Занятие по рисованию портрет мамы. Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет любимой мамы

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет мамы»

Художественно-эстетическое развитие: Учить рисовать портрет мамы, соблюдая в рисунке форму, пропорции, расположения частей лица; передавать характерные, индивидуальные особенности своей мамы (цвет глаз, волос).

Познавательное развитие: расширять представления детей о празднике «8 марта»

Формировать знания детей о жанре живописи - портрете.

С0циально-коммуникативное развитие: Воспитывать любовь, заботу, нежное отношение к самому близкому человеку; эстетическое отношение к образу мамы.

ХОД НОД

А вы разгадайте ее;

Кто ставит на пятку заплатку?

Кто гладит и чинит белье?

Кто дом поутру прибирает,

Разводит большой самовар,

Кто с младшей сестренкой гуляет,

И водит ее на бульвар?

Кто сказки нам на ночь читает?

Загадочку, кто отгадает? (Мама) .

Воспитатель : Кто вас детки крепко любит?

Кто вас нежно так голубит?

Не смыкая ночью глаз,

Кто заботится о вас?

Ребята, я принесла клубок ниток, но он необыкновенный, в нем спрятано много добрых, нежных слов о маме. Давайте мы будем передавать его друг другу и произносить эти волшебные слова, посвященные маме, а ниточку от клубка будем держать в руках.

Как много добрых и ласковых слов вы сказали о маме, какой у нас большой круг добра получился. Даже в группе стало светлее и теплее от таких красивых слов.

Пожалуйста, присаживайтесь на стульчики. (Дети садятся) .

Ребята, а кому нужна мама ? (Ответы детей) .

Оказывается, всем нужна мама ! И мамонтенку, и мышонку и котенку, и даже лягушонку. Мама - это самое прекрасное слово на земле. Это первое слово, которое произносит человек.

Как вы читаете, чья мама самая лучшая?

2. Беседа. Введение в тему.

Ребята, мы сегодня будем рисовать портрет самого любимого для вас человека - мамы.

Прежде чем начать рисовать, давайте вспомним, что такое портрет? (ответы детей)

Какую форму имеет голова человека? (дети: овальную). Прорисуйте в воздухе овал.

Где расположены у человека глаза и какой они формы? (глаза расположены ниже лба и тоже имеют овальную форму, где расположен нос, рот?

(дети называют расположение частей, а воспитатель выполняет линейный рисунок на доске)

Воспитатель : давайте нарисуем портрет своей мамы ! Давайте вспомним наших мам с помощью игры с мячом. Я вам бросаю мяч с вопросом, а вы возвращаете мне мяч с ответом.

Как зовут твою маму?

Какие цветом глаза у твоей мамы ?

Какую причёску носит твоя мама

Какой цвет волос?

Какие она любит носить украшения ? И т. д.

(Ответы детей) .

Дети садятся за столики.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Глаза - глазки Брови - бровки

Нос - носик Губа - губка

Щека - щёчка Губы - губочки, губки

Лоб - лобик Уши - ушки

Волосы - волосики и т.д.

3.Устное рисование лица (при помощи пальчика).

Какой формы голова? (обвести пальцами голову).

(При помощи ладоней ограничиваем лицо, находим глаза,их расположение).

Что находится над глазами? (Брови)

Между глазами и подбородком находится кончик носа.

Где он находится? (Посередине)

Что находится посередине между кончиком носа и подбородком? (Рот-губы)

Голова переходит в шею.

4.Показ поэтапного рисования портрета.

1.Сначала рисуем тонкими линиями лицо - овал.

Вот овальное лицо, оно похоже на яйцо.

Воспитатель рисует мелом на доске овал и посередине его глаза, пояснив при этом, что расстояние между глазами невелико, не больше одного глаза.

Внутри глаза цветной кружок и маленький зрачок.

Глаза у людей разные по цвету. Например, у меня коричневые, значит, кружок у меня будет коричневый.

Не забудем нарисовать ресницы, на верхнем веке они длиннее, чем на нижнем.
3.Что находится над глазами? (брови).

Это дугообразные полосы.

4.Рисование носа - нос посередине, начало у бровей. Рисуется плавной дугообразной линией. Макушка носа закругляется и сбоку пририсовываются
крылья носа и ноздри.
5.Рот находится ниже носа. Дети, посмотрите друг на друга. Видите, что верхняя губа по форме отличается от нижней. На верхней губе как бы две волны, а на нижней одна (нарисовать губы).

6.По сторонам на уровне глаз и носа рисуем уши...

7Шею удленяем, плечи закругляем.

8. Затем пышные волосы.Вот и портрет готов.

Осталось портрет раскрасить.

Чтобы приступить к самос- й работе мы свами немножко разомнёмся.

5.Физминутка

Свою маму я люблю

Я всегда ей помогу:

Я и дров наколю: вот-так/2раза

И полы я подмету: вот-так/2раза

Свою маму я люблю

И всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю.

С рук я воду отряхаю: вот-так/2раза

Свою маму я люблю

Если мама ляжет спать,

Я не буду ей мешать.

Я на цыпочках хожу

Или сяду и тохонечко сижу и на мамочку гляжу.

А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.

Воспитатель : мы вспомнили наших любимых мам . С чего начинаем рисовать портрет ?

Дети : выбираем нужную форму причёски, глаз, бровей, носа, губ. Затем, нарисуем простым карандашом овал лица, на середине лица находятся глаза (их рисуем в виде двух дуг, брови, нос, рот, брови, уши, причёску, шею, плечи.

Воспитатель : правильно. Внутри круглой радужки глаза нужно обязательно, простым карандашом, нарисовать круглый зрачок

Воспитатель : сегодня мы рисуем набросок. Затем разукрашиваем цветными карандашами.

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем рисовать .

(дети рисуют, воспитатель подходит к каждому ребёнку, даёт советы и анализ проводит индивидуальный, указывая на ошибки) .

Воспитатель : а теперь приступаем к работе с цветными карандашами. Начинаем закрашивать самое трудное - лицо. Разукрашивать нужно аккуратно, не торопясь. Вначале закрашиваем радужку. Она у моей мамы голубого цвета . (Затем брови, ресницы) . Моя мама красит губы ярким, морковным цветом. А ваша?

Дети : розовым, сиреневым, красным. Бордовым. Коричневым.

Воспитатель : (показывает) . Затем закрашиваем причёску. У моей мамы волос чёрный . А у вашей?

Дети : фиолетовый, жёлтый, белый, коричневый…

Воспитатель : Рисуем бусы или цепочку. Портрет готов !

1, 2, 3, 4, 5,

Начинаем рисовать !

(Выполнение работы детьми, помочь затрудняющимся, индивидуальный анализ на протяжении всего занятия).

Воспитатель : сегодня мы рисовали « Портрет любимой мамы » .

Итог Занятия:

Картиная галерея «Портрет моей мамочки»

Воспитатель : Сейчас я вас приглашаю в картинную галерею, где художниками были вы. Ребята мы с вами поиграем, в словесную игру «Подбери словечко» Какими славами можно сказать о маме?

Дети: Милая, сладкая.

Воспитатель : например: моя мама - самая весёлая.

Возьмите, сердечко и прикрепите магнитом к портрету своей мамы, и скажите ласковое слово.

Дети: Моя мама - самая умная, милая .

Вот ребята мы посмотрели, картины, где вы тоже были художниками. А сейчас мы послушаем, как поэты говорят в своих стихах о мамах.

Воспитатель : Мне было приятно с вами общаться, я поняла, как вы нежно любите сваю маму. Думаю, вы никогда не будите огорчать маму. Будите заботиться о ней с нежностью и любовью.

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет любимой мамы»

Портрет любимой мамы . 1 – занятие.

Программное содержание : продолжать учить детей рисовать портреты людей , соблюдая приблизительные пропорции и правила написания портрета . Передавать приблизительное сходство с портретом своей мамы . Повторить правила написания портрета : вначале рисуем простым карандашом овал лица, затем глаза, брови, нос, рот, причёску, шею, плечи и платье. Закрепить умение делать набросок простым карандашом. Закреплять умение закрашивать аккуратно, не выходя за контур, передавать приблизительное сходство с портретом . Развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза. Воспитывать любовь к близким, желание делать им подарки.

Предварительная работа : сделать фотовыставку «Моя любимая мама » , рассмотреть маму (фотографию мамы ) . Обратить внимание на цвет её глаз, волос, форму лица. Рисование портретов в свободное время , на занятиях в старшей группе .

Материал : Простой карандаш, ластик, цветные карандаши, цветной картон, ножницы, клей, салфетки.

Ход НОД:

Воспитатель : приближается праздник, какой?

Дети : день матери. В этот день мы поздравляем всех мам.

Воспитатель : а самый лучший подарок, это подарок сделанный руками.

У меня есть мама

Всех она милей,

Всех она красивей,

Всех она добрей.

Милая улыбка.

Умные глаза

Люблю я свою маму.

Любить буду всегда .

Я портрет рисую ,

Покажу всем вам,

А потом на праздник

Подарю ей сам!

Воспитатель : давайте нарисуем портрет своей мамы ! Давайте вспомним наших мам с помощью игры с мячом. Я вам бросаю мяч с вопросом, а вы возвращаете мне мяч с ответом.

Как зовут твою маму?

Какие цветом глаза у твоей мамы ?

Какую причёску носит твоя мама

Какой цвет волос?

Какие она любит носить украшения ? И т. д.

(Ответы детей) .

Дети садятся за столики.

Воспитатель : мы вспомнили наших любимых мам . С чего начинаем рисовать портрет ?

Дети : выбираем нужную форму причёски, глаз, бровей, носа, губ. Затем, нарисуем простым карандашом овал лица, на середине лица находятся глаза (их рисуем в виде двух дуг, брови, нос, рот, брови, уши, причёску, шею, плечи.


Воспитатель : правильно. Внутри круглой радужки глаза нужно обязательно, простым карандашом, нарисовать круглый зрачок

Воспитатель : сегодня мы рисуем набросок. Затем разукрашиваем цветными карандашами.

1, 2, 3, 4, 5 – начинаем рисовать .


(дети рисуют, воспитатель подходит к каждому ребёнку, даёт советы и анализ проводит индивидуальный, указывая на ошибки) .

Воспитатель : а теперь приступаем к работе с цветными карандашами. Начинаем закрашивать самое трудное – лицо. Разукрашивать нужно аккуратно, не торопясь. Вначале закрашиваем радужку. Она у моей мамы голубого цвета . (Затем брови, ресницы) . Моя мама красит губы ярким, морковным цветом. А ваша?

Дети : розовым, сиреневым, красным. Бордовым. Коричневым.

Воспитатель : (показывает) . Затем закрашиваем причёску. У моей мамы волос чёрный . А у вашей?

Дети : фиолетовый, жёлтый, белый, коричневый…

Воспитатель : Рисуем бусы или цепочку. Портрет готов !

1, 2, 3, 4, 5,

Начинаем рисовать !

(Выполнение работы детьми, помочь затрудняющимся, индивидуальный анализ на протяжении всего занятия).


Воспитатель : сегодня мы рисовали « Портрет любимой мамы » .

« Портрет любимой мамы » . 2- занятие (рамочка для портрета ) .

Программное содержание : учить детей аккуратно наклеивать готовую рамочку из цветного картона, подгонять по размеру при помощи удаления

лишней части. Соблюдать правила безопасности при работе с ножницами.

Развивать зрительное внимание, зрительную память, координацию движения руки и глаза. Воспитывать любовь к близким, желание делать им подарки.

Предварительная работа : нарисовать набросок портрета , разукрасить.

Материал : портрет мамы , заготовки из цветного картона для рамочки, ножницы, клей, кисточка, салфетка.

Ход НОД:

Воспитатель : сегодня мы продолжим работу с портретом «Моя любимая мама » . Сядем на коврик,я вам дам мячик, и мы поиграем в игру «Давайте скажем маме комплимент» (Дети садятся по кругу на коврик и, передавая мяч, говорят по одному комплименту для своей мамы )


Самая красивая;

Самая умная;

Самая привлекательная и т. д.

Воспитатель : Как много вы сделали комплиментов своим мамам. Вы их очень сильно любите . А теперь перейдём за столы и продолжим выполнять портрет мамочки . Я уже заготовила вам полосочки для рамочки, но проблема в том, что они не подходят по длине. Что же для этого нужно сделать? Неужели портрет вашей мамочки останется не украшен?

Дети : нужно приложить полосочки к краям, а лишнее отрезать ножницами.


Воспитатель : ребята, а кто помнит правила безопасности при работе с ножницами?

Дети : концы ножниц смотрят вперёд, к соседу не поворачиваемся, всё делаем аккуратно.


(когда полоски выравнены, приступаем к работе с клеем)

Воспитатель : ребята, а как можно прикрепить эти полосочки к портрету ?

Дети : их нужно приклеить при помощи клея. (Дети при помощи воспитателя заканчивают работу) .


Воспитатель : ребята, давайте полюбуемся, какие красивые портреты получились . Я думаю, что ваши мамы будут очень рады видеть свои портреты на нашей выставке .


Желдашева Оксана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "сош 31им. Нури Цагова" дошкольный модуль 29
Населённый пункт: г. Нальчик Кабардино-Балкарская Республика
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект НОД по рисованию в старшей группе "Портрет мамы"
Дата публикации: 21.03.2016
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Портрет мамы»

Задачи:
1. Расширять представления детей о празднике «День матери» 2. Формировать знания детей о жанре живописи – портрете. Учить рисовать портрет мамы, соблюдая в рисунке форму, пропорции, расположения частей лица; передавать характерные, индивидуальные особенности своей мамы (цвет глаз, волос). 3. Воспитывать любовь, заботу, нежное отношение к самому близкому человеку; эстетическое отношение к образу мамы. 4. Активизировать словарь детей по данной теме. Предварительная работа: рассматривание репродукций, рисование портретов в самостоятельной деятельности.
Материалы:
альбомный лист, кисти, акварель. Содержание организованной деятельности детей
1. Вводное слово педагога. Организационный момент.
По традиции, в конце ноября у нас в стране отмечается День Матери. Мама - это самое первое слово, которое произносит малыш. Мама - самый близкий человек, мама постоянно заботится о своем ребенке, оберегает его. Мама всегда пожалеет, поймет и простит, и будет любить своего ребенка, не смотря ни на что. Материнская забота и бескорыстная любовь согревают нас до самой старости. В День матери, скажу спасибо Всем матерям нашей Земли, Чтоб миллиард ваших улыбок, Мы видеть каждый день могли! Ведь мама подарила жизнь, Мы с радостью к ней и с бедой, Беречь её всегда стремись, Она ответит добротой! А сейчас я прочитаю вам рассказ Юрия Яковлева «Мама» (чтение рассказа педагогом) Дидактическая игра «Ласковое слово» (дети называют ласковые слова, адресованные маме)
2. Беседа
.
Введение в тему
. Ребята, мы сегодня будем рисовать портрет самого любимого для вас человека – мамы. Прежде чем начать рисовать, давайте вспомним, что такое портрет? (ответы детей) - Какую форму имеет голова человека? (дети: овальную). Прорисуйте в воздухе овал.
- Где расположены у человека глаза и какой они формы? (глаза расположены ниже лба и тоже имеют овальную форму, где расположен нос, рот? (дети называют расположение частей, а воспитатель выполняет линейный рисунок на доске) - А сейчас, ребята, вспомните мамины глаза, цвет маминых волос, мамину улыбку, любимое украшение мамы и начинайте рисовать.

Дидактическая игра «Назови ласково».
Глаза – глазки Брови – бровки Нос – носик Губа – губка Щека – щёчка Губы – губочки, губки Лоб – лобик Уши - ушки Волосы – волосики и т.д. Физкультминутка «Как у наших у ребят» Как у наших у ребят, ножки весело стучат: Топ-топ-топ, топ-топ-топ. А устали ножки, хлопают ладошки: Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. А потом в присядочку пляшут дети рядышком. Книзу-кверху, раз-два, раз-два. Вот так пляшет детвора. А как пустится бежать – Никому их не догнать.
3. Практическая часть.
-А теперь сядьте удобно, закройте глаза и вспомните, какие у мамы глаза, нос, волосы прямые или волнистые, есть ли на лице улыбка. - Давайте еще раз повторим, что мы делаем сначала, что потом, чем заканчиваем свою работу. Кто уже вспомнил, может приступать к выполнению. Самостоятельная работа детей. Напоминаю, как нужно правильно сидеть за столом В процессе занятия советую рисовать на листе крупное лицо, закрашивать его по форме всей кистью, оставлять вверху листа место для волос. Части лица изображаем кончиком кисти. Все дети старательно рисуют, воспитатель оказывает помощь. За пять минут предупреждаю об окончании работы.
4. Итог:
Сегодня каждый из нас сделал подарок своей маме – нарисовал её портрет. Дети анализируют свои рисунки, рассказывая о своих мамах. Вы все очень постарались, хорошо нарисовали портрет своей мамы. Портреты ваших мам, получились красивыми, потому, что все дети любят своих мам.

«Портрет мамы». (два занятия) Старшая группа.

Задачи: Вызвать у детей желание нарисовать портрет своей мамы, передать в рисунке некоторые черты её облика (цвет глаз, волос); показать правильное расположение органов на лице; закреплять приемы рисования красками всей кистью и ее кончиком. Развивать воображение в дорисовке аксессуаров (шляпа, украшения, одежда).

Материал: 1 занятие: изображение неправильного изображение глаз, способы рисования носа. У детей: альбомные листы с силуэтом рамки, шаблоны головы и глаз, по 2 палитры с белой краской, гуашь, простые карандаши, мягкие кисти № 4.

2 занятие: Образцы причёсок, Образцы разновидностей рамок. У детей фотографии мам; альбомн. листы.с заготовкой с 1-го занятия, простые и цветные карандаши, гуашь, мягкие кисти, (палитры.по необходимости)

Предшествующая работа: Чтение произведения С.Михалкова «Мамы всякие нужны…»

Занятие по ознакомлению с окружающим «Милая мама»

Ход занятия:

Если предыдущее занятие было «Знакомство с рассматриванием портретов», сначала читаю стихотворение:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или в робе верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется «ПОРТРЕТ»

Сегодня мы с вами, как настоящие художники будем рисовать портреты, а рисовать будем самого дорогого человека.

- Кто для вас самый дорогой человек? (ответы детей, МАМА)

- Чтобы портреты получились красивыми, вам в помощь я приготовила шаблоны.

Дети выполняют за взрослым.

1. Обвести шаблон головы.

2. Обвести шаблон глаз. Показываю таблицу неправильного изображения глаза.

3. На себе показываю «веки», рассказываю как нарисовать: от уголка до уголка снизу глаза дуга.

4. Глазные яблоки и зрачок.

5. Нос. Можно нарисовать только кончик носа, а можно от бровей сузить, затем немного расширить и закруглить.

6. Между носом и подбородком - рот: сначала рисуем линию между губами, затем верхнюю губу, она отличается от нижней, на верхней губе как бы две волны, а на нижней одна большая.

7. Уши: от глаз до рта с двух сторон.

8. Шея: от щёк вниз.

9. Плечи: линии плавно закругляются.

Физминутка:


Свою маму я люблю,

Я всегда ей помогу:

Я и дров нарублю: вот так, вот так,

И полы я подмету: вот так, вот так,

Свою маму я люблю,

И всегда ей помогу:

Я стираю, полоскаю,

С рук я воду отряхаю: вот так, вот так.

Свою маму я люблю.

Если мама ляжет спать,

Я не буду ей мешать,

Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.


Показ последующей работы:

1. Готовлю краску для кожи (в белую - оранжевую)

2. Закрашиваю все места, покрытые кожей: всё кроме глаз.

3. Готовлю краску для фона (осветляю любой цвет)

Дети выполняют самостоятельно тоже самое.

Оценка: Времени уже не осталось, что же делать? У мам нет причёски, украшений.

Всё остальное мы нарисуем на следующем занятии. Рисунки хорошо просохнут и мы закончим работу, а вы дома внимательно рассмотрите мамины глаза, волосы, чтобы нарисовать маму похожей.

2-е занятие.

Сегодня мы будем заканчивать наших мам. Они станут все разные, потому что у них разного цвета глаза, волосы, причёски, они носят разную одежду и украшения.

Показ последовательности работы:

1. Вспоминаем цвет глаз у мамы, закрашиваем глазное яблоко цветным карандашом.

2. Вокруг глаз нарисуем тонкие ресницы простым или чёрным карандашом.

3. Обвести карандашом или кистью (по желанию) брови, нос.

4. Закрасим губы цветом маминой помады.(карандашом или кистью)

5. Вспоминаем мамину причёску: цвет её волос, стрижку.

6. Дорисовываем украшения, одежду.

7. Украшаем рамку. (закрасить или украсить узорами)

Физминутка та же.

Оценка: Решаем с детьми как и когда можно подарить маме её портрет.

Первым запечатлением в зрительной памяти детей остается именно лицо мамы. Позже ребенок начинает узнавать лица остальных членов семьи. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ребенок способен нарисовать того кого видит каждый день с большой долей портретного сходства. Это не будет профессиональный портрет, но он будет узнаваем!

Часто родители думают, что портрет рисовал не ребенок, а педагог, настолько портрет похож. Ребенку можно показать схему рисования портрета, подсказать, объяснить принцип рисования на наглядном примере, но рисовать он должен сам. Если ребенок поймет как, то сухую схему он с радостью наполнит своим живым впечатлением.

Вместо открытки на праздник можно предложить ребенку нарисовать портрет. Это будет самый приятный, самый трогательный подарок. В помощь вам предлагаем мастер-класс. И желаем вам и вашему ребенку приятных минут творческого вдохновения!

Мастер-класс для ребенка ПОРТРЕТ

В чем в основном возникают у ребенка в процессе рисования портрета? Основное – это композиционное решение портрета. Часто ребенок теряется перед белым листом бумаги. Если ему помочь определиться с масштабом, композиции и показать схему рисования лица, то ребенок быстро и с удовольствием начнет рисовать сам. Главное не рисуйте за ребенка. Он сам интуитивно нарисует пропорции лица и черты лица так, как он это видел и помнит. Помогайте корректировать только такие явные ошибки, как глаза на лбу (а такое очень часто встречается в детских рисунках портретов) или сильную кривизну овала лица. Обращайте внимание ребенка на то, где располагаются уши, какой толщины шея и т.д. Иногда можно немного помочь с изображением прически.

Рисование также полезно детям для разгрузки, помогает справиться со стрессами, напряжениями. Например, если ребенку приснилось что-то плохое, то предложите ему нарисовать это, и все будет в порядке.

Поэтому нужно всячески поддерживать интерес детей к рисованию и создавать хорошие условия для занятий, в том числе и портретами, обеспечивая его всем необходимым.