Бхагавад гита читать онлайн без комментариев. «Невиданное Сокровище Безусловной Красоты»

Предыстория Бхагавад-гиты

Предыстория Бхагавад-гиты

Хотя «Бхагавад-гита» издается и читается как самостоятельное произведение, изначально она является частью «Махабхараты», древнего эпоса, написанного на санскрите. «Махабхарата» повествует о событиях, предшествовавших наступлению века Кали, эпохи, в которую мы живем. Эта эпоха началась около пяти тысяч лет назад, в тот самый момент, когда Господь Кришна поведал «Бхагавад-гиту» Своему другу и почитателю Арджуне.

Их беседа, представляющая собой один из величайших философских и религиозных диалогов в истории человечества, состоялась перед началом первого сражения в великой братоубийственной войне между сотней сыновей Дхритараштры с одной стороны и их двоюродными братьями, Пандавами, сыновьями Панду, - с другой.

Два брата, Дхритараштра и Панду, принадлежали к династии Куру, основанной царем Бхаратой, который некогда правил всей землей. От его имени возникло название «Махабхарата» («Великая история потомков Бхараты»). Поскольку Дхритараштра, старший из двух братьев, родился слепым, царский трон, уготованный ему, перешел к младшему брату, Панду.

Случилось так, что Панду умер молодым, и его пятеро сыновей - Юдхиштхира, Бхима, Арджуна, Накула и Сахадева - остались на попечении Дхритараштры, который после смерти брата временно занял престол. Поэтому сыновья Дхритараштры и сыновья Панду росли и воспитывались вместе при царском дворе. И тех, и других обучал военному искусству многоопытный Дрона и наставлял почитаемый всеми старейшина клана, «дед» Бхишма.

Однако сыновья Дхритараштры, в особенности старший из них, Дурьйодхана, ненавидели Пандавов и завидовали им. А слепой и слабовольный Дхритараштра хотел, чтобы его собственные дети, а не сыновья Панду, унаследовали царский престол.

Тогда Дурьйодхана с согласия Дхритараштры замыслил убить юных сыновей Панду. И только благодаря покровительству их дяди, Видуры, и защите их двоюродного брата, Господа Шри Кришны, ни одно из покушений на жизнь Пандавов не увенчалось успехом.

Господь Кришна был не обыкновенным человеком, а Самим Верховным Господом, который воплотился на земле в образе царевича одного из царских родов того времени.

Играя роль царевича рода Яду, Он приходился племянником жене Панду, Кунти, или Притхе, матери братьев-Пандавов. Поэтому и как родственник, и как вечный защитник религии, Кришна покровительствовал добродетельным сыновьям Панду и всегда их защищал.

В конце концов коварный Дурьйодхана вынудил Пандавов сыграть партию в кости. Во время рокового поединка Дурьйодхана и его братья выиграли Драупади, добродетельную и верную жену Пандавов, и, издеваясь над ней, попытались раздеть ее на глазах у всех собравшихся царей и царевичей. Благодаря божественному заступничеству Кришны Драупади была спасена, однако Кауравы, ведя нечестную игру, обманом лишили Пандавов царства и вынудили их провести 13 лет в изгнании.

Возвратившись из ссылки, Пандавы потребовали у Дурьйодханы вернуть по праву принадлежавшее им царство, но тот наотрез отказался. Будучи кшатриями, Пандавы должны были править и таким образом служить обществу, поэтому они сократили свое требование и попросили отдать им хотя бы 5 деревень. Но Дурьйодхана дерзко ответил, что не уступит им и клочка земли, куда можно было бы воткнуть иголку.

До этого момента Пандавы терпеливо сносили все оскорбления, однако после такого отказа у них не оставалось другого выхода, кроме войны. И тем не менее, когда все цари мира разделились, встав на сторону сыновей Дхритараштры или примкнув к Пандавам, Кришна Сам выступил в роли посланника Пандавов и отправился ко двору Дхритараштры с миссией мира. Однако Его призывы не были услышаны, и тогда окончательно стало ясно, что войны не избежать.

Добродетельные и благочестивые Пандавы, в отличие от сыновей Дхритараштры, признавали Кришну Верховной Личностью Бога. И все же Кришна согласился участвовать в битве, считаясь с желанием каждой из враждующих сторон. Он предложил обеим сторонам выбор: будучи Богом, Он не станет сражаться лично, но противники по желанию могут получить либо армию Кришны, либо Его Самого в качестве советника и помощника. Дурьйодхана, которого считали хорошим политиком, с радостью выбрал армию Кришны, а Пандавы столь же уверенно выбрали Самого Кришну.

Так Кришна стал колесничим Арджуны и взял в Свои руки бразды легендарной колесницы великого лучника. Это подводит нас к тому моменту, с которого начинается «Бхагавад-гита»: две армии стоят друг против друга, готовые к сражению, и Дхритараштра с волнением вопрошает своего секретаря Санджаю: «Что они стали делать, собравшись на поле боя?»

Итак, участники событий расставлены по местам. Нам осталось сказать лишь несколько слов о настоящем переводе «Гиты» и комментариях к нему. До сих пор все переводчики «Бхагавад-гиты» на английский действовали по одной схеме. Они отодвигали в сторону Кришну, освобождая место для изложения собственных взглядов и философских представлений. Содержание «Махабхараты» было принято считать набором увлекательных мифов, а Кришна был в глазах толкователей «Бхагавад-гиты» вымышленной фигурой, литературным приемом для изложении идей некого безымянного гения или, в лучшем случае, второстепенным историческим персонажем.

Однако личность Кришны является одновременно целью и смыслом «Бхагавад-гиты», если судить по тому, что говорит сама «Гита». Поэтому данный перевод, равно как и сопровождающие его комментарии, ставят своей целью привести читателя к Кришне, а не увести его в сторону. Этим «Бхагавад-гита как она есть» отличается от всех прочих переложений «Бхагавад-гиты». Уникальным в данном издании является также и то, что такой подход делает «Бхагавад-гиту» до конца последовательным и понятным произведением. Всего за несколько лет с момента выхода в свет первого издания «Бхагавад-гита как она есть» стала наиболее популярным переводом «Гиты» и получила широкое признание. Поскольку Кришна является и рассказчиком «Гиты», и ее конечной целью, «Бхагавад-гита как она есть», бесспорно, представляет эту великую книгу мудрости в истинном свете.

Бхагавад-гита (Божественная песнь) – памятник древнеиндийской литературы на санскрите, часть Махабхараты , состоит из 700 стихов. Бхагавад-гита является одним из священных текстов индуизма, в котором представлена основная суть индуистской философии. Считается, что Бхагавад-гита может служить практическим руководством как в духовной, так и в материальной сферах жизни. Часто Бхагавад-гиту характеризуют как один из самых уважаемых и ценимых духовных и философских текстов не только традиции индуизма, но и религиозно-философской традиции всего мира.

К Кришне – оратору Бхагавад-гиты, в тексте обращаются как к Бхагавану (Личности Бога). Стихи, используя насыщенную метафоричность, написаны в традиционной санскритской метрике, которую обычно поют, отсюда и название, которое переводится как Божественная песнь .

Бхагавад-гиту часто называют Гита-упанишада или Йога-упанишада , утверждая её статус как Упанишады и её принадлежность к веданте. В философии индуизма, наряду с Упанишадами и Веданта-сутрами, Бхагавад-гита является одним из трёх основополагающих текстов теистической веданты. Так как Бхагавад-гита является частью Махабхараты, она относится к писаниям категории смрити. Но указания на Бхагавад-гиту как на Упанишаду дают ей статус, равный по значимости со шрути.

Текст Бхагавад-гиты состоит из философской беседы между Кришной и Арджуной , которая происходит на поле битвы Курукшетра непосредственно перед началом Битвы на Курукшетре между двумя воюющими кланами Пандавов и Кауравов. Арджуна – воин и один из пяти братьев-принцев клана Пандавов – перед решающим сражением впадает в сомнение о целесообразности боя, который приведёт к смертям многих достойных людей, в том числе его родственников. Однако его колесничий – Кришна – убеждает Арджуну принять участие в битве, разъясняя ему его долг как воина и принца и излагая перед ним различные философские системы веданты и процессы йоги. Во время беседы, Кришна раскрывается перед Арджуной как Верховная Личность Бога, даруя Арджуне внушающее благоговение видение Своей божественной вселенской формы.

На протяжении многих веков Бхагавад-гита является одним из самых почитаемых священных текстов и оказывает большое влияние на жизнь и культуру индийского общества. Повлияла она и на западную культуру, привлекая внимание таких выдающихся мыслителей, как Гёте, Эмерсон, Олдос Хаксли, Ромен Роллан и др. В России о Бхагавад-гите узнали в 1788 году, после того как её, впервые на русском языке, издал Н. И. Новиков.

Чему учит Бхагавад-Гита

Бхагавад-гита (Господня Песнь ) – поистине уникальное явление в истории мировой культуры. Ценность Гиты состоит в ее исключительной способности воздействовать на духовное развитие человека, которое проявляется в этическом, социальном и психологическом аспектах. Через решение проблемы "кто я?" Гита дает правильный ответ на вопрос "что делать?" и открывает способы достижения особого внутреннего состояния, в котором можно не только постичь непреходящие духовные ценности, но и претворить их в жизнь. В Гите дается разрешение проблем смысла человеческого существования, столкновения личных и общечеловеческих представлений о морали. Учение Гиты затрагивает самые разные стороны бытия, начиная с обыденной, житейской, и до метафизической, духовной.

Бхагавад-гита призывает к бескорыстной деятельности, самоочищению, высшему познанию, освобождению от пороков: гнева, вожделения, жадности и невежества. Она открывает пути избавления от недостатков и несовершенства, указывает на вселенскую гармонию, которая является проявлением Высшего Разума. Она служит интересам истины и дает нам возможность жить реальностью, а не только грезить о ней.

Возвышенность и простота изложения Гиты привлекает многих мыслителей, стремящихся познать свое внутреннее я и сущность всеобщего бытия.

Впервые Бхагавад-гита была переведена на Западе в 1785 году Ч.Уилкинсом (на русский язык – в 1788 г. А.А.Петровым и издана в Москве в типографии Н.Новикова) и вызвала огромный интерес не только специалистов, но и писателей, поэтов, философов. В.Гумбольдт назвал ее "прекраснейшим и, может быть, единственным истинно философским произведением из написанных на известных нам языках". Влияние Гиты отразилось в творчестве таких выдающихся деятелей европейской культуры, как Гете, Гердер, Гартман, Новиков. О ней с восхищением отзывались Гегель, Шопенгауэр, Бетховен, Гейне, Роден, Эйнштейн, Неру, Ганди. Ее исследованием занимались многие выдающиеся ученые – Х. Лассен, Э.Бюрнуф, Э. Сенар, Ауробиндо Гхош, Л. Валле, С. Радхакришнан, С. Леви. Гита стала неиссякаемым источником, из которого черпали идеи писатели и поэты Запада. Знакомство с Бхагавад-гитой отчетливо проявляется в творчестве Шелли, Дж. Рассела, Вордсворта, Р. Роллана, Л. Толстого, И. Бунина, У. Уитмена, Г. Гессе. Особое влияние Гита оказала на творчество американских писателей и философов. Здесь прежде всего следует отметить Р. Эмерсона, называвшего Гиту "первой из книг и книгой книг". Философия Эмерсона вдохновлялась стремлением непосредственно соприкоснуться с Истиной. И Эмерсон не случайно обратился к Гите. Он находил в ней то, что ценил выше всего – способность пробуждать людей от духовного сна, душевной тупости и косности.

В Гите, как в фокусе, сошлись все грани ведической философской и религиозной мысли. Эту идею ярко выразил в своей книге "Открытие Индии" Дж. Неру, который отметил, что притягательная сила Гиты для народов Индии так же велика в настоящее время, как и в древности, и что к Гите обращаются все философские школы Индии. Неру часто говорил, что Гита осветила всю его жизнь, и характеризовал ее как книгу, к которой разум человека обращается в период кризиса, когда его одолевают сомнения. Знающий Гиту, говорил величайший философ Шанкара, знает сущность Упанишад и Вед.

Затрагиваемые в Гите проблемы волновали людей испокон веков. Самопознание, постижение Высшей Реальности - насущная потребность человека. Любой мыслящий человек, задумываясь над своим неуклонным движением от рождения к смерти, над быстротечностью жизни, не может не спросить: "Какова цель всего этого в целом, если отвлечься от всех мелочей и случайностей?" Гиту надо изучать не с какой-то абстрактной точки зрения: необходимо проникнуть в дух и логику самой Гиты и исследовать ее, основываясь на ее же высказываниях; только так можно дать ей правильную, объективную оценку. А для того, чтобы проникнуть в Гиту, чтобы она открылась нам, надо стараться как можно полнее претворять в собственной жизни ее принципы. Только таким путем можно достичь спокойствия ума, совершенства жизни и духовного озарения.

Бхагавад-гита утверждает, что правильное поведение – это действия, посредством которых мы вступаем в гармоничные отношения с остальным миром, со всеми живыми существами. Отличительная черта совершенного человека – контроль над чувствами. Страсть сковывает в нас все высшее, все чистое. Она лишает нас благоразумия, похищает ум, но человек может и должен контролировать разумом свои страсти и управлять своими побуждениями. Гита учит, что благодаря правильным действиям, истинному знанию и совершенной любви мы можем развить сверхсознание, пробудить безошибочную интуицию и избавиться от ограниченности мышления.

Ананда К.Кумарсвами назвал Гиту "обобщением всего ведического учения, изложенного в написанных до нее Ведах, Брахманах и Упанишадах. Поэтому,– говоpит он,– она является основой для всего последующего развития религиозной мысли и может рассматриваться как средоточие всей индийской религии".

Если Гита, по словам Шанкары, является квинтэссенцией всего учения Вед, то напрашивается вопрос: "В чем заключается сущность Бхагавад-гиты". Ответ на этот вопрос неоднократно дает сам Бхагаван Кришна, объявляя высочайшим йогом того, кто безраздельно предается Всевышнему Господу. Шри Кришна говорит, что это учение о преданности и любви ко Всевышнему есть самая сокровенная часть ведических писаний (Б.Г. 15,15)

В последних стихах Гиты Господь Кришна провозглашает, обращаясь к Арджуне, что нужно оставить все дхармы (обязанности и религии) и просто предаться Ему. "И Я освобожу тебя от последствий всех грехов; не скоpби". Гопкинс пишет о Бхагаване Кришне: "Кришна раскрыл себя в Бхагавад-гите как Всевышнего Господа, тождественного ведическому Брахману и Пуруше и обладающего вселенской формой Вишну".

Но самая главная ценность Гиты состоит в том, что она открывает путь к личностным, непосредственным взаимоотношениям со Всевышним Господом, основанным на любви и преданности. В этом состоит уникальность Бхагавад-гиты. И цель данного перевода заключается в том, чтобы как можно точнее по отношению к первоисточнику и доступнее для русскоязычного читателя передать послание мудрости и любви, провозглашенное Всевышним Господом.

Предисловие к переводу Каменской и Манциарли

Бхагавад-Гита есть часть великой поэмы "Махабхарата", повесть о Великой Войне. В ней излагается история славного рода потомков могущественного царя Бхарата сына Душьянта и Сакунталы, история, которая поэтически рассказана в знаменитой драме Калидасы. Бхарата означает потомков Бхарата, "маха" означает "великая". Настоящее заглавие книги таким образом гласит: "Великая повесть о потомках Бхарата". Один из этих потомков был царь-подвижник Куру. Он занимался аскетическими упражнениями в поле, названном по его имени Курукшетра. т. е. поле Куру. На этом поле и произошла знаменитая битва. Царь Куру имел трех братьев: слепого царя Дхритараштру, сыны которого сражались вместе с неправой стороной во время Великой Войны; Панду, отца пяти царевичей, сражавшихся за правую сторону; и Видуру, мудрого и справедливого человека, занимавшего высокое положение в царстве. История жизни и деяний этих потомков Бхарата изложена в 18 книгах (Парван), составляющих содержание знаменитой индусской поэмы. Каждая Парва относится к особому периоду Великой Войны и носит свое собственное название.

Махабхарата была составлена великим индусским мудрецом Кришна Двайпаяна Веда Вьяса, который привел в порядок Веды и благодаря этому был назван Veda Vyasa (собравший Веды).

Поэма относится к историческому периоду за 5000 (по другим данным ок. 3000 – прим. ред.) лет до н. э., к моменту, который непосредственно предшествовал новому циклу кали-юга (черный цикл). Ввиду важности и опасности исторического перелома сам Господь воплотился на земле в лице аватара Шри Кришна, и с ним воплотилось много выдающихся людей, желавших помочь миру. Среди них особенно замечательны Арджуна, бывший в предыдущем воплощении риши Нара, герой великих подвигов Бхишма и четыре сына Индры: Юдхиштхира, Бхима и близнецы Накула и Сахадева.

Та книга Махабхараты, которая заключает в себе эпизод Бхагавад-Гиты, называется Бхишма Парван (книга Бхишмы), так как здесь повествуется о подвигах и мученической смерти индусского героя Бхишмы. Она начинается с приходом мудреца Вьясы к слепому царю Дхритараштре, которому он предлагает вернуть зрение, чтобы царь мог следить за перипетиями готовящегося сражения на поле Курукшетра. Царь отказывается видеть братоубийственное столкновение своих детей и племянников. Тогда мудрец дарует ясновидение приближенному царя Санджае, который и рассказывает своему государю о ходе сражения, в котором участвуют все богатыри и герои Индии. Сам Кришна выезжает на поле сражения со своим любимым учеником Арджуной, принадлежащим к касте кшатрия (воинов), и потому обязанным сражаться. Но перед самым боем Арджуна видит в первых рядах вражеского войска своих близких и родных; его охватывает ужас и скорбь, он роняет оружие и отказывается сражаться. Тогда Кришна призывает его к долгу, к его дхарме кшатрия, ободряет его и говорит ту речь, которая называется "Бхагавад-Гита", то есть "Песнь Господня". Она состоит из 18 глав, в которых Кришна развивает идею долга и раскрывает значение духовного подвига.

Вот что говорит Ании Безант в своем предисловии к Бхагавадгите:

Среди бесценных учений, рассыпанных в великой индусской поэме "Махабхарата", нет более редкого и драгоценного, чем "Песня Господня". С тех пор, как она слетела с божественных уст Шри Кришны на поле сражения и утолила скорбь, его ученика и друга, она укрепила и утешила много измученных и усталых душ. Её цель – поднять того, кто ищет духовного пути, с низших ступеней на высшие ступени отречения, где умирают желания и где йог пребывает в тихом и непрерывном созерцании в то время, как его тело и ум деятельно заняты исполнением долга. Центральный урок Бхагавад-Гиты заключается в том, что духовный человек может не быть отшельником, а единение с Божественной Жизнью может совершиться и продолжаться среди мирской деятельности, так как препятствия к слиянию лежат не вне нас, а в нас самих.

Это Писание посвящено Йоге; йога же буквально означает слияние, гармонию с божественным законом путем покорения всех своих низших сил. Для достижения этого нужно обрести равновесие, чтобы "я" в слиянии с Я ("я" означает здесь низший центр человека, а Я – высший его центр; кроме того, есть вселенское, Мировое Я, с которым йог стремится слить свое Высшее Я) не переставало пребывать спокойным, несмотря на чередование радости и горя, влечения и отвращения, несмотря на влияние тех "пар противоположностей", тех полюсов, между которыми колеблется жизнь не пришедшей в равновесие души. Поэтому основная нота Бхагавад-гиты есть равновесие, приведение в гармонию всех свойств человека до тех пор, пока они не начнут вибрировать в полном созвучии с Мировым Я. Такова задача ученика. (Ученик (чела) – человек, вступивший на путь подвижничества и ставший учеником Гуру, Учителя Мудрости). Он должен научиться не увлекаться привлекательным и не отвращаться от отталкивающего, а видеть в том и другом проявление Единого, чтобы то и другое являлось ценным уроком, а не оковами, держащими его в плену. Среди вихря жизни должен он найти покой у Господа Мира (The Lord of Peace), исполняя возможно совершеннее каждую свою обязанность, и не ради плодов своей деятельности, а ради выполнения долга. Его сердце – алтарь, его любовь к Господу – пламя, которое горит на алтаре; все его действия, физические и душевные – жертвоприношения на этом алтаре; раз принесенные, они более не должны заботить его.

Как бы для того, чтобы придать больше яркости уроку, он был дан на поле сражения. (Песнь начинается словами: "На поле Дхармы, на святом поле Куру"... Слово Дхарма знаменательно). Царевич-воин Арджуна должен был сразиться за права своего брата, уничтожив того, кто захватил его престол и угнетал страну; его долг принца и воина – бороться за освобождение своего народа и за восстановление порядка и мира. Как бы для усугубления положения, любимые товарищи и друзья стояли на той и другой стороне, надрывая сердце Арджуны мукой и сомнениями. Мог ли он убить тех, кого любил и почитал, и пренебречь узами родства? Нарушить семейное начало – грех, но и оставить народ под игом угнетателя – также грех. В чем же состоял его долг? Справедливость должна быть соблюдена, иначе будет попран закон: но может ли убийство быть безгрешным? Ответом служит главный смысл книги: не имей личного интереса в событии; совершай долг, указанный твоим положением в жизни: пойми, что Ишвара (Бог, Логос нашей солнечной системы), который одновременно и Господь, и Закон, руководит великой эволюцией, которая закончится в блаженстве и мире; любовью достигни слияния с Ним, а затем исполняй все свои обязанности как долг, сражаясь без страсти или желания, без гнева или ненависти; такая деятельность не кует для тебя ни каких оков; единение осуществляется, и душа остается свободной.

Таково очевидное учение этой Священной книги. Но так как все деяния аватары символичны, мы должны перейти с внешних планов на внутренние и понять, что Курукшетра есть поле сражения Души, а сыны Дхритараштры – ее враги на пути восхождения; Арджуна – борющаяся душа ученика, Шри-Кришна – Логос души. Таким образом, учение, данное на древнем Курукшетре, обращается в руководство для всех времен и учит стремящуюся душу шествовать по крутому и тернистому пути, который ведет к миру. Всем таким душам на Востоке и на Западе дается этот божественный урок, ибо путь един, сколько бы наименований ему ни давать, и все души ищут единой цели, хотя не все еще понимают свое единство...

Список глав Бхагавад Гиты:

Глава 1 На Поле Битвы Курукшетра

Глава 2 Учение о душе

Глава 3 Путь деяния

Глава 4 Отречение, жертва и знание

Глава 5 Истинное отречение

Глава 6 Путь медитации

Глава 7 Бог и мир

Глава 8 Путь к Абсолютному Духу

Глава 9 Путь царственного знания и тайны

Глава 10 Божественные проявления

Глава 11 Созерцание Вселенского образа

Глава 12 Путь Божественной любви

Глава 13 Дух и материя

Глава 14 Три гуны природы

Глава 15 Путь к Высшему Существу

Глава 16 Божественная и демоническая природа

Глава 17 Три вида веры

Глава 18 Освобождение через отречение

Сегодня мы поговорим о древнем индийском философском памятнике, который оказал сильнейшее влияние на и ценности индийцев. Мы расскажем, когда появилось писание «Бхагавад-гита», что оно собой представляет, и как может поменять мировоззрение.

Что это

«Бхагавад-гита» - это священное индуистское писание, которое представляет собой памятник религиозно-философской мысли, изложенной на древнем индийском языке (санскрите). Текст в книге представляет собой диалог между Кришной и Арджуной, который предваряет сражение. Два персонажа являются союзниками и выступают на одной стороне, однако Арджуна сомневается в целесообразности битвы, так как во время неё погибнет много людей. Кришна побуждает Арджуну принять бой, так как это долг воина, а также рассказывает о различных философских системах веданты и практики йоги. В процессе рассказа Кришна показывает свою божественную сущность, после чего Арджуна, уверовав в силу Кришны, вступает в бой.

Важно! «Бхагавад-гита» является основой индуистской философии.

«Бхагавад-гита» является священным текстом, который оказывает влияние на и культуру индусов и по сей день.

Происхождение священных текстов

Далее поговорим о том, когда появились священные письмена, и происходили ли описываемые события в действительности. Также расскажем о том, когда был произведён первый перевод на другой , и как это повлияло на распространение учений.

Появление «Бхагавад-гиты»

Как и в случае со многими другими литературными памятниками, дата создания «Гиты» не была установлена. Учёные не могут определить даже век, в котором было создано учение. Приблизительную дату создания учения рассчитали на основе исторических событий. Битва на Курукшетре, которая описывается в учении, произошла примерно в конце 4 тысячелетия до н.э., соответственно, письмена не могли появиться раньше этого события.

Важно! Каждый учёный выдвигает свой вариант времени появления «Гиты», поэтому указать точное время создания невозможно.


Первые переводы

Первый перевод был осуществлён в XVII веке. Священные письмена распространялись за пределы , поэтому возникла потребность в переводе. Первый , на который была переведена «Гита», - персидский или фарси. Данный язык является единственным государственным языком в Иране на текущий момент. После перевода письмена распространились по арабским странам, где получили высокую популярность.

На английский язык «Бхагавад-гита» была впервые переведена в 1785 году. Издание получило официальное название «Бхагавад-гита как она есть». С этого момента распространение учений стало молниеносным, так как многие писатели принялись переводить его на родные языки. В Российской империи учения на русском языке появились через 3 года после издания английской версии. Интересным является тот факт, что первой литературой, которая была переведена с санскрита на немецкий язык, является именно «Гита». Переводом занимался писатель Фридрих Шлегель. Итогом стало издание в 1808 году немецкой версии.

Основные концепции

В книге обсуждаются 5 основных или концепций, о которых поговорим далее.

  • Ишвара.
Концепция, которая означает «повелитель». Она сопоставима со словом Бог, если её отождествлять с религиями, в которых есть только один Всевышний, а не несколько богов. При этом ишвара не всегда обозначает божество. Ишвара может употребляться как синоним слова «господин», то есть, главный , а не всесильный Бог.
  • Джива.
Истина, обозначающая человеческую душу или вечно живое духовное существо, главная цель которого описывается по-разному в отдельных источниках. В одних говорится о том, что главной целью является освобождение от материальных оков. В других - о получении чистой к Всевышнему.
  • Пракрити.
Понятие обозначает материю, которая являлась первопричиной всего в мире. Практити является тем началом, из которого возникла Вселенная. Когда баланс элементов пракрити нарушается, тогда и возникает развитие.
  • Карма.
Карма - это деяние, которое подразумевает возникновение последствий, как положительных, так и отрицательных. Карма делает человека ответственным за все действия на протяжении . Карма распространяется на все жизни человека, которые были в , и будут в будущем. При этом карму нельзя отождествлять с судьбой, это лишь последствия действий или бездействий отдельного человека.
  • Кала.
Кала - это , персонификацией цикличности которого выступает соответствующее одноимённое божество. Также Кала может означать что-то тёмное, или являться одним из имён Шивы.

Знаете ли вы? Некоторые исторические личности неправильно толковали идеи, изложенные в писании. Генрих Гиммлер, рейхсфюрер СС, на основе философии книги обосновал Холокост. Он считал «Бхагавад-гиту » своеобразным руководством по террору.

Главы и их учения

«Бхагавад-гита» разделена на 17 глав, каждая из них имеет краткое содержание, которое мы изложим ниже.

  • Встреча с армией своей и противника.
Глава повествует о том, как Арджуна, взглянув на друзей и родных, которые состоят в составе двух армий, по разные стороны поля, почувствовал печаль и ответственность за их . Они готовы были умереть, отстаивая идеалы главнокомандующих. Решимость начинает покидать Арджуну.
  • Краткий пересказ Гиты.
Арджуна обращается к Кришне за советом, тем самым принимая его как учителя, после чего последний повествует о разнице между смертным и бессметной душой. Кришна описывает процесс переноса душ, а также рассказывает о природе бескорыстного служения Всевышнему.
  • действий и последствий.
Повествуется о том, что каждый в этом мире должен заниматься своим занятием, выполнять определённые действия, которые привязывают к этому миру, либо освобождают его. Говорится о том, что человек, служащий божеству, будет освобождён от действия , а также обретёт знания о .
  • Знания.
Говорится о том, что знания о душе и Боге очищают и освобождают человека, но эти знания можно получить лишь путём бескорыстного служения Всевышнему. Кришна рассказывает о целях, которые он преследует, посещая материальный мир.
  • Действие и бездействие.
Повествуется о том, что действительно мудрый человек должен отказываться от плодов своих действий, проявлять отрешённость от мира, и лишь так он насладиться подлинным блаженством.
  • внимания.
Рассказывается о . Кришна описывает правильные позы, а также даёт подробную инструкцию о том, как достичь самадхи (целостности) в процессе .
  • Познание и понимание.
Повествуется о том, что Кришна является высшей , которая поддерживает всё духовное и материальное. Кришна показывает правильный путь, говоря о том, что знать - означает понимать, как он управляет мирозданием, и с помощью чего. Кришна рассказывает о том, что смертный, думая о божестве всю , особенно перед самой , получает шанс посетить его обитель, которая находится вне и пространства.
  • Абсолютная истина.
Божество говорит о том, что каждый человек имеет связь с ним, однако возродить подлинную любовь можно лишь в том случае, если человек уверует в силы Всевышнего, после чего сможет вернуться в духовное царство.
  • Явление силы.
Вся , которую демонстрируется Бог, является лишь небольшой частью проявления его . Всевышний является тем, кому поклоняется всё живое. Кришна позволяет Арджуне взглянуть на его истинное величие. Он предстаёт перед ним в полной форме вселенских масштабов, после чего Арджуна признаёт его божественность. Далее он говорит о том, что его человеческий образ может увидеть лишь тот, кто преданно служит ему.
  • Служение.
Говорится о том, что служение является единственным способом развить любовь к Кришне, что является первостепенной целью. Те, кто выбирает этот путь, развивают в себе божественные качества.
  • Понимание разницы.
Лишь тот, кто видит разницу между телом, душой и Параматмой (высшей духовной сущностью), сможет освободиться от всего материального.
  • Гуны и их влияние.
Речь идёт о том, что все души находятся под властью гун, которые воздействуют своеобразным образом. Кришна рассказывает о том, как избавиться от воздействия гун, а также повествует о человеке, который достиг идеального уровня.
  • Пуруши.
Всевышний рассказывает о дереве, которое представляет собой материальную жизнь. Кришна говорит о том, что это дерево следует срубить, чтобы достичь вечной обители последнего.
  • Божества и демоны.
Говорится о том, что человек, который следует своим прихотям, порождает в себе демоническое начало. Из-за этого в следующей он будет низшим существом, которое сильнее привязано ко всему материальному. А тот человек, который служит Богу, достигнет совершенства.
  • Три веры.
Кришна говорит о том, что существует три веры, которые соответствуют трём гунам. Если действия совершаются под влиянием страсти или невежества, тогда человек получит лишь временное удовлетворение, а если действия совершаются под влиянием благости, тогда происходит очищение и возникает чистая вера в Господа.
  • Отрешённость и отречение.
Бог объясняет смертному, что собой представляют эти два понятия. В заключении говорит о том, что высший путь - это вручение себя Всевышнему. Именно этот путь позволяет избавиться от грехов и попасть в царство Бога.

Знаете ли вы? Хоть в писании и говорится о том, что единственным Богом является Кришна, однако в индуизме присутствует 8 млн. 400 тыс. богов и богинь.

Теперь вы знает, что собой представляет «Бхагавад-гита», на чём основаны учения, а также знакомы со всеми разделами древнего писания и имели возможность прочесть краткое описание каждой из них. Стоит сказать о том, что данным учением прониклись такие известные личности как Гёте, Толстой и Гегель. Они восхищались идеями, изложенными в «Гите».