Архитектурные стили. Центральная библиотека в Сиэтле, США


Ferrari World - самый огромный закрытый тематический объект в мире. Его длина достигает 700 м, общая площадь - 176 тыс. кв.м. Располагается в Абу-Даби (Объединенные Арабские Эмираты).


Burj Dubai - самое высокое в мире строение, разработанное Skidmore, Owings and Merrill. Располагается в Дубаях (ОАЭ). На официальной церемонии открытия было переименовано в Бурдж Халифа в честь шейха и одновременно президента ОАЭ Халифа ибн Заид ан-Нахайян.


- во всей красе! Проект представлен бюро Kobi Karp. Строительство планируется на Уотсон-Айленд (США, Майами). Анонс проекта гласит, что данная башня, имеющая высоту 975 метров, сможет спокойно снять корону с Дубаев. По официальным данным, 160-этажный эко-город Миаполис будет выше известного дубайского гиганта Бурдж-Халифа более чем на 183 метров. Здание будет включать бесчисленное множество развлекательных и жилых помещений.


Кливлендская клиника является центром здоровья мозга Лоу Руво. Оригинальное название - . Необычное строение располагается в Лас-Вегасе (США). Автор проекта - Фрэнк Гери. Проект состоит из двух блоков, и оценивается в 100 миллионов долларов. В одном крыле расположен исследовательский центр, в другом находятся палаты для пациентов.


- небоскреб-водопад, башня «Солнечный город». Строится к Олимпиаде 2016 года, которая будет проходить в Рио-де-Жанейро (Бразилия). Проект разработан именитым швейцарским бюро RAFAA Architecture and Design. Он обязуется стать «восьмым чудом света». Функции башни состоят в обеспечении экологически чистой электроэнергией близлежащей Олимпийской деревни наряду с многомиллионным городом. Более того, на высоте 105 метров в Solar City Tower будут располагаться кафе и магазины. На крыше будет оборудована смотровая площадка, где можно любоваться панорамой Рио-де-Жанейро вместе с простирающимся ниц бездонным океаном. Для любителей экстремального отдыха предусмотрена платформа для банджи-джампинга.


- дом, разработанный Senosiain Arquitectos бюро. Находится в Мексике. Построен в стиле биорхитектура по просьбе молодой пары. Дом имеет , благодаря чему молодые люди с двумя детьми теперь живут в сказочном «подводном царстве».


- один из самых шикарных отелей мира, который построен в Сингапуре (Юго-Восточная Азия). В отеле находится самое крупное казино мира, стоимостью порядка восьми миллиардов долларов. Марина Бэй Сэндз состоит из трех вертикальных башен, которые в свою очередь соединены развлекательным парком в виде корабля. Парк-корабль простирается на 340 метров в длину и способен вместить 3900 гостей. Реализатором проекта является компания Las Vegas Sands.


- национальный музей, что находится в Абу Даби (ОАЭ). Проект музея создан бюро Foster + Partners и посвящен президенту Объединенных Арабских Эмиратов, как исторический памятник, приуроченный к социально-экономическим переменам, инициатором которых считается сам Зайед бин Султан аль Найян - шейх и президент ОАЭ в одном лице.


- самая экстремальная смотровая площадка в мире, которая находится на горе Остерфельдеркопф (Альпшпитц, Германия). С площадки AlpspiX открывается захватывающий дух вид. Километровая высота, два обоюдно пересекающихся стальных луча, ощущение свободного полета над пропастью...


Хотя смотровая площадка была построена не так давно - в октябре 2010 года, тем не менее, за этих несколько лет она полюбилась туристам и даже стала своеобразной Меккой для любителей экстремальных ощущений.


располагается в Дубаи (ОАЭ). Мэйдан Сити - это девелоперский проект Meydan Group LLC, площадь которого достигает 18,6 млн. квадратных метров. Проект являет собой комплекс для скачек, отель и ряд помещений для мероприятий развлекательного характера.


Необычная современная архитектура, оформленная студией дизайна SAMOO , являет собой эко проект Южнокорейского Национального Института Экологии. Территориальная площадь составляет 33 тыс. квадратных метров. Архитектурное строение почетно носит звание мозгового центра страны.


Сhicago Spire - проект знаменитого архитектора Santiago Calatrava (Чикаго, США). Высота небоскреба достигает отметки в 609 метров (150 этажей). Чикагский шпиль по форме напоминает сверло, включает 1193 квартиры, особенность которых состоит в трехметровых потолках и окнах во всю стену.


Проект эко крыши для рынка , что находится в Сеуле (Южная Корея). Разработчики: бюро Samoo Architects & Engineers. Цель проекта - упразднить неприятные запахи и постоянный шум, создаваемый снующими мимо автомобилями.


- станция подземки (Лондон, Великобритания).


- телебашня, что располагается в городе Гуанчжоу (КНР). Высота Кантона - 610 метров. На сегодняшний день это рекордная высота среди телевизионных башен. Башня-рекордсмен побила рекорд еще до недавних пор самой высокой башни CN (Торонто, Канада).


- энерго-пассаж, выполненный в лучших традициях современной мировой архитектуры. Проект, что находится в итальянском городе Перуджа, был разработан бюро Coop Himmelb(l)au. Перед вами не просто причудливая крыша, оттеняющая знаменитую пешеходную улицу города, но также энерготурбина, функционирующая за счет солнца и ветра.


являет собой центр современного искусства. Это исполинских размеров здание разработала знаменитый архитектор , женщина, чьё творчество почитают во всех странах мира. Место дислокации: Кальяри, итальянский регион Сардиния.


- архитектурный проект команды Dynamic Architecture, представлен в виде вращающейся башни (Дубаи, ОАЭ).


Центральный офис именитой компании-гиганта по производству автомобилей BMW , что находится в Мюнхене (Германия). Авторы проекта - коллектив бюро Coop Himmelb(l)au.


- галерея, что находится в административном центре Эдмонтон (Канада). Проект создан Randall Stout Architects.


Bella Sky Hotel - дизайнерский отель, олицетворяющий собой оригинальную современную архитектуру. Находится в Копенгагене (Дания). Наклон башен самого большого отеля Скандинавии составляет 15 градусов. Примечание: только представьте, знаменитая падающая пизанская башня склонилась на 3,97 градуса.


- гамбургская филармония (Германия), проект бюро Herzog & de Meuron. Здание, построенное на берегу Эльбы, включает 3 концертных зала, гостиницу, 45 квартир и общественную площадку под названием Плаза. Последняя находится на 37-метровой высоте над водой. Панорамный обзор на 360° градусов.

Такими яркими и многогранными проектами из года в год нас радуют передовые архитектурные бюро. Думаю, такая современная архитектура мирового масштаба навевает вам только положительные эмоции, но никак не наоборот. Безусловно, есть чему позавидовать , вглядываясь в эти необычные архитектурные шедевры современности и близлежащего будущего. Как бы там ни было, коллектив бюро проекта желает вам вдохновенных архитектурно-дизайнерских идей и, конечно же, их реализации!

Архитектура современного города складывается созвучно постоянному развитию урбанистической культуры, индустрии, росту общества. Социальный и технологический прогресс ускоряют и стимулируют дальнейшее развите старых городов и появление новых.

Архитектура города: немного общих сведений

Городское строительство призвано расширять инфраструктуру и жизненное пространство человека, создавать новые архитектурные комплексы. Другая, не менее важная его роль - сохранение исторически сложившегося облика города, поддержание его самобытной атмосферы.

Архитектура современного города включает в себя и благоустройство. Его цель - создание и улучшение условий для жизни горожан, сохранение природных ресурсов в рамках определенной территории.

Многие постсоветские города были выстроены по типовым проектам и потому до сих пор во многом похожи между собой. Однообразную советскую застройку можно встретить в каждой стране СНГ, будь то Казахстан, Армения или Россия. Но есть один город, с чьим уникальнейшим обликом мечтают познакомиться тысячи и тысячи людей всего мира, - это Москва.

Архитектура города Москвы

Москва - «центр мира», привлекающий к себе ежегодно многотысячные потоки туристов. Московскую архитектуру можно назвать своего рода исторической летописью, запечатлевшей победы и поражения, горести и радости всей долгой жизни столицы.

Для столичной архитектуры характерно направлений и образов, происходящее на протяжении столетий. Все события, происходящие на исторической сцене страны, так или иначе отразились в облике нашего города. 15-й век надолго запечатлел себя каменным зодчеством Успенского собора и Кремля. Правление Екатерины Великой запомнилось рождением классицизма - Сенат, Большой Театр, Дом Пашкова и Царицынский путевой дворец.

После Отечественной войны 1812 года столица строилась заново. Исторический музей, стали памятником тех времен. В 20-м веке появился модерн, его образцами считаются гостиницы «Националь», «Метрополь», Ярославский вокзал. 21-й век породил ультрасовременную архитектуру с ее небоскрёбами, торговыми центрами и многоэтажными офисами, которые по-своему украшают и дополняют многогранный

Современное зодчество как искусство

Формированием внешнего жизненного пространства людей через строительство новых и поддержание прежних строений занимается архитектура современного города. Искусство это включает три основных аспекта:

  • Градостроительство - создание и реконструкция зданий.
  • Архитектура объёмных сооружений - проектирование жилых и промышленных предприятий.
  • Ландшафтная архитектура - обустройство скверов, парковых зон, общественных садов.

Кроме того, архитектурная среда оказывает сильное эмоциональное воздействие на жителей. Наряду с другими факторами, она способствует развитию патриотического чувства.

Направления современной архитектуры

В разных странах архитектура современного города называется по-разному. У нас ее называют «модерн», в Германии «югендштиль», во Франции «арт-нуво». Модерн, как архитектурное течение, сформировался в конце 19-го - начале 20-го века. Для него характерен протест против устоявшегося, архаичного облика зданий. При строительстве в этом стиле впервые начали применяться сталь, бетон, стекло, впоследствии пластик и другие технологичные материалы. Этот стиль отличает не только внешняя эстетичность и продуманная функциональность. Следующим после модерна, в 20-х годах 20-го века, сформировался конструктивизм, вобравший в себя «душу» победившего пролетариата. Его основная задача - служить новому производству. При строительстве в основном использовался железобетон. По проектам конструктивистов создавались не только заводы и фабрики, но и жилые дома, школы, больницы, клубы.

Конец 40-х годов обозначен появлением минималистического направления в архитектуре, своего пика он достиг к 1960-м годам. Кредо минималистов - «Ничего лишнего!». Строения этого времени лаконичны, в них нет декора и иных излишеств. Главная идея проектировщиков-минималистов - поиск идеальной пропорции, сочетание комфорта и функциональности, в понимании того времени. Развитие современной архитектуры на этом не остановилось. Вскоре минимализм изжил себя, и на смену ему пришел современный стиль хай-тек, на многие годы укрепившийся в городском зодчестве.

Хай-тек - архитектура современного города

На формирование данной идеи оказали влияние новые технологии, сопровождающие Металл, стекло, ультрасовременные материалы и конструкции, монолитные формы, мощь и сила, воплощенная в зданиях, - это и есть стиль хай-тек. В него входят три поднаправления: индустриальный, бионический и геометрический хай-тек.

Индустриальное направление характеризуется своеобразной откровенностью дизайна. Оно выставляет напоказ все коммуникации, соединения, перекрытия, создавая на их основе декоративные и функциональные конструкции.

Геометрический хай-тек - это разнообразные геометрические формы, сочетание и сплетение самых неожиданных и необычных конфигураций.

Для бионического хай-тека характерно подражание облику живой природы, гармонизация внешнего вида зданий и жилищ с помощью плавных переходов и линий, свойственных тем, что распространены в природе.

Современная архитектура многообразна и удивительна, ее сложно поместить в четкие рамки и дать ей точное определение, но она живая и стремительно развивающаяся, как технический прогресс и, возможно, поэтому так сложно постижима и не всегда любима критиками. Но мы все же попробуем сформулировать ее основные тенденции, принципы и цели.

Текст: Диана Муромцева

Немецкий философ Фридрих Шеллинг назвал архитектуру застывшей музыкой, и, наверное, мы не ошибемся, если дополним, что это джазовая импровизация, всегда неповторимая, с историей, настроением и душой. Не существует двух идентичных городов, как двух одинаковых личностей, и, как с людьми, в одни города мы можем влюбиться, а другие возненавидеть. А еще архитектура – это нечто большее, чем искусство, ведь именно она создает пространства и декорации, в которых проходит наша жизнь. Каждую эпоху она одевает в определенном стиле, отражающем ценности, приоритеты и стремления человечества. Прогуливаясь по городам, мы можем читать эту летопись мира по фасадам старых зданий, и так формируются наши культурные традиции, вкус и представления о привычном. Но жизнь не стоит на месте, она постоянно меняется, совершенствуется, а вместе с ней растут и наши потребности и запросы. Застывшие мелодии прошлого постепенно уходят в историю, становясь фундаментом новой актуальной для современной действительности архитектуры, которая способна создать наилучшие пространства для работы, отдыха и жизни человека.

Архитектура наших дней

Когда заходит речь о современной архитектуре, сразу встает вопрос о том, как она меняет сложившийся облик городов и улучшает жизнь их обитателей. Архитектор и дизайнер, обладатель множества профессиональных премий Хади Тегерани считает, что современная архитектура терпит крах, когда не соответствует человеческому бытию и его целостности. Она должна давать человеку все составляющие его жизненного благополучия, которое, как пазл, складывается из различных и в равной степени значимых деталей, таких как экология, экономический аспект, адекватное пространство жизнедеятельности, свет, фактура материалов, форма и эмоции. Также господин Тегерани отмечает важность для людей такого фактора, как отождествление архитектурного строения с его утилитарностью, не только с точки зрения комфорта, но и эстетики. И действительно, строениям, выполненным в ультрамодерновом стиле, как и всему новому, достаточно сложно снискать всеобщие любовь и признание. У современных строений в городском массиве всегда есть свои поклонники и противники, поэтому они обязаны оправдывать свое существование пользой, функциональностью и красотой.

Но если говорить о коммерческой востребованности жилых объектов, то управляющий партнер SESEGAR Investment Group Ирина Жарова-Райт ставит эстетику на ступень выше: «Вопрос о зависимости внешнего облика здания от его востребованности изначально предполагает положительный ответ. Ведь «продает» эстетика. Можно долго рассуждать о красоте души, а в случае недвижимости, о ее функциональности, но встречают по одежке и внешнему облику». Интересен также тот факт, что привлекательная по своей архитектуре новостройка не станет в наших глазах красивой, если она диссонирует с окружающим пейзажем. Поэтому помимо функциональности и эстетики архитектура наших дней должна быть умело и гармонично вписана в сложившуюся стилистику местности и при этом выглядеть свежо и привлекательно.

«Я считаю, что современная городская архитектура становится восхитительной, когда включает в себя как инновационные дизайнерские решения, так и уважение к историческому контексту, а также содержит в себе предпосылки к архитектуре будущего», – говорит архитектор и управляющий директор HBA Architectur Джеффри Майкл Уильямс. Кстати, подобные успешные архитектурные компромиссы можно увидеть на примерах новых и популярных городских отелей. «Дело в том, что главная тенденция в архитектуре современных городских отелей – это создание полноценных знаковых объектов в рамках городского контекста, – объясняет Джеффри Майкл Уильямс. – Также важно полное соответствие образу жизни постояльцев и его отражение в каждой детали, ведь от этого зависят положительные и яркие впечатления, формирующие в дальнейшем востребованность временного места жительства».

Все перечисленные выше задачи должна выполнять и архитектура частных домов, даже если они находятся за чертой города. Но здесь стоит еще одна задача – воплотить желания клиента и не разрушить сложившийся облик района. «Архитектор всегда пытается интегрировать свой проект в уже существующую среду. Иногда это получается, а иногда – нет. Баланс возможно соблюсти при непрерывной и совместной работе архитектора и заказчика», – комментирует Светлана Лагутина, руководитель «Архитектурного бюро Светланы Лагутиной».

Кто создает тренды?

Как ни крути, а тренды существуют всегда и во всем, но если архитектура призвана служить человечеству, создавая ему наиболее комфортную и благополучную среду для всех аспектов жизни, то интересно понять, как здесь рождается мода. «В глобальном плане новые мировые тенденции определяют общепризнанные архитекторы, лауреаты Притцкеровской премии и, конечно, мировое наследие, – считает Светлана Лагутина. – Невозможно сказать, какая именно страна имеет наибольшее влияние на развитие архитектуры. Если говорить об архитектуре частных домов в России, то отдельные элементы и принципы заимствуются во Франции и Италии, где при проектировании уделяется пристальное внимание единству внутренних помещений и гармоничному планированию территории вокруг дома».

Хади Тегерани же говорит о рождении тенденций следующее: «Уже давно человечество волнуют такие вопросы, как энергосбережение и экологичность. И в этой сфере лидирующие позиции в мире занимают сейчас немецкие архитекторы. Ирина Жарова-Райт считает, что ориентиры зависят от конкретной ситуации в каждом городе: «Если главный архитектор города – фанат всего немецкого, то мы будем видеть воплощение его вкуса в камне, стекле и бетоне, – поясняет Ирина. – Если увлекается классикой, то в разработке концепций проектов будут участвовать итальянские архитекторы».

А если говорить о тенденциях в гостиничном бизнесе и его востребованности, то Джеффри Майкл Уильямс отмечает, что стандарты дизайна городских отелей по всему миру всегда устанавливаются в странах с наибольшим экономическим ростом.

Потребности

Если говорить о востребованности объектов недвижимости среди покупателей, то Ирина Жарова-Райт отмечает, что здесь для человека важна ликвидность объекта и целесообразность инвестирования в него: «Ордерная архитектура или классика является самой продаваемой формой архитектуры в городской застройке и в Подмосковье. Москвичи объясняют свой выбор тем, что если вкладывать деньги в недвижимость, то только во что-то вечное, как Рим, а это только классика.

Светлана Лагутина, в свою очередь, дополняет, что у российских заказчиков помимо классики становятся популярными такие стили, как модерн, шале и минимализм: «На смену смелым экспериментам с формами, материалами и смешением стилей пришли прагматичный расчет и желание создать дом не просто запоминающимся, но удобным и комфортным для жизни». И это созвучно мировым тенденциям современной архитектуры, о которых Хади Тегерани говорит следующее: «Основной тренд современности – это создание наилучшей и максимально комфортной среды для жизни человека. И это достигается за счет реализации его основных потребностей: функциональность, грамотная организация пространства, эмоциональность, эстетичность, экономичность и забота об экологии. Все это создает позитивное восприятие окружающей среды, будь то дом, гостиница или офис, и не вызывает необходимость покинуть ее в поисках чего-то лучшего».

В завершении хочется добавить, что современная архитектура – это абсолютно новая философия, чей глобальный смысл базируется не на создании вечных памятников чьему-то Эго, а на службе Человечеству и его потребностям, которые представляют собой сложную квинтэссенцию из функциональности, комфорта, удобства, красоты, эмоциональности, экономичности и экологичности. Сейчас как в дизайне, так и в архитектуре определение «прекрасно» получило дополнительный смысл, а именно целесообразность своего существования в каждом элементе. То есть прекрасное – это гениальное, а все гениальное просто и не замусорено лишними деталями. Поэтому идеальные произведения современной архитектуры призваны быть не просто красивыми монументами, а сосудами для нашей жизни, превращая ее в «невыносимую легкость бытия».

Полностью материал читайте в номере журнала Elite Interior №05/101 май 2014.

Архитектурный стиль отражает общие черты в оформлении фасадов зданий, планов, форм, конструкций. Архитектурные стили формировались в определенных условиях экономического и социального развития общества под влиянием религии, государственной структуры, идеологии, традиций зодчества и национальных особенностей, климатических условий, ландшафта. Появление нового вида архитектурного стиля всегда было связано с техническим прогрессом, изменениями в идеологии и геополитических структур общества. Рассмотрим некоторые виды архитектурных стилей, послужившие основой разнообразных направлений в зодчестве в разные периоды времени.

Архаичная архитектура

Сооружения, возводившиеся до 5 в до н.э., принято относить к архаичной архитектуре. Стилистически сооружения Месопотамии и Ассирии (государства Передней Азии) родственны строениям Древнего Египта. Их роднит простота, монументальность, геометричность форм, стремление к большим размерам. Существовали и отличия: для египетских строений характерна симметрия, в архитектуре Месопотамии присутствует ассиметрия. Египетский храм состоял из анфилады комнат и был вытянут по горизонтали, в месопотамском храме помещения кажутся пристроенными друг к другу случайным образом. Кроме того, одна из частей храма имела вертикальную направленность (зиккурат (sigguratu - вершина) - храмовая башня, характерная черта храмов вавилонской и ассирийской цивилизаций).

Античный стиль

Античность, как вид архитектурного стиля, относится к Древней Греции. Греческие сооружения строились по подобию жилого дома «мегарона» крито-микенской эпохи. В греческом храме стены делали толстыми, массивными, без окон, в крыше делали отверстие для света. В основе строительства была модульная система, ритмичность и симметрия.

Мегарон - означает в переводе «большой зал» - дом прямоугольного плана с очагом посередине (начало 4 тыс. до н.э.)

Античный архитектурный стиль стал основой для развития ордерной системы. В ордерной системе существовали направления: дорическое, ионическое, коринфское. Дорический ордер появился в 6 веке до н.э., он отличался строгостью, массивностью. Ионический ордер более легкий и изящный появился позже, и был популярен на территории Малой Азии. Коринфский ордер появился в 5 в. до н.э. Признаком этого вида архитектурного стиля стали колоннады. Архитектурный стиль, фото которого расположено ниже, определяется как античный, дорического ордера.

Римляне, завоевавшие Грецию, переняли архитектурный стиль, обогатили его декором и привнесли ордерную систему в строительство не только храмов, но и дворцов.

Романский стиль

Вид архитектурного стиля 10-12 вв. - получил свое название «романский» только в 19 в. благодаря искусствоведам. Сооружения создавались как конструкция из простых геометрических форм: цилиндров, параллелепипедов, кубов. В этом стиле строили замки, храмы и монастыри с мощными каменными стенами с зубцами. В 12 в. у замков-крепостей появились башни с бойницами, галереи.

Основные постройки той эпохи - храм - крепость и замок. Здания этой эпохи представляли собой простые геометрические фигуры: кубы, призмы, цилиндры, при их возведении создавались сводчатые конструкции, сами своды делались цилиндрическими, крестово-реберными, крестовыми. В раннем романском архитектурном стиле стены расписывали, а к концу 11 в. на фасадах появились объемные каменные рельефы.