Занятия по чтению художественной литературы в детском саду. Проект PROЧтение

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Выпускная квалификационная работа

Методическое обеспечение проекта «Юбилей писателя», направленного на приобщение старших дошкольников

к детской литературе

44.02.01 Дошкольное образование

Исполнитель:
Олимова В.Р.,

Студентка 4 до группы

Руководитель:

Селиверстова Е. А.
преподаватель

Камышлов, 2017

Пояснительная записка………………………………………………….3

Теоретико-методологическое обоснование проекта «Юбилей писателя», направленного на приобщения старших дошкольников к художественной литературе…………3

Обоснование структуры и содержания проекта, направленного на приобщения старших дошкольников к художественной литературе………………………………

Анализ ресурсов и условий реализации проекта, направленного на приобщения старших дошкольников к художественной литературе…………..

Педагогические условия реализации проекта, направленного на приобщения старших дошкольников к художественной литературе………….

Оценка результативности реализации проекта, направленного на приобщения старших дошкольников к художественной литературе………….

Методическое обеспечение проекта «Юбилей писателя»…………….

Список литературы…………………………..

Приложение

Пояснительная записка

Теоретико-методологическое обоснование проекта «Юбилей писателя», направленного на приобщения старших дошкольников к художественной литературе

На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы.

В условиях модернизации образования российские дошкольные образовательные учреждения перестраивают свою работу в соответствии с новыми регламентирующими документами в области образования:

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2015) ,

- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 .

В общих положениях ФГОС дошкольного образования, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, изложены его основные принципы:

Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности .

В программе «От рождения до школы» Особое место занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством. Так как, художественная литература способствует развитию эстетических и нравственных чувств, речи, интеллекта, закладывает позитивное отношение к миру. В структуре программы художественная литература является средством всестороннего развития ребенка и занимает место между нравственным, трудовым и художественно-эстетическим воспитанием.

В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении. Таким образом, вопрос о приобщении ребенка к книге - один из самых открытых сегодня. Согласно содержанию ФГОС дошкольного образования, современное образование ставит перед педагогами задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. На сегодняшний день в современных условиях и в системе дошкольного образования становится важным искать эффективные методы приобщения детей к детской литературе, а далее и в формировании интереса к художественной литературе.

Проблема в том, что «у взрослых, находящихся рядом с малышом, – отмечает З.А. Гриценко, – почти отсутствует потребность в чтении, в общении с искусством, в собственном творческом выражении». Как следствие у современного ребенка зачастую нет примера, которому он мог бы следовать, нет необходимой для естественного развития тяги к книге и чтению и художественному слову среды. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо планировать и вести специальную работу, направленную на формирование интереса к книге и чтению у детей начиная с младшего дошкольного возраста.

Неудовлетворенная потребность в чтении ведет к разочарованию, а со временем и к угасанию пробуждающегося интереса к книге и чтению. Не найдя помощи и поддержки со стороны взрослых, ребенок быстро находит книге и чтению замену, переключая свое внимание на объекты и виды деятельности, не требующие чьего-либо посредничества, потому что взрослые не находят время на чтение книг и общение с ребенком.

Таким образом, проблемами формирования интереса к книге и чтению у детей дошкольного возраста являются:

    непонимание взрослыми роли литературы в детской жизни;

    незнание истории её развития и современного состояния;

    ограничение круга детского чтения десятком имён авторов и названий художественных произведений;

    слабое представление о функциях литературы;

    отсутствие грамотной политики и методики приобщения детей дошкольного возраста к литературе (книге) и процессу чтения.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребёнка. Вопрос приобщения дошкольников к художественной литературе занимает важное место в современной и отечественной педагогике. Проблема воспитания детей дошкольников средствами художественной литературы рассматривались в целом ряде исследований Р. И. Жуковской, О. И. Никифоровой. О необходимости широкого использования произведений художественной литературы для развития и воспитания художественного вкуса ребенка писала в своих работах Е. И. Тихеева. Огромную роль в решении проблем литературного образования детей сыграли фундаментальные педагогические исследования Д. Б. Эльконина, А. Н. Гвоздева, А. В. Захарова, посвященные роли художественной литературы в словесной деятельности детей, влиянию восприятия литературных произведений на творческую деятельность. Над проблемой восприятия художественного произведения работали и продолжают работать многие исследователи такие, как И. А. Зимняя, Н. Н. Светловская, М. И. Окорокова, Н. Г. Морозова. В дошкольном возрасте восприятие превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. В конце XXI века многочисленные проблемы модернизации общества сказались на возможностях доступа к культуре и образованию, что отразилось как на чтении взрослых, так и на детском чтении. Именно поэтому приобщение дошкольников к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. Анализ изученной научно-методической литературы по вопросам приобщения детей к художественной литературе и требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования в виде целевых ориентиров дошкольного образования выявляет существующее противоречие:

Между естественной потребностью детей дошкольного возраста к поисковой деятельности, обусловленной биологически, высоким потенциалом проектной деятельности обучающихся и недостаточным использованием этого потенциала в практике работы дошкольных образовательных учреждений в части формирования интереса дошкольников к художественной литературе;

Разработанностью метода проекта в теории и недостаточностью применения данных теоретических разработок на практике;

Требованием ФГОС дошкольного образования (От рождения до школы) по образовательной области художественно эстетическое развитие в сфере реализации проектной технологии и отсутствие методического обеспечения для их реализации.

Актуальностьпроблемы литературного образованиядетей дошкольного возраста на современном этапе обусловлена тем, что все чаще знакомство детей с художественной литературой происходит через интернет и телевизор.

Интерес к чтению в обществе в последние десятилетия неуклонно снижается. Называют разные причины этого явления: влияние аудиовизуальных средств массовой информации телевидения, компьютера; изменение жизненных ценностей; изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми и т.п.

Поэтому актуальность выбора темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что становится важным и насущным формировать интерес к художественной литературе, посредством метода проекта как способа приобщения старших дошкольников к детской литературе.

Соответственно, можно определить проблему, которая заключается в поиске технологий, способствующей формированию интереса у детей старшего дошкольного возраста к детской литературе.

Ведь именно этот возраст - наиболее благоприятный для развития творчества и фантазии ребенка. Дети воспринимают полюбившихся им героев не как литературные образы, а как живых людей. Детская литература дает юным читателям радость приобщения к прекрасному, помогает ощутить красоту окружающего мира. Приобщить юного читателя с ранних лет к духовным сокровищам человечества - значит, обогатить его эмоционально и нравственно, научить средствами искусства понимать людей и жизнь. Материалы исследований, периодическая печать, наблюдения педагогов и библиотекарей говорят об отсутствии должного интереса у юных читателей к литературе, о низком качестве ее восприятия. И эту ситуацию нужно исправлять. Очевидно, что в решении проблем литературного образования детей дошкольного возраста, существенную роль играет деятельность дошкольных учреждений по приобщению детей к литературе, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается в дошкольном детстве, совместными усилиями педагогов и родителей. Исходя, из выше перечисленного нами был разработан дипломный проект, направленный на приобщение старших дошкольников к художественной литературе.

На основании проблемы сформулирована тема дипломного проекта: «Методическое обеспечение проекта «Юбилей писателя», направленного на приобщение старших дошкольников к детской литературе»

Для раскрытия темы дипломного проекта необходимо достижение следующей цели: разработать, теоретически и обосновать и пробировать методическое обеспечение проекта, направленного на приобщение старших дошкольников к детской литературе.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

Разработать и обосновать методическое обеспечение проекта «Юбилей писателя» направленного на приобщение старших дошкольников к детской литературе;

Рассмотреть организацию проектной деятельности и обосновать структуру и содержание проекта по приобщению старших дошкольников к детской литературе;

Разработать мероприятия проекта, направленных на приобщение старших дошкольников к детской литературе;

Пробировать и доказать действенность разработанного методического обеспечения проекта «Юбилей писателя» направленного на приобщение старших дошкольников к детской литературе.

Объект выпускной квалификационной работы: процесс приобщения старших дошкольников к детской литературе

Форма проектирования: методическое обеспечение проект «Юбилей писателя», направленный на формирование интереса детей старшего дошкольного возраста к детской литературе.

Методы исследования: анализ (научной, методической и нормативной литературы, применяющегося для обоснования актуальности проблемы, описания понятийного поля проблемы); синтез и сравнение; обобщение и конкретизация, проектирование методического обеспечения проекта «Юбилей писателя».

Практическая значимость: разработанное методическое сопровождение проекта «Юбилей писателя» может быть использовано воспитателями, а также студентами при прохождении педагогической практики для эффективного и качественного формирования интереса к художественной литературе, посредством реализации метода проектов.

Все знают, что детская литература – явление универсальное. В ней можно найти ответы на все вопросы, связанные с детством, ребёнком, семьёй. Но искать их и пользоваться ими надо грамотно.

Мы можем сколько угодно выдвигать требований к детской книге и руководствоваться ими, но мы не будем иметь компетентного читателя до тех пор, пока не научимся изучать его с раннего детства, уважая его суждения, его представления о мире.

Читательский опыт многих поколений свидетельствует: интерес к книге рождается еще в детстве. И чем раньше он проявляется, тем оригинальнее, глубже в ребёнке формируется читатель, творческая личность, человек с высоким интеллектуальным потенциалом.

В настоящее время ребенок-читатель у каждого свой. Издатели свидетельствуют: ребёнок читает и любит то, что любят и помнят из собственного детства его родители, поэтому, выгодно издавать книги детства родителей. Слушая, читая их, современный ребенок лет на тридцать отстаёт в познании мира. А все мы знаем: отношение к литературе у детей меняется потому, что меняется у взрослых.

Будучи зависимым от взрослого человека, ребенок также не знает о существовании многоцветной, настоящей детской литературы.

Ребёнку надо не только прочитать, но и убедить его, увлечь идеей настолько, чтобы он прислушался, стал думать над ней. Его в первую очередь необходимо научить думать, получать удовольствие от умственной работы: это имеет огромное значение для его личностного развития.

Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать естественным образом формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам: листают, рассматривают.

Интерес к книге помогут сформировать разнообразные книжки-игрушки и книжки-картинки, которые должны появиться рядом с ребенком уже в первые месяцы его жизни. Однако красивые книги сами по себе задачу воспитания читателя не решают. Чтобы ребенок стал читателем, ему необходим посредник в общении с книгой, который подберет нужную, прочтет текст, поможет его понять, поделится возникшими в процессе общения с книгой мыслями, откроет ребенку притягательный мир художественного слова. Не всем детям, к сожалению, родители прививают интерес к книге, чтению, уделяют этому достаточное внимание. Их с успехом заменяют компьютер и телевизор. Наша задача – приобщить ребёнка к книжной культуре, помочь родителям стать педагогически компетентными в этом вопросе, понять важность этой задачи для формирования полноценной личности ребёнка.

Процесс общения дошкольника с художественной литературой - это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли художественной литературы в формировании личности человека с самых ранних лет жизни в последние годы говорится немало. Художественная литература должна и может оказывать влияние на мыслительную, духовную, эмоциональную сферу личности ребенка. Ученые подчеркивают, что "ранние "инъекции" интереса к художественной литературе совершенно необходимы". Проблема раннего пробуждения и развития интереса к художественной литературе на сегодняшний день весьма актуальна. Очень важна и целенаправленная деятельность организации работы ДОУ в этом направлении.

Слово "интерес" в переводе с латинского означает "важно", "имеет значение". Существуют многочисленные трактовки понятия "интерес". С.А. Ананьин выделил две стороны вопроса - психологическую и педагогическую (интерес как цель и как средство воспитания).

Понимание учеными интереса как психологического феномена также многозначно. Нам представляется правильным понимание интереса как аффективно-когнитивного комплекса (Е.П. Ильин), т.е. интерес - это, прежде всего мотивационное образование, в котором наряду с эмоциональным компонентом (положительным эмоциональным тоном впечатления удовольствия от процесса), присутствует и другой - потребность в знаниях, новизне. Удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а вызывает новые интересы, отвечающие более высокому уровню познавательной деятельности.

Для организации деятельности направленной на пробуждение и развитие интереса к художественной литературе, реализацию ее педагогического потенциала важно выявить психологические закономерности процесса общения ребенка с художественной литературой, т.е. те отношения, которые складываются в триаде читатель (слушатель) -художественная литература- ребенок - педагог. Необходимо знать педагогические закономерности литературного развития ребенка на разных этапах дошкольного возраста, какие психофизиологические особенности возраста способствуют или, наоборот, препятствуют этому развитию.

Сложной и малоисследованной задачей является анализ механизма усвоения и освоения ребенком косвенного опыта почерпнутого из художественной литературы. Для этого необходим тщательный анализ работ психологов, педагогов, искусствоведов, педагогического опыта сотрудников детских библиотек, воспитателей, родителей который позволяет данные знания получить и эффективно использовать в педагогической работе с малышами.

Специфика работы с дошкольниками, особенно старшими, заключается в том (это и представляет наибольшую трудность), чтобы, формируя новые ценные качества,- не погубить уже имеющиеся: творческую активность, нешаблонность восприятия, ассоциативность мышления, искренность, эмоциональность и главное радость и добровольность занятий. Психические особенности познавательной деятельности ребенка таковы, что ведущим компонентом в общении с художественной литературой является эмоциональный. Его угасание ведет к разрушению и двух других компонентов интереса - познавательного и волевого. Это определяет одну из особенностей организации работы с художественной литературой: обеспечение различных эмоциональных реакций на художественной литературу (удивление, радость, удовлетворение и др.) и эмоционально благополучной позиции ребенка в процессе познания.

Создание научно обоснованной системы педагогических условий, действенных методических разработок способствующих приобщению дошкольников к художественной литературе является важной задачей педагогической теории и практики.

Так же мы выявили, что в течение всего периода детства происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса к художественной литературе, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Для детей старшего дошкольного возраста характерны следующие особенности: художественная литература для ребенка представляет собой единство трех составляющих: это определенного вида предмет; иллюстрации; текст; зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; текст, иллюстрации и полиграфическое оформление находятся в восприятии ребенка в единстве; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; цитирование – двух-трехсловные высказывания из любимых произведений; попытки инсценирования с участием взрослых; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

Включение ребёнка старшего дошкольного возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению.

Важное условие успешной педагогической работы – сопровождение чтения игровыми действиями. Дети раннего возраста способны слушать понравившееся им произведение многократно, сохраняя непосредственность эмоционального переживания. Этому способствует эмоциональная включенность в процесс чтения самого воспитателя или родителя, который занимает позицию зрителя или участника событий . Начинать знакомство с новой художественной литературой можно с показа ярких цветных иллюстраций. Уже в раннем возрасте дети учатся прогнозировать будущее чтение, отвечают на вопросы по иллюстрациям: «О ком эта сказка? Кто это? Кто к кому пришел в гости?» и т. п. Наиболее эффективно такое рассматривание книги с небольшой группой детей (не более четырех-пяти человек), когда каждого можно включить в беседу, каждому обеспечить доступ к книге.

В формировании интереса к художественной литературе немаловажное значение имеют и игровые приемы. Например, при чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как:

- «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение;

- «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза.

Главное – показать детям, сколько существует приятных дел, так или иначе связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения и т. д.

Формированию интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Художественная литература наилучшим образом открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка: она развивает мышление и воображение, даёт прекрасные образцы русского литературного языка.

В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, к ее содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживанием душевного волнения: отклика, сочувствия, радости, гнева, удивления. Именно поэтому к процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивно протекающими и от того более эффективными в смысле достигаемых целей .

В методической литературе рассматривается и другое множество форм, методов и приёмов, которые используются в работе с детьми по формированию интереса к художественной литературе:

Традиция ежедневного чтения;

Тематические выставки: книг писателей-художников, творчество отдельных писателей, по отдельным жанрам, произведений, одинаковых по названию, но принадлежащих разным авторам, выставка-иллюстрация (с рисунками читателей), выставка-викторина и т.д.;

Создание "Книжкиной больницы" в группах;

Создание детьми книг-самоделок с детскими рисунками, стихами, загадками, сказками и историями;

Посещение занятий в городской детской библиотеке;

Создание макетов по любимым произведениям;

Вечера загадок, сказок;

Просмотр мультфильмов и видеоматериалов по художественным произведениям;

Литературные викторины и интеллектуальные марафоны, конкурсы

Организованная образовательная деятельность по знакомству с произведениями художественной литературы, образовательные ситуации;

Метод проектов.

Из представленного выше многообразия методов и приемов приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, формирования интереса к литературным произведениям так как, в основе метода проекта лежит игровой характер, поисковый и занимательный, рассмотрим метод проектов подробнее .

Проектная деятельность, как ни какая другая формирует детскую познавательную активность в условиях детского сада и семьи. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, её деятельности, он является и предпосылкой освоения содержания образовательной программы и результатом, и рассматривается как показатель развития дошкольников. Проектная деятельность по формированию интереса детей дошкольного возраста к художественной литературе позволит реализовать все компоненты литературного развития:

Первым компонентом является развитие читательского интереса, которое характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности;

Центральным компонентом литературного развития выступают восприятие и интерпретация художественного произведения, а качество эстетического восприятия текста зависит от богатства литературного опыта ребенка, включающего объем знакомых ему литературных текстов;

Еще одним компонентом литературного развития дошкольника является способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности: изобразительной, игровой, театрализация, общение и сочинительство.

Создание условий для литературного развития в единстве всех составляющих компонентов позволит педагогам организовать интересный, личностно-ориентированный, развивающий процесс литературного образования детей в детском саду.

Ввиду того, что проектная деятельность развивается поэтапно, необходимо вводить элементы исследовательской, поисковой деятельности, начиная с раннего дошкольного возраста. В этом возрасте проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие жизненного опыта, недостаточный уровень развития познавательных и творческих способностей не позволяют ребенку в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и в ее решении, здесь активная роль принадлежит взрослому: педагогу или родителю. Как показывает опыт работы, дети с желанием и интересом выполняют задания, предлагаемые взрослыми. Этот интерес обусловлен тем, что задания удовлетворяют потребности и соответствуют возможностям ребенка, помогают реализовать себя в активной деятельности. Кроме того, ребенка увлекает сам процесс совместной деятельности с взрослым.

Существует определенный алгоритм действий педагога и детей на первом этапе освоения проектирования:

Интригующее начало, определение проблемы, отвечающей потребностям детей, вовлечение родителей в проектную деятельность

Постановка цели проекта, его мотивация;

Привлечение детей к участию в планировании деятельности и реализации намеченного плана;

Совместное достижение педагога, детей и родителей к положительному результату;

Анализ выполнения проекта, переживание результата (рефлексия).

Именно поэтому проектная деятельность детей дошкольного возраста на этапе освоения происходит в форме игры. Для стимулирования познавательной активности дошкольников можно проводить коллективные игры с интересными сюжетами, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа детей. Игры позволяют освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Которая им пригодится в школе.

Игра, которая является основным видом деятельности детей, расширяет их кругозор, стимулирует познавательный интерес. Опыт применения игр показал, что в игровом процессе у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, появляется стремление к знаниям. Игра помогает сделать процесс познания более увлекательным .

Так же, проектная деятельность ориентирована на уникальные отношения «ребенок-взрослый». Следует вести ребенка к соучастию постепенно: от наблюдения за его деятельностью, к эпизодическому участию в ней, затем к партнерству и, наконец, к сотрудничеству. Непременным условием успешной реализации проектов по формированию интереса дошкольников к художественной литературе являются партнерские отношения с родителями воспитанников, их участие в проектной деятельности. Привлечение родителей к сотрудничеству, информирование об успехах детей, объяснение проблем ребенка, согласование пути их решения – ключевые факторы успеха проектной деятельности. Использование такой формы работы с родителями, как беседа с родителями, привлечение к экскурсии и проведению мероприятия, анкетирование будет способствовать формированию интереса к литературе у дошкольников

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.

Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

Метод проектов не только позволяет взрослым «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, но и делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей

Стоит отметить, что метод проектов является уникальным средством развития познавательного интереса и обеспечения познавательной активности. Ведь познавательная активность – это направленность личности ребенка на овладение знаниями в той или иной предметной деятельности. В контексте темы нашей выпускной квалификационной работы – это желание детей читать и воспринимать образцы художественной литературы, заниматься и интересоваться книгами не только в рамках занятий, но и в свободное от занятий время, как в детском саду, так и дома. Читательский интерес является одним из факторов развития познавательной активности, а значит, имеет большое значение в литературном развитии ребенка.

Обоснование структуры и содержания проекта «Юбилей писателя», направленного на приобщения старших дошкольников к художественной литературе

Педагогическое проектирование - обязательный этап деятельности любого педагога, который предполагает предварительную разработку основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов.

Педагогическое проектирование является функцией любого педагога, не менее значимой, чем организаторская, гностическая (поиск содержания, методов и средств взаимодействия с учащимися) или коммуникативная.

Педагогическое проектирование состоит в том, чтобы создавать предположительные результаты предстоящей деятельности и прогнозировать её результат. Главное внимание педагога при этом приковывается к механизму рождение и протекания тех или иных действий, процессов, систем.

Проектирование педагогических систем, процессов или ситуаций - сложная многоступенчатая деятельность. В.С. Безрукова выделяет 3 этапа проектирования: моделирование, проектирование, конструирование.

Первый этап - педагогическое моделирование (создание модели) - разработка целей создания педагогических систем, процессов или ситуаций и основных путей их достижения.

Второй этап - педагогическое проектирование (создание проекта) - дальнейшая разработка созданной модели и доведение её до уровня практического использования.

Третий этап - педагогическое конструирование (создание конструкта) - это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками воспитательных мероприятий. Данный этап предполагает пробацию методического обеспечения проекта «Юбилей писателя», направленного на формирование интереса к художественной литературе детей старшего дошкольного возраста. .

По мнению С. Н. Рыжкова термин КУМО (комплексное учебно-методическое обеспечение) используется в двух смыслах: процесса и результата. КУМО как процесс - это планирование, разработка и создание оптимальной системы (комплекса) учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой .

КУМО как результат (чаще в этом случае называют учебно-методическим комплексом - УМК) - это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. В этом смысле КУМО является дидактическим средством управления подготовкой специалистов, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы .

Согласно Т. Г. Аргуновой структурными компонентами КУМО ДОУ являются:

    нормативная документация, включающая: федеральные государственные образовательные стандарты ДОУ; планы; программы;

    учебно-методическое обеспечение, которое включает рабочую программу, материалы для работы (конспекты, методические указания,рекомендации)

    средства обучения, включающие перечень пособий, рекомендованных в соответствии с ФГОС ДО, нормативные, справочные, периодические издания; технические и электронные средства обучения .

Требования, предъявляемые к разработке КУМО ДОУ:

    материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко;

    язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу;

    методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса;

    ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения;

    методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить»;

При проектировке методического обеспечения проекта «Юбилей писателя» мы соблюдали ряд этапов:

    подготовительная работа, которая включает анализ объекта проектирования, выбор формы проектирования, теоретическое обеспечение проектирования, методическое обеспечение проектирования, пространственно-временное обеспечение проектирования, материально-техническое обеспечение проектирования, правовое обеспечение проектирования;

    разработка проекта, то есть выбор системообразующего фактора, установление связей и зависимостей компонентов, написание работы;

    проверка качества проекта, в которую входит мысленное экспериментирование применения проекта, экспертная оценка проекта, корректировка проекта, принятие решения об использовании проекта.

При разработке методического обеспечения проекта «Юбилей писателя», мы руководствовались принципами педагогического проектирования:

а) принцип целостности и системности педагогического процесса;

б) целенаправленности педагогического процесса;

в) гуманистической направленности педагогического процесса;

г) сознательности и активности личности в педагогическом процессе;

д) принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека;

е) принципы природосообразности и гуманизации;

ж) принцип саморазвития проектируемых систем, процессов, ситуаций означает создание их динамичными, гибкими, способными по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

При разработке методического обеспечения проекта «Юбилей писателя» были учтены основные этапы проектирования, предложенные М.В. Шакуровой. Выбранный подход не противоречит подходу к этапам педагогического проектирования В.С. Безруковой, а лишь конкретизирует и дополняет его.

    Подготовительная работа:

    анализ объекта проектирования;

    выбор формы проектирования;

    теоретическое обеспечение проектирования;

    методическое обеспечение проектирования;

    пространственно-временное обеспечение проектирования;

    материально-техническое обеспечение проектирования;

    правовое обеспечение проектирования.

    Разработка проекта:

    выбор системообразующего фактора;

    установление связи и зависимости компонентов.

    Написание проекта.

    Проверка качества проекта (экспертная оценка проекта).

    Корректировка проекта.

    Принятие решения об использовании проекта.

    Оценка результатов, подведение итогов.

При проектировании целесообразной является следующая форма проектирования - методическое обеспечение проекта «Юбилей писателя», направленного на приобщение старших дошкольников к детской литературе

Согласно философской энциклопедии, методическое обеспечение - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом.

Методическое обеспечение включает в себя набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое.

Методическое обеспечение проекта «Юбилей писателя» направленное на приобщение старших дошкольников к детской литературе - это методическое пособие, предназначенное для воспитателей, с целью выстраивания четкого механизма по приобщению старших дошкольников к детской литературе с учетом использования проектной технологии.

По мнению С. И. Кочетова и Р. П. Гусевой, методическое обеспечение проекта заключается в наличии множества взаимосвязанных элементов (паспорт проекта, задания предполагаемые реализацию проекта, карта оценки и.т.д.), единой цели для всех элементов, наличии связей между ними, целостности, определенной структуре и иерархичности, относительной самостоятельности элементов .

Разрабатываемое методическое обеспечение проекта «Юбилей писателя» состоит из следующих частей:

    титульный лист;

    аннотация;

    паспорт проекта «Юбилей писателя»;

    этапы работы над проектом «Юбилей писателя»;

    конспекты мероприятий, сопровождающие подготовку и реализацию проекта «Юбилей писателя»;

    лист оценки проекта «Юбилей писателя»;

    список литературы.

Охарактеризуем данные части.

    На титульном листе указывается название учебно-методического обеспечения проекта, год издания, место.

    Аннотация содержит краткое описание предназначения данного учебно-методического обеспечения, указывается адресат, составитель, рецензент, место издания.

    Паспорт проекта содержит краткое описание (аннотацию) проекта и отражает основные цели, задачи, суть проекта, форму продукта проектной деятельности, материально-техническое обеспечение.

    Этапы работы над проектом содержат запланированные мероприятия по реализации проекта на каждом этапе.

    Конспекты мероприятий сопровождающие подготовку и реализацию проекта содержат разработанные занятия, разнообразные мероприятия, которые разделены на НОД и НОД в режимных моментах, а так же, конспект итогового занятия, который предполагает представление разработанного проекта «Юбилей писателя».

    Лист оценки проекта содержит ФИО эксперта, дату, шкалу оценивания, ФИ детей, а также критерии и показатели оценки процесса проектной деятельности детей.

    Список литературы содержит источники, с помощью которых составлялся данный сборник, указывается номер, автор, название книг, место и год издания.

Таким образом, грамотно разработанное и обоснованное КУМО по проекту «Юбилей писателя» с учетом предъявляемых требований к структуре и содержанию, может стать эффективным средством приобщения детей старшего дошкольного возраста к детской литературе и при четко обозначенных ресурсах и условиях необходимых для эффективной реализации проекта.

Анализ ресурсов и условий реализации проекта «Юбилей писателя», направленного на приобщения старших дошкольников к художественной литературе

Педагогические условия реализации проекта «Юбилей писателя», направленного на приобщения старших дошкольников к художественной литературе

Оценка результативности реализации проекта «Юбилей писателя», направленного на приобщения старших дошкольников к художественной литературе

Проект «Приобщение детей и родителей к чтению»

Вид проекта: исследовательско-творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: дети дошкольных групп, воспитатели, родители воспитанников.

Охватываемые образовательные области: коммуникация, познание, чтение художественной литературы, социализация, труд, художественное творчество, музыка, физическая культура, здоровье, безопасность.

Актуальность проекта: Известно, что читательский опыт начинает закладываться с самого раннего детства.

Прививая любовь к книге, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Необходимо с раннего детства приучить ребенка, прежде всего, находить интересное в тексте, а не в различных дополнениях к нему (игры, викторины, конкурсы, которые подменяют искусство слова и зачастую обесценивают его.

Очень важное значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения родителей и ребёнка, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Семейное чтение - очень важная часть в системе семейного воспитания. Семейное чтение - это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Через семейное чтение родители помогают привить интерес к чтению у детей.

В проекте систематизирована деятельность работы детского сада с библиотекой по формированию культуры чтения ребенка и его семьи.

Цель проекта: развивать устойчивый интерес к художественной литературе, помочь родителям осознать ценность детского чтения как эффективного средства образования и воспитания дошкольников, интеллектуального ресурса их развития личности, как залог их жизненного успеха; активизировать работу родителей по пропаганде и развитию детского чтения в семье, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития.

Задачи проекта:

Приобщать детей и родителей к книжной культуре, воспитывать грамотного читателя;

Развивать у детей умение слушать;

Умение познавать;

Умение сравнивать, сопоставлять

Умение мыслить словами;

Связную речь;

Мышление;

Внимание;

Воображение;

Повысить культуру речи педагогов, родителей, детей;

Способствовать поддержанию традиций семейного чтения;

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Формы и методы организации проекта:

Анкетирование.

Решение проблемных ситуации.

Педагогические наблюдения.

Консультации для родителей.

Выставки.

Совместная организованная деятельность.

Оформление информации для родителей в приемной.

Творческие мастерские.

Сюрпризные моменты.

Ожидаемый результат

1. Повышение интереса детей и родителей к художественной литературе.

2. Возрождение традиции домашнего чтения.

3. Обобщение и распространение опыта семейного воспитания по приобщению детей к художественной литературе.

4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах воспитания грамотного читателя.

План реализации проекта:

Подготовительный этап

Сбор информации и необходимого материала для реализации проекта;

Вовлечение детей и родителей в процессе решения поставленных задач;

Разработка плана мероприятий;

Основной этап

Реализация проекта в разных видах деятельности с учетом интеграции образовательных областей:

Образовательная область. Совместная деятельность

Физическое развитие. Выполнение движений под стихотворение "Скрюченная песня"

Пальчиковая гимнастика

Подвижные игры "Паутинка", "Путаница" и т. д

Здоровье. Эмоциональное насыщение детей, способствующее укреплению психического здоровья (социо игры). Правила пользования книгой Беседы по сказке "Мойдодыр", "Федорино горе"

Познавательно-речевое развитие. Познание Игры "Угадай, к какой сказке иллюстрация", "Узнай героя сказки по описанию", "Перепутанные книжки" Отгадывание загадок. Видеосюжеты, презентации по мотивам произведений детских писателей; викторина "Дорогами русских народных сказок "

Коммуникация. Рассматривание иллюстраций к сказкам Игра "Расскажи, что видишь на картинке", "Доскажи словечко" Заучивание наизусть отрывков из сказок Чуковского Беседа по сказкам Игра "Испорченный телефон"

Чтение художественной литературы. Чтение стихов, рассказов и сказок детских писателей Драматизация сюжетов знакомых сказок Заучивание стихов

Социально-личностное развитие. Социализация Игры на основе сюжетов сказок, рассказов и стихов Сюжетно-ролевая игра "Ветеринарная лечебница"

Труд. Наведем порядок в книжном уголке, вымоем кукольную посуду. Знакомство с профессией ветеринара.

Безопасность Правила безопасного поведения на примере сказок Чуковского Составление памяток: Как работать с ножницами; Как работать с бросовым материалом и т. д.

Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество Коллаж "Чудо-дерево" Лепка героев любимой сказки (коллективная работа) из пластилина Рисование на тему "Книжка" Творческое рисование "Закаляка" Художественный труд "Бабочка" (природный материал)

Взаимодействие с семьями воспитанников

1. Организация библиотечки;

2. Совместное творчество "Мой любимый сказочный герой";

3. Совместная трудовая деятельность по изготовлению атрибутов к обыгрыванию произведений;

4. Составление памяток для родителей "Как научить ребенка любить и беречь книги? ", "Какие вопросы задавать ребенку во время чтения книг? ".

5. Викторина "Взрослые и я -читающая семья"

6. Консультативно-просветительская работа

7. Организация фотовыставки "Мы знакомимся с творчеством детского писателя".

Заключительный этап

Анализ проектной деятельности.

Презентация проекта в форме театрально-литературного спектакля по любимым сказкам.

Подведение итогов

Перспективный план работы с детьми и родителями

Январь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая книжка» и «Мой любимый герой»

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3. Выступление на педсовете с целью привлечь педагогов сада и воспитанников их групп к проекту.

4. Просмотр с детьми книг в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Февраль

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2. Компьютерная презентация «Музей русских сказок в Москве»

3. Инсценировка сказки «Теремок»

Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и лиса», «Заяц и еж» Братьев Гримм

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Мышь, Лиса, Баба Яга, Еж

Март

1. Родительское собрание «Роль книги в жизни ребенка»

2. Литературная гостиная «Творчество Александра Пушкина»

3. Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. Пушкина

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Заяц, Медведь, рыбак

Апрель

1. Инсценировка сказки «Три поросенка»

2. Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х. -К. Андерсена

3. Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Бабка, Заяц, Поросенок, Дюймовочка

1. Литературная гостиная «Творчество К. Чуковского»

2. КВН с родителями «Мои любимые сказки»

3. Чтение сказок: русская народная «Лисичка-сестричка и волк», «Маша и медведь», сказок К. Чуковского

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Волк, Маша, Федора.

Сентябрь

1. Физкультурный досуг «Путешествие по сказкам»

2. Инсценировка сказки «Колобок»

3. Изготовление «Книжек-малышек со сказками»

4. Чтение сказок: русские народные «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Курочка Ряба», «Кот, петух и лиса», «Колобок»

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Аленушка, Курочка Ряба, Петух, Колобок

Октябрь

1. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

2. Чтение сказок: русские народные «Волк и семеро козлят», «По-щучьему велению», «Кощей бессмертный», «Конек-горбунок» П. Ершова

3. Инсценировка сказки ««Курочка Ряба»

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Волк, Емеля, Кощей, Иван

Ноябрь

1. Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» с участием родителей

2. Чтение сказок: русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко», «Красная шапочка», «Кот в сапогах» Ш. Перро

Утренняя гимнастика и непосредственная образовательная деятельность с героями (по неделям) : Петух, Золушка, Красная шапочка, Кот

Декабрь

1. Награждение победителей конкурса рисунков «Мой любимый сказочный герой»

2. Презентация проекта для родителей

3. Итоговое мероприятие «Путешествие по сказкам»

Ключевые события (дорожная карта) Проекта на 2014-2015 г.г.

1. Организация тематических выставок в уголке книги 1 раз в месяц

2. Проведение консультаций для родителей, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др. в течение года.

3. Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» в течение года.

4. Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви к книге» январь 2016.

5. Консультация «Организация книжного уголка в группе» в течение года.

6. Конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка» в течение года.

7. Акция «Читаем дома вместе с детьми» в течение года Воспитатели

8. Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить чтение» в течение года.

9. Конкурса чтецов стихотворений «Строки, опаленные войной», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (май).

10. Создание на сайте ДОУ web-странички «Воспитываем читателя» (май 2015).

11. Презентация детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки» в течение года.

12. Размещение информации о ходе реализации проекта в сети Интернет (на сайте ДОУ) в течение года.

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА

1.1. Наименование Проекта

«PROчтение»

1.2. Исполнитель

Координатор проекта: Куляхтина Любовь Васильевна

Руководитель проекта: Ракова Елена Евгеньевна

Исполнитель проекта: Зубанова Татьяна Николаевна, Курицина Лариса Викторовна, Копылова Марина Николаевна, Ермолаева Елена Николаевна, Филиппова Елена Александровна

1.3. Адресная направленность (целевая группа Проекта)

дети дошкольного возраста, педагоги МДБОУ и родители воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательноого учреждения детский сад комбинированного вида 139 г. Пензы

1.4. Сроки и этапы реализации Проекта

Раздел 2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

2.1. Актуальность Проекта

В «Национальной программе поддержки и развития чтения» отмечается, что «возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе (на фоне других существующих острых общесистемных проблем) во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения. Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры , когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением» . Тенденция падения интереса к чтению в России - тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.

Проблема чтения осознаётся в современном мире как общенациональная и государственная.

По результатам анкетирования учащихся 5-8 классов школ г. Пензы свыше 50% опрошенных смотрят на книгу как на источник развлечения и удовольствия; энциклопедические книги читают 3,6% опрошенных, а документальную литературу вообще никто не читает.

Этим объясняется необходимость создания в образовательных организациях области читательской среды, т.е. атмосферы, способствующей формированию читательских интересов, потребности в чтении, и вовлечение в процесс чтения семьи.

2.2. Основания для инициации проекта

Повышение уровня читательской компетентности детей, рост читательской активности населения региона

2.3. Цель Проекта

1. Провести мониторинг читательской активности дошкольников в семье.

2. Разработать программы семейного и досугового чтения для родителей воспитанников.

3. Провести мероприятия, направленные на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности.

4. Обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение проекта.

2.4. Задачи Проекта

Для воспитанников и родителей

Создание на сайте МБДОУ Web-странички «Воспитываем читателя»

Проведение консультаций, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др.

Создание литературно-художественного детского журнала (произведения для домашнего чтения)

Издание буклета «Как помочь ребенку полюбить чтение»

Проведение областного семинара-консультации по теме «Эффективные механизмы введения ФГОС ДО: образовательная область «Развитие речи дошкольников» (ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой)

Участие в флеш-мобе «Почитаем перед сном»

Проведение «Часа семейного чтения»

Участие в областном марафоне-эстафете «50 книг, прочитанных вместе с родителями»

Организация встреч в литературной гостиной: «Книга месяца: читаем и обсуждаем - вместе», презентация «Книги моей домашней библиотеки»

Участие в областных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения

Разработка программ семейного и досугового чтения:

Материнский всеобуч « Книга в руках мамы» в рамках социально-культурного проекта по реализации Указа президента РФ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012/2017 г.г.». (создание уголка для мам, встреча матерей, с писателями, издателями детской литературы, привлечение психологов, педагогов, библиотекарей)

Подготовка и проведение мастер-классов «Читать вместе с папой - это классно!»

Развитие деятельности клуба семейного чтения в МБДОУ «Книголюбы»,

Организация литературных викторин для детей дошкольного возраста

Проведение литературных утренников:

«Русские народные сказки», «Веселая книга в детском саду», «Наши любимые стихи» и др.

Проведение Дня книги в дошкольных группах МБДОУ (по региональной программе «Ребёнок и весь мир»)

Участие в областном конкурсе детского рисунка «Моя любимая сказка»

Для педагогов

- Педагогический совет «Воспитание у дошкольников любви к книге»

Консультация «Организация книжного уголка в группе»

Проведение областного семинара-консультации

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«ЦРР -детский сад «Солнышко»п. Чернянка Белгородской облласти.»

Проект

« Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок»

Руководитель проекта: Захарова Е.В.

Вид проекта : исследовательско-творческий, долгосрочный

Участники проекта : дети средней группы «Озорные лучики»,родители, воспитатель, сотрудники районной детской библиотеки.

Актуальность :

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

Исскуство слова помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Знакомство с литературой у каждого ребенка начинается именно со сказок, которые сопровождают все его детство и остаются с ним на всю жизнь.

К сожалению, в настоящее время существует проблема- дети не очень любят слушать и читать художественную литературу, они увлечены компьютерными играми.

Поэтому я решила совместить проблему с увлечением, разработав проект « Приобщения детей к художественной литературе через чтение сказок.»

Цель:

1. Развивать устойчивый интерес к художественной литературе.,как к источнику знаний.

2.Создавать условия для активного внедрения литературного опыта в творческую деятельность детей.

3.Способствовать формированию устойчивого интереса к книге через создание единой системы работы между МАДОУ” Солнышко”, детской районной библиотекой и родителями .

Задачи реализации проекта:

Работа с детьми: 1.Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения.

2. воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

обогащать и расширять словарный запас детей.

3.Поощрять творческие проявления в ролевых играх по сюжетам произведений, в инсценировках.

4. формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

5.развивать артистические способности;

6.развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

7.Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге как результату труда многих людей.

8.Обеспечить расширение социальных связей семей с сотрудниками детской библиотеки, развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми в разных ситуациях.

Методическая работа с кадрами:

1. формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах литературного образования детей дошкольного возраста;

2.повышать профессиональный уровень в области методики приобщения дошкольников к художественной литературе;

3.развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности;

4.внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГОС.

Взаимодействие с родителями:

1. познакомить детей с историей создания книги, видами книг, способами поиска необходимой информации,

2.участвовать в создании рукописных книг, подготовке выставки рукописной книги в группе, разработке проектов книжных уголков;

3.оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздника открытия уголка книги, экскурсий в библиотеку.

4..Способствовать зарождению традиции семейного чтения.

Основные формы реализации проекта:

с детьми: беседы, целевые прогулки, экскурсии, чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные, игры-драматизации, досуг и развлечения, выставки, оформление альбомов, презентации;

с педагогами: консультации, семинары, педагогические чтения, рекомендации;

с родителями: анкетирование, консультации, устный журнал, родительское собрание, участие в выставках, экскурсиях;

с социумом: т ематические экскурсии, выставки, детские интерактивные программы.

Предметно-пространственная среда :экран, проектор, фонотека сказок,детская художественная литература, книжный уголок, дидактические и развивающие пособия, различные виды кукольных театров, зал районной детской библиотеки.

Этапы реализации проекта

  • 1.Подготовительный этап
  • Постановка цели,определение актуальности и значимости проекта
  • Заключение договора с районной библиотекой
  • Р азработка плана взаимодействия ЦРР д/с «Солнышко» с сотрудниками детской библиотеки
  • Организация развивающей среды в группе .
  • Составление перспективного плана работы по проекту.

Перспективный план работы

Сентябрь

1. Опрос детей по темам «Моя любимая сказка» и «Мой любимый сказочный герой»

2. Анкетирование родителей «Чтение художественной литературы дома»

3 Просмотр с детьми книг со сказками в группе. Беседа на тему «Бережное хранение книг». Проведение игры «Книжкина больница».

Октябрь

1. Знакомство с историей создания сказок «Тетушкой рассказчицей»

2.Чтение сказок: русские народные «Теремок», «Волк и семеро козлят»

3.Заключение договора с районной библиотекой.

Ноябрь

1. Консультация для родителей «Роль сказок в жизни ребенка»

2. Инсценировка сказки « Волк и семеро козлят»

3.Чтение сказок: русская народная «Заяц хвастун», украинская народная «Рукавичка», немецкой сказки « Три поросенка», «Заяц и еж» Братьев Гримм, «Маленькая Баба Яга» О. Пройслера

4. Оформление книжного уголка в группе.

Декабрь

1.Разработка и утверждение плана взаимодействия Чернянской районной библиотеки с МАДОУ ЦРР Д/С «Солнышко».

2.Мастер -класс для педагогов доу на тему « Развитие речи и приобщение детей к художественной литературе посредством сказки».

3.Чтение сказок: русские народные «Репка», «Заюшкина избушка», английская сказка «Три поросенка», «Дюймовочка» Х.-К. Андерсена

Январь

1. «Рождественнские посиделки»-развлечение (совместно с работниками библиотеки)

2. Знакомство с творчеством К.И. Чуковского(подбор литературы, иллюстраций)

3.Дидактические игры по сказкам.

Февраль

1.Консультация для воспитателей.

2. Досуг «Путешествие по сказкам»

3. Изготовление родителями «Книжек-малышек со сказкам»

Март

1. Литературная гостиная «Творчество С.Михалкова»

2. Проведение конкурса и оформление выставки совместного рисунка детей и родителей «Мой любимый сказочный герой»

3.Создание « Книжкиной больницы»

Апрель

1. Литературная гостиная « Познакомимся со сказкой А.С. Пушкина»

2. Викторина « Мои любимые сказки»

3.Создание книжек -самоделок.

Май

1. Участие в конкурсе драматизаций сказок.

3. Отчет-презентация по проекту «Путешествие по сказкам»

2. Основной этап

1.Чтение разных сказок.

2.Рисование детьми героев сказок.

3.Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героях.

4.Р ассматривание картин, беседы по их содержанию.

5.Экскурсия в детскую библиотеку

6..Загадки о сказках, героях сказок.

7. Пересказ прочитанных сказок.

8.Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам.

9. Организация выставок произведений детских писателей совместно с работниками районной библиотеки.

10..Выполнение самостоятельных и совместно с родителями творческих работ.

11.Инсценирование сказок.

12. Анкетирование родителей

13.Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

14.Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам).

15.Чтение сказок с детьми.

16. Оформление папок-передвижек по теме проекта.Примерные направления: «Что мы сегодня читали», «Учите вместе с нами»

17.Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

18.Изготовление книжек-малышек.

19.Консультации:памятка «Воспитывайте будущего читателя»;

Взаимодействие с педагогами ЦРР « Солнышко», с сотрудниками районной детской библиотекой.

1.Педагогический совет «Развитие речи детей »- мастер -класс « Приобщение детейк художественной литературе через чтение сказок»

  1. Консультация для воспитателей на педчас «Оформление книжного уголка в группе»
  2. Презентация проекта «Приобщение детей к художественной литературе через чтение сказок» в рамках педсовета.

4. План работы с сотрудниками детской библиотеки.

3. Заключительный этап:

  1. Анализ результатов проекта, обобщение.
  2. Выставка творческих работ родителей и детей: книжек-малышек, рисунков по сказкам.

3. Драматизация сказки.

4.Презентация проекта в рамках педсовета.

Предполагаемые результаты:

  1. 1.Оснащение развивающей среды в группе: .подбор фонотеки сказок, оформление уголка книг и библиотеки; выставка творческих рисунков по сказкам.

2.Формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний.

3.Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Популяризация семейного чтения.

5.Развитие интереса к литературе, творчеству русских писателей.

6.Формирование умения выразительно читать наизусть и инсценировать произведение или отрывок из него.

7.Развитие коммуникативных способностей детей,умения договариваться, помогать друг другу.

8. Формирование системы работы по ознакомлению детей с художественной литературой.


Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Образовательная область : « Чтение художественной литературы».

Тема проекта: «Знакомство с творчеством С.Я. Маршака детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта

Современные родители уделяют мало внимания творчеству детских советских поэтов и писателей, т. к. считают их произведения устаревшими и не интересными для детей XXIвека. Данным проектом хотелось бы доказать актуальность и современность стихов С. Я. Маршака, их музыкальность, ритм и необыкновенный юмор.

Цель проекта: Познакомить детей старшей группы ДОУ с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

Задачи проекта:

  1. Познакомить детей с детскими годами С. Я. Маршака.
  2. Познакомить детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», «Кошкин дом», загадки.
  3. Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Детки в клетке» и «Круглый год».
  4. Подготовить и провести сюжетно-ролевую игру «Вокзал» по мотивам стихотворения «Багаж» с элементами конструирования, а также мотивировать детей выполнить аппликацию «Вагон», а потом составить большой поезд.
  5. Провести беседу по правилам поведения на улице по мотивам стихотворения «Мяч» на прогулке.
  6. Подготовить и провести физкультурный досуг по мотивам стихотворения «Сказки об умном мышонке».
  7. Провести НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием стихотворения «Веселый счет».
  8. Беседа о пользе сна и соблюдения режима по стихотворению «Ванька-встанька».
  9. Формировать представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год».
  10. Учить рисовать радугу, соблюдая цветовую гамму после прочтения стихотворения «Радуга-дуга».
  11. Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака.
  12. Изготовить атрибуты и декорации для инсценировки.
  13. Подготовить инсценировку стихотворения «Вот какой рассеянный».

Участники проекта: дети старшей группы ДОУ, родители воспитанников, воспитатель Берестнева И.Н.

Тип проекта: Творческий. /по методу/ Метод развития творческого познавательного мышления /по количеству участников / Групповой /по продолжительности/ Краткосрочный.

Приложение 1. Проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЫШОК» Р.П. МОКШАН

Проект « PRO чтение»


Подразделения, организации, вовлеченные в проект

  • Министерство образования Пензенской области
  • ГАОУ ДПО ИРР ПО (координатор проекта)
  • ФГБОУ ВПО ПГУ
  • Областная библиотека им. М.Ю. Лермонтова
  • Областная библиотека для детей и юношества
  • Образовательные организации и библиотеки Пензенской области







Координатор проекта, исполнители

Координатор проекта:

Пискунова Ольга Александровна

Исполнители:

Чупшева Наталья Анатольевна Лядова Юлия Алексеевна Пискунова Ольга Александровна Зубрилина Надежда Николаевна Дмитриева Любовь Владимировна Тыкушина Вера Яковлевна Фаст Светлана Александровна Атянина Надежда Михайловна Головина Надежда Викторовна Трушникова Ольга Павловна Акимова Ирина Викторов на


Сроки и этапы реализации проекта


  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
  • Стратегия национальной государственной политики РФ на период до 2025 г. ;
  • Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года литературы» от 13.06.2014 № 426;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты начального, основного и среднего (полного) общего образования;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013, № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Основания для инициации проекта

  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы;
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • О проведении в 2014 году в России Года культуры;
  • О проведении в 2015 году в России Года литературы;
  • Национальная программа поддержки и развития чтения в России на 2007-2020 гг., утвержденная Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом 24.11.2006 г.

Актуальность

Современная ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Тенденция падения интереса к чтению в России – тревожное явление для страны, в которой чтение всегда было занятием исключительно значимым.

Проблема чтения

осознается в

современном мире

общенациональная

и государственная.


Цель Повышение уровня читательской компетентности детей, рост читательской активности населения региона


Задачи

  • Провести мониторинг читательской компетентности и читательской активности детей и родителей.

2. Разработать программы семейного и досугового чтения.

3. Провести мероприятия, направленные на пропаганду чтения, поддержку и развитие читательской компетентности.

  • 4. Обеспечить информационное и научно-методическое сопровождение проекта.

Мероприятия для воспитанников ДОО:

  • Организация литературных викторин для детей дошкольного возраста
  • Проведение литературных утренников: «Русские народные сказки», «Веселая книга в детском саду», «Наши любимые стихи» и др.
  • Организация деятельности клуба «Книголюбы» (для детей старшего дошкольного возраста, родителей и педагогов)
  • Организация Дня книги в дошкольных группах детского сада (по региональной программе «Ребёнок и весь мир»)
  • Организация тематических выставок в уголке книги
  • Областной конкурс детского рисунка «Моя любимая сказка»

Мероприятия для родителей воспитанников ДОО:

  • Акция «Читаем дома вместе с детьми»
  • Организация деятельности Литературной гостиной
  • Проведение консультаций, практикумов по организации детского чтения дома: «Как выбрать книгу для ребенка-дошкольника», «Малышкина книжка» и др.
  • Создание литературно-художественного

детского журнала

  • Презентация детских книг для

родителей «Книги моей домашней

библиотеки»

  • Издание буклета «Как

помочь ребенку полюбить


. Мероприятия и акции, направленные на поддержку и развитие чтения:

  • Педагогический совет «Как воспитать у ребенка любовь к чтению?»
  • Марафон родительских собраний «Читающие родители – читающий ребенок»
  • Флеш-моб «Почитаем перед сном»
  • «Час семейного чтения»
  • Развивающие часы чтения «Сказка по четвергам»
  • Марафон-эстафета «50 книг, прочитанных вместе с родителями»
  • 2. Конкурсы :
  • Конкурс проектов «Читающий детский сад» «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья) «Моя любимая сказка» (конкурс детского рисунка для дошкольников)
  • Конкурс проектов «Читающий детский сад»
  • «СемьЯ и книга» (Самая читающая семья)
  • «Моя любимая сказка» (конкурс детского рисунка для дошкольников)

  • МБУК (Межпоселенческая центральная районная библиотека Мокшанского района) :
  • - Провести цикл вечеров семейного чтения «Золотая книжная полка»
  • - Организовать и провести форумы и фестивали:
  • «Добрый мир любимых книг» – фестиваль детской книги «Вечная мудрость сказок» – Неделя национальной литературы народов Поволжья
  • «Добрый мир любимых книг» – фестиваль детской книги
  • «Вечная мудрость сказок» – Неделя национальной литературы народов Поволжья
  • - Организация круглых столов и диспутов о роли книги в жизни человека, семьи, социума
  • - Разработать методические рекомендации по проведению акций:
  • Буккроссинг «Прочитай – оставь другому!»
  • -Создание буклетов по актуальным проблемам организации семейного чтения

  • Образовательной организации :
  • Организовать презентацию детских книг для родителей «Книги моей домашней библиотеки»
  • Участвовать в областных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие чтения
  • Создать программы семейного и досугового чтения:
  • Часы родительской грамотности («Как и что читать детям!», «Создание духовного климата семьи, способствующего формированию ребёнка-читателя», «Читающие родители – читающий ребёнок» и пр.)
  • Материнский всеобуч « Книга в руках мамы » (создание уголка для мам, встреча матерей, с писателями, издателями детской литературы, привлечение психологов, педагогов, библиотекарей)
  • Подготовить и провести мастер-классы «Читать вместе с папой – это классно!»
  • Организовать и развивать деятельность клуба семейного чтения «Книголюбы»

Результаты проекта

Показателями эффективности проекта являются :

  • позитивная динамика численности обучающихся, проявляющих интерес к чтению;
  • привлечение к семейному чтению не менее 30% семей обучающихся к концу 2015 года; не менее 50% семей – к концу 2017 года;
  • увеличение числа участников конкурсов, акций, мероприятий, направленных на повышение уровня читательской компетентности не менее чем на 10% ежегодно;
  • разработка программ семейного

и досугового чтения не менее 70%

образовательных организаций к

концу 2015 года; 100% – к концу