Библиотечный урок толстой а детство никиты. Интегрированный урок по повести А
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Литературное чтение
Ответственность Если начал, то закончи, Обещал, то выполняй, Общих правил поведенья Никогда не нарушай! Будь ответственным за дело, Не хитри и не ленись, Быть надёжным человеком Обязательно стремись!
Жить по совести, любя друг друга
Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков. кто за что перед кем Совесть – чувство ответственности за своё поведение перед людьми, обществом.
Повесть «Детство Никиты» - автобиографическая. Писатель Алексей Толстой передает в ней свои детские впечатления. Имя Никита - имя его сына. Ему-то он и посвятил свою книгу.
Первоначальное название произведения звучало как "Повесть о многих превосходных вещах". Очевидно, что оно писалось автором в едином творческом порыве, на одном дыхании. Последняя глава повести имеет короткое название - "Отъезд". Ее концовка начинается сообщением о том, что Никите удалось сдать экзамен к поступлению во второй класс. А завершается книга грустной фразой: "Этим событием кончается его детство".
А.Толстой Граф из рода Толстых, учёный, академик, писатель Алексе́й Никола́евич Толсто́й родился 10.01.1883г в г.Николаевске, Самарской губернии, умер 23.02.1945г в Москве. А. Толстой – советский писатель, известен во многих жанрах (два сборника стихов, более сорока пьес, сценарии, обработка сказок, статьи.
Знакомство с текстом
каретник
Верстак - станок для столярной работы
Кадка – деревянная ёмкость цилиндрической формы
Башлык - шапка с двумя длинными концами, которые обматывают вокруг шеи
Аршин – старинная русская мера длины
Вётлы - ветла - белая ива, серебристая ива, дерево семейства ивовых.
Мыс - участок суши, вдающийся в море, реку
Журавль для подъёма воды
Прерия – широкая степь
Работа в группах 1 группа (характеристика Никиты) 2 группа (характеристика Пахома) 3 группа (характеристика мамы Никиты) 4 группа (характеристика учителя Никиты)
Итог урока Сегодня на уроке я понял(а), что……… Больше всего мне понравилось……….. Оказывается…………….. Я бы похвалил (а) …………
Домашнее задание ГЕРОЙ ПОСТУПОК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА НИКИТА МАМА АРКАДИЙ ИВАНОВИЧ ПАХОМ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению в 1 классе «Играть- это увлекательно! (рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»
Пояснительная запискаНаправление: начальная школа.Тема урока:«Играть- это увлекательно!(рассказ Е. Чарушина «Никита- охотник»)»УМК:программа«Школа 2100»,авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, литера...
Все любят праздник ёлки Есаков Никита,Мачеева Милена,Столярова Алёна,Брыксина Полина,Малик Саша,Чинилина Дарья.
Коллективная работа выполнена на уроке трудового обучения. Дети работали по группам, кто-то лепил, кто-то вырезал из бумаги хоровод, а другие делали аппликацию. Работали все с интересом, помогая друг...
Цель урока: через анализ характеров героев рассказа, определить, какие черты характера являются главными.
Задачи урока:
- Учить определять учебную задачу;
- Учить планировать выполнение учебной задачи;
- Создать благоприятный эмоциональный настрой;
- Вспомнить содержание рассказа;
- Дать характеристику героям рассказа;
- Формировать умение работать с текстом;
- Проанализировать черты своего характера;
- Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
- Формировать умение работать в группе.
Перечень оборудования к уроку:
- Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 158 с. : ил. - (Академический школьный учебник) (Перспектива);
- Литературное чтение. 4 класс. Творческая тетрадь для общеобразоват. организаций / Т.Ю. Коти; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 79 с. : ил. - (Перспектива);
- Мультимедийное оборудование для показа презентации, компьютер;
- Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
- Рабочие тетради в клетку по литературному чтению;
- Полоски фраз из текста для организации работы в группах (по количеству групп).
- Листочки для написания синквейна.
Планируемые результаты
Предметные:
- Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
- Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.
Метапредметные:
- Определять учебную задачу урока.
- Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
- Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
- Осуществлять логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
- Осуществлять логическое действие обобщение.
- Доносить свою позицию до других, аргументируя её.
Личностные:
- Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
- Оценивать черты своего характера;
- Определять, какие черты являются главными и определяющими;
- Мотивировать к учебной деятельности;
- Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Ход урока:
1. Организационный момент. |
|
Проверяет готовность к уроку. |
Проверяют свою готовность к уроку. |
2. Мотивация к активной учебно-познавательной деятельности (эмоциональный настрой). |
|
Доска. Приложение 1
Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака. О какой стране идёт речь? Почему так решили? |
Читают стихотворение С.Маршака самостоятельно. Объясняют смысл выражения «остров детства». |
3. Сообщение темы и формулировка целей урока. |
|
Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока. |
Знакомятся с темой урока. |
4. Актуализация знаний. |
|
Прочитайте… Проверьте себя. Кто не согласен? Почему? |
Читают вслух по одному фразы на доске. Сверяют свою работу с образцом на доске. |
5. Проверка домашнего задания |
|
Что надо было сделать дома? |
Открывают рабочие тетради на стр.45. Проверяют заполнение таблицы. Дополняют таблицу. Находят в тексте ответы на вопросы, закрепляя умение работать с текстом, обращая внимание на детали. |
6. Физминутка |
|
7. Организация познавательной деятельности |
|
Работа в рабочей тетради, стр.46-47 |
Открывают рабочие тетради на стр.46-47. |
8. Домашнее задание |
|
Работаем в тонких тетрадях по литературе. Записываем число. |
Открывают тонкие тетради по литературе. |
9. Рефлексия |
|
Попробуем написать синквейн. Что это такое? Какие правила написания? Какую предложите тему? |
Вспоминают, что синквейн - это пятистишие и правила его написания |
10. Подведение итогов |
|
Подводя итог урока, закончите фразы: |
Подводят итог урока, заканчивают предложенные фразы. |
11. Самооценка. |
|
Подумайте, какую оценку за урок вы могли бы себе поставить, поставьте эту оценку на обратной стороне листка. Сдайте листочки с синквейном. |
Каждый сам оценивает свою работу, и результат записывает на листочке. Это может быть как обычный балл, так и количество «бонусов», которые фиксируются и накапливаются в отдельном журнале учителя. Листочки сдают учителю |
12. Эмоциональная рефлексия. |
|
Представьте себя художником. Какие краски Вы могли бы использовать для изображения детства? Какие цвета преобладали? Почему? 2. Написать синквейн |
Цели: познакомить обучающихся с новым разделом; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, положительные качества личности; учить читать текст выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты : предметные: прогнозирование содержания раздела, чтение вслух с постепенным переходом на чтение про себя, восприятие на слух художественных произведений; метапредметные:
— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
Анализ художественного текста, выделение в нем главной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
— ответы на вопросы учебника на основе художественного текста, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: осмысление понятий: ответственность, честность, верность слову, совесть, взаимопонимание, уважение к старшему, любовь, сопереживание.
Оборудование : мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Если начал, то закончи,
Обещал, то выполняй,
Общих правил повеленья
Никогда не нарушай!
Будь ответственным задело,
Не хитри и не ленись,
Быть надежным человеком
Обязательно стремись!
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Прочитайте, разделяя на слоги (еще: орфографически, орфоэпически, скороговоркой, выразительно).
III. Введение в раздел
— Не случайно наш урок я начала этим стихотворением. Как вы думаете, о чем оно?
— Как бы вы его озаглавили? (Ответы детей.)
— Это стихотворение называется «Ответственность». А вам нравятся ответственные люди? Почему?
— Какие еще человеческие качества вам нравятся?
— Прочитайте записанное на доске название раздела, который мы начнем изучать. {«Жить по совести, любя друг друга».)
— Как вы понимаете его смысл?
— О чем должны быть произведения, собранные в данном разделе? Как вы считаете?
— Как вы думаете, с какими понятиями мы будем работать?
— Откройте учебник на с. 98. Прочитайте, какие понятия будем изучать.
— Как вы их понимаете?
Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за последствия своих действий, поступков.
Совесть — чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.
— Прочитайте диалог Ани и Вани.
— Что вы из него узнали?
— Прочитайте, что нам говорит профессор Самоваров.
— О чем он говорит?
IV. Работа по теме урока
1,5; 6,4; 6,5; 5,4; 6,3; 6,5; 4,4
1,2; 3,3; 6,4; 6,3; 1,2; 3,3; 4,4
— Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения читали? (См. школьный словарик «Писатели в учебной литературе».)
— Прочитайте название, рассмотрите иллюстрации. Предположите, о чем это произведение.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Знакомство с произведением А. Толстого «Детство Никиты»
(Чтение произведения учителем и хорошо читающими учащимися. Беседа после чтения.)
— Ваши впечатления от прочитанного?
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел начали изучать?
— С творчеством какого писателя познакомились на уроке?
— Какое произведение читали?
М.Т.Махамбеталиев
Саздинская средняя школа г.Актобе
учитель русского языка и литературы в казахской школе
Краткосрочный план по литературе 7 класс
Неделя 1
День 16.03.201 5
Занятие 1
Тема занятия:
А. Н. Толстой «Детство Никиты»
Общие цели:
Знакомство с личностью и творчеством писателя, развивать умения и навыки литературоведческого анализа художественного произведения, воспитывать любовь к жизни
Результаты обучения:
Усвоить теоретические знания по литературе – знать, что такое «автобиография».
Развивать речь, обогащая словарный запас учащихся – знать значения новых слов и уметь их применять в речи.
Развивать творческое воображение - уметь ценить яркие моменты детства.
Вызвать интерес к творчеству писателя и словесности.
Уметь давать характеристику героям и персонажам.
Ключевые идеи:
Образы детей в литературе, автобиография, детство, анализ
Оргмомент
Психологический настрой.
Запись в тетрадях
Изучение новой темы:
Знакомство с писателем
Знакомство с повестью «Детство Никиты»
Словарная работа
Индивидуальная работа
Беседа
Творческое задание
Рефлексия
Здравствуйте, ребята! Сегодня, ребята, мы с Вами начнём знакомство с новой главой в литературе, которая называется «Образы детей в литературе». Мы познакомимся с новыми интересными личностями – писателями, которые расскажут о себе, о своём детстве, их героями, изучим из произведения. Уроки будут интересны тем, что на них мы будем говорить о таких же детях, как Вы, детей вашего возраста и мышления.
Давайте же улыбнёмся друг другу с пожеланиями всего хорошего.
Эпиграф урока: « В сердце писателя жила «память детства», и он старался передать мысли и чувства десятилетнего мальчика, который растёт и узнаёт окружающий мир».
Теория литературы. Понятие об «Автобиографии»
Автобиография – это описание своей жизни.
Слово учителя:
Жизнь и творчество писателя А. Н. Толстого
Годы жизни: 1882-1945
г. Николаевск
Прозаик, публицист, драматург
Военный корреспондент
Сказка «Золотой ключик или приключения Буратино»
Трилогия «Хождение по мукам»
«Пётр 1» - исторический роман
Основатель научной фантастики
Обогатил русскую литературу
Развитие речи:
- чтение отрывков по абзацам
Правильная постановка ударения в словах
Отработка навыков выразительного чтения
Вопросы к прочитанным отрывкам
Обсуждение поступков героя
Характеристика героя
«Об ъ яснялки»
Удрать –
Рыжая –
Удовольствие –
Наскочить –
Боязно –
Амбар –
Исподлобья –
Поспешно –
Стлаться –
Неведомый –
Зачарованный –
Сноп -
Заполнение кластера – характеристика главного героя
Никита
- Как вы думаете, стоит ли писать о своём детстве произведения?
- Почему?
- Что бы Вы написали о своём детстве?
Мини-сочинение «Памятные дни детства »
- Что нового Вы сегодня узнали на уроке?
- Какой фрагмент урока Вам больше всего понравился?
- Что хотели бы узнать ещё?
Источники:
Учебник «литературное чтение » 7 класс, дополнительный материал
Ресурсы:
Интерактивная доска, иллюстрации, рабочие тетради
Последующее чтение:
Написать сочинение на тему «Самые яркие воспоминания из моего детства»
Составить кроссворд по жизни и творчеству А.Н.Толстого (парное задание)
Мини-проект «Жизнь и творчество М. Горького»
Цели : продолжить работу по произведению А. Толстого; отрабатывать навыки беглого выразительного чтения; учить делить текст на части, выделять главное, составлять план; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:
Формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,
— ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника и художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества.
Оборудование: книги и портрет писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте отрывок из стихотворения самостоятельно.
С детством расстаться всегда очень грустно,
Белый кораблик уплыл, не вернешь.
Воспоминаний светлое чувство
Станет сильнее, чем дольше живешь.
М. Рябинин
— Прочитайте жужжащим способом (еще: медленно, шепотом, с ускорением, выразительно).
— Это четверостишие из песни «Остров детства». Прослушайте ее. Как вы поняли смысл текста? (Ответы детей.)
— А что вы можете сказать о таком периоде жизни человека, как детство? (Высказывания детей.)
III. Работа по теме урока
— Дома вы прочитали произведение А. Толстого. Начнем со словарной работы. Объясните значение слов.
Каретник — сарай для карет и других экипажей.
Верстак — станок для столярной работы.
Башлык — шапка с двумя длинными концами, которые обматывали вокруг шеи.
Прерия — обширная североамериканская степь.
— Подберите синонимы к словам.
Хмурый — (угрюмый, ненастный).
— Подберите антонимы к словам.
Состариться — (помолодеть).
Трудиться — (бездельничать, лениться, лодырничать).
— Прочитайте первую часть, которая называется «Солнечное утро».
— Задайте по этой части текста вопросы своим одноклассникам.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте вторую часть — «Аркадий Иванович» — по ролям.
— Проследите по тексту, какие отношения были у мальчика с учителем, с мамой.
— Определите главную мысль этой части.
— Прочитаем третью часть «Сугробы». (Чтение учащимися.)
— Какое настроение у Никиты? Что создает ему такое настроение?
— Хотел ли Никита обмануть учителя?
— Почему Никита увидел так много на улице? Любит ли он свою родную землю?
— С каким настроением испытывал Никита скамейку? Какие слова использовал автор для усиления впечатления? Зачитайте.
— Какие зимние забавы любите вы? А ваши родители?
— Почему Никита взбирается под самый мыс и копает пещеру?
— Определите главную мысль этой части. (Чтение части «Таинственное письмо».)
— Какое письмо все ждали?
— Как вы думаете, о чем оно? (Предположения детей.)
— Восстановите последовательность событий.
□ Воздух защипал в носу.
□ По хрустящим ступеням.
□ Снежные мысы над Чагрой.
□ Скамейка сама пошла с горы.
□ Фигурка Аркадия Ивановича.
□ Снежная пещера.
□ Диалог учителя и Никиты.
(Восстановление деформированного плана.)
— Подготовьте пересказ по полученному плану.
VI. Рефлексия
Сегодня на уроке я узнал...
Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Ребята, в чем смысл этого произведения? Чему учит нас автор?
— Определите жанр этого произведения. (Повесть - литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.)
Домашнее задание
Подготовить пересказ от имени главного героя произведения. Придумать продолжение, связанное с таинственным письмом.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
(Отработка навыков разных видов чтения.)
— Учитель у меня в портфеле!
— Кто? Быть не может! Неужели?
— Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его учебником зовут.
В. Берестов
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
— Прочитайте, разделяя на слоги.
— Прочитайте орфографически.
— Прочитайте орфоэпически.
— Как вы поняли смысл стихотворения? (Ответы детей.)
— Как вы думаете, от кого зависит, как учится школьник, — от учителя или от него самого?
(Показать учащимся, что, каким бы талантливым ни был учитель, он не сможет научить того, кто не хочет учиться и ничего не делает.)
— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.
III. Проверка домашнего задания
— Перескажите произведение от имени Никиты.
— Какое продолжение вы придумали? Расскажите.
На прошлом уроке вы определили, что это повесть. Но надо уточнить, что это автобиографическая повесть для детей — одно из самых поэтических произведений А.Н. Толстого. Повесть «Детство Никиты» была написана в 1920 г. во Франции для детского журнала «Зеленая палочка», в 1922 г. опубликована в Берлине, а в Советском Союзе впервые издана в 1923 г. Светлые воспоминания писателя о детстве пронизаны лирическим образом любимой Родины, который возникает во всем: в описаниях природы и быта хутора Сосновки, в рассказах о деревенских ребятах, в чистом, прекрасном русском языке повести. В этом ее основное воспитательное значение.
IV. Работа по теме урока
— Назовите героев этого произведения.
— Вам интересно было узнать о жизни Никиты? (Высказывания детей.)
— Дайте характеристику главного героя произведения. Каким был Никита?
«Детство Никиты» — повествование о первых годах формирования человека. Перед читателем разворачиваются основные события жизни мальчика в течение последнего года перед началом учебы. Жизнь ребенка и жизнь природы, слияние и переплетение этих двух тем создают своеобразный лирический колорит повествования. Никита близок к природе, он как бы растворяется в окружающем его мире. Единение с природой, ощущение себя неотъемлемой частью ее создает в душе мальчика постоянное ожидание счастья, чего-то чудесного, фантастического: «Никите казалось, что он идет во сне, в заколдованном царстве. Только в зачарованном царстве бывает так странно и так счастливо на душе».
— Похож ли Никита на вас, ваших друзей?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Каким человеком был Пахом? Каким ценным качеством он обладал?
— Как относился учитель к Никите: наказывал, обижал, заставлял проявлять терпение, объяснял, шутил, добивался послушания без принуждения?
— Опишите учителя Никиты, используя слова из текста.
— Почему Никите приходилось держать ухо востро? Что означает это выражение? (Остерегаться.)
— Какой была мама Никиты? Как вы это поняли? (Рассуждения обучающихся.)
(Работа над сочинением-рассуждением.)
— Обсудите с другом, какие черты характера вы цените в людях.
— Напишите на эту тему сочинение-рассуждение. На с. 46 творческой тетради даны опорные слова.
VII. Рефлексия
— Выберите любое начало предложения и продолжите его.
Сегодня на уроке я узнал...
На этом уроке я похвалил бы себя за...
После урока мне захотелось...
Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Кто из героев произведения вам больше всего понравился?
— Как вы думаете, писатель рассказал о современной жизни или об уже давно прошедших днях? Обоснуйте свое мнение.
Домашнее задание
Дописать сочинение. Если есть желание, прочитать повесть самостоятельно до конца.