались. Годом позже Марио женился на второй своей кузине Патрисии, родившей ему троих детей. Один из них, Альваро Варгас Льоса (род. 1966), также стал писателем и публицистом. В 1969-1970 гг. Варгас Льоса недолго жил и преподавал в Англии и Испании, после чего профессионально занялся литературной деятельностью.

Согласно М. Ф. Надъярных, творчество Варгас Льосы сочетает влияния различных латиноамериканских и европейских писателей, от Флобера и Толстого до Батая , но образцовой книгой он считал средневековый каталанский роман «Тирант Белый ». В нём сплавлены автобиографические мотивы и символизм, гротеск, интертекстуальность и модель фольклорной хроники, темы насилия и эротики.

В молодости поддерживал кубинский режим Кастро , но со временем разочаровался в коммунистических идеях. Большинство биографов относят это событие к 1978-1980 гг., в частности связывая его с процессом кубинского диссидента Эберто Падильи . Однако, в отличие, скажем, от Борхеса , Варгас Льоса выступает последовательным противником не только социалистической диктатуры, но и правого авторитаризма .

В 1971 г. писатель защитил фундаментальную диссертацию по творчеству Габриэля Гарсии Маркеса , с которым впоследствии неоднократно жестко оппонировал по политическим и литературным вопросам. Отношения двух прижизненных классиков латиноамериканского «магического реализма » настолько ухудшились, что в 1976 г. Варгас Льоса публично закатил своему бывшему приятелю пощечину в присутствии журналистов. Только в 2007 г. появились некоторые признаки охлаждения этой давней вражды, и Маркес даже разрешил использовать выдержки из работ Варгаса Льосы в академическом комментированном издании «Ста лет одиночества ».

В 1975 г. Варгас Льоса был избран президентом международного ПЕН-клуба . В 1978 г. вернулся в Лиму, однако продолжал много ездить по миру. Начиная с 1987 года Варгас Льоса серьёзно занялся политикой, в 1990 году выдвигался кандидатом в президенты Перу от партии «Демократический фронт». Льоса предложил план радикального преобразования перуанской экономики в духе воззрений Чикагской школы , выступив за переход к свободному рынку, резкое сокращение бюджетного дефицита и скорейшую приватизацию государственных активов. Политические противники Варгаса Льосы использовали вырванные из контекста цитаты из «Войны конца света» для дискредитации писателя, зачитывая их по радио под видом выдержек из предвыборной программы. Следует заметить, что многие эпизоды книги действительно отражают в завуалированной форме реальные стычки боевиков «Сендеро Луминосо » с правительственными войсками.

В первом туре выборов Варгас Льоса занял первое место с 34 % голосов, но проиграл во втором туре инженеру-агроному Альберто Фухимори , будущему диктатору Перу, после чего покинул страну, поселился в Лондоне и стал подданным Испании. Опыт избирательной кампании Варгас Льоса использовал в романе «Рыба в воде», где описал «обнаженный трагизм национального беспамятства» .

Исследование «мифов диктатуры» в латиноамериканских обществах было продолжено Варгасом Льосой в романе «Праздник Козла» (2001), где писатель подробно исследует эпоху и социальные последствия правления жестокого диктатора Доминиканской Республики Рафаэля Трухильо . Это самое обширное и сложное произведение писателя со времен выхода «Войны конца света». Действие разворачивается в трёх событийных пластах: первая сюжетная линия повествует о возвращении доминиканской беженки на родину через 30 лет после убийства Трухильо в 1961 г., во второй сделана попытка реконструкции этого покушения в стиле классического американского политического триллера , третья посвящена последним годам жизни самого Трухильо.

Не обошёл Варгас Льоса вниманием и авторитарные режимы других регионов планеты. В начале иракской кампании против режима Саддама Хусейна писатель впервые со времен своих юношеских выступлений резко раскритиковал международную политику США и союзников, хотя сегодня он все же считает, что война, по крайней мере, «избавила иракцев от тирании». По мнению писателя, ответная европейская враждебность вовсе не тот противовес, который необходим Соединённым Штатам .

Творчество

Действие романа «Разговор в „Соборе“» пространственно ограничено кабаком в Лиме, где беседуют два перуанца - сын высокопоставленного чиновника Сантьяго и его знакомый, водитель Амбросио. Сантьяго пытается выяснить истинную судьбу своего отца (реминисценция на детские поиски ответа самим писателем на аналогичный вопрос), предположительно участвовавшего в тайном антиправительственном заговоре, но сталкивается с герметической структурой государственного аппарата и, подобно кафкианскому персонажу К., в отчаянии отступается от своих намерений. В этой книге Варгас Льоса предпринял первую последовательную попытку воссоздать дух диктатуры, «созидающий маску упорядочения реальности, под которой скрывается разложение» .

Тема антиутопии и инвертированной сакральности в это время сочетается в творчестве Варгаса Льосы с остросатирическими мотивами, использованными с не меньшей непосредственностью, чем в скандально известной диссертации. Так, летопись сверхдисциплинированного публичного дома для военных в романе «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг» может рассматриваться как двойная самопародия - на более раннюю работу «Зелёный дом» и на сам жанр «романа в документах». В повести «Тетушка Хулия и писака» (экранизирована в 1990 г. с участием Киану Ривза и Питера Фалька) Варгас Льоса, используя язык и архетипы «мыльных опер», вывел в гротескно-карикатурной форме историю своего первого брака с Хулией Уркиди.

В конце 70-хя выходит в свет первая проба пера Варгаса Льосы в жанре исторического романа. Действие книги «Война конца света» происходит в Бразилии конца XIX века, где в селении Канудос сложилась религиозная община, отменившая частную собственность. Руководители общины были отлучены от церкви , а само выступление - жесточайшим образом подавлено войсками. Автор изображает противостояние несовместных картин мира, борьбу анимистически-эсхатологического и республиканского мифов. Роман знаменует радикальный сдвиг в мировоззрении Варгаса Льосы от левоцентристских и даже коммунистических взглядов к либертарианским ; у писателя пробуждается острый интерес к мессианистским культам и психологической подоплеке иррационального в человеческом поведении. В самой Бразилии, а также на Кубе роман был принят холодно и расценен как антисоциалистический пасквиль . Сам Варгас Льоса считает эту книгу своим главным произведением.

Исследуя паттерны взаимодействия языков латиноамериканской культуры, в романе «Говорун» Варгас Льоса изображает перуанского еврея Саула Суратаса, увлекающегося этнографией и постепенно погружающегося в мифологию индейцев мачигенга, работая в Летнем лингвистическом институте.

Постмодернистская архетипическая эротическая утопия раскрыта в дилогии «Похвала мачехе» и «Записки дона Ригоберто».

В центре романа «История Майты» - деятельность пожилого революционера-троцкиста, в 1958 году готовящего в Перу революцию. Почти одновременно с выходом романа в той же местности, где происходят его события, действительно вспыхнули крестьянские волнения, повлекшие за собой, среди прочего, гибель восьми журналистов и полное опустошение деревни Учураккай. Позднее Варгаса Льосу неоднократно допрашивали в парламентской комиссии по расследованию событий в Учураккае. Писатель посвятил им повесть «Кто убил Паломино Молеро?» (1986), расцененную критиками как акт «литературного экзорцизма », и впоследствии вернулся к этой теме в книге «Смерть в Андах» (1993). Варгас Льоса был серьёзно уязвлен выводами комиссии и заключил, что

демократия в Латинской Америке одинаково легко гибнет под пятою как леворадикалов, так и праворадикалов .

К числу относительно редких у Варгаса Льосы писательских неудач критики относят роман «Похождения скверной девчонки» (2006), представляющий собой, по существу, осовремененную версию классического произведения Гюстава Флобера «Госпожа Бовари ».

В последнем на сегодняшний день беллетристическом произведении «Сон кельта» (2010) писатель обращается к событиям конца XIX-начала XX веков, судьбе коренного населения Конго и Амазонии, трудившихся на каучуковых плантациях .

Произведения

Романы и повести

  • La ciudad y los perros / Город и Псы ( , рус. пер. 1965, премия «Библиотека Бреве»)
  • La casa verde / Зелёный дом ( , рус. пер. 1971, Премия Ромуло Гальегоса)
  • Los cachorros / Щенки (повесть, )
  • Conversación en La Catedral / Разговор в «Соборе» ( , рус. пер. 2000)
  • Pantaleón y las visitadoras / Капитан Панталеон и рота добрых услуг ( , рус. пер. 1979)
  • La tía Julia y el escribidor / Тётушка Хулия и писака ( , рус. пер. 1979)
  • La guerra del fin del mundo / Война конца света ( , рус. пер. 1987)
  • Historia de Mayta / История Майты ()
  • ¿Quién mató a Palomino Molero? / Кто убил Паломино Молеро? (повесть, , рус. пер. 1989)
  • El Hablador / Говорун ()
  • Elogio de la madrastra / Похвальное слово мачехе ( , рус. пер. 2007)
  • Lituma en los Andes / Литума в Андах ( , рус. пер. 1997)
  • Los cuadernos de don Rigoberto / Тетради дона Ригоберто ( , рус. пер. 2008)
  • La Fiesta del Chivo / Нечестивец, или Праздник Козла ( , рус. пер. 2004)
  • El Paraíso en la otra esquina / Рай на другом углу ()
  • Travesuras de la niña mala / Похождения скверной девчонки ( , рус. пер. 2007)
  • El sueño del celta / Сон кельта ( , рус. пер. 2011])

Сборники

  • Los jefes / Вожди ()

Пьесы

  • La huida del inca / Бегство инки ()
  • Kathie y el hipopótamo / Кэти и гиппопотам ()
  • Odiseo y Penélope, teatro / Одиссей и Пенелопа ()

Стиль и характерные особенности творческой манеры

Варгас Льоса активно использует при создании своих книг как личные впечатления, так и материалы исторических исследований. Он особо отмечал, что возможность странствовать по всей планете в качестве приглашённого университетского лектора неоценима для писателя .

Самое известное произведение раннего периода его творчества, «Город и псы», основано на опыте учёбы молодого Марио в закрытом военном интернате Леонсио Прадо, хотя в этом романе удушливая атмосфера страха и насилия, пронизывающая все уголки академии, служит, бесспорно, в то же время метафорой коррупции и репрессивной внутренней политики латиноамериканских диктатур середины ХХ в. Варгас Льоса и в дальнейшем неоднократно обращался к теме протеста одиночки против самодовлеющего государственного аппарата.

Так, «Разговор в „Соборе“», помимо очевидного оммажа Кафке и французским экзистенциалистам , содержит подробный метаисторический анализ авторитарно-олигархического режима перуанского президента Мануэля Аполлинарио Одрии . Главная книга позднейшего периода литературной активности Варгаса Льосы, «Праздник Козла», не могла быть создана без предварительного скрупулёзного, граничащего с научным, исследования режима Трухильо. Впрочем, как в отношении этого романа, так и по поводу «Войны конца света» нобелевский лауреат оговаривает:

Авторская манера Варгаса Льосы обладает чертами как модернизма и постмодернизма , так и классического латиноамериканского магического реализма . Кейт Букер, посвятившая творчеству Варгаса Льосы специальную монографию, не скрывает восхищения контрапунктной манерой перуанского писателя комбинировать в одном романном пласте события и диалоги, происходящие в разных временах и реальностях или даже атрибутированные разным персонажам, которая придает его прозе некоторое сходство с романами Флобера . Иногда считается, что «Войне конца света» недостает психологизма и реалистичности по сравнению с другими произведениями Варгаса Льосы , но это впечатление обманчиво - огромный, почти семисотстраничный роман сознательно стилизован под народный эпос, а скорее даже сказание о крестовых походах, персонажи которого под многовековым грузом устной традиции с необходимостью утрачивают все индивидуальные черты, за исключением тех, что укладываются в канву воплощаемой ими идеи.

Сам писатель называет своими учителями и идейными предшественниками прежде всего сравнительно малоизвестных перуанских авторов, таких как Рафаэль Бенавидес , Карлос Окендо и Хосе Мария Аргедас . О последнем Варгас Льоса написал отдельную работу «Архаическая утопия» (1996), в которой произведения Аргедаса выступают как «превосходный пример старомодного провинциализма, обладающего энергией магического заклинания» .

Вместе с тем Варгас Льоса не чужд и более широких культурных влияний. Он уделял большое внимание творчеству Камю , Сартра и Флобера , составил сборник эссе об эстетике романа «Госпожа Бовари », в котором видит идейный источник и первооснову европейского декаданса и модернизма . Не меньшим уважением Варгаса Льосы пользуется Фолкнер , влияние которого ощутимо в конструкции сюжета и образно-метафорического ряда романа «Город и псы».

Впрочем, несомненно, что во всех вышеперечисленных нехудожественных книгах первоочередной целью Варгаса Льосы-критика является не беспристрастное исследование творчества изучаемого им автора, но скорее «построение мостов» между романными пространствами самого Варгаса Льосы и его виртуального собеседника. В тех случаях, когда последний оказывается несогласен с выводами перуанца, литературная игра часто перерастает в жаркий спор, обмен колкостями и даже вражду (см. выше историю тридцатилетней размолвки Варгаса Льосы с Маркесом) . Тем не менее сборник статей Варгаса Льосы «Письма молодому романисту» выдержан в неизменно теплом и дружеском тоне, не претендуя ни на роль «священного писания», ни даже на функцию «поваренной книги начинающего литератора» .

Место Варгаса Льосы в литературе современности

Варгас Льоса считается одним из величайших латиноамериканских прозаиков новейшего времени, наряду с Хуаном Рульфо , Карлосом Фуэнтесом , Хорхе Луисом Борхесом и Габриэлем Гарсия Маркесом . Исходя из цифр официальных тиражей его книг, он может быть признан также наиболее активным и наиболее коммерчески успешным среди авторов этого культурного пространства в первом десятилетии XXI в. . Произведения Варгаса Льосы переведены на десятки языков, неоднократно экранизированы и отмечены многочисленными престижными премиями, вплоть до Нобелевской .

Признание

Примечания

Литература

  • Надъярных М. Ф. Марио Варгас Льоса. // История литератур Латинской Америки. Т. 5. Очерки творчества писателей XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С. 622-664.

Ссылки

  • Варгас Льоса, Марио (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Марио Варгас Льоса. «Письма молодому романисту» (отрывок)
  • Марио Варгас Льоса «Почему Латинскую Америку преследуют неудачи?»

Скачать книгу (размер 1002Kb , формат fb2) Жанр: Историческая проза, Язык: en Аннотация: A subtle and enlightening novel about a neglected human rights pioneer by the Nobel Laureate Mario Vargas LlosaIn 1916, the Irish nationalist Roger Casement was hanged by the British government for treason. Casement had dedicated his extraordinary life to …

Жанр: Триллер, Язык: ru Аннотация: Живой классик латиноамериканского романа, перуанский писатель №1 – Марио Варгас Льоса (р. 1936) хорошо известен русскому читателю по книгам «Город и Псы», «Тетушка Хулия и писака» и др. «Литума в Андах» – это та сложная смесь высокой литературы, этнографического очерка и современного детектива, которую принято называть «магическим …

Жанр: Классическая проза, Язык: ru Аннотация: Марио Варгас Льоса (р. 1936) - перуанский прозаик, один из ведущих писателей-новаторов современной латиноамериканской литературы, автор популярных во всем мире романов: «Город и псы», «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг», «Тетушка Хулия и писака» и многих других. В романе «Зеленый Дом» Варгас Льоса использует изощренную технику …

Жанр: Классическая проза, Язык: ru Аннотация: Всемирно известный перуанский писатель Марио Варгас Льоса (род. в 1936) -наряду с Габриэлем Гарсиа Маркесом, Хулио Кортасаром, Карлосом Фузнтесом является одним из крупнейших прозаиков Латинской Америки. Его романы «Город и псы», «Зеленый дом», «Разговор в «Соборе». «Панталеон и рота добрых услуг», «Война конца света» и другие …

Жанр: Криминальный детектив, Язык: ru Аннотация: Всемирно известный перуанский писатель Марио Варгас Льоса является одним из крупнейших прозаиков Латинской Америки. В своей детективной повести автор использует историю убийства молодого певца для исследования зыбких границ истины и справедливости.

Жанр: Классическая проза, Язык: ru Аннотация: Марио Варгас Льоса – лауреат так называемого «испанского Нобеля» – премии Сервантеса, международных премий Ромуло Гальегоса и «Гринцане Кавур», «ПЕН/Набоков» и многих других. Его книги сразу становились мировыми литературными сенсациями. Роман «Похвальное слово мачехе» (1988) привел в замешательство и читателей, и критиков неожиданно откровенным пряным эротизмом. …

Жанр: Классическая проза, Язык: ru Аннотация: Роман «Разговор в „Соборе“ - один из наиболее значимых в творчестве известного перуанского писателя Марио Варгаса Льосы (род. в 1936 г.). Оригинальное и сложное по стилю произведение является ярким образцом прозы XX века.

Скачать книгу (размер 168Kb , формат fb2) Жанр: Драматургия, Язык: ru Аннотация: Пьеса «Барышня из Такны» - первая зрелая проба перуанского писателя в драматургическом жанре. В одном из своих выступлений Варгас Льоса подробно рассказал об истории создания пьесы и о ее замысле, ниже приводим этот рассказ с некоторыми сокращениями: «На самом деле моим …

Жанр: Современная проза, Язык: ru Аннотация: Марио Варгас Льоса – всемирно известный перуанский романист, один из творцов «бума» латиноамериканской прозы, несомненный и очевидный претендент на Нобелевскую премию, лауреат так называемого «испанского Нобеля» – премии Сервантеса, премий Ромуло Гальегоса, «Гринцане Кавур», «ПЕН/Набоков» и других. Его книги «Город и псы», «Зеленый дом», «Тетушка Хулиа …

Жанр: Современная проза, Язык: ru Аннотация: Марио Варгас Льоса – відающийся перуанский романист. Его книги «Город и псы», «Зеленый дом», «Тетушка Хулиа и писака», «Война конца света», «Нечестивец, или Праздник Козла» становились мировыми сенсациями. «Похождения скверной девчонки» – роман о «любви без границ». Три континента служат декорациями бурных сцен и мучительных расставаний. …

Полное имя - Хорхе Марио Педро Варгас Льоса.

Перуано-испанский писатель, драматург, публицист, политический деятель.


Детство провёл в Боливии, где его дед был консулом. По настоянию отца окончил военное училище им. Леонсио Прадо, а затем поступил на филологический факультет университета Сан-Маркос, но вскоре уехал в Европу, в 1958 в Мадриде защитил диссертацию о творчестве Рубена Дарио, в Париже работал журналистом, а также на радио и на телевидении. В 1967, получив Международную премию им. Ромуло Гальегоса, Варгас Льоса произнес знаменитую речь о тесной связи писателя с общественной жизнью.

Первый роман Варгаса Льосы «Город и псы» (La ciudad y los perros, 1963) произвел в Лиме скандал, повлёкший публичное сожжение книги. Изображенные в «правдивой истории» военного училища им. Леонсио Прадо дикие нравы заклеймили позором всю перуанскую военщину. Роман стал культовой книгой для молодёжной читательской аудитории Советского Союза. В СССР и в США книга была экранизирована.

В романе «Зелёный дом» (La casa verde, 1968) центральные темы насилия и отчуждения развиваются одновременно в пяти пересекающихся сюжетах. Писатель использует изощрённую технику монтажа - с мгновенными переключениями времени и места действия и с множественными точками зрения. Повесть «Щенки» (Los cachorros, 1967) описывает историю кастрированного юноши в «мачистском» (от исп. macho - самец, настоящий мужчина) окружении. После публикации этой повести, изображающей насилие элементом социального уклада жизни и выражающей анархический протест против торжества тотальной несправедливости в обществе Латинской Америки, писатель был назван некоторыми критиками «наследником Хемингуэя».

Роман «Разговор в "Соборе"» (Conversacin en La Catedral, 1969) вскрывает коррумпированность перуанского общества в период диктатуры Мануэля Одрии (1948-1956). В романе «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг» (Pantalen y las visitadoras, 1973) в фарсово-сатирическом ключе изображено стремление солдафонов регламентировать всё, даже сексуальную жизнь подчинённых. В детективной повести «Кто убил Паломино Молеро?» (Quien mat a Palomino Molero, 1986) история убийства молодого певца становится поводом для исследования зыбких границ истины и справедливости. Варгас Льоса опубликовал также романы «Тетушка Хулия и писака» (La ta Julia y el escribidor, 1977), «Война конца света» (La guerra del fin del mundo, 1981), «История Майты» (La historia de Mait, 1984) и исследование о творчестве Флобера (1975).

Последний роман писателя, «Сон кельта», был опубликован в сентябре 2010.

Варгас Льоса в основном живёт в Лондоне, однако каждый год старается посещать Перу, осмысление истории которого стало одной из главных тем писателя. Он много участвовал в политической жизни своей страны, в молодости поддерживал кубинский режим, но со временем разочаровался в коммунистических идеях, перейдя на позиции либерализма. В 1990 даже баллотировался в президенты Перу от партии «Демократический Фронт», но проиграл во втором туре Альберто Фухимори. В 1993 писатель получил испанское гражданство.

Хорхе Марио Педро Варгас Льоса (исп. Jorge Mario Pedro Vargas Llosa; г/р 1936) - выдающийся перуанский прозаик и драматург, публицист и политический деятель.

Марио Варгас Льоса — классик мировой литературы, один из величайших латиноамериканских мастеров прозы новейшего времени. Исходя из количества тиражей его книг, автор является наиболее коммерчески успешным среди писателей испаноязычного мира в начале XXI в. Его произведения переведены на десятки языков, неоднократно экранизированы и отмечены многочисленными премиями, включая Нобелевскую премию по литературе. Продолжая линию великих латиноамериканских мастеров прозы, таких как , Варгас Льоса создает удивительные романы, балансирующие на грани реальности и вымысла.

Детство, юность

Хорхе Марио родился 28 марта 1936 г. в (исп. Arequipa), втором по величине городе , в семье водителя автобуса. Родители, Эрнесто Варгас Мальдонадо и Дора Льсо Урета , разошлись до появления ребенка на свет. Дора с малышом остались на попечении своего отца, консула Перу в городе (исп. Cochabamba; один из крупнейших боливийских городов). Первые годы жизни мальчика прошли в .

Дед Льоса, почетный консул и владелец хлопковых плантаций, обеспечивал дочь и любимого внука всем необходимым. Но строго ограждал мальчика от всяческой информации об отце. Однако, в 1946 г., когда Марио исполнилось 10 лет, родители помирились и решили сойтись. Впоследствии Варгас Льоса описал шок, испытанный 10-летним мальчиком, узнавшим, что его отец жив, а не умер, как рассказывали родные. Мир детских иллюзий часто возникает в произведениях писателя, где Перу предстает чудным, теплым домашним раем, лишь от отца веет холодом. Семья воссоединилась и вернулась в Перу, но холод в отношениях отца с сыном остался навсегда.

В городке Пьюра (исп. San Miguel de Piura) Марио окончил начальную школу. Затем под давлением отца поступил в военное училище им. Леонсио Прадо (исп. Colegio Militar de Leoncio Prado), впоследствии описанное им в романе «Город и псы». Вообще, именно отчуждением от дома прозаик объясняет свое раннее пристрастие к литературе: первое сочинение (пьеса) Марио написал в 15- летнем возрасте.

Суровая жизнь в училище настолько опротивела юноше, чье детство прошло в достатке и любви, что за год до выпуска Марио бросил учебу и устроился журналистом в газету «La Industria», выходившую в Пьюре. В 1953 г. он отправился в столицу и поступил на филологический факультет государственного Университета Сан-Маркос (исп. Universidad Nacional Mayor de San Marcos). Отец был разгневан поступком сына и отказал ему в финансовой поддержке.

Поэтому параллельно с учебой Марио брался за любую работу: от редактирования новостей на центральном радио до оформления надгробных табличек на кладбище. Однако, денег едва хватало на самое необходимое.

В 1959 г. молодой человек уехал в Испанию, где получил стипендию Мадридского Университета, защитил диссертацию по творчеству известного латиноамериканского поэта Рубена Дарио (исп. Rubén Darío; 1867-1916) и получил звание докторанта философии.

В 1960 г. Варгас Льоса уже с супругой переехал в столицу Франции. В Париже он работал журналистом на радио и телевидении, а также занимался переводами в тесном сотрудничестве с известным аргентинским писателем (исп. Julio Cortázar; 1914-1984). Некоторое время (1969-1970 гг.) Хорхе Марио преподавал в Англии и Испании, после чего он профессионально занялся литературной деятельностью.

В 1971 г. писатель защитил фундаментальную диссертацию по творчеству одного из своих кумиров — известного колумбийского прозаика, (исп. Gabriel García Marquez; 1927-2014). Поначалу два классика латиноамериканского «магического реализма» поддерживали дружественные отношения. Но постепенно у них появились разногласия по политическим вопросам. Взаимоотношения литераторов настолько накалились, что в 1976 г. Варгас Льоса публично дал своему «коллеге по цеху» пощечину в присутствии журналистов. (После той злополучной оплеухи писатели не общались долгих 30 лет! Только в 2007 г. обозначились признаки угасания давней вражды).

До 1974 г. семья проживала в Европе: в Париже, Лондоне, Барселоне.

В 1975 г. Варгас Льоса был избран президентом ПЕН-клуба (англ. PEN International — международная правозащитная организация, объединяющая профессиональных писателей, поэтов и журналистов).

В 1978 г. писатель вернулся в , но продолжал много путешествовать по миру. В Перу Варгас Льоса не прекращал активную общественную деятельность, в 1981 г. он вел на телевидении программу «La Torre de Babel».

Сейчас именитый писатель сотрудничает с изданием «El País» (Мадрид, Испания) и с ежемесячным культурным журналом «Letras Libres» (Мехико, Мексика; Мадрид, Испания).

Сегодня Варгас Льоса в основном проживает в Лондоне, но старается часто посещать родину, осмысление истории которой стало одной из центральных тем писателя.

Политическая деятельность

Начиная с 1987 г. литератор серьезно занялся политикой и возглавил политическое движение Movimiento Libertad. Он всегда говорил, что «писатель обязательно должен быть тесно связан с общественной жизнью».

Живя в Европе, литератор всегда внимательно следил за всем происходящим в родной стране и за тем, что вообще происходит в мире большой политики.

«Я уверен, — писал Варгас Льоса, — что литература и искусство имеют огромное влияние на реальную жизнь. Любой тоталитарный режим всегда стремится к тому, чтобы контролировать общество. Хорошие произведения искусства способствуют тому, что людьми становится труднее манипулировать… В этом смысле культура и искусство — серьезная поддержка для свободы. А свобода — …цель любого великого искусства».

В 1990 г. Варгас Льоса даже был выдвинут кандидатом в президенты Перу от партии «El Frente Democrático». В своей программе он предложил план радикального преобразования перуанской экономики, выступал за переход к свободному рынку и скорейшую приватизацию государственных активов. Политические противники в целях дискредитации писателя зачитывали по радио цитаты из его книги «Война конца света » под видом выдержек из предвыборной программы кандидата.

В I туре выборов Варгас Льоса набрал наибольшее количество голосов (34%), но во II туре уступил (исп. Alberto Ken’ya Fujimori; 45-й президент Перу, руководивший страной с 1990 по 2000 гг). После поражения в выборах писатель покинул страну. Он получил гражданство Испании, но поселился в Лондоне, где полностью окунулся в литературное творчество.

Опыт той избирательной кампании он использовал в своем романе «Рыба в воде», где описал «обнаженный трагизм национального беспамятства».

Творчество

Первый же роман «Город и псы » («La ciudad y los perros», 1963) произвел в Лиме скандал и заложил основы будущей мировой популярности Варгаса Льоса. Книга, основанная на жизненных впечатлениях молодого писателя от учебы в военном училище, где автор описывает атмосферу жестокости и насилия, был публично сожжен на плацу академии. Изображенные в «правдивой истории» дикие нравы училища Leoncio Prado заклеймили позором перуанскую военщину. В Перу роман вызвал скандал в среде высшего военного командования. Некоторые даже обвинили Варгаса Льосу в выполнении политического заказа от эквадорских эмигрантов.

Роман «Зеленый дом » («La casa verde»), вышедший в 1966 г., был удостоен премии (исп. Premio Internacional de Novela Rómulo Gallegos). Причем, при голосовании Варгас Льоса с большим отрывом обошел такого мощного конкурента, как Гарсия Маркеса.

Жестокость и насилие власти, описанные в повести «Щенки » («Los cachorros», 1967), вызывают протест против тотальной несправедливости в латиноамериканском обществе.

Роман «Разговор в Соборе » («Conversacin en La Catedral», 1969) вскрывает коррумпированность перуанского общества в эпоху диктатуры Мануэля Одрия (исп. Manuel Apolinario Odría; президент Перу в 1948-1956 гг). Место действия произведения ограничено кабачком на окраине Лимы, где беседуют два перуанца. В этой книге писатель пытается воссоздать дух диктатуры, под маской «упорядочения реальности» которой «скрывается разложение».

В это же самое время тема антиутопии в творчестве Варгаса Льоса сочетается с остросатирическими мотивами. История публичного дома для военных в романе «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг » («Pantaleón y las visitadoras», 1973) может рассматриваться как пародия на жанр «документального романа».

В повести «Тетушка Хулия и писака » («La tía Julia y el escribidor», 1977) автор вывел в гротескно-карикатурной форме историю своего первого брака, используя приемы и язык «мыльных опер».

В конце 70-х Варгас Льоса начал пробовать себя в жанре исторического романа. Действие книги «Война конца света » («La guerra del fin del mundo», 1981) происходит в конца XIX в. Произведение знаменует радикальный сдвиг в мировоззрении Варгаса Льосы: переход от левоцентристских политических убеждений к правоцентристским взглядам. Роман написан в духе народного эпоса, точнее, сказания о крестовом походе. Сам писатель считает эту книгу своим главным произведением.

В центре романа «История Майты » («Historia de Mayta», 1984) - деятельность пожилого революционера, готовящего в Перу восстание в 1958 г. Почти одновременно с выходом книги в той же местности, где происходят описанные события, прокатилась волна крестьянских волнений. Позднее Варгаса Льосу неоднократно допрашивали в парламентской комиссии по расследованию того восстания.

Тем же повстанческим событиям посвящена повесть «Кто убил Паломино Молеро? » («Quién mató a Palomino Molero?», 1986).

Роман «Рыба в воде » («El pez en el agua», 1993) – особенное произведение. Еще в юности, ощутив призвание к литературе, Хорхе Марио решил, что судьба писателя наверняка сопряжена с миссией спасителя отечества. В случае победы на президентских выборах 1990 г., он, безусловно, попытался бы создать некое единение литературы и политики в целях построения «идеального государства». Это роман, ставший политической автобиографией латиноамериканского интеллектуала и одновременно портретом страны, увиденной его глазами.

Постмодернистская эротическая утопия раскрыта в романтической дилогии «Похвала мачехе » («Elogio de la madrastra», 1988) и «Дневники дона Ригоберто » («Los cuadernos de don Rigoberto», 1997).

Исследование «мифов диктатуры» в латиноамериканских обществах было продолжено Варгасом Льосой в романе «Праздник Козла » («La Fiesta del Chivo», 2000), где автор подробно описывает эпоху и социальные последствия жесткого правления диктатора Рафаэля Трухильо (исп. Rafael Leónidas Trujillo Molina; 39-й президент Доминиканской Республики, правивший в 1942-1952 гг). Это произведение — главная книга позднего периода литературной деятельности писателя, которая была создана в результате предварительного скрупулезного исследования диктаторского режима. Хотя, в отношении романа автор оговаривает: «Прежде всего, это художественное произведение, а не исторический трактат. При работе над текстом я позволил себе допустить …много вольностей» .

К числу редких литературных неудач писателя критики относят роман «Похождения скверной девчонки » («Travesuras de la niña mala», 2006), представляющий собой, по сути, осовремененную авторскую версию классического произведения Флобера «Госпожа Бовари» (1856).

В книге «Сон кельта » («El sueño del celta», 2010) писатель обращается к событиям конца XIX — начала XX вв. В романе ярко отображена судьба коренных народов Конго и , занятых каторжным трудом на каучуковых плантациях. Там описываются реальные события, происходившие с британским дипломатом Роджером Кейсментом (англ. Roger David Casement; 1864-1916), позже ставшим активистом ирландского национально-освободительного движения.

Роман «Скромный герой » («Héroe modesto», 2013), по словам автора, является притчей о современной стране. Книга была переведена более чем на 20 языков и стала бестселлером во многих странах.

В живом повествовании, исполненном теплого юмора, автором мастерски закручены две параллельные сюжетные линии. Главные герои — немолодые перуанцы: простой доверчивый трудяга, порядочностью которого часто пользуются прохвосты, и успешный бизнесмен, смерти которого ждут сыновья — бездельники. Они, конечно, вовсе не герои в привычном понимании этого слова; но в ситуациях, где другие малодушно отступают, эти двое тихо бунтуют и вовсе не собираются умирать.

Проза замечательного писателя Варгаса Льоса отличаются необычайной увлекательностью. Вместе с тем, многие из его произведений представляют собой яркий политико-исторический документ, основанный на реальных событиях. Именно в умении сочетать эти две черты и заключается особое искусство замечательного латиноамериканского прозаика.

Звания и награды

За свою плодотворную творческую жизнь выдающийся писатель удостоен многих титулов, премий и наград.

  • Член Испанской Королевской академии, почетный доктор ряда университетов Америки и Европы.
  • Кавалер Ордена Почетного легиона (1985).
  • Лауреат следующих Премий: Библиотеки Бреве (1962), Ромуло Гальегоса (1967), принца Астурийского (1986), Сервантеса (1994), Иерусалимской (1995), мира немецких книготорговцев (1996), Чино дель Дука (2008).
  • Лауреат Нобелевской премии по литературе (2010 г).

Нобелевская премия была присуждена 74- летнему писателю «за …яркое изображение восставшего народа против жестокости власти, сопротивления, борьбы и поражения человека».

Личная жизнь

Личная жизнь известного перуанского прозаика – необычайно бурная и насыщенная.

В конце 1950-х гг. у 18-летнего Хорхе Марио случился пылкий роман со своей тетей Хулией Уркиди , которая была почти на 10 лет старше него. К огромному возмущению родственников молодые люди стали жить в гражданском браке. Они прожили вместе более 10 лет, но детей у пары не было.

Впоследствии Хулия Уркиди стала прототипом главной героини яркого романа «Тетушка Хулия и писака». В своем почти автобиографическом произведении Варгас Льоса описывает прекрасную историю любви молодого человека со своей близкой родственницей, переросшей в брачные узы, чему не помешала значительная разница в возрасте.

С Хулией Уркиди

В 1964 г. Хорхе Марио признался Хулии, что влюблен в ее племянницу — свою кузину Патрисию, после чего супруги расстались.

Годом позже, в 1965 г. Хорхе Марио женился на Патрисии Льоса , которая родила мужу 3-х детей: Альваро (1966), Гонсало (1967) и Моргану (1974). Старший сын, Альваро Варгас Льоса (исп. Álvaro Vargas Llosa) пошел по стопам отца — стал писателем и публицистом.

После развода Хулия Уркиди, недовольная изложенной в романе версией их отношений, сама написала книгу «О чем не сказал Варгито». В своем романе экс-жена Варгаса Льоса рассказала, что расставание с писателем было для нее неожиданным ударом. Также она отметила, что продолжает считать себя его супругой. В марте 2010 г. «тетушка» Хулия скончалась в Боливии в возрасте 84 лет.

А в июне 2015 г. Марио Варгас Льоса, проживший с Патрисией Льоса полвека, открыто объявил о своем разводе с супругой.

79-летний писатель оставил 70-летнюю жену ради 64-летней Марии Исабель Прейслер (исп. María Isabel Preysler Arrastía), испано-филиппинской журналистки и телеведущей.

Ранее красавица Исабель трижды была замужем (первый ее муж — знаменитый певец Хулио Иглесиас) и является матерью 5-х детей.

Между тем, дети именитого писателя выступили с публичным заявлением, в котором отметили, что шокированы произошедшим событием и считают поступок отца предательством по отношению к матери. «Она оставила карьеру, чтобы полностью посвятить себя семье», - сказал сын Гонсало Варгас Льоса.

А влюбленный писатель в разговоре с Патрисией признался, что только «теперь он понял, что такое счастье». Как тут не вспомнить нетленные слова великого Пушкина, что «любви все возрасты покорны»!

Любопытные факты

  • Отец Марио, Эрнесто Варгас имел 2-х сыновей от любовницы-немки; следовательно, актеры Эрнесто (исп. Ernesto Vargas) и Энрике Варгас (исп. Enrique Vargas) приходятся перуанскому писателю единокровными братьями.
  • Первый роман Варгаса Льоса «Город и псы» был экранизирован в 2-х великих державах — США и в СССР. Советский фильм «Ягуар» был снят в 1986 г. на базе киностудии «Мосфильм».
  • В Бразилии и на Кубе роман «Война конца света» был расценен как оскорбительный антисоциалистический пасквиль.
  • «Я в первую очередь …писатель, а не политик, — поделился Варгас Льоса в одном из интервью. — Мое участие в политической жизни Перу было исключением…Я пошел в политику, чтобы защитить демократию».
  • Роджер Кейсмент никогда не был женат. Более того, считается доказанным фактом, что он являлся гомосексуалистом. После ареста революционера огромнейший резонанс получили его личные дневники, так наз. «Черные тетради», где он откровенно описывал свои любовные приключения. Судебная экспертиза, проведенная в 2002 г., показала, что нашумевшие записи действительно были сделаны Кейсментом.
  • «Все в мире идет к тому, чтобы сокращать армию и расходы на вооружение, — заявил в одном из интервью Варгас Льоса, — а сэкономленные средства пустить на медицину, образование и культуру. Это было бы гораздо полезней для человечества».
  • «Мне думается, что моя первая книга «Город и псы», рассказывающая о жизни военного училища, куда родители отдают своих сыновей, чтобы из них «сделали настоящих мужчин», в конечном счете достигла своей цели: многие читатели задумались о необходимости построения демократического общества», — рассуждает писатель.
  • Романы «Похождения скверной девчонки», «Похвальное слово мачехе» и «Тетради дона Ригоберто» – это своеобразная творческая монография на тему того, как организовать свою личную жизнь, чтобы достичь счастья.
  • В романе «Рыба в воде» представлены политические воззрения писателя. Эта книга — своего рода изложение предвыборной программы Варгаса Льоса.
  • Исабель Прейслер, которая является матерью суперзвезды Энрике Иглесиаса, испанской прессе более известна как «La Reina de Corazones» («Червовая королева»). Под этим же названием журналистка опубликовала свою биографическую книгу.
  • В 1991, 2002 и 2004 гг. испанские СМИ назвали Исабель Прейслер «Жемчужиной Манилы» («La Perla de Manila»). А читатели журнала «Hola!» признали ее «самой элегантной дамой Испании».
  • В 2010 г. в Нобелевском докладе Варгас Льоса написал: «Литература - ложь, но она становится правдой, … благодаря воображению читателя…подвергающему сомнению серую реальность».

За каждый Ваш репост - огромное Спасибо! Gracias!

Была ли статья полезна?