Занятие по рисованию портрет мамы. Рисование в старшей группе «Портрет мамы

  • E-mail
  • Подробности Опубликовано: 20.11.2014 21:34 Просмотров: 2848

    Воспитатель Элиян Г.В.

    Задачи: учить детей передавать в рисунке настроение человека. Закреплять умение неторопливо рисовать тонкой кистью мелкие детали портрета – брови, губы, передавать приблизительное сходство с портретом. Развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза. Воспитывать у детей доброе отношение, нежные чувства к самому близкому и дорогому человеку – своей маме, желание сделать ей приятное.

    Предварительная работа : чтение стихов о маме, нарисовать набросок портрета, рассмотреть фотографии мамы, вспомнить правила написания портретов.

    Оборудование: Фотографии мам, сердечко из картона, картинки для составления алгоритма подготовки к празднику, картинки для игры «Найди ошибку», карточки с изображением лица, материалы для рисования (акварель, кисти двух размеров, салфетки, баночки с водой), «лесенка успеха».

    Ход занятия:

    В конце ноября, вся страна будет отмечать праздник «День матери». В этот день мы будем поздравлять наших мам, будем дарить им подарки и говорить им самые теплые слова. Давайте подумаем, чем же мы можем порадовать и удивить наших мам. Помогут нам в этом картинки. (Выстраиваем алгоритм действий по подготовке к празднику; по картинкам выводим проблему: нужна игра с мамами). Я знаю одну очень интересную игру, могу предложить. Мамы должны угадать себя на портрете. Но для этой игры нужны портреты мам. Что же нам делать?

    Дети: Мы начали рисовать портреты мам, сделали набросок, а сегодня можем дорисовать красками.

    В: Для того, чтобы портрет получился, чтобы вам было легче передать образ своей мамы, давайте обратимся к фотографиям наших мам и расскажем, какие они (встаём перед фотовыставкой). Какие слова можно сказать маме? Возьмите, пожалуйста, это сердечко, пусть каждый скажет ласковое слово о своей маме руку. (Дети передают сердечко и называют ласково свою маму: «Моя мама…»).

    Молодцы, очень много хороших слов вы сможете сказать своей маме. Каждой маме было бы очень приятно их услышать. Я думаю, что эти слова вы скажете своим мамам, поздравляя их с праздником.

    В: - Посмотрите внимательно, дети, на лица ваших мам. Я не ошибусь, если скажу, что это самые прекрасные женщины на свете. Правда? И каждая из них достойна того, чтобы нарисовали её портрет. А что такое портрет? (Ответы детей)

    В: - Вы помните. Что художник портретист должен быть очень внимательным. Давайте поиграем в игру « Найди ошибку» (задания по подгруппам)

    В: - Сегодня мы закончим рисовать портрет мамы. Я надеюсь, что вы будете очень внимательными и не упустите ни одной детали.

    Дети, сможете ли вы нарисовать так свою маму, чтобы она узнала себя на портрете (Ответы детей). А смогли бы вы передать настроение мамы в своём рисунке? (Ответы детей). Показ приемов рисования грустного, спокойного и весёлого лица.

    Подготовка руки:

    Физминутка. «Маму я свою люблю». Стихотворение рассказывают руками.

    Маму я свою люблю,

    Я всегда ей помогу:

    Я стираю, полощу,

    Воду с ручек отряхну,

    Пол я чисто подмету,

    И дрова ей наколю.

    Маме нужно отдыхать,

    Маме хочется поспать,

    Я на цыпочках хожу,

    И ни разу, и ни разу

    Ни словечка не скажу.

    Что ж пора приступать к работе. Для чего мы решили нарисовать портрет? (Ответы детей). Думаю, что вы ничего не забудете, как тот художник, и нарисуете все части лица. Чтобы портрет понравился маме, нужно рисовать аккуратно. Подумайте о том, как вы любите свою маму и передайте это в рисунке. Не забудьте передать и настроение вашей мамы.

    Дети садятся за столы, воспитатель предлагает закрыть глаза представить свою маму, вспомнить какие у неё волосы, глаза брови, губы, как она улыбается или грустит. Напоминает об осанке. Один из детей напоминает, как подготовить акварель для работы.

    Самостоятельная работа детей.

    Дифференциация по сложности задания:

    кому-то предложить рисовать по памяти, другим рисовать с опорой на фото, третьим предложить в помощь образцы, карточки на которых изображено, как рисовать части лица (предложить взять, тем, кто не уверен, что сможет нарисовать сам).

    Во время рассматривания работ спросить ребёнка о том, какую маму он хотел изобразить на портрете (добрая, красивая, заботливая, обаятельная, нежная, любимая, дорогая, милая, улыбчивая, … получилось ли у него).


    Рисовать портрет непросто:

    Сначала делали наброски.

    Потом краски мы смешали

    И лицо нарисовали.

    Вот глаза и нос, и губы.

    Над глазами брови-дуги.

    Не забыли -

    передали настроения секрет.

    Вот и готов милой мамы портрет.

    И мама, глядя на рисунок

    Улыбнется вам в ответ:

    Вот спасибо! Мне приятно

    Я узнала свой портрет.


    В: - Как вы думаете, во время игры узнают ли мамы себя на портретах? Почему? Как вы считаете, вы справились с заданием? Почему?

    Рефлексия. Лесенка успеха. Критерии: Верхняя ступенька – работа выполнена аккуратно, передано настроение, портрет имеет сходство с натурой. Вторая ступенька – есть небольшие ошибки, нет сходства и не передано настроение. Нижняя ступенька – увы работа не удалась.

    Художниками становятся не сразу, этому учатся очень долго. Хорошо, что вы понимаете, что нужно учиться и будет получаться все лучше и лучше. Получив такой мама, будет уверена, что в семье растёт внимательный, добрый, чуткий человек. И мамины глаза засветятся радостью.

    Татьяна Прокофьева

    Интеграция образовательных областей : «Социализация» , «Коммуникация» , «Художественно-эстетическое»

    Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, продуктивная.

    Задачи :

    1. Расширять представления детей о празднике «День матери»

    2. Формировать знания детей о жанре живописи – портрете . Учить рисовать портрет мамы , соблюдая в рисунке форму, пропорции, расположения частей лица; передавать характерные, индивидуальные особенности своей мамы (цвет глаз, волос) .

    3. Воспитывать любовь, заботу, нежное отношение к самому близкому человеку; эстетическое отношение к образу мамы .

    4. Активизировать словарь детей по данной теме.

    Предварительная работа : рассматривание репродукций, рисование портретов в самостоятельной деятельности.

    Материалы : альбомный лист, кисти, акварель.

    1. Вводное слово педагога. Организационный момент.

    По традиции, в конце ноября у нас в стране отмечается День Матери.

    Мама - это самое первое слово, которое произносит малыш. Мама - самый близкий человек, мама постоянно заботится о своем ребенке, оберегает его. Мама всегда пожалеет, поймет и простит, и будет любить своего ребенка, не смотря ни на что. Материнская забота и бескорыстная любовь согревают нас до самой старости .

    В День матери, скажу спасибо

    Всем матерям нашей Земли,

    Чтоб миллиард ваших улыбок,

    Мы видеть каждый день могли!

    Ведь мама подарила жизнь,

    Мы с радостью к ней и с бедой,

    Беречь её всегда стремись,

    Она ответит добротой!

    А сейчас я прочитаю вам рассказ Юрия Яковлева «Мама»

    (чтение рассказа педагогом)

    Дидактическая игра «Ласковое слово» (дети называют ласковые слова, адресованные маме)

    2. Беседа. Введение в тему.

    Ребята, мы сегодня будем рисовать портрет самого любимого для вас человека – мамы .

    Прежде чем начать рисовать , давайте вспомним, что такое портрет ? (ответы детей)

    Какую форму имеет голова человека? (дети : овальную) . Прорисуйте в воздухе овал.

    Где расположены у человека глаза и какой они формы? (глаза расположены ниже лба и тоже имеют овальную форму, где расположен нос, рот?

    (дети называют расположение частей, а воспитатель выполняет линейный рисунок на доске)

    А сейчас, ребята, вспомните мамины глаза, цвет маминых волос, мамину улыбку, любимое украшение мамы и начинайте рисовать .

    3. Практическая часть.

    Педагог напоминает детям о том, с чего необходимо начинать рисование , о соотношениях размеров головы, шеи и плеч.

    4. Итог. Рефлексия.

    Анализ готовых работ. Организация творческого стенда «Моя мама» .





    Мастер-класс по рисованию портрета анфас с использованием опорных рисунков в детском саду.

    Портрет «Моя мама».


    Сафронова Татьяна Аркадьевна, ГБОУ Школа №1248 структурное подразделение №6 (дошкольное отделение), воспитатель, Москва.
    Описание: Мастер-класс предназначен для воспитателей подготовительной группы детского сада. Для рисования портрета в детском саду рекомендую использовать опорные рисунки, показывающие последовательность выполнения работы поэтапно. Предлагаю вашему вниманию десять опорных рисунков, каждый из которых предполагает повторение всех предыдущих и новый этап. Вы можете нарисовать их сами, следуя рекомендациям моего мастер-класса, или распечатать предложенные мною. Портрет «Моя мама» будет хорошим подарком для мам к 8 Марта.
    Цели: Подготовить опорные рисунки для обучения детей рисованию портрета анфас; научить детей рисовать портрет анфас с учетом пропорций, стараясь передать особенности внешнего вида.
    Задачи: Отрабатывать навыки рисования простым карандашом, изменяя нажим на карандаш при рисовании вспомогательных линий, учить пользоваться ластиком; развивать художественное творчество детей, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
    Для работы нам потребуется:


    - альбомный лист (или 1/2 альбомного листа) – 10 шт.
    - простой карандаш
    - ластик
    Предварительная работа:
    Прочитайте детям отрывок из стихотворения Александра Кушнера
    Если видишь, что с картины
    Смотрит кто-нибудь из нас, -
    Или принц в плаще старинном,
    Или в робе верхолаз,
    Летчик или балерина,
    Или Колька, твой сосед, -
    Обязательно картина
    Называется портрет.
    Портрет – это картина, на которой изображен человек. Портрет может быть в профиль - это изображение сбоку или анфас – изображение человека лицом к смотрящему.
    Рассмотрите с детьми репродукции картин.

    Брюллов А.П. Портрет Натальи Гончаровой

    Макаров Иван «Портрет графини М.С.Шереметевой в детстве (в замужестве Гудович)»

    Рачков Н.Е. «Девочка с ягодами»
    На всех этих картинах мы видим портрет анфас, – изображенные лица повернуты к зрителю.
    Мы с вами будем учиться рисовать портрет анфас.
    На доске нарисуйте образец, демонстрируя соответствующий опорный рисунок. Объясните последовательность выполнения работы по каждому этапу.
    Поэтапное выполнение работы
    Опорный рисунок №1
    Нарисуйте контур лица в виде овала.


    Опорный рисунок №2
    Нарисуйте волосы (вспомните, какая прическа у мамы, волосы гладкие или волнистые, кудрявые).


    Опорный рисунок №3
    Сверху вниз проведите линию. Линия делит овал лица пополам по вертикали. Это вспомогательная линия, которая поможет симметрично расположить на лице глаза, рот. Нажимайте на карандаш слегка, линию потом удалим ластиком.


    Опорный рисунок №4
    По горизонтали проведите две линии так, чтобы разделить овал на три равные части. Это вспомогательные линии, показывающие уровень расположения глаз, носа, рта.


    Опорный рисунок №5
    На верхней вспомогательной линии нарисуйте глаза.


    Опорный рисунок №6
    В средней части лица, от верхней до нижней линии, нарисуйте нос.


    Опорный рисунок №7
    Посередине нижней части лица нарисуйте рот.


    Опорный рисунок №8
    Аккуратно удалите ластиком все вспомогательные линии.


    Опорный рисунок №9
    Нарисуйте шею и плечи. Обратите внимание на то, что плечи шире головы.


    Опорный рисунок №10
    Нарисуйте платье мамы.


    Портрет готов!
    Прочитайте детям стихотворение Бориса Прахова:
    Я портрет рисую мамы
    Акварелью на листе.
    И, пускай, портрет без рамы,
    И, пускай, не на холсте.
    Удалось не всё в портрете,
    Но для мамы дорогой
    Я старался. Ведь на свете
    Лучше мамы нет другой!
    Ребята, вы нарисуете портрет своей мамы. Это будет для нее подарок к 8 Марта. Прежде чем приступить к рисованию, представьте свою маму, вспомните, какие у нее глаза, волосы, прическа, улыбка.
    Дети самостоятельно рисуют портрет, используя опорные рисунки, расположенные на доске. Затем раскрашивают портрет красками. Вот что у ребят получилось – молодцы!





    Поздравляем всех мам с Международным женским днем 8 Марта!

    «Портрет мамы». (два занятия) Старшая группа.

    Задачи: Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос); показать правильное расположение органов на лице; закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком. Развивать воображение в дорисовке аксессуаров (шляпа, украшения, одежда).

    Материал: 1 занятие: изображение неправильного изображение глаз, способы рисования носа. У детей: альбомные листы с силуэтом рамки, шаблоны головы и глаз, по 2 палитры с белой краской, гуашь, простые карандаши, мягкие кисти № 4.

    2 занятие: Образцы причёсок, Образцы разновидностей рамок. У детей фотографии мам; альбомн. листы.с заготовкой с 1-го занятия, простые и цветные карандаши, гуашь, мягкие кисти, (палитры.по необходимости)

    Предшествующая работа: Чтение произведения С.Михалкова «Мамы всякие нужны…»

    Занятие по ознакомлению с окружающим «Милая мама»

    Ход занятия:

    Если предыдущее занятие было «Знакомство с рассматриванием портретов», сначала читаю стихотворение:

    Если видишь, что с картины

    Смотрит кто-нибудь на нас,

    Или принц в плаще старинном,

    Или в робе верхолаз,

    Лётчик или балерина,

    Или Колька, твой сосед,

    Обязательно картина называется «ПОРТРЕТ»

    Сегодня мы с вами, как настоящие художники будем рисовать портреты, а рисовать будем самого дорогого человека.

    - Кто для вас самый дорогой человек? (ответы детей, МАМА)

    - Чтобы портреты получились красивыми, вам в помощь я приготовила шаблоны.

    Дети выполняют за взрослым.

    1. Обвести шаблон головы.

    2. Обвести шаблон глаз. Показываю таблицу неправильного изображения глаза.

    3. На себе показываю «веки», рассказываю как нарисовать: от уголка до уголка снизу глаза дуга.

    4. Глазные яблоки и зрачок.

    5. Нос. Можно нарисовать только кончик носа, а можно от бровей сузить, затем немного расширить и закруглить.

    6. Между носом и подбородком - рот: сначала рисуем линию между губами, затем верхнюю губу, она отличается от нижней, на верхней губе как бы две волны, а на нижней одна большая.

    7. Уши: от глаз до рта с двух сторон.

    8. Шея: от щёк вниз.

    9. Плечи: линии плавно закругляются.

    Физминутка:


    Свою маму я люблю,

    Я всегда ей помогу:

    Я и дров нарублю: вот так, вот так,

    И полы я подмету: вот так, вот так,

    Свою маму я люблю,

    И всегда ей помогу:

    Я стираю, полоскаю,

    С рук я воду отряхаю: вот так, вот так.

    Свою маму я люблю.

    Если мама ляжет спать,

    Я не буду ей мешать,

    Я на цыпочках хожу,
    Маму я не разбужу.


    Показ последующей работы:

    1. Готовлю краску для кожи (в белую - оранжевую)

    2. Закрашиваю все места, покрытые кожей: всё кроме глаз.

    3. Готовлю краску для фона (осветляю любой цвет)

    Дети выполняют самостоятельно тоже самое.

    Оценка: Времени уже не осталось, что же делать? У мам нет причёски, украшений.

    Всё остальное мы нарисуем на следующем занятии. Рисунки хорошо просохнут и мы закончим работу, а вы дома внимательно рассмотрите мамины глаза, волосы, чтобы нарисовать маму похожей.

    2-е занятие.

    Сегодня мы будем заканчивать наших мам. Они станут все разные, потому что у них разного цвета глаза, волосы, причёски, они носят разную одежду и украшения.

    Показ последовательности работы:

    1. Вспоминаем цвет глаз у мамы, закрашиваем глазное яблоко цветным карандашом.

    2. Вокруг глаз нарисуем тонкие ресницы простым или чёрным карандашом.

    3. Обвести карандашом или кистью (по желанию) брови, нос.

    4. Закрасим губы цветом маминой помады.(карандашом или кистью)

    5. Вспоминаем мамину причёску: цвет её волос, стрижку.

    6. Дорисовываем украшения, одежду.

    7. Украшаем рамку. (закрасить или украсить узорами)

    Физминутка та же.

    Оценка: Решаем с детьми как и когда можно подарить маме её портрет.

    Первым запечатлением в зрительной памяти детей остается именно лицо мамы. Позже ребенок начинает узнавать лица остальных членов семьи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок способен нарисовать того кого видит каждый день с большой долей портретного сходства. Это не будет профессиональный портрет, но он будет узнаваем!

    Часто родители думают, что портрет рисовал не ребенок, а педагог, настолько портрет похож. Ребенку можно показать схему рисования портрета, подсказать, объяснить принцип рисования на наглядном примере, но рисовать он должен сам. Если ребенок поймет как, то сухую схему он с радостью наполнит своим живым впечатлением.

    Вместо открытки на праздник можно предложить ребенку нарисовать портрет. Это будет самый приятный, самый трогательный подарок. В помощь вам предлагаем мастер-класс. И желаем вам и вашему ребенку приятных минут творческого вдохновения!

    Мастер-класс для ребенка ПОРТРЕТ

    В чем в основном возникают у ребенка в процессе рисования портрета? Основное – это композиционное решение портрета. Часто ребенок теряется перед белым листом бумаги. Если ему помочь определиться с масштабом, композиции и показать схему рисования лица, то ребенок быстро и с удовольствием начнет рисовать сам. Главное не рисуйте за ребенка. Он сам интуитивно нарисует пропорции лица и черты лица так, как он это видел и помнит. Помогайте корректировать только такие явные ошибки, как глаза на лбу (а такое очень часто встречается в детских рисунках портретов) или сильную кривизну овала лица. Обращайте внимание ребенка на то, где располагаются уши, какой толщины шея и т.д. Иногда можно немного помочь с изображением прически.

    Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.

    Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к рисованию и создавать хорошие условия для занятий, в том числе и портретами, обеспечивая его всем необходимым.