3 этаж эрмитажа. Самые роскошные залы Эрмитажа

Эрмитаж

Государственный Эрмитаж (г. Санкт-Петербург) - это самый большой музейный комплекс России и один из крупнейших в мире. Коллекция Эрмитажа насчитывает около 3 000 000 экспонатов. Общая площадь музея 233 345 кв.м. Музей находится в историческом центре Санкт-Петербурга и занимает пять исторических зданий: Зимний Дворец (1), Малый Эрмитаж (2), Большой Эрмитаж (старый Эрмитаж, 3), Новый Эрмитаж (4), Эрмитажный Театр (5). Самое большое здание - Зимний дворец (зимняя резиденция царской династии России).

Схема Эрмитажа:

Происхождения названия Эрмитаж от французского ermitage - означающего место уединения (место затворничества). Чем и был первый Эрмитаж (сейчас это "Малый Эрмитаж", 2) - местом уединения императрицы Екатерины II. Это был специальный флигель Зимнего дворца, получивший такое французское название, при организации императрицей места первого музея для своей коллекции произведений искусства (купленной в 1764 году). От этой коллекции, размещённой в отдельном здании, и берёт начало современный Государственный Эрмитаж . Для посещений этот частный "уединённый" музей был открыт только в 1852 году.

Эрмитаж. Официальный сайт

В 1779 году приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола. приобретенная

В 1771-1787 годах архитектором Фельтеном строится здание Большого Эрмитажа (3). Коллекция быстро растёт и из-за недостатка первоначального помещения (2, Малый Эрмитаж) организуется строительство целого здания.

19 век - в периоды правления Александра I и Николая I ведётся планомерное и тщательное развитие коллекции Эрмитажа. Закупаются не только коллекции, но и отдельные редкие произведения. Николай I готовится к открытию Императорского Эрмитажа для публичного посещения.

В 1852 году построено новое большое здание "Новый Эрмитаж" (3) и Николай I открывает Императорского Эрмитаж для публичного просмотра.

К 1880 году посещаемость музея достигла 50 000 человек в год. Музей содержит богатейшие коллекции памятников древней, античной и средневековой культур. Произведения искусства Западной и Восточной Европы, русской культуры VIII-XIX веков.

В 1895 году по особому указу Николая II большая часть произведений русских художников была передана Русскому музею.

К началу 20 века Императорский Эрмитаж становится центром русского искусствознания и образования.


Зимний Дворец в 1910 году (почтовая открытка). До революции дворец окрашен в красные цвета (ещё ранее в жёлтые), имел два металлических балкона для выступлений царя, вентиляционную башню (высокая). В 1909 году закончено строительство огораживающего высокого забора и ворот с охраной вокруг прогулочного парка с фонтаном (после событий 1905 года и покушений). На переднем плане открытки видна дворцовая набережная со львами, которые будут перенесены к зданию адмиралтейства, при строительстве постоянного Дворцового Моста (1911-1916 гг.).

В 1917 году, после свержения самодержавия и октябрьской революции в Эрмитаже происходят существенные изменения. В музей переправляются коллекции Императорской Академии художеств и начинают поступать национализированные частные коллекции. Эрмитаж становится неким центром сбора и учёта произведений искусств.

В 20-х годах Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была окончательно переведена в московский Кремль (где она хранилась со времён Первой Мировой Войны), послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров была передана в московский Музей изобразительных искусств.

В 1929-34 годах собранию Эрмитажа нанесён непоправимый урон. В Советской России экономические трудности. Проходят распродажи части коллекции и самых дорогих картин. 48 уникальных шедевров навсегда покинули Россию.

С наступлением Великой Отечественной войны началась эвакуация коллекции Эрмитажа. Более двух миллионов единиц коллекции были эвакуированы на Урал. В период блокады Ленинграда и всей войны здания Эрмитажа не работали как музей, подвалы зданий превратились в бомбоубежища.

После 1945 года и окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина.

В 1948 году происходит реорганизация советских музеев и перераспределения части коллекций между различными музеями Ленинграда и Москвы.

В 1957 году открылся для посещений зрителями третий этаж Зимнего дворца. Там были выставлены произведения нового западного искусства.

В 1958 году советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть в Берлин трофейные произведения искусства, вывезенные из Берлина в 1945 году. Но, по некоторым данным, часть произведений (считавшихся утерянными в ходе войны) оставались в СССР.

В начале 1990-х годов, после падения «железного занавеса» Эрмитаж официально объявил о том, что в его запасниках хранятся считающиеся утраченными «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов. Позже, эти картины были выставлены из запасников и вошли в экспозицию музея.

В июле 2006 года в Эрмитаже случился скандал, получивший известность. В музее обнаружена пропажа 221 экспоната (православные иконы, ювелирные изделия, столовое серебро посуда и др.). Под подозрение в хищении попала одна из работников Эрмитажа. Но следствие было затруднено тем, что она скончалась от сердечного приступа, незадолго до обнаружения пропажи. Расследование установило причастность к хищению родственников бывшей сотрудницы музея.

В 2006-2007 годах удалось вернуть часть похищенных экспонатов музея.

Обладает свыше 3-х миллионов экспонатов, начиная с каменного века и по наше время, которые представлены в 350-ти залах общей протяженностью в 20 километров.

Прогулка по его залам станет заманчивым и захватывающим путешествием длиною в 8 лет жизни, если каждому экспонату посвящать хотя бы 1 минуту времени, как подсчитали эксперты. Но игра стоит свеч.

Музейный комплекс Эрмитажа занимает на Дворцовой набережной 5 зданий: Зимний дворец, Эрмитаж - Большой, Малый, Новый, и Эрмитажный Театр. В них знакомятся с древним и античным миром, восточной и европейской культурой, с историей отечественного искусства, нумизматикой, оружием, интерьерами императорских покоев и галерей, предметами старины, быта и прочими уникальнейшими раритетами прошлого.

В музейных залах Дворца Меншикова, который располагается на Университетской набережной, представлена культура России 1-ой трети 18 столетия. В левом крыле Главного штаба выставлены произведения мастеров 19-20 веков, включая импрессионистов и постимпрессионистов.

Фельдмаршальский зал

Парадную анфиладу Зимнего открывает торжественный зал. Золоченые бронзовые люстры и превосходные гризайльные росписи содержат изображения лавровых венков и трофеев, подчеркивающих доблесть отечественного воинства. На стенах - портреты выдающихся фельдмаршалов. Здесь можно увидеть также русский фарфор начала 19 века.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был спроектирован Монферраном в 1833 году в честь Петра Первого. В отделке присутствуют вензеля 1-го императора России, двуглавые орлы и корона. В центральной нише в виде триумфальной арки - портрет Петра Великого с богиней Славой. Полотна на стенах изображают героизм государя в битвах Северной войны. Зал декорирован панно из серебра и лионского бархата.

Гербовый зал

На входе встречают скульптуры древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых щитки с гербами российских губерний, которые видны также на позолоченных бронзовых люстрах. Центральную часть занимает - чаша из авантюрина. Каждый элемент интерьера привносит в общий ансамбль свою ценность и значение, а все вместе создают картину величия и торжественности.

Военная галерея 1812 года

Галерея была открыта в честь победы над французами. Ее создали по проекту Карла Ивановича Росси. Стены украшают портреты 332 генералов - участников и героев Великой Отечественной войны 1812 года. На почетном месте портреты - Александра Первого и монархов - союзников Фридриха – Вильгельма Третьего и Франца Первого.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца, где проходили официальные церемонии и приемы, был создан Стасовым, сохранившим композиционное решение архитектора Кваренги. Колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом можно увидеть барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Императорский трон был выполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне. Наборный паркет выполнен из 16 ценных пород дерева.

Александровский зал

Зал Зимнего дворца посвящен памяти императора – реформатора Александра Первого, медальон с изображением которого можно увидеть в люнете торцевой стены. Во фризе имеется двадцать четыре изображений выдающихся сражений 1812 года. Также здесь выставлены изделия европейского серебра 16-19 веков.

Белый зал

Зал создавался к свадьбе государя Александра Второго. Интерьер особенно роскошно оформлен декоративной пластикой. Пространство наполняют скульптуры древнеримских богов.

Золотая гостиная

Зал, спроектированный Брюлловым, принадлежал императрице Марии Александровны, жене государя Александра Второго. После его трагической смерти в этом помещении члены Государственного Совета во главе с новым самодержцем Александром Третьим утверждали Конституцию. Все в убранстве соответствует названию - золоченый лепной орнамент на потолке, вызолоченные двери, позолоченные растительные узоры на стенах. Колонны из яшмы придают парадность, а камин из мрамора - великолепие и уют.

Малахитовая гостиная

Помещение предназначалось для супруги Николая Первого - Александры Фёдоровны и служило в качестве одного из ее личных покоев. Искусное оформление малахитом всего пространства поражает всякое воображение.

Малая столовая

Интерьер обустроен Красовским в стиле рококо. Стены украшены шпалерами 18 столетия и тут же предметы начала 20-го: английская музыкальная люстра, французские часы и стеклянные изделия отечественного производства. Здесь ночью при взятии Зимнего дворца большевики арестовали членов Временного правительства, о чем напоминает мемориальная доска.

Галерея портретов Романовых

В зале имеются изображения всех членов царской семьи от Петра Первого до Николая Второго. Зимний дворец, занятый ныне Эрмитажем, был построен при Елизавете Петровне, с тех времен государи со своими родными постоянно проживали во дворце. Стены его залов украшали императорскими изображениями.

Библиотека Николая Второго

Кабинет принадлежал последнему императору, о чем говорит фарфоровый портрет на столе хозяина. Помещение оформил в 1895 году архитектор Александр Федорович Красовский. В убранстве прослеживаются мотивы английской готики. Потолок, мебель, книжные шкафы выполнены из орехового дерева. Интерьер украшает панно тисненой золоченой кожи. Все вместе взятое, плюс камин и высокие окна в ажурных переплетах погружают в атмосферу средневековой эпохи.

Концертный зал

Зал замыкает Невскую анфиладу Зимнего дворца. Его создавал архитектор Стасов. Здесь располагаются статуи античных муз и богини Флоры. Главным экспонатом выступает гробница Святого Александра Невского, выполненная в серебре местными мастерами по заказу Елизаветы Петровны, переданная в 1922 году в Эрмитаж из Александро-Невской лавры.

Древнеегипетская культура

На 1-ом этаже Зимнего дворца на месте бывшего Буфета в 1940 году главный архитектор Эрмитажа Александр Владимирович Сивков обустроил зал культуры Древнего Египта. Здесь выставлены предметы быта египтян, саркофаги, монументальные скульптуры, примеры мелкой пластики, статуэтки, художественные произведения ремесленников. Самыми яркими произведениями являются статуи - Аменемхета III, царицы династии Птолемеев - Клеопатры VII, стела Ипи и многие другие.

Зал неолита и раннего бронзового века

Переоборудованная гостиная в покоях дочерей Николая Первого оформлена архитектором Александром Павловичем Брюлловым. В зале разместились памятники археологии 6-2 тысячелетий до нашей эры, привезенные из Украины, Молдавии, Казахстана, многих уголков России. Есть уникальные находки – плита с петроглифами из Карелии, рукоять жезла в форме лосиной головы из Свердловской области, изображение идола из Псковской области, статуэтки из курганов Туркмении.

Культура кочевых племен Алтая VI-V веков до н. э.

Многочисленные артефакты, найденные при раскопках у реки Караколи Урсул, представлены накладками и деревянными изображениями животных, служившими украшением сбруи. Особо искусно вырезана большая деревянная бляха с двумя летящими грифонами. Она служила украшением на голове лошади. Этот экспонат признан одним из выдающихся художественных произведений древности.

Зал раннего Средневековья в Сибири и Забайкалье

Культура тагаров и таштыков представлена предметами быта, оружием и другими произведениями древности, найденными археологами в Минусинской котловине в Хакасии. Особый интерес представляют погребальные маски, которые надевали на манекены с пеплом умерших. Женские маски – белые в красных завитках, мужские – красные с поперечными черными полосами.

Мощевая Балка

Экспонаты из памятника археологии Мощевая Балка на Северном Кавказе свидетельствуют о пролегании в этих местах рукава древнего Шелкового пути, откуда были привезены находки, экспонирующиеся в зале. Экспозицию украшают хорошо сохранившиеся у местных алано-адыгских племен образцы тканей, драгоценных китайских, согдийских, средиземноморских шелков, предметов одежды, изделий из дерева и кожи.

Культура Золотой Орды

В заде экспонируются сокровища Волжской Булгарии – золотые и серебряные украшения, оружие и конское убранство. Интересны произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой, изразец с персидскими стихами, а также “Блюдо с сокольником”.

Зал искусства Франции

Зал искусства Франции XVI века (картины художника Людовика XIII Симона Вуэ, Эсташа Лесюера и Лорана де Ла Гира. В зале искусства Франции XVII века экспонируются полотна великого французского художника-классициста Никола Пуссена, самые лучшие 11 картин. В экспозиции зала искусства Франции XVIII века представлены лучшие произведения французской школы этого времени - 8 работ Антуана Ватто. Зал прикладного искусства Франции XVII-XVIII веков представляет произведения мастеров, работавших в стиле неоклассицизм.

Зал искусства Великобритании

Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII века - Джошуа Рейнолдса, также авторские копии портретов членов королевской семьи Англии. Сюда Екатерина II заказала “Сервиз с зеленой лягушкой”. В витринах представлены изделия из базальта и яшмы фирмы Веджвуд.

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. На 2-ом этаже представлены работы мастеров эпохи Возрождения. Здесь размещаются залы итальянского искусства.

Зал Юпитера представляет искусство Рима I - IV веков. В его декоре можно увидеть медальоны с профилями Микеланджело, Кановы, Мартоса и других великих скульпторов. Особый интерес вызывают тут скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Имя залу дала статуя Юпитера из загородной виллы римского императора Домициана. Шедеврами собрания являются портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII –XV веков Большого Эрмитажа открывает экспозицию произведений начала зарождения новой культуры - эпохи Предвозрождения. Здесь изделия из флорентийской мастерской скульпторов-керамистов семейства Делла Роббиа.

Тут можно посетить Зал Тициана, предназначавшийся для приема знатных гостей императорского двора, тут представлены полотна позднего периода творчества мастера.

Зал искусства Италии XVI века представляет работы венецианских живописцев 16 века: Якопа Пальма Старшего, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. Зал Леонардо да Винчи представляет 2 шедевра художника- "Мадонну Бенуа" и "Мадонну Литта". Лоджии Рафаэля – прообраз галереи Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Своды галереи оформлены картинами мастера на библейские сюжеты. Стены украшает орнамент-гротеск.

Рыцарский зал

Один из больших парадных интерьеров Нового Эрмитажа. Зал предназначался для выставки монет. Здесь размещена коллекция оружия - около 15 тысяч предметов - экспозиция западноевропейского оружия: турнирного, парадного, охотничьего, холодного и огнестрельного. Тут же представлены рыцарские доспехи.

Галерея истории древней живописи

В экспозиции зала представлена европейская скульптура XIX века. Стены украшают картины художника Хильтеншпергера на сюжеты из древнегреческих мифов, выполненные восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора Антонио Кановы и его последователей. На сводах портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа - Лео фон Кленце.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Помещение устроено в 19 веке Андреем Ивановичем Штакеншнейдером, который соединил мотивы античности, Ренессанса и Востока. Из него открывается вид на висячий сад Екатерины. Зал украшают бахчисарайские мраморные фонтаны, расположенные симметрично друг против друга. Также славятся здешние мозаичные произведения и изящные столы, инкрустированные полудрагоценными камнями.

Но самым примечательным экспонатом являются знаменитые часы "Павлин". Дивной красоты павлин создал востребованный в то время английский мастер Джеймс Кокс. Эту “павлинную” прелесть приобрел князь Григорий Потемкин в подарок Екатерине Великой. Часы доставили в Петербург в разобранном виде. На месте композицию собрал Иван Кулибин.

В Эрмитаже каждый зал по-своему уникален, всё - словами не опишешь. Разумеется, можно узнать на любом ресурсе поподробнее об интересующем зале. Но лучше 1 раз посмотреть его, чем 100 раз про него прочитать. Эрмитаж открывает свои покои и гостеприимно принимает всех!

Начало коллекции музея начинается с 1764 года, когда немецкий купец Гоцковский отдал России свою коллекцию из 225 картин в счет долга. Они были помещены в Малом Эрмитаже. Екатерина II отдала распоряжение скупать все ценные произведения искусства, выставлявшиеся на аукционах за границей. Постепенно помещений Малого Дворца стало не хватать. И произведения искусства стали размещать в новом построенном здании, названном Старым Эрмитажем.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Большой (Старый) Эрмитаж

Советская лестница С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер).
Интерьер выдержан в светлых тонах: стены оформлены филенками и пилястрами из белого и розового искусственного мрамора, верхняя площадка декорирована беломраморными колоннами. Плафон "Добродетели представляют русское юношество богине Минерве" украшал Овальный зал, первоначально находившийся на месте лестницы. Единственный акцент в интерьере - малахитовая ваза (Екатеринбург, 1850-е). Название лестницы объясняется тем, что в XIX в. на первом этаже здания находились помещения Государственного совета.


Верхняя площадка Советской лестницы

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. Некогда эти помещения занимал Государственный совет, а с 1885 года - Царскосельский арсенал.

Залы итальянской живописи XIII—XVIII веков

В залах второго этажа (бывшие жилые комнаты Надворной анфилады и залы Парадной анфилады вдоль Невы) представлены работы мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан.

Зал Тициана Зал Тициана - одно из помещений Надворной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, оформленной А.И. Штакеншнейдером в 1850-е гг. Эти апартаменты предназначалась для знатных гостей императорского двора. Отделка XIX в. сохранилась в интерьере лишь частично. В ходе реставрации, проведенной в 2003 г., стены были окрашены под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. В зале представлены полотна позднего периода творчества Тициана (Тициано Вечеллио, 1488-1576) - великого венецианского художника эпохи Возрождения. Среди них - "Даная", "Кающаяся Мария Магдалина", "Святой Себастьян".
Даная

Кающаяся Мария Магдалина

Зал искусства Италии XIII - начала XV в.

Приемная, как и все залы парадной анфилады Старого (Большого) Эрмитажа, была оформлена А. Штакеншнейдером в 1851-1860 гг. Зал является прекрасным образцом интерьера эпохи историзма. Колонны зеленой яшмы и пилястры, украшенные росписью, золоченые орнаменты потолка и десюдепортов, двери, декорированные медальонами из фарфора, придают залу особую нарядность. В зале представлены произведения итальянских художников XIII - начала XV в., среди которых "Крест с изображением Распятия" Уголино ди Тедиче, створка диптиха Симоне Мартини "Мадонна" из сцены "Благовещение", "Распятие с Девой Марией и св. Иоанном" Николо Джерини.

Мадонна из сцены "Благовещение" Симоне Мартини

"Голгофа" Уголино Лоренцетти

Зал искусства Италии XVI в.

Зал входил в надворную анфиладу Старого (Большого) Эрмитажа, оформленную А. Штакеншнейдером в середине XIX в. Убранство интерьера не сохранилось. В ходе реставрации 2003 г. стены приобрели окраску под цвет штофа, которым ранее, согласно архивным данным, было обито помещение. Сейчас здесь представлены работы венецианских живописцев XVI в., таких как Якопа Пальма Старший, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. К шедеврам коллекции музея относится картина Джорджоне (около 1478-1510) "Юдифь" - одно из немногих подлинных произведений основоположника венецианской школы.
Якопо Пальма Старший - Мадонна с младенцем и заказчиками

Джорджоне - Юдифь

Зал Леонардо да Винчи

В Двусветном зале Старого (Большого) Эрмитажа представлены шедевры музея - два произведения крупнейшего мастера эпохи Возрождения Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа", одно из немногих бесспорных творений мастера, и "Мадонна Литта". В отделке зала (архитектор А.И. Штакеншнейдер, 1858) сочетаются светлый стюк с цветным камнем (порфировые и яшмовые колонны, лазуритовые вставки в мраморных каминах) и позолотой. Зал украшают живописные панно и плафоны. Двери декорированы в стиле "буль" - пластинками черепахового панциря и золоченой латуни.

Леонардо да Винчи. Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа) (1478)

Самая знаменитая картина Эрмитажа. Леонардо да Винчи. Мадонна с младенцем (Мадонна Литта) (1490 - 1491)


Лоджии Рафаэля

Лоджии Рафаэля находятся в Большом Эрмитаже.
Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в1780-хгг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копиифресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством Х. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты - так называемая "Библия Рафаэля". Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в "гротах" - руинах "Золотогодома" (дворца древне римского императора Нерона,I в.).

Малый Эрмитаж


Северный павильон Малого Эрмитажа.Вид с Дворцовой набережной.

Южный павильон Малого Эрмитажа с Дворцовой площади

Павильонный зал

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А. И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, ренессанса и востока. Особую эффектность интерьеру придает сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана - вариации "Фонтана слез" Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика - копия пола, найденного прираскопках древне римских терм. В зале экспонируются часы "Павлин" (Дж.Кокс, 1770-е),приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Эдуард Петрович Гау

Тутукин, Петр Васильевич - Виды залов Зимнего дворца. Павильонный зал

Кольб Александр Христофорович - Виды залов Малого Эрмитажа. Павильонный зал

Да Винчи, Рубенс, Тициан, Рафаэль, Рембрандт, Джорджоне, Эль Греко, Караваджо, Веласкес, Гойя, Гейнсборо, Пуссен - в собрана богатейшая коллекция шедевров мирового искусства. Мимо каких произведений точно не стоит проходить?

Две «Мадонны» да Винчи (зал № 214)

Несравненный Леонардо да Винчи представлен в Эрмитаже (и вообще в России!) всего двумя произведениями - «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». «Мадонну Бенуа» художник написал приблизительно в 26 лет, и эта картина считается одной из первых его работ как самостоятельного живописца. «Мадонна Литта» вызывает у специалистов немало споров из-за образа младенца, который решён в нетипичной для мастера манере. Возможно, Христа изобразил один из учеников да Винчи.

Часы «Павлин» (зал № 204)

Часы «Павлин», которые очень сложно застать без возбуждённой толпы вокруг, были изготовлены в мастерской знаменитого лондонского ювелира Джеймса Кокса. Перед нами - механическая композиция, в которой каждая деталь продумана с фантастической точностью. Каждую среду в 20:00 часы заводят, и фигуры павлина, петуха и совы приходят в движение. Напоминаем, что по средам Эрмитаж работает до 21:00.

«Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян» Тициана (зал № 221)

В эрмитажное собрание входят несколько картин одного из титанов эпохи Возрождения, среди которых - «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина» и «Святой Себастьян», выполненные в узнаваемой тициановской манере. Все три являются одними из главных произведений художника и гордостью музея.

«Скорчившийся мальчик» Микеланджело Буонарроти (зал № 230)

Чтобы увидеть все произведения из коллекции Эрмитажа и провести хотя бы по одной минуте возле каждого, нужно около семи лет

Эта скульптура - единственная работа Микеланджело Буонарроти в России. Мраморное изваяние предназначалось для капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо (Флоренция). Считается, что фигура мальчика олицетворяет угнетённость флорентийцев в годы, когда город потерял независимость.

«Амур и Психея» Антонио Кановы (зал № 241)

Венецианский скульптор Антонио Канова неоднократно обращался к мифу об Амуре и Психее, описанном Апулеем в «Метаморфозах». Застывшая в мраморе история любви бога Амура и смертной девушки Психеи - одно из самых известных произведений мастера. В Эрмитаже хранится авторское повторение композиции, оригинал же представлен в Лувре.

«Даная» и «Возвращение блудного сына» Рембрандта (зал № 254)

Творчество выдающегося мастера светотени и одного из ключевых художников Золотого века голландской живописи представлено в Эрмитаже 13 произведениями, среди которых - «Возвращение блудного сына» и «Даная». Последнее в 1985 году подверглось акту вандализма: на холст была вылита серная кислота. К счастью, шедевр удалось восстановить.

«Персей и Андромеда» Питера Пауля Рубенса (зал № 247)

Рубенса в Эрмитаже много - 22 картины и 19 эскизов. В числе самых ярких работ - картина «Персей и Андромеда», в основу которой лёг знаменитый античный миф. Каждая деталь полотна воспевает красоту, силу и здоровье, провозглашает торжество светлого над тёмным.

Древнеримская скульптура (залы № 107, 109 и 114)

На первом этаже Нового Эрмитажа можно познакомиться с великолепной коллекцией древнеримской скульптуры. Произведения, являющиеся повторением древнегреческих шедевров, демонстрируются в залах Диониса, Юпитера и Геракла. Одно из самых известных изваяний - величественная статуя Юпитера.

Самые роскошные залы Эрмитажа

Как и в любом музее, располагающемся в бывшей монаршей резиденции, в Эрмитаже интересны не только экспонаты, но и интерьеры. Над оформлением залов Зимнего дворца трудились ведущие зодчие эпохи - Огюст Монферран, Василий Стасов, Джакомо Кваренги, Андрей Штакеншнейдер и другие.

Петровский (Малый тронный) зал (№ 194)

Невероятной красоты зал, созданный по проекту Огюста Монферрана, предназначался для малых приёмов. В отделке интерьера - много золотого и красного цветов, двуглавые орлы, короны, императорский вензель. Центральное место отводится трону Петра Великого.

Гербовый зал (№ 195)

Гербовый зал, выполненный по проекту Василия Стасова, служил для торжественных мероприятий. В оформлении доминирует золотой цвет, помещение освещают массивные люстры, на которых, если присмотреться, можно заметить гербы российских городов.

Общая длина залов Эрмитажа - порядка 25 километров

Георгиевский (Большой тронный) зал (№ 198)

Главный зал Зимнего дворца, где проходили большие официальные церемонии, был спроектирован Джакомо Кваренги, а после пожара 1837 года восстановлен Василием Стасовым. Над троном располагается мраморный барельеф, изображающий Георгия Победоносца. В интерьере образ двуглавого орла встречается десятки раз.

Павильонный зал (№ 204)

Одно из великолепнейших помещений дворца - Павильонный зал - детище Андрея Штакеншнейдера. Изысканный и гармоничный, он соединяет в себе античные, мавританские и ренессансные мотивы. Светом и воздухом его насыщают большие окна, арки, белый мрамор, хрустальные люстры. Дополняют интерьер белоснежные статуи, сложные мозаики, фонтаны-раковины. Кстати, именно здесь находятся часы «Павлин».

Лоджии Рафаэля (зал № 227)

Лоджии Рафаэля в Ватикане пленили Екатерину II, и она захотела создать их точную копию в Зимнем дворце. Художники мастерской под руководством Христофора Унтерпергера работали над созданием галереи росписей 11 лет. Результатом стали 52 сюжета из Ветхого и Нового завета. Не забыли и об изящных настенных орнаментах.

Просветы Нового Эрмитажа (залы № 237, 238 и 239)

Крупнейшие залы Нового Эрмитажа имеют стеклянные перекрытия, и потому называются просветами. Всего их три - Малый испанский просвет, Большой итальянский просвет и Малый итальянский просвет. Помещения украшены рельефами, торшерами из родонита и порфира, а также огромными вазами - шедеврами камнерезного искусства.

Александровский зал (№ 282)

Зал был создан Александром Брюлловым в память об Александре I и Отечественной войне 1812 года. Решённый в бело-голубых тонах, благодаря тонким колоннам и полуциркульным аркам он напоминает храм. Интерьер декорирован 24 медальонами, которые рассказывают о ключевых событиях войны с французами.

Личная гостиная Марии Александровны (зал № 304)

Ещё один роскошный зал - личная гостиная супруги Александра II Марии Александровны, интерьер которой проектировал Александр Брюллов. По его задумке, убранство помещения должно было напоминать царские палаты Московского Кремля. Стены сияют всеми оттенками золотого, а низкие сводчатые потолки с орнаментами создают ощущение нахождения в старинных хоромах.

Будуар Марии Александровны (зал № 306)

Небольшая комнатка, спроектированная Гаральдом Боссе, напоминает чудо-табакерку в стиле рококо. Золотой цвет здесь сочетается с гранатовым, стены украшают причудливые орнаменты и живописные вставки. Множество зеркал создают коридоры отражений.

Малахитовая гостиная (зал № 189)

Малахитовая гостиная была создана Александром Брюлловым после пожара 1837 года на месте Яшмовой. В интерьере - изящные колонны из малахита, мраморные стены, позолоченный потолок. Зал выглядит одновременно строгим и торжественным. Гостиная входила в жилую половину Александры Фёдоровны.

Маршрут по музею

То, о чём мы рассказали выше - лишь верхушка культурного айсберга, которым является Эрмитаж. Но, поверьте, знакомство с перечисленными шедеврами и великолепными залами подарит вам не только эстетическое наслаждение, но и желание углублять свои знания, вновь и вновь приходить в музей, открывать новые экспонаты и уголки и с наслаждением возвращаться к уже знакомым.

Подводя черту подо всем вышесказанным, предлагаем вам маршрут по музею, в который вошли самые известные произведения Эрмитажа и невероятной красоты залы.

Итак, вы в музее. Возьмите бесплатную карту на входе, поднимитесь по роскошной Иорданской лестнице и пройдите в Петровский зал (№ 194). Из него - в Гербовый зал (№ 195), а после - через Военную галерею 1812 года (зал № 197) в Георгиевский зал (зал № 198). Двигайтесь прямо до упора, поверните налево и вновь идите до упора: вы окажетесь в Павильонном зале (№ 204). Здесь вас поджидают часы «Павлин». Перейдите в следующий по нумерации зал и двигайтесь до зала № 214: здесь экспонируются «Мадонны» да Винчи. Следом по курсу - Тициан, которого можно увидеть совсем рядом - в зале № 221.

Переместитесь в следующий по нумерации зал, пройдите немного вперёд, сверните направо, и перед вами предстанут великолепные Лоджии Рафаэля (зал № 227). Из них вам нужно пройти в зал № 230, где представлен «Скорчившийся мальчик». Двигайтесь через итальянское и испанское искусство до зала № 240. Следующие три зала (№ 239, 238 и 237) - те самые просветы. Прямо из них перейдите в зал № 241, где находятся «Амур и Психея». Вновь пройдите через зал № 239, оттуда переместитесь в зал № 251 и дойдите до зала № 254, где можно увидеть Рембрандта. Развернитесь и идите до упора (зал № 248), поверните налево и вы окажетесь окружёнными холстами Питера Пауля Рубенса (зал № 247).

Теперь будет переход подлиннее: развернитесь, пройдите в зал № 256, оттуда - в зал № 272. Поверните налево и идите вперёд до упора. Теперь - направо и вперёд до Александровского зала (№ 282). Перейдите в зал № 290 и двигайтесь прямо (так, чтобы Дворцовая площадь была слева). Когда дойдёте до зала № 298, поверите налево, а затем направо. Снова идите прямо вплоть до личной гостиной Марии Александровны (зал № 304). Из неё проследуйте в будуар супруги Александра II (зал № 306). Пройдите в зал № 307, поверните налево и идите до упора (зал № 179). Здесь поверните направо, затем налево и пройдите вперёд до Малахитовой гостиной (зал № 189). Это и есть последний пункт нашего маршрута, по крайней мере на втором этаже.

Пройдите к Иорданской лестнице через залы № 190-192 и спуститесь на первый этаж. Если остались силы, загляните в залы античного мира, которые располагаются с левой стороны, если стоять спиной к лестнице. Если же сил нет, не расстраивайтесь и приходите в следующий раз! Вас будут ждать и Дионис, и Юпитер, и тысячи других обитателей Эрмитажа.

В Эрмитаж попасть я хотел очень и очень давно! Это один из крупнейших музеев не только в России, но и в мире! А учитывая мой интерес к искусству в целом, этот музей был моим номером один в списке скорейших планов!

P.S. Внимание! Под катом много информации и около 110 фотографий!

Государственный Эрмитаж , - это не просто великий музей, ведь сперва здание, куда сегодня идет бесконечное количество людей задумывалось как Зимний дворец, - главная резиденция русских царей! Она была центром империи, которую задумал Петр I. Тут вершилась судьба и история России! Уже спустя много лет сюда отлично вписался музей, который возник в 1764 году , в качестве частного собрания Екатерины II , после того, как ей были переданы из Берлина первые 225 ценных картин.

Не известно зачем она их приобрела, ведь картины её особо не интересовали, но благодаря этой покупке и началась великая история музея!

Коллекция Эрмитажа существенно пополнялась благодаря жадности и указам Екатерины оптом покупать картины! Дополняли экспозицию интересы к искусству у русских аристократов, перекупщиков и большому количеству раскопок древних курганов. В последствии русские цари и царицы получали многие произведения искусства в подарок, в качестве знака уважения! Всего за 20 лет было собрано огромное количество уникальных экспонатов, а также были отстроены новые корпуса для хранения лучшей коллекции в Европе!

Постепенно музей получил и название "Эрмитаж", что в переводе с французского "Ermitage", означает Личный покой , или Хижина отшельника. В целом оно так и было, сюда могли попасть при внуке Екатерины II, Александром I только избранные высокопоставленные лица, исключительно по рекомендациям или пропускам в количестве не более 5 человек в сопровождении лакея, и то не в Дворцовую часть, а только в пристроенные новые корпуса! Зимний дворец был долго закрыт для всех! Тогда было некое разделение коллекции, которую сортировали по корпусам, что-то шло для показа избранным людям, так и наоборот, чтобы скрыть некоторые экспонаты от ненужных глаз.

История музея не столь продолжительна, но успела поведать самых разных событий, так 17 декабря 1837 года он пережил один из самых грандиозных пожаров в истории Российской империи. В результате чудовищного пожара полностью выгорели второй и третий этажи Зимнего дворца, в том числе интерьеры Ф. Б. Растрелли, Кваренги, Монферрана и Росси! Удивительно, но очень многое всё же уцелело. Пожар длился около 30 часов, а само здание тлело почти три дня. На реставрацию повреждённого дворца ушло более года.

Также мало кому известно, но до начала 30-х годов 20 века фасад Зимнего дворца был окрашен в разные цвета, - от желтого до красного! В 1950-х годах его постепенно перекрасили в лазурно-зеленый.

Вот кадр из документального фильма, показанного по телеканалу Россия 2, - Эрмитаж, Сокровища нации.

В 20 веке Эрмитаж тоже ждала сложная судьба! Шла интенсивная индустриализация и стране, были нужны деньги на развитие экономики. Руководством было решено начать распродажу коллекций! Противостоять с советской чиновничьей машиной было очень трудно. Именно так, с 1928 по 1934 года на аукционах Лондона и Берлина ушли с молотка рыцарские доспехи, парадный сервиз, скифское золото, античные монеты, иконы, а затем и картины. Представляете, выходит всё правильно делала Екатерина и её последователи, ведь до общественной огласки коллекции, они тщательно охраняли её, и только пополняли! Даже при пожаре удалось спасти почти всё, но ценой многих человеческих жизней, а тут просто взяли и решили продать то, что плохо лежит и пылится на стене. За два года число изъятых предметов из Эрмитажа доходит до 20 тысяч! Среди которых почти 3000 картин!

К сожалению это так, но многие работы, которые покупала сама Екатерина, сегодня висят в музеях Лондона, Нью-Йорка, Лиссабона, Вашингтона, Парижа. Даже при всем этом безобразии, творившимся в Советские годы, Эрмитаж и по сей день считается музеем с мировым именем и коллекцией!

Тогда о продаже коллекции знали только сотрудники музея, ведь только в 1954 году его открыли для общественной публики! Люди впервые увидели богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII-XIX веков. Были многокилометровые очереди!

Я посетил его в августе 2015 года, и могу сказать, - желающих посетить музей не убавилось! За несколько дней до посещения я в интернете приобрел электронный билет, потому что знал сколько времени можно потерять в очередях. Рекомендую выбрать именно этот способ, вы минуете все очереди и сразу попадаете в кассу музея, где обмениваете электронный билет на обычный.

По ссылке ниже вы сможете его приобрести: Электронные билеты в Эрмитаж.

Добраться до музея проще простого! Он расположен в самом центре Санкт-Петербурга и как бы обнимает Дворцовую площадь города со всех сторон! Ближайшая станция метро, - Адмиралтейская.

Официальный сайт Галереи: https://www.hermitagemuseum.org/

Главное здание Эрмитажа, он же Зимний дворец Петра I. День был чудесный, а над Петербургом сияло яркое солнце!

Время работы Государственного Эрмитажа:

Вторник, четверг, суббота и воскресенье: с 10:30 - 18:00 вечера.
Среда, пятница: с 10:30 - 21:00 вечера.

Каждый первый четверг каждого месяца вход в музей бесплатный!

Разрешено вести фотосъемку без вспышки.

Стоимость билетов варьируется от 300 до 600 рублей в зависимости от количества посещаемых объектов. Электронные билеты как правило стоят дороже и доходят до 1000 рублей за билет, но имеют ряд преимуществ, о которых я уже говорил.

Хотелось бы рассказать, что же находится внутри Эрмитажа сегодня!

Касса.

Тут мне обменяли билет с электронного на обычный.

Билет.

Также выдали очень подробную Схему плана музея , чтобы не заблудиться! Выкладываю её тут, т.к. считаю, что она может сильно пригодиться многим для планирования своего посещения.

Эрмитаж состоит из нескольких корпусов, а именно, - Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Новый Эрмитаж, Большой (Страрый) Эрмитаж и Зимний Дворец Петра I с Эрмитажным театром.

1-й Этаж.

2-й Этаж.

3-й Этаж.

Оказавшись внутри я понял, что Эрмитаж, - это еще и музей в музее! Ведь интерьер дворца потрясает, а его внутреннее убранство, колонны и росписи восхищают! Экскурсоводы говорят, чтобы изучить его вдоль и поперек потребуется 11 лет! Общая протяженность коридоров равна 22 километрам!

Сперва я попал в Зал, посвященный Древностям Ближнего Востока.

Потом постепенно перешел в Египетский зал , где были гробницы правителей Египта и известняковые таблички с иероглифами.

Зал Юпитера с скульптурами во главе которых сиди верховный бог римлян, - Юпитер.

Богиня любви Венера.

В Античном дворике я встретил Эрота с раковиной.

Асклепий, - древнегреческий бог медицины.

Афина, - богиня войны. Такое впечатление создалось, будто она делает селфи с телефона. :)

Амфора.

А вот Зал культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья, в котором представлено много экспонатов найденных во время раскопок на горе Митридат, в городе Керчи и Таманского полуострова Краснодарского края . Все экспонаты из времен Боспорского царства.

Мраморный саркофаг из Мирмекия.

Лев, стоявший на гробнице.

Деревянный саркофаг с резными арками.

А зале культуры эпохи Эллинизма представлены монеты и драгоценности.

Лавровый золотой венок.

Золотые ожерелья и серьги.

А также золотые кольца.

Гипсовый слепок Камеи Гонзага. Птолемей II и Арсиноя II (находилось временно в Эрмитаже).

Камея. Зевс. Сардоникс. Золото.

Эллинистические золотые и серебрянные монеты.

Чаша мозаичного стекла.

Зал большой вазы. Тут стоит чаша, сделанная из Ревневской яшмы из Алтая. Она считается самой большой вазой в мире!

Очень красивый Двадцатиколонный зал.

Большая Гидрия, также известная как "Царица Ваз" .

Я решил пойти вверх по лестнице.

На верну меня ждала еще одна Ваза, на этот раз из Малахита.

1469-1529. Джованни делла Роббиа - Рождество.

Тут людей ощутимо прибавилось, а смотрят не только на экспонаты в рамке за стеклом, но и на стены и потолок! Потому что он невероятной красоты.

А вот зал Леонардо Да Винчи. Тут висят знаменитые работы художника! Чтобы посмотреть и сфотографировать его картины пришлось отстоять в очереди около 5 минут.

1478-1480. Леонардо да Винчи - Мадонна с младенцем.

Леонардо да Винчи - Мадонна с младенцем (Мадонна Литта).

1512-1513. Содома (Джованни Антонио Бацци) - Леда.

1508-1549. Джампьетрино (Джан Пьетро Риццоли) - Кающаяся Мария Магдалина.

Фойе Эрмитажного театра.

Лоджия Рафаэля! Она мне сильно напомнила похожий коридор в галереи во Флоренции!

На этом Итальянское искусство не закончилось!

1740. Микеле Джованни - Мост Риальто в Венеции.

1726-1727. Антонио Каналь (Каналетто) - Прием французского посла в Венеции.

Залы Итальянских школ великолепны! Не спроста ведь он был построен Николаем I и назван как "Новый Эрмитаж" .

1730. Джованни Батиста Тьеполо - Триумф полководца Мания Курия Дантата.

1647. Паулюс Поттер - Наказание охотника.

1651. Саломон ван Рейсдал - Переправа на пароме в окрестностях Арнема.

1611-1613. Питер Пауль Рубенс - Голова Старика.

1612. Питер Пауль Рубенс - Христос в терновом венце.

Вообще Рубенсу тут отдали целый зал!

1640. Абрагам Миньон - Цветы в вазе.

1530. Лукас Кранах Старший - Мадонна с Младенцем под яблоней.

1770. Часы "Павлин" из бронзы и серебра.

В Павильонном зале выложена копия пола античной мозаики, оригинал находится в Ватикане.

Георгиевский зал (Большой тронный).

Подножная скамейка трона выполнена по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне.

Военная Портретная галерея Зимнего дворца была создана по проекту К. И. Росси в 1826 г. в честь победы России над наполеоновской Францией. Построена специально Александром I.

Гербовый зал! Предназначенный для торжественных приемов.

1876 год. Сабля великого князя Николая Николанвича Старшего.

Награды Николая Николанвича Младшего.

Неожиданно я оказался в Большой церкви Зимнего дворца или Соборе Спаса Нерукотворного.

С одного из залов Эрмитажа открывался отличный вид на Дворцовую площадь!

В Александровском зале представлены изделия из серебря.

В зале искусства Великобритании стоит Лохань для охлаждения вина , исполненная Чарльзом Кендлером, это уникальное произведение, равного которому нет ни в одном музее мира.

1780. Томас Гейнсборо - Дама в голубом.

1779. Джозеф Райт из Дерби - Фейерверк. Замок св. Ангела (Жирандола).

1766. Вигилиус Эриксен - Портрет графа Григория Григорьевича Орлова.

Сабли и нагрудник кирасы.

Подносное блюдо "Апофеоз Екатерина II" изображающее аллегорию на путешествие Екатерина в Крым в 1787 году.

Кружка, украшенная западноевропейскими монетами.

Костюм мундирный Екатерины II.

Малахитовая гостиная.

Большая малахитовая чаша на треножнике в виде крылатых женских фигур.

Концертный зал.

В нем стоит гробница Александра Невского! Находилась на реставрации.

В Николаевском зале проходила выставка британского архитектора Заха Хадида.

В центре Аванзала в 1958 году была установлена Ротонда с малахитовыми колоннами и куполом золоченой бронзы.

Ну вот и все, я пошел на выход.

Выйдя из Эрмитажа был почти вечер, выходит, что я провел в музее пол дня. И посмотрел лишь малую часть, а в блоге рассказал все ещё в более сжатом варианте.

Надо сказать даже это дает представление о тех грандиозных масштабов музея и его потрясающей коллекции!

Я вышел на Дворцовую площадь , на которой стояла карета, запряженная лошадьми. Такое чувство будто я перенесся на много сот лет в прошлое во времена Петра и Екатерины!

Было здорово! Эрмитаж оставил очень приятные впечатления! Спасибо всем кто содержит и хранит такое бесценное сокровище в центре Северной столицы России!

Это не просто музей, это настоящий дворец и музей в музее, в котором очень приятно просто гулять. Экспозиция показывает развитие мирового искусства с каменного века и до конца XX столетия. Это огромный период, который очень трудно уместить в один день. Поэтому многие приезжают специально в Санкт-Петербург в не сезон, чтобы уделить Эрмитажу несколько дней и прочувствовать всю его ценность.

Если вы приехали в Петербург и не побывали в его музеях, то время потратили зря! Я очень рекомендую совмещать прогулку по городу и обязательно посетить Государственный Эрмитаж и