Женская доля в поэме кому на руси. Тема женской доли в поэме Н.А

Одним из отрицательных второстепенных героев произведения «Обломов» является Михей Тарантьев. Он первый раз появляется в доме Обломова в самом начале романа. О его предыстории не известно почти ничего. Читатель знает только, что деревня Тарантьева (Шумиловка) находилась недалеко от Обломовки, и они с Ильей Ильичом давние приятели. На вид ему примерно 40 лет, он коренастый, высокий и с красным большим лицом. Он не стыдится своей поношенной одежды и даже носит ее с «циническим достоинством» Автор представляет Михея Андреевича как грубого и неприятного человека.

Такой образ необразованного, громкого, грубого чиновника, получающего удовольствие от критикования и обзывания людей. Человека, который в случае первой опасности съежится в комок и будет надеяться избежать заслуженного наказания. Все это придуманное далеко до Гончарова, но получившее широкое распространение после него. Он тот самый «грядущий Хам», который стал символом всей России.

Однако Тарантьев имеет ещё одну интересную сторону. По задумке автора, он является теоретиком, мастером слова. Михей Тарантьев мог придумать гениальный план работы, который можно исполнить очень легко и складно. Но до дела у него никогда не доходили руки. Такого персонажа можно охарактеризовать не просто как грубияна-неуча, а как своего рода «ненужного человека», у которого не хватает силы пошевелить пальцем для реализации своих же идей.

Рядом с подобным персонажем всегда должен находиться практик, который будет исполнять задуманное теоретиком. Такого компаньона Тарантьев нашел себе в Иване Матвеевиче Мухояровом, который готов «запачкать руки» за лишнюю копейку в кармане.

Сначала Обломов доверяет Тарантьеву. Его не волнует грубость приятеля и то, что он берет у него вещи и деньги без возврата. Верит, что Михей Андреевич поможет ему с имением и квартирой. Однако, не без помощи Штольца, начинает понимать, в какой ситуации оказался. Тарантьев плохо относится к Андрею. И дело совсем не в неприязни русского к немцу, как он сам об этом говорит. Михей Адреевич скорее боится, что умный Штольц разоблачит его обман или увезет Илью Ильича в Обломовку, тем самым не дав довести до конца начатое авантюрное дело. Главной целью Тарантьева является завладеть деревней Обломова и получать как можно больше денег с этого.

Однако, как и предполагалось, все махинации Михея Андреевича раскрываются Штольцем, после чего мелкий чиновник не появляется в романе. О его дальнейшей судьбе известно только по словам Захара, который рассказывал, что Тарантьев при каждой встрече пытался ударить ногой старого слугу. Он мстил за то отношение к нему, когда приходил к Обломову занять денег или отобедать. Захар всегда защищал имущество барина, не стесняясь высказывать своего пренебрежения к этому падшему человеку.

Сочинение Михей Тарантьев

Одним из отрицательных второстепенных героев произведения «Обломов» является Тарантьев. Он был далеко не идеальным и к тому же имел криминальные наклонности. Как и большинство чиновников того времени, он абсолютно не занимался своей работой. Он был очень ленив, и возится, с канцелярскими бумагами ему совсем не хотелось. За 25 лет службы он так и остался обычным писарем в канцелярии, ни поднявшись, ни на шаг в карьере вверх.

Несмотря на свою необразованность, Тарантьев был весьма неглупым человеком. Он отлично разбирался в юридических вопросах, мог дать дельный совет в жизненном вопросе. Михей Тарантьев был мошенником, часто обдуривал людей, занимал и не отдавал деньги, и всегда ел за счет других. Человек с отсутствием, каких либо моральных принципов, готов был обмануть на каждом шагу. Тарантьев ни когда не стеснялся своей неряшливой одежды, даже казалось, что он таким способом показывает свое презрение к людям.

Обломов был его хорошим приятелем и земляком, он хорошо к нему относился и был готов помочь ему. Обломов видел нежелание Тарантьева двигаться дальше. Михей Тарантьев был очень груб, часто оскорбительно высказывался, все это дополняло его весьма сердитый вид. Конечно же, такой внешний облик скверное поведение не могло вызвать доверия у людей, которых он обманывал. Но такого была сущность этого персонажа.

Гончаров ввел образ Михей Андреевича Тарантьева, для более красочного описания жизни главного персонажа произведения «Обломов». Он хотел показать, что жизнь Обломова и Михей Тарантьева имеет некую схожесть в жизненных целях, но в то же время имеет большое различие. Тарантьев хотел втереться в доверие к главному герою, и отобрать все его нажитое имущество. Он делает все, чтобы Обломов верил, что он хочет помочь ему вести хозяйство. На пути у него встает Штольц, который по итогу разоблачает Тарантьева. К концу произведения главный герой произведения Обломов, который относился довольно хорошо к Михею Андреевичу, все-таки осознал его истинную сущность. Он, разоблачив махинации, проводимые Тарантьевым, выгнал его из своего дома. После этого Обломов прекращает всякое общение с ним.

ОБЛОМОВ

(Роман. 1859)

Тарантьев Михей Андреевич - земляк Обломова. Откуда он появился и каким образом втерся в доверие Ильи Ильича, - неизвестно. Т. появляется на первых же страницах романа - «человек лет сорока, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном».

Подобный тип чиновника-взяточника, грубияна, готового каждую минуту бранить всех на свете, но в последнюю минуту трусливо скрывающегося от заслуженной расправы, в литературе открыт не Гончаровым. Распространение же он получает именно после Гончарова, в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. В. Сухово-Кобылина. Т. - это тот «грядущий Хам», который постепенно воцарялся по всей России и который вырос в грозный символ в образе сухово-кобылинского Расплюева.

Но есть у Т. еще одна любопытная черта. «Дело в том, что Тарантьев мастер был только говорить; на словах он решал все ясно и легко, особенно что касается других; но как только нужно было двинуть пальцем, тронуться с места - словом, применить им же созданную теорию к делу и дать ему практический ход... он был совсем другим человеком: тут его не хватало...» Эта черта, как известно, характеризует не только грубых и неотесанных персонажей названных писателей, но в какой-то мере «лишних людей». Подобно Т., они тоже оставались «теоретиками на всю жизнь», прилагая свою отвлеченную философию к месту и не к месту. Подобному теоретику необходим рядом практик, который мог бы воплотить в жизнь его замыслы. Т. находит себе «кума» Ивана Матвеевича Мухоярова, человека нравственно нечистоплотного, готового на любую подлость, ничем не брезгающего в жажде накопления.

На первых порах Обломов верит в то, что Т. в состоянии помочь ему в заботах по имению, в перемене квартиры. Постепенно, не без влияния Ольги Ильинской и Андрея Штольца, Илья Ильич начинает понимать, в какую трясину пытается затянуть его Т., медленно заставляя Обломова опускаться на самое дно жизни. Отношение Т. к Штольцу - не столько презрение русского человека к немцу, которым Т. скорее прикрывается, сколько страх разоблачения грандиозных махинаций, которые Т. надеется довести до конца. Ему важно с помощью доверенных лиц прибрать к рукам Обломовку, получая проценты с доходов Ильи Ильича, да и самого его как следует запутать, раздобыв доказательство связи Обломова с Пшеницыной.

Т. ненавидит Штольца, называя его «продувной бестией». Из страха перед тем, что Штольц все же увезет Обломова за границу или в Обломовку, Т. торопится при содействии Мухоярова заставить Илью Ильича подписать грабительский контракт на квартиру на Выборгской стороне. Этот контракт лишает Обломова возможности каких бы то ни было действий. Вслед за этим Т. уговаривает Мухоярова, «пока не перевелись олухи на Руси», поспеть сосватать Обломову нового управляющего в имение, Исая Фомича Затертого, весьма удачливого во взятках и подлогах.
Следующим шагом Т. становится проведение в жизнь (с помощью того же Мухоярова) идеи о «долге» Обломова. Будто бы оскорбившись за честь сестры, Мухояров должен обвинить Илью Ильича в притязаниях на вдову Пшеницыну и подписать бумагу о возмещении морального ущерба на сумму десять тысяч рублей. Бумага затем переписывается на имя Мухоярова, и кумовья получают с Обломова деньги.

После разоблачения этих махинаций Штольцем Т. исчезает со страниц романа. Лишь в самом конце он упоминается Захаром, который при встрече со Штольцем у кладбища на Выборгской стороне рассказывает, сколько пришлось ему вытерпеть после смерти Ильи Ильича от Мухоярова и Т., хотевших сжить его со свету. «Михей Андреич Тарантьев все норовил, как пройдешь мимо, сзади ногой ударить: житья не стало!» Таким образом Т. мстил Захару за пренебрежение, выказываемое слугой в те времена, когда Т. приходил к Обломову пообедать и попросить то рубашку, то жилет, то фрак - естественно, без возврата. Всякий раз Захар вставал на защиту хозяйского добра, по-собачьи ворча на незваного гостя и не скрывая своих чувств к низкому человеку.

Своеобразным поискам счастливого человека посвящено одно из лучших произведений Н.А.Некрасова – поэма «Кому на Руси жить хорошо». Герои поэмы путешествуют по земле русской. На их пути встречаются люди разных сословий: крестьяне, помещики, представители духовенства. Особое место в поэме, на мой взгляд, занимает встреча с крестьянкой Матреной Тимофеевной. Автор дает довольно подробное описание этого персонажа:

Осанистая женщина,

Широкая и плотная,

Лет тридцати осьми,

Красива; волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Эта удивительная женщина многое перенесла на своем жизненном пути. Начала свой рассказ Матрена Тимофеевна с самых ранних лет жизни. Говорит, как ее любили в отчем доме. Но появился в жизни суженый Филипп Корчагин, который и увез героиню из родного дома.

Особую роль в главе «Крестьянка» играют песни, ибо они составляют важную часть жизни народа и характеризуют его. Глава изобилует элементами фольклорных произведений. Здесь можно встретить песни, пословицы, поговорки, плачи, причитания.

Трудно приходилось героине в новой семье:

Семья была большущая,

Сварливая… попала я

С девичьей холи в ад!

В работу муж отправился,

Молчать, терпеть советовал:

Не плюй на раскаленное

Железо – зашипит.

Но это было не самое тяжелое в жизни Матрены Тимофеевны. Она повествует о гибели своего младшего ребенка. Здесь автором показан трогательный образ пташечки, которая оплакивает своих птенчиков, сгоревших во время грозы. Некрасов, по моему мнению, нарисовал такую картину событий из жизни женщины, которые глубже позволяют читателю почувствовать и понять трагедию матери-крестьянки. В жизни Матрены Тимофеевны не раз возникали такие ситуации, когда эта удивительная женщина из народа была готова на решительные действия. Так, например, лекари начинают вскрытие Демушки, несмотря на все мольбы и причитания матери:

Металась и кричала я:

Злодеи! Палачи!

Падите мои слезоньки

Не на землю, ни на воду,

Не на господень храм!

Падите прямо на сердце

Злодею моему!

Но никто не считается с болью матери. Становой даже велит связать ее.

В другой раз староста решает наказать Федотушку, который пожалел голодную волчицу и стал «овечками покармливать»:

Волчица так ли жалобно

Глядела, выла… Матушка!

Я бросил ей овцу!

Барин решает простить маленького мальчика, но наказать мать – «бабу дерзкую». В этом эпизоде и проявляется важная черта характера героини: с чувством собственного достоинства ложится она под розги, так и не унизившись до мольбы о прощении. Она гордо выносит физическую боль и позор подобного наказания. Только речке выплакала Матрена Тимофеевна свое горе:

Я пошла на речку быструю,

Избрала я место тихое

У ракитова куста.

Села я на серый камушек,

Подперла рукой головушку,

Зарыдала, сирота.

Несмотря на все сложности жизни, Матрена Тимофеевна все же не опускает руки, а до конца борется за свое счастье. Достаточно вспомнить эпизод, когда ее мужа забирают в солдаты. Она обращается с молитвой к Божьей матери, которая и придает ей душевных сил. Героиня даже обращается к губернаторше, которая помогает Матрене Тимофеевне в ее горе.

После этого весь народ начинает называть эту женщину счастливой. Просто удивительно, что крестьяне считают счастьем: не быть солдаткой, уметь все переносить и терпеть. А сама героиня, рассказав историю своей жизни, все же приходит к выводу, что нет среди женщин-крестьянок счастливых:

Не дело – между бабами

Счастливую искать!

Сложна жизнь крестьянская, много бед и трудностей на их пути. Но как люди глубоко верующие, любящие и сильные, они могут идти по жизни с гордо поднятой головой. Здесь проявляется духовное богатство русского народа. Матрена Тимофеевна, по моему мнению, - обобщенный образ, поскольку она обладает всеми основными чертами характера, свойственными крестьянкам. И ее судьба типична для людей из народа.

Я думаю, что Некрасов – удивительный поэт, прекрасно чувствующий боль и страдания целого класса, с которым в те времена никто не стремился считаться, не хотел понять и помочь.