Значение машиностроения. Значение машиностроения в россии

Машиностроительный комплекс представляет собой сложное межотраслевое образование, включающее машиностроение и металлообработку.

Машиностроение объединяет специализированные отрасли, сходные по технологии и используемому сырью.

Металлообработка включает промышленность металлических конструкций и изделий, ремонт машин и оборудования.

Машиностроение является ведущей отраслью тяжелой индустрии страны. Создавая наиболее активную часть основных производственных фондов – орудия труда, машиностроение в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях хозяйственного комплекса.

В настоящее время нет такой отрасли народного хозяйства, в которой не использовались бы машины и механизмы самых широких масштабов. Они являются важнейшими компонентами в нашей жизни.

Этот комплекс также влияет на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общего производства. Только в результате насыщения всех отраслей народного хозяйства высокопроизводительными машинами, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства можно добиться повышения производительности труда и расширения выпуска различной продукции.

Благодаря машиностроительному комплексу мы экономим свое время и получаем наиболее эффективные товары, с помощью которых осуществляем различные потребности.

Без развития транспорта и транспортной сети невозможно осуществить производственные связи.

Машиностроительный комплекс занимает важное место в экономике крупных экономических районов России. Он является ключевым фактором жизнедеятельности производительных сил и населения страны. В 1995 году на его долю приходилось 18,2% стоимости произведенной промышленной продукции; 38,6% - промышленно-производственного персонала, 25% - стоимости основных промышленно производственных фондов. Этот комплекс оказывает существенное влияние на формирование бюджета РФ.

Из всей совокупности предметов и средств труда, используемых обществом в процессе материального производства, определяющая роль принадлежит механическим орудиям – костной и мускульной системе производства. Их уровень и степень развития служат важным мерилом функционирования производительных сил человечества. Неслучайно с начала новой экономической эпохи, называемой машинной цивилизацией, и по настоящее время машины остаются одним из синонимов технического прогресса, а машиностроение – материальной основой любого крупного индустриального государства.

Использование машин позволяет увеличивать мышечное и интеллектуальное усилие человека, повышать производительность его труда, обеспечивать качество и стандартизацию выполнения работ, регулярно осуществлять расширенное воспроизводство и постепенно вытеснять ручной труд из всех новых сфер человеческой деятельности.

В последние десятилетия машиностроительный комплекс формировался в соответствии с текущими потребностями экономики и обороны страны под конкретную номенклатуру конечной продукции. В результате были созданы предметно-специализированные предприятия жесткими технологическими связями, низкой гибкостью и мобильностью производства.

Кризисная ситуация, назревавшая к началу 1990-х годов в стране, существенно отразилась на отрасли.

Структура машиностроения отличается крайней утяжеленностью с высокой степенью милитаризации. Снижалась обновляемость изделий, износ основных фондов достиг 50%. Отличались высокий уровень концентрации и монополизации производства, избыточная, неэффективная производственная активность лишь около ¼ новых технологий соответствовала мировому уровню.

Предприятия прекращают производить сложные изделия, требующие глубокой кооперации, и переходят к выпуску непрофильной, но имеющей спрос дешевой и простой продукции.

Серьезным недостатком отечественного машиностроения является удельный вес морально устаревшей продукции, не отвечающей требованию сегодняшнего дня. Это произошло от недееспособности отечественных конструкторско-технологических кадров и самого машиностроения. Ведь 70 лет машиностроительной продукции России всегда только распределялось среди потребителей ее, а не продавалась, как это наиболее естественно. Рынок является окончательным и непререкаемым мерилом качеств и необходимых объемов выпускаемой машиностроительной продукции.

Безнадежно устарела материально-техническая база отрасли: к началу 90-х годов средний срок службы оборудования в машиностроении составлял 26 лет. В основном оборудование в российском машиностроении заменялось на новое лишь по истечении срока его полного физического износа.

Экономика практически всех развитых стран мира включает такую отрасль, как машиностроение. Традиционно оно воспринимается как исключительно важный сегмент с точки зрения устойчивости и конкурентоспособности национальной хозяйственной системы. Каково значение машиностроения?

Рассмотреть данный вопрос мы можем в следующих ключевых аспектах:

Сущность и структура машиностроения

Рассматриваемая отрасль считается одним из сегментов промышленности (обрабатывающей). Предполагает выпуск предприятиями, что вполне очевидно, различных машин: относящихся к категории транспортных средств, производственных агрегатов, электронного оборудования и т. д.

Машиностроение подразделяется на следующие основные виды:

  • тяжелое (выпуск кранов, экскаваторов, конвейеров, оборудования для шахт);
  • общее (производство самолетов, ракет, судов, вагонов);
  • среднее (выпуск автомобилей, тракторов);
  • точное (выпуск электроприборов, часов, роботов).

В структуре машиностроения также выделяют вспомогательные сегменты - например, производство заготовок, запчастей, ремонт оборудования.

Место и роль машиностроения в национальных хозяйствах

Особенность такой отрасли, как машиностроение, в том, что она аккумулирует в себе производства, в различной степени испытывающие потребность:

  • в кадрах (то есть формируются трудоемкие производства);
  • в ресурсах (возникает потребность в различных материалах, сырье, топливе);
  • в новых технологиях (формируются наукоемкие производства).

Машиностроение, таким образом, становится локомотивом развития целой группы отраслей экономики и социальных институтов.

Потребность данной сферы в кадрах предопределяет стимулирование государством образовательных программ и привлечение в них людей - особенно это важно для молодых граждан. Аналогично спрос со стороны машиностроения на ресурсы подлежит удовлетворению со стороны добывающих, сырьевых отраслей. Наукоемкость многих производств соответствующего типа предопределяет стимулирование развития исследований, привлечение на работу лучших умов страны и зарубежья, интерес инвесторов к разработке и продвижению новых технологий.

Безусловно, отмеченные сегменты экономики - лишь некоторые примеры тех, что зависят от машиностроения. Таких отраслей гораздо больше.

Вероятно, удельный вес машиностроения, условно говоря, в ВВП будет не слишком заметен - даже в развитых странах он обычно не превышает 10-12 %. Однако оно имеет непосредственные хозяйственные связи с отраслями, которые в сумме могут формировать основной объем ВВП. Поэтому возможный кризис в машиностроительной сфере вполне способен спровоцировать сложности в иных сегментах экономики.

Рассматриваемая отрасль хозяйства важна с точки зрения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке. Машиностроительная продукция всегда имеет спрос. При этом цены на нее, как правило, не столь волатильны, как, например, на нефть и иные виды сырья. Поэтому экономика, базирующаяся на экспорте машиностроительной продукции, часто рассматривается экспертами как более конкурентоспособная, чем сырьевая.

Вместе с тем нужно понимать, что спрос на отдельные виды машин и оборудования может в ряде случаев снижаться в силу насыщенности рынка или, к примеру, осложняться демпингом со стороны конкурирующих экономик, имеющих возможность производить и экспортировать более дешевую продукцию. Поэтому развитие машиностроения в государстве должно сопровождаться сбалансированной политикой властей в аспекте выстраивания его структуры.

Например, если речь идет об экспорте, то лучше, если он будет как можно более диверсифицированным: страна должна предлагать мировому рынку большое количество разновидностей продукции машиностроения. Если спрос на какие-то отдельные ее виды упадет, то его реально будет компенсировать за счет других сегментов.

Изучим то, каково значение машиностроения для экономики России.

Значение машиностроения для экономики России

Доля машиностроения в ВВП России - около 10-12 %, что примерно соответствует показателям для США и Западной Европы. Основной вид выпускаемой российскими предприятиями продукции - транспортные средства и оборудование. Вместе с тем машиностроение в РФ представлено практически всеми существующими в мире сегментами. Есть отрасли, которые сохраняют большую зависимость от импорта, - роботостроение, станкостроение; есть те, что покрывают потребности страны почти полностью, - военно-промышленный комплекс, автомобилестроение, вагоностроение.

Доля машиностроения в российском экспорте - порядка 5 %. Таким образом, основная часть соответствующего типа продукции направляется потребителям внутри государства: доля экспорта в ВВП составляет порядка 20 %. В страны дальнего зарубежья направляется около 61 % машин и оборудования, произведенных в России. Основные категории машиностроительной продукции, экспортируемой из РФ:

  • самолеты и другая авиатехника;
  • энергетическое оборудование;
  • суда;
  • автомобили;
  • железнодорожная техника;
  • телекоммуникационные средства;
  • измерительная техника;
  • электрораспределительные приборы;
  • автомобильные комплектующие;
  • сельскохозяйственная техника;
  • оборудование для дорожного строительства и шахт.

Машиностроение в РФ - в числе самых перспективных отраслей. Это связано, во-первых, с процессами импортозамещения, а во-вторых, с текущими приоритетами государственной политики. Стимулы к развитию отрасли в ряде случаев могут иметь административную природу: так, в начале 2015 года вышло распоряжение Правительства РФ о запрете импорта машиностроительной продукции для государственных и муниципальных нужд. Компенсировать соответствующие потребности предстоит компаниям, работающим внутри страны.

Росту рассматриваемой отрасли в России - как в абсолютном, так и в относительном выражении (в аспекте доли в ВВП) - благоприятствуют наличие в РФ больших объемов природных ресурсов, сильная система подготовки кадров во многих отраслях, а также заинтересованность государства в развитии соответствующего сегмента экономики.

МАШИНОСТРОЕНИЕ

МАШИНОСТРОЕНИЕ

ведущая отрасль мировой промышленности, занимает первое место среди всех отраслей по числу занятых и по стоимости продукции. Примерно 9/10 всей машино­строительной продукции производят развитые страны, 1/10 - развивающиеся. Однако в последнее время в Бразилии, Индии, Аргентине, Мексике, новых индустриальных странах Азии машиностроение достигло высокого уровня. Основные машиностроительные регионы: Сев. Америка, зарубежная Европа, Вост. и Юго-Вост. Азия, СНГ. МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС (МСК), совокупность отраслей промышленности, производящих оборудование для всех подразделений народного хозяйства, а также многие предметы потребления. Задача МСК - обеспечивать хозяйство все более совершенными машинами. В его составе более 70 отраслей: приборостроение, химическое, электротехническое, энергетическое машиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность, строительно-дорожное, тракторное машиностроение и авто­мобилестроение. Особенности, определяющие географию МСК: наукоемкость (новейшие отрасли - робототехника, выпуск ЭВМ, радио- и телеаппаратуры ориентирован на научные центры), трудоемкость (станкостроение, авиационная и электронная промышленность - ориентированы на наличие квалифицированных кадров), металлоемкость (предприятия тяжелого машиностроения ориентированы на металлургические базы), специализация и кооперирование (заводы, как правило, размещаются в соответствии с размещением поставщиков комплектующих деталей), ориентация на потребителя (специальное тяжелое оборудование, например зерновые комбайны или лесовозы, производят в районах их эксплуатации).

Краткий географический словарь . EdwART . 2008 .

Машинострое́ние

одна из важнейших отраслей обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого количества подотраслей и производств. Оно является самой сложной и дифференцированной отраслью промышленности, которая производит машины и станки, приборы и агрегаты, разнообразные механизмы промышленного, бытового и военного назначения, приборы и оборудование для научных исследований. По оценкам, мировое машиностроение выпускает св. 3 млн. видов индивидуальных изделий. По ассортименту выпускаемой продукции, особенностям размещения производства и технологического процесса чаще всего выделяют: общее машиностроение (специализирующееся на выпуске производственного оборудования для всех отраслей экономики), транспортное машиностроение, электронику с электротехникой, приборостроение, энергетическое машиностроение, производство вооружения и военной техники и ряд других отраслей. Машиностроительные предприятия делятся на заводы полного цикла и сборочные (к ним относятся предприятия, получающие со стороны не менее 50 % комплектующих изделий). Существует классификация отраслей машиностроения по технико-экономическим особенностям производства, которые определяют осн. различия в требованиях к условиям размещения: металлоёмкое, трудоёмкое и наукоёмкое машиностроение. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроения приходится 35–40 % стоимости промышленного производства, и в ней занято 25–35 % всех работающих в промышленности. В большинстве развивающихся стран (за исключением «новых индустриальных» стран Азии) машиностроение имеет менее важное значение. Лидером мирового машиностроения являются США, но их быстрыми темпами догоняет Япония. Далее следуют Германия и другие западноевропейские страны, а также Китай, Респ. Корея, Бразилия. По экспорту продукции машиностроения выделяются Япония (¼), Германия (1/5), Италия, Швейцария, США, о. Тайвань, Великобритания.

География. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. А. П. Горкина . 2006 .


Синонимы :

Смотреть что такое "МАШИНОСТРОЕНИЕ" в других словарях:

    Машиностроение … Орфографический словарь-справочник

    Комплекс отраслей обрабатывающей промышленности. Включает: общее машиностроение, транспортное машиностроение, радиоэлектронную, электротехническую, приборостроительную промышленность, сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение,… …

    Важнейшая комплексная отрасль обрабатывающей промышленности, включающая: станкостроение, приборостроение, энергетическое, металлургическое, химическое, сельскохозяйственное машиностроение (включая тракторостроение); транспортное машиностроение… … Финансовый словарь

    МАШИНОСТРОЕНИЕ, машиностроения, мн. нет, ср. (тех.). Промышленное производство машин. «…Машиностроение основной рычаг реконструкции народного хозяйства…» Сталин. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Издательство, Москва. Ведет начало с 1931, современное название с 1964. Литература по конструированию, устройству, технологии изготовления, эксплуатации машин и оборудования, научно технические и производственные журналы … Большой Энциклопедический словарь - сущ., кол во синонимов: 39 авиамоторостроение (2) авиаракетостроение (1) … Словарь синонимов

    машиностроение - — EN mechanical engineering The branch of engineering concerned with the design, construction, and operation of machines. (Source: CED)… … Справочник технического переводчика

    машиностроение - Группа отраслей промышленности, производящая автомобили (автомобильная промышленность), летательные аппараты (авиационная промышленность), речные и морские суда (судостроение), станки и инструменты (станкостроение) … Словарь по географии


Введение

Машиностроительный комплекс составляют машиностроение и металлообработка. Машиностроение занимается производством машин и оборудования, различного рода механизмов для материального производства, науки, культуры, сферы услуг. Следовательно, продукция машиностроения потребляется всеми без исключения отраслями народного хозяйства.

Металлообработка занимается производством металлических изделий, ремонтом машин и оборудования. Структура машиностроения очень сложна, в состав этой отрасли входят как самостоятельные отрасли, такие как тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д., так и множество специализированных подотраслей и производств.

Машиностроение также производит предметы потребления, в основном длительного пользования. Эта отрасль имеет огромное значение для народного хозяйства страны, так как служит основой научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства. Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств.

1) раскрыть состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России;

2) выявить особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ;

3) изучить проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране.

Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России

Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства

Машиностроительный комплекс является ведущим среди межотраслевых комплексов и отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства. Это обусловлено несколькими причинами:

Машиностроительный комплекс - крупнейший из промышленных комплексов, на его долю приходится почти 25% стоимости произведенной продукции и почти 35% всех работающих в хозяйстве России, а также около 25% стоимости основных промышленно-производственных фондов. В нашей стране этот комплекс развит недостаточно. В экономически высокоразвитых странах на продукцию машиностроительной отрасли приходится 35-40% стоимости промышленного производства и 25-35% занятых в промышленности, в развивающихся странах значительно меньше.

По сравнению с промышленностью в целом, машиностроение и металлообработка характеризуются более крупными размерами предприятий (средний размер предприятия в отрасли составляет по численности рабочих около 1700 человек, по сравнению с менее чем 850 по промышленности в целом), большей фондоёмкостью, капиталоёмкостью и трудоёмкостью продукции. Сложная продукция машиностроения требует разнообразной по профессиям и высококвалифицированной рабочей силы. Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка. М., 2014. С.84.

Среди всех отраслей промышленности машиностроение занимает первое место по доле в валовой продукции и промышленно-производственном персонале, второе место (после топливно-энергетического комплекса) по доле в промышленно-производственных фондах, а также в структуре экспорта.

Машиностроение создает машины и оборудование, применяемые повсеместно: в промышленности, сельском хозяйстве, в быту, на транспорте. Следовательно, научно-технический прогресс во всех отраслях народного хозяйства материализуется через продукцию машиностроения, в особенности таких ее приоритетных отраслей как станкостроение, электротехническая и электронная промышленность, приборостроение, производство электронно-вычислительной техники. Машиностроение, таким образом, представляет собой катализатор научно-технического прогресса, на основе которого осуществляется техническое перевооружение всех отраслей народного хозяйства.

Поэтому его отрасли развиваются ускоренными темпами, а их число непрерывно растет. По роли и значению в народном хозяйстве их можно объединить в 3 взаимосвязанные группы:

1. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции во всем народном хозяйстве - это приборостроение, химическое машиностроение, электротехническое и энергетическое машиностроение.

2. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в машиностроении - это станкостроение и инструментальная промышленность.

3. Отрасли, обеспечивающие развитие научно-технической революции в отдельных отраслях хозяйства - это строительно-дорожное, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, автомобилестроение и др. Королевская В.И., Хохлов С.Н. Управление региональной экономикой в условиях рынка. М., 2014. С.87.

За последние десятилетия возник ряд новых отраслей, связанных с выпуском средств автоматизации, электроники и телемеханики, оборудования для атомной энергетики, реактивной авиации, бытовых машин. Коренным образом изменился характер продукции в старых отраслях машиностроения.

Основное экономическое назначение продукции машиностроения - облегчить труд и повысить его производительность путем насыщения всех отраслей народного хозяйства основными фондами высокого технического уровня.

Машиностроение - главная отрасль обрабатывающей промышленности. Именно эта отрасль отражает уровень научно-технического прогресса страны и определяет развитие других отраслей хозяйства. Современное машиностроение состоит из большого числа отраслей и производств. Предприятия отрасли тесно связаны между собой, а также с предприятиями других отраслей хозяйства. Машиностроение, как крупный потребитель металла имеет широкие связи, прежде всего, с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями. Машиностроение также тесно связанно с цветной металлургией, химической промышленностью и многими другими отраслями. Продукция машиностроения потребляется всеми, без исключения, отраслями народного хозяйства.

В настоящее время в структуре машиностроения насчитывается 19 самостоятельных отраслей, куда входят свыше 100 специализированных подотраслей и производств. К комплексным самостоятельным отраслям относятся: тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; электротехническая промышленность; химическое и нефтяное машиностроение; станкостроение и инструментальная промышленность; приборостроение; тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; машиностроение для легкой и пищевой промышленности и т.д. Экономика машиностроительной промышленности. / Под ред. Г.А. Краюхина. - М., 2015. С.142.

Тяжелое машиностроение. Заводы этой отрасли отличаются большим потреблением металла и обеспечивают машинами и оборудованием предприятия металлургического, топливно-энергетического, горнодобывающего и горно-химического комплексов. Предприятия отрасли выпускают как детали и узлы (например, валки для прокатных станов), так и отдельных виды оборудования (паровые котлы или турбины для электростанций, горно-шахтное оборудование, экскаваторы).

В состав отрасли входят следующие 10 подотраслей: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное машиностроение, тепловозостроение и путевое машиностроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное машиностроение, полиграфическое машиностроение.

Производство металлургического оборудования, занимающее первое место в отрасли по стоимости продукции, расположено, как правило, в районах крупного производства стали и проката. Подотрасль выпускает оборудование для агломерационных фабрик, доменные и электроплавильные печи, а также оборудование для прокатного и дробильно-размольного производства.

Профиль заводов горного машиностроения- машины для разведки, а также открытого и закрытого способов добычи, дробления и обогащения твердых полезных ископаемых на предприятиях черной и цветной металлургии, химической, угольной, промышленности и промышленности строительных материалов, транспортного строительства. Предприятия горного машиностроения производят горнопроходческие и очистные комбайны, роторные и шагающие экскаваторы.

Продукция подъемно-транспортного машиностроения имеет большое экономическое значение, так как на погрузочно-разгрузочных работах в промышленности, на строительстве, транспорте и в других отраслях народного хозяйства занято около 5 млн. человек, притом больше половины - ручным трудом. Подотрасль производит мостовые электрические краны, стационарные и ленточные конвейеры, оборудование для комплексной механизации складов. Экономика машиностроительной промышленности. / Под ред. Г.А. Краюхина. - М., 2015. С.144.

Тепловозостроение, вагоностроение и путевое машиностроение обеспечивает железнодорожный транспорт магистральными грузовыми, пассажирскими и маневровыми тепловозами, грузовыми и пассажирскими вагонами и т. д.

Эта подотрасль производит также путевые машины и механизмы (укладочные, рельсосварочные, снегоочистительные и др.).

Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины. Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.

Атомное машиностроение специализируется на выпуске корпусных реакторов и другого оборудования для АЭС.

Полиграфическое машиностроение имеет наименьший объем товарной продукции в отрасли и производит печатные станки, конвейеры для типографий и т.д.

Электротехническая промышленность. Отрасль выпускает изделия более 100 тыс. наименований продукции, потребителем которой является практически все народное хозяйство. По объему производства она значительно превосходит в совокупности все подотрасли тяжелого машиностроения. Для производства электротехнической продукции требуется широкий набор технических средств и материалов, производимых различными промышленными комплексами. Основную номенклатуру производства составляют: генераторы к паровым, газовым и гидравлическим турбинам, электромашины, электродвигатели; трансформаторы и преобразователи, светотехническое, электросварочное и электротермическое оборудование. Кистанов В.В., Копылов Н.В., Хрущев А.Т. Размещение производительных сил. М., 2014. С.125.

Станкоинструментальная промышленность включает производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового оборудования, деревообрабатывающего оборудования, металлообрабатывающего инструмента, централизованный ремонт металлообрабатывающего оборудования. Около половины объема продукции приходится на металлорежущие станки.

Приборостроение. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.

Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю.

Авиационная промышленность. В авиационной промышленности кооперируются предприятия практически всех отраслей промышленного производства, поставляющие разнообразные материалы и оборудование. Предприятия отличаются высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала. Отрасль производит современные пассажирские и грузовые самолеты и вертолеты различных модификаций.

Ракетно-космическая промышленность выпускает орбитальные космические корабли, ракеты для вывода спутников, грузовых и обитаемых кораблей и корабли многоразового использования типа «Буран», сочетающая высокие технологии с широкой межотраслевой комплексностью производства.

Автомобильная промышленность. По объему производства, а также по стоимости основных фондов она является крупнейшей отраслью машиностроения. Продукция автомобилестроения широко используется во всех отраслях народного хозяйства и является одним из самых ходовых товаров в розничной торговле. Кистанов В.В., Копылов Н.В., Хрущев А.Т. Размещение производительных сил. М., 2014. С.126.

Сельскохозяйственное и тракторное машиностроение. В сельскохозяйственном машиностроении осуществляется предметная и подетальная специализация; значительно меньше заводов специализировано на определенных стадиях технологического процесса или капитальном ремонте оборудования. Отрасль производит различные виды комбайнов: зерноуборочные, льноуборочные, картофелеуборочные, кукурузоуборочные, хлопкоуборочные и т.д. А также различные модификации тракторов: колесные пропашные, колесные пахотные, гусеничные пропашные и т.д.

Судостроительная промышленность. Большинство предприятий отрасли, несмотря на потребляемое ими значительное количество металла больших параметров, что неудобно для транспортировки, находится вне крупных металлургических баз. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного оборудования, что подразумевает наличие кооперационных связей с предприятиями других отраслей народного хозяйства.