Андрей платонович платонов сообщение. Платонов краткая биография

Годы жизни: с 28.08.1899 по 05.01.1951

Андрей Платнов - русский писатель и драматург, один из наиболее самобытных по стилю и языку русских литераторов первой половины XX века.

Андрей Платонович Климентов родился 28(16) августа 1899 года (при этом официально его день рождения отмечают 1 сентября) в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских в слободе Ямской на окраине города Воронежа. Фамилию Платонов он взял себе уже в 20-х годах, образовав ее от имени отца, Платона Фирсовича Климентова. Андрей был старшим из одиннадцати детей. Учился сначала в церковно-приходской школе, а затем в городском училище. Трудиться начал уже с 14 лет. "У нас семья была... 10 человек, а я старший сын - один работник, кроме отца. Отец же... не мог кормить такую орду", - писал он впоследствии в своих воспоминаниях. Юноша работал рассыльным, литейщиком на трубном заводе, электротехником, помощником машиниста. Мотив паровоза пройдет пото через все его творчество.

После революции, в 1918 году, Андрей вновь идет учиться. Поступает в Воронежский железнодорожный политехникум на электротехническое отделение. Воодушевленный новыми социалистическими идеями и веяниями, участвовал в дискуссиях Коммунистического союза журналистов, публиковал статьи, рассказы, стихи в воронежских газетах и журналах («Воронежская коммуна», «Красная деревня», «Железный путь» и др.). Но Гражданская война спутала все планы и в 1919 году он уходит на фронт как рядовой стрелок железнодорожного отряда, а также как «журналист советской прессы и литератор».

После окончания Гражданской войны Андрей Платонов поступает в Политехнический институт. Первая его книга. В 1920 году в Москве состоялся Первый Всероссийский съезд пролетарских писателей, где Платонов представлял Воронежскую писательскую организацию. На съезде проводилось анкетирование. Ответы Платонова дают представление о нем, как о честном (не сочиняющем себе «революционное прошлое», как другие) и довольно уверенном в своих силах молодом писателе: «Участвовали ли в революционном движении, где и когда?» - «Нет»; «Подвергались ли репрессиям до Октябрьской революции?..» - «Нет»; «Какие препятствия мешали или мешают вашему литературному развитию?» - «Низшее образование, неимение свободного времени»; «Какие писатели оказали на вас наибольшее влияние?» - «Никакие»; «Каким литературным направлениям сочувствуете или принадлежите?» - «Никаким, имею свое». При этом Андрей Платонов короткое время был даже кандидатом в члены РКП(б), но за критику «официальных революционеров» в фельетоне «Душа человека - неприличное животное» в 1921 году был исключен как «шаткий и неустойчивый элемент». В этом же году вышла его первая книга (брошюра) - сборник очерков "Электрификация", где утверждалась мысль, что "электрификация есть такая же революция в технике, с таким же значением, как Октябрь 1917 года". В следующем году в Краснодаре сборник стихов «Голубая глубина» сборник составленный из его юношеских дореволюционных и послереволюционных стихов. После первых опубликованных книг литературный труд на некоторое время отходит для Платонована второй план и он полностью отдается практической работе по специальности. Пролетарский писатель, по его мнению, обязан был иметь профессию, а творить «в свободные выходные часы». В 1921–1922 годах он состоит председателем Чрезвычайной комиссии по борьбе с засухой в Воронежской губернии, а с 1923 по 1926 год в Воронежском губземуправлении работает губернским мелиоратором, заведующим работами по электрификации сельского хозяйства. В то время он был всерьез увлечен делом преобразования всей системы сельского хозяйства и это были не какие-то насильственные или показательные трудовые подвиги, а последовательная материализация взглядов самого Платонова, которые он изложил еще в «Российской колымаге»: «Борьба с голодом, борьба за жизнь революции сводится к борьбе с засухой. Средство победить ее есть. И это средство единственно: гидрофикация, то есть сооружение систем искусственного орошения полей с культурными растениями. Революция превращается в борьбу с природой». Платонов этих лет - мечтатель-максималист, борец со

стихийными силами в природе и жизни, призывающий к скорейшему превращению России «в страну мысли и металла». Позже как человек технически образованный и одаренный (имеющий десятки патентов на свои изобретения) он увидит экологическую опасность такой стратегии.Несмотря на постоянную занятость, в редкие свободные минуты Платонов продолжает заниматься литературой. Печатает публицистические статьи, рассказы и стихи в воронежских газетах и журналах и даже в московском журнале «Кузница». Пишет рассказы на темы деревенской жизни («В звездной пустыне», 1921, «Чульдик и Епишка», 1920), а также научно-фантастические рассказы и повести («Потомки солнца», 1922, «Маркун», 1922, «Лунная бомба», 1926), в которых вера в технический прогресс соединяется с утопическим идеализмом ремесленника-изобретателя.

В 1926 году Андрей Платонов на Всероссийском съезде мелиораторов был избран в состав ЦК Союза сельского хозяйства и лесных работ и переехал с семьей в Москву. К тому времени он был женат на Маше Кашинцевой. С ней он познакомился в 1920 году в Воронежском отделении пролетписателей, где она служила. «Вечная Мария», она стала музой писателя, ей посвящены «Епифанские шлюзы» и многие стихи, которые слагал Платонов на протяжении всей жизни.

Работа в ЦК Союза сельского хозяйства не заладилась. «Отчасти в этом повинна страсть к размышлению и писательству», - признавался в письме Платонов. Около трех месяцев он работал в Тамбове заведующим подотделом мелиорации. За это время написаны цикл повестей на русские исторические темы, фантастическая повесть «Эфирный тракт» (1927), повесть «Епифанские шлюзы» (о петровских преобразованиях в России) и первая редакция «Города Градова» (сатирическое осмысление новой государственной философии).

С 1927 года Платонов вместе с семьей окончательно поселяется в Москве: писатель в нем победил инженера. Следующие два года, пожалуй, можно назвать самыми благополучными в его писательской судьбе, чему немало посодействовал Григорий Захарович Литвин-Молотов. Член Воронежского губкома и редколлегии воронежских «Известий» (он и привлек молодого Платонова к работе в местных газетах), Литвин-Молотов затем возглавил издательство «Буревестник» в Краснодаре (где вышел платоновский сборник стихов), а с середины 1920-х годов стал главным редактором издательства

«Молодая гвардия» в Москве (где были изданы два первых сборника рассказов и повестей Платонова). В это время Андрей Платонов создает новую редакцию «Города Градова», цикл повестей: «Сокровенный человек» (попытка смысления

Гражданской войны и новых социальных отношений глазами «природного дурака» Фомы Пухова), «Ямская слобода», «Строители страны» (из которой вырастет роман «Чевенгур»). Сотрудничает в журналах «Красная новь», «Новый мир», «Октябрь», «Молодая гвардия», выпускает сборники: «Епифанские шлюзы» (1927), «Луговые мастера» (1928), «Происхождение мастера» (1929).Также московская литературная жизнь воодушевила сатирическое перо Платонова на несколько пародий: «Фабрика литературы» (написанная для журнала «Октябрь», но опубликованная там лишь в 1991-м),

«Московское общество потребителей литературы. МОПЛ», «Антисексус» (диалог с ЛЕФом, Маяковским, Шкловским и др.).

В то время все в писательской судьбе складывалась удачно: его заметила критика, одобрил Максим Горький. Причем понравился Горькому именно Платонов-сатирик: "В психике Вашей, - как я воспринимаю ее, - есть сродство с Гоголем. Поэтому попробуйте себя на комедии, а не на драме. Драму оставьте для личного удовольствия". Но Платонов не прислушался к рекомендациям, написав всего несколько сатирических произведений. Критический перелом наступил в судьбе писателя в 1929 году, когда критики РАППа разгромили его рассказы «Че-Че-О», «Государственный житель», «Усомнившийся Макар». «Усомнившийся Макар» был прочитан и самим Сталиным (который, в отличие от следующих вождей, читал все мало-мальски заметное) - он не одобрил идеологическую двусмысленность и анархичность рассказа.Издательства

сразу же по идеологическим соображениям начинают отклонять все его произведения. Был рассыпан набор уже доведенного до верстки романа «Чевенгур» (роман выйдет уже после смерти писателя,в 1972 году в Париже).

Однако волна критики и даже угроза репрессий не заставила Андрея Платонова отложить перо. Не стал он и диссидентом, как пытались его уже после смерти подать сторонники перестройки. В письме Максиму Горькому в те тяжелые времена он пишет: «Это письмо я Вам пишу не для того, чтобы жаловаться, - мне жаловаться не на что… я хочу сказать Вам, что я не классовый враг, и сколько бы я ни выстрадал в результате своих ошибок, я классовым врагом стать не могу и довести меня до этого состояния нельзя, потому что рабочий класс - это моя родина, и мое будущее связано с пролетариатом… быть отвергнутым своим классом и быть внутренне все же с ним - это гораздо более мучительно, чем сознать себя чуждым… и отойти в сторону».

И именно в этот период кристаллизуется новая поэтика Платонова, революционная устремленность в будущее и декларативно-иллюстративное представление утопической идеи сменяется поисками глубинных смыслов жизни - «вещества существования». Складывается неповторимый стиль автора основанный на поэтических приемах и словообразовательном механизме языка, выявляющем скрытое, первичное значение слова. Выразительное косноязычие Платонова (за которое его так ценят одни, и так не могут принять другие читатели) не имеет прецедентов в русской литературе, отчасти опираясь на традиции символизма, а также перерабатывая опыт авангарда и газетную лексику своего времени.

Осенью 1929 Андрей Платонов, по заданию наркомата земледелия, много ездит по совхозам и колхозам Средней России, благодаря материалам из этих поездок он начинает работать над повестью «Котлован», которая станет один из его главных шедевров, однако при жизни автора так и не будет напечатана (впервые опубликована в СССР в 1987)).

В середине 1930-х Платонов - писатель, пишущий главным образом в стол. Положение усугубляется бытовыми неурядицами: семья долго скитается по временным квартирам, пока в 1931 не поселяется во флигеле особняка на Тверском бульваре (ныне Литературный институт им.Герцена). Но не смотря ни на что обилие замыслов переполняют писателя. В это время им были написаны роман «Счастливая Москва», пьеса «Голос отца», народная трагедия «14 Красных Избушек» (о голоде в русской провинции во времена «раскулачивания»), статьи о литературе (о Пушкине, Ахматовой, Хемингуэе, Чапеке, Грине, Паустовском). Командировки от наркомата земледелия по колхозам и совхозам Поволжья и Северного Кавказа дали писателю материал для повести «Ювенильное море» (1932).

После «Чевенгура» и «Котлована» писатель постепенно начинает удаляться от масштабных социальных полотен в мир обычных общечеловеческих мотивов - душевных переживаний и любовных драм. Но при этом усиливается психологическая моделировка персонажей; ироническое отношение к любви уступает место глубине психологического прочтения. Сборник лирических рассказов «Река Потудань», стал первым опубликованной после долгого забвения. Книга увидела свет в 1937 году, однако сразу же после выхода была подвергнута уничижительной критике. Парадоксально, но именно в это время написано первое и единственное при жизни писателя монографического исследование его творчества. Им стала большая обличительная статья А. Гурвича «Андрей Платонов» в журнале «Красная новь» (1937, № 10). Прослеживая творческую эволюцию писателя, Гурвич определил, что основой художественной системы Платонова является «религиозное душеустройство». По сути верно, но на фоне «безбожной пятилетки» это было фактически политическим доносом.

Положение отягощается еще одним событием - в 1938 по сфабрикованному делу был арестован и осужден по статье 58/10 (за антисоветскую агитацию) пятнадцатилетний сын Платонова Тоша (Платон). Освободили его лишь осенью 1940 года благодаря хлопотам Михаила Шолохова (в то время депутата Верховного Совета СССР), который дружил с Платоновыми.

Однако радость была недолгой – сын вернулся неизлечимо больным туберкулёзом и умер в январе 1943 года. Андрей Платонов, в тщетных попытках выходить сына сам заразился туберкулезом.

В 1936-1941 годах Платонов выступает в печати в основном в качестве литературного критика. Под разными псевдонимами он печатается в журналах "Литературный критик", "Литературное обозрение" и др.. Работает над романом "Путешествие из Москвы в Петербург" (рукопись его была утеряна в начале войны), пишет детские пьесы "Избушка бабушки", "Добрый Тит", "Неродная дочь".

С началом Великой Отечественной войны писатель с семьей эвакуируется в Уфу, где выходит сборник его военных рассказов "Под небесами Родины". В 1942 году он добровольцем уходит на фронт рядовым, но вскоре становится фронтовым корреспондентом "Красной звезды". Во время войны выходят еще четыре книги Платонова: «Одухотворенные люди» (1942), «Рассказы о Родине», «Броня» (обе - 1943), «В сторону заката солнца» (1945). В конце 1946 года был напечатан один из лучших рассказов Платонова - «Возвращение», в котором автор на примере «семьи Иванова» (таково первоначальное название) размышляет о том что война калечит людей не только физически, но и нравственно. Критики тут же заклеймила рассказ клеветой на «солдата-героя» и фактически тем самым положили конец прижизненным публикациям писателя.

В последние годы жизни тяжелобольной писатель вынужден зарабатывать на хлеб переложением русских и башкирских народных сказок. Он работает над сатирической пьесой на тему американской действительности (с аллюзиями на СССР) «Ноев ковчег», но так и не успевает ее закончить. Как могли его поддерживали писатели Шолохов и Фадеев (последний который когда-то «по долгу служби» обрушивался с критикрй на «Усомнившегося Макара»). С помощью Шолохова удалось издать книги сказок «Финист - Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки» (обе - 1947), «Волшебное кольцо» (1949). В то время Платонов жил во флигеле Литературного института имени А. М. Горького. Кто-то из литераторов, увидев, как он метет двор под своими окнами, запустил легенду, будто ему приходится работать дворником.

Туберкулез, которым он заразился от сына все чаще дает о себе знать и 5 января 1951 года Андрей Платонов уходит из жизни. Похоронен он на Ваганьковском кладбище рядом с сыном.

Один из самых значительных писателей XX века уходил из жизни непризнанным. Главные свои произведения - роман «Чевенгур», повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» - он так и не увидел опубликованными. Только в хрущевские шестидесятые робко стали появляться первые платоновские книги. Главные же его труды увидели свет лишь в конце 80-х годов и яркая самобытность мастера вызвала волну интереса к нему по всему миру. Эрнест Хеменгуэй в своей Нобелевской речи называл Платонова среди своих учителей., пьесы «Высокое напряжение» и «14 красных избушек»
1933 - 1936 - (роман не окончен)
1934 - повести и «Джан», рассказ «Такыр»
1936 - рассказы «Третий сын» и «Бессмертие», роман «Македонский офицер» (незаверш.)
1937 - рассказы «Река Потудань (повесть)», «В прекрасном и яростном мире», «Фро», роман «Путешествие из Москвы в Петербург» (рукопись утеряна)
1938 - рассказ «Июльская гроза»
1939 - рассказ «Родина электричества»
1942 - «Под небесами родины» (сборник рассказов), вышел в Уфе
1942 - «Одухотворенные люди» (сборник рассказов)
1943 - «Рассказы о Родине» (сборник рассказов)
1943 - «Броня» (сборник рассказов)
1945 - сборник рассказов «В сторону заката солнца», рассказ «Никита»
1946 - рассказ «Семья Иванова» («Возвращение»)
1947 - книги «Финист - Ясный Сокол», «Башкирские народные сказки»
1948 - пьеса «Ученик Лицея»
1950 - (сборник русских народных сказок)
1951 - (незаверш. пьеса-мистерия)

Экранизации произведений, театральные постановки

Фро (1964),
фильм Резо Эсадзе по мотивам одноимённого рассказа.
Одинокий голос человека (1978)
фильм Александра Сокурова по мотивам произведений Андрея Платонова «Река Потудань», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера».
Три брата / Tre fratelli (1981)
французско-итальянский фильм режиссера Франческо Рози (Francesco Rosi) по мотивам рассказа «Третий сын», действие рассказа перенесёно в Италию.
Любовники Марии/Maria’s Lovers (1984)
фильм Андрея Кончаловского по мотивам «Реки Потудань», место действия перенесено в США.
Начало неведомого века (1987)
Киноальманах, в состав которого входит короткометражка Ларисы Ефимовны Шепитько «Родина электричества», по одноименному рассказу
Корова (1990)
мультфильм Александра Петрова по одноимённому рассказу.
Опять надо жить (2001)
фильм Василия Панина по мотивам рассказов "В прекрасном и яростном мире", "На заре туманной юности" и "Сокровеннный человек"
Случайный взгляд (2005)
очень странный фильм в стилистике арт-хауса от Владимира Мирзоев. Утверждается что сценарий основан на повести «Котлован» Андрея Платонова
Отец (2007)
фильм Ивана Соловова по мотивам рассказа «Возвращение» .

(настоящая фамилия - Климентов)

(1899-1951) русский писатель

Есть писатели, творчество которых намного опережает свое время, и поэтому проходят десятилетия, прежде чем они обретают свое место в истории литературы. К их числу и относится Андрей Платонов.

Он родился в большой многодетной семье. Отец Андрея работал слесарем, а потом помощником машиниста Воронежских железнодорожных мастерских. Андрей был старшим ребенком в семье, и у него было еще девять братьев и сестер. Поэтому после окончания начальной школы мальчику пришлось идти «в люди», работать, чтобы помогать кормить семью.

Так с четырнадцати лет он и начал работать, сначала подсобным рабочим, а потом приобрел специальности слесаря-литейщика и помощника машиниста.

После революции Андрей Платонов оказался в Красной армии. Причем записался он туда добровольно. Для восемнадцатилетнего юноши это был естественный поступок, поскольку в те годы он еще не мог разобраться в том, что происходит вокруг него, и просто подчинялся обстоятельствам.

Там же, в армии, он впервые и начал писать, публикуя свои стихи и небольшие очерки в различных небольших газетах. После демобилизации Андрей Платонов решил осуществить свою давнюю мечту и поступил в Воронежский политехнический институт, однако своих литературных занятий не оставил. Он публикует свои материалы в местных газетах, выступает на литературно-журналистских собраниях. В это время в его творчестве преобладают идеальные герои, которых революция пробуждает к активной созидательной жизни. Позже эти настроения сохранятся только в виде отдельных воспоминаний, уступив место чувству горького разочарования.

После окончания института Андрей Платонов мечтал полностью посвятить себя литературе, однако жизнь заставила его изменить планы. Надо было заботиться о семье, поэтому писать приходилось урывками. В течение нескольких лет он работает губернским мелиоратором и электротехником, ездит по колхозам и помогает налаживать хозяйство. Эту беспокойную жизнь он и отражает в своих рассказах, написанных в то время.

Сильным потрясением для молодого инженера была засуха 1925 года. Андрей Платонов много размышлял о ее трагических последствиях и тогда впервые осознал, что как писатель он может принести не меньше пользы в деле преобразования жизни, чем в качестве специалиста.

В 1926 году Платонов Андрей Платонович приезжает в Москву и привозит с собой рукопись первого сборника рассказов «Епифанские шлюзы», который вскоре был напечатан и удостоился благожелательной оценки М. Горького. Сам писатель в это время работает в Тамбове в должности помощника заведующего отделом мелиорации. Его семья находится в Москве, и Платонов почти ежедневно пишет жене длинные письма.

Постепенно, под влиянием трагических событий коллективизации, Андрей Платонов расстается с иллюзией, что техника может решить все социальные проблемы. В повести «Епифанские шлюзы», которая и дала название сборнику, он впервые показывает, что бездуховный труд может привести к трагедии.

Но наиболее резко этот внутренний конфликт проявился в рассказах Андрея Платонова конца двадцатых годов и в последнем крупном произведении - романе-хронике «Впрок», который вышел в свет еще при жизни автора. Он был опубликован в 1931 году и сразу же вызвал резко отрицательные оценки критиков.

Писателя обвиняли в искажении действительности и в самом страшном в то время грехе - проповеди гуманизма. Поэтому другой роман Платонова, «Чевенгур», написанный в 1927-1928 годах, где он также критически рассматривал существующую концепцию строительства социализма и ее пагубное воздействие на культуру, вообще запретили публиковать.

Своеобразным зачинщиком развернутой против Андрея Платонова кампании был А. Фадеев, который незадолго до этого стал одним из руководителей Союза писателей. С этого времени в печати появлялись только небольшие рецензии и критические статьи Платонова.

В тридцатые годы многие писатели, которые по тем или иным соображениям не могли говорить о том, что их действительно волновало, обращаются к условным формам - сказке, фантастике, драматургии.

Андрей Платонов наряду с К. Паустовским начинает писать сказки и становится известен своими обработками сюжетов мирового фольклора. Эти произведения не запрещались, поэтому к своим переработкам классических авторов Платонов иногда присоединял оригинальные произведения.

В 1933 году в составе группы писателей Платонов совершил большое путешествие по Туркестану. В результате этой поездки появилась его фантастическая повесть «Джан», главный герой которой - идеалист. Он одержим коммунистической идеей переустройства мира и пытается навязать свои идеи окружающим.

Условность ситуации помогла писателю в скрытой форме передать свое отрицательное отношение к этим идеям. К повести «Джан» примыкает и большой роман Андрея Платонова «Ювенильное море», в котором с горькой иронией писатель показывает нелепость столь популярных в тридцатые годы проектов преобразования пустыни.

С начала Великой Отечественной войны, Андрей Платонович Платонов находится на фронте в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Он печатает рассказы в различных фронтовых газетах, иногда появляются и небольшие сборнички его фронтовых очерков. Но когда в дом Платоновых приходит беда - погибает на фронте единственный сын, писатель снова испытывает горькое разочарование в жизни. Это настроение Андрея Платонова отражено в его рассказе «Семья Иванова».

После войны писатель снова оказывается вычеркнутым из большой литературы. Ему негде и не на что жить, поэтому он устраивается во флигеле Литературного института и работает дворником. Правда, и в эти тяжелые годы в его жизни иногда случались радостные события, каким стало рождение долгожданной дочери. Впоследствии она станет хранительницей архива своего отца и основным публикатором его рукописей. Однако сам писатель к тому времени уже был тяжело болен. Зимой 1951 года он умер от туберкулеза.

Основные произведения Андрея Платоновича Платонова были опубликованы в России только после 1988 года. С этого времени и начинается подлинное вхождение этого самобытного писателя в русскую литературу.

Советская литература

Андрей Платонович Платонов

Биография

ПЛАТОНОВ, АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ (1899−1951), настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился 16 (28) августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских. Впечатления нелегкого, полного взрослых забот детства отразились в рассказе Семен (1927), в котором образ заглавного героя имеет автобиографические черты. Учился в церковноприходской школе, в 1914 вынужден был оставить учебу и пойти работать. До 1917 сменил несколько профессий: был подсобным рабочим, литейщиком, слесарем и т. п. , о чем написал в ранних рассказах Очередной (1918) и Серега и я (1921). По словам Платонова, «жизнь сразу превратила меня из ребенка во взрослого человека, лишая юности».

В 1918 Платонов поступил в Воронежский железнодорожный политехникум, реализовав проявившийся в нем с детства интерес к машинам и механизмам. Некоторое время, прервав учебу, работал помощником машиниста. В 1921 написал брошюру Электрофикация и по окончании техникума (1921) называл электротехнику своей основной специальностью. Потребность учиться Платонов объяснил в рассказе Река Потудань (1937) как желание «поскорее приобрести высшее знание», чтобы преодолеть бессмысленность жизни. Героями многих его рассказов (На заре туманной юности, Старый механик и др.) являются железнодорожники, жизнь которых он хорошо знал с детства и юности.

С 12 лет Платонов писал стихи. В 1918 начал работать журналистом в воронежских газетах «Известия укрепрайона», «Красная деревня» и др. В 1918 в журнале «Железный путь» начали публиковаться стихотворения Платонова (Ночь, Тоска и др.), вышел его рассказ Очередной, а также очерки, статьи и рецензии. С этого времени Платонов становится одним из самых заметных литераторов Воронежа, активно выступает в периодике, в том числе под псевдонимами (Елп.Баклажанов, А. Фирсов и др). В 1920 Платонов вступил в РКП (б), но уже через год по собственному желанию вышел из партии.

Книга стихов Платонова Голубая глубина (1922, Воронеж) получила положительную оценку В.Брюсова. Однако в это время, под впечатлением от засухи 1921, приведшей к массовому голоду среди крестьян, Платонов решил переменить род деятельности. В автобиографии 1924 он писал: «Будучи техником, я не мог уже заниматься созерцательным делом - литературой». В 1922-1926 Платонов работал в Воронежском губернском земельном отделе, занимаясь мелиорацией и электрификацией сельского хозяйства. Выступал в печати с многочисленными статьями о мелиорации и электрификации, в которых видел возможность «бескровной революции», коренного изменения к лучшему народной жизни. Впечатления этих лет воплотились в рассказе Родина электричества и др. произведениях Платонова 1920-х годов.

В 1922 Платонов женился на сельской учительнице М. А. Кашинцевой, которой посвятил повесть Епифанские шлюзы (1927). Жена стала прототипом заглавной героини рассказа Песчаная учительница. После смерти писателя М. А. Платонова много сделала для сохранения его литературного наследия, публикации его произведений.

В 1926 Платонов был отозван на работу в Москву в Наркомзем. Был направлен на инженерно-административную работу в Тамбов. Образ этого «обывательского» города, его советской бюрократии узнается в сатирической повести Город Градов (1926). Вскоре Платонов вернулся в Москву и, оставив службу в Наркомземе, стал профессиональным литератором.

Первой серьезной публикацией в столице стала повесть Епифанские шлюзы. За ней последовала повесть Сокровенный человек (1928). Описанные в Епифанских шлюзах преобразования Петра I перекликались в творчестве Платонова с современными ему «головными» коммунистическими проектами глобального переустройства жизни. Эта тема является главной в очерке Че-Че-О (1928), написанном совместно с Б. Пильняком после поездки в Воронеж в качестве корреспондентов журнала «Новый мир».

Некоторое время Платонов был членом литературной группы «Перевал». Членство в «Перевале», а также публикация в 1929 рассказа Усомнившийся Макар вызвали волну критики в адрес Платонова. В том же году получил резко отрицательную оценку А. М. Горького и был запрещен к печати роман Платонова Чевенгур (1926−1929, опубл. в 1972 во Франции, в 1988 в СССР).

Чевенгур стал не только самым большим по объему произведением Платонова, но и важной вехой в его творчестве. Писатель довел до абсурда идеи коммунистического переустройства жизни, владевшие им в молодости, показав их трагическую неосуществимость. Черты действительности приобрели в романе гротескный характер, в соответствии с этим сформировался и сюрреалистический стиль произведения. Его герои чувствуют свое сиротство в обезбоженном мире, свою разъединенность с «душой мира», которая воплощается для них в бесплотных образах (для революционера Копенкина - в образе неведомой ему Розы Люксембург). Пытаясь постичь тайны жизни и смерти, герои романа строят социализм в уездном городе Чевенгуре, избрав его как место, в котором благо жизни, точность истины и скорбь существования «происходят сами собой по мере надобности». В утопическом Чевенгуре чекисты убивают буржуев и полубуржуев, а пролетарии питаются «пищевыми остатками буржуазии», потому что главной профессией человека является его душа. По словам одного из персонажей, «большевик должен иметь пустое сердце, чтобы туда все могло поместиться». В финале романа главный герой Александр Дванов погибает по собственной воле, дабы постичь тайну смерти, поскольку понимает: тайна жизни не поддается разгадке теми способами, что применяются для ее преобразования. Переустройство жизни является центральной темой повести Котлован (1930, опубл. в 1969 в ФРГ, в 1987 в СССР), действие которой происходит во время первой пятилетки. «Общепролетарский дом», котлован для которого роют герои повести, является символом коммунистической утопии, «земного рая». Котлован становится могилой для девочки Насти, символизирующей в повести будущее России. Стройка социализма вызывает ассоциации с библейским рассказом о строительстве Вавилонской башни. В Котловане воплощен также традиционный для Платонова мотив странствия, во время которого человек - в данном случае безработный Вощев - постигает истину, пропуская через себя пространство. В послесловии к американскому изданию Котлована И. Бродский отметил сюрреализм Платонова, в полной мере выразившийся в образе участвующего в строительстве медведя-молотобойца. По мнению Бродского, Платонов «сам подчинил себя языку эпохи, увидев в нем такие бездны, заглянув в которые однажды, он уже более не мог скользить по литературной поверхности». Выход в свет повести-хроники Впрок с разгромным послесловием А. Фадеева (1931), в которой коллективизация сельского хозяйства была показана как трагедия, сделала публикацию большинства произведений Платонова невозможной. Исключение составил сборник прозы Река Потудань (1937). Повести Джан (1935), Ювенильное море (1934), написанные в 1930-е годы пьесы Шарманка и 14 Красных Избушек не были опубликованы при жизни автора. Публикация произведений Платонова была разрешена в годы Отечественной войны, когда прозаик работал фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда» и писал рассказы на военную тему (Броня, Одухотворенные люди, 1942; Смерти нет!, 1943; Афродита, 1944 и др.; вышло 4 книги). После того как его рассказ Семья Иванова (другое название - Возвращение) в 1946 подвергся идеологической критике, имя Платонова было вычеркнуто из советской литературы. Написанный в 1930-е годы роман Счастливая Москва был обнаружен только в 1990-е годы. Первая после большого перерыва книга Волшебное кольцо и другие сказки была издана в 1954, уже после смерти автора. Все публикации произведений Платонова сопровождались в советский период цензурными ограничениями. Умер Платонов в Москве 5 января 1951.

Появился на свет великий русский писатель и драматург ХХ века Андрей Платонович Платонов (Климентов) 16 августа 1899 года, в городе Воронеже в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских и домохозяйки. Андрей был самым старшим из детей, поэтому помогал воспитывать братьев и сестричек, да и финансово тоже старался родителям помогать.

С 1906 по 1909 учится в церковно-приходской школе. После нее идет в городскую школу, но в 1913 г оставляет её и начинает подрабатывать разнорабочим, слесарем, страховщиком в помощь семье. С 1915 работает на трубном заводе и воронежских мастерских до 1918 года.

В 1918 году идет учиться в Воронежское техническое железнодорожное училище на электротехническое отделение, заканчивает его в 1921. В 1920 году поменял фамилию на Платонов, сформировав ее из имени отца. В 1921 году пишет брошюру «Электрофикация» и публикует свои стихи, которые писал с 12 лет. С 1923 по 1926 работает инженером-мелиоратором и специалистом по электрификации сельского хозяйства.

Советская литература отличалась большим количеством талантливых писателей, из которых значительная часть пережила серьезные взлеты и падения, когда их произведения не соответствовали официальной линии партии.

Да и сама жизнь их часто складывалась трагично.

Одним из таких прозаиков, испытавших на себе гонения, был Платонов Андрей Платонович, биография которого весьма интересна.

Краткая биография А.П. Платонова

Биография Андрея Платонова является отражением времени, в которое он жил.

Бурная и бескомпромиссная борьба за светлый мир будущего, стремление добиться правды и многочисленные рассказы, посвященные человеку труда, каким собственно, был и он сам.

Эта проза отлично принималась критиками и руководством страны, писатель имел успех и был популярен.

Однако, с течением времени, жизнь в стране так и не наладилась, а постоянные командировки Андрея Платонова, разъезжающего по стране в качестве корреспондента, помогали ему увидеть реальную ситуацию.

Эти произведения стали причиной репрессий и гонений, которые, наложившись на проблемы со здоровьем, привели к смерти писателя от туберкулеза в 52 года.

Когда и где родился Андрей Платонов

Андрей Платонов появился на свет в городе Воронеже, относившемся к Ямской слободе, в 1899 году. Его отец служил машинистом паровоза и слесарем, а мать – дочь часового мастера, после замужества родила 11 детей и занималась домашним хозяйством.

Настоящая фамилия Платонова

Фамилия писателя, полученная при рождении – Климентов, которую он посчитал не очень звучной и в качестве псевдонима взял фамилию отца.

Детство и юность писателя

Как старший ребенок в большой семье, Андрей с детства был приучен к труду и дисциплине.

С семи лет его отправили учиться в церковно-приходскую школу по соседству, где мальчик осваивал основные науки: чтение, письмо, арифметику, слово Божье.

В 10 лет он перешел на обучение в городскую школу, обучение в которой проходило в четыре класса. С 13 лет он уже сочетал учебу и работу, начав с деятельности по найму, затем помогал отцу на станции, после сменил еще множество видов профессий. При этом всегда старался научиться чему-то новому и получить знания.

Поступив в 1918 году в железнодорожный техникум, он не успел его окончить, поскольку началась гражданская война, закончившая юность писателя.

Начало творческого пути

Первыми попытками реализовать себя в творчестве были стихи, которые Платонов начал сочинять с 12 лет.

Его сборник стихов «Голубая глина» впервые был признан публикой. А уже после, во время гражданской войны, пошли серьезные произведения в прозе.

Однако, и до них писатель реализовал себя в качестве журналиста. Он пробует свои силы как обозреватель, публицист, поэт и критик. Его первые рассказы полны агрессивности и стремления переделать мир к лучшему.

Первая книга рассказов «Электрификация» наполнена юношеским максимализмом и верой в лучшее.

Реальное признание автор получил уже после переезда в Москву, где были изданы сборники «Епифанские шлюзы» и «Сокровенный человек». Первая из них была отмечена М. Горьким, который интересовался и изучал многочисленные произведения молодых писателей того времени.

В это же время Платонов пишет десятки философско-публицистических статей, раскрывающих его идеи об утопических мирах, о единстве человека и вселенной. Сам, всегда стремившийся к знаниям, он прославляет «мир мысли и торжествующей науки», веря, что она поможет человеку преобразовать мир.

В общем сумасшествии и вере во взлет «маленького человека», Андрей Платонов тоже показывал жизнь обычного человека, однако его представления были скорее описательными, без рывка к победе над угнетателями.

Он описывал то, что видел сам, или изучал по историческим документам, следуя правде жизни и начавшемуся проявляться реальному взгляду на революцию.

Расцвет творчества

Творческий всплеск Платонова начинается в Тамбове, где он работал зав. подотделом мелиорации.

Там он сталкивается с реальностью классической русской провинции, внешне тянущейся к революции, но в действительности живущей тусклой и скучной жизнью.

В это время появляется повесть «Сокровенный человек», роман «Чевенгур», социальная притча «Котлован». Затем повесть «Впрок» и рассказ «Такыр», созданный после поездки по Средней Азии.

Эти произведения характеризуют зрелого все понимающего писателя, который не только увидел многое из жизни простого человека огромной страны, но и сам пережил личные драмы и неурядицы, подтолкнувшие его на создание некоторых повестей и рассказов.

Писал Андрей Платонов и для детей. Его сказки «Волшебное кольцо», «Благодарный заяц» и другие хорошо воспринимались детской аудиторией.

Репрессии

Первые гонения на Платонова начались еще в 1929 годах, когда вышли его очерк «Че-Че-О» и рассказ «Усомнившийся Макар».

Тогда творчество писателя назвали анархо-индивидуалистическим и перестали печатать.

Потом давление немного ослабло, но после появления таких произведений, как «Впрок» и «Котлован», его окончательно перестали печатать.

Возникли проблемы и с работой. Так, попытка работы в журнале «Красная звезда» закончилась недовольством со стороны власти за рассказ «Семья Ивановых», который был призван клеветой на советский быт.

Последние годы жизни писателя и смерть

Последние годы жизни писателя проходили непросто: книги не печатались, здоровье значительно пошатнулось, а единственный сын сидел в тюрьме.

Утешением была только маленькая дочка Маша и рассказы, которые он писал для нее.

Зимой 1951 года писатель умер от туберкулеза.

Творческое наследие — знаменитые произведения и книги Андрея Платонова

Библиография Андрея Платонова составляет внушительный список романов, повестей, очерков и рассказов, многие из которых известны только узкому кругу специалистов, изучающих творчество писателя.

Но есть список произведений, получивших мировую славу и популярных по сей день:

  • «Чевенгур»;
  • «Котлован»;
  • «Джан»;
  • «В прекрасном и яростном мире»;
  • «Сокровенный человек»;
  • «Ювенильное море»;
  • «Песчаная учительница» и другие.

Участь писателя в России часто отличается нелегкой судьбой, и, чем более талантлив человек, чем сильнее он хочет показать реальный мир, тем меньше у него шансов на публикации и признание.

Родился 28 августа 1899 года в Воронеже. Отец - Платон Фирсович Климентов (1870-1952), машинист паровоза, дважды Герой труда. Мать - Мария Васильевна Лобочихина (1874/75 - 1928/29). Имел десять братьев и сестёр. Учился сначала в церковно-приходской школе, затем в обычной городской. В 1921 году окончил Воронежское техническое железнодорожное училище. В том же году женился на Марии Кашинцевой. В 1926 году переехал в Москву. В 30 годах подвергался критике Сталина. В 1938 году был арестован его пятнадцатилетний сын, который умер в 1942 году. В годы войны работал военным корреспондентом.­ Умер 5 января 1951 года в возрасте 51 года. Похоронен на Армянском кладбище в Москве. Основные произведения : «Котлован», «Чевенгур», «Юшка», «Возвращение», «Никита» и другие.

Краткая биография (подробно)

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) – советский писатель и драматург, русский литератор первой половины XX века. Отличался самобытным стилем написания. Писатель родился 1 сентября 1899 года в Воронеже в рабочей семье. В возрасте 7 лет поступил в церковно-приходскую школу. С 10 до 13 лет учился в городской школе, а затем поступил подёнщиком в страховую контору. Также работал помощником машиниста, литейщиком на трубном заводе и выполнял прочую посильную работу.

В 1918 году Платонов поступил в Воронежское железнодорожное училище на электротехнический факультет. Из-за революции учебы затянулась до 1921 года. Во время гражданской войны был фронтовым корреспондентом и печатал свои рассказы в нескольких газетах. Летом 1921 года учился в губернской партийной школе. К этому же периоду относится выход его первой книги-брошюры «Электрификация». В 1922 году у него родился сын Платон. В этом же году произошло ещё два значимых события: в Краснодаре вышел в свет его сборник стихов «Голубая глубина» и его назначили председателем Комиссии по гидрофикации.

Не все работы Платонова встречали коллективное одобрение. Так, например, опубликованное в 1931 году произведение «Впрок» вызвало критику со стороны А. А. Фадеева и Сталина. В 1934 году писатель был отправлен в поездку в Среднюю Азию, где написал рассказ «Такыр». Эта работа тоже вызвала негодование, и некоторые редакции перестали брать его тексты. В 1936 году он смог опубликовать ещё несколько рассказов. К началу 1930-х годов относится выход самой нашумевшей книги писателя – антиутопической повести «Котлован».

В 1938 году был арестован единственный сын Платонова. Несмотря на то, что писателю удалось похлопотать и вызволить его через пару лет, юноша неизлечимо заболел туберкулезом и в начале 1943 года скончался. Сам писатель, ухаживая за сыном, также заболел и до конца жизни носил в себе туберкулёз. В годы Отечественной войны писатель служил военным корреспондентом в газете «Красная звезда» и выпускал в печать свои военные рассказы. За рассказ «Возвращение» (1946) он подвергся очередным нападкам. В последние годы занимался обработкой русских и башкирских сказок для детских журналов. Умер А. Платонов в январе 1951 года и был похоронен на Армянском кладбище Москвы.