Занятие по развитию речи русские народные сказки. Занятие–Путешествие по русским народным сказкам
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи
в старшей группе №11 «Улыбка». Тема «Русские народные сказки».
Задачи:
Образовательные:
- Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками;
- Закрепить в памяти детей знакомые сказки, учить узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
- Упражнять детей в умении рассказывать содержание сказки, используя мнемотехническую таблицу;
Развивающие:
- Продолжать развивать мышление, память, внимание и воображение.
- Активизировать речь, обогащать словарный запас.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
- Воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Оборудование и материалы: Выставка книг с русскими народными сказками, иллюстрации с изображением сказочных героев. Мнемотаблицы по русским народным сказкам.
Предварительная работа : Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам. Обыгрывание сказок с помощью настольного театра. Разгадывание загадок. Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Живые слова», «Из какой сказки», «Выкладывание сюжетных картинок в определенной последовательности» и т.д. Игры драматизации по сказкам. Описание животных, используя мнемотаблицы.
Ход ООД
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки?
Дети : Да!
Воспитатель: Вы знаете уже много сказок. И вот сегодня мы собрались, что бы еще раз вспомнить любимые сказки. Итак, путешествие в страну сказок начинается! (Воспитатель с детьми берутся за руки, и идут по кругу, читая стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит пословица).
О чем-то скрипит пословица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
Воспитатель: Сказки рассказывают о небывалом и чудесном, и они бывают разными: народными и авторскими.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему сказки называются народными?
Дети: Потому что их сочинил народ.
Воспитатель: Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
Воспитатель: Почему сказки называются авторскими?
Дети: Потому что, их сочинил и написал один человек – автор.
Воспитатель: Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает…(добро), а зло всегда…(наказывается).
Игра: «Ты мне – я тебе». Дети стоят в кругу. Воспитатель с середины круга бросает мяч детям, называя героя сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке он встречается.
Например: корова – сказка «Крошечка – Хаврошечка». Коза…;
Медведь…; Волк …; Гуси …; Лиса - ….; Курица …; Заяц …
Воспитатель: Молодцы!
Игра: «Узнай сказку по загадке».
Воспитатель: Ребята, вы много сказок знаете?
Дети : Да!
Воспитатель: Сейчас проверим. Я буду загадывать вам з
агадки, и вы будете называть сказку.
*Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герой этой сказки? (Три медведя)
*Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро и к вам приду (Колобок).
Игра: «Узнай сказку по картинке».
Воспитатель: Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Лисичка – сестричка и серый волк» и др.).
Воспитатель: Ребята, посмотрите и скажите,
из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию
из сказки «Волк и семеро козлят».
Дети: Это сказка «Волк и семеро козлят».
Воспитатель: Кто её сочинил?
Дети: Эта русская народная сказка.
Воспитатель: Чему нас учит эта сказка?
Дети: Тому, что нельзя чужим открывать дверь,
слушаться маму, не быть злым как волк, а надо быть добрым.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? – показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба».
Дети: Это сказка «Курочка Ряба».
Воспитатель: А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая?
Дети: Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.
Воспитатель: А эта иллюстрация, из какой сказки?
Дети: «Лисичка – сестричка и серый волк»
Воспитатель: Скажите, правильно поступила лиса?
Дети: Нет, она всех обманывала.
Игра: «Узнай сказку по героям».
Воспитатель: Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните название сказок, в которых они действуют.
1. Дед, жучка, внучка, мышка (Сказка «Репка»).
2. Мышка, бабка, яичко (Сказка «Курочка Ряба»).
3. Гуси, Баба-Яга, девочка (Сказка «Гуси – лебеди»).
4. Царь, три сына, стрела, болото (Сказка «Царевна-Лягушка»).
Пересказ сказки: «Расскажи сказку».
Воспитатель: А теперь предлагаю рассказать любую сказку с помощью мнемотаблицы (Дети, по желанию, рассказывают сказку с опорой на мнемотаблицу, выразительно, передавая диалоги персонажей).
Воспитатель: Молодцы! Я хочу сказать вам
спасибо от всех сказочных героев. Вы хорошо
знаете русские народные сказки, но, думаю,
у каждого из вас есть самая любимая сказка.
Наталья Игошина
Цель : Выяснить, знают ли дети русские народные сказки .
Задачи :
Учить узнавать знакомые сказки по иллюстрациям , закрепить умение классифицировать их на две группы (русские народные сказки и авторские сказки ) .
Развивать культуру речи .
Развивать коммуникативные качества детей, связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение, внимание через интерес к сказкам .
Воспитывать доброжелательность, коммуникативность,
Воспитатель : Ребята, в предыдущих группах каждый год мы читали много рассказов , стихов, знакомились с русскими народными сказками . А как определить сказку ? Правильно, в сказках много чудес . Звери, рыбы, птицы ведут себя как люди, разговаривают. А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три, магические предметы. В сказках столько мудрости ! Они учат быть сильными, добрыми, великодушными, помогать тем, кто попал в беду, даже если это всего навсего какая-то лягушонка. Сказки учат , не щадя сил, бороться за правое дело и побеждать. А какие русские народные сказки вы помните ? (вывешиваем картинки сказок )
(Дети часто называют авторские сказки . Тогда педагог объясняет, что у народных сказок нет автора : «Эти сказки появились очень , очень давно, и их не читали, а рассказывали детям , часто добавляя в них что-то новое. И одна и та же сказка становилась то короткой, то длиной.)
Но мы с вами читаем сказки в обработке . Обработчики делают старинные сказки понятными современным детям. И теперь я буду обязательно называть вам обработчиков.
Ой, ребята смотрите к нам пришла сама Баба-яга! (игрушка бибабо)
Баба-Яга : -Здравствуйте! Я Баба-яга! Скажите, а где добро всегда побеждает зло! Правильно, в сказках . Вот туда мы и отправимся. Закрывайте глаза! Абра-кадабра! Чудо-юдо! Крекс-пекс-фекс! Полетели! (Звучит музыка) Представьте, как мы летим над полями, над лесами, над широкими морями. Над тридевятым царством, тридесятым государством.
Прилетели? А теперь выполните мои задания! Я заколдовала сказки . Угадайте, что это за сказки .
Воспитатель : -Ребята, смотрите, у этой сказки не хватает букв . Я вам сейчас прочитаю то, что осталось, а вы попробуйте угадать. Хорошо?
Жи. бы. де. и ба. И бы. у ни. Ку. Ря. Сне. ку. я не про., а зо. Де. би.
Би---не разби. Ба. би. би---не разби. Мы. бе., хво. ма., я. упа. и ра. Де.
Пла., ба. пла., а ку. Ря. Г. Не пла. де., не пла. ба. Я сне. ва. я не зо., а про.
Дети : Это русская народная сказка «Курочка Ряба» .
Воспитатель : Ребята вот следующее задание от Бабы -яги. Слушайте внимательно. Надо определить из каких сказок эти отрывки .
Собрался народ , пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили (Аленушку) (Сестрица Аленушка и братец Иванушка. В обр. А. Н. Толстого)
Взяла она чистые решета мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай- рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными : по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху птицы летучие, снизу звери-рыскучие. (Царевна-лягушка. В обр. М. Булатова)
Воспитатель : Ребята а напомните мне какое сейчас время года? (осень) А какой месяц? А что собирают сельские жители на своих огородах в начале сентября? А про какой известный овощ вы все знаете сказку (репка)
(Физкультминутка)
Воспитатель : Вот ее мы посадили (наклониться)
И водой скорей полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны )
А теперь ее потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу» )
Воспитатель : - Ребята вот последнее задание бабы яги, я уверена что вы справитесь. Я вам сейчас скажу что-то неправильное, а вы меня поправите.
Колобок съел лису.
Посадила репка дедку.
Сел пенек на мишку и слышит.
И проглотила бабушка волка.
Плачет курочка, а дед и баба говорят.
Стоит мышка-норушка, а мимо теремок бежит.
Воспитатель : Вот мы и все задания Бабы яги выполнили и сказки расколдовали .
Баба-Яга : Ой молодцы хлопчики и красны-девицы. Теперь и поиграть можно. А знаете ли вы какую-нибудь игру про Бабу-Ягу?
(Проводится подвижная игра. Дети встают в круг, имитируют слова, затем разбегаются а баба-яга их ловит)
В темном царстве есть избушка, Встала задом на перед.
А в избушке Бабка-ежка.
Нос крючком, глаза большие, словно угольки горят
Фу, противная какая, дыбом волосы стоят! (2раза)
(Баба-яга говорит) – Кто противная, я противная? (догоняет детей)
Баба-Яга : Ух утомили меня. Хорошо у вас, но мне пора. Обещаю сильно в сказках не шалить и героям помогать! До свидания!
Воспитатель : Ребята вы большие молодцы и я принесла вам несколько хорошо иллюстрированных книг, чтобы вы увидели какие удивительные и яркие бывают рисунки к сказкам .
Публикации по теме:
Русские народные сказки как средство развития связной речи старших дошкольников План самообразования по теме: 1. Ф. И. О педагога-Пономаренко Олеся Анатольевна 2. Образование-высшее ЛПИ 2003г 3. Тема самообразования: «Русские.
Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Русские народные сказки» Конспект НОД по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие по русским народным сказкам» Составила:воспитатель 1 квалификационной.
Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию «Русские народные сказки» Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в разговоре на «сказочную».
Открытое занятие «Русские народные сказки. Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?» Конспект открытого занятия русские народные сказки. (Дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?») вторая младшая группа. Составила.
Речь – инструмент развития высших отделов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта, высших.
Программное содержание.
Обучающие задачи:
Развивающие задачи:
Воспитывающие задачи:
Методы:
Приемы:
Словарная работа:
Индивидуальная работа: Материал:
Оборудование:
Ход занятия
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети.
Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель.
Дети.
В уютной сказочной стране
Ни злобы, ни печали нет.
Героев сказок и персонажей.
Которые берут бумагу и перо,
Вдруг оживить волшебный миг
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель.
Дети:
Воспитатель.
1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок
3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга
4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок
5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь
6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят
7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
Царевна лягушка
9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух
10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка
12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Г
уси-лебеди
13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?
Емеля
14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба
15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка
Воспитатель.:
1 набор:
2 набор:
3 набор:
4 набор:
Дом, лягушка, волк - Теремок
5 набор:
6 набор:
7 набор:
8 набор:
1.
-
А что ответила лиса?
2.
-
А что дальше?
(«Речка, спрячь нас!»
-
3.
- А лиса что говорит?
4.
- А что говорит?
5.
-
А дальше?
Ведущий:
Список литературы:
В.Волина.
Е.С.Гостимская.
Источник:
Занятие -Путешествие по русским народным сказкам. « Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается»
Программное содержание.
Обучающие задачи:
1. Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках.
2. Учить узнавать сказку по заданию.
3. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования.
Развивающие задачи:
2. Развивать умение действвать согласованно.
3. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.
Воспитывающие задачи: Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.
Методы: Игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ТРИЗ-технология, ИКТ, самостоятельный.
Приемы: Просмотр викторины, художественное слово (пословицы, загадки, стихи), пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.
Словарная работа: Волшебная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая.
Индивидуальная работа: Помочь затрудняющимся детям в складывании картинки по сюжету сказки. Материал: Игрушки для загадок, игра "Сложи сказку" (разрезные картинки), игра "Репка" и "Теремок" (карточки-схемы), диск с русскими народными сказками, костюм сказочницы для педагога.
Оборудование: выставка книг русских сказок, столы, стульчики.
Ход занятия
Звучит негромкая музыка.
Воспитатель. Здравствуйте, дети. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы все вместе.
Вы любите русские -народные сказки. Дети. Да. Любим. Очень любим.
Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?
Дети. Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.
Воспитатель. Сегодня предлагаю отправиться в путешествие по сказкам
В уютной сказочной стране
Ни злобы, ни печали нет.
В ней можно встретить, как ни странно,
Героев сказок и персонажей.
Которые берут бумагу и перо,
Чтоб на страницах старых книг
Вдруг оживить волшебный миг
Пальчиковая гимнастика "Любиимые сказки"
(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель. Почему они называются народными?
Дети: Потому что их сочинил русский народ.
Воспитатель. Верно. Предлагаю вам узнать сказку. (Викторина)
1 Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
2 На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок.
Покатился…
Колобок
3 Бабусю знает целый свет,
Ей от роду лишь триста лет.
Там, на неведомых дорожках,
Дом её на курьих ножках.
Баба Яга
4 Конь ретивый,
Долгогривый.
Скачет полем,
Скачет нивой.
Конь росточком малый,
Но зато удалый.
Конёк-горбунок
5 Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной,
Он, сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь!
Название этой сказки….
Маша и медведь
6 Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом...
Кем же были эти
Маленькие дети?
Волк и семеро козлят
7 Возле леса на опушке
Трое их живёт в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
8 Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Царевна лягушка
9 Ах, ты Петя простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко.
Кот, лиса и петух
10 Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко —
Слёзы льёт бедняжка.
Снегурочка
11 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла.
Мышка
12 Братца украли,
Себе на спину сажали,
Крыльями махали,
Бабе-Яге угождали.
Г
уси-лебеди
13 Кто к проруби ходил,
Всех удивил,
Воду черпал -
Щуку поймал,
Дурачком звался,
На печке катался?
Не прошло месяца да недели -
На царевне женился кто?
Емеля
14 Как-то мышка невеличка
На пол сбросила яичко.
Плачет баба, плачет дед.
Что за сказка, дай ответ!
Курочка Ряба
15 В этом доме без забот
Жили звери, только вот,
Медведь к ним пришел потом,
Поломал звериный дом.
Теремок
16 В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
Заюшкина избушка
Воспитатель.:
Молодцы. Еще раз мы убедились, что все наши участники хорошо знают сказки, но пора нам и отдохнуть. (Проводится физ.минутка «Сказочные герои»)
Ведущий: А теперь мы проверим, смогут ли они угадать сказку по предметам.
Желающие должны выбрать любой конверт. В конверте лежат изображения предметов. Участники должны назвать сказку, по предложенному набору предметов.
1 набор:
Миска, кровать и дом в лесу - 3 медведя
2 набор:
Лёд, петух, избушка - Заюшкина избушка
3 набор:
Избушка на курьих ножках, печка, река - Гуси-лебеди
4 набор:
Дом, лягушка, волк - Теремок
5 набор:
Рыба, прорубь, тесто - Лисичка - сестричка и серый волк
6 набор:
Лужа, купец, ведьма - Сестрица Алёнушка и братец Иванушка
7 набор:
Поле, конь, царевна - Сивка - бурка
8 набор:
Печь, дрова, ведра - По щучьему велению
Внимательно послушай отрывок из сказки и продолжи её .
1.
…Бежит лиса, а навстречу ей волк.
- Так-то, - кричит, - ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!
-
А что ответила лиса?
(«Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)
2.
…Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад - увидела гусей - лебедей. Что делать?
Побежала она к молочной реке - кисельным берегам.
-
А что дальше?
(«Речка, спрячь нас!»
-
просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)
3.
…Подошли к избушке - петух и запел:
- Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!
- А лиса что говорит?
(А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)
4.
…А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя - петушок не выглядывает Лиса и говорит:
- А что говорит?
(- Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)
5.
… Кот увидел быка - шерсть на нем взъерошилась, начал он рвать мясо зубами и когтями, а сам урчит: «Мяу, мяу».
А медведю со страху слышится: «Мало, мало!».
-
А дальше?
(«Не велик зверь, а прожорливый»,-думает медведь. «Нам четверым не съесть, а ему одному мало!»)
Ведущий: Молодцы ребята! Я вижу сказки вы любите, а когда научитесь читать сами их прочитаете.
Список литературы:
Русские сказки про зверей. М. «Советская Россия».1992.
В.Волина. Пословицы, поговорки, ребусы. Санкт-Петербург. «Дидактика Плюс».1997.
Е.С.Гостимская. Внеклассное чтение: 2 класс: Дидактический материал. М. «5 за знания». 2005.
Воспитатель Бреднева Е.Н.
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Цели деятельности педагога:
- Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.
- Развивать связную речь, мышление, память, воображение.
- Воспитывать интерес и любовь к сказкам.
- Грамота – продолжать работу над предложением, словесным его составом.
- Формирование навыка координации движения руки при письме, развивать мелкую моторику.
Оборудование:
Иллюстрации к сказкам - «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , ; выставка книг по сказкам; мяч; игрушки – заяц, лиса, медведь, волк, колобок; заготовки для книжки, карандаши цветные на каждого ребёнка.
Планируемые результаты
Дети используют полученные знания в самостоятельной деятельности.
1. Организационный момент:
Игра психологического здоровья.
Воспитатель: Дети. Какой сегодня замечательный день. Давайте мы с вами подарим друг другу улыбки и наше приветствие.
Дети:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро! Солнцу и птицам!
Доброе утро! Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
2. Артикуляционная гимнастика «Улыбка» , «Воздушный поцелуй»
Ребята, вы любите сказки? (Да.) Вы знаете уже много сказок. Хотите отправиться в гости к сказкам?. Тогда возьмитесь за руки и в путь. (Звучит музыка. Дети идут по кругу)
3. Чтение стихотворения Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица» :
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка...
4. Д/ Игра с мячом
(Дети становятся в круг. Под музыку передают мяч друг другу, музыка останавливается ребенок берет картинку с героем сказки. Дети по очереди отвечают, в какой сказке встречается этот герой.) Например: корова – сказка «Крошечка - Хаврошечка» .
Коза -…; Медведь -…; Волк -…; Гуси -…; Лиса -…; Курица -…; Заяц-…
Молодцы! -
Скажите пожалуйста, о чем нам рассказывают сказки?
Сказки рассказывают о небывалом, чудесном.
Какие бывают сказки?
Ребята, как вы думаете, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ) .
Сказки передавались от одного человека к другому. Поэтому сказки относятся к устному народному творчеству.
А какие по характеру бывают сказки?
Сказки добрые. В каждой сказке всегда побеждает… (добро) , а зло всегда… (наказывается) .
6. Игра: «Узнай сказку по загадке»
Ребята, вы много сказок знаете? (да) . Сейчас проверим. Я буду загадывать вам загадки, и вы будете называть сказку.
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка. (Дюймовочка)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Лечит маленьких детей
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор... (Айболит)
.
Я от дедушки ушёл.
Я от бабушки ушёл,
Скоро к вам приду. (Колобок)
.
7. Игра: «Узнай сказку по картинке»
Вы молодцы, можете узнать сказку по загадке. А попробуйте узнать сказку по иллюстрации (на доске развешаны иллюстрации к сказкам «Волк и семеро козлят» , «Курочка ряба» , «Лисичка – сестричка и серый волк» ) .
1) – Ребята, посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Волк и семеро козлят» (Это сказка «Волк и семеро козлят» .)
Кто её сочинил? (Эта русская народная сказка.)
Чему учит нас эта сказка? (Тому, что нельзя чужим открывать дверь, надо слушаться маму, не быть злым как волк, а быть добрым.)
2) а эта иллюстрация из какой сказки?
«Лисичка – сестричка и серый волк»
Скажите правильно поступала лиса?
Нет, она всех обманывала
3) - Посмотрите и скажите, из какой сказки эта иллюстрация? - показывает иллюстрацию из сказки «Курочка Ряба» (Это сказка «Курочка Ряба» .)
А какая курочка в этой сказке – хорошая или плохая? (Курочка хорошая. Она подарила дедушке и бабушке золотое яичко, а когда мышка его разбила, она пожалела их и снесла им другое яичко.)
8. Игра: «Узнай сказку по героям»
Я буду называть сказочных героев, а вы вспомните названия сказок, в которых они действуют.
- Дед, жучка, внучка, мышка. (Сказка «Репка» )
- Мышка, бабка, яичко. (Сказка «Курочка ряба» )
- Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь. (Сказка «Дюймовочка» )
- Царь, три сына, стрела, болото. (Сказка «Царевна-лягушка» )
- Физминутка:
«На болоте две лягушки…»
На болоте две лягушки,
Две веселые подружки
Рано утром умывались
Полотенцем растирались
Ножками топали
Ручками хлопали
Влево вправо наклонялись и обратно возвращались
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям физкульт привет!!!
10. Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения»
Ребята, сейчас я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать его и составить с этим словом любое предложение. Например: заяц (заяц любит морковку) . Из скольких слов состоит это предложение (это предложение состоит из 3 слов.) . (Кошка; Мышка) .
11. Пальчиковая гимнастика:
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Воспитатель:
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
(Дети из пазлов собирают картинку сказки. Сказки: Гуси-лебеди, Маша и медведь, Иван-царевич и серый волк, Репка, Колобок, Снегурочка. Воспитатель в это время читает стихотворение:
Трудно сказочку сложить,
Но не надо нам тужить.
Дружно, смело и умело
С вами мы взялись за дело!
Воспитатель.
Молодцы! Сложить сумели!
Проделки Кощея преодолели!
Погостили мы немножко,
А теперь и в путь-дорожку,
Надо в садик возвращаться
и за дело приниматься.
(Дети под музыку «возвращаются» )
12. Художественное творчество
Я приготовила заготовку для книжки русских народных сказок, а вам предлагаю быть художниками иллюстраторами к ней. Мы подарим ее малышам, пусть порадуются. Присаживайтесь за столы.
Стол – это не кровать,
И нельзя на нем лежать.
За столом сиди ты стройно
И веди себя достойно.
(дети раскрашивают раскраски к сказке «Репка» )
13. Рефлексия
Чему учат сказки?
Какие бывают сказки?
Воспитатель.
За руки умелые,
За ум и смекалку
Тем, кто трудился,
Тем, кто старался
Сказать я спасибо хочу!
Цель: закрепить знания детей о русских народных сказках и на материале сказок вызвать у детей желание принимать участие в заданиях на «сказочную» тему.
Образовательные :
- закрепить знания детейо знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т. д.;
- учить отвечать на вопросы;
- закреплять навыки порядкового счета в пределах 5;
- закреплять умение детей правильно называть слова на заданный звук;
- обогащение словарного запаса детей.
- развивать речь, мышление, внимание, мелкую моторику;
- развивать умение анализировать загадки для определения отгадки;
- воспитывать интерес к сказкам;
- учить выслушивать рассказы товарищей не перебивая, дружно работать в парах.
Предварительная работа:чтение сказок, рассматривание иллюстраций, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, отгадывание сказок.
Материалы и оборудование: картинки сказочных героев, разрезные картинки сказочных героев, посылка, пять писем под номерами с заданиями, медали от Буратино.
1. Организационный момент
Встанем дружно полукругом,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Скажем «Здравствуйте!» мы Вам
Уважаемым гостям.
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
Воспитатель:
Ребята, а вы любите сказки? Вы знаете, уже много сказок? Вот сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по сказкам. Итак, путешествие по сказочному острову начинается.
Отправляемся друзья,
В чудо сказку - вы и я.
Присаживайтесь на свои места.
Раздается стук в дверь.
Приносят посылку и письмо.
Давайте его прочитаем?
Письмо : Здравствуйте, дорогие ребята! Я не хотел учиться и меня Мальвина закрыла в чулане. Мне нужна ваша помощь! Помогите выполнить задания Мальвины и волшебный замок откроется. Задания находятся в этой посылке. Важно выполнить задания по порядку. Заранее спасибо. Буратино.
Воспитатель:
Ребята поможем освободить Буратино? (Ответы детей)
Тогда в путь.
Вот конверт с первым заданием. Задание № 1
2. Основная часть
Дидактическая игра «Отгадай сказку»
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее. (Красная Шапочка)
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился...(Колобок)
У отца был мальчик странный,
Необычный - деревянный.
Но любил папаша сына.
Что за странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это? (Буратино)
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя)
Носик круглый, пятачком,
Им в земле удобно рыться,
Хвостик маленький крючком,
Вместо туфелек - копытца.
Трое их - и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?(Три поросенка)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор...(Айболит).
В этом доме без забот. Жили звери, только вот,Медведь к ним пришел потом,Поломал звериный дом.(Теремок)
Воспитатель: Вы молодцы отгадали все сказки!
Вот конверт со вторым заданием. Задание № 2
Воспитатель:
Был Кощей вчера в гостях Что наделал, просто - Ах!Все картинки перепутал Сказки все он спутал. Пазлы вы должны собрать. И сказку назвать!
(Работа в парах. Дети собирают картинки и называют сказку).
Воспитатель:
пока дети собирают
Трудно сказку сложить,Но не надо нам тужить.Дружно, смело и умело. С вами мы взялись за дело!
(Ответы детей)
Ой, какие молодцы, все сказки собрали, все сказки отгадали!
Артикуляционная гимнастика
Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям)
.
Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать(представляют ладонь то к одному уху, то к другому)
Ша-ша-ша – очень сказка хороша(хлопают в ладоши)
.
Вот конверт с третьим заданием. Задание № 3
Дидактическая игра«Сказочный сундук»
- В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь.
1. «Царевна - индюшка»
;
2. «По-собачьему велению»
;
3. «Сивка- будка»
;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»
;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»
;
6. «Мальчик-с-кулачок»
;
7. «У страха уши велики»
;
8. «Петушок- золотой пастушок»
;
9. «У смеха глаза велики»
;
10. «Лапша из топора»
.
Молодцы!
Вот конверт с четвертым заданием. Задание № 4
Игровая обучающая ситуация «Составляем предложения »
Воспитатель:
Я вам покажу сказочного героя
,
а вы должны назвать из какой он сказки.
Пример: Это Буратино, он из сказки «Золотой ключик», а затем
составить о нем
предложение из четырёх слов.
Пример: Буратино смастерил папа Карло. Выслушать 3-4 ребёнка.
Молодцы справились с заданием!
Физкультминутка
А теперь:
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись,
а теперь назад прогнулись.
Как пружинки мы присели
И тихонько разом сели.
Воспитатель:
отдохнули.
Вот конверт с пятым заданием. Задание № 5
Назовите сказочного героя, название которого начинается на звук [З]
(Заяц, Змей Горыныч, Золушка, Золотая рыбка…)
На звук [К]
(Кот в сапогах, Карлсон, Крошка Енот, Конёк-Горбунок, Кощей Бессмертный, Колобок, Красная Шапочка, домовенок Кузя, папа Карло, Кай, Карабас-Барабас)
На звук [М]
(Морозко, Муха-Цокотуха, Маугли, Мальчик-с-пальчик, Мальвина, Мойдодыр, Маленький Мук).
Воспитатель: Вот и все задания выполнены!
3.Заключительная часть
Итог
: Ребята, сложно было вам выполнять задания Мальвины? Какое задание было самое сложное? А самоё лёгкое?
Воспитатель:
(берёт в руки посылку
) Но у нас ещё что-то в посылке?
(Дети смотрят и находят там медали с изображением Буратино. Воспитатель раздаёт детям медали.)