Базаров и аркадий. сравнительная характеристика героев

Реалистический роман "Отцы и дети" посвящен теме отношений разных поколений, о чем свидетельствует в первую очередь само название. Так, И. С. Тургенев почти с самого начала произведения сталкивает различные взгляды на устройство общества: "отцы" представлены либералами - Павлом Петровичем и Николаем Петровичем Кирсановыми; "детьми" же изначально представляются Евгений Базаров и его "ученик" - Аркадий Кирсанов. Представители нового поколения привержены нигилистическим взглядам, выраженным в неприятии гуманитарных и уважении строгих и точных наук, в категоричном мышлении и в принятии труда за основу жизни.

Но чем больше времени проходит от начала произведения, тем сильнее становится видно различие между учителем и учеником.

Первым отличием, которое встречает читатель в произведении, становится поведение Аркадия в присутствии своего отца: он частенько оглядывается на Базарова, словно проверяя, правильно ли он ведет себя, и, что особенно важно, он лишь пытается говорить развязно с отцом. Евгений же твердо уверен в необходимости изменения своего образа жизни ради общественного прогресса, непритворные разговоры ему даются легко.

При сравнении Евгения Базарова с Аркадием Кирсановым нельзя не отметить ежедневные занятия их обоих. Базаров - труженик, который ни дня не может провести без определенной работы, что очень ярко демонстрирует его уверенность в своих нигилистических идеях. Он поглощен медициной - вскрытием лягушек. А чем занимается Аркадий в свободное время? Судя по малому количеству упоминаний автором занятий этого героя, можно предположить, что он не решается взяться ни за одно дело, будто напрочь забывая о том, что он должен быть нигилистом. Стоит принять во внимание и защиту Аркадием Павла Петровича и Николая Петровича от критики их Базаровым: это как нельзя лучше срывает маску увлечения Аркадия новыми категоричными взглядами своего приятеля, ведь не может настоящий нигилист одобрять занятия, например, искусством! Базаров понимает, что Аркадию просто нравилось в чем-то следовать идеям своего учителя. Их связывала не дружба, не приятельство - это Аркадий лишь почти слепо пытался подражать тому человеку, во взглядах которого со временем разочаровался и сам.

Так, причиной расставания двух героев послужило раскрытие Базаровым настоящих взглядов Аркадия Кирсанова: его вполне обоснованно можно отнести к "отцам", ведь новые нигилистические идеи его устраивают лишь поверхностно.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Роман “Отцы и дети” создавался в то время, когда был поставлен вопрос об отмене крепостного права, когда были противоречия между либералами и демократами. После выхода романа на него обрушился шквал критических статей.

Как настоящий художник, творец, Тургенев сумел угадать настроение своего времени, появление нового типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену дворянской интеллигенции.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии “Отцы и дети”. Это название имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, вечная проблема классической литературы, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. В романе И.С. Тургенева “Отцы и дети” основными героями являются Базаров и Аркадий Кирсанов.

Действующие лица группируются в зависимости от того, к какой из социально-политических группировок мы их отнесем.

Но дело в том, что главный герой Евгений Базаров оказывается единственным представителем лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся в противоположном лагере. Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, “нигилистов”. Он за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии.

К политическому лагерю “отцов” по своим взглядам на жизнь относится и Аркадий Кирсанов. Правда, он искренне увлекается теорией Базарова, стремится подражать ему и выдает себя за такого же нигилиста, как его приятель. Впрочем, часто забывая о своем “нигилизме”, о своей новой роли, Аркадий обнажает идейное родство с “отцами”. Не случайно он то и дело защищает их: в одной главе он пытается убедить Базарова, что Павел Петрович - “хороший человек”, а Николай Петрович - “золотой человек”.

Базаров - враг отвлеченной науки, оторванной от жизни. Он за науку, которая была бы понятна народу. Над медициной же своего отца Базаров смеется, потому что она отстала от жизни. Базаров - труженик науки, он неутомим в своих экспериментах, всецело поглощен любимой профессией.

Аркадий - совсем другой, мы чувствуем, что этот человек какой-то вялый, слабый, ограниченный. В образе Аркадия раскрывается несостоятельность либералов. Аркадий обнаруживает свое кровное и идейное родство с либералами и в ряде других мест романа.

Тургенев при характеристике героев чаще всего использует диалог и портрет. Диалог - наиболее подходящая форма для передачи сущности политических и философских споров, происходящих в романе.

В необыкновенно остром диалоге раскрывается и основной конфликт Базарова с Аркадием Кирсановым. “Ваш брат дворянин, - говорит Базаров Аркадию, - дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.

С Аркадием он расходится в главном - в представлении о жизни, о назначении человека. Их взаимоотношения нельзя назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопонимания, дружба не может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову.

Со временем Аркадий приобретает свое мнение и уже перестает повторять слепо за Базаровым суждения и мнения нигилиста, и выражает свои мысли.

Разница между героями видна в их поведении в “империи” Кирсановых. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Да, действительно, он в любой обстановке, в любом доме занимается делом - естественными науками, изучением природы и проверкой теоретических открытий на практике. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по-настоящему ни одно не увлекает. Для него главное - уют и покой.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении к искусству. Базаров отрицает Пушкина, причем необоснованно. Аркадий пытается доказать ему величие поэта. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, речах, внешнем виде.

Крупное разногласие возникло между “друзьями” в разговоре о роли природы в жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова, постепенно “ученик” выходит из-под власти “учителя”. Базаров ненавидит многих, а у Аркадия нет врагов. “Ты - нежная душа, размазня”, - говорит Базаров, понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. “Ученик” не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению “отцов”.

“Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов” (Д. Писарев) - вот главное в разногласиях героев.

Аркадий хочет быть сыном своего века, пытаясь приспособить для этого идеи Базарова.

Базаров умирает в полном одиночестве. И на “небольшое сельское кладбище” приходят лишь “два уже дряхлые старичка - муж с женою”. Аркадий не становится продолжателем его взглядов, он находит свое душевное успокоение с Катей Одинцовой.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Предложений. Пожалуйста!Закрыт 6 лет назад

ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

Ирина ПоляковаПросветленный (24459)

С первых страниц становится понятно, что Аркадий покорен Базаровым, который стал для него не просто старшим товарищем, но и учителем, наставником. На вопрос дяди: "Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое? " - молодой Кирсанов с гордостью отвечает: "Он нигилист". Видимо, эта философия так привлекает молодого романтика, что, не вполне вникнув, он яростно защищает позиции нигилизма от нападок со стороны Павла Петровича, англомана и аристократа, в высшей степени джентльмена. Однако нигилизм в представлении Аркадия куда менее воинствен, нежели нигилизм его друга Базарова. Молодой Кирсанов видит в отрицании всего лишь нравственную опору для опровержения прежнего и строительства нового: "не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип". Базаров выражается куда более революционно: прежде чем строить, "сперва нужно место расчистить". "Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицать - мы отрицаем". Отрицание Базарова граничит с цинизмом, но высказанное им желание "ничего не делать" и "только ру гаться" проистекает не от высокомерной лени, а от сознания бесполезности каких бы то ни было единичных действий. В Базарове сочетаются и великая любовь к русскому народу, и глубочайшее презрение к его невежественности, и боль за невозможность вытащить народ из нищеты, из суеверия и болезней. Отличия между героями проявляются не только в силе их убежденности или в лидерских качествах. Молодые люди поразному видят окружающий их мир. Кирсанов - романтик, чувствительная натура, он любит музыку и поэзию, не чужд мечтательному созерцанию природы, пустому философствованию. Он любит и ценит искусство, способен получать эстети ческое наслаждение от чтения Гейне, однако он старается побороть эту сторону своей натуры, подчиняясь рациональнологическому началу, которое видит в Базарове и которое столь ему нравится.
Базаров, напротив, противник всяческого "романтизма", излишней чувствительности. Природа для него - "мастерская ", и, как настоящий работник, он терпеливо трудится, анатомируя лягушек, гусениц, жуков. Столь же по-разному герои проявляют себя в любви.
Аркадий с легкостью простился со старыми убеждениями, простился с нигилизмом Базарова, с его воинственным отрицанием, и отдался в руки любимой женщины так же просто и естественно, как если бы всю жизнь так поступал.
В молодом Кирсанове нет стержня, который бы определял его характер, но потому он и менее уязвим. Базаров же, напротив, потерпев неудачу в любви, потерял самое главное - уверенность, отсутствие сомнений в правильности своих действий. Смыслом жизни для Евгения была работа - он перестал работать. Смыслом жизни было отрицание - он признал иную, помимо разума, силу. В итоге - закономерный финал для двух жизней: Аркадий Кирсанов станет счастливым мужем, помещиком и умрет в старости, окруженный внуками,

Дата добавления: 24 Декабря 2012 в 21:36
Автор работы: n****************@mail.ru
Тип работы: сочинение

Скачать в ZIP архиве (14.17 Кб)

Вложенные файлы: 1 файл

Скачать файл

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.docx

- 16.51 Кб

Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров.

В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно- демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.

Читатель знакомится с Базаровым в начале романа. «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями», именно таким мы впервые видим Евгения. На протяжении всего романа рядом с ним находится Аркадий Кирсанов, они вместе учатся в медицинском институте, их связывают годы дружбы. Однако можно ли назвать отношения персонажей дружбой?

Изначально Кирсанов и Базаров кажутся единомышленниками. Аркадий попадает под влияние Базарова, он боготворит своего друга, восхищается его прогрессивными взглядами и независимостью. Такие люди, как Е.В. Базаров нуждаются в учениках и поклонниках. Но чем дальше мы углубляемся в роман, тем больше понимаем, что отношения героев неоднозначны, мало похожи на дружбу.

Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в названии, которое имеет двойной смысл. С одной стороны, это проблема поколений, с другой - конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы XIX века: либералов и демократов. Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов в силу возраста должны бы принадлежать к одному лагерю, но это не так. Базаров - новый человек, представитель тех молодых деятелей, которые “драться хотят”, нигилистов. Он - за новую жизнь и до конца остается верен своим убеждениям. Он является основным и единственным выразителем демократической идеологии. Аркадий же по своим взглядам относится к «отцам», хотя и увлечен взглядами своего «учителя». Примкнуть к нигилистам его заставляют “молодая смелость да молодой задор”, однако часто он забывает о своем нигилизме и выдает идейное родство со старшим поколением. Не случайно он то и дело пытается убедить Базарова, что Павел Петрович лучше, чем он кажется, а Николай Петрович – «золотой» человек. Аркадий не руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся органической частью его, поэтому Аркадий так легко впоследствии от них откажется. Революционно-демократический идеал счастья - деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды. Аркадий не готов к этому, так как он “мяконький либеральный барич”. В “молодом задоре” либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это - “пустяки”. Либералы не “дерутся”, а “воображают себя молодцами; революционеры же драться хотят”. Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий “невольно любуется собою”, ему приятно “самого себя бранить”. Базарову это скучно, ему “других ломать надо”. Аркадию только хотелось казаться революционером, в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался “либеральным баричем”.

Образ Базарова абсолютно не вписывается в полную праздности жизнь Кирсановых. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать, встает чуть свет, проводит эксперименты и т.д.. Жизнь друзей в имении описана одной фразой: “Аркадий сибаритствовал, Базаров работал”.

Совершенно разные суждения складываются у них в отношении искусства. Для Базарова “Рафаэль гроша медного не стоит...”. Он полагает, что “в 44 года играть на виолончели глупо”, а Пушкина читать - “никуда не годится”. Искусство он считает формой наживы. Для него “порядочный химик полезней всякого поэта”, а искусство не способно что-то изменить в жизни. И это - крайность базаровского нигилизма. Очень многие люди вызывают у Базарова негативные эмоции, а у Аркадия нет врагов. Аркадий не может жить без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу Петровичу. Аркадий всегда аккуратен, опрятен, хорошо одет, у него аристократические манеры. Базаров же не считает нужным соблюдать правила хорошего тона, столь важные в дворянском быту. Это сказывается во всех его поступках, привычках, манерах, особенностях речи.

По-разному друзья относятся и к любви. Базаров здесь скептик. Он говорит, что с женщиной только дурак может чувствовать себя свободно. Однако, знакомство с Одинцовой заставляет его поменять свои взгляды. Идеал Аркадия, напротив, в семье, уюте и покое, его женитьба на Кате лишнее тому подтверждение.

Нигилизм Базарова приводит его к тому, что он начинает стыдиться естественных человеческих чувств. Он очень требователен к себе, проявляет сухость даже по отношению к самым близким людям – родителям. Но это вовсе не значит, что он их не любит.

Аркадий и Базаров как бы противостоят друг другу, и в этом - конфликт романа, выраженный приемом контраста.
Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен. Аркадий не готов к “терпкой, горькой бобыльной жизни” демократа. И друзья прощаются навсегда. Базаров расстается с Аркадием, не сказав ему ни одного дружеского слова. Он говорит, что у него для Аркадия есть другие слова, но высказать их - для Базарова романтизм.

В конце концов, Базаров умирает, оставшись верным своим убеждениям. Он спокойно принимает свою приближающуюся кончину, не боится собственной смерти. К Аркадию же его убеждения не прижились, он осознает, что они не для него, со временем он приобретает свое мнение и перестает слепо идти на поводу. Так, Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем». Взаимоотношения Аркадия и Евгения нельзя, на мой взгляд, назвать дружбой. Дружба не может быть основана на подчинении одного другому, не притянутся и слишком явные противоположности. Тургенев постепенно раскрывает нам разницу мировоззрений, постепенно приятели расходятся во взглядах на основополагающие вещи, «ученик» уходит от своего «учителя».

«Отношение Базарова к своему товарищу бросает яркую полосу света на его характер; у Базарова нет друга, потому что он не встретил еще человека, который бы не спасовал перед ним. Личность Базарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее почти нет вовсе родственных ей элементов» (Д. Писарев).


Краткое описание

В 1862 году Тургенев пишет роман “Отцы и дети”. В этот период намечается окончательный разрыв между двумя общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец Базаров.
Читатель знакомится с Базаровым в начале романа. «Человек высокого роста в длинном балахоне с кистями», именно таким мы впервые видим Евгения. На протяжении всего романа рядом с ним находится Аркадий Кирсанов, они вместе учатся в медицинском институте, их связывают годы дружбы. Однако можно ли назвать отношения персонажей дружбой?

Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов - два друга, которые вместе учатся в медицинском университете. Кирсанов пригласил на летние каникулы Базарова в гости в имение к своему отцу. С их приезда в Марьино и начинается повествование романа «Отцы и дети».

С первых слов Кирсанова, обращенных к другу, или даже по тому, как Аркадий представляет друга своему отцу, становится понятно, что тот покорен Базаровым, который стал для младшего Кирсанова не просто знакомым, другом, а учителем, наставником.

Когда дядя Аркадия спрашивает у племянника, что из себя представляет Базаров, Кирсанов с огромной гордостью отвечает, что тот нигилист. Видимо, именно теория нигилизма привлекла молодого человека и заставила обратить внимание на Базарова. Не до конца вникнув в теорию, а скорее зная лишь ее азы, Аркадий уже яростно защищает ее от нападок дяди. Но младший Кирсанов видит в нигилизме лишь отрицание, которое станет отличной опорой для строительства нового.

Базаров же настроен куда более воинственно. Он не просто считает, что нужно почти все отрицать и расчищать прошлое для строительства нового. Его отрицание идет рядом с цинизмом. Его желание, им же самим выраженное - ничего не делать. Но оно идет не от непреодолимой лени, а от понимания, что один он - лишь ничтожная песчинка и осознания своей ничтожности в попытках единичных действий.

Аркадий вырос в совершенно другой среде, его отец более образован, чем родители Базарова, обычные крестьяне. Дядя Кирсанова - интеллигент, джентльмен, англоман, аристократ. Но Евгений больше Аркадия любит свой народ, он гордиться его победами и страдает от его невежества, он чувствует боль в связи с тем, что не может вытащить простых людей, таких как его родители, из нищеты. Евгений более реалист нежели Аркадий. И Аркадий, который с детства любит музыку, стихи, пародируя Базарова, пытается забросить свои увлечения и даже начинает отрицать пользу музыки и литературы.

По-разному друзья проявляют себя и в любви. Стоило лишь Аркадию встретить женщину и влюбиться в нее, как он забывает всячески интерес к нигилизму. Он влюблен, а значит он вновь верит в чувства. Он отдается своему чувству.

Евгений же, даже понимая, что влюбился в Одинцову, всячески отрицает это, в первую очередь оправдываясь перед самим собой.

После проверки любовью друзья расходятся и никогда уже не увидятся: Евгений умирает, заразившись инфекционной болезнью, спасая мальчика, а Аркадий наверняка женится, родит детей и станет добрым помещиком, как и его отец.