Александр грибоедов биография. Возвращение на родину

Драматург, поэт, дипломат Александр Сергеевич Грибоедов родился 4 (15) января 1795 года в Москве в дворянской семье. В пятнадцать лет окончил Московский университет. Во время наполеоновского вторжения был зачислен в армию и прослужил два года в кавалерийском полку. В июне 1817 года Грибоедов поступил на службу в коллегию иностранных дел; в августе 1818 года он был назначен секретарем русской дипломатической миссии в Персии.


С 1822 по 1826 год Грибоедов служил на Кавказе при штабе А.П.Ермолова, с января по июнь 1826 года находился под арестом по делу декабристов.

С 1827 года он при новом наместнике Кавказа И.Ф.Паскевиче ведал дипломатическими сношениями с Турцией и Персией. В 1828 году после заключения Туркманчайского мира, в котором Грибоедов принял активное участие и текст которого привез в Петербург, он был назначен «полномочным министром» в Персию для обеспечения выполнения условий договора.

В том же году в августе Александр Грибоедов женился на старшей дочери своего друга - грузинского поэта и общественного деятеля Александра Чавчавадзе - Нине, которую он знал с детства, часто занимался с ней музыкой. Повзрослев, Нина вызвала в душе Александра Грибоедова, человека уже зрелого, сильное и глубокое чувство любви.

Говорят, она была красавица: стройная, грациозная брюнетка, с приятными и правильными чертами лица, с темно-карими глазами, очаровывающая всех своей добротой и кротостью. Грибоедов называл ее Мадонной Мурильо. 22 августа 1828 года в Сионском соборе в Тифлисе их венчали. В церковной книге сохранилась запись: "Полномочный министр в Персии Его императорского Величества статский советник и Кавалер Александр Сергеевич Грибоедов вступил в законный брак с девицею Ниною, дочерью генерал-майора князя Александра Чавчавадзева...". Грибоедову было 33 года, Нине Александровне не было еще и шестнадцати.

После свадьбы и нескольких дней торжеств молодые супруги уехали в имение А. Чавчавадзе в Кахетии в Цинандали. Затем молодая чета отправилась в Персию. Не желая подвергать Нину опасности в Тегеране, Грибоедов на время оставил жену в Тавризе - своей резиденции полномочного представителя Российской империи в Персии, и поехал в столицу на представление шаху один. В Тегеране Грибоедов очень тосковал по своей молодой жене, беспокоился о ней (Нина очень тяжело переносила беременность).

30 января 1829 года толпа, подстрекаемая мусульманскими фанатиками, разгромила русскую миссию в Тегеране. При разгроме посольства русский посланник Александр Сергеевич Грибоедов был убит. Бесчинствующая толпа таскала его изуродованный труп по улицам несколько дней, а потом бросила в общую яму, где уже лежали тела его товарищей. Позже его опознали лишь по изуродованному на дуэли мизинцу левой руки.

Ожидавшая мужа в Тавризе Нина не знала о его смерти; беспокоясь о ее здоровье, окружающие скрывали страшную весть. 13 февраля по настоятельной просьбе матери она покинула Тавриз и поехала в Тифлис. Только здесь ей сказали, что муж мертв. От стресса у нее случились преждевременные роды.

30 апреля прах Грибоедова привезли в Гергеры, где гроб видел A.C. Пушкин, упоминающий об этом в своем "Путешествии в Арзрум". В июне тело Грибоедова прибыло наконец в Тифлис, и 18 июня 1829 года было предано земле близ церкви Св. Давида, согласно желанию Грибоедова, который как-то шутя сказал жене: "Не оставляй костей моих в Персии; если умру там, похорони меня в Тифлисе, в монастыре Св. Давида". Нина исполнила волю мужа. Похоронила его там, где он просил; на могиле мужа Нина Александровна поставила часовню, а в ней - памятник, изображающий молящуюся и плачущую перед распятием женщину - эмблему ее самой. На памятнике следующая надпись: "Ум и дела твои бессмертны в памяти русской; но для чего пережила тебя любовь моя?"

Нина Александровна пережила мужа на 28 лет, она умерла в 1857 году от холеры и погребена рядом со своим любимым.

Александр Сергеевич Грибоедов – известный русский дипломат, но читателю он известен, прежде всего, как величайший писатель и драматург, автор бессмертной комедии «Горе от ума».

Родился Грибоедов 4 января 1795 года (по другим сведениям, 1794) в Москве. Отец его был гвардейским офицером, который мечтал о получении сыном достойного образования и карьеры. Саша учился сначала дома, затем поступил в 1802 (по другим данным 1803) в Благородный пансион при Московском университете.

Учеба в университете

Для получения высшего образования юный Александр Грибоедов в 1806 году поступает на философский факультет Московского университета, лучшего на тот момент учебного заведения России. Он заканчивает юридическое и словесное отделения университета, продолжает образование, посещая лекции для студентов физико-математического отделения.

Юноша выделяется среди товарищей разносторонними талантами и стремлением к получению знаний из отдельных отраслей гуманитарных и точных наук. Он в совершенстве владеет иностранными языками, не только обязательными к знанию, французским и немецким, но и итальянским, и английским. Кроме этого, у него незаурядные музыкальные способности.

Первые шаги Грибоедова в литературе

В 1812 году патриотично настроенный молодой человек добровольцем идет в армию, он служит в Московском гусарском полку, в резервных кавалерийских войсках. В 1814 году в популярном журнале «Вестник Европы» появляются его первые опусы, небольшие письма-заметки, сообщающие о буднях кавалеристов, находящихся в резерве.

Как драматург он выступает в 1815 году, представив на суд публики комедию «Молодые супруги», переработанную пьесу французского писателя. Творение Грибоедова получает свое сценическое воплощение и, одновременно, заслуженную критику известного литератора М.Н.Загоскина. Но молодой писатель не принимает едких замечаний в адрес пьесы, наоборот, отвечает критику ярким памфлетом под названием «Лубочный театр».

Круг общения

Александр Грибоедов входит в петербургское литературное общество, знакомится с литераторами Гречем и Кюхельбекером. Чуть позже его ожидает встреча с гением русской поэзии Александром Пушкиным.

Круг знакомств расширяется, начинается тесное сотрудничество с А.Шаховским, Н.Хмельницким, П.Катениным. В соавторстве с последним в 1817 году написана комедия «Студент», в которой высмеиваются поэты, последователи восторженного Н.Карамзина и сентиментального В.Жуковского. По литературным взглядам Грибоедову были ближе Крылов и Кюхельбекер, Державин и Катенин, Шишков и его компания, так называемые «архаисты».

Карьера и творчество

Грибоедов в 1816 году выходит в отставку и выбирает для жительства Петербург, известный своими культурными традициями. Через год его зачисляют в Коллегию иностранных дел, таким образом, начинается его карьера дипломата. Вскоре он назначен секретарем дипломатической миссии России в Персии. Однако, эта должность – не взлет карьеры, а, скорее, наказание и ссылка, поскольку будущий дипломат позволил себе участие в дуэли, хотя и в качестве секунданта.

Тавриз встречает дипломата и литератора промозглым февралем 1819 года, вероятно, первая встреча с местом будущей службы способствовала написанию поэмы «Путник» (другое название «Странник»), особенно той части, в которой рассказывается о продаже на Тавризском рынке пленного мальчика-грузина.

С 1822 года Грибоедов находится в Тифлисе на дипломатической службе при штабе генерала Ермолова, который является главноуправляющим Грузией. В 1823 – 25 гг. Александр Сергеевич в длительном отпуске, часть из которого он проводит в имении своего приятеля Бегичева под Тулой. Именно здесь летом 1823 года появляются на свет третья и четвертая части комедии «Горе от ума» (первые две, по предположению исследователей творчества, были написаны еще в Тифлисе). А осенью того же года в соавторстве с П.Вяземским Грибоедов пишет «Водевиль», А.Верстовский сочиняет к нему музыку.
В конце 1825 года отпуск заканчивается, и Грибоедову приходится вернуться в Тифлис. Но на первый план выходит литературная деятельность, к сожалению, большая часть из его произведений на сегодняшний день не выявлена или известна фрагментарно.

О больших задумках писателя свидетельствуют план драмы под названием «1812 год», сохранившийся отрывок трагедии «Грузинская ночь», основанной на местных старинных преданиях, еще одно трагедийное произведение, рассказывающее об исторических событиях, происходивших в Армении и Грузии.
В первой половине 1826 года Грибоедов находится под следствием, связанным с выступлением декабристов на Сенатской площади. Компрометирующих сведений о нем не выявлено, в сентябре этого года он возвращается на Кавказ.

Трагический финал биографии Грибоедова

Через год на Грибоедова ложится важная дипломатическая миссия – поддержание отношений с Персией и Турцией. В августе 1828 года Грибоедов в Тифлисе венчается с Надей Чавчавадзе, которая отличается изысканностью манер, человеческими качествами и к тому же необыкновенно красива.
Молодая супруга, ожидающая первенца, провожает мужа до Тебриза, а затем, спустя несколько месяцев возвращается в Тифлис. В Тегеране в те дни было неспокойно, и Грибоедов опасался за жизнь матери и будущего малыша.

Дипломат принимает активное участие в политической, экономической, общественной жизни Кавказского региона, способствует открытию «Тифлисских ведомостей», «рабочего дома» для отбывающих наказание женщин. При его участии подписан Туркманчинский мирный договор с Персией, а вскоре он назначается полномочным министром в эту страну.

Но он рассматривает эту должность как очередную ссылку, а вовсе не монаршую милость. Вместе с посольством он выезжает в Тегеран, где и произошли трагические события. Сотрудники посольства, в том числе и Александр Грибоедов, были жестоко убиты персидскими фанатиками, за которыми стояли шах Фет-Али и его подчиненные, которые не хотели допустить усиления российского влияния на Востоке.

4 января 1795 года трагически окончилась жизнь Александра Грибоедова, великого дипломата, писателя и драматурга. Но его произведения сохранили свою актуальность, они современны как никогда, и любой читатель сегодня может в этом убедиться.

А.С. Грибоедов - знаменитый русский драматург, блестящий публицист, успешный дипломат, один из умнейших людей своего времени. В он вошел как автор одного произведения - комедии "Горе от ума". Однако написанием знаменитой пьесы творчество Александра Сергеевича не ограничивается. Все, за что брался этот человек, носит отпечаток уникальной одаренности. Его судьба была украшена необыкновенными событиями. Жизнь и творчество Грибоедова кратко будут изложены в этой статье.

Детство

Грибоедов Александр Сергеевич появился на свет в 1795 году, 4 января, в городе Москве. Он воспитывался в обеспеченной и родовитой семье. Его отец - Сергей Иванович - на момент рождения мальчика был отставным секунд-майором. Мама Александра - Анастасия Федоровна - в девичестве носила ту же фамилию, что и замужем - Грибоедова. Будущий литератор рос необыкновенно развитым ребенком. В шесть лет он уже владел тремя иностранными языками. В юности он стал легко изъясняться на итальянском, немецком, французском и английском. (древнегреческий и латынь) также были для него открытой книгой. В 1803 году мальчика отдали в благородный пансион при Московском университете, в котором он провел три года.

Юность

В 1806 году Александр Сергеевич поступил в Московский университет. Уже через два года он стал кандидатом словесных наук. Однако Грибоедов, жизнь и творчество которого описываются в данной статье, учебу не оставил. Он поступил сначала на нравственно-политическое отделение, а затем - на физико-математическое. Блестящие способности юноши были очевидны всем. Он мог сделать великолепную карьеру в науке или на дипломатическом поприще, однако в его жизнь внезапно ворвалась война.

Военная служба

В 1812 году Александр Сергеевич вступил добровольцем в Московский гусарский полк, которым командовал Салтыков Петр Иванович. Сослуживцами юноши стали юные корнеты из самых известных дворянских фамилий. Вплоть до 1815 года писатель находился на военной службе. Его первые литературные опыты датируются 1814 годом. Творчество Грибоедова началось с очерка "О кавалерийских резервах", комедии "Молодые супруги" и "Письма из Брест-Литовска к издателю".

в столице

В 1816 году вышел в отставку Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество писателя стали развиваться по совсем другому сценарию. Он познакомился с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером, стал учредителем масонской ложи "Du Bien" и устроился на дипломатическую службу в качестве губернского секретаря. В период с 1815 по 1817 год Александр Сергеевич в соавторстве с друзьями создал несколько комедий: "Студент", "Притворная неверность", "Своя семья или Замужняя невеста". Творчество Грибоедова не ограничивается драматургическими опытами. Он пишет критические статьи ("О разборе вольного перевода Бюргеровской баллады "Ленора") и сочиняет стихи ("Лубочный театр").

На юге

В 1818 году Александр Сергеевич отказался от работы чиновника в США и был назначен секретарем при царском поверенном в Персии. Перед поездкой в Тегеран драматург закончил работу над пьесой "Пробы интермедии". Грибоедов, творчество которого только приобретало известность, по дороге в Тифлис начал вести путевые дневники. Эти записи раскрыли еще одну грань искрометного таланта писателя. Он был самобытным автором иронических путевых заметок. В 1819 году творчество Грибоедова обогатилось стихотворением "Прости, Отечество". Примерно в это же время он заканчивает работу над "Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января ". Дипломатическая деятельность в Персии очень тяготила Александра Сергеевича, и в 1821 году он, по состоянию здоровья, перебрался в Грузию. Здесь он сблизился с Кюхельбекером и сделал первые черновые наброски комедии "Горе от ума". В 1822 году Грибоедов начал работу над драмой "1812".

Столичная жизнь

В 1823 году Александру Сергеевичу удалось на время оставить дипломатическую службу. Он посвятил свою жизнь созданию продолжил работу над "Горем от ума", сочинил стихотворение "Давид", драматургическую сцену "Юность Вещего" и веселый водевиль "Кто брат, кто сестра или Обман за обманом". Творчество Грибоедова, краткое описание которого представлено в этой статье, не ограничивалось литературной деятельностью. В 1823 году увидела свет первая редакция его популярного вальса "e-moll". Кроме того, Александр Сергеевич публиковал дискуссионные записи в журнале "Desiderata". Здесь он полемизирует с современниками по вопросам русской словесности, истории и географии.

"Горе от ума"

В 1824 году совершилось великое событие в истории российской драматургии. Закончил работу над комедией "Горе от ума" А.С. Грибоедов. Творчество этого талантливого человека навсегда осталось в памяти потомков именно благодаря этому произведению. Яркий и афористический стиль пьесы содействовал тому, что она полностью "разошлась на цитаты".

В комедии сочетаются элементы классицизма и новаторских для того времени реализма и романтизма. Беспощадная сатира на столичное аристократическое общество первой половины 19 века поражала своим остроумием. Однако комедия "Горе от ума" была безоговорочно принята российской публикой. Отныне все узнали и оценили литературное творчество Грибоедова. Краткое описание пьесы не может дать полного представления о гениальности этого бессмертного произведения.

Снова на Кавказ

В 1825 году Александру Сергеевичу пришлось отказаться от намеренья съездить в Европу. Литератору необходимо было вернуться на службу, и в конце мая он отправился на Кавказ. Там он выучил персидский, грузинский, турецкий и арабский языки. Накануне поездки на юг Грибоедов закончил перевод фрагмента "Пролог в театре" из трагедии "Фауст". Также ему удалось составить примечания к произведению Д.И. Цикулина "Необыкновенные похождения и путешествия...". По дороге на Кавказ Александр Сергеевич посетил Киев, где пообщался с видными деятелями революционного подполья: С.П. Трубецким, М.П. Бестужевым-Рюминым. После этого некоторое время провел в Крыму Грибоедов. Творчество, краткое изложение которого представлено в данной статье, получило новое развитие в эти дни. Писатель задумал создание эпической трагедии о Крещении на Руси и постоянно вел путевой дневник, который увидел свет только через тридцать лет после кончины автора.

Внезапный арест

После возвращения на Кавказ Александр Сергеевич написал "Хищники на Чегеме" - стихотворение, созданное под впечатлением от участия в экспедиции А.А. Вельяминова. Однако вскоре случилось еще одно судьбоносное событие в жизни литератора. В 1926 году, в январе, он был арестован по подозрению в принадлежности к тайному обществу декабристов. Под угрозой оказались свобода, жизнь и творчество Грибоедова. Краткое изучение биографии писателя дает представление о том, в каком невероятном напряжении он находился все эти дни. Следствию не удалось найти доказательства причастности Александра Сергеевича к революционному движению. Через полгода его освободили из-под ареста. Несмотря на полную реабилитацию, за писателем велось негласное наблюдение еще некоторое время.

Последние годы жизни

В 1926 году, в сентябре, А.С. Грибоедов вернулся в Тифлис. Он снова занялся дипломатической деятельностью. Благодаря его усилиям Россия заключила выгодный Туркманчайский мирный договор. Александр Сергеевич сам доставил текст документа в Петербург, получил должность министра-резидента (посла) в Иране и отбыл на место назначения. По пути он сделал остановку в Тифлисе. Там он встретился с повзрослевшей дочерью своего друга - Ниной Чавчавадзе. Пораженный красотой юной девушки, литератор тут же сделал ей предложение. Он обвенчался с Ниной через несколько месяцев - 22 августа 1828 года. Юную супругу Александр Сергеевич забрал с собой в Персию. Это подарило счастливым супругом еще несколько недель совместной жизни.

Трагическая гибель

В Персии Александру Сергеевичу пришлось тяжело работать. Он постоянно посещал Тегеран, где вел дипломатические переговоры в очень жестком ключе. Русский император требовал от своего посла неумолимой твердости. За это персы прозвали дипломата "жестокосердным". Эта политика принесла свои трагические плоды. В 1929 году, 30 января, русская миссия была уничтожена толпой взбунтовавшихся фанатиков. Погибло тридцать семь человек в посольстве. Среди них оказался А.С. Грибоедов. Его растерзанное тело впоследствии смогли опознать только по травмированной в юности левой руке. Так погиб один из самых одаренных людей своего времени.

Многие литературные проекты так и не успел завершить Грибоедов. Творчество, краткое описание которого предлагается в данной статье, пестрит неоконченными произведениями, талантливейшими набросками. Можно понять, какого даровитого писателя лишилась в тот момент Россия.

Таблица жизни и творчества Грибоедова представлена ниже.

Александр Сергеевич Грибоедов появился на свет.

1806 - 1811 годы

Будущий литератор обучается в Московском университете.

Грибоедов вступает в Московский гусарский полк в звании корнета.

Александр Сергеевич выходит в отставку и начинает светскую жизнь в столице.

Грибоедов становится сотрудником

1815-1817 годы

Драматург пишет свои первые комедии, самостоятельно и в соавторстве с друзьями.

Александр Сергеевич поступает на должность секретаря русской дипломатической миссии в Тегеране.

Писатель закончил работу над стихотворением "Прости, Отечество!"

Грибоедов задействован в качестве секретаря в дипломатической части при генерале А.П. Ермолове, командующим всеми русскими войсками на Кавказе.

Александр Сергеевич заканчивает работу над комедией "Горе от ума".

1826 год, январь

Грибоедов арестовывается по подозрению в связях с бунтовщиками-декабристами.

Александр Сергеевич освобождается из-под стражи.

Начинается русско-персидская война. Грибоедов отправляется служить на Кавказ.

Заключение Туркманчайского мирного договора, подписанного при непосредственном участии Грибоедова

1828 год, апрель

Александр Сергеевич назначается на пост полномочного министра-резидента (посла) в Иран.

Грибоедов сочетается браком с Ниной Чавчавадзе. Место венчания - Тифлисский собор Сиони.

Александр Сергеевич погибает во время разгрома русской миссии в Тегеране.

Даже сокращенный очерк жизни и творчества Грибоедова дает представление о том, какой незаурядной личностью был Александр Сергеевич. Его судьба оказалась короткой, но удивительно плодотворной. До конца своих дней он был предан Родине и погиб, защищая ее интересы. Именно такими людьми должна гордиться наша страна.

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам»: его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер; впрочем, ценили его и «арзамасцы», например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин.

Ещё в годы учёбы в Московском университете (1805) Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение В. А. Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В 1814 году в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» (1816).

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики - отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

В 1817 году Грибоедов принимает участие в написании «Притворной неверности» совместно с А. А. Жандром. Комедия представляет собой обработку французской комедии Николя Барта. В ней появляется персонаж Рославлев, предшественник Чацкого. Это странный молодой человек, находящийся в конфликте с обществом, произносящий критические монологи. В этом же году выходит комедия «Своя семья, или замужняя невеста». Соавторы: А. А. Шаховской, Грибоедов, Н. И. Хмельницкий.

Написанное до «Горя от ума» ещё очень незрело либо создано в соавторстве с более опытными на тот момент писателями ( , ); задуманное после «Горя от ума» - либо вовсе не написано (трагедия о князе Владимире Великом), либо не доведено дальше черновых набросков (трагедии о князьях и Фёдоре Рязанском), либо написано, но в силу ряда обстоятельств не известно современной науке. Из поздних опытов Грибоедова наиболее заметны драматические сцены «1812 год», «Грузинская ночь», «Родамист и Зенобия». Особого внимания заслуживают и художественно-документальные сочинения автора (очерки, дневники, эпистолярий).

Хотя мировая известность и пришла к Грибоедову благодаря лишь одной книге, его не следует считать «литературным однодумом», исчерпавшим свои творческие силы в работе над «Горем от ума». Реконструктивный анализ художественных замыслов драматурга позволяет увидеть в нём талант создателя подлинно высокой трагедии, достойной Уильяма Шекспира, а писательская проза свидетельствует о продуктивном развитии Грибоедова как самобытного автора литературных «путешествий».

«Горе от ума»

Комедия в стихах А. С. Грибоедова - произведение, сделавшее своего создателя классиком русской литературы. Она сочетает в себе элементы классицизма и новых для начала XIX века романтизма и реализма.

Комедия «Горе от ума» - сатира на аристократическое московское общество первой половины XIX века - одна из вершин русской драматургии и поэзии; фактически завершила «комедию в стихах» как жанр. Афористический стиль способствовал тому, что она «разошлась на цитаты».

«Горе от ума» - один из самых цитируемых текстов в русской культуре. Сбылось предсказание Пушкина: «половина стихов должна войти в пословицу». Существует ряд продолжений и переделок «Горя от ума», в том числе «Возврат Чацкого в Москву» Е. П. Ростопчиной (1850-е), анонимное т. н. обсценное «Горе от ума» (конец XIX в.; ср. упоминание и некоторые цитаты в статье Плуцера-Сарно) и др.; для ряда постановок текст комедии радикально перерабатывался (особенно В. Э. Мейерхольдом, вернувшим даже название ранней редакции: «Горе уму»).

Многие фразы из пьесы, включая её название, стали крылатыми.

История создания «Горе от ума»

В историю русской литературы Грибоедов вошел как автор первой русской реалистической комедии «Горе от ума», хотя его перу принадлежат и другие произведения, написанные ранее (комедии «Молодые супруги», «Студент» и другие). Уже ранние пьесы Грибоедова содержали попытки соединения разных стилей с целью создания нового, но подлинно новаторским произведением стала комедия «Горе от ума», открывшая в 1825 году, вместе с трагедией «Борис Годунов» Пушкина, реалистический этап развития русской литературы. Замысел комедии возник в 1820 году (по некотором данным уже в 1816), но активная работа над текстом начинается в Тифлисе после возвращения Грибоедова из Персии. К началу 1822 года написаны первые два акта, а весной и летом 1823 года в Москве завершается первый вариант пьесы. Именно здесь писатель мог пополнить наблюдения над бытом и нравами московского дворянства, «надышаться воздухом» светских гостиных. Но и потом работа не прекращается: в 1824 году возникает новый вариант, имеющий название «Горе и нет ума» (первоначально - «Горе уму»). В 1825 году с большими цензурными сокращениями были напечатаны отрывки из I и III актов комедии, но разрешение на её постановку получить не удалось. Это не помешало широкой известности произведения, которое расходилось в списках. Один из них лицейский друг Пушкина Декабрист И. И. Пущин привез поэту в Михайловское. Комедию приняли восторженно, особенно в декабристской среде. Впервые комедия «Горе от ума» со значительными сокращениями была опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет лишь в 1862 году.

Сюжет «Горе от ума»

Молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий возвращается из-за границы к своей возлюбленной - Софье Павловне Фамусовой, которую не видел три года. Молодые люди росли вместе и с детства любили друг друга. Софья обиделась на Чацкого за то, что тот неожиданно бросил её, уехал в Санкт-Петербург и «не писал трёх слов». Чацкий приезжает в дом Фамусова с решением жениться на Софье. Вопреки его ожиданиям, Софья встречает его очень холодно. Оказывается, она влюблена в другого. Её избранник - молодой секретарь Алексей Степанович Молчалин, живущий в доме её отца. Чацкий не может понять, «кто мил» Софье. В Молчалине он видит только «жалчайшее созданье», не достойное любви Софьи Павловны, не умеющее любить пылко и самоотверженно. Кроме того, Чацкий презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.

Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке.

Алекса́ндр Серге́евич Грибое́дов (4 января года , Москва - 30 января [11 февраля ] года, Тегеран) - русский дипломат , поэт , драматург , пианист и композитор , дворянин . Статский советник (1828) .

Грибоедов известен как homo unius libri - писатель одной книги , блестяще рифмованной пьесы «Горе от ума », которая до сих пор является одной из наиболее часто ставимых в театрах России, а также источником многочисленных крылатых фраз .

Биография

Происхождение и ранние годы

Грибоедов родился в Москве в обеспеченной родовитой семье. Его предок, Ян Гржибовский (польск. Jan Grzybowski ), в начале XVII века переселился из Польши в Россию. Фамилия автора Грибоедов представляет собой не что иное, как своеобразный перевод фамилии Гржибовский . При царе Алексее Михайловиче был разрядным дьяком и одним из пяти составителей Соборного уложения 1649 года был Фёдор Акимович Грибоедов .

Отец писателя - отставной секунд-майор Сергей Иванович Грибоедов (1761-1814). Мать - Анастасия Фёдоровна (1768-1839), в девичестве также Грибоедова.

По свидетельству родственников, в детстве Александр был очень сосредоточен и необыкновенно развит.

Война

Но едва приступили к формированию, как неприятель вошёл в Москву. Полк этот получил повеление идти в Казань, а по изгнании неприятелей, в конце того же года, предписано ему было следовать в Брест-Литовск, присоединиться к разбитому иркутскому драгунскому полку и принять название иркутского гусарского .

8 сентября 1812 г. корнет Грибоедов заболел и остался во Владимире, и вплоть, предположительно, до 1 ноября 1813 г. из-за болезни не появлялся в расположении полка. Прибыв на место службы, он попал в компанию «юных корнетов из лучших дворянских фамилий» - князя Голицына, графа Ефимовского, графа Толстого, Алябьева, Шереметева, Ланского, братьев Шатиловых. С некоторыми из них Грибоедов состоял в родстве. Впоследствии он писал в письме к Бегичеву: «Я в этой дружине всего побыл 4 месяца, а теперь 4-й год как не могу попасть на путь истинный.

До 1815 года Грибоедов служил в звании корнета под командованием генерала от кавалерии А. С. Кологривова . Первые литературные опыты Грибоедова - «Письмо из Брест-Литовска к издателю» , очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secr - относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста .

Восторженно-лирическое «Письмо…» из Брест-Литовска к издателю «Вестника Европы» написано им после награждения Кологривова в 1814 году «орденом Святого Равноапостольского Владимира 1-й степени» и праздника 22 июня (4 июля) в Брест-Литовске, в кавалерийских резервах, по этому поводу .

В столице

В 1815 году Грибоедов приехал в Петербург , где познакомился с издателем журнала «Сын Отечества» Н. И. Гречем и знаменитым драматургом Н. И. Хмельницким.

Весной 1816 года начинающий писатель оставил военную службу, а уже летом опубликовал статью «О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады „Ленора“ - отзыв на критические замечания Н. И. Гнедича о балладе П. А. Катенина «Ольга». Тогда же имя Грибоедова появляется в списках действительных членов масонской ложи «Les Amis Reunis» («Соединённые друзья»).

В начале 1817 года Грибоедов стал одним из учредителей масонской ложи «Du Bien». Летом поступил на дипломатическую службу, заняв должность губернского секретаря (с зимы - переводчика) Коллегии иностранных дел. К этому периоду жизни литератора также относятся его знакомства с А. С. Пушкиным и В. К. Кюхельбекером , работа над стихотворением «Лубочный театр»(ответ на критику М. Н. Загоскина в адрес «Молодых супругов»), комедиями «Студент»[(совместно с П. А. Катениным), «Притворная неверность»(совместно с А. А. Жандром), «Своя семья, или Замужняя невеста» (в соавторстве с А. А. Шаховским и Н. И. Хмельницким).

Дуэль

В 1817 году в Петербурге произошла знаменитая «четверная дуэль» Завадовского-Шереметева и Грибоедова-Якубовича. Повод для дуэли дал именно Грибоедов, привезя балерину Истомину на квартиру своего друга графа Завадовского (Грибоедову в то время было 22 года). Кавалергард Шереметев, любовник Истоминой, вызвал Завадовского. Секундантом Завадовского стал Грибоедов, Шереметева - корнет лейб-уланского полка Якубович.

Грибоедов жил у Завадовского и, будучи приятелем Истоминой, после представления привез её к себе, естественно, в дом Завадовского, где она прожила двое суток. Шереметев был в ссоре с Истоминой и находился в отъезде, но когда вернулся, то подстрекаемый А. И. Якубовичем, вызвал Завадовского на дуэль. Якубович и Грибоедов также обещали драться.

Первыми вышли к барьеру Завадовский и Шереметев. Завадовский, отличный стрелок, смертельно ранил Шереметева в живот. Поскольку Шереметева надо было немедленно везти в город, Якубович и Грибоедов отложили свой поединок. Он состоялся в следующем, 1818 году, в Грузии. Якубович был переведён в Тифлис по службе, там же оказался проездом и Грибоедов, направляясь с дипломатической миссией в Персию .

Грибоедов был ранен в кисть левой руки. Именно по этому ранению удалось впоследствии опознать обезображенный труп Грибоедова, убитого религиозными фанатиками во время разгрома русского посольства в Тегеране .

На востоке

В 1818 году Грибоедов, отказавшись от места чиновника русской миссии в США, получил назначение на должность секретаря при царском поверенном в делах Персии . Перед отъездом в Тегеран завершил работу над «Пробами интермедии». К месту службы отправился в конце августа, спустя два месяца (с кратковременными остановками в Новгороде, Москве, Туле и Воронеже) прибыл в Моздок, по дороге в Тифлис составил подробный дневник с описанием своих переездов.

В начале 1819 года Грибоедов завершил работу над ироничным «Письмом к издателю из Тифлиса от 21 января» и, вероятно, стихотворением «Прости, Отечество!», тогда же отправился в свою первую командировку к шахскому двору. По дороге в Тегеран через Тебриз (январь - март) продолжил вести путевые записки, начатые в прошлом году. В августе вернулся в Тебриз, где принялся хлопотать за участь русских солдат, находившихся в иранском плену. В сентябре во главе отряда пленных и беглецов выступил из Тебриза в Тифлис, куда прибыл уже в следующем месяце. Некоторые события этого путешествия описаны на страницах грибоедовских дневников (за июль и август/сентябрь), а также в повествовательных фрагментах «Рассказ Вáгина» и «Ананурский карантин».

В январе 1820 года Грибоедов снова отправился в Тебриз, дополнив журнал путевых дневников новыми записями. Здесь, обременённый служебными хлопотами, он провёл больше полутора лет. Пребывание в Персии невероятно тяготило писателя-дипломата, и осенью следующего, 1821 года по состоянию здоровья (из-за перелома руки) ему, наконец, удалось перевестись поближе к родине - в Грузию. В Тифлисе он сблизился с прибывшим сюда же на службу Кюхельбекером и начал работу над черновыми рукописями первой редакции «Горя от ума».

С февраля 1822 года Грибоедов - секретарь по дипломатической части при генерале А. П. Ермолове , командовавшим русскими войсками в Тифлисе . Этим же годом нередко датируется и работа автора над драмой «1812 год» (по всей видимости, приуроченная к десятилетнему юбилею победы России в войне с наполеоновской Францией).

В начале 1823 года Грибоедов на время покинул службу и вернулся на родину, в течение двух с лишним лет жил в Москве, в с. Дмитровском (Лакотцы) Тульской губернии, в Петербурге. Здесь автор продолжил начатую на Кавказе работу с текстом «Горя от ума», к концу года написал стихотворение «Давид», драматургическую сцену в стихах «Юность Вещего», водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (в кооперации с П. А. Вяземским) и первую редакцию знаменитого вальса «Е-moll». К этому же периоду жизни Грибоедова принято относить и появление первых записей его «Desiderata» - журнала заметок по дискуссионным вопросам русской истории, географии и словесности.

Следующим, 1824 годом датируются писательские эпиграммы на М. А. Дмитриева и А. И. Писарева («И сочиняют врут! и переводят - врут!..», «Как распложаются журнальные побранки!..»), повествовательный фрагмент «Характер моего дяди», очерк «Частные случаи петербургского наводнения» и стихотворение «Телешовой». В конце этого же года (15 декабря) Грибоедов стал действительным членом Вольного общества любителей российской словесности .

На юге

В конце мая 1825 года, в связи со срочной необходимостью вернуться к месту службы, литератор отказался от намерения посетить Европу и уехал на Кавказ. Накануне этой поездки он завершил работу над вольным переводом «Пролога в театре» из трагедии «Фауст», по просьбе Ф. В. Булгарина составил примечания к «Необыкновенным похождениям и путешествиям…» Д. И. Цикулина, напечатанные в апрельских номерах журнала «Северный архив» за 1825 год. По дороге в Грузию наведался в Киев, где встретил видных деятелей революционного подполья (М. П. Бестужева-Рюмина , А. З. Муравьёва , С. И. Муравьёва-Апостола и С. П. Трубецкого), некоторое время прожил в Крыму, посещая имение своего давнего приятеля А. П. Завадовского . На полуострове Грибоедов разрабатывал план величественной трагедии о Крещении древних русичей и вёл подробный дневник путевых заметок, опубликованный лишь через три десятилетия после смерти автора. По утвердившемуся в науке мнению именно под влиянием южной поездки им была написана сцена «Диалог половецких мужей».

Арест

По возвращении на Кавказ Грибоедов, вдохновлённый участием в экспедиции генерала А. А. Вельяминова , написал известное стихотворение «Хищники на Чегеме». В январе 1826 года был арестован в крепости Грозная по подозрению в принадлежности к декабристам ; Грибоедов был привезён в Петербург, однако следствие не смогло найти доказательств принадлежности Грибоедова к тайному обществу. За исключением А. Ф. Бригена, Е. П. Оболенского , Н. Н. Оржицкого и С. П. Трубецкого , никто из подозреваемых не дал показаний в ущерб Грибоедову.

Возвращение на службу

В сентябре 1826 года вернулся в Тифлис и продолжил дипломатическую деятельность; принял участие в заключении выгодного для России Туркманчайского мирного договора (1828) и доставил его текст в Петербург. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран ; по пути на место назначения вновь провёл несколько месяцев в Тифлисе и женился там 22 августа (3 сентября) года на княжне Нине Чавчавадзе , с которой ему довелось прожить всего несколько недель.

Гибель в Персии

Иностранные посольства располагались не в столице, а в Тавризе , при дворе принца Аббаса-Мирзы , но вскоре по прибытии в Персию миссия отправилась представляться Фетх Али-шаху в Тегеран . Во время этого визита Грибоедов погиб: 30 января 1829 года (6 шаабана 1244 года хиджры) толпа из тысяч взбунтовавшихся персов перебила всех находившихся в посольстве, кроме секретаря Мальцова.

Обстоятельства разгрома русской миссии описываются по-разному, однако Мальцов был очевидцем событий, и он не упоминает о гибели Грибоедова, только пишет, что человек 15 оборонялись у дверей комнаты посланника. Мальцов пишет, что было убито 37 человек в посольстве (все, кроме него одного) и 19 тегеранских жителей. Сам он спрятался в другом помещении и, по сути, мог описать только то, что слышал. Все те, кто сражались - погибли, и прямых свидетелей не осталось.

Риза-Кули пишет, что был убит Грибоедов с 37 товарищами, а из толпы было убито 80 человек. Его тело было настолько изуродовано, что его опознали только по следу на кисти левой руки, полученному в знаменитой дуэли с Якубовичем .

Тело Грибоедова было доставлено в Тифлис и погребено на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида .

Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего внука. В возмещение пролитой крови он привёз Николаю I богатые дары, в их числе был алмаз «Шах» . Некогда этот великолепный алмаз, обрамлённый множеством рубинов и изумрудов , украшал трон Великих Моголов . Теперь он сияет в коллекции Алмазного фонда московского Кремля.

На могиле вдова Грибоедова Нина Чавчавадзе поставила ему памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?» .

Последним годам жизни А. С. Грибоедова Юрий Тынянов посвятил роман «Смерть Вазир-Мухтара» (1928).

Творчество

По литературной позиции Грибоедов относится (по классификации Ю. Н. Тынянова) к так называемым «младшим архаистам» : его ближайшие литературные союзники - П. А. Катенин и В. К. Кюхельбекер ; впрочем, ценили его и «арзамасцы », например, Пушкин и Вяземский, а среди его друзей - такие разные люди, как П. Я. Чаадаев и Ф. В. Булгарин .

Ещё в годы учёбы в Московском университете () Грибоедов пишет стихотворения (до нас дошли только упоминания), создает пародию на произведение Озерова «Дмитрий Донской» - «Дмитрий Дрянской». В в «Вестнике Европы» выходят две его корреспонденции: «О кавалерийских резервах» и «Письмо редактору». В 1815 году он публикует комедию «Молодые супруги» - пародию на французские комедии, составлявшие русский комедийный репертуар в то время. Автор использует очень популярный жанр «светской комедии» - произведения с небольшим числом персонажей и установкой на остроумность. В русле полемики с Жуковским и Гнедичем о русской балладе Грибоедов пишет статью «О разборе вольного перевода „Леноры“» ().

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

«Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» - вершина русской драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся «разошлась на цитаты».

«Никогда ни один народ не был так бичуем, никогда ни одну страну не волочили так в грязи, никогда не бросали в лицо публике столько грубой брани, и, однако, никогда не достигалось более полного успеха» (П. Чаадаев . «Апология сумасшедшего»).

  • Грибоедов владел 3 иностранными языками в 6-летнем возрасте. Он свободно владел французским , английским , немецким и итальянским , понимал латынь и древнегреческий . Позже, будучи на Кавказе, он выучил арабский , грузинский , персидский и турецкий языки.

Память

  • В Москве существует институт имени А. С. Грибоедова - ИМПЭ им. Грибоедова
  • В центре Еревана есть памятник А. С. Грибоедову (автор Оганес Беджанян, 1974 год), а в 1995 году была выпущена почтовая марка Армении, посвящённая Грибоедову.
  • В Алуште памятник А. С. Грибоедову установлен в 2002 году, к 100-летнему юбилею города.
  • О пребывании А. С. Грибоедова в Симферополе напоминают мемориальные доски (на фасаде здания бывшего трактира «Афины», где в 1825 году предположительно гостил драматург).
  • В Тбилиси есть театр имени А. С. Грибоедова, памятник (автор М. К. Мерабишвили)
  • Улицы Грибоедова есть в Брянске , Екатеринбурге , Красноярске , Рязани , Иркутске ряде других городов и поселений России, Украины. А также в Ереване (Карты Google), Севане , Минске , Витебске (), Симферополе , Тбилиси , Виннице , Хмельницком , Ирпене , Белой Церкви .
  • Канал Грибоедова (до 1923 года - Екатерининский канал) - канал в Санкт-Петербурге
  • Бюст Грибоедова установлен на фасаде Одесского театра оперы и балета

В филателии

В нумизматике

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 11.1816 - 08.1818 года - доходный дом И. Вальха - набережная Екатерининского канала, 104;
  • 01.06. - 07.1824 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
  • 08. - 11.1824 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Погодина - Торговая улица, 5;
  • 11.1824 - 01.1825 года - квартира П. Н. Чебышева в доходном доме Усова - Николаевская набережная, 13;
  • 01. - 09.1825 года - квартира А. И. Одоевского в доходном доме Булатова - Исаакиевская площадь, 7;
  • 06.1826 года - квартира А. А. Жандра в доме Егермана - набережная реки Мойки, 82;
  • 03. - 05.1828 года - гостиница «Демут» - набережная реки Мойки, 40;
  • 05. - 06.06.1828 года - дом А. И. Косиковского - Невский проспект, 15.

Награды

Издания сочинений

  • Полное собрание сочинений. Т. 1-3. - П., 1911-1917.
  • Сочинения. - М., 1956.
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов. - М.: Наука, 1969. (Литературные памятники).
  • Горе от ума. Издание подготовил Н. К. Пиксанов при участии А. Л. Гришунина. - М.: Наука, 1987. - 479 с. (Второе издание, дополненное.) (Литературные памятники).
  • Сочинения в стихах. Сост., подгот. текста и примеч. Д. М. Климовой. - Л.: Сов. писатель, 1987. - 512 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье).
  • Полное собрание сочинений: В 3 т. / Под ред. С. А. Фомичева и др. - СПб., 1995-2006.

Музеи

  • «Хмелита » - Государственный историко-культурный и природный музей-заповедник А. С. Грибоедова

См. также

  • La biografía de Aleksandr Griboiédov y el texto completo de El mal de la razón en español en el siguiente enlace: http://olegshatrov.wordpress.com/letra/ . Traducción, prólogo y notas de Oleg Shatrov. Madrid, 2009.

Примечания

  1. Дата рождения Грибоедова - особый вопрос. Варианты: , , , , 1795 года . 1795 год указан в первом формулярном списке (автобиография при зачислении в должность), на этот год указывает вдова А. С. Грибоедова Нина Чавчавадзе, некоторые друзья. Во втором формулярном списке Грибоедов указывает уже 1794 год . Булгарин и Сенковский указывают соответственно и 1792 годы . 1790 год есть в служебных бумагах после 1818 года , в бумагах следствия по восстанию 14 декабря 1825 года . При этом известно, что в 1792 году родилась сестра, в 1795 году - брат. Из этого исследователи делают вывод, что основательными являются версии или 1794 года . Необходимо отметить, что Грибоедов мог умышленно скрывать дату рождения, если таковая относится к 1790 году - в этом случае он родился до брака родителей. В 1818 году он получил чин, дающий право на потомственное дворянство, и мог уже обнародовать год рождения, это не лишало его привилегий.
  2. «Личность Грибоедова» С. А. Фомичев. (Проверено 4 июля 2009)
  3. Унбегаун Б. О. Русские фамилии. - М. : Прогресс, 1989. - С. 340
  4. ФЭБ: Николаев и дрр. Из истории семьи Грибоедовых. - 1989 (текст).
  5. См. также Полевые Локотцы , где в 1823 году у Бегичева гостил Грибоедов
  6. http://bib.eduhmao.ru/http:/libres.bib.eduhmao.ru:81/http:/az.lib.ru/g/griboedow_a_s/text_0060.shtml С. Н. Бегичев «Записка об А. С. Грибоедове»
  7. ФЭБ: Свердлина. В военные годы. - 1989
  8. Минчик С. С. Грибоедов и Крым. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. - С. 94-96.
  9. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  10. Минчик С. С. Грибоедов и Крым. - Симферополь: Бизнес-Информ, 2011. - С. 115-189.
  11. Серия: Выдающиеся личности России
  12. Александр Грибоедов и Нина Чавчавадзе
  13. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность (глава 6)
  14. Александр Грибоедов. Его жизнь и литературная деятельность - А. М. Скабичевский

Литература

  • А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. - М., 1929.
  • А. С. Грибоедов в воспоминаниях современников. - М., 1980.
  • А. С. Грибоедов в русской критике. - М., 1958.
  • А. С. Грибоедов как явление истории и культуры. - М., 2009.
  • А. С. Грибоедов, 1795-1829. - М., 1946.
  • А. С. Грибоедов: Его жизнь и гибель в мемуарах современников. - Л., 1929.
  • А. С. Грибоедов: Материалы к биографии. - Л., 1989.
  • А. С. Грибоедов. - М., 1946. - (Литературное наследство; Т. 47/48).
  • А. С. Грибоедов. Жизнь и творчество. Альбом. - М., 1994.
  • А. С. Грибоедов. Творчество. Биография. Традиции. - Л., 1977.
  • Балаян Б. П. Кровь на алмазе «Шах»: трагедия А. С. Грибоедова. - Ереван, 1983.
  • Веселовский А. Н. А. С. Грибоедов (биография). - М., 1918.
  • Грибоедов: энциклопедия. - СПб., 2007.
  • Грибоедовские места. - М., 2007.
  • Грибоедовские чтения. - Вып. 1. - Ереван, 2009.
  • Дубровин А. А. А. С. Грибоедов и художественная культура его времени. - М., 1993.
  • Ениколопов И. К. Грибоедов в Грузии. - Тбилиси, 1954.
  • Киреев Д. И. А. С. Грибоедов. Жизнь и литературная деятельность. - М.-Л., 1929.
  • Коган П. С. А. С. Грибоедов. - М.-Л., 1929.
  • Лебедев А. А. Грибоедов. Факты и гипотезы. - М., 1980 .
  • Летопись жизни и творчества А. С. Грибоедова, 1791-1829. - М., 2000.
  • Лицо и гений. Зарубежная Россия и Грибоедов. - М., 2001.
  • Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: литературное окружение и восприятие (XIX - нач. ХХ в.). - Л., 1983.
  • Мещеряков В. П. Жизнь и деяния Александра Грибоедова. - М., 1989.
  • Минчик С. С. Грибоедов и Крым. - Симферополь, 2011.
  • Мясоедова Н. О Грибоедове и Пушкине: (Статьи и заметки). - СПб., 1997.
  • «На пути…». Крымские записки и письма А. С. Грибоедова. Год 1825. - СПб., 2005.
  • Нечкина М. В. А. С. Грибоедов и декабристы. - 3-е изд. - М., 1977.
  • Нечкина М. В. Следственное дело А. С. Грибоедова. - М., 1982.
  • Орлов В. Н. Грибоедов. - Л., 1967.
  • Петров С. М. А. С. Грибоедов. - 2-е изд. - М., 1954.
  • Пиксанов Н. К. Грибоедов. Исследования и характеристики. - Л., 1934.
  • Попова О. И. А. С. Грибоедов в Персии, 1818-1823 гг. - М., .
  • Попова О. И. Грибоедов - дипломат. - М., 1964.
  • Проблемы творчества А. С. Грибоедова. - Смоленск, 1994.
  • Пыпин А. Н. А. С. Грибоедов. - Птг., 1919.
  • Скабичевский А. М. А. С. Грибоедов, его жизнь и литературная деятельность. - СПб., 1893.
  • Степанов Л. А. Эстетическое и художественное мышление А. С. Грибоедова. - Краснодар, 2001.
  • «Там, где вьется Алазань…». - Тбилиси, 1977.
  • Тунян В. Г. А. С. Грибоедов и Армения. - Ереван, 1995.
  • Тынянов Ю. Н. Смерть Вазир-Мухтара. - М., 2007.
  • «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской». К 200-летию со дня рождения А. С. Грибоедова. - СПб., 1995.
  • Филиппова А. А. А. С. Грибоедов и русская усадьба. - Смоленск, 2011.
  • Фомичёв С. А. Александр Грибоедов. Биография. - СПб., 2012.
  • Фомичев С. А. Грибоедов в Петербурге. - Л., 1982.
  • Хечинов Ю. Е. Жизнь и смерть Александра Грибоедова. - М., 2003.
  • Хмелитский сборник. - А. С. Грибоедов. - Смоленск, 1998.
  • Хмелитский сборник. - Вып. 2. Грибоедов и Пушкин. - Смоленск, 2000.
  • Хмелитский сборник. - Вып. 9. А. С. Грибоедов. - Смоленск, 2008.
  • Хмелитский сборник. - Вып. 10. А. С. Грибоедов. - Смоленск, 2010.
  • Цимбаева Е. Н. Грибоедов. - 2-е изд. - М., 2011.
  • Шостакович С. В. Дипломатическая деятельность А. С. Грибоедова. - М., 1960.
  • Эристов Д. Г. Александр Сергеевич Грибоедов. (1795-1829). - Тифлис, 1879.
  • Bonamour J. A. S. Griboedov et la vie littéraire de son temps. - Paris, 1965.
  • Hobson M. Aleksandr Griboedov"s Woe from Wit: A Commentary and Translation. - London, 2005.
  • Kelly L. Diplomacy and murder in Tehran: Alexander Griboyedov and Imperial Russia’s Mission to the Shah of Persia. - London, 2002.
  • Kosny W. A. S. Griboedov - Poet und Minister: Die Zeitgenossische Rezeption seiner Komödie «Gore ot uma» (1824-1832). - Berlin, 1985.
  • Lembcke H. A. S. Griboedov in Deutschland. Studie zur rezeption A. S. Griboedovs und der Ubersetzung seiner Komodie "Gore ot uma" in Deutschland im 19. und 20. Jahrhundert. - Stockholm, 2003.

Ссылки

  • Александр Сергеевич Грибоедов в видеопроекте "Клуб до 40".
  • Александр Сергеевич Грибоедов в видеопроекте "Тайны века".
  • Александр Сергеевич Грибоедов в проекте "А. С. Грибоедов и Крым".
  • Александр Сергеевич Грибоедов в проекте "Библиотека Мошкова".
  • Александр Сергеевич Грибоедов в проекте "Владимирские ведомости".
  • Александр Сергеевич Грибоедов в проекте "Фундаментальная электронная библиотека".
  • Ашрафи Рад М. Жизнь и творчество А. С. Грибоедова как семиотический объект исследования. Москва, 2011.
  • Васильев С. А. Христианские мотивы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».
  • Ведомые гением Грибоедова // Крымская правда. 2012. № 102. С. 3
  • Вильк Е. А. Пушкинский конспект «Истории» Карамзина и замысел трагедии о половцах Грибоедова // Пушкин и его современники. Вып. 3 (42). 2002. C. 255-263.