Защитные механизмы психики. Психологическая защита

Защитные механизмы психики – это психологические стратегии, бессознательно используемые человеком с целью защитить себя от тревоги, возникающей из-за непереносимых мыслей и чувств. Человек также неизбежно прибегает к защитным механизмам в попытке избавиться от чувства страха или вины. Защитные механизмы, как правило, не поддаются сознательному контролю, они вполне естественны и нормальны. Однако если они задействованы слишком часто, у человека развивается невроз, который может выглядеть как тревожность, фобии, навязчивые состояния или гистрионное (истерическое) расстройство.

Термин «механизм психологической защиты» был введен Зигмундом Фрейдом, который выделил и описал основные защитные механизмы. Его дочь Анна дополнила этот список еще десятью механизмами. Далее данный список расширялся другими психоаналитиками.

Рассмотрим основные защитные механизмы:

Идентификация с агрессором

Если человек боится кого-то, он может преодолеть этот страх, став похожим на того, кто представляется ему агрессором.

Одним из ярких примеров данного механизма является так называемый Стокгольмский синдром, благодаря которому жертвы идентифицируют себя с преследователями. Так, Патрисия Херст, похищенная в 1974 году американской леворадикальной террористической группировкой и перенесшая физическое, психологическое и сексуальное насилие, примкнула к группе бандитов и добровольно совершила вместе с ними ограбление. Патрисию оправдали на суде, так как она была жертвой, страдающей от Стокгольмского синдрома.

Вытеснение

Первый защитный механизм, описанный Фрейдом. Представляет собой непроизвольное вытеснение нежелательных воспоминаний, мыслей и чувств в бессознательное. Таким образом, происходит защита от непереносимого чувства тревоги, вины или стыда. Данная стратегия не является удачной в долгосрочной перспективе, так как вытесненные в бессознательное чувства все равно будут провоцировать тревогу.

Проекция

Представляет собой приписывание своих мыслей, чувств и мотивов другим людям. Как правило, на других проецируются социально неодобряемые мысли и поступки, например агрессивные или сексуальные фантазии. Человек может ненавидеть кого-то, но считать ненависть недопустимым чувством. Чтобы справиться с чувством вины по поводу ненависти, он может убедить себя в том, что тот, кого он ненавидит, тоже ненавидит его. Расхожая фраза «Все так делают» в оправдание своего нелицеприятного поступка – еще один пример проекции.

Вымещение

Вымещение является перенаправлением импульса (как правило, агрессии) на беззащитную цель, которая служит символической заменой (это может быть человек или предмет). Например, человек чувствует себя некомфортно, имея сексуальное желание, направленное на другого человека, и направляет это желание на какой-либо предмет (фетишизм). Человек, подвергающийся нападкам со стороны вышестоящего руководства, может приходить домой и бить собаку или члена своей семьи.

Сублимация

Сублимация похожа на вымещение, однако в случае сублимации эмоции перенаправляются в конструктивное, а не в деструктивное русло, например, в творчество.

Творения многих великих музыкантов и художников являются примерами сублимации. Спорт – еще один хороший способ направить свои эмоции (например, агрессию) в конструктивную деятельность. По мнению Фрейда, сублимация является основой цивилизованной жизни, а наука и искусство представляют собой сублимированную сексуальность.

Отрицание

На сознательном уровне человек отвергает события, мысли и чувства, которые не может принять. Этот механизм является весьма примитивным и опасным, так как отрицание реальности не может длиться вечно. Отрицание может действовать само по себе или в комбинации с другими защитными механизмами, которые, как правило, проявляются в более слабой форме и поддерживают отрицание.

Пример отрицания: курильщик, который отказывается признавать, что курение вредит его здоровью. При этом он может прибегать к рационализации, убеждая себя в том, что загрязненная экология наносит ему больший вред, чем его собственное действие – курение.

Регрессия

Представляет собой возвращение на одну из предыдущих стадий психологического развития под влиянием стресса. Когда человек напуган или обижен, он часто начинает вести себя как ребенок.

Ребенок, попав в стрессовую ситуацию, например, оказавшись в больнице, может снова начать сосать палец или писаться в постель. Подростки начинают глупо смеяться, общаясь с лицами противоположного пола.

Рационализация

Рационализация – это когнитивное искажение фактов с целью сделать событие или импульс менее угрожающим. Человек часто прибегает к этой стратегии как на сознательном, так и на бессознательном уровне, когда пытается придумать себе оправдания.

Для многих людей отговорки и оправдания настолько естественны и бессознательны, что они не осознают, когда и зачем они их используют. Другими словами, они готовы верить своей собственной лжи.

Реактивное формирование

Заключается в попытке человека вести себя таким образом, который является противоположностью тому, что он действительно думает или чувствует. Как правило, человек при этом не понимает своих истинных мотивов. При реактивном формировании сознательные чувства прямо противоположны бессознательным: любовь – ненависть, стыд – отвращение, потребность выглядеть и вести себя пристойно – сексуальность. Данный механизм психологической защиты, как правило, сопровождается действиями напоказ и компульсивным поведением. Примером реактивного формирования является латентный гомосексуализм, когда мужчина открыто осуждает гомосексуалистов, а на самом деле защищается от собственных бессознательных чувств к мужчинам. Жесткое гомофобное поведение призвано убедить окружающих и самого себя в своей гетеросексуальности. Другие примеры: заботливая дочь, которая пытается во всем угодить своей матери, а на самом деле испытывает к ней негативные чувства из-за несчастливого детства; скупой человек, пытающийся доказать свою щедрость и т.д.

Подготовлено по материалам: Freud, A. (1937). The Ego and the mechanisms of defense, London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis.

Freud, S. (1894). The neuro-psychoses of defence. SE, 3: 41-61.

Freud, S. (1896). Further remarks on the neuro-psychoses of defence. SE, 3: 157-185.

Freud, S. (1933). New introductory lectures on psychoanalysis. London: Hogarth Press and Institute of Psycho-Analysis. Pp. xi + 240.

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович

Ключевые слова: психика, психология, защитные механизмы, механизмы психологической защиты

Защитные механизмы психики

Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Наша психика умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе. Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

Психику человека можно сравнить с айсбергом. Лишь малая его часть находится над водой, а основная масса льда скрыта в океане. Так и сознательная часть нашей психики, то есть поступки, которые мы совершаем осознанно, занимает всего 1-5% от общего объема психики. Наша психика имеет одну специфичную особенность: она умеет вытеснять из сферы сознания неприятные, беспокоящие нас переживания, «забывает» их. Каждому человеку присуща потребность в самоуважении; в том, чтобы сохранять собственное мнение о себе. Утрата самоуважения влечет за собой негативные последствия, лишает человека способности четко управлять своим поведением в соответствии с поставленными целями.

Психологическая защита действует помимо воли человека, когда нечто угрожает его душевному равновесию, его психической безопасности, представлениям о себе.

Какие же защитные механизмы имеет наша психика? Рассмотрим их подробнее.

1. Вытеснение. Первым был открыт механизм вытеснения. С помощью вытеснения из сознания удаляются и удерживаются в бессознательном неприемлемые, травмирующие для человека переживания, обстоятельства или сведения. С вытеснением связаны многие случаи забывания, позволяющего не вспоминать нечто, что могло бы поколебать представление о себе.

Пример действия механизма вытеснения можно представить следующим образом: если я испытываю чувство стыда за поступок, совершенный мною по отношению к другому человеку, но это переживание быстро «испаряется» из моей памяти, то я начинаю оценивать себя без учета данного недостойного поступка. Но другой человек, которого мое поведение задело, будет хорошо помнить о том, что я «уже забыла». И моя самооценка без учета мнения другого обо мне окажется неполной. Следовательно, тревожащие, не очень ясные переживания желательно осознать и проанализировать, чтобы по ним откорректировать свою самооценку.

2. Рационализация. Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Например, если один человек без всяких видимых причин нагрубил другому и его за это призвали к ответу, то он старается затем найти причины своей несдержанности, для того чтобы его поведение выглядело как вполне нормальное и единственно приемлемое в данной ситуации. Такая самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива.

Рационализация - это механизм психологической защиты, похожий на сладкую оболочку горького лекарства. Объяснения, описания так «обволакивают» травмирующий факт, что он начинает восприниматься как малозначимый или как свидетельствующий о сильных сторонах личности, ценный и справедливый.

Механизм рационализации хорошо описан в известной басне А. Крылова «Лиса и виноград». Механизм обесценивания недоступного, но сильно желаемого предмета, явления описан там очень точно, но если рационализация станет правилом для человека, то противоречия между самоуважением и реальным поведением будут нарастать, что неминуемо приведет к серьезным конфликтам. Поэтому любое событие, к которому вы имеете прямое или косвенное отношение, необходимо оценивать без рационализации мотивов, чтобы ваше участие в событии не умалялось и не преувеличивалось. Это может быть болезненно для самолюбия, но полезно для самопознания.

3. Проекция. Этот защитный механизм психики обеспечивает человеку сохранение удовлетворяющего представления о себе, о своей психологической целостности посредством приписывания собственных неприемлемых по тем или иным причинам чувств, желаний, идей другим.

В каждом человеке есть положительные и отрицательные черты характера. Если мы знаем о своих качествах и принимаем их в себе, то мы лояльно будем относиться к другим людям, имеющим похожие черты. Например, если человек признает, что временами он бывает вспыльчив, то простит такую же вспыльчивость другому. Познать самого себя человеку мешает то обстоятельство, что, обладая какими-то «отрицательными» качествами, особенностями личности, которые ему не нравятся в себе, он не готов их полностью принять. Тогда в его сознании эти качества проецируются на других людей и он обращает свой гнев и неприятие на них. Такое обманчивое ощущение позволяет сохранить самоуважение, а потому не отвергается.

4. Замещение. Это действие, направленное на какой-либо объект, на самом деле спровоцированное не им и не ему предназначенное, а вызванное другим, недоступным объектом. Когда человек сильно возбужден, например вследствие неприятного разговора с коллегой, но сам не может выразить все свои чувства в его адрес, он часто «спускает пар» на другого, ничего не подозревающего человека. Взрыв настроения, сильное возбуждение, связанные с неудачей, обидой или какой-либо иной неприятностью, резко сужают сознание человека, то есть делают его глупее, чем он есть на самом деле. В таком состоянии мало кто способен оценивать свои поступки, регулировать поведение с учетом требований самоуважения.

5. Отрицание. Если человек не хочет замечать реально травмирующих событий, не хочет слышать беспокоящей его информации, то у него действует другая мощная психологическая защита, которая называется отрицание (исключение реальности). Она направлена на то, чтобы не принимать в качестве реальности события, которые беспокоят сознание. Отрицание может находить отражение в бегстве в фантазии, в воображаемый мир, где осуществляются все наши желания, где мы умны, сильны, красивы и удачливы. Некоторые остаются в мире мечты наедине с собой, другие фантазируют вслух, публично рассказывая о своих «знаменитых» знакомых и т. п. При этом главной целью использования такой «положительной самопрезентации» является повышение ценности человека в глазах окружающих.

6. Реактивное образование. Если мальчик доставляет девочке немало неприятностей (дергает за косички, отвлекает от уроков и т.д.), то, скорее всего, он неравнодушен к ней. Почему мальчик ведет себя именно так? Ребенка начинает тревожить чувство симпатии - чувство, суть которого он еще не понимает. Но он сам чувствует, что это «что-то нехорошее», за что его не похвалят. Отсюда и возникает совершенно противоречащее чувству поведение, противоположная реакция. Точно так же ученик, который постоянно срывает уроки (выкрикивает на них, отвлекает других учеников), на самом деле хочет привлечь к себе внимание, которого ему явно не хватает.

Подобное случается не только с детьми. Данный вид психологической защиты представлен и у взрослых, которые тоже иногда демонстрируют противоположные реакции. Механизм изоляции представляет собой отделение вызывающей тревожность части ситуации от остальной сферы души. Происходит как бы разделение реальности, при котором травмирующие события почти не вызывают эмоциональной реакции. Например, ребенок чувствует себя в семье хорошо, но его сильно наказывают за «плохое» поведение. В результате ребенок «изолирует» события, унижающие его чувство собственного достоинства, продолжает положительно относиться к родителям: может перед ними вести себя «хорошо», но демонстрирует запрещенное поведение перед игрушками: бьет и крушит их.

Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация - психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям: творчество, наука, искусство, развитие интеллекта, спорт, профессиональная деятельность, коллекционирование. Эта защита считается конструктивной, так как имеет положительные результаты и дает человеку чувство удовлетворенности.

Когда включаются защитные механизмы?

Причины, вызывающие необходимость «включения» защитного механизма психики, разнообразны. Главным критерием их значимости выступает представление человека о том, что является для него наиболее травмирующим, каковы его ведущие потребности.

Психологи считают, что наиболее травмирующей для человека является угроза его «Я», а именно - неудовлетворение потребностей «Я» в самоутверждении, сохранении собственной ценности и чувстве идентичности, тождества, то есть во внутренней согласованности, а также ощущение потери контроля над собой и окружающими.

Потребности нашего «Я», как и все остальные наши потребности, нуждаются, помимо всего прочего, в так называемой поддерживающей информации, которая способствует сохранению и укреплению представлений о собственном «Я», его взаимоотношениях с миром, другими людьми. Если эти потребности не удовлетворяются, это воспринимается как угроза для «Я», возникает сильное эмоционально-мотивационное напряжение - сопротивление, и «Я», защищаясь, прибегает к действию защитных механизмов.

Сопротивление возникает потому, что наши проблемы пусть искаженно, с помощью защитных механизмов, но все же удовлетворяют потребности нашего «Я». В различных исследованиях неоднократно было показано, что для человека важно сохранение даже не столько благополучного, сколько привычного, устойчивого представления о себе. Это очень ярко демонстрирует так называемый «дискомфорт успеха». Суть его в том, что человек, привыкший к неуспеху, добившись успеха, победы, стремится свести это к минимуму, обесценить. Потребность в сохранении привычного, устойчивого представления о себе побеждает в борьбе потребность в успехе.

Сопротивление находит отражение в различных формах поведения:

    в стремлении выйти из ситуации (просто уйти из комнаты, не прийти куда-либо и пр.);

    в желании изменить тему разговора или особенно горячо отстаивать свою правоту;

    в нежелании разговаривать на какие-то темы, смотреть определенные сцены в театре, кино;

    во внезапном кашле, чихании, зевоте, неожиданно проснувшемся аппетите;

    в ситуации цейтнота - в отвлечении от выполнения основной задачи, неминуемо приводящем к опозданию, несвоевременному ее решению;

    в совершенно непонятно откуда взявшемся ощущении усталости;

    в беспричинном смехе, внешне неоправданных слезах;

    в приступах ничем не спровоцированных страха и гнева;

    в «пробуксовке» мыслей, когда надо думать о чем-то важном, искать выход из сложившегося серьезного положения.

В каждом из этих случаев важным признаком сопротивления является то, что поведение служит дымовой завесой, которая отвлекает от истинной значимости той или иной ситуации.

Взгляд на проблему со стороны сознания.

Как бессознательное оказывает влияние на наше сознание, так и сознательное, произвольное желание изменить себя способно оказать воздействие на бессознательное. Безусловно, такие действия требуют определенных усилий, в основе их всегда должны быть воля, позитивное мышление и желание радоваться жизни.

Случается, что человеку трудно осознать собственные проблемы. Он может испытывать дискомфорт, чувствовать неблагополучие, эмоциональную напряженность, но из-за внутреннего сопротивления не может понять причину собственной неудовлетворенности.

Для того чтобы обойти сопротивление, освободиться от внутреннего напряжения, достигнуть состояния расслабления и на его фоне осознать собственные проблемы, можно использовать специальные приемы:

    Кричать изо всех сил. Конечно, там, где вас никто не услышит, или при закрытых окнах.

    Заняться спортом или быстро пройтись по улице.

Задаться вопросом: «Что происходит, в чем дело? Что меня раздражает?»

В основе изменения состояния при использовании данных приемов лежит механизм «разрядки» напряжения, в результате чего сопротивление ослабевает, поскольку оно удерживалось как раз за счет напряжения, и причины переживаний становятся более доступными осознанию.

Необходимо учитывать, что осознание глубинной проблемы не ведет к полному освобождению от нее, облегчение бывает лишь временным. Важно понять свою проблему и назвать ее как можно конкретнее для того, чтобы затем работать над ее разрешением.

Понять, что именно вызывает сопротивление, позволяет также анализ собственных фантазий. Как уже говорилось, зачастую, когда нам что-то не удается или мы огорчены, фантазии, мечты скрашивают наше существование, позволяя, пусть иллюзорно, удовлетворить свои желания и стремления. Этот защитный механизм может быть использован как ключ к внутренним проблемам, достаточно перевести его в область сознания. Верно утверждение: у оптимистов сбываются мечты, а у пессимистов - страхи.

Директор Центра Паламарчук Е.М.

Дипломированный специалист, телесно - ориентированный психотерапевт,

член Профессиональной Психотерапевтический Лиги.

Со сложными ситуациями и проблемами сталкивается каждый человек, поэтому вопросы что делать и как быть задаются часто. При этом, каждый, как может, старается разрешить сложившуюся ситуацию. Если самостоятельно справиться с ситуацией не получается, то мы ищем помощи у окружающих, ищем работу, достаем деньги. Тем не менее, это внешние проблемы, которые вполне решаемы, а вот преодолеть внутренние проблемы сложнее. И здесь огромную роль играют защитные механизмы психики. Во внутренних проблемах признаваться тяжело, тем более, что самобичевание не помогает. Поэтому одни люди стараются подавлять свои склонности, отрицают их наличие. Другие просто стараются забыть о событии, травмирующем психику.

Есть и такие, которые стараются найти оправдание своим слабостям, допуская снисходительное отношение. Кроме того, отдельные личности занимаются самообманом, искажая реальность в своем представлении. Тем не менее, какой бы способ ни был применен, чтобы защитить свою психику, всегда задействованы защитные механизмы.

Что они собой представляют, и для чего необходимы? Это целая система, благодаря которой сводятся до минимума переживания, являющиеся негативными, наносящими травму. Как правило, такие переживания обусловлены внешними или внутренними конфликтами, состоянием дискомфорта и тревоги.

Благодаря различным защитным механизмам психики, мы имеем возможность сохранять стабильную самооценку, представления о себе и о мире. В то же время, они выступают в роли своеобразного буфера, не допуская близко к нашему сознанию чрезмерные угрозы и разочарования, возникающие периодически в жизни.

Если справиться со страхом и тревогой не удается, защитные механизмы влияют на действительность, искажают ее, чтобы сохранить нас как личность, сохранить нашу психику здоровой. Следует знать, что защитных механизмов существует несколько, и каждый из них имеет свои особенности.

Наиболее универсальным средством избегания внутренних конфликтов является вытеснение. При данном сознательном усилии человека предаются забвению некоторые фрустрирующие впечатления, так как внимание переключается на прочие формы активности. То есть, вытеснение является произвольным подавлением, ведущим к тому, что человек отвлекается от текущих психических содержаний.

Ярчайшим примером такого вытеснения считается анорексия, когда человек отказывается от еды. Здесь имеет место успешное, и, причем регулярное блокирование необходимости кушать. Причиной является страх пополнеть, испортить фигуру.

В клинической картине неврозов нередко наблюдается синдром , данному состоянию подвержены девочки с четырнадцати и до восемнадцати лет. Пубертатный период характеризуется выраженными изменениями тела и внешности в целом.

Для данного возраста характерно возникновение округлости бедер, оформляющаяся грудь. И нередко девушки это считают симптоматикой начинающейся полноты, поэтому стремятся усиленно бороться с данными признаками. Следует отметить, что представляет собой трудно излечиваемое заболевание, терапия требует серьезного подхода.

При рационализации человек находит приемлемые причины, чтобы объяснить свои действия и мысли. Рациональный подход в виде защитного механизма направлен не на решение основы конфликта, а на избавление от напряжения и устранение связанного с дискомфортом переживания. С этой целью применяются квазилогичные объяснения, которые более этичны и благородны, по сравнению с истинными мотивами.

Так, рационализация позволяет сохранить статус кво определенной ситуации, а истинная мотивация остается скрытой. Такие защитные мотивы возникают у людей, не подпускающих к сознанию реальные мотивы. С другой стороны, они позволяют таким мотивам реализовываться, хотя все это происходит под красивой, социально одобренной «вывеской».

При проекции собственные качества и чувства подсознательно приписываются другому человеку, и данный механизм защиты представляет собой следствие вытеснения, поэтому влечения подавляются, они загоняются внутрь. Но и в этом случае влияние данных защитных механизмов психики не прекращается.

Данный внутренний конфликт сохранен, и поэтому имеется возможность, что через некоторое время состояние вырвется наружу. Подавлять собственные желания достаточно трудно и больно, поэтому желания, вытесненные у себя, могут быть проецированы на другого.

При таком виде психологической защиты, как отрицание, индивид не принимает за реальность те события, которые для него нежелательны. В таких случаях примечательно пропускать в воспоминаниях отрицательные пережитые события, заменять их вымышленными фактами.

Отрицание отвлекает внимание от чувств и болезненных идей, поэтому они становятся недоступными для сознания. Скорее пациент будет отрицать даже явные первые симптомы, чем обратится к специалисту за помощью, что позволяет болезни прогрессировать. Прибегнувший к отрицанию человек игнорирует реальности, являющиеся для него болезненными, и живет, словно их просто не существует.

Душевная жизнь человека постоянно подвергается конфликтам, но человеческая психика выработала целый ряд механизмов, которые не только позволяют успешно справляться с конфликтами, но и не допускать их в сознание.

Вытеснение

В теории психоанализа вытеснение это важнейший защитный механизм психики человека. От его работы зависит насколько успешно индивид сможет преодолеть внутренний конфликт. Способ действия вытеснения прост: из сознания удаляются непереносимые, иногда опасные для человека мысли и запретные желания, а затем удерживаются в бессознательном определенными психическими силами, называемыми сопротивлением.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд наглядно иллюстрировал механизм вытеснения следующим примером. В аудитории находится человек, который своим поведением мешает и лектору, и слушателям. Несколько сильных мужчин берут на себя функцию обеспечения порядка и выдворяют возмутителя спокойствия за дверь. Чтобы воспрепятствовать возвращению нарушителя в аудиторию возле двери выставляется охрана.

Аудиторию Фрейд сравнивал с сознанием, помещение за дверью – с бессознательным, нарушитель порядка иллюстрировал патогенные переживания, а охрана это ничто иное как сопротивление.

Невротики, по мнению Фрейда, это пример сбоя в работе механизма вытеснения, когда не до конца выведенный из сознания конфликт превращается в невротический симптом. А вот отсутствие вытеснения, согласно теории психоанализа, может привести к более серьезным патологиям, вплоть до разного рода извращений.

Расщепление

Механизм расщепления психики многим известен как раздвоение сознания. Окружающий мир для людей, использующих расщепление существует словно в черно-белом цвете – он оказывается расколот на противоположные составляющие, выражающиеся в позитивных и негативных оценках.

Взрослый человек, который не может обобщить свой внутренний опыт начинает использовать однозначные характеристики людей или явлений, зачастую меняя свои оценки. Так, сегодня он восхваляет начальника за прибавку жалования, а завтра, получив от руководителя выговор, заклеймит его последними словами.

Британский психоаналитик Мелани Кляйн отмечала, что расщепление появляется в первые месяцы жизни ребенка, когда он воспринимает материнскую грудь то как «хорошую» – удовлетворяющую, то как «плохую» – фрустрирующую. По мнению аналитика, расщепление выполняет важнейшую функцию – оно способствует формированию в ребенке способности к различению объектов и их свойств.

Шотландский психотерапевт Рональд Лэйнг обращал внимание на расщепление собственного «Я». По его мнению, есть «воплощенное» и «невоплощенное» «Я»: одно жизнеспособное и реальное, второе – отстраненное, превращающееся в стороннего наблюдателя. Именно дистанцирование от переживаний реального «Я» помогает человеку справиться с тревогой. Однако в конечном итоге инфантильный механизм расщепления должен быть преодолен путем интеграции разъединенных частей личности, а также дифференциации явлений.

Проекция

Иногда у человека нет другой возможности избавиться от неприемлемых желаний, черт характера или наклонностей, как эвакуировать их – то есть, спроецировать на другого человека. Проективный механизм хорошо заметен со стороны, но редко признается самим человеком. Его лучше всего отражает библейское высказывание «в чужом глазу соринку видим в своем бревна не замечаем».

По мнению американского психоаналитика Карен Хорни присваивание собственных плохих черт другим людям это не только способ обеспечить себе душевный комфорт, но также средство переложить ответственность на окружающих. В ряде случаев, по мнению Хорни, проекция позволяет человеку отреагировать на свои агрессивные наклонности, не сталкиваясь с ними лицом к лицу.

До поры до времени такой способ защиты помогает человеку сохранить удовлетворяющее представление о самом себе, однако он может перерасти и в серьезное психическое расстройство, например, в «бред ревности» или «бред преследования».

Отрицание

Когда человек не хочет слышать о себе негативных оценок или не замечать травмирующих событий его психика включает еще более мощный механизм – отрицание. Исключая реальность, человек тем самым избавляется от исходящих из нее беспокоящих факторов.

Очень часто при помощи отрицания субъект пытается игнорировать новую информацию, которая несовместима с положительным представлением о себе. В большей степени отрицание присуще детям – так, закрыв голову одеялом они изолируют себя от несущего угрозу окружающего мира.

В некоторых случаях отрицание является незаменимым механизмом и для взрослых, особенно после трагических событий в жизни человека, не допуская дальнейшей травматизации психики. Однако длительная психическая фиксация на механизме отрицания реальности может привести к стойкому погружению человека в фантазийный, иллюзорный мир, что ставит под угрозу его психическое здоровье.

Реактивное образование

Мы точно знаем: если мальчик дергает девочку за косички – он неравнодушен к ней. Но почему дети избегают более естественного выражения симпатии? По мнению психологов, симпатия это чувство, которое ребенку еще мало знакомо и он боится его открытого проявления, заменяя на противоположное. Так действует механизм реактивного образования.

Фрейд обращал внимание на то, что реактивное образование приходит на смену неприемлемого влечения или агрессивного чувства, которые были вытеснены. Так брат ревностно относящийся к чрезмерному, по его мнению, вниманию со стороны родителей к младшей сестре может напротив проявлять к ней мужской интерес.

Иногда, по мнению Фрейда, реактивное образование демонстрирует преувеличение нормальных черт характера. Реактивное образование очень избирательный механизм и проявляется лишь в отношении того человека, к которому возникают неприемлемые на взгляд субъекта мысли и чувства, способные разрушить любимый объект.