3 предложения о тургеневе. Биография тургенева

Тема урока: « Возникновение земледелия и скотоводства».

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
  • Дидактический раздаточный материал для работы групп
  • Листы самоконтроля
  • Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2014
  • Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014

Основные даты : около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока : урок – игра

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

Здравствуйте ребята. Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20

Актуализация знаний.

  1. Как была открыта пещерная живопись?
  2. Почему первобытные художники изображали мамонтов, бизонов, оленей, лошадей? Какую роль играли эти звери в жизни людей?
  3. Какие древнейшие религиозные верования вы знаете?
  4. Как первобытные люди представляли себе жизнь предков в «стране мертвых»?

Учитель : Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.

  • Что вы ели вчера и сегодня?
  • Из каких продуктов приготовлены эти блюда?
  • Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?
  • Откуда брали пищу самые первые люди?
  • Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?
  • Так какие же ваши предположения по поводу нашей темы?

Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)

Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?

Мотивация

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 т.л.н. в Западную Азию .

Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.

Родовая община - это коллектив людей, связанных между собой родством.

Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.

Роль старейшин в родовых общинах :

1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.

2. Разрешает споры внутри рода.

Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.

Записывают схему.

Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.

После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.

Работа в группах :(10 мин).

Группы

Проблемное задание

Род Лошади

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1

Род Бизона

Приручение животных

22 п.2

Род Медведя

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину, мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__.

2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____.

Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4

Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).

Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).

Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов.

Закрепление (вопросы выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).

1. Земледелие возникло из:

А) охоты

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

2. Найдите лишнее:

В земледельческих работах применяли :

А) мотыгу

Б) серп

В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Скотоводство возникло из:

А) охоты

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

А) тигр

Б) лошадь

В) корова

Г) собака

5.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

А) изготовление рыцарских доспехов

Б) гончарство

В) прядение

Г) ткачество

6.Гончарство – это:

А) изготовление нитей

Б) изготовление глиняной посуды

В) изготовление ткани

Г) строительство жилищ

7. Выберите неправильный ответ:

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

А) составляли племя

Б) состояли из больших семей

В) управлялись советом старейшин

Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля. Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода.путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

Обсудим проблемную ситуацию

Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Рефлексия:

  • Что на уроке было главным?
  • Что было интересным?
  • Что нового я узнал на уроке?
  • Чему научился?

Домашнее задание:

п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14

Список использованной литературы:

  1. Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты)
  2. Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. В.Г.Носков. – М.: Мысль, 1990 (эпиграф)
  3. Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

Лист Самоконтроля

вопроса

ответ

баллы

Лист Самоконтроля

Учащегося 5 А Класса __________________________________________

вопроса

ответ

баллы

В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

Всего баллов____________ Оценка ___________________

баллы

В вопросах за каждый правильный ответ 1 – балл, 0 – за неправильный ответ

Всего баллов____________ Оценка ___________________

Род Лошади

Мотыжное земледелие.

Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю… ., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21- 22 п.1

Род Бизона

Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:

Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..

Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр. 22 п.2

Род Медведя

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова:

Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.3


  • Развивающая:

Воспитательная:

Основные понятия:

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран

Ход урока:

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:

  • Что вы ели вчера и сегодня?

Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям - земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача:

Мотивация (слайд 2).

Учитель: хронолет, в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

племя

Изучение нового материала:

Учитель: Племя родовых общин:

Выберите старейшину

Работа в группах

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Начало:

Слова-помощники:

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились посуду и одежду.

Слова-помощники:

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по теме: " Возникновение земледелия и скотоводства" »

Возникновение земледелия и скотоводства.

План урока в 5 классе по истории Древнего мира.

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей.

Задачи:

    Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводство и ремесел для первобытных людей.

    Развивающая: развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин.

Оборудование:

    Компьютер

    Мультимедийный проектор

    Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

    Дидактические раздаточные материалы для работы групп (в конспекте урока в таблице)

    Таблички на столах с названиями «родовых общин»

    Листы самоконтроля (приложение 1)

Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. М., Просвещение,2014

    Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений/ А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.-М., Просвещение, 2012.

Основные даты: около 10 т.л.н.- возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока: урок-игра «Народное собрание»

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения.

Ход урока:

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель:

    Что вы ели вчера и сегодня?

    Из каких продуктов приготовлены эти блюда?

    Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему?

    Откуда брали пищу самые первые люди?

    Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Мотивация (слайд 2).

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса машина - хронолет, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т.л.н. в Западную Азию.

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давйте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирание племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня (слайд 3) состоит из трех родовых общин: род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов- больше возможности выжить…

Работа в группах:

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова - помощники:

Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…, поэтому…

Слова-помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логового кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Постепенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло ремесло.

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова: Мы научились посуду и одежду.

1.Сплетенную из веток и обмазанную ___________ корзину, мы поставили в ___________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ____________.

2.Из ______________ животных и волокон ___________ мы научились скручивать _______________. Так мы изобрели __________.

3.Из нитей на_____________ мы изготовили ________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ______________.

Слова-помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 4, 7, 8).

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода- решение тестов.

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и пристально уточняющее вопросы:

Закрепление: вопросы группам (после отчета «старейшины»)

Земледелие: Что такое земледелие?

1 .Земледелие возникло из: 2 . Найдите лишнее:

А) охоты В земледельческих работах применяли:

Б) собирательство А) мотыгу

В) рыболовства Б) серп

Г) ремесла В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Земледелие возникло: Скотоводство: что такое скотоводство?

А) более 2 млн.л.н. в Восточной Африке 4. Скотоводство возникло из:

Б) около 40 тыс.л.н. в Северной Африке А) охоты

В) около 10 тыс.л.н. в Западной Азии Б) собирательства

Г) около 7 тыс.л.н. в Двуречье В) рыболовства

(р-т З.13) Г) ремесла

5. Первое животное, которое приручили 6. Назовите принцип, объединяющий эти

древние люди был(а): понятия:

А) тигр Собирательство и земледелие, охота и

Б) лошадь скотоводство

В) корова А) эти занятия позволили первобытным

Б) собака людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время

с земледелием, охота- со скотоводство

Ремесло: 8. Какое ремеслоне возникло у первобытных

Что такое ремесло? А) изготовление рыцарских доспехов

А) обработка земли Б) гончарство

Б) разведение скота В) прядение

В) изготовление Г) ткачество

Г) продажа товаров

9. Гончарство – это: 10. Выберите неправильный ответ:

А) изготовление нитей Несколько родовых общин, живущих

Б) изготовление глиняной посуды в одной местности:

В) изготовление тканей А) составляли племя

Г) строительство жилищ Б) состояли из больших из семей

В) управлялись советом старейшин

Общий вопрос (слайд 9).

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

Г) земледелие

Д) ремесла

Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Проверка правильности ответов, выставление и подсчетов баллов. За каждый правильный ответ- 1 балл учащиеся ставят в лис самоконтроля.

Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода путем суммирования отметок (или баллов), у каждого «рода» больше способность выживанию

Учитель: Какие общие выводы вы сделали (слайд 10)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство из охоты

2. На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3. У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом

4. Уровень жизни людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.

Практическая направленность (слайд 11):

    Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым?(можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.)

    От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

    Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т.д.)

Рефлексия: (слайд 12).

    Что на уроке было главным?

    Что было интересным?

    Что нового я узнал на уроке?

    Чему научился?

Домашнее задание:

Список использованной литературы:

    Брандт М.Ю. История древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод.пособие. –М: Дрофа,2012(некоторые тесты)

    Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания/сост. В.Г.Носков. - М.:Мысль,1990(эпиграф)

    Старобинская Г.И. Вопросы и задания по истории Древнего мира: 5 класс. - М.:АРКТИ,2011

Приложение 1.

Лист самоконтроля

Учащегося 5 _____ класса ________________

№ вопроса

В вопросах за каждый правильный ответ – 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

Всего баллов:____________________ Оценка:___________________

По истории Древнего мира

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей

Задачи :

    Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей Развивающая : развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия : Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

Оборудование:

    Компьютер Мультимедийный проектор Экран Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства» Дидактический раздаточный материал для работы групп (в конспекте урока в таблице) Таблички на столах с названиями «родовых общин» Листы самоконтроля (приложение 2) Понятия, дата, проблемный вопрос – таблички на доске Таблица «Орудия труда и транспорт. Древний мир» Годер тетрадь по истории Древнего мира. 5 кл. в 2 вып. - М., Просвещение, 2008

· Вигасина древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / , . – М., Просвещение, 2007

Основные даты : около 10 т. л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока : урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока : урок – игра «Народное собрание»

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровьесберегающей, группового обучения, опережающего обучения

Ход урока:

Эпиграф: Сердцу, ищущему лени, строгих знаний не найти.

Если лбу мила подушка – не дружить ему с венцом.

Нет стране благополучья, царь не ведает победы

Там, где люди, разленившись, ходят с заспанным лицом.

Унсури

Актуализация знаний (слайд 1). Учитель :

    Что вы ели вчера и сегодня? Из каких продуктов приготовлены эти блюда? Можете ли вы прожить без еды, одежды, посуды, жилья и др. Почему? Откуда брали пищу самые первые люди? Всегда ли обеспечивали людей пищей собирательство и охота?

Учитель : Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.

(Запись темы урока.)

Ваша задача: сделать вывод: от чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

Обратите внимание на эпиграф урока (слайд 2): в чем смысл этих слов? (попробуйте их объяснить в конце урока)

Мотивация (слайд 3).

Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - хронолет , на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени в первобытность, на 10 т. л.н. в Западную Азию .

Но что это? Мы видим сигнал бедствия, который подает племя Огня. Давайте приземлимся и выясним, в чем дело?

Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины племени возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания племени.

Как мы можем им помочь? Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения племени от гибели.

Изучение нового материала:

Учитель: Племя Огня (слайд 4) состоит из трех родовых общин : род Бобра, род Орла и род Ящерицы (делимся на 3 группы учащихся).

Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом на Народном собрании.

После выступления каждого старейшины мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить..

Работа в группах (слайд 5):

Проблемное задание

Род Бобра

Мотыжное земледелие

Составьте рассказ по картинкам в презентации (слайд 6) о возникновении земледелия, используя слова – помощники :

Начало : Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники : каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.1

Приручение животных

Возникновение скотоводства.

Найдите не менее 4 ошибок в тексте:

Часто на охоте наши мужчины замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали тигры. Иногда они раньше них настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали тигры. Дикие тигры подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре­дупреждая рычанием о приближении других хищников.

Тигр стал первым домашним животным, он помогал нам на охоте, находили логово кабана. Наши охотники убивали зверя и маленьких поросят. Так же поступали с пойманны­ми козлятами. Живя около нас, животные привыкали. Посте­пенно мы приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник­ло ремесло.

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.20 п.2

Род Ящерицы

Возникновение ремесел

Возникновение ремесел.

Вставьте пропущенные слова : Мы научились изготавливать посуду и одежду.

1. Сплетенную из веток и обмазанную____________ корзину, мы поставили в _____________. Прутья сгорели, остался крепкий ________________. Мы изобрели ______________________.

2. Из ____________ животных и волокон __________ мы научились скручивать ______________. Так мы изобрели ______________.

3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________.

Слова – помощники : кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество

Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.3

Народное собрание : О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются картинки на слайдах 6,8,10).

Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов (слайды 7,9,11).

Учитель: Племя Огня следит за вашей работой, и прислало уточняющие вопросы:

Закрепление: вопросы группам (после отчета каждого «старейшины»):

Земледелие: Что такое земледелие? (слайд 7)

1. Земледелие возникло из:

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

2. Найдите лишнее:

В земледельческих работах применяли :

А) мотыгу

В) каменный топор

Г) гончарный круг

3. Земледелие возникло:

А) более 2 млн. л.н. в Восточной Африке

Б) около 40 тыс. л.н. в Северной Африке

В) около 10 т. л.н. в Западной Азии

Г) около 7 т. л.н. в Двуречье


Скотоводство: Что такое скотоводство? (слайд 9)

4. Скотоводство возникло из:

Б) собирательства

В) рыболовства

Г) ремесла

5. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):

Б) лошадь

В) корова

Г) собака

6. .Назовите принцип, объединяющий эти понятия:

Собирательство и земледелие, охота и скотоводство

А) эти занятия позволили первобытным людям выжить в борьбе с природой

Б) собирательство возникло в одно время с земледелием, охота - со скотоводством

В) из собирательства возникло земледелие, из охоты - скотоводство

Ремесло (слайд 11):

7.Что такое ремесло?

А) обработка земли

Б) разведение скота

В) изготовление изделий

Г) продажа товаров

8.Какое ремесло не возникло у первобытных людей

А) изготовление рыцарских доспехов

Б) гончарство

В) прядение

Г) ткачество

9.Гончарство – это:

А) изготовление нитей

Б) изготовление глиняной посуды

В) изготовление ткани

10. Выберите неправильный ответ:

Несколько родовых общин, живущих в одной местности:

А) составляли племя

Б) состояли из больших семей

В) управлялись советом старейшин

Общий вопрос (устно – слайд 12)

Распределите занятия по типам хозяйства (в таблице):

А) собирательство

Б) скотоводство

Г) земледелие

Д) ремесла


Присваивающее хозяйство

Производящее хозяйство

Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля.

(слайд 13) Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода. путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.

Учитель : Какие общие выводы вы сделали (слайд 14)? Какую программу спасения мы предложим племени Огня?

1.10 т. л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.

2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство

3.У людей стало больше свободного времени , они стали заниматься ремеслом

4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода племени Огня нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот

Практическая направленность (слайд 15):

    Как вы думаете, можно ли вам применить полученные сегодня знания в своей будущей взрослой жизни, в обеспечении своей семьи необходимым? (можно организовать малый бизнес: мальчикам заняться фермерством, сеять зерновые, разводить скот, строительством, девочкам заниматься огородничеством, прядением, шитьем, росписью посуды и др.) Проранжируйте условия, необходимые человеку для организации малого бизнеса: порядочность, деньги, бережливость, трудолюбие, активность, экономность, здоровье (обращение к эпиграфу – слайд 16) Как вы поняли смысл высказывания? От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества? Какой ваш главный труд сегодня? (Будет образование - будет и профессия, и свое дело, и деньги, и благополучие и т. д.)

Рефлексия:

    Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового я узнал на уроке? Чему научился?

Домашнее задание:

п.4 № 16 в рабочей тетради (решить кроссворд)

Список использованной литературы:

Брандт древнего мира. Тесты. 5 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2002 (некоторые тесты) Перекличка веков: Размышления, суждения, высказывания / Сост. . – М.: Мысль, 1990 (эпиграф) Старобинская и задания по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2003

Приложение 1. Таблички на доске

1. От чего зависит благополучие человека, его семьи, общества?

2. 10 тысяч лет назад

Западная Азия

3.Земледелие

Каменный топор

Зернотерка

4.Скотоводство

Ремесла

Гончарство

Прядение

Ткачество

Приложение 2. Лист самоконтроля

учащегося 5 ___ класса ________________________________

№ вопроса

В вопросах за каждый правильный ответ - 1 балл, 0 баллов – за неправильный ответ

Всего баллов: ________ Оценка: ____________

См. приложение 1

15.12.2015

Образ славянской Богини Йогини-Матушки очерняют тысячу лет , но до конца превратить её в злодейку так и не смогли. В трудную минуту Иваны-Царевичи и Иваны-дураки приходят именно к Бабе Яге, та их и покормит, и баньку им истопит, на печь спать уложит, а поутру Путь укажет, клубок волшебный подарит, проблемы поможет решить и т.д. Нет ни одной сказки, где бы Баба Яга съела бы ребёнка или человека, она только лишь пугает их, испытывает и обучает.

Подмена образа молодой светлой Богини на горбатую старуху-каннибала, которая крадёт и жарит в печи маленьких детей, стала возможной потому, что тысячу лет назад, когда наступили смутные времена и стало забываться Родное славянское миропонимание, Огненный обряд очищения детей стал восприниматься как сожжение детей .

Как красавица Йогиня стала Бабой Ягой

Страшная Баба Яга, да ещё на костяной ноге - это тот сказочный персонаж, которого мы знаем с раннего детства. Образ, пришедший к нам вместе с колобком и репкой из «старины глубокой». Однако тот период, то время на Руси, о котором повествуется в сказках, всё же не Древняя Русь, это относительно недавнее время, период образования на Руси государственности. Уже во многих сказках имеется князь, богатырь служит в дружине, многие герои уже люди крещёные… а Баба Яга - косматое, страшное, злобное чудовище, которое ворует маленьких детей, да и жарит-варит их, чтобы съесть! Однако, существует ещё и Русь по-настоящему древняя, со своим укладом, своей культурой, своими Богами и обрядами служения им, со своими героями и героинями. Так вот, ещё до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соловья Разбойника жила-была прекрасная, юная богиня, с карезелёными роскошными глазами и мягкими длинными русыми косами - Йогиня. Всем она была хороша - и красива, и добра необычайно. И щеголяла она в Золотых сапожках, которые носили её по белу свету. И была у неё особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Вечнопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то пешком, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая безпризорных детей-сирот.

В каждой Славяно-Арийской Веси и в каждом граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучаемой ею доброте, нежности, кротости, любви и её нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали ей, где живут дети-сироты.

Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью. Кто - Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту - Йогиней-Матушкой. Детей-сирот Йогиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у подножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от гибели представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.

В предгорном Скиту, где Йогиня-Матушка проводила детей через Огненный обряд посвящения Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы.

Рядом с горным Капищем Рода, в скале было специальное углубление, которое Жрецы называли Пещь Ра. Из него выдвигался каменный помост, разделенный выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра и Йогиня поджигала хворост.

Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означало, что дети-сироты проходят посвящение Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.

Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помещения Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а став взрослыми, эти юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой род. Однако с началом смутных времён, когда появилась необходимость отвлечь народ от древних знаний, образ красивой молодой Богини подменили образом злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт детей, жарит их в печи, а потом поедает. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать Богиней всех детей.

Скит Йогини-Матушки

Скит - это поселение с Капищем или Святилищем. Предгорный Скит Бабы Яги находился в дремучем лесу и был огорожен высоким круглым тыном (забором). А что было у Бабы Яги за тыном, что скрывал и охранял этот обережный круг? Избушку на курьих ножках, из которой, как в сказках говорится, вылетала Баба Яга на летательном аппарате с двигателем в одну нечистую силу. Но мало кто обращает внимание, что избушка не на куриных, а на курьих ножках . Что это за «курьи ножки»? Курьи - это дымовые ножки, т.к. это старое понятие, означающее дымить, производить дым (как, например, понятие - вулкан, который курится, или Курильские острова , на которых курящиеся гейзеры). На самом деле это домик на дымовых и огненных основах, т. е. летательный аппарат (огненная Небесная колесница). Он ещё имел степень вращения, которая приводилась в действие голосом, когда говорили: “Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а ко мне передом”. Кроме того, в сказках избушка или дымовая область под ней являлась единственным проходом в иной Мир, т.е. зашёл и оказался в другом месте (в каком пожелаешь, в том и очутишься). Поэтому на подворье Бабы Яги часто было много всевозможной жити и нежити - так наши Предки называли другие формы жизни. Возможно, через подобные врата и прибывали на Землю разные существа с других систем и становилось возможным общение с ними.

К тому же избушка на курьих ножках светилась днём и ночью, переливалась огоньками, так её находили герои сказок: шли по тёмному лесу, увидели свет, а за тыном избушка. Т.е. было очень много всего, что современным восприятием не понять. Поэтому, чтобы не было путаницы между дымными ногами и куриными окорочками, чтобы вникнуть в смысл древних славянских сказок, понять, что там в действительности происходило — нужно менять наше мировосприятие .

Прохождение инициации

Помимо того, что эта Богиня, как было рассмотрено выше, связана с детьми, она также в сказках помогает герою, но далеко не всякому, а лишь тому, кто достоин. Причём помощь её в большинстве случаев - указание Пути. Таким образом, можно сделать вывод, что Матушка Йогиня связана не только с посвящением детей, но и с инициацией вообще.

Всех, пришедших к ней за помощью да за знаниями, Матушка Йогиня экзаменовала на прочность намерения, чистоту помыслов и на способность выдержать и принять это знание. Поэтому все гости проходили через испытания.

Женщины же в сказках к Йогине попадают редко, и только очень специфичные женщины. Это либо красавицы, либо царевны, либо рукодельницы - т.е. такие, которые способны стать достойными жёнами князю или принцу или же сами претендующие на роль правителя. Оно и понятно, ведь умения простых девушек вполне могла проверить любая из её родственниц. Но если женщина претендовала на большее - её экзаменовала Йогиня-Матушка. Только задания менялись - убрать, спрясть, сшить, сготовить и прочее.

Не вина Йогини в том, что не каждому было дано пройти испытания. Сокровенные знания не всем пользу приносят; тот, кто неправильно их использует, может много вреда принести людям.

Вот и создался образ злобной бабы, вокруг избушки которой частокол из костей с черепами, да прочими атрибутами чёрной магии. А страх человека необразованного и вообще чудеса творит. Но мы-то с вами уже можем отличить правду от кривды, а значит, если внимательно отнесёмся ко всему, что написано в сказках, можно многое познать из жизни наших Предков.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на