Жил ван гог. Жизнь винсента ван гога

Для импрессионистов одним из главных объектов отображения являлся человек. Его образ интерпретировался таким образом, что он утверждал себя в борьбе с окружающей его средой и самим собой мучительно, тяжело, напрягая до предела свои внутренние силы. Эта сторона в искусстве постимпрессионистов лучше всего видна в творчестве Винсента Ван Гога.

Винсент Ван Гог (1853 - 1890) считается великим голландским художником, который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством. Винсент Ван Гог родился в 1853 году в Голландии. Его назвали в честь умершего брата, родившегося за год до него в тот же самый день. Поэтому ему всегда казалось, что он заменяет кого-то другого. Робость, застенчивость, слишком чувствительная натура отдалила его от его одноклассников, и единственным другом для него стал его старший брат Тео, с которым ещё в детстве они поклялись не расставаться. Винсенту было 27, когда он наконец понял, что жаждет стать художником."Не могу выразить как я счастлив, что снова стал рисовать. Я часто думал об этом, но считал, что рисование выше моих возможностей." Так Винсент писал Тео.

Голландец по национальности Ван Гог приехал во Францию сложившимся художником, изображавшим людей и природу своей родины. Практически Ван Гог был самоучкой, хотя и пользовался советами А. Мауве. Но в ещё большей мере, чем рекомендации современного голландского живописца, в формировании Ван Гога сыграло знакомство с произведениями и репродукциями Рембрандта, Делакура, Домье и Милле. Саму живопись, к которой он обратился, перепробовав разные профессии (продавец в салоне, учитель, проповедник), он понимал как нечто, несущее народу уже не слово проповеди, а художественный образ.

Одна из известных картин Ван Гога - “Едоки картофеля” (1885 г.). В тёмном мрачном помещении сидят за столом пять человек: двое мужчин, две женщины и видимая со спины девочка. Свисающая сверху керосиновая лампа освещает худые, усталые лица и большие натруженные руки. Скудная трапеза крестьян - тарелка с вареным картофелем и жидкий кофе. В образах людей сочетается монументальное величие и сострадание, живущее в широко открытых глазах, напряженно вздёрнутых треугольниках бровей, морщинах, ясно читаемых даже на молодых лицах.

Приезд в Париж в 1886 г. вносит в творчество Ван Гога существенные коррективы, не меняя его основной сути. Художник по-прежнему исполнен сочувствия и любви к маленькому человеку, но этот человек уже иной - житель французской столицы, сам художник.

Изменение стиля Ван Гога в известной мере было продиктовано изменением его мировоззренческой позиции. В самом общем виде его взгляд на мир в то время можно считать более радостным, светлым, чем в Голландии. Эта сторона его творчества особенно хорошо раскрывается в пейзажах и натюрмортах. Обычные монмартовские рестораны с их ресторанами и кафе, тонкие безлистные деревья - всё это приобретает у Ван Гога импрессионистическую трепетность, окрашивается в светлые мягкие тона. Некоторые произведения можно сравнить по изысканности и точности красочных сочетаний с полотнами соотечественника Ван Гога - Вермеера Дельфтского.

Новый период творчества Ван Гога начинается после переезда в Арль в 1888 г. Поначалу художник видел в природе Прованса, в населяющих этот край людях воплощение своей мечте о “земле обетованной”, ассоциировавшейся в его воображении с Японией. Именно в Провансе Ван Гог надеялся создать “Южное ателье”, мастерскую, где сообща трудились бы художники-братья, противостоящие власти денег, диктатуре торговцев картинами.

Чувство радости, переполнявшее Ван Гога заставляло его неустанно работать. Художник изображал цветущие фруктовые деревья, перекинутые через каналы мостики, море, покрытое созревающими хлебами равнины. Он писал, вспоминая подчас любимые японские гравюры. Однако вскоре все ассоциации с виденным отошли в прошлое, не ища проторенных путей, открывал Прованс для себя и людей. И совершенно естественно, что в этот мир природы вошла органичная для Ван Гога тема труда. На фоне вспаханной нивы и огромного солнечного диска появился разбрасывающий семена крестьянин (“Сеятель”, 1888 г.), затерялись в осеннем винограднике собирающие урожай женщины (“Красный виноградник”, 1888 г.). Пристальное внимание художника стали привлекать образы скромных тружеников (“Доктор Рей”, 1889 г.; “Колыбельная”, 1889 г.; Портрет почтальона Рулена”, 1889 г.). Если рассматривать созданные в Арле произведения, то можно заметить, как художника покидает постепенно ощущение гармонии бытия.

Быть может, ничто не характеризует так ярко состояние художника в эту пору, как его автопортреты. Он видит себя каждый раз новым, изменившимся. В посвящённом Гогену автопортрете “Поклонник Будды” (1888 г.) в почти аскетическом облике художника с акцентированными раскосыми глазами и выступающими скулами, с бритой головой и обросшей колючей щетиной подбородком есть черты парии, отщепенца, отвергнутого обществом, которые видели в себе Ван Гог и Гоген. В “Автопортрете с отрезанным ухом” Ван Гог как бы обретает новые силы. Страдания физические словно бы сняли страдания духовные. И вот уже художник, перевязав ухо, спокойно попыхивает трубкой. Шапка с куском меха впереди уверенно надвинута на лоб.

Голландская традиция чувствуется у Ван Гога в его приверженности интерьеру, но интерпретируется им совершенно по-новому. Написанные друг за другом в 1888 г. “Ночное кафе” и “Комната в Арле” в равной мере очеловечены художником. Он не подчиняется логике расставленных предметов и льющегося искусственного или естественного света. Он заставляет их служить себе, выражению своего внутреннего состояния. Активно втягивающее, словно засасывающее зрителя внутрь композиции пространство, нереальность мерцающего света, отдалённые, изолированные друг от друга маленькие фигурки - во всём этом есть “загнанность” Ван Гога, его трагедия, предельное напряжение сил.

Пребывание в больнице для душевнобольных в Сен-Реми на юге Франции и два месяца в Овере под Парижем, - так проходит последний год жизни Ван Гога, оборвавшейся трагическим выстрелом. Он по-прежнему всё время в труде: цветы, фигуры надзирателей появляются на холстах, говоря о неумирающей любви к жизни и одновременно о нарастающей внутренней трагедии.

Иногда в этот колеблющийся мир врываются повседневность и просветленность, но в том же Овере рождаются такие трагические композиции, как “Портрет доктора Гаше” или “Церковь в Овере”, в которой всё говорит о близком конце художника.

На “Портрете доктора Гаше” изображён врач-гомеопат Поль Фердинанд Гаше, специалист по душевным болезням и автор исследования, посвящённого меланхолии. По поручению брата художника, Тео, он лечил Ван Гога во время его жизни в Антверпене. Постепенно между ними установились отношения не пациента и врача, а друзей, глубоко уважающих друг друга.

Одним из характерных документов эпохи, богатый всякого рода дневниками, воспоминаниями, письмами являются письма Ван Гога, прежде всего к брату Тео. Величие оставленному Ван Гогом рукописному наследию придают человечность, сострадательность его души, выплеснувшейся на страницы бумаги с такой же честностью, как и в его холстах.

Список литературы

Калитина Н.Н. Французское изобразительное исскуство конца XVIII-XX веков: Учебник. - Л.: Издетельство Ленинградского университета, 1990. - 280 с.

Андреев Л. Г. Импрессионизм. - М., Изд-во Моск. Ун-та, 1980, 250с.

“Лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо”. Винсент Ван Гог

Ван Гог долго искал, в чем он сможет себя максимально проявить. Живописью начал заниматься в 27 лет. И со всей страстью отдался этому делу. 10 лет работы на пределе возможностей. Он надрывался. Расшатывая своё физическое и психическое здоровье.

Но в этом огне самосожжения он создавал один шедевр за другим.

Правда никто всерьёз его старания не воспринимал. Многие его картины были уничтожены теми, кому он их подарил. Даже его родная мать при переезде оставила десятки картин сына брошенными. Все они исчезли бесследно.

Да и сам Ван Гог нередко продавал их за копейки старьевщику. Тот перепродавал их для повторного использования другим художникам.

Несмотря на все эти потери до нас дошло 3000 его работ. Из них 800 картин маслом! По одной – каждые 1-2 дня!

Вот лишь 5 его картин. Я взяла работы последних 2х лет его жизни. Когда он стал тем Ван Гогом, которого мы знаем. Именно в этот период и было создано большинство его шедевров.

1. Подсолнухи. Август 1888 г.

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

Август 1888 года. Уже несколько месяцев Ван Гог живет на юге Франции. В городе Арль. Сюда он приехал за яркими красками. Здесь он и создал серию картин с “Подсолнухами”.

Лондонская версия – одна из самых тиражируемых. Мы ее встречаем на сумках, открытках или чехлах для телефонов.

Это удивительно, что обычные цветы стали чуть ли не символом всей мировой живописи. Что же в них такого необычного?

Горшок и фон нарисованы очень схематично. Не понятно, то ли это стол, то ли далекий горизонт и песок. Цветы не красивы. Часть из них – с оборванными лепестками. А большинство и вовсе являются мутирующими.

Обратите внимание, что они похожи скорее на астры, нежели на подсолнухи. Такие цветки бесплодны и изредка появляются среди здоровых цветков. Но именно их выбрал для букета Ван Гог.

Может быть поэтому “Подсолнухи” у многих вызывают противоречивые чувства? С одной стороны Ван Гог хотел показать красоту бытия. Подсолнухи ему нравились, потому что они приносят пользу человеку. Но ненароком выбирает цветы бесплодные.

Это очень похоже на трагедию самого художника. Он жаждал быть полезным другим. Но реакции людей на его картины каждый раз показывали лишь одно: его усилия бесплодны.

О том, что его картины будут радовать миллионы людей, он и не смел мечтать.

Сравнить картины этой серии вы можете в статье.

2. Ночная терраса кафе. Сентябрь 1888 г.

Винсент Ван Гог. Ночная терраса кафе в Арле. 16 сентября 1888 г. Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды. Wikipedia.org

Ван Гог писал в Арле не только цветы, но и сам город. “Ночная терраса кафе” – один из таких городских пейзажей.

Кто был в Арле, сразу обратит внимание, насколько город на картинах Ван Гога отличается от города реального.

Это был промышленный, грязный городок. Правда у него была древняя история. Основал его римский император Константин в 3 веке. В центре города сохранился римский амфитеатр, очень похожий на Колизей.

Странно, но вы не найдёте этот амфитеатр ни на одной картине Ван Гога. Хотя он запечатлел чуть ли не каждый уголок Арля. А главную достопримечательность города прошёл мимо!

Это очень характеризует Ван Гога. Он смотрел мимо обыденных вещей. Он видел самое необычное. Он видел душу цветов и камней. Он замечал, как дышат звезды. Но игнорировал очевидное.

Кафе он писал три ночи подряд. Прямо на открытом воздухе под ночным небом. Вы когда-нибудь видели художника, рисующего ночью?

Но в этом опять необычность Ван Гога. Он считал, что ночь богаче на краски, чем день. И это “нелепое” утверждение он смог доказать своей “Ночной террасой”.

В картине нет ни капли чёрной краски. Густо наложенные мазки делают желтый и синий ещё более яркими. Этим цветам аккомпанируют фиолетовые и оранжевые отсветы на мостовой. Это одна из самых ярких и позитивных работ Ван Гога. Несмотря на то, что перед нами ночь!

3. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г.


Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

“Автопортрет с трубкой” был написан в больнице Арля. Куда художник попал после своей легендарной истории с отрезанным ухом.

Все началось с приезда Гогена. Ван Гог хотел создать школу-мастерскую, видя Гогена ее лидером. Они начали жить и работать под одной крышей.

Ван Гог был очень непрактичным в быту. Аккуратного и собранного Гогена это раздражало. Ван Гог был слишком эмоциональным, спорил до посинения. Гоген же был самоуверенным и не терпел, когда сомневались в его мнении. Представляете, каково было ужиться таким людям? Нашла коса на камень.

Когда Ван Гог осознал, что им не по пути, его сорвало с катушек. Он набросился на друга с бритвой. Гоген остановил его своим грозным взглядом.

Тогда Ван Гог направил агрессию на самого себя, отрезав себе мочку уха. Такой жест может показаться очень странным. Если не знать одну особенность Арля.

В уже упомянутом амфитеатре проходила коррида. Но она была более гуманной, чем в Испании. Побеждённому быку отрезали ухо. Ван Гог отрезал себе ухо, считая себя проигравшим.

История с Гогеном была лишь последней каплей. Нервная система Ван Гога уже к тому времени была сильно расшатана бешеным ритмом работы и постоянным недоеданием.

Однажды он проработал 4 дня без сна, выпив за это время 23 чашки кофе! Представьте, что было бы с вами после таких издевательств над своим организмом.

И вот после первого нервного приступа Ван Гог создаёт свой странный автопортрет. Он написан дополнительными цветами. Это такие цвета, которые усиливают друг друга. Красный становится ещё более красным рядом с зелёным. Недаром эти цвета использованы в светофоре.

Но это усиление болезненно для глаз. Цвета становятся слишком кричащими. Зато они передают какофонию в душе художника.

4. Звездная ночь. Июнь 1889 г.


Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

История с отрезанным ухом очень напугала соседей Ван Гога. Они написали петицию с требованием выдворить “сумасшедшего” из Арля. Он покорился. И добровольно уехал в лечебницу для душевнобольных в маленький городок Сен-Реми.

Здесь был написан один из самых известных его шедевров “Звездная ночь”.

Это одна из немногих работ, написанная им НЕ с натуры. Ван Гога не выпускали из больницы ночью. Только днём в сопровождении медработника.

Поэтому “Звездная ночь” была создана в воображении. Лишь из окна своей палаты Ван Гог видел кусок неба и звезды. А заодно и Венеру, которая в тот месяц была видна невооружённым взглядом. Самая яркая звезда на небе Винсента – как раз планета Венера.

Ван Гог считал, что все в нашем мире имеет душу. И цветок, и камень. Даже космос дышит. Это он и передал в своей “Звёздной ночи”. Добился он этого необычным расположением мазков вокруг каждой звезды и луны. Завихрения тоже помогли сделать небо “живым”.

“Звездная ночь” написана любимым сочетанием жёлтого и синего. Приступы отступили. Ван Гог обрёл надежду, что болезнь отпустила. Вскоре он покинет лечебное заведение и переедет в другой городок Овер.

О картине также читайте в статье .

5. Ветки цветущего миндаля. Январь 1890 г.


Винсент Ван Гог. Цветущие ветки миндаля. Январь 1890 г. Музей Ван Гога в Амстердаме, Нидерланды. Wikipedia.org

Картину Ван Гог написал в подарок брату, у которого родился сын. Его назвали в честь дяди, Винсентом. Ван Гог хотел, чтобы молодые родители повесили картину над кроватью. Цветущий миндаль означает начало новой жизни.

Картина очень необычная. Как будто лежишь под деревом и смотришь на ветки. Которые раскинулись на фоне неба.

Картина декоративна. Но к этому Ван Гог стремился во многих своих работах. Он создавал их для украшения жилья простых людей со скромным достатком. Вряд ли он представлял, что его картины будут доступны лишь очень богатым.

Через полгода после написания “Цветущего миндаля” Ван Гог погибнет. По официальной версии это было самоубийство.

Версия о самоубийстве почти никогда никем не оспаривалась. Ведь она делала легенду о Ван Гоге драматичнее. Это лишь подогревало к нему интерес, а цены на его картины росли.

Но вот что странно. В последние месяцы жизни его работы были одна позитивнее другой. Разве “Цветущий миндаль” похож на работу человека, помышляющего о самоубийстве?

К тому же в Овере, куда он переехал, его одиночество отступило. Здесь он нашёл немало друзей. Его картинами начали интересоваться. В прессе стали появляться восторженные отзывы.

Сейчас рассматривается версия об убийстве по неосторожности (выдвинута в 2011 году писателями Найфи и Уайт-Смитом).

Когда Ван Гог вернулся раненый к себе в комнату, при нем не было пистолета. Его мольберт и краски, с которыми он в тот день работал, также не нашли. При этом из города срочно уехал один из жителей, увезя с собой двух братьев-подростков. В этом семействе пистолет водился.

Ван Гог неохотно отвечал на вопросы полиции о происшедшем. Твердил, что сделал это сам. Было похоже на то, что Ван Гог решил взять на себя всю вину, чтобы ребёнок не попал в тюрьму.

Такое самопожертвование было вполне в его духе. Так он поступал когда-то, будучи помощником пастора. Он отдавал последнюю рубашку бедняку. Ухаживал за больными тифом, не думая о риске заражения.

PS.

Ван Гог ушёл из жизни в возрасте гениев. В 37 лет. Короткая жизнь. Творческий путь ещё короче. Но за это время он умудрился сменить вектор развития всей живописи.

Вконтакте

Винсент Ван Гог родился 30 марта 1953г в Грот-Зюндерт провинции Северный Брабант на юге Нидерландов, в семье протестантского пастора Теодора ван Гога. Его мать Анна Корнелия была родом из Гааги, где её отец держал магазин по продаже книг. В семье помимо Винсента было ещё шесть детей. Из всех детей можно отметить младшего брата Теодоруса(Тео), он был младше Винсента на четыре года и всю жизнь братья были тесно связаны. В семь лет Винсента отдают в деревенскую школу, но через год родители переводят сына на домашнее образование. С 1 октября 1864г Винсент учится в школе-интернате в Зевенбергене, находившийся в 20 км от родительского дома. Через два года, 15 сентября 1866 года Ван Гога переводят в интернат-колледж имени Виллема II в Тилбурге. Уже в 1868г Винсент покидает и это учебное заведение. Хотя по всем признакам обучение давалось ему легко, Винсент легко овладел тремя языками - немецким, французским и английским, о этом периоде своей жизни он вспоминал, как о чём-то мрачном пустом и холодном.
С июля 1869г Ван Гог начинает работу в гаагском филиале Goupil & Cie принадлежащей его дяде Винсенту, компания занимается торговлей произведениями искусства. За первые три года работы арт-дилером.

Винсент Ван Гог
1866г

Винсент хорошо освоился, постоянная работа с картинами плюс частое посещение местных музеев/галерей живописи сделали из Ван Гога хорошего эксперта со своим мнением. Работы Жана-Франсуа Милле и Жюля Бретона были для художника очень значимы, и в своих письмах он неоднократно писал это. В 1873г Винсента отправляют работать в лондонский филиал Goupil & Cie. В Лондоне он терпит поражение на личном фронте, некая Каролина Хаанебик, в которую Ван Гог был влюблён, отвергает его предложение. Винсент сильно потрясён, он меньше времени уделяет работе и больше для изучения Библии. В 1874г Винсента отправляют на три месяца в парижский филиал компании, по возвращении в Лондон художник ещё больше замыкается. Весной 1875г Ван Гог опять в парижском филиале, он начинает сам заниматься живописью, очень часто посещает Лувр и Салон. Работа уходит окончательно на второй план и в 1876г Винсента увольняют из Goupil & Cie.
Ван Гог возвращается в Англию, где устраивается на неоплачиваемую должность учителя в школе в Рэмсгейте. Летом 1876г он переходит в школу в Айлворте, под Лондоном, на должность учителя и помощника пастора. Возможно в этот момент приходит к мысли продолжить движение по стопам отца и стать проповедником для бедных, на счёт мотивов такого выбора есть разные мнения. В начале ноября 1876г Винсент читает свою первую проповедь перед прихожанами, описывая это в своём письме к брату. В декабре 1876г Ван Гог на Рождество приезжает к родителям, они уговаривают его не возвращаться в Англию. Весной Винсент устраивается в книжную лавку в Дордрехте, интереса к работе в лавке у Ван Гога нет, он чаще занят своими набросками и переводом текстов из Библии на французский, немецкий и английский. С мая 1877г по июнь 1878г Винсент живёт в Амстердаме у своего дяди адмирала Яна ван Гога. С помощью другого своего родственника известного теолога Йоганесса Стрикера, Винсент готовится всё это время к поступлению на теологический факультет. В июле 1878г Винсент поступает на курс по проповеди в Протестантскую миссионерскую школу пастора Бокмы в Лакене под Брюсселем, есть версии, что Ван Гога исключили с этого курса до его окончания, по причине вспыльчивого характера. С декабря 1878г по лето 1879г Ван Гог становится очень деятельным миссионером в деревне Патюраж в Боринаже, в очень бедном шахтёрском районе на юге Бельгии. У разных исследователей жизни Ван Гога есть разные оценки вовлеченности Винсента в тяжёлую жизнь местного населения, но факт того, что он был очень деятельным и настойчивым неоспорим. По вечерам Винсент рисовал карты Палестины, чем и пытался заработать себе на хлеб. Бурная деятельность молодого миссионера не осталась не замеченной и местное Евангелическое общество предложило ему жалованье в пятьдесят франков. К осени 1879г сложились два обстоятельства, которые выбили Винсента из зыбкого равновесия и поставили точку в его стремлении стать проповедником. Первое - в евангельской школе ввели плату за обучение, а по некоторым версиям именно возможность бесплатного обучения стала причиной, по которой Ван Гог терпел полгода лишения в Патюраж. Второе - Винсент написал в правление шахт письмо от имени шахтёров об улучшении условий труда, письмом руководство шахт было недовольно, а местный Комитет протестантской церкви отстранил Винсента от должности.

Винсент Ван Гог
1872г

Находясь в сложном эмоциональном состоянии Винсент при поддержке брата Тео решает серьёзно заняться живописью, для чего в начале 1880г отправляется в Брюссель, где посещает занятия в Королевской Академии изящных искусств. Через год занятий Винсент возвращается в родительский дом. Там влюбляется в гостившую у его родителей, свою кузину, вдову Кее Вос-Стрикер. Но все близкие вокруг против его увлечения и Винсент разуверившись устроить личную жизнь отправляется в Гаагу, где с новой силой втягивается в занятия живописью. Наставником Ван Гога стал его дальний родственник, художник гаагской школы Антон Мауве. Винсент много пишет, поскольку сам придерживался идеи, что в живописи главное не талант, а постоянная практика и усердие. Очередная попытка создать подобие семьи проваливается с треском. Поскольку его избранницей становится беременная уличная женщина Христин, с которой Винсент познакомился на улице. На некоторое время она стала его моделью, её трудный характер и его импульсивная натура не смогли существовать рядом. Связь с Христин была последней каплей, Ван Гог порвал отношения с родственниками, кроме Тео. Художник отправляется в провинцию Дренте, что на юге Нидерландов. Там художник снимает домик, который использует в качестве мастерской. Много работает делая уклон в сторону портретов и сцен жизни крестьян. В Дренте была создана первая значимая работа "Едоки картофеля". До осени 1885г Винсент много работает, но с местным пастором у художника возникает конфликт и Ван Гог вскоре уезжает в Антверпен. В Антверпене Винсент снова ходит на занятия по живописи, на сей раз это Академия художеств.
В феврале 1886г Ван Гог переезжает в Париж к брату Тео, который уже успешно работает арт-дилером в Goupil & Cie. Винсент начинает посещать занятия у известного педагога Фернана Кормона, где изучает приёмы импрессионизма и модных в то время японских гравюр. Через брата знакомится с Камилем Писсарро, Анри Тулуз-Лотреком, Эмилем Бернаром, Полем Гогеном и Эдгаром Дега . Самое главное для Ван Гога в Париже, что он попадает в свою среду и это даёт сильный толчок для его развития. В Париже Винсент устраивает свою "выставку" в интерьере кафе "Тамбурин", владелицей которого была итальянка Агостина Сагатори - она была моделью на нескольких работах Ван Гога. Винсент получил много отрицательных отзывов по своим работам и это его подтолкнуло к дальнейшему изучению теории цвета (по работам Эжена Делакруа). Палитра в работах Ван Гога меняется на более светлую и сочную, появляются яркие и чистые краски. Несмотря на то, что уровень мастерства Ван Гога вырос его работы не пользуются спросом, этот факт постоянно расстраивает художника. В Париже Винсент создал более двухсот тридцати работ.
К февралю 1888г Винсент движимый идеей о создании братства художников "Мастерская Юга" отправляется на юг Франции в Арль. С приходом весны Ван Гог начинает много работать не забывая о своей идее с "Мастерской Юга". На взгляд Винсента одной из ключевых фигур братства художников должен был стать Поль Гоген и поэтому Ван Гог постоянно пишет Гогену с приглашениями приехать в Арль. На уговоры приехать Гоген отказывался ссылаясь часто на финансовые трудности, но в итоге 25 октября 1888г прибыл в Арль к Ван Гогу. Художник очень часто работают вместе, но скорость и подход к работе у них различаются. Возможно фундаментальным моментом в конфликте двух художников был вопрос по "Мастерской Юга", но тем не менее 23-го декабря 1888г произошло событие, которое известно всем. После очередной ссоры с Гогеном Винсент явился в одно из ночных заведений Арля и протянул женщине по имени Рэйчел платок с частью мочки своего уха, после чего удалился.

Возможно это фотография Винсента Ван Гога
1886г

Утром полиция обнаружила Винсента в его номере в тяжёлом состоянии, на взгляд полиции Ван Гог представлял опасность для себя и окружающих. Винсента срочно доставили в больницу Арля. Гоген в этот же день покинул Арль, известив о случившемся брата Тео.
Версий случившегося несколько - возможно такое поведение Ван Гога вызвано частым употреблением абсента, возможно это следствие психического расстройства, возможно это было сделано Винсентом в порыве раскаяния. Существует версия, что Гоген (будучи довольно резким и имея опыт моряка) в стычке отрезал часть мочки уха Ван Гогу, в пользу этой версии говорят недавно обнаруженные дневники самой Рейчел, которая неплохо знала обоих художников. В больнице состояние Винсента ухудшилось и его поместили в палату к буйным больным с диагнозом "эпилепсия височных долей". После инцидента с ухом Ван Гога, прошло около недели и Винсент уже почти пришёл в норму. Ван Гог быстро восстанавливается и готов работать. Тем временем в марте около тридцати жителей Арля пишет жалобу мэру города с просьбой избавить их от общества Винсента Ван Гога. Художнику настоятельно предлагают отправится на лечение. В начале мая 1889г Ван Гог ложится в лечебницу для душевнобольных Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс.Там у него есть возможность под присмотром персонала работать, некоторые картины того периода сделаны в стенах клиники, одна из самых известных "Звёздная ночь". Всего во время за время пребывания в Сен-Реми художник создал более ста пятидесяти работ. Состояние Ван Гога в клинике меняется периодами от подъёма и интенсивной работы, до апатии и глубокого кризиса, в конце 1889г художник предпринимает попытку суицида, наглотавшись красок.
Винсент покидает клинику в первой половине мая 1890г, заезжает в Париж на три дня, где гостит у Тео и знакомится с его женой и сыном, а после переезжает в Овер-сюр-Уаз под Парижем. В Овере Винсент снимает номер в гостинице, но через некоторое время решает перебраться в кафе четы Раву, где сдавалась маленькая комната в мансарде. 27 июля 1890г Винсент Ван Гог отправляется в поля поработать на пленэре. Но через несколько часов возвращается с ранением в свой номер у Раву. Супругам Раву он говорит, что стрелял в себя и те вызывают доктора Гаше. Доктор сообщает о случившемся брату Тео, который немедленно приезжает. По какой причине не было произведено действий для того, чтобы спасти раненного Ван Гога неизвестно, но в ночь 29 июля 1890г Винсент Ван Гог умер от потери крови. Могила Винсента находится Овер-сюр-Уаз. Брат Тео все это время провёл с Винсентом. Сам Тео пережил Винсента всего на шесть месяцев и умер в Нидерландах. В 1914г прах Тео был перезахоронен рядом с могилой Винсента, а на могиле жена Тео посадила плющ, в знак неразлучности двух братьев. У колоссальной известности Винсента есть крепкая основа это брат Тео, именно он постоянно снабжал Винсента средствами и иногда направлял брата. Без усилий Тео о гениальном голландце Винсенте Ван Гоге никто и никогда не узнал бы.

Винсе́нт Ви́ллем Ван Гог (нидерл. Vincent Willem van Gogh; 30 марта 1853, Грот-Зюндерт, около Бреды, Нидерланды - 29 июля 1890, Овер-сюр-Уаз, Франция) - нидерландский художник-постимпрессионист.

Биография Винсента Ван Гога

Винсент Ван Гог родился в голландском городе Гроот-Зундерте 30 марта 1853 года. Ван гог был первым ребенком в семье (не считая родившегося мертвым брата). Отца звали Теодор Ванг Гог, мать — Карнелией. Семья была у них большая: 2 сына и три дочери. В роду Ван Гога все мужчины, так или иначе имели дело с картинами, либо служили церкви. Уже к 1869 году, даже не закончив школу, он стал работать в фирме, которая продавала картины. По правде говоря, у Ван Гога не получалось хорошо продавать картины, но зато он обладал безграничной любовью к живописи, а также ему хорошего давались языки. В 1873 году, в 20-летнем возрасте, он попал в Лондон, где провел 2 года, которые изменили всю его жизнь.

В Лондоне Ван Гог жил припеваючи. У него было весьма хорошее жалование, которого хватало на посещение различных картинных галерей и музеев. Он даже купил себе цилиндр, без которого просто нельзя было обойтись в Лондоне. Все шло к тому, что Ван Гог мог бы стать преуспевающим торговцем, но …как это часто бывает, на пути его карьеры стала любовь, да, именно любовь. Ван Гог до беспамятства влюбился в дочку своей квартирной хозяйки, но узнав что она уже обручена, очень замкнулся в себе, стал безразлично относится к своей работе. Когда он вернулся в Париж его уволили.

В 1877 году Ван Гог стал снова жить в Голландии, и все больше находил утешение в религии. После переезда в Амстердам он начал учиться на священника, но вскоре бросил учебу, так как обстановка на факультете его не устраивала.

В 1886 году в начале марта Ван Гог переезжает в Париж к совему брату Тео, и живет у него на квартире. Там он берет уроки живописи у Фернана Кормона, и знакомиться с такими личностями как Писсаро, Гоген и многими другими художниками. Очень быстро он забывает весь мрак голландской жизни, и быстро завоевывает уважение как художник. Рисует четко, ярко в стиле импрессионизма и постимпрессионизма.

Винсент Ванг Гог , проведя 3 месяца в евангелисткой школе, которая находилась в Брюсселе, стал проповедником. Он раздавал деньги и одежду, нуждающимся беднякам, хотя сам не был достаточно обеспеченным. Это вызвало подозрение у начальства церкви, и его деятельность была запрещена. Он не унывал, и находил утешение в рисовании.

К 27-ми годам, Ванг Гог понял в чем его призвание в этой жизни, и решил что должен во что бы то ни стало стать художником. Хоть Ван Гог и брал уроки рисования, но его можно с уверенностью считать самоучкой, потому что он сам штудировал многие книги, самоучители, срисовывал картины известных художников. По началу он думал стать иллюстратором, но затем, когда брал уроки у своего родственника-художника — Антона Моуве, написал свои первые работы маслом.

Вроде бы жизнь стала налаживаться, но снова Ван Гога начали преследовать неудачи, причем любовные.

Его кузина Кея Вос стала вдовой. Она ему очень нравилась, но он получил отказ, который долго переживал. К тому же из-за Кеи он поссорился очень серьезно со своим отцом. Эта размолвка была причиной переезда Винсента в Гаагу. Именно там он знакомится с Клазиной Марией Хоорник, которая была девушкой легкого поведения. С ней Ван Гог прожил почти год, причем неоднократно ему приходилось лечиться от венерологических заболеваний. Он хотел спасти эту бедную женщину, и даже думал жениться на ней. Но тут уже вмешалась его семья, и мысли о браке были попросту развеяны.

Вернувшись на родину к родителям, которые к тому времени уже переехали в Нёнен, его мастерство стало совершенствоваться.

Он провел на родине 2 года. В 1885 Винсент поселился в Антверпене, где посещал занятия в Академии искусств. Затем, в 1886 году, Ван Гог снова возвращается в Париж, к своему брату Тео, который на протяжении всей жизни помогал ему, как морально так и финансово. Франция стала вторым домом для Ван Гога. Именно в ней он и прожил всю свою оставшуюся жизнь. Он не чувствовал себя тут чужим. Ван Гог много пил, и имел очень взрывной характер. Его можно было назвать человеком, с которым трудно иметь дело.

В 1888 он перебрался в Арль. Местные жители были не рады видеть его в своем городке, который находился на юге Франции. Они считали его ненормальным лунатиком. Не смотря на это Винсент нашел здесь друзей, и чувствовал себя вполне хорошо. Со временем ему пришла мысль создать здесь поселение для художников, чем он и поделился со своим другом Гогеном. Все шло хорошо, но между художниками произошла размолвка. Ван Гог бросился на ставшего уже врагом Гогена с бритвой. Гоген еле унес ноги, чудом оставшись в живых. От злости неудачи Ван Гог отрезал себе часть левого уха. Проведя 2 недели в психиатрической клинике он снова вернулся туда в 1889 году, так как его стали мучать галлюцинации.

В мае 1890 году он окончательно покинул приют для душевно больных и отправился в Париж к своему брату Тео и его жене, которая только родила мальчика, которого назвали Винсентом в честь его дяди. Жизнь стала налаживаться, и Ван Гог был даже счастлив, но его болезнь вернулась снова. 27 июля 1890 года Винсент Ван Гог сам выстрелил себе в грудь из пистолета. Он скончался на руках своего брата Тео, который очень его любил. Спустя пол года умер и Тео. Братья похоронены на кладбище Овера рядом.

Творчество Ван Гога

Винсент Ван Гог (1853 — 1890) считается великим голландским художником, который оказал очень сильное влияние на импрессионизм в искусстве. Его произведения, созданные в десятилетний период, поражают своим цветом, небрежностью и шероховатостью мазка, образами измученного страданиями душевнобольного, который покончил жизнь самоубийством.

Ван Гог стал одним из величайших художников-постимпрессионистов.

Его можно считать самоучкой, т.к. учился живописи, копируя картины старых мастеров. В период жизни в Нидерландах Ван Г. писал картины о природе, труде и быте крестьян и рабочих, который он наблюдал вокруг («Едоки картофеля»).

В 1886 г. он переехал в Париж, поступил в студию Ф. Кормона, где познакомился с А. Тулуз-Лотреком и Э. Бернаром. Под впечатлением живописи импрессионистов и японской гравюры изменилась манера художника: появились интенсивная цветовая гамма и характерный для позднего Ван Г. широкий энергичный мазок («Бульвар Клиши», «Портрет папаши Танги»).

В1888 г. он переехал на юг Франиии, в местечко Арль. Это был самый плодотворный период творчества художника. За свою жизнь Ван Г. создал более 800 картин и 700 рисунков в самых разных жанрах, однако ярче всего его талант проявился в пейзаже: именно в нем находил выход его холерический взрывной темперамент. В подвижной, нервной живописной фактуре его картин отразилось душевное состояние художника: он страдал психической болезнью, которая в итоге привела его к самоубийству.

Особенности творчества

«Многое остается неясным и спорным до настоящего времени в патографии этой тяжелой бионегативной личности. Можно предположить сифилитическое провоцирование шизо-эпилептического психоза. Его лихорадочное творчество вполне сопоставимо с повышенной продуктивностью головного мозга перед началом сифилитического заболевания мозга, как это было у Ницше, Мопассана, Шумана. Ван Гог представляет хороший пример того, как посредственный талант, благодаря психозу, превратился во всемирно признанного гения».

«Своеобразная биполярность, так ярко выраженная в жизни и психозе этого замечательного больного, параллельно выражается и в его художественном творчестве. По существу стиль его произведений остается все время одинаковым. Только все чаще повторяются извилистые линии, придающие его картинам дух разнузданности, который достигает своей кульминационной точки в его последнем произведении, где ярко подчеркнуто стремление вверх и неминуемость разрушения, падения, уничтожения. Эти два движения -движение подъема и движение падения - образуют структурный базис эпилептических манифестаций подобно тому, как два полюса образуют базис эпилептоидной конституции».

«Рисовал гениальные картины Ван-Гог в перерывах между приступами.И главной тайной его гениальности была необыкновенная чистота сознания и особый творческий подъем, которые возникали в результате его болезни между приступами. Об этом особом состоянии сознания писал и Ф.М. Достоевский, страдавший одно время аналогичными приступами загадочного душевного расстройства».

Яркие краски Ван Гога

Мечтая о братстве художников и коллективном творчестве, он совершенно забывал о том, что сам был неисправимым индивидуалистом, непримиримым до сдержанности в вопросах жизни и искусства. Но в этом была и его сила. Нужно иметь достаточно тренированный глаз, чтобы отличить картины Моне от полотен, например, Сислея. Но лишь однажды увидев “Красные виноградники”, уже ни с кем и никогда работ Ван Гога не спутаешь. Каждая линия и мазок — выразители его личности.

Доминанта импрессионистической системы — цвет. В живописной системе, манере Ван Гога всё равноправно и смято в один неподражаемый яркий ансамбль: ритм, цвет, фактура, линия, форма.

На первый взгляд в этом есть некоторая натяжка. Разве помыкают неслыханным по интенсивности цветом “красные виноградники”, разве не активен звенящий аккорд синего кобальта в “Море в Сен-Мари”, разве не ослепительно чисты и звучны краски “Пейзажа в Овере после дождя”, рядом с которой, любая импрессионистическая картина выглядит безнадёжно блёклой?

Преувеличенно ярким эти краски обладают способностью звучать в любой интонации на всей протяжённости эмоционального диапазона — от обжигающей боли до нежнейших оттенков радости. Звучащие краски то сплетаются в мягко и тонко сгармонированную мелодию, то вздыбливаются в режущем слух диссонансе. Подобно тому, как в музыке существует минорный и мажорный строй, так и краски Вангоговской палитры поделены надвое. Для Ван Гога холодное и тёплое — как жизнь и смерть. Во главе противостоящих лагерей – жёлтое и синее, оба цвета — глубоко символичны. Впрочем, у этого “символизма” такая же живая плоть, как и у Вангоговского идеала прекрасного.

В жёлтой краске от нежно лимонной до интенсивно оранжевой Ван Гог видел некое светлое начало. Цвет солнца и созревшего хлеба в его понимании был цветом радости, солнечного тепла, человеческой доброты, благожелательности, любви и счастья — всего того, что в его разумении включалось в понятие “жизнь”. Противоположный по смыслу синий, от голубого до почти чёрно-свинцового — цвет печали, бесконечности, тоски, отчаяния, душевной муки, фатальной неизбежности и, в конечном итоге, смерти. Поздние картины Ван Гога — арена столкновения именно этих двух красок. Они — как борьба добра и зла, дневного света и ночного сумрака, надежды и отчаяния. Эмоциональные и психологические возможности колорита — предмет постоянных размышлений Ван Гога: “Я надеюсь совершить в этой области открытие, например, выразить чувства двух влюблённых сочетанием двух дополнительных цветов, их смешением и противопоставлением, таинственной вибрацией родственных тонов. Или выразить зародившуюся в мозгу мысль сиянием светлого тона на тёмном фоне…”.

Говоря о Ван Гоге, Тугендхольд заметил: “…ноты его переживаний — графические ритмы вещей и ответных биений сердца”. Понятие покоя неизвестно Вангоговскому искусству. Его стихия — движение.

В глазах Ван Гога оно — та же жизнь, а значит, способность мыслить, чувствовать, сопереживать. Вглядитесь в живопись “красных виноградников”. Мазки, брошенные на холст стремительной рукой, бегут, несутся, сталкиваются, вновь разбегаются. Похожие на чёрточки, точки, кляксы, запятые, они — стенограмма Вангоговского видения. Из их каскадов и водоворотов рождаются упрощённые и выразительные формы. Они есть линия, составляющаяся в рисунок. Их рельеф — то едва намеченный, то громоздившийся массивными сгустками, — как перепаханные земля, образует восхитительную, живописную фактуру. А из всего этого возникает огромный в масштабе образ: в раскалённом зное солнца, как грешники в огне, извиваются виноградные лозы, силясь оторваться от тучной фиолетовой земли, вырваться из рук виноградарей, и вот уже мирная суета сбора урожая выглядит как схватка человека с природой.

Так, значит, всё-таки доминирует цвет? Но разве эти краски не есть в тоже время и ритм, и линия, и форма, и фактура? Именно в этом важнейшая особенность живописного языка Ван Гога, на котором он говорит с нами через свои картины.

Часто считают, что Вангоговская живопись есть некая неуправляемая эмоциональная стихия, подхлёстнутая необузданным озарением. Этому заблуждению “помогает” своеобразие художественной манеры Ван Гога, действительно, кажущейся как бы спонтанной, на деле же тонко рассчитанной, продуманной: “Работа и трезвый расчёт, ум напряжён чрезвычайно, как у актёра при исполнении трудной роли, когда приходится думать о тысяче вещей в течение одного получаса….”

Наследственность Ван Гога и новаторство

Наследственность Ван Гога

  • [Сестра матери] «…Припадки эпилепсии, что свидетельствует о тяжелой нервной наследственности, сказывающейся и у самой Анны Корнелии. От природы нежная и любящая, она подвержена неожиданным вспышкам гнева».
  • [Брат Тео] «…умер спустя полгода после самоубийства Винсента в клинике для умалишенных в Утрехте, прожив 33 года».
  • «Ни у кого из братьев и сестер Ван-Гога эпилепсии не было, тогда как абсолютно точно известно, что младшая сестра страдала шизофренией и провелa в психиатрической больнице 32 года».

Человеческая душа…, а не соборы

Обратимся к Ван Гогу:

“Я предпочитаю писать глаза людей, а не соборы… человеческая душа, пусть даже душа несчастного нищего или уличной девчонки, на мой взгляд, гораздо интереснее”.

“Кто пишет крестьянскую жизнь, лучше выдержат испытанием временем, чем изготовители написанных в Париже кардинальных приемов и гаремов”. “Я останусь самим собой, и даже в сырых произведениях буду говорить строгие, грубые, но правдивые вещи”. “Рабочий против буржуя – это так не хорошо обоснованно, как сто лет назад третье сословие против остальных двух”.

Мог ли человек, который в этих и в тысяче подобных высказываний так объяснил смысл жизни и искусства, рассчитывать на успех у “сильных мира сего? ”. Буржуазная среда исторгала Ван Гога.

Против неприятия у Ван Гога было единственное оружие – уверенность в правильности избранного пути и работа.

“Искусство – это борьба… лучше ничего не делать, чем выражать себя слабо”. “Надо работать, как несколько негров”. Даже полуголодное существование у него обращено в стимул к творчеству: “В суровых испытаниях нищеты учишься смотреть на вещи совсем другими глазами”.

Буржуазная публика не прощает новаторства, а Ван Гог был новатором в самом прямом и подлинном смысле этого слова. Его прочтение возвышенного и прекрасного шло через понимание внутренней сути предметов и явлений: от, ничтожных как рваные башмаки, до сокрушительных космических ураганов. Умение подать эти, казалось бы, несопоставимые величины в одинаково огромном художественном масштабе поставило Ван Гога не только вне официальной эстетической концепции художников академического направления, но и заставило его выйти за рамки импрессионистической живописи.

Цитаты Винсента Ван Гога

(из писем к брату Тео)

  • Нет ничего более художественного, чем любить людей.
  • Когда что-то в тебе говорит: «Ты не художник», тотчас же начинай писать, мой мальчик, - только таким путем ты принудишь к молчанию этот внутренний голос. Тот же, кто, услышав его, бежит к друзьям и жалуется на свое несчастье, теряет часть своего мужества, часть того лучшего, что в нем есть.
  • И не надо принимать слишком близко к сердцу свои недостатки, ибо тот, у кого их нет, все же страдает одним - отсутствием недостатков; тот же, кто полагает, что достиг совершенной мудрости, хорошо сделает, если поглупеет снова.
  • Человек несет в душе своей яркое пламя, но никто не хочет погреться около него; прохожие замечают лишь дымок, уходящий через трубу, и проходят своей дорогой.
  • Читая книги, равно как и смотря картины, нельзя ни сомневаться, ни колебаться: надо быть уверенным в себе и находить прекрасным то, что прекрасно.
  • Что такое рисование? Как им овладевают? Это умение пробиться сквозь железную стену, которая стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты умеешь. Как же все-таки проникнуть через такую стену? На мой взгляд, биться об нее головой бесполезно, ее нужно медленно и терпеливо подкапывать и продалбливать.
  • Благословен тот, кто нашёл своё дело.
  • Предпочитаю не говорить вообще ничего, чем выражаться невнятно.
  • Признаюсь, мне тоже нужны красота и возвышенность, но ещё больше кое-что иное, например: доброта, отзывчивость, нежность.
  • Ты ведь сам реалист, так вытерпи же и мой реализм.
  • Человеку нужно лишь неизменно любить то, что достойно любви, а не расточать своё чувство на предметы незначительные, недостойные и ничтожные.
  • Нельзя, чтобы тоска застаивалась у нас в душе, как вода в болоте.
  • Когда я вижу, как топчут слабых, я начинаю сомневаться в ценности того, что называют прогресс и цивилизация.

Библиография

  • Ван Гог.Письма. Пер. с голл. - Л.-М., 1966.
  • Ревалд Дж.Постимпрессионизм. Пер. с англ. Т. 1. - Л.-М, 1962.
  • Перрюшо А.Жизнь Ван Гога. Пер. с франц. - М., 1973.
  • Мурина Елена.Ван Гог. - М.: Искусство, 1978. - 440 с. - 30 000 экз.
  • Дмитриева Н. А.Винсент Ван Гог. Человек и художник. - М., 1980.
  • Стоун И.Жажда жизни (книга). Повесть о Винсенте Ван Гоге. Пер. с англ. - М.,Правда, 1988.
  • Constantino PorcuVan Gogh. Zijn leven en de kunst. (из серии Kunstklassiekers) Недерланды, 2004.
  • Wolf StadlerVincent van Gogh. (из серии De Grote Meesters) Amsterdam Boek, 1974.
  • Frank KoolsVincent van Gogh en zijn geboorteplaats: als een boer van Zundert. De Walburg Pers, 1990.
  • Г. Козлов, «Легенда о Ван Гоге», «Вокруг света», № 7, 2007.
  • Ван Гог В. Письма к друзьям / Пер. с фр. П.Мелковой. - СПб.: Азбука, азбука-Аттикус, 2012. - 224 с. - Серия «Азбука-классика» - 5 000 экз., ISBN 978-5-389-03122-7
  • Гордеева М., Перова Д.Винсент Ван Гог / В кн.: Великие художники - Т.18 - Киев, ЗАО «Комсомольская правда - Украина», 2010. - 48 с.

Биография и эпизоды жизни Винсента Ван Гога. Когда родился и умер Винсент Ван Гог, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты художника, фото и видео.

Годы жизни Винсента Ван Гога:

родился 30 марта 1853, умер 29 июля 1890

Эпитафия

«Стою себе, а надо мной навис
Закрученный, как пламя, кипарис.
Лимоннный крон и темно-голубое, -
Без них не стал бы я самим собою;
Унизил бы я собственную речь,
Когда б чужую ношу сбросил с плеч.
А эта грубость ангела, с какою
Он свой мазок роднит с моей строкою,
Ведет и вас через его зрачок
Туда, где дышит звездами Ван-Гог».
Из стихотворения Арсения Тарковского, посвящённого Ван Гогу

Биография

Без сомнения величайший художник XIX в. с узнаваемой манерой, автор всемирно признанных шедевров, Винсент Ван Гог был и остаётся одной из наиболее противоречивых фигур в мировой живописи. Душевная болезнь, страстный и неровный характер, глубокое сострадание и одновременно нелюдимость в сочетании с удивительным чувством природы и красоты нашли выражение в огромном творческом наследии художника. За всю свою жизнь Ван Гог написал сотни полотен и при этом до самой смерти оставался непризнанным гением. Лишь одна его работа, «Красные виноградники в Арле», была продана при жизни художника. Какая ирония: ведь спустя сотню лет после ухода Ван Гога из жизни самые крошечные его этюды стоили уже целое состояние.

Винсент Ван Гог родился в деревне, в большой семье голландского пастора, где был одним из шестерых детей. Учась в школе, мальчик начал рисовать карандашом, и даже в этих, самых ранних рисунках подростка уже проглядывает незаурядный талант. После школы шестнадцатилетнего Ван Гога пристраивают на работу в Гаагское отделение парижской фирмы «Гупиль и компания», продававшей картины. Это дало возможность юноше и его брату Тео, с которым Винсента всю жизнь связывали не простые, но очень близкие отношения, знакомиться с настоящим искусством. А знакомство это, в свою очередь, охладило творческое рвение Ван Гога: он стремился к чему-то возвышенному, духовному и в конце концов бросил «низменное» по его мнению занятие, решив сделаться пастором.

За этим последовали годы нищеты, жизни впроголодь и зрелища многих людских страданий. Ван Гог страстно рвался помогать бедному люду, вместе с тем испытывая всё возрастающую жажду творчества. Видя в искусстве много общего с религиозной верой, в 27 лет Винсент окончательно решает стать художником. Он много работает, поступает в школу изящных искусств в Антверпене, затем перебирается в Париж, где в то время живёт и работает целая плеяда импрессионистов и постимпрессионистов. С помощью брата Тео, который по-прежнему занимается торговлей картинами, и при его финансовой поддержке Ван Гог уезжает для работы на юг Франции и приглашает туда Поля Гогена, с которым тесно сдружился. Это время — расцвет творческого гения Ван Гога и одновременно начало его конца. Художники работают вместе, но отношения меж ними становятся всё напряжённее и в конце концов взрываются знаменитой ссорой, после которой Винсент отрезает себе мочку уха и попадает в лечебницу для душевнобольных. Врачи находят у него эпилепсию и шизофрению.

Последние годы жизни Ван Гога - это метания между больницами и попытками вернуться к нормальной жизни. Винсент продолжает творить и находясь в лечебнице, но его преследуют навязчивые идеи, страхи и галлюцинации. Дважды Ван Гог пытается отравиться красками и, наконец, однажды возвращается с прогулки с огнестрельной раной в груди, выстрелив в себя из револьвера. Последние слова Ван Гога, обращённые к брату Тео, звучали так: «Грусть будет бесконечной». Катафалк для похорон самоубийцы пришлось одалживать в соседнем городе. Ван Гог был погребён в Овере, и его гроб усыпали подсолнухами - любимыми цветами художника.

Автопортрет Ван Гога, 1887 г.

Линия жизни

30 марта 1853 г. Дата рождения Винсента Ван Гога.
1869 г. Начало работы в галерее Гупиля.
1877 г. Работа воспитателем и жизнь в Англии, затем работа помощником пастора, жизнь с шахтёрами в Боринаже.
1881 г. Жизнь в Гааге, первые живописные работы, созданные под заказ (городские пейзажи Гааги).
1882 г. Встреча с Клозинной Марией Хорник (Син), «порочной музой» художника.
1883-1885 гг. Жизнь с родителями в Северном Брабанте. Создание цикла работ на бытовые сельские сюжеты, в том числе знаменитой картины «Едоки картофеля».
1885 г. Учёба в антверпенской Академии.
1886 г. Знакомство в Париже с Тулуз-Лотреком, Сера, Писсарро. Начало дружбы с Полем Гогеном и творческий подъём, создание 200 картин за 2 года.
1888 г. Жизнь и работа в Арле. Три картины Ван Гога выставлены на Независимом салоне. Приезд Гогена, совместная работа и ссора.
1889 г. Периодические выходы из лечебницы и попытки вернуться к работе. Окончательный переезд в приют в Сен-Реми.
1890 г. Несколько картин Ван Гога приняты на выставки Общества Двадцати в Брюсселе и Независимого салона. Переезд в Париж.
27 июля 1890 г. Ван Гог ранит себя в саду Добиньи.
29 июля 1890 г. Дата смерти Ван Гога.
30 июля 1890 г. Похороны Ван Гога в Овер-Сюр-Уаз.

Памятные места

1. Деревня Зундерт (Нидерланды), где родился Ван Гог.
2. Дом, где Ван Гог снимал комнату, работая в лондонском филиале компании «Гупиль» в 1873 г.
3. Деревня Кюем (Нидерланды), где до сих пор сохранился дом Ван Гога, в котором он жил в 1880 г., изучая жизнь шахтёров.
4. Улица Лепик на Монмартре, где Ван Гог жил у своего брата Тео после переезда в Париж в 1886 г.
5. Площадь Форум с кафе-террасой в Арле (Франция), которую в 1888 г. Ван Гог изобразил на одном из самых своих знаментых полотен «Ночная терраса кафе».
6. Лечебница при монастыре Сен-Поль-де-Мусоль в городке Сен-Реми-де-Прованс, куда Ван Гог был помещён в 1889 г.
7. Овер-Сюр-Уаз, где Ван Гог провёл последние месяцы жизни и где он похоронен на деревенском кладбище.

Эпизоды жизни

Ван Гог был влюблён в свою двоюродную сестру, но она отвергла его, а настойчивость ухаживаний Ван Гога рассорила его почти со всей семьёй. Подавленный художник уехал из родительского дома, где словно в пику семье и себе самому поселился с продажной женщиной, алкоголичкой с двумя детьми. Через год кошмарной, грязной и нищенской «семейной» жизни, Ван Гог расстался с Син и навсегда забыл о мысли создать семью.

Никто не знает точно, чем была вызвана знаменитая ссора Ван Гога с Полем Гогеном, которого он очень уважал как художника. Гогену не нравилась беспорядочная жизнь и неорганизованность Ван Гога в работе; Винсент, в свою очередь, не мог заставить друга сочувствовать своим идеям создания коммуны художников и общего направления живописи будущего. В результате Гоген решил уехать, и, видимо, это спровоцировало размолвку, во время которой Ван Гог сперва напал на друга, правда, не причинив ему вреда, а затем изуродовал сам себя. Гоген не простил: впоследствии он не раз подчёркивал, скольким ему обязан Ван Гог как художник; и больше они ни разу не виделись.

Известность Ван Гога росла постепенно, но постоянно. Начиная с самой первой выставки в 1880 г. художника никогда не забывали. Перед Первой мировой войной его выставки прошли в Париже, Амстердаме, Кёльне, Берлине, Нью-Йорке. А уже в середине XX в. имя Ван Гога стало одним из самых громких в истории мировой живописи. И сегодня работы художника занимают первые места в списке самых дорогих картин мира.

Могила Винсента Ван Гога и его брата Теодора на кладбище в Овере (Франция).

Заветы

«Я всё больше прихожу к убеждению, что о Боге нельзя судить по созданному им миру: это лишь неудачный этюд».

«Всякий раз, когда вставал вопрос - голодать или работать меньше, я по возможности выбирал первое».

«Настоящие художники не рисуют вещи такими, как они есть… Они рисуют их, поскольку сами чувствуют себя ими».

«Тот, кто живет честно, кто познает подлинные трудности и разочарования, но не сгибается, стоит больше, чем тот, кому везет и кто знает лишь сравнительно легкий успех».

«Да, зимой иногда бывает так холодно, что люди говорят: мороз слишком жесток, так что мне до того, вернется лето или нет; зло сильнее добра. Но, с нашего соизволения или без оного, морозы рано или поздно прекращаются, в одно прекрасное утро ветер меняется и наступает оттепель».


Документальный фильм BBC «Ван Гог. Портрет, написанный словами» (2010 г.)

Соболезнования

«Он был честным человеком и великим художником, для него существовало только две подлинные ценности: любовь к ближнему и искусство. Живопись значила для него больше, чем что бы то ни было, и он всегда будет жить в ней».
Поль Гаше, последний лечащий врач и друг Ван Гога