Значение жихарев степан петрович в краткой биографической энциклопедии.

Сенатор, автор "Записок", родом из древней дворянской фамилии Тамбовской губернии, сын секунд-майора Петра Степановича Ж. от брака его с княжной Александрой Гавриловной Барятинской, родился 18 февраля 1788 года в деревне, в Данковском уезде, обучался в Московском пансионе Ронка, а в 1805-06 гг. в Московском Университетском Благородном Пансионе в одно время с братьями Тургеневыми, Жуковским, Д. В. Дашковым, Д. Н. Блудовым и М. С. и А. С. Кайсаровыми, и в то же время посещал лекции Московского Университета. 14-го июня 1806 г., бросив Университет, Ж. переехал в Петербург и поступил на службу - актуариусом в Государственную Коллегию Иностранных Дел и, занимая последовательно должности переводчика (с 31 декабря 1810 г.) и секретаря (с 31 октября 1811 г.), 21 мая 1812 г. поступил в Канцелярию статс-секретаря П. С. Молчанова для занятий по Комиссии прошений и Комитету Министров, в то же время состоя производителем дел Театрального Комитета.

В 1816, 1817 и 1818 гг., во время трех путешествий императора Александра 1-го по России и Польше, Ж. находился в свите государя, причем, как сказано в его формуляре "один исправлял все по Собственной его императорского величества канцелярии дела". В конце 1818 г. Ж. снова был назначен сопутствовать государю - на Ахенский конгресс, но "по расстроенному здоровью" уволился от службы, а вскоре женился на Феодосии Дмитриевне Нечаевой, взяв за нею довольно большое приданое и тем поправив свои весьма расшатанные финансовые средства.

В отставке Ж. пробыл до 21 июня 1823 г., когда при посредстве друзей, получил должность Московского Губернского Прокурора, через два года произведен в действительные статские советники, 23 марта 1827 г. назначен обер-прокурором 8 Департамента Сената, несколько раз исправлял должность обер-прокурора Общего собрания Сената, наконец получил чин тайного советника (31 декабря 1836 г.) и звание сенатора (31 декабря 1839 г.). За тем Ж. был уволен от присутствования в Сенате (29 декабря 1843 г.), и назначен членом Центральной Комиссии по испытанию лошадей в России.

С конца 1850-х годов, до своей смерти, Ж. был председателем Театрально-литературного Комитета при Дирекции Театров, в каком звании и умер в Петербурге 31 августа 1860 г., погребен на Митрофаниевском кладбище.

Имя Ж. пользуется большой известностью, ибо связано со многими выдающимися именами русской литературы первой четверти нынешнего столетия.

Он был в дружеских отношениях со всеми современными ему литераторами от Пушкина до Шишкова и знал всех актеров своего времени.

Такие связи Ж. объясняются любовью его к литературе и страстью к театру, которые проявлялись в нем еще с юношеских лет - на пансионной скамье и развивались под руководством его наставников - А. А. Прокоповича-Антонского и А. Ф. Мерзлякова.

Эта страсть к литературе и театру была настолько велика, что уже в 1804 г. Ж. попробовал свои силы, сделав перевод оперы "Любовные шутки" (оказавшийся, впрочем, неудачным), а вскоре (1805 или 1806 г.) написал и самостоятельную трагедию "Артабан", которую, однако, Мерзляков прозвал "барабаном". Переехав в 1806 г. в Петербург, Ж. явился со своим детищем к Державину, актеру И. А. Дмитревскому, князю А. А. Шаховскому, но и от них услышал такие же нелестные отзывы об "Артабане", наконец и сам должен был признать, что его трагедия просто "смесь чуши с галиматьей, помноженных на ахинею". Однако, поселившись в Петербурге, он сразу же вошел в театрально-литературный кружок и уже тогда, по свидетельству тогдашнего своего приятеля и сожителя - М. М. Муромцева, "считался литератором, сочинял куплеты и переводил водевили для актеров и актрис, которые к нам часто ходили". Вскоре Ж. переселился к известному драматургу - князю А. А. Шаховскому и сумел приобрести его дружеское расположение.

Это знакомство еще более содействовало развитию любви Ж. к театру и литературе.

Он сделался в то же время своим человеком в доме Державина и Шишкова, сблизился с Гнедичем, актером Яковлевым и многими другими, не оставляя при этом и литературных занятий.

Так в 1807 г. он написал поэму "Барды", а в 1808 г. мы встречаем его имя под двумя стихотворениями ("К моей родине" и "Осень") в Драматическом Вестнике (ч. III, № 53 и 70); наконец, в 1809 г. он, в сотрудничестве с князем Шаховским, Гнедичем, М. Е. Лобановым и А. Полозовым перевел трагедию Вольтера "Заира", которая была представлена в пер вый раз 18 октября 1809 г. Дальнейшими попытками Ж. были: перевод трагедии в 5 действиях Кребильона "Атрей и Фиест", игранной только один раз в бенефис А. С. Яковлева 11 декабря 1811 г. и перевод же комедии "Черт розового цвета", не имевшей успеха и данной лишь однажды - 18 декабря того же 1811 г. Сверх того, по преданию, Ж. было написано еще до 30 других театральных пьес, которые не были никогда играны и остались совершенно неизвестными.

Близко познакомившись с Державиным и начав посещать его литературные вечера и собрания у его друзей - А. С. Шишкова, А. С. Хвостова и И. С. Захарова, послужившие началом будущей "Беседы любителей русского слова", Ж. с образованием последней немедленно был избран в члены-сотрудники ее во втором разряде, где председательствовал Державин; вскоре же в издании "Беседы" - "Чтениях" было напечатано стихотворение Ж. "К другу в его уединении" (ч. VI, 1812, стр.60-64). В то же время Ж. не замедлил вступить действительным членом в лучшее тогда общество передовых людей - "Общество любителей словесности, наук и художеств". Здесь он сошелся с представителями нового литературного движения, между которыми находилось и несколько его товарищей по Московскому Благородному Пансиону, и вскоре по особенному свойству характера, сумел, не порывая связей с членами "Беседы", сойтись с членами недавно перед тем возникшего "Арзамаса". В конце 1815 г. он был принят в число Арзамасцев с именем "Громобоя", причем, при вступлении в члены, должен был, как "поганый беседчик", быть отпет секретарем Арзамаса - Жуковским.

Пресловутый "Атрей", писал тогда же Д. В. Дашков князю П. А. Вяземскому "был представлен в виде некоего царственного волдыря, а остальные 27 трагедий, комедий, трагикомедий, драм, опер и водевилей, сочиненные и переведенные Ж., представлены волдырьками и сыпью, окружающими большой нарост". Ж. умел сойтись с Арзамасцами как нельзя более близко и впоследствии искусно поддерживал с ними свои отношения, постоянно исполняя их мелкие поручения и просьбы; в свою очередь и сам он умел извлекать пользу из дружеских отношений своих с некоторыми влиятельными членами Арзамаса, пользовался их предстательством пред сильными мира сего, вошел в высшее петербургское общество... Занятый службою, Ж. вскоре же и надолго покинул литературу и лишь в 1856 г. снова попробовал свои силы в области театра, выступив с антологической интермедией "Предпоследняя репетиция трагедии Дмитрий Донской", игранной в первый раз 9 января 1856 г. в бенефис Орловой, но не имевшей никакого успеха и повторенной всего один раз. Гораздо большую и вполне заслуженную известность приобрел Ж., уже в позднейшее время жизни, своим замечательным дневником, который он, по собственным словам, вел в течение 48 лет. Но к сожалению, большая часть дневника до сих пор не увидала света и даже неизвестно где находится; до настоящего же времени из него изданы только незначительные отрывки, а именно: 1) "Дневник студента", напечатанный без имени автора в "Москвитянине" 1853 г. (кн. 3, 5 и 8), а в 1859 г. вышедший в Петербурге отдельным изданием, под заглавием "Записки современника с 1805 по 1819 г. Ч. I. Дневник студента", обнимающий собою пребывание Ж. в Москве и Липецке, с 1 января 1805 по 31 июля 1806 г., 2) в "Отечественных Записках" 1855 г. было напечатано (чч. ХСІХ-СІІ) семь статей, под заглавием "Дневник чиновника", где рассказывается о жизни автора в Петербурге, с 25 августа 1806 по 31 мая 1807 г.; 3) небольшой отрывок - "Воспоминание старого театрала", напечатанный в ХСVІ части "Отечественных записок" за 1854 г. (причем некоторые места их вызвали возражения со стороны другого старого театрала С. Т. Аксакова (см. Собрание его сочинений, т. III, СПб., 1886, стр. 125-127), здесь читатель найдет любопытную театральную и литературную хронику Петербурга первой четверти текущего столетия.

Наконец 4) в 1890 г. редакцией "Русского Архива" изданы снабженные указателем имен "Записки С. П. Жихарева", заключающие в себе перепечатку только дневников студента и чиновника. "Записки" С. П. Ж., веденные им в виде ежедневных заметок, в которые автор вносил все, что, по его мнению, стоило замечания, представляют из себя чрезвычайно любопытный материал для изучения эпохи царствования Александра 1-го. Автор Записок, чуждый по своему характеру каких-либо партийных интересов, наблюдательный, умевший быть желанным гостем в самых разнообразных кружках Москвы и Петербурга и обладавший при этом прекрасною памятью, отметил в своих Записках множество фактов, правда, большей частью мелких, однако, дающих в общем известный колорит эпохе и являющихся весьма ценными для всякого знающегося с историей этого времени; близость же записей к совершившимся фактам позволяет относиться к ним с большим доверием.

Поэтому нужно только быть благодарным Ж. за сохранение для потомства многих небезынтересных черточек и случаев из жизни видных и второстепенных деятелей на всевозможных поприщах современной ему общественной жизни. "Какая разнохарактерность и своебытность личностей", писал в 1859 г. М. Н. Лонгинов об этих записках, по поводу выхода в свет "Дневника студента": "Какое смешение старого, отживающего, с новым, только нарождающимся! Что за суета, шум, безрассудная роскошь! Кого вы тут не встретите! Во главе всех - удаленные от двора тузы, - предмет какого-то благоговейного изумления публики, памятники блестящего Екатерининского века, бывшие участники дел славных и бесславных... Около них лепится огромный круг сенаторов, отставных статских и военных превосходительств, богачей без чинов, но с громкими титулами, людей с громкими титулами, но без богатства, а все-таки живущих таровато и беззаботно; наконец, толпа их сотоварищей, или клевретов из мелкого шляхетства, сорящих деньгами и поддерживающих связи в большом свете кто картами, кто рысаками или скакунами, или собаками, кто музыкантами, кто пирушками, - словом, всеми затеями, дорогими праздной роскоши и пустому чванству.

Автор вводит вас в их заколдованный круг, где слушают, как оракулов, этих коноводов общественного мнения, где, несмотря на независимость образа мыслей и жизни каждого, во всяком экстренном казусе, по случаю войны, какого-нибудь торжества и т. п., все эти бесчисленные голоса сливаются в дружный хор, который безусловно повторит то, что велят старшие, то есть, удаленные от дел андреевские или александровские кавалеры с сиятельными именами". Иллюстрация 1860 г., № 135, стр. 159; Месяцеслов Академии Наук на 1862 г. стр. 106; "Книжный Вестник" 1860 г. № 19 и 20, стр. 227; Геннади: Русский Архив. 1864 г., стр. 1073 и Справочный Словарь о русских писателях, Берлин 1880, стр. 7; Сочинения Батюшкова, изд. под ред. Л. Н. Майкова и В. И. Саитова, СПб. 1886, т. III, стр. 621-624 и др.; Формулярный список в Императорском Историческом Обществе; князь А. Б. Лобанов-Ростовский, Русская Родословная книга, т. І, СПб. 1895, стр. 197 и 438; Сушков.

Московский Университетский Благородный Пансион, M. 1858, стр. 81; С. П. Шевырев.

История Московского Университета, М. 1855, стр. 381; М. Н. Лонгинов в Русском Вестнике 1859 г. № 21; M. H. Мазаев - в Историческом Вестнике 1893 г. № 6 (с портретом);

Записки А. В. Кочубея.

СПб. 1890, стр. 26; Ф. Ф. Вигель.

Записки, M. 1891, т. IV. стр. 175 и др.; П. Н. Арапов.

Летопись русского театра, СПб. 1861, стр. 178- 179, 194 и 213; А. И. Вольф, Хроника петербургских театров, СПб. 1877, ч. II, стр. VII; Сочинения Державина под ред. Я. К. Грота, т. VIII, стр. 957; М. М. Муромцев.

Воспоминания, Русский Архив, 1890, т. І, стр. 69; Письма Жуковского к А. И. Тургеневу, М. 1895. по указателю;

А. В. Никитенко, Дневник, СПб. т. II, стр. 111-113, 177; Сочинения Жуковского, т. VI, СПб. 1878, стр. 425; Сочинения С. Т. Аксакова, т. 3, СПб. 1886, стр. 125-127; Русский Архив: 1866 г. стр. 499 и 764; 1873, стр. 1530, 1548; 1874, стр. 437; 1893, т. II. стр. 573 и 584; Русская Старина: 1884, т. XLIII, стр. 110 и 111; 1892 г. т. LXXIII, стр. 507; Исторические Вести, 1890, т. 39, стр. 233; Чтения в Беседе любителей русского слова, книга 6, СПб. 1812 и книга 13, СПб. 1813; Драматический Вестник, ч. III, № 53 и 70; Собрание Образцовых сочинений, изд. 2-е, СПб. 1821-1822, ч. V, стр. 108-110 и Сын Отечества 1816 г. № 31, стр. 205-207; - Отзывы современников: Н. П. Барсуков: Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 12-я, СПб. 1898, стр. 263-266. Б. Л. Модзалевский. {Половцов} Жихарев, Степан Петрович (1787-1860) - автор записок, тамбовский дворянин.

Воспитывался в университетском пансионе, был обер-прокурором Сената и сенатором, в конце жизни состоял председателем Театрально-литературного комитета в СПб. Несмотря на все желание сделаться писателем, Ж. это не удавалось; его пьесы, не напечатанные, но дававшиеся на сцене, крайне слабы. Он добился, однако, того, что в литературных кружках начала столетия считался своим человеком.

Так, в 1809 г. он участвовала вместе с Шаховским, Гнедичем, Лобановым и Полозовым в перев. "Заиры" Вольтера, посещал бдения пресловутой "Беседы", впоследствии сделался членом "Арзамаса" под прозвищем Громобоя.

Посмертный труд его весьма интересен и обнаруживает в авторе значительные таланты; это - "Записки современника", распадающиеся на две части, "Дневник студента" (1805-07) и "Дневник чиновника" (1807-17). Они читаются с большим интересом.

Перед читателем развертывается широкая барская жизнь русского общества эпохи Александра I в виде живой и пестрой панорамы, без обобщений и выводов, но как результат весьма зоркой наблюдательности автора.

Помимо того, здесь ценен интимный материал для истории русской литературы и особенно русского театра, а также целая галерея портретов - и доживавших последние дни екатерининских ветеранов, и людей новой эпохи, во всех сферах общества.

Ж. особенно дорог театралам; в противоположность сухой номенклатуре Арапова записки Ж. ярко изображают жизнь сцены и кулис очень интересной театральной эпохи. Сам автор как-то примирил в себе все направления, хотя, по-видимому, "арзамасец" был в душе скорее приверженцем "Беседы". "Записки современника", разбросанные по разным изданиям, вышли отдельно (М., 1890); "Воспоминания старого театрала" напечатаны в "Отеч. зап." (1854, т. XCVI). Значительная часть записок Ж. остается в рукописи, но где - неизвестно.

См. "Ж. и его записки" ("Истор. вестник", 1893, № 6). М. М. {Брокгауз} Жихарев, Степан Петрович сенатор, автор "Записок", р. 18 февр. 1788 г., † 31 авг. 1860 г. {Половцов}


Сенатор, автор "Записок", родом из древней дворянской фамилии Тамбовской губернии, сын секунд-майора Петра Степановича Ж. от брака его с княжной Александрой Гавриловной Барятинской, родился 18 февраля 1788 года в деревне, в Данковском уезде, обучался в Московском пансионе Ронка, а в 1805-06 гг. в Московском Университетском Благородном Пансионе в одно время с братьями Тургеневыми, Жуковским, Д. В. Дашковым, Д. Н. Блудовым и М. С. и А. С. Кайсаровыми, и в то же время посещал лекции Московского Университета. 14-го июня 1806 г., бросив Университет, Ж. переехал в Петербург и поступил на службу - актуариусом в Государственную Коллегию Иностранных Дел и, занимая последовательно должности переводчика (с 31 декабря 1810 г.) и секретаря (с 31 октября 1811 г.), 21 мая 1812 г. поступил в Канцелярию статс-секретаря П. С. Молчанова для занятий по Комиссии прошений и Комитету Министров, в то же время состоя производителем дел Театрального Комитета. В 1816, 1817 и 1818 гг., во время трех путешествий императора Александра 1-го по России и Польше, Ж. находился в свите государя, причем, как сказано в его формуляре "один исправлял все по Собственной его императорского величества канцелярии дела". В конце 1818 г. Ж. снова был назначен сопутствовать государю - на Ахенский конгресс, но "по расстроенному здоровью" уволился от службы, а вскоре женился на Феодосии Дмитриевне Нечаевой, взяв за нею довольно большое приданое и тем поправив свои весьма расшатанные финансовые средства. В отставке Ж. пробыл до 21 июня 1823 г., когда при посредстве друзей, получил должность Московского Губернского Прокурора, через два года произведен в действительные статские советники, 23 марта 1827 г. назначен обер-прокурором 8 Департамента Сената, несколько раз исправлял должность обер-прокурора Общего собрания Сената, наконец получил чин тайного советника (31 декабря 1836 г.) и звание сенатора (31 декабря 1839 г.). За тем Ж. был уволен от присутствования в Сенате (29 декабря 1843 г.), и назначен членом Центральной Комиссии по испытанию лошадей в России. С конца 1850-х годов, до своей смерти, Ж. был председателем Театрально-литературного Комитета при Дирекции Театров, в каком звании и умер в Петербурге 31 августа 1860 г., погребен на Митрофаниевском кладбище.

Имя Ж. пользуется большой известностью, ибо связано со многими выдающимися именами русской литературы первой четверти нынешнего столетия. Он был в дружеских отношениях со всеми современными ему литераторами от Пушкина до Шишкова и знал всех актеров своего времени. Такие связи Ж. объясняются любовью его к литературе и страстью к театру, которые проявлялись в нем еще с юношеских лет - на пансионной скамье и развивались под руководством его наставников - А. А. Прокоповича-Антонского и А. Ф. Мерзлякова. Эта страсть к литературе и театру была настолько велика, что уже в 1804 г. Ж. попробовал свои силы, сделав перевод оперы "Любовные шутки" (оказавшийся, впрочем, неудачным), а вскоре (1805 или 1806 г.) написал и самостоятельную трагедию "Артабан", которую, однако, Мерзляков прозвал "барабаном". Переехав в 1806 г. в Петербург, Ж. явился со своим детищем к Державину, актеру И. А. Дмитревскому, князю А. А. Шаховскому, но и от них услышал такие же нелестные отзывы об "Артабане", наконец и сам должен был признать, что его трагедия просто "смесь чуши с галиматьей, помноженных на ахинею". Однако, поселившись в Петербурге, он сразу же вошел в театрально-литературный кружок и уже тогда, по свидетельству тогдашнего своего приятеля и сожителя - М. М. Муромцева, "считался литератором, сочинял куплеты и переводил водевили для актеров и актрис, которые к нам часто ходили". Вскоре Ж. переселился к известному драматургу - князю А. А. Шаховскому и сумел приобрести его дружеское расположение. Это знакомство еще более содействовало развитию любви Ж. к театру и литературе. Он сделался в то же время своим человеком в доме Державина и Шишкова, сблизился с Гнедичем, актером Яковлевым и многими другими, не оставляя при этом и литературных занятий. Так в 1807 г. он написал поэму "Барды", а в 1808 г. мы встречаем его имя под двумя стихотворениями ("К моей родине" и "Осень") в Драматическом Вестнике (ч. III, № 53 и 70); наконец, в 1809 г. он, в сотрудничестве с князем Шаховским, Гнедичем, М. Е. Лобановым и А. Полозовым перевел трагедию Вольтера "Заира", которая была представлена в пер вый раз 18 октября 1809 г. Дальнейшими попытками Ж. были: перевод трагедии в 5 действиях Кребильона "Атрей и Фиест", игранной только один раз в бенефис А. С. Яковлева 11 декабря 1811 г. и перевод же комедии "Черт розового цвета", не имевшей успеха и данной лишь однажды - 18 декабря того же 1811 г. Сверх того, по преданию, Ж. было написано еще до 30 других театральных пьес, которые не были никогда играны и остались совершенно неизвестными.

Близко познакомившись с Державиным и начав посещать его литературные вечера и собрания у его друзей - А. С. Шишкова, А. С. Хвостова и И. С. Захарова, послужившие началом будущей "Беседы любителей русского слова", Ж. с образованием последней немедленно был избран в члены-сотрудники ее во втором разряде, где председательствовал Державин; вскоре же в издании "Беседы" - "Чтениях" было напечатано стихотворение Ж. "К другу в его уединении" (ч. VI, 1812, стр.60-64). В то же время Ж. не замедлил вступить действительным членом в лучшее тогда общество передовых людей - "Общество любителей словесности, наук и художеств". Здесь он сошелся с представителями нового литературного движения, между которыми находилось и несколько его товарищей по Московскому Благородному Пансиону, и вскоре по особенному свойству характера, сумел, не порывая связей с членами "Беседы", сойтись с членами недавно перед тем возникшего "Арзамаса". В конце 1815 г. он был принят в число Арзамасцев с именем "Громобоя", причем, при вступлении в члены, должен был, как "поганый беседчик", быть отпет секретарем Арзамаса - Жуковским. Пресловутый "Атрей", писал тогда же Д. В. Дашков князю П. А. Вяземскому "был представлен в виде некоего царственного волдыря, а остальные 27 трагедий, комедий, трагикомедий, драм, опер и водевилей, сочиненные и переведенные Ж., представлены волдырьками и сыпью, окружающими большой нарост". Ж. умел сойтись с Арзамасцами как нельзя более близко и впоследствии искусно поддерживал с ними свои отношения, постоянно исполняя их мелкие поручения и просьбы; в свою очередь и сам он умел извлекать пользу из дружеских отношений своих с некоторыми влиятельными членами Арзамаса, пользовался их предстательством пред сильными мира сего, вошел в высшее петербургское общество... Занятый службою, Ж. вскоре же и надолго покинул литературу и лишь в 1856 г. снова попробовал свои силы в области театра, выступив с антологической интермедией "Предпоследняя репетиция трагедии Дмитрий Донской", игранной в первый раз 9 января 1856 г. в бенефис Орловой, но не имевшей никакого успеха и повторенной всего один раз.

Гораздо большую и вполне заслуженную известность приобрел Ж., уже в позднейшее время жизни, своим замечательным дневником, который он, по собственным словам, вел в течение 48 лет. Но к сожалению, большая часть дневника до сих пор не увидала света и даже неизвестно где находится; до настоящего же времени из него изданы только незначительные отрывки, а именно: 1) "Дневник студента", напечатанный без имени автора в "Москвитянине" 1853 г. (кн. 3, 5 и 8), а в 1859 г. вышедший в Петербурге отдельным изданием, под заглавием "Записки современника с 1805 по 1819 г. Ч. I. Дневник студента", обнимающий собою пребывание Ж. в Москве и Липецке, с 1 января 1805 по 31 июля 1806 г., 2) в "Отечественных Записках" 1855 г. было напечатано (чч. ХСІХ-СІІ) семь статей, под заглавием "Дневник чиновника", где рассказывается о жизни автора в Петербурге, с 25 августа 1806 по 31 мая 1807 г.; 3) небольшой отрывок - "Воспоминание старого театрала", напечатанный в ХСVІ части "Отечественных записок" за 1854 г. (причем некоторые места их вызвали возражения со стороны другого старого театрала С. Т. Аксакова (см. Собрание его сочинений, т. III, СПб., 1886, стр. 125-127), здесь читатель найдет любопытную театральную и литературную хронику Петербурга первой четверти текущего столетия. Наконец 4) в 1890 г. редакцией "Русского Архива" изданы снабженные указателем имен "Записки С. П. Жихарева", заключающие в себе перепечатку только дневников студента и чиновника.

"Записки" С. П. Ж., веденные им в виде ежедневных заметок, в которые автор вносил все, что, по его мнению, стоило замечания, представляют из себя чрезвычайно любопытный материал для изучения эпохи царствования Александра 1-го. Автор Записок, чуждый по своему характеру каких-либо партийных интересов, наблюдательный, умевший быть желанным гостем в самых разнообразных кружках Москвы и Петербурга и обладавший при этом прекрасною памятью, отметил в своих Записках множество фактов, правда, большей частью мелких, однако, дающих в общем известный колорит эпохе и являющихся весьма ценными для всякого знающегося с историей этого времени; близость же записей к совершившимся фактам позволяет относиться к ним с большим доверием. Поэтому нужно только быть благодарным Ж. за сохранение для потомства многих небезынтересных черточек и случаев из жизни видных и второстепенных деятелей на всевозможных поприщах современной ему общественной жизни. "Какая разнохарактерность и своебытность личностей", писал в 1859 г. М. Н. Лонгинов об этих записках, по поводу выхода в свет "Дневника студента": "Какое смешение старого, отживающего, с новым, только нарождающимся! Что за суета, шум, безрассудная роскошь! Кого вы тут не встретите! Во главе всех - удаленные от двора тузы, - предмет какого-то благоговейного изумления публики, памятники блестящего Екатерининского века, бывшие участники дел славных и бесславных... Около них лепится огромный круг сенаторов, отставных статских и военных превосходительств, богачей без чинов, но с громкими титулами, людей с громкими титулами, но без богатства, а все-таки живущих таровато и беззаботно; наконец, толпа их сотоварищей, или клевретов из мелкого шляхетства, сорящих деньгами и поддерживающих связи в большом свете кто картами, кто рысаками или скакунами, или собаками, кто музыкантами, кто пирушками, - словом, всеми затеями, дорогими праздной роскоши и пустому чванству. Автор вводит вас в их заколдованный круг, где слушают, как оракулов, этих коноводов общественного мнения, где, несмотря на независимость образа мыслей и жизни каждого, во всяком экстренном казусе, по случаю войны, какого-нибудь торжества и т. п., все эти бесчисленные голоса сливаются в дружный хор, который безусловно повторит то, что велят старшие, то есть, удаленные от дел андреевские или александровские кавалеры с сиятельными именами".

Иллюстрация 1860 г., № 135, стр. 159; Месяцеслов Академии Наук на 1862 г. стр. 106; "Книжный Вестник" 1860 г. № 19 и 20, стр. 227; Геннади: Русский Архив. 1864 г., стр. 1073 и Справочный Словарь о русских писателях, Берлин 1880, стр. 7; Сочинения Батюшкова, изд. под ред. Л. Н. Майкова и В. И. Саитова, СПб. 1886, т. III, стр. 621-624 и др.; Формулярный список в Императорском Историческом Обществе; князь А. Б. Лобанов-Ростовский, Русская Родословная книга, т. І, СПб. 1895, стр. 197 и 438; Сушков. Московский Университетский Благородный Пансион, M. 1858, стр. 81; С. П. Шевырев. История Московского Университета, М. 1855, стр. 381; М. Н. Лонгинов в Русском Вестнике 1859 г. № 21; M. H. Мазаев - в Историческом Вестнике 1893 г. № 6 (с портретом); Записки А. В. Кочубея. СПб. 1890, стр. 26; Ф. Ф. Вигель. Записки, M. 1891, т. IV. стр. 175 и др.; П. Н. Арапов. Летопись русского театра, СПб. 1861, стр. 178- 179, 194 и 213; А. И. Вольф, Хроника петербургских театров, СПб. 1877, ч. II, стр. VII; Сочинения Державина под ред. Я. К. Грота, т. VIII, стр. 957; М. М. Муромцев. Воспоминания, Русский Архив, 1890, т. І, стр. 69; Письма Жуковского к А. И. Тургеневу, М. 1895. по указателю; А. В. Никитенко, Дневник, СПб. т. II, стр. 111-113, 177; Сочинения Жуковского, т. VI, СПб. 1878, стр. 425; Сочинения С. Т. Аксакова, т. 3, СПб. 1886, стр. 125-127; Русский Архив: 1866 г. стр. 499 и 764; 1873, стр. 1530, 1548; 1874, стр. 437; 1893, т. II. стр. 573 и 584; Русская Старина: 1884, т. XLIII, стр. 110 и 111; 1892 г. т. LXXIII, стр. 507; Исторические Вести, 1890, т. 39, стр. 233; Чтения в Беседе любителей русского слова, книга 6, СПб. 1812 и книга 13, СПб. 1813; Драматический Вестник, ч. III, № 53 и 70; Собрание Образцовых сочинений, изд. 2-е, СПб. 1821-1822, ч. V, стр. 108-110 и Сын Отечества 1816 г. № 31, стр. 205-207; - Отзывы современников: Н. П. Барсуков: Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 12-я, СПб. 1898, стр. 263-266.

Б. Л. Модзалевский.

{Половцов}

Жихарев, Степан Петрович

(1787-1860) - автор записок, тамбовский дворянин. Воспитывался в университетском пансионе, был обер-прокурором Сената и сенатором, в конце жизни состоял председателем Театрально-литературного комитета в СПб. Несмотря на все желание сделаться писателем, Ж. это не удавалось; его пьесы, не напечатанные, но дававшиеся на сцене, крайне слабы. Он добился, однако, того, что в литературных кружках начала столетия считался своим человеком. Так, в 1809 г. он участвовала вместе с Шаховским, Гнедичем, Лобановым и Полозовым в перев. "Заиры" Вольтера, посещал бдения пресловутой "Беседы", впоследствии сделался членом "Арзамаса" под прозвищем Громобоя. Посмертный труд его весьма интересен и обнаруживает в авторе значительные таланты; это - "Записки современника", распадающиеся на две части, "Дневник студента" (1805-07) и "Дневник чиновника" (1807-17). Они читаются с большим интересом. Перед читателем развертывается широкая барская жизнь русского общества эпохи Александра I в виде живой и пестрой панорамы, без обобщений и выводов, но как результат весьма зоркой наблюдательности автора. Помимо того, здесь ценен интимный материал для истории русской литературы и особенно русского театра, а также целая галерея портретов - и доживавших последние дни екатерининских ветеранов, и людей новой эпохи, во всех сферах общества. Ж. особенно дорог театралам; в противоположность сухой номенклатуре Арапова записки Ж. ярко изображают жизнь сцены и кулис очень интересной театральной эпохи. Сам автор как-то примирил в себе все направления, хотя, по-видимому, "арзамасец" был в душе скорее приверженцем "Беседы". "Записки современника", разбросанные по разным изданиям, вышли отдельно (М., 1890); "Воспоминания старого театрала" напечатаны в "Отеч. зап." (1854, т. XCVI). Значительная часть записок Ж. остается в рукописи, но где - неизвестно. См. "Ж. и его записки" ("Истор. вестник", 1893, № 6).

{Брокгауз}

Жихарев, Степан Петрович

Степан Петрович Жихарев - литератор, драматург и переводчик родился 29 февраля 1788 года в с. Никольское Данковского уезда Рязанской губернии (по другим данным: с. Большой Избердей Козловского уезда Тамбовской губернии; с. Спешнево-Ивановское Данковского уезда Рязанской губернии) в мелкопоместной семье. Образование получил в Московском частном пансионе Ронка. Восемнадцатилетним юношей был зачислен в Благородный пансион при Московском университете. Еще студентом в каникулярное время С. П. Жихарев навещал родные места. Особенно любил гостить в Липецке, где заводил знакомства с курортниками, охотился в его живописных окрестностях. А более всего молодого Жихарева интересовал театр. Даже отдыхая в Липецке, он следил за театральными новостями, о чем свидетельствует дневниковая запись 13 июля 1806 года:

«Сюда прибудет на днях труппа актеров, принадлежащих Лебедянскому помещику Танееву. Если это именно та, которую я видел некогда в моем детстве на лебедянокой ярмарке, то сердечно буду рад взглянуть на нее и сравнить тогдашние мои ощущения с нынешними. Эта труппа давала тогда в Лебедяни оперу» 1 .

Любовь к театру позднее стала истинной страстью и сделала Жихарева одним из крупнейших знатоков русского театра первой половины XIX века.

Еще на студенческой скамье он пробует силы в литературе: занимается переводами французских опер, пишет стихи, пытается создавать трагедии. В 1806 году, не окончив пансиона, он переезжает в Петербург.

В Петербурге Степан Петрович становится сначала членом «Беседы любителей русского слова», а затем принимает участие в собраниях литературного кружка «Арзамас», где ему присваивается кличка «Громобой». Если учесть, что в «Арзамасе» оказались будущие декабристы Н. И. Тургенев и М. Ф. Орлов, то станет ясно, что Жихарев шел в эти годы по тому же пути, по которому шла передовая дворянская молодежь.

В целом общественная биография С. П. Жихарева представляет собой явление очень типичное для того времени. В ранней юности он «карамзинист», занят вопросами быта и нравов, личной жизни и морали. Отечественная война 1812 года и последовавшие за ней события подтолкнули его к идеям политической свободы и борьбы с деспотизмом, он сближается с «либералистами». Но декабрьская катастрофа наносит удар по его политическим увлечениям и интересам, тем более что они не отличались ни глубиной, ни последовательностью.

Наступают мрачные тридцатые годы. С. П. Жихарев, потеряв веру в смысл борьбы, становится чиновником.

Что касается литературных опытов, то они не прошли даром. Не сделавшись первоклассным поэтом и драматургом, Жихарев становится известен как автор уникальных, замечательных по богатству материала дневников «Записки современника». Книга состоит из нескольких частей: «Дневник студента за 1805 год», «Дневник чиновника за 1806 год», «Дневник чиновника за 1807 год», к ним примыкают «Воспоминания старого театрала». «Записки современника» дают широкую картину нравов московского барства и петербургского чиновничества начала XIX века. Они содержат целую галерею выразительных портретов писателей, актеров, общественных деятелей эпохи. Современники высоко ценили прозу Жихарева, которую отличает высокая точность и достоверность в изображении фактов и лиц, непринужденность повествования.

И. С. Тургенев в письме к П. В. Анненкову в 1853 году тепло отзывался о записках Жихарева: «Дневник студента» в «Москвитянине» прекрасная вещь, и продолжение его я жду с нетерпением» 2 .

Л. Н. Толстой во время работы над романом «Война и мир» использовал материалы из дневников Жихарева.

Помимо театра и литературы С. П. Жихарев увлекался конным спортом и вопросами коннозаводства. Он не раз бывал на конных ярмарках в Лебедяни, присутствовал на состязаниях, которые там устраивались. В начале 40-х годов Жихарев написал для «Северной пчелы» ряд статей: «Московские скачки 1841 года», «Лебедянские скачки 1841 года», выступал в «Журнале коннозаводства и охоты».

Скончался Степан Петрович Жихарев 12 сентября 1860 года, оставив большое мемуарное наследие. В его записках ярко и живо представлена жизнь городов и сел Липецкого края первой половины XIX века.

1 Жихарев С. П. Записки современника. М.-Л., 1955, с. 227.
2 Тургенев И. С. Письма. М.-Л., 1961, т. 2, с. 138.

Произведения автора

  • Мемнон [Жихарев С. П.] Лебедянские скачки 1841 года. - Лебедянь, 1841
  • Дневник студента. - Москвитянин - 1853. - № 3, 5, 8.
  • Дневник чиновника. - Отечественные записки. - 1855.
  • Записки современника: Т. 1-2 / ред., вступ. статья и коммент. С. Я. Штрайха. - М.-Л., 1934.
  • Записки современника / ред., коммент. Б. М. Эйхенбаума. - М.-Л.: АН СССР, 1955. - 836 с. - (Лит. памятники).
  • С. П. Жихарев: [в 2 т.] / вступ. ст. М. А. Гордина; коммент. Л. Н. Киселевой]. - Л. : Искусство: Ленингр. отд., 1989. -
    • Т. 1. Записки современника: [Ч. 1] : Дневник студента. - 309 с.
    • Т. 2. Записки современника: [Ч. 2] : Дневник чиновника; Воспоминания старого театрала. - 523 с.
  • Из «Воспоминаний» С. П. Жихарева // Пушкин в театральных креслах: картины русской сцены 1817-1820 годов / Л. П. Гроссман; авт. вступ. ст. С. В. Денисенко. - СПб. : Азбука-классика, 2005. - С. 228-242. - (Искусство жизни).

Литература о жизни и творчестве

  • Черменский П. С. П. Жихарев и наш город // Путь Октября [Лебедян. р-н]. - 1965. - 30 июня.
  • Курков А. Дневник Жихарева // Подъем. - 1970. - № 5. - С. 158-159.
  • Найденов А. А. Ивановское. Последний приют философа: [в т.ч. о С. П. Жихареве] // Русские провинциальные усадьбы XVIII-начала ХХ века. - Воронеж, 2001. - С. 259-266.
  • Яблонский А. «У меня тоска по Липецку...» // Липецкая газета. - 2003. - 3 дек.
  • [Стих. В. Л. Пушкина «К Жихареву»] // Москвич Василий Львович Пушкин: альбом / сост. Н. И. Михайлова, Ф. Ш. Рысина. - М. : Московские учебники, 2006. - С. 140.
  • Кривошеин Н. В. «Лебедянские скачки 1841 года» // Лебедянское скаковое общество: история, участники, документы / Н. В. Кривошеин. - М., 2011. - С. 100-109.

Справочные материалы

  • Энциклопедический словарь. - Репринт. воспроизведение изд. Ф. А. Брокгауз - И. А. Ефрон 1890 г. - М., 1991. - Т. 23 - С. 26.
  • Русский биографический словарь. - Петроград, 1916. - Т. 7. - С. 49-52.
  • Липецкая энциклопедия. - Липецк, 2000. - Т. 2. - С. 19.
  • Воронежская историко-культурная энциклопедия. - 2-е изд, доп. и испр. - Воронеж, 2009. - С. 185.
  • Рязанская энциклопедия. - Рязань. 1999. - Т. 1. - С. 360.
  • Тамбовская энциклопедия. - Тамбов, 2004. - С. 190.
  • Славные имена земли Липецкой: биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. - Липецк, 2007. - С. 29-30.
  • Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. - М., 1992. - Т. 2. - С. 274-275.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. - Воронеж, 1986. - Вып. 1. - С. 9-12.
  • Писатели Данковского края: библиогр. указ. лит. - Данков, 2011. - С. 2-6.

ЖИХАРЕВ Степан Петрович , российский государственный деятель, тайный советник (1836), мемуарист, переводчик. Дворянин. Учился в Благородном пансионе при Московском университете (1805-06), затем посещал лекции в университете. После переезда в Санкт-Петербург служил в Коллегии иностранных дел (1806-12), в канцеляриях Кабинета министров и статс-секретаря П. С. Молчанова (1812-18). Выйдя в 1818 в отставку, поселился в своём имении. По ходатайству А. И. Тургенева в июне 1823 получил должность прокурора Московской губернии. Обер-прокурор 8-го департамента Сената (1827-43), сенатор (1839/40). Член Комитета государственного коннозаводства (1843-47). В конце 1850-х годов председатель Театрально-литературного комитета при Дирекции императорских санкт-петербургских театров.

Литературную деятельность начал в 1804, когда перевёл либретто оперы «Любовные шутки» (не опубликован). Переведённые им пьесы были поставлены на сцене: «Заира» (трагедия Вольтера, коллективный перевод совместно с А. А. Шаховским, Н. И. Гнедичем и др.; поставлен 1809), «Атрей и Тиест» (перевод трагедии П. Ж. Кребийона, поставлен 1811). Всего Жихаревым было переведено свыше 30 пьес. Автор поэмы «Октябрьская ночь, или Барды» (1808), стихотворений «Стихи к россу» (1805), «Осень» (1808) и др. Был близко знаком с большинством литераторов и актёров 1-й половины 19 века: К. Н. Батюшковым, Д. В. Дашковым, Г. Р. Державиным, В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, А. И. Тургеневым, А. С. Яковлевым и др. Участвовал в собраниях литературного общества «Беседа любителей русского слова», член Вольного общества любителей словесности, наук и художеств и «Арзамаса». После возвращения на государственную службу в 1823 отошёл от литературной деятельности. Увлекался охотой и лошадьми, написал несколько статей о скачках: «Лебедянские скачки 1841 г.» (1841), «Зверь, борзой волкодав...» (1842) и др.

С. П. Жихарев. Миниатюра К. К. Гампельна. 1830-е годы Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени (Москва).

Жихарев известен главным образом своими «Записками современника» (состояли из «Дневника студента», «Дневника чиновника» и «Воспоминаний старого театрала»), имеющими важное значение благодаря характеристикам современников и подробным описаниям театральной и литературной жизни 1-й половины 19 века. Впервые они были частично опубликованы в журналах «Москвитянин» (1853, № 3, 5-8; 1854, № 1, 18-19) и «Отечественные записки» (1855, № 3-10), отдельным изданием в 1890 году, впоследствии неоднократно переиздавались (в том числе в 1934 с комментариями С. Я. Штрайха, в 1955 с комментариями Б. М. Эйхенбаума).

Лит.: Мазаев М. Жихарев и его записки // Исторический вестник. 1893. № 6; Эйхенбаум Б. М. С. П. Жихарев и его дневники // Жихарев С. П. Записки современника. М.; Л., 1955; Акульшин П. В. Жизнь и деятельность С. П. Жихарева // Рязанский край. История. Природа. Хозяйство. Рязань, 1991.



Жихарев, Степан Петрович

Сенатор, автор "Записок", родом из древней дворянской фамилии Тамбовской губернии, сын секунд-майора Петра Степановича Ж. от брака его с княжной Александрой Гавриловной Барятинской, родился 18 февраля 1788 года в деревне, в Данковском уезде, обучался в Московском пансионе Ронка, а в 1805-06 гг. в Московском Университетском Благородном Пансионе в одно время с братьями Тургеневыми, Жуковским, Д. В. Дашковым, Д. Н. Блудовым и М. С. и А. С. Кайсаровыми, и в то же время посещал лекции Московского Университета. 14-го июня 1806 г., бросив Университет, Ж. переехал в Петербург и поступил на службу - актуариусом в Государственную Коллегию Иностранных Дел и, занимая последовательно должности переводчика (с 31 декабря 1810 г.) и секретаря (с 31 октября 1811 г.), 21 мая 1812 г. поступил в Канцелярию статс-секретаря П. С. Молчанова для занятий по Комиссии прошений и Комитету Министров, в то же время состоя производителем дел Театрального Комитета. В 1816, 1817 и 1818 гг., во время трех путешествий императора Александра 1-го по России и Польше, Ж. находился в свите государя, причем, как сказано в его формуляре "один исправлял все по Собственной его императорского величества канцелярии дела". В конце 1818 г. Ж. снова был назначен сопутствовать государю - на Ахенский конгресс, но "по расстроенному здоровью" уволился от службы, а вскоре женился на Феодосии Дмитриевне Нечаевой, взяв за нею довольно большое приданое и тем поправив свои весьма расшатанные финансовые средства. В отставке Ж. пробыл до 21 июня 1823 г., когда при посредстве друзей, получил должность Московского Губернского Прокурора, через два года произведен в действительные статские советники, 23 марта 1827 г. назначен обер-прокурором 8 Департамента Сената, несколько раз исправлял должность обер-прокурора Общего собрания Сената, наконец получил чин тайного советника (31 декабря 1836 г.) и звание сенатора (31 декабря 1839 г.). За тем Ж. был уволен от присутствования в Сенате (29 декабря 1843 г.), и назначен членом Центральной Комиссии по испытанию лошадей в России. С конца 1850-х годов, до своей смерти, Ж. был председателем Театрально-литературного Комитета при Дирекции Театров, в каком звании и умер в Петербурге 31 августа 1860 г., погребен на Митрофаниевском кладбище.

Имя Ж. пользуется большой известностью, ибо связано со многими выдающимися именами русской литературы первой четверти нынешнего столетия. Он был в дружеских отношениях со всеми современными ему литераторами от Пушкина до Шишкова и знал всех актеров своего времени. Такие связи Ж. объясняются любовью его к литературе и страстью к театру, которые проявлялись в нем еще с юношеских лет - на пансионной скамье и развивались под руководством его наставников - А. А. Прокоповича-Антонского и А. Ф. Мерзлякова. Эта страсть к литературе и театру была настолько велика, что уже в 1804 г. Ж. попробовал свои силы, сделав перевод оперы "Любовные шутки" (оказавшийся, впрочем, неудачным), а вскоре (1805 или 1806 г.) написал и самостоятельную трагедию "Артабан", которую, однако, Мерзляков прозвал "барабаном". Переехав в 1806 г. в Петербург, Ж. явился со своим детищем к Державину, актеру И. А. Дмитревскому, князю А. А. Шаховскому, но и от них услышал такие же нелестные отзывы об "Артабане", наконец и сам должен был признать, что его трагедия просто "смесь чуши с галиматьей, помноженных на ахинею". Однако, поселившись в Петербурге, он сразу же вошел в театрально-литературный кружок и уже тогда, по свидетельству тогдашнего своего приятеля и сожителя - М. М. Муромцева, "считался литератором, сочинял куплеты и переводил водевили для актеров и актрис, которые к нам часто ходили". Вскоре Ж. переселился к известному драматургу - князю А. А. Шаховскому и сумел приобрести его дружеское расположение. Это знакомство еще более содействовало развитию любви Ж. к театру и литературе. Он сделался в то же время своим человеком в доме Державина и Шишкова, сблизился с Гнедичем, актером Яковлевым и многими другими, не оставляя при этом и литературных занятий. Так в 1807 г. он написал поэму "Барды", а в 1808 г. мы встречаем его имя под двумя стихотворениями ("К моей родине" и "Осень") в Драматическом Вестнике (ч. III, № 53 и 70); наконец, в 1809 г. он, в сотрудничестве с князем Шаховским, Гнедичем, М. Е. Лобановым и А. Полозовым перевел трагедию Вольтера "Заира", которая была представлена в пер вый раз 18 октября 1809 г. Дальнейшими попытками Ж. были: перевод трагедии в 5 действиях Кребильона "Атрей и Фиест", игранной только один раз в бенефис А. С. Яковлева 11 декабря 1811 г. и перевод же комедии "Черт розового цвета", не имевшей успеха и данной лишь однажды - 18 декабря того же 1811 г. Сверх того, по преданию, Ж. было написано еще до 30 других театральных пьес, которые не были никогда играны и остались совершенно неизвестными.

Близко познакомившись с Державиным и начав посещать его литературные вечера и собрания у его друзей - А. С. Шишкова, А. С. Хвостова и И. С. Захарова, послужившие началом будущей "Беседы любителей русского слова", Ж. с образованием последней немедленно был избран в члены-сотрудники ее во втором разряде, где председательствовал Державин; вскоре же в издании "Беседы" - "Чтениях" было напечатано стихотворение Ж. "К другу в его уединении" (ч. VI, 1812, стр.60-64). В то же время Ж. не замедлил вступить действительным членом в лучшее тогда общество передовых людей - "Общество любителей словесности, наук и художеств". Здесь он сошелся с представителями нового литературного движения, между которыми находилось и несколько его товарищей по Московскому Благородному Пансиону, и вскоре по особенному свойству характера, сумел, не порывая связей с членами "Беседы", сойтись с членами недавно перед тем возникшего "Арзамаса". В конце 1815 г. он был принят в число Арзамасцев с именем "Громобоя", причем, при вступлении в члены, должен был, как "поганый беседчик", быть отпет секретарем Арзамаса - Жуковским. Пресловутый "Атрей", писал тогда же Д. В. Дашков князю П. А. Вяземскому "был представлен в виде некоего царственного волдыря, а остальные 27 трагедий, комедий, трагикомедий, драм, опер и водевилей, сочиненные и переведенные Ж., представлены волдырьками и сыпью, окружающими большой нарост". Ж. умел сойтись с Арзамасцами как нельзя более близко и впоследствии искусно поддерживал с ними свои отношения, постоянно исполняя их мелкие поручения и просьбы; в свою очередь и сам он умел извлекать пользу из дружеских отношений своих с некоторыми влиятельными членами Арзамаса, пользовался их предстательством пред сильными мира сего, вошел в высшее петербургское общество... Занятый службою, Ж. вскоре же и надолго покинул литературу и лишь в 1856 г. снова попробовал свои силы в области театра, выступив с антологической интермедией "Предпоследняя репетиция трагедии Дмитрий Донской", игранной в первый раз 9 января 1856 г. в бенефис Орловой, но не имевшей никакого успеха и повторенной всего один раз.

Гораздо большую и вполне заслуженную известность приобрел Ж., уже в позднейшее время жизни, своим замечательным дневником, который он, по собственным словам, вел в течение 48 лет. Но к сожалению, большая часть дневника до сих пор не увидала света и даже неизвестно где находится; до настоящего же времени из него изданы только незначительные отрывки, а именно: 1) "Дневник студента", напечатанный без имени автора в "Москвитянине" 1853 г. (кн. 3, 5 и 8), а в 1859 г. вышедший в Петербурге отдельным изданием, под заглавием "Записки современника с 1805 по 1819 г. Ч. I. Дневник студента", обнимающий собою пребывание Ж. в Москве и Липецке, с 1 января 1805 по 31 июля 1806 г., 2) в "Отечественных Записках" 1855 г. было напечатано (чч. ХСІХ-СІІ) семь статей, под заглавием "Дневник чиновника", где рассказывается о жизни автора в Петербурге, с 25 августа 1806 по 31 мая 1807 г.; 3) небольшой отрывок - "Воспоминание старого театрала", напечатанный в ХСVІ части "Отечественных записок" за 1854 г. (причем некоторые места их вызвали возражения со стороны другого старого театрала С. Т. Аксакова (см. Собрание его сочинений, т. III, СПб., 1886, стр. 125-127), здесь читатель найдет любопытную театральную и литературную хронику Петербурга первой четверти текущего столетия. Наконец 4) в 1890 г. редакцией "Русского Архива" изданы снабженные указателем имен "Записки С. П. Жихарева", заключающие в себе перепечатку только дневников студента и чиновника.

"Записки" С. П. Ж., веденные им в виде ежедневных заметок, в которые автор вносил все, что, по его мнению, стоило замечания, представляют из себя чрезвычайно любопытный материал для изучения эпохи царствования Александра 1-го. Автор Записок, чуждый по своему характеру каких-либо партийных интересов, наблюдательный, умевший быть желанным гостем в самых разнообразных кружках Москвы и Петербурга и обладавший при этом прекрасною памятью, отметил в своих Записках множество фактов, правда, большей частью мелких, однако, дающих в общем известный колорит эпохе и являющихся весьма ценными для всякого знающегося с историей этого времени; близость же записей к совершившимся фактам позволяет относиться к ним с большим доверием. Поэтому нужно только быть благодарным Ж. за сохранение для потомства многих небезынтересных черточек и случаев из жизни видных и второстепенных деятелей на всевозможных поприщах современной ему общественной жизни. "Какая разнохарактерность и своебытность личностей", писал в 1859 г. М. Н. Лонгинов об этих записках, по поводу выхода в свет "Дневника студента": "Какое смешение старого, отживающего, с новым, только нарождающимся! Что за суета, шум, безрассудная роскошь! Кого вы тут не встретите! Во главе всех - удаленные от двора тузы, - предмет какого-то благоговейного изумления публики, памятники блестящего Екатерининского века, бывшие участники дел славных и бесславных... Около них лепится огромный круг сенаторов, отставных статских и военных превосходительств, богачей без чинов, но с громкими титулами, людей с громкими титулами, но без богатства, а все-таки живущих таровато и беззаботно; наконец, толпа их сотоварищей, или клевретов из мелкого шляхетства, сорящих деньгами и поддерживающих связи в большом свете кто картами, кто рысаками или скакунами, или собаками, кто музыкантами, кто пирушками, - словом, всеми затеями, дорогими праздной роскоши и пустому чванству. Автор вводит вас в их заколдованный круг, где слушают, как оракулов, этих коноводов общественного мнения, где, несмотря на независимость образа мыслей и жизни каждого, во всяком экстренном казусе, по случаю войны, какого-нибудь торжества и т. п., все эти бесчисленные голоса сливаются в дружный хор, который безусловно повторит то, что велят старшие, то есть, удаленные от дел андреевские или александровские кавалеры с сиятельными именами".

Иллюстрация 1860 г., № 135, стр. 159; Месяцеслов Академии Наук на 1862 г. стр. 106; "Книжный Вестник" 1860 г. № 19 и 20, стр. 227; Геннади: Русский Архив. 1864 г., стр. 1073 и Справочный Словарь о русских писателях, Берлин 1880, стр. 7; Сочинения Батюшкова, изд. под ред. Л. Н. Майкова и В. И. Саитова, СПб. 1886, т. III, стр. 621-624 и др.; Формулярный список в Императорском Историческом Обществе; князь А. Б. Лобанов-Ростовский, Русская Родословная книга, т. І, СПб. 1895, стр. 197 и 438; Сушков. Московский Университетский Благородный Пансион, M. 1858, стр. 81; С. П. Шевырев. История Московского Университета, М. 1855, стр. 381; М. Н. Лонгинов в Русском Вестнике 1859 г. № 21; M. H. Мазаев - в Историческом Вестнике 1893 г. № 6 (с портретом); Записки А. В. Кочубея. СПб. 1890, стр. 26; Ф. Ф. Вигель. Записки, M. 1891, т. IV. стр. 175 и др.; П. Н. Арапов. Летопись русского театра, СПб. 1861, стр. 178- 179, 194 и 213; А. И. Вольф, Хроника петербургских театров, СПб. 1877, ч. II, стр. VII; Сочинения Державина под ред. Я. К. Грота, т. VIII, стр. 957; М. М. Муромцев. Воспоминания, Русский Архив, 1890, т. І, стр. 69; Письма Жуковского к А. И. Тургеневу, М. 1895. по указателю; А. В. Никитенко, Дневник, СПб. т. II, стр. 111-113, 177; Сочинения Жуковского, т. VI, СПб. 1878, стр. 425; Сочинения С. Т. Аксакова, т. 3, СПб. 1886, стр. 125-127; Русский Архив: 1866 г. стр. 499 и 764; 1873, стр. 1530, 1548; 1874, стр. 437; 1893, т. II. стр. 573 и 584; Русская Старина: 1884, т. XLIII, стр. 110 и 111; 1892 г. т. LXXIII, стр. 507; Исторические Вести, 1890, т. 39, стр. 233; Чтения в Беседе любителей русского слова, книга 6, СПб. 1812 и книга 13, СПб. 1813; Драматический Вестник, ч. III, № 53 и 70; Собрание Образцовых сочинений, изд. 2-е, СПб. 1821-1822, ч. V, стр. 108-110 и Сын Отечества 1816 г. № 31, стр. 205-207; - Отзывы современников: Н. П. Барсуков: Жизнь и труды М. П. Погодина, кн. 12-я, СПб. 1898, стр. 263-266.

Б. Л. Модзалевский.

{Половцов}

Жихарев, Степан Петрович

(1787-1860) - автор записок, тамбовский дворянин. Воспитывался в университетском пансионе, был обер-прокурором Сената и сенатором, в конце жизни состоял председателем Театрально-литературного комитета в СПб. Несмотря на все желание сделаться писателем, Ж. это не удавалось; его пьесы, не напечатанные, но дававшиеся на сцене, крайне слабы. Он добился, однако, того, что в литературных кружках начала столетия считался своим человеком. Так, в 1809 г. он участвовала вместе с Шаховским, Гнедичем, Лобановым и Полозовым в перев. "Заиры" Вольтера, посещал бдения пресловутой "Беседы", впоследствии сделался членом "Арзамаса" под прозвищем Громобоя. Посмертный труд его весьма интересен и обнаруживает в авторе значительные таланты; это - "Записки современника", распадающиеся на две части, "Дневник студента" (1805-07) и "Дневник чиновника" (1807-17). Они читаются с большим интересом. Перед читателем развертывается широкая барская жизнь русского общества эпохи Александра I в виде живой и пестрой панорамы, без обобщений и выводов, но как результат весьма зоркой наблюдательности автора. Помимо того, здесь ценен интимный материал для истории русской литературы и особенно русского театра, а также целая галерея портретов - и доживавших последние дни екатерининских ветеранов, и людей новой эпохи, во всех сферах общества. Ж. особенно дорог театралам; в противоположность сухой номенклатуре Арапова записки Ж. ярко изображают жизнь сцены и кулис очень интересной театральной эпохи. Сам автор как-то примирил в себе все направления, хотя, по-видимому, "арзамасец" был в душе скорее приверженцем "Беседы". "Записки современника", разбросанные по разным изданиям, вышли отдельно (М., 1890); "Воспоминания старого театрала" напечатаны в "Отеч. зап." (1854, т. XCVI). Значительная часть записок Ж. остается в рукописи, но где - неизвестно. См. "Ж. и его записки" ("Истор. вестник", 1893, № 6).

{Брокгауз}

Жихарев, Степан Петрович

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Жихарев, Степан Петрович" в других словарях:

    - (1788 1860) писатель. Учился в Московском университете, но курса не окончил. Принадлежал к золотой московской молодежи, ничего не делавшей и всем интересовавшейся, особенно театром и литературой. Его мечтой было сделаться писателем. Его переводы… … Биографический словарь

    - (1788 1860), русский писатель. Литературно обработанные дневники «Записки современника» (1853 55), «Воспоминания старого театрала» (1854) воссоздают атмосферу русского общества кон. 18 нач. 19 вв., содержат ценные сведения из истории театрального … Энциклопедический словарь

    - (1788 1860) русский писатель. Литературно обработанные дневники Записки современника (1853 55), Воспоминания старого театрала (1854) воссоздают атмосферу русского общества кон. 18 нач. 19 вв., содержат ценные сведения из истории театрального и… … Большой Энциклопедический словарь

    Степан Петрович Жихарев Миниатюра К. К. Г … Википедия

    Степан Петрович Жихарев (18 (29) февраля 1787, Данковский уезд Рязанской губернии 31 августа (12 сентября) 1860, Санкт Петербург) русский писатель, драматург переводчик, мемуарист; тамбовский дворянин. Воспитывался в университетском пансионе, был … Википедия