Женщины-революционерки: воинствующие мужененавистницы или нежные любовницы? Женщины-революционеры (7 фото).

При слове «революция» мы обычно представляем солдат и матросов с ружьями наперевес, но никак не хрупких женщин. А между тем, во все времена находились Топ 10 знаменитых женщин - воительниц, невзирая на лишения, трудности и преследования. Познакомимся с самыми значимыми женщинами-революционерками!
1

Жена вождя бритского племени ицегов Прасутага, которая после смерти венценосного супруга решила править самостоятельно, не довольствуясь ролью безутешной вдовы. Но римский император Нерон лишил ее племя их исконных земель, а саму Боадицею - ее титула. Другая женщина, возможно, до конца своих дней проклинала несчастливую судьбу, но не леди-вождь! Боадицея возглавила народное восстание против римлян и возглавила войско, успешно отбившее несколько крупных поселений (в том числе Лондиний - угадайте, что это сейчас за город?). А вот финал истории печален: бритты проиграли решающую битву, и Боадицея предпочла принять яд, чем попасть в плен.

2

Героиня французской революции, как говорится, человек с тяжелой судьбой и нетяжелым поведением. Кем только она не была за свою жизнь: служанкой, компаньонкой, любовницей английского офицера, певицей, подругой певца-кастрата… И вот во Франции случилась революция, и де Мерикур нашла свое истинное призвание! Она участвовала в штурме Бастилии и штурме Версаля женщинами, а также охраняла карету королевы Марии-Антуанетты, когда ее везли в тюрьму. Умерла Анна-Жозефина в 55 лет в психиатрической клинике, куда она попала после того, как ее чуть не растерзала толпа женщин-якобинок. Да уж, бурная биография.

3

Социалистка, террористка, народница и писательница, зимой 1787 г. стрелявшая в градоначальника Санкт-Петербурга Ф. Трепова. На суде она так покорила присяжных, что ее полностью оправдали - при том, что прокурор просил приговорить Веру в 20 годам каторги! После суда Засулич скиталась по загранице, в 1917 г. вернулась на Родину, но, увидев революцию вблизи, начала жестко критиковать большевиков. Через 2 года умерла от воспаления легких.

4

Участвовала в Октябрьской революции не просто как «жена Ленина»: Крупская состояла в организации Союза борьбы за освобождение рабочего класса, была заместителем наркома просвещения, а также активно вела антирелигиозную пропаганду. В общем, не «бесплатное приложение» к активному супругу, а самостоятельный борец за свои идеалы.

5

Как тут не упомянуть и о другой женщине Ленина, о другом женском лице той революции? Она была не только любовницей Ильича, но и его доверенным лицом, и к тому же действительно активно принимала участие в революционной деятельности. Но, честно говоря, о ее личной жизни известно больше, чем о революционных заслугах: поработав гувернанткой в семье Армандов, она вышла замуж за их старшего сына, а после его смерти - за младшего. Родила 5 детей, которые после смерти Инессы от чахотки взяла на воспитание… все та же Крупская. Вот такой любовный треугольник образца 17 года.

6

Вечная поборница коммунистических идей, в годы Первой мировой подверглась репрессиям за антивоенную агитацию и провела в лагерях около 4 лет. Внешне Роза была совсем непривлекательна: маленький рост, хромота и неправильные черты лица, однако живость и обаяние делали свое дело, и Люксембург с легкостью находила любовников в нужных ей сферах. Была убита в 1919 г. вместе с соратником Карлом Либкнехтом после подавления восстания берлинских рабочих.

7

Активистка движения за независимость индии, известная также как капитан Лакшми. Во Второй мировой воевала на стороне Японии, затем попала в британский плен, откуда ее выпустили под давлением общественности. В Индии Лакшми встречали как героиню.

8

Тоже история времен Второй мировой войны, но грустная. 17-летняя студентка стояла у истоков германской организации «Белая роза», целью которой была ненасильственная борьба с фашизмом. Ну, как… В общем, они и побороться толком не успели: членов организации (и Софи в их числе) арестовали за распространение антигитлеровских листовок в университете и казнили.

9

Участвовала в восстании Пуэрто-Рико против США, о котором многое стало известно лишь недавно… Итак, сначала Бланка оганизовала партию «Дочери Свободы» — женский филиал националистической партии Пуэрто-Рико. А затем, когда в 1950 г. партия решила отстаивать свои интересы вооруженным путем, взяла в руки оружие. Борьба была недолгой, пуэрториканцев схватили и приговорили к пожизненному заключению. СМИ США представили то восстание общественности как местный конфликт, и лишь спустя годы правда открылась - это было настоящее освободительное движение, задушенное на корню.

10

А вот вам и персонаж современных реалий: одна из основательниц того самого движения «6 апреля», которое требовало отставки Мубарака в Египте. Этой женщине приписывают начало египетского восстания 2011 года: якобы она записала видеообращение с призывом к беспорядкам на площади Тахир.
Мы можем не разделять идей этих женщин, но нельзя не восхищаться их мужеством и верностью своим идеалам!

28 октября 1884 года родилась легендарная революционерка Мария Спиридонова. О ней и о других женщинах, участвовавших в революционном движении в России, мы расскажем.

Мария Спиридонова

«Сумрачно в женской тюремной больнице,

Сумрачный день сквозь окошко глядит.

Грустно, вся в черном, при дочери милой,

Старая женщина плачет сидит.

Эта несчастная дочь ее Мария

С грудью разбитой, при смерти лежит,

Места живого на теле не видно,

Череп проломлен, и глаз не глядит.

Слабую руку она протянула,

Чтобы родную ей руку пожать.

Мать поцелуями руку покрыла

И начала еще громче рыдать.»

На мотив этой песни, считавшейся чуть ли не народной, пелась знаменитая «Мамочка-мама, прости, дорогая, что дочку-воровку на свет родила…» А Мария из первоначального варианта песни - эсерка Мария Александровна Спиридонова.

Она родилась в Тамбове в интеллигентной семье, окончила гимназию, увлеклась революционными идеями. В боевую дружину эсеров вступила во время революции 1905 года, тогда же была первый раз арестована.

В 1906 году Мария Спиридонова на вокзале в Борисоглебске смертельно ранила советника тамбовского губернатора Гавриила Луженовского, отличившегося особой жестокостью в подавлении революции 1905 года. Убив его, девушка собиралась покончить с собой, но не успела, ее арестовали.

В тюрьме девушка была жестоко избита. Суд приговорил ее к смертной казни, которая была заменена на пожизненную каторгу. Имя Марии Спиридоновой знала тогда вся Россия. Девушка стала народной героиней, великомученицей. О ней не только сочинили песню, простые крестьяне вешали на стену портрет Марии Спиридоновой и зажигали перед ним свечу, как перед иконой.

После февральской революции 1917 года Мария Александровна была освобождена с каторги, приехала в Москву и активно включилась в партийную деятельность левых эсеров. Американский журналист, автор известной книги «Десять дней, которые потрясли мир» Джон Рид назвал в то время Марию Спиридонову «самой популярной и влиятельной женщиной в России». Ее боготворили солдаты, так как она выступала за прекращение войны, обожали крестьяне, ведь она обещала раздать землю народу.

Если в 1917 году Мария Спиридонова считала союз эсеров с большевиками временным, но необходимым, то уже летом 1918 года она стала категорическим противником идей большевиков и, главное, их методов. «Вместо свободного, переливающегося, как свет, как воздух, творчества народного, через смену, борьбу в советах и на съездах, у вас — назначенцы, пристава и жандармы из коммунистической партии», - писала революционерка в открытом письме к партии большевиков. А противников эта партия не терпела.

Первый раз большевики арестовали Марию Спиридонову летом 1918 года, но отпустили, учитывая ее особые заслуги перед революцией. Вся дальнейшая жизнь пламенной революционерки – череда арестов.

Арест в 1919 году, затем в 1920 году. Два года жизни под надзором ВЧК, неудачная попытка бегства за границу, трехлетняя ссылка в Калужскую область. Затем ссылка в Самарканд на три года, еще на два года – в Ташкент, на пять лет – в Уфу. У Марии Спиридоновой было много времени подумать о том, за что она боролась в юности, во что верила, о чем мечтала.

В Уфе Марию Александровну застал 1937 год. Ей было уже за пятьдесят, большую часть жизни она провела в тюрьмах, на каторге, в ссылках. Но сталинская машина террора не смотрела ни на возраст, ни на заслуги. Спиридонову арестовали.

Марию Спиридонову расстреляли 11 сентября 1941 года в Медведевском лесу под Орлом вместе с еще 153 заключенными.

Варвара Яковлева

По роковому стечению обстоятельств, ее расстреляли в тот же день и в том же месте, что и Марию Спиридонову. Видели ли друг друга две революционерки перед смертью? Было ли им что сказать друг другу? Этого мы уже не узнаем.

Варвара Николаевна Яковлева родилась в Москве в богатой купеческой семье, закончила гимназию и поступила на физико-математический факультет Высших женских курсов.

В 1905 году двадцатилетняя Варя Яковлева участвовала в революционном движении. Была арестована м выслана из Москвы. Вернулась в город нелегально, снова занялась революционной деятельностью. Опять была арестована и сослана в Нарым. Из ссылки Яковлева бежала за границу. Вернулась в Россию только в 1912 году, чтобы выполнять ответственные задания партии большевиков. В 1913 году последовал новый арест и ссылка, в которой Варвара Яковлева пробыла практически до революции.

В дни октябрьского переворота Варвара Николаевна была в составе партийного боевого центра. Правда затем примкнула к «левым коммунистам» и вышла в отставку в знак протеста против заключения Брестского мира.

С мая 1918 года Варвара Яковлева была заместителем начальника отдела по борьбе с контрреволюцией в ЧК. И боролась фанатично, будучи убежденной в том, что все эти человеческие жертвы действительно служат делу революции. Среди уничтоженных Яковлевой «контрреволюционеров» было немало знакомых ее родителей, людей, среди которых прошли ее детство и юность.

В 1920 году погиб муж Варвары Николаевны – известный российский ученый-астроном, полностью разделявший революционные идеи жены, Павел Карлович Штернберг. Единственное, что осталось в жизни Яковлевой – служение делу коммунизма, в неизбежность которого она верила свято.

С 1929 по 1937 год Яковлева была народным комиссаром финансов СССР. Выступала свидетелем обвинения на процессе Николая Бухарина. Могла ли старая революционерка верить в виновность своего партийного товарища, или просто хотела спасти себя? И на этот вопрос мы уже не узнаем ответа.

Варвару Яковлеву арестовали в 1937 году. Дальнейшее известно.

Ирина Каховская

Есть такой грустный анекдот: старая внучка декабриста слышит за окном выстрелы и спрашивает горничную:

Что там происходит?

Революция, барыня.

Чего же хотят революционеры?

Чтоб не было богатых.

Странно, а мой дед-декабрист мечтал, чтобы не было бедных.

Реальный прототип героини анекдота – Ирина Константиновна Каховская, правнучатая племянница декабриста Петра Каховского, эсерка, о которой товарищ по партии Григорий Нестроев писал: «Не производит ли она на вас впечатления святой? - спрашивала меня не раз знакомая с.-д. меньшевичка. - Какая вера! Какая преданность! Знаете, у нее очень часто нет денег на поездки за Шлиссельбургскую заставу к рабочим, и она идет чуть ли не 10 верст пешком с Петербургской стороны. Только первые христиане так веровали да, пожалуй, первые русские социалисты. Теперь что-то мало таких, которые бы пешком ходили. Посмотрите на ее лицо: бледное, спокойное, дышит глубокой верой в торжество социализма... И эти слова были верны.... За ее простоту, за ее искренность, за ее глубокую веру в торжество рабочей революции, которая передавалась ее слушателям, к ней относились с глубоким уважением и ценили ее, как лучшего друга».

Ирина Каховская родилась в интеллигентной семье, искренне сочувствующей тяжелому положению народа. Она с серебряной медалью окончила Мариинский институт для сирот благородного происхождения в Петербурге, поступила на историко-филологическое отделение Женского Педагогического института. В 1905 году девушка услышала выступление Максима Горького, увлеклась революционными идеями, вступила в партию эсеров, занималась революционной пропагандой среди крестьян Самарской губернии. Судя по всему, эти крестьяне и донесли на нее полиции. Каховскую арестовали и отправили в Нерчинскую каторгу. Здесь Ирина познакомилась с Марией Спиридоновой и другими активными участниками революционного движения.

После революции 1917-го года Ирина Каховская вместе с Марией Спиридоновой участвовала в создании Читинского комитета ПСР, была единственной женщиной среди делегатов II Всероссийского съезда советов.

В 1918 году Каховская с боевыми товарищами готовит покушение на командующего немецких оккупационных войск на Украине генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна. В результате проведенного теракта немецкий военачальник убит. Немцы арестовали Каховскую и приговорили к смертной казни. Лишь заключение Брестского мира спасло жизнь российской революционерке.

А в 1919 году Каховскую арестовывают уже большевики. После первого ареста ее освободили по личному распоряжению Ленина, ценившего таких фанатиков. В 1925 году – новый арест и уже ссылка в Самарканд. Там Ирина Константиновна встречается вновь с тоже ссыльной Марией Спиридоновой. Вместе их отправляют затем в ссылку в Ташкент, Уфу.

В общей сложности Ирина Каховская провела в тюрьмах и ссылках 45 лет! После смерти Сталина старой революционерке выдали паспорт, но с запретом на проживание в крупных городах. Ирина Константиновна поселилась в Малоярославце, где и скончалась в 1960 году.


Перед вами имена десяти знаменитых революционеров, многие из которых снискали вечную славу и стали национальными героями у себя на родине.

За популярным принтом на футболке стоит личность человека, чьё видение свободы было одновременно и романтичным, и бескомпромиссным. Эрнесто Гевара родился в 1928 году в семье аргентинцев, принадлежавших к среднему классу. Он узнал обо всех тяготах жизни бедняков Латинской Америки, когда получал медицинскую практику. Че Гевара поклялся изменить ситуацию, и впоследствии стал одним из деятелей Кубинской революции.

Среди всех исторических персоналий, в честь которых названы площади и бульвары Франции, имя Максимилиана Робеспьера по необъяснимой причине встречается реже остальных. Блестящий оратор и потрясающе умный человек, Максимилиан Робеспьер был одним из деятелей Великой Французской революции. После государственного переворота Робеспьер был казнён 28 июля 1794 года.

Интересно, как бы сложилась история 20 столетия, если бы восстание немецких левых сил 1918 – 1919 годов, значительную роль в котором сыграла Роза Люксембург, завершилось успехом? Роза Люксембург была одной из основательниц Союза Спартака, который выступал против Первой мировой войны, а впоследствии трансформировался в Коммунистическую партию Германии. На фото: Роза Люксембург в тюрьме в Варшаве в 1906 году Люксембург несколько раз попадала в тюрьмы за свою политическую деятельность.

На фото: Махатма Ганди со своими внучками в Нью-Дели, 1947 год. Махатма Ганди стал символом ненасильственного сопротивления после успешного применения его принципов и тактик в борьбе за независимость Индии от Великобритании. Ганди родился в семье индийцев, но получил свой первый опыт ненасильственного сопротивления в Южной Африке. По возвращении в Индию он организовал протестное движение рабочих и крестьян против земельных налогов. Ганди одержал победу в борьбе за независимость Индии, хотя и был против разделения Индии и Пакистана.

В настоящее время дела на Гаити идут не очень хорошо, однако, эта страна может похвастаться первым в истории восстанием против рабства со времён Спартака. Франсуа Доминик Туссен-Лувертюр был лидером Гаитянской революции 1791 года, в результате которой Гаити получило независимость.

Мэри Харрис или Мамаша Джонс, вошедшая в историю, как самая опасная женщина Америки, была учительницей и портнихой. Её дети и муж умерли во время эпидемии желтухи. Мэри Харрис была создательницей объединения «Индустриальные рабочие мира», боролась против эксплуатации детского труда и была одной из организаторов забастовок шахтёров и работников шелковой промышленности.

Джеймса Коннолли называют одним из отцов-основателей Ирландии, но его имя незаслуженно затерялось среди величайших европейских революционеров всех времён. Он основал Ирландскую социалистическую республиканскую партию, а в 1913 году вместе с Джимом Ларкиным организовал забастовку, которая спустя три года привела к Пасхальному восстанию, в котором принимала участие и его Ирландская гражданская армия.

Эмилиано Сапата был лидером Мексиканской революции 1910 года. Вдохновившись трудами революционера-анархиста князя Петра Кропоткина, Сапата стал бороться за земельные права крестьян. Армия освобождения юга Сапаты продолжила борьбу против землевладельцев даже после победы революции.

Прямой вопрос - "Во-первых, вы мужчина или женщина?" - задает профессор Преображенский в известной сцене фильма "Собачье сердце", не сумев определить пол стоявшего перед ним человека. И получает столь же прямой ответ: "Я женщина". Рассуждения автора "Российской газеты" о роли женщины в эпоху перемен 1917 года.


Кадр из фильма "Собачье сердце" (1988, режиссер В. Бортко). Справа от Швондера - дама-комиссар, вызвавшая смятение профессора Преображенского. Фото: кадр из фильма

Женщины пролетарского общества

Новые женщины - комиссары, красные командиры, борцы за свободную любовь - были рождены революцией 1917 года и закалились на фронтах Гражданской войны. Они не только участвовали в политической жизни. Они определяли моду и нравы нового пролетарского общества.

"Комиссарши"

Уже в феврале 1917-го среди сочувствующих большевикам нашлись хваткие голосистые особы, которые занялись политической агитацией и успешно объяснялись с рабочими и солдатами на понятном "горячем народном языке". Одеты они были просто и ярко - суконные платья, тужурки или мужские кожаные куртки, на голове - красный ситцевый платок, а в руке - красноречивый маузер.

Их прозвали "комиссаршами".

Эмансипированная барышня, одетая в стиле «комиссарша». Фото конца 1910-х – начала 1920-х годов. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

Дамы были не промах, метко стреляли и уверенно диктовали сильному полу свою волю. К примеру, товарищ Лагутина, работница фабрики "Красная Звезда", во время февральских событий влетела в солдатскую казарму, потребовала немедленно сдать оружие и присоединиться к революции. Солдаты безропотно подчинились. Товарищ Александра Яковлева, одетая в кожанку и галифе, с мальчишеским озорством отбирала оружие у петроградских околоточных и унтеров. Некоторые работницы с винтовками в руках охраняли фабрики, патрулировали Смольный и даже участвовали в боях с юнкерами.

"Где мужчина, там и женщина. Для нее нет преград", - писали большевистские газеты.

Многие революционные "комиссарши" приняли участие в Гражданской войне. Одной из самых ярких, безусловно, была Лариса Рейснер. Молодая хорошо воспитанная девушка, овеянная петербургскими духами и туманами, отправилась на хмельной и дикий фронт Гражданской войны, ведомая не только любовью к супругу, Федору Раскольникову , но и чувством здорового авантюризма.

Сражалась с белочехами, потом отступала из Казани, вынесла на себе "бумаги, печати, еще что-то секретное, что велено унести". Узнав о том, что Федор Раскольников захвачен в плен, вместе с провожатым отправилась обратно в Казань на выручку и, что характерно, надела мужской костюм, то есть солдатскую шинель, штаны и сапоги. На подступах к городу выгодно обменяла этот маскарад на черный дамский наряд. В нем пробралась в Казань, но попала в плен, бежала во время допроса, вновь переоделась (на сей раз в платье кухарки) и благополучно вырвалась из города...

Рейснер и позже примеряла мужскую военную форму, ведь она занимала совсем не женские посты - с января 1919 года была комиссаром Морского Генерального штаба, уже летом стала старшим флаг-секретарем при муже, командующем Волжско-Каспийской флотилией, а в июне 1920-го - секретарем штаба Балтийского флота, которым командовал Раскольников. Ларисе определенно нравилась морская форма. Ее часто видели в Петрограде в черном бушлате и в морской фуражке.

Дама-"комиссарша". Она одета в "кожанку", на голове - красный платок. Шарж 1920-х годов. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

В "кожанке" и в юбке, в комиссарской кепке, при портупее, нагане и портфеле запечатлел Ларису Рейснер художник Григорий Алексеев-Гай. Портрет получился едко карикатурным и едва ли соответствовал действительности. Дама не любила оружие, не умела стрелять и появлялась в мужской "кожанке", лишь когда этого требовали военные обстоятельства. И даже находясь на передовой, пыталась одеваться женственно и не переставала думать о шляпках и губной помаде.

Образ "комиссарши" быстро проник в светскую моду. Им увлекались эмансипированные барышни-интеллектуалки в Москве и Петрограде. Такой, к примеру, была Вера Жукова, молодая художница, ученица Петрова-Водкина. Далекая от войны и политики, внешне она была истинной "комиссаршей" - носила мужские брюки, полувоенные рубахи, кепки, курила и стриглась скандально коротко.

Впрочем, среди учениц Петрова-Водкина она была такая одна.

Художница Вера Жукова (стоит третья слева) с Кузьмой Петровым-Водкиным и другими ученицами художника. Конец 1910-х годов. Фото: Частное собрание.

"Командирши"

Так в народе стали называть дам-военнослужащих. В отличие от "комиссарш" "командирши" выглядели подчеркнуто мужественно, умели носить военную форму, отличались крутым нравом и самоотверженностью. Этот образ появился во многом благодаря Льву Троцкому, который выступал за военное образование для женщин и не был против их службы в армии.

Это право дамы официально получили в январе 1918 года, когда был издан декрет об организации РККА. В пункте N 2 первого параграфа говорилось, что доступ в ее ряды открыт для всех граждан Российской республики не моложе 18 лет. 22 апреля 1918 года был издан декрет "Об обязательном обучении военному искусству", в том числе и женщин на общем основании.

Александра Богат, командир разведки 21-го кавалерийского полка 1-й Конной армии. Фототипия 1927 года.

"Командирши" коротко стриглись, носили рубахи и черкески, суконные шлемы и папахи. Случалось, даже изменяли имена на мужские. Крестьянка Пинькова вступила в Красную армию и отправилась на Актюбинский фронт с документами на имя Ивана Пинькова. После участия в серии боев ее отправили в пулеметную школу, окончив которую Пиньков-Пинькова снова на фронте, "всегда с пулеметом в цепи, то на одном фланге, то на другом". Она погибла мужественно - прикрывала отход своей части и была зарублена казаками.

Татьяна Солодовникова, первый редактор газеты "Красная искра", вступила в Петроградский запасный полк под именем Тимофей. Ее быстро раскрыли, а имя превратилось в партийную кличку Тимоша. Сначала она работала на Польском фронте, затем - в составе Тамбовской армии "ликвидировала бандитизм". Одевалась по-мужски - красноармейская шинель, "богатырка" со звездой. Аналогичную форму носила "неутомимый разведчик" Белугина, принявшая участие в подавлении Тамбовского восстания. Искусно маскировалась под красноармейца Е.И. Осадчая. В ее родном 209-м стрелковом полку она числилась Иваном Герасимовичем Хаустовым, отлично воевала, стала командиром взвода. За отличие в бою 15 июня 1919 года получила орден Красного Знамени.

Разведчик Белугина, одетая в форму красноармейца. Фото: Фототипия конца 1920-х годов.

Ольга Минская также записалась в Красную армию под мужским именем, но в боях не участвовала, а с отрядом штабных "чистильщиков" искала в деревнях спрятавшихся махновцев. Осенью 1920 года по личному распоряжению Троцкого ее приняли на кавалерийские курсы и записали под мужским именем. Позже она, уже под своей фамилией, поступила слушателем в Военную Академию РККА и окончила ее в 1928 году. Это же заведение окончила и другая красная "командирша" - Александра Павловна Богат, настоящая кавалерист-девица, носившая мужскую военную форму даже в мирное время.

Герой Гражданской войны, наводчица пулемета 35-го кавалерийского полка Павлина Кузнецова. Художник Л. Котляр. Фото: Открытка. 1960-е годы.

Одной из самых известных красных амазонок была Павлина Кузнецова, наводчица пулемета 35-го кавалерийского полка, входившего в состав 6-й кавалерийской дивизии знаменитой 1-й Конной армии Буденного. Она неоднократно участвовала в полковых разведках, но весной 1920 года у села Непадовка (Нападовка) полковая команда случайно налетела на разведчиков-белогвардейцев, начался бой, Кузнецова изо всех сил расстреливала противников из пулемета, заставила их отступить и этим спасла положение группы. Этого было вполне достаточно для представления к награде. В 1923 году Кузнецова получила орден Боевого Красного Знамени.

Карикатура на даму-"командиршу". Подпись к рисунку красноречива: "Тут только я заметила, что мой круглолицый милиционер - женщина". 1920-е годы. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

После окончания Гражданской войны "командирши" легко возвратились к мирной жизни и стали добропорядочными дамами. Но были и такие, кто не захотел превращаться в женщину. Примечателен случай с сотрудницей ГПУ Евгенией Федоровной. В 1918 году она поступила на службу в ЧК и в полном соответствии с жанром Гражданской войны поменяла имя на мужское - Евгений Федорович. Работала в следственно-карательных органах, говорила о себе исключительно в мужском роде и носила мужскую форму и цивильные костюмы. Затем отправилась на Гражданскую войну, была, по ее собственному утверждению, на Южном фронте, участвовала в операциях "против белых банд", вернувшись с фронта, продолжала службу в войсках внутренней охраны и ГПУ. В 1922 году она, все еще выдавая себя за мужчину, успешно зарегистрировала брак с женщиной, которая не подозревала об "истинном поле своего супруга".

На "Евгения Федоровича" коллеги попытались подать в суд "за преступление против природы", но дело развалилось и брак расторгнут не был. Позже дама получила пулевое ранение во время стычки с московскими бандитами, вынуждена была оставить службу и с большим нежеланием рассталась с формой, которую обожала. Она стала пить, дебоширить, несколько раз попадала в милицию за хулиганство и за "разгул с женщинами". Ее пытались вылечить психиатры, но, судя по всему, безуспешно.

А вот доктору Альфреду Штессу, занимавшемуся аналогичным случаем, удалось, по его собственному утверждению, вылечить девушку, выдававшую себя за мужчину и именовавшую себя Александром Павловичем. Во время Гражданской войны она пристрастилась к военизированным костюмам, носила брюки, кепки, большие мужские перстни и стек. Врач разработал особый курс терапии, после которого пациентка вновь ощутила себя девушкой и отказалась от мужской одежды. По крайней мере так утверждал сам психиатр, поспешивший опубликовать впечатляющие результаты и фотографии в научном журнале.

Барышни-курсантки Киевской военной школы связи. Конец 1920-х годов.

"Маркитантки"

Семнадцатый год сделал женщин свободнее не только в социальном плане. Инесса Арманд и Александра Коллонтай отстаивали равноправие мужчин и женщин, говорили о свободной любви, о том, что брак - это товарищеский союз, что можно жить просто так, не регистрируя отношения. Дамы перестали бояться огласки и скрывать свои желания. Таких прозвали "маркитантками революции". Любопытно, что их количество стремительно увеличивалось от 1917 года к середине двадцатых. Академик Владимир Бехтерев, периодически получавший письма и даже доносы на особо ярых "маркитанток", даже завел отдельную папку, озаглавив ее "Нимфомания".

Девушка, именующая себя «Александром Павловичем», на приеме у психиатра Альфреда Штесса. 1-я половина 1920-х гг. Справа - она же, полностью излечившаяся от пристрастия к мужской одежде. Фотография Альфреда Штесса. 1-я половина 1920-х гг.

Один из сюжетов в архиве Бехтерева связан с партийкой Стороженко из Днепропетровска. Девушка состояла в партии с 1918 года, служила в ЧК, воевала в Гражданскую, сражалась с махновцами. Ее несчастный супруг обратился к Бехтереву как к последней инстанции с просьбой излечить любвеобильную жену от постыдного недуга: "Среди чекистов и солдат, постоянно в мужской среде, вечные разъезды с армиями, она представляла собой маркитантку революции". Но товарищ Стороженко и не думала излечиваться, а тем более каяться. Я абсолютно здорова и счастлива, уверяла она психиатра, перед которым открыла все подробности своей бурной жизни. "Раз можно делать так мужчинам, то, значит, и мне можно", - писала товарищ Стороженко.

"Маркитантка революции" с кавалером. Короткая юбка, короткая стрижка и гитара намекают на ее свободные нравы. 1920-е годы. Фото: Коллекция О.А. Хорошиловой.

Как же несправедливо прозвище, приклеенное революцией, к настоящим маркитанткам! Торговкам провизией, которые сопровождали войска в походах. "Пулею пробито днище котелка, маркитантка юная убита..." - нет, не о "маркитантках революции" одна из лучших песен Булата Окуджавы...

  • Расскажите об этом своим друзьям!
ПУБЛИКАЦИИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ВДУМЧИВО Наша история Судьбы людские Наша почта, наши споры Поэзия Проза Ежедневные притчи ПУБЛИКАЦИИ, ОСОБЕННО ПОПУЛЯРНЫЕ СРЕДИ НАШИХ ЧИТАТЕЛЕЙ

Международный женский день отмечается во всех республиках бывшего СССР. Почти везде это выходной. В этом году где-то даже не один, а целых четыре. 8 марта – день солидарности за равную оплату труда по сравнению с мужчинами. Так это было. А как стало – в репортаже телеканала «МИР 24».

23 февраля 1917-го Петроград. Почти 130 тысяч человек вышли на улицы столицы. Толпа собралась и возле Казанского собора. Первыми это сделали простые домохозяйки и работницы ткацких фабрик. Они испугались голода – требовали «Хлеба!» и «Накормить детей защитников Родины». Так начинался «бабий бунт».

«Они шли на кордон смелее, чем мужчины, хватались за винтовки, просили, почти приказывали: «Бросайте ружья и присоединяйтесь к нам», – писал в своих мемуарах Лев Троцкий.

Прошло всего несколько дней. Женщины Петрограда по-прежнему бастовали. Но лозунги были уже и политическими: «Долой царя!», «Да здравствует равноправие!», «Место женщины в Учредительном собрании».

Очень смело. Ведь во всем мире еще долго выборы считались мужским делом. Например, в Швейцарии до 1971-го, во Франции до 1944-го, в Испании до 1931-го, в Британии до 1928-го. В США дискриминацию по половому признаку во всех штатах отменили только в 1920-м. В России уже в 1917-м, спустя всего 8 месяцев после Февральской революции, как писали тогда газеты, «женщинам выпало великое счастье, какого не знали женщины других стран, принимать участие в Учредительном собрании». Они могли и голосовать, и даже быть избранными.

«Они боролись не за привилегии, по сравнению с мужчинами. А именно за равенство. Их воспринимали в партиях – и в эсеровской, и в большевистской – как боевых товарищей. Отсюда и пошло обращение «товарищ», которое не имеет половой разницы. Товарищ – это и мужчина, и женщина. Это было прорывно, новаторски для того времени», – поясняет заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов.

Товарищ Александра Коллонтай – лицо большевистской России. Первая женщина-министр в мировой истории. Еще в 1913 году Коллонтай обнародовала принципы «новой женщины». Несколько пунктов: победа над эмоциями, интересы не сводятся к дому, семье и любви, отказ от ревности, при этом «женщина не должна скрывать своей сексуальности».

Сохранилось ее пальто прекрасного качества, заказанное за границей (есть бирка шведского дома моды), и шляпка с вуалью. Революционерка знала оружие, перед которым не могли устоять мужчины. Отношения для нее – это так же просто, как выпить стакан воды. Один муж, второй, любовники. Из-за нее стрелялись, ее боготворили и ненавидели. В 1922-м Коллонтай написала рассказ о недалеком будущем: семья уничтожена, новая ячейка общества – коммуна.

«Расселяются по возрастам. Дети – в «Дворцах ребенка», юноши и девочки-подростки – в веселых домиках, окруженных садами, взрослые – в общежитиях, устроенных на разные вкусы, старики – в «Доме отдыхновения», – писала в Коллонтай своем рассказе «Скоро (через 48 лет)».

На фоне революции и гражданской войны у Коллонтай случился очередной бурный роман – с Павлом Дыбенко. «Лидер матросов» – жуть с ружьем. Тот самый Дыбенко, который прославился организацией расправы над офицерами и адмиралами Балтфлота. Яростный буревестник революции был младше генеральской дочки Коллонтай на 17 лет. Но кому это тогда мешало? Они поженились, но брак не был церковным. Такое в советской России впервые, так легко и быстро. Так же легко и быстро можно развестись.

«В какой-то момент ее теория и взгляды на свободную любовь столкнулись с практикой, с реальной жизнью. Дыбенко ее разлюбил, увлекся другой женщиной. Тогда Коллонтай не смогла почувствовать себя новой женщиной, свободной от ревности и уз с мужчиной, которого она любит. Она ревновала, плакала, не могла найти себе места», – рассказывает кандидат исторических наук Александр Смирнов.

Ида Рубинштейн актриса и танцовщица на сцене раздевалась донага. Разве что бусы оставались. Так . Тогда это была настоящая революция, прорыв, шок. За право ошеломлять публику Иде пришлось побороться. Родственники, которые таких увлечений совсем не одобряли, отправили ее в лечебницу. Но через год она вышла «на свободу», чтобы снова танцевать. Танцевать без одежды.

Излишнюю свободу, ту же теорию стакана воды, по свидетельствам современников, не одобрил Владимир Ильич. Мол, «жажда требует удовлетворения, но разве нормальный человек будет пить из лужи»? Впрочем, сам он все-таки попал в любовный треугольник. Еще до Октября 2017-ого, в эмиграции, в Париже.

«По-видимому, был кратковременный роман, уж не наше дело платонический или нет, с обаятельной, влюбленной в него революционеркой Инессой Арманд. Роман этот завершился тройственной договоренностью, что Владимир Ильич остается с Надеждой Константиновной, а Инесса Арманд остается другом и для него, и для нее», – отмечает заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов.

Крупская о сопернице знала, предлагала даже развестись, но Ленин уговорил ее оставить все как есть. Так и вышла жизнь на троих: вместе вернулись в Россию. В Москве квартиры располагались рядом в Кремле. Одна Ленина и законной жены, другая – Арманд. Но расставаться с Надеждой Константиновной вождь народов и не думал. Многое в ней его подкупало.

Первый раз «Капитал» Крупская прочитала еще в женской гимназии. Потом вступила в студенческий марксистский кружок в Петербурге. В то же время начала вести агитацию среди рабочих – ходила на заводы, преподавала в школе для взрослых и на уроках географии рассказывала текстильщикам о классовой борьбе. В результате усердной подпольной работы в 1896 году ее арестовали. Тогда она еще даже не была замужем за Лениным.

Цементировали марксистские идеи. Она была его секретарем. Вместе создавали «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». Вместе были в эмиграции, вместе вернулись в российскую столицу в апреле 1917-го.

Улица Широкая, дом 48, квартира 24. Это первый адрес в Петрограде, где остановились Ленин и Крупская. Помогла старшая сестра Владимира Ильича, приютила. Там они редактировали газету «Правда», собирали часто товарищей по партии. Быт ушел на второй план. Готовить Крупская не любила. Так что на столе была самая простая еда – каша и чай.

Крупская из дворянской семьи, как и многие феминистки 19 века, в котором и нужно искать причины Великого переворота. Женщины устали от заведенного порядка: гимназия, муж, дети, вот и все. Хотелось другой жизни. Пособием стал роман Чернышевского «Что делать?», а идеологом – «бабушка русской революции» Екатерина Брешко-Брешковская.

«Она вышла замуж, родила сына Николая, а потом она поняла, что ей нужно большее. Она ушла из семьи, оставила мужа, оставила ребенка на попечении родственников. И стала странствующей пропагандисткой», – говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН Алла Морозова.

Треть жизни Брешко-Брешковская провела на каторге. Но после освобождения «хождения в народ» не прекратила. Арест ей был совсем не страшен.

Через карцер пришлось пройти не одной революционерке. Тюрьма Трубецкого бастиона специально была построена для политических заключенных в начале 1870-х годов. Условия там были порой невыносимыми. Полная изоляция, вместо матраса – войлок, подушка набита соломой. Нельзя курить, никаких свиданий и переписки, даже читать нельзя, разрешали только Библию. Некоторые сходили там с ума.

«Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас же вступить в управление государством... Но мы (…) требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые», – писал Владимир Ленин в статье «Удержат ли большевики государственную власть?»

Революция сделала женщин в России свободными. Они одними из первых в мире получили право голоса, бесплатные ясли и детские сады. Первыми освоили мужские профессии – стали трактористами и комиссарами. Но можно ли поставить знак равенства между свободой и счастьем? А кто его знает...