Занятие по музыкотерапии "исцеляющие звуки". Музыкотерапия

Музыкально - психологический практикум для преподавателей «Музыкотерапия» (в рамках Единого методического дня)
Тезис-конспект

Креймер Оксана Владимировна, преподаватель музыкально- теоретических дисциплин ОГПОБУ
«Биробиджанский колледж культуры и искусств»

Цель: пропаганда музыкального искусства посредством музыкотерапии
Задачи: формирование умения слушать; обучение новым способам оздоровления при помощи музыкотерапии; снятие мышечного и эмоционального напряжения; пробуждение потребностей к творческой деятельности; восполнение недостающих эмоций.
Аннотация: Данный практикум проведен для преподавателей учреждений дополнительного образования детей Еврейской автономной области в рамках Единого методического дня. Информацию ведущей сопровождает презентация из 15 информативных и музыкальных слайдов, их последовательность регулируется кликом «пауза». Для активизации слушателей и получения терапевтического эффекта, некоторые музыкальные примеры представляют собой пение караоке. Данная работа –это тезис-конспект, служащий оправной точкой для ведущей, и обязательно должен быть дополнен комментариями. По окончании практикума все присутствующие получают памятки (см.приложение)К работе прилагаются фотографии с проведенного мероприятия
СЛАЙД 1. (Титул)
Ведущая: Музыкотерапия - лечение посредством музыки. Предлагаемая лекция не содержит готовых рецептов, поэтому предложена музыка разных жанров. Это самое интересное современное направление терапии.

СЛАЙД 2. (определение музыкотерапии)
Сила воздействия музыки на людей известно давно. Пифагор, Аристотель доказали влияние ритма на состояние человека. Организм подстраивается под ритм. Тело и музыка начинают звучать вместе. В 19 веке музыкотерапия начала применяться в психиатрических заведениях. В 20 веке опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка, швейцарские - при лечении легких форм туберкулеза. Австрийские акушеры в помощью музыки обезболивали роды. Использование музыки как анестезирующего средства стало применяться в стоматологии и хирургии. Вся эта практика стала основой развития музыкотерапии после второй мировой войны. Звуковое сопровождение религиозных обрядов, звучание колоколов во время эпидемии дают терапевтический эффект.
Доказано, что незнакомая уху музыка имеет больший терапевтический эффект. Много споров вызывает рок-музыка, но здесь каждому-свое. Не могут не вызывать восхищения «золотые» рок - композиции.
СЛАЙД 3. «Queen». Богемская рапсодия.

СЛАЙД 4. (3 фазы терапии)
Для необходимого терапевтического эффекта необходимо «прожить» в музыке 3 фазы: настройка-погружение- катарсис.
Музыкотерапия может быть пассивной и активной. В активном лечении человек сам поет, танцует, играет на инструменте. Так он прочувствует музыку эмоционально и эстетически. Любое пассивное лечение можно превратить легко в активное. В этом случае эмоции должны проявляться, отрицательные исчезнут, а положительные наполнят. Благотворное влияние оказывает музыка, которая интересовала в молодости.
СЛАЙД 5. М.Боярский. Городские цветы
Улучшают состояние шедевры фольклора, романсы, композиции «Битлз», Армстронга. 15 минут дремы под такую музыку, потягивания пробуждают творческие импульсы. Джаз, реггей, танцевальные ритмы поднимают настроение, дают выход радости, обостряют чувство юмора.
СЛАЙД 6.Д.Косма. Опавшие листья.
Особое значение имеет музыка «рождения» для беременных женщин. Затрагиваются двигательная, эмоциональная, дыхательная сферы. Детям не важен слух, важны эмоции. Учеными доказано, что дети любую тихую музыку воспринимают, как колыбельную, даже тикающий будильник.
СЛАЙД 7.А.Суханов. Зеленая карета.
Громкая музыка с сильными ритмами повышают температуру на несколько градусов, поэтому слушать, когда зябко. Для преподавателей, страдающих заболеваниями дыхательных путей, наряду с музыкой необходим комплекс дыхательных упражнений А.Н.Стрельниковой. Восстанавливая голос, эта гимнастика неизбежно восстанавливает более простые функции. Происходит массаж всех органов и обогащение кислородом.
Правила при выполнении комплекса упражнений:
-думать только о вдохе носом;
-выдох ртом;
-все движения выполняются на вдохе;
-счет каждого элемента до 8;
-выполнение в любом положении (сидя, лежа, стоя)
(проведение комплекса дыхательных упражнений- работа с залом)
СЛАЙД 8. Э.Пресли. Рок-н-ролл
СЛАЙД 9. (достоинства музыкотерапии)
Музыкотерапия применима ко всем, независимо от возраста.
Достоинства:
-возможно самолечение;
-бюджетно;
-индивидуально;
-лекарство всегда «под рукой»;
лечит и тело, и душу.
Ведущее терапевтическое значение музыки Моцарта. Преобладают звуки высокой частоты, улучшающие слух, укрепляющие мышцы среднего уха, вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, стимулируют мышление, улучшают память, помогают при аутизме. Умственные способности повышаются у всех без исключения людей, которые слушают Моцарта, даже у тех, кто не очень любит такую музыку. Особенно показана эта музыка людям с болезнью Альцгеймера.
Хороша музыкотерапия в сочетании в ароматерапией, рисованием. Положительное влияние – звуки природы. Колоссальная эмоциональная и психологическая нагрузка у женщин. Для спокойствия и умиротворения- слушать музыку в удобной позе, предварить комплексом упражнений (дыхание животом). Выдох в 2-3 раза больше, чем вдох. Дыхание носом. Стабилизация давления и снятие головной боли. (работа с залом- дыхание животом). Роль тембра инструмента.
СЛАЙД 10.Ф.Лист. Утешение №3.

СЛАЙД 11-14. Типы темпераментов и муз. пристрастия.

СЛАЙД 15. Научитесь петь Свою песню и танцевать Свой танец!

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Музыкотерапия на каждый день
Для уменьшения раздражительности, разочарования
И. Бах: «Прелюдия До-мажор» из ХТК
Л. Бетховен: «Лунная соната»
К.Сен-Санс: «Лебедь»

Для уменьшения чувства тревоги, неувереннос ти
Ф.Шопен: «Прелюдия ми-минор»
И.Штраус: «Вальсы»
А,Рубинштейн: «Мелодия»
Д.Шостакович Романс «Овод»

Для общего успокоения, умиротворения
И.Брамс: «Колыбельная»;
Ф.Шуберт: «Аве Мария»
К. Дебюсси: «Лунный свет»
Ф.Лей: «История любви»

Для снятия эмоциональных симптомов и напряженности
Э. Григ: «Утро»
М.Огинский: «Полонез»
А.Дворжак: Славянский танец ля-минор
М.Таривердиев: «Двое в кафе» из к/ф «17 мгновений весны»

Для уменьшения головной боли
Ф. Лист: «Утешение №3»;
А. Хачатурян: Адажио из балета «Спартак»
Д.Гершвин: «Голубая рапсодия»

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения настроения
В. Монти: «Чардаш»
Ф. Лист: «Венгерская рапсодия №2»
М.Легран: «Шербургские зонтики»

Лечебные музыкальные инструменты

«Лечебными» процедурами считаются и прослушивание произведений, где солируют эти музыкальные инструменты и самостоятельная игра на них.
Фортепиано, аккордеон благотворно влияют на образование желчного сока, защищают слизистую от поражения

Гитара гасит раздражение и «разгружает» сердце
Эффективное время суток – полдень
Флейта восстанавливает функцию печени
, ночь
Скрипка активизирует тонкий кишечник
Эффективное время суток –день
Саксофон улучшает работу почек, «разбивает» камешки
Эффективное время суток - вечер

Труба улучшает работу поджелудочной железы
Эффективное время суток - утро

Арфа улучшает дыхание при астме, бронхите
Эффективное время суток - вечер

Барабан укрепляет иммунитет
Эффективное время суток – утро

Марина Балясова
Конспект занятия по музыкотерапии

Занятие по музыкотерапии

Цель : Помочь ребенку познать себя, свои возможности.

Формировать навык невербального, чувственного контакта с окружающим. Способствовать снятию детей нервно-психического напряжения в процессе движения и слушания музыки .

Развивать мнение распознавать и выражать различные эмоции в мимике и танце. yчить понимать чувства, переданные в музыке , различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Задачи : Развивать творческое воображение, навык самостоятельно находить выразительные позы и движения. Проводить профилактик поведенческих нарушений с помощью музыкальных игр . Создавать оптимистическое настроение.

Дети под тихую музык заходят в зал . Встают в круг и поднимают рyки (пальцы вместе) .

С добрым yтром солнце, мы тебе рады!

С добрым yтром небо, мы тебе рады!

Мы давно проснулись и за рyки взялись!

(дети медленно опускают рyки, затем берутся за рyки.

Мyз рyк., (поочерёдно смотрит на каждого ребёнка и поет)

И Леша здесь (дети повторяют, тоже поют)

И Лера здесь – (дети повторяют) и. т. д.

Все здесь (дети повторяют)

Поднялись на носочки, держась за руки, и присели на палас, согнув ноги в коленях! Теперь давайте немного поиграем. Выбирается водящий, он встает спиной к детям. Сзади к нем подходит выбранный педагогом ребёнок. Гладя водящего по спине, плечам, он поет :

Это я, знай меня!-

водящий должен гадать имя поющего ребёнка. Игра повторяется два, три раза с другими детьми.

Следующая игра будет нас называться песенкой. Называется она – Хлопаем, качаемся, бегаем! А моя песенка подскажет вам, какие движения надо выполнять. Проводится игра на мотив песенки - (Нам не страшен серый волк)

Нy кa все в ладоши хлоп, дружно хлоп, дружно хлоп (дети хлопают)

Мы деревья на ветру, на ветру, на ветру, (бегут на носочках)

Мы летим, летим, летим, мы летим, мы летим! (бегут на носочках и машут рyками)

Последняя наша игра – с музыкальными инструментами . Я раздам вам инстрyменты, а вы встаньте друг от друга на расстоянии. Игра называется - Поймай мой взгляд! нас с вами должен получиться оркестр. А вот когда ком вступать со своим инструментом, покажет мой взгляд. Старайтесь внимательно следить за моими глазами : на кого я взгляну, тот и начнет играть свою партию. И так по очереди, пока нас не получится оркестр. Наше занятие подходит к концу , Вспомните, где мы с вами сегодня побывали? (Дети вспоминают.) Вам понравилось? (Ответы детей) . Вот и хорошо, до свидания, дети! (Пpопевает).

Дети попевают звукоряд из пяти нот вниз от (ля) . До-сви-да-ни-я!

Под спокойную музык выходят из зала .

29 Окт 2012,

дети соединяют ладошки — «мышка»;

По горшочкам пошуршала.

трут ладошкой о ладошку;

Мышка Маша любит кашу,

Целый ковшик варит Маша.

«мешают кашу ложкой»;

Наша каша горяча!

сжимают и разжимают пальчики рук;

Шу-шу-шу,

поворачивают голову вправо;

ша-ша-ша.

поворачивают голову влево;

Кушай кашку неспеша.

«грозят» указательным пальцем;

Шу-шу-шу,

поворачивают голову вправо;

Ша-ша-ша.

поворачивают голову влево;

Как же каша хороша!

хлопают в ладоши.

Муз.рук: Ребята, вы любите кашу? А знаете, как ее варить? Наши веселые повара мигом справятся с этой нелегкой задачей!

1. Профессий разных много на свете.

Хотят стать космонавтами дети,

И летчиками, и учителями.

А мы мечтаем стать поварами!

Припев: Эх, раз – ложка!

Два – поварешка!

Три – моя сковорода.

Не скучаем никогда!

2. Однажды утром кашу варили,

А как ее варить – не спросили.

Я положил в кастрюлю картошку,

Я – кукурузу с манкой немножко,

Я килограмм насыпал лапшички,

А я все это посолил, посахарил и поперчил

И про горчицу не забыл…

Припев.

Воспитатель: Вот одиннадцать утра –

Прогуляться нам пора!

На зеленой кочке мокрой

Встретим мы лягушку.

Скучно ей и одиноко,

И грустит квакушка.

Лягушка: У меня с утра хандра:

Простудилась я вчера.

Муз. рук.: Не печалься, лягушка, мы с ребятами тебе поможем. Делай с нами полезные упражнения для горла.

Комплекс упражнений для горла «Лягушка» (авторская разработка)

На лесной опушке

Ква-ква!

глиссандо вверх – вниз;

Прыгала лягушка.

Ква-ква-ква-ква!

отрывисто пропевают то вверху, то внизу;

То увидит комара,

З-з-з-з!

произносят звук «З», держа руку на шее;

То мохнатого шмеля

Ж-ж-ж-ж!

произносят звук «Ж», держа руку нагруди;

То камыш под камень спрячет,

Ква-а-а!

штро-бас;

Потеряет и заплачет.

Ква-а-а!

имитируют плач;

Ах ты, рева!

Ай-яй-яй!

утрированно проговаривают звуки;

Лучше с нами поиграй

Хлопают, прыгают, квакают, лягушка их догоняет

Ква-а-а-а! Ква-а-а-а!

Будем песни распевать!

Ква-а-а-а! Ква-а-а-а!

Песня по выбору музыкального руководителя

Воспитатель: На 12-ти часах

Стрелки встретились опять.

Нас Лисичка поджидает,

В свою норку приглашает.

А нора-то не простая,

А нора-то … расписная.

Носик нужен чтобы … нюхать,

Ушки наши могут … слушать,

Язычок наш различит,

Что кислит, а что горчит.

Ну а глазки для чего?

Чтоб вокруг … увидеть все!

У лисички посидим,

На картинки поглядим.

Гимнастика для глаз «У Лисички»

Дети рассматривают геометрические лабиринты на потолке, следя глазами за светом лазерной указки

Воспитатель: Один час дня. Пора обедать вам, друзья.

Белочка-умелочка

Время не теряла,

И в дупле-кладовочке

В зиму запасала:

Ягоды рябины,

Ягоды калины,

Грузди, сыроежки,

Сладкие орешки.

А для вас, ребятки,

Тутти-фрутти сладкое!

Игра «Тутти-фрутти» (модель Т. Тютюнниковой)

Муз.рук: 2.00. Что мы делаем после обеда? Отдыхаем. Вот и сейчас удобно устроимся на ковре, и будем слушать красивую музыку.

Релаксационное упражнение «Сладкая греза»

Бабочка-красавица

К деткам прилетала,

Крылышками легкими

Деткам помахала.

Баю-баю-баю-бай!

Поскорее засыпай.

Глазки закрываются,

Сказка начинается.

Звучит пьеса « Сладкая греза» из «Детского альбома» П. Чайковского, дети спокойно лежат на ковре и слушают музыку.

Воспитатель: 3 часа – пора проснуться,

Улыбнуться, потянуться.

В гости к нам пришли, ребята,

Шалунишки-медвежата.

Нужно с ними поиграть,

Свое тело поразмять.

Упражнения из комплекса «Веселые медвежата»

Воспитатель: 4 часа. Далеко-далеко,

На лугу пасутся «Ко».

Что мы делаем, ребята?

Пьем из кружки … молоко!

Артикуляционная гимнастика «Корова»(авторская разработка)

Веселая корова

Пасется на лугу.

То прыгает, как мячик,

язычок вверх-вниз;

То громко скажет «Му!».

говорят «Му!», губы вытягиваются трубочкой;

То к ручейку задорному

Помчится со всех ног,

шлепают языком по верхним губам;

То весело запляшет

Копытцем – цок-цок-цок.

щелкают языком;

Направо – луг с ромашками,

вытягивают язык вправо;

Налево – теплый дом.

вытягивают язык влево;

Веселая корова

выполняют язычком круговые движения;

Гуляет день за днем.

И много для детей всегда

хлопают в ладошки;

Дает парного молока!

Вкусно!!!

облизывают языком верхнюю и нижнюю губу.

Муз. рук.: В 5 часов веселый гномик

Нас зовет в свой теплый домик,

Никогда он не скучает:

Всех на танец приглашает!

Танец «Гномик, который любил рок-н-ролл» (муз и слова С. Осадчего)

Воспитатель: 6 пробило – ужин ждет.

Испекла нам кошка торт.

Мяу! мяу! Огорченье!

Не хватает украшенья!

Пусть нам каждый назовет,

Чем украсить можно торт?

Коммуникативная игра «Украсим торт»

Дети встают по кругу и «передают» из ладошки в ладошки придуманный торт, говоря при этом «Я добавлю в торт варенье», «А я – орехи» и т.д)

Воспитатель: 7 вечера. Чтобы ночью крепче спать,

Перед сном нельзя кричать,

Бегать, прыгать и резвиться,

В шумных играх веселиться.

Можно сказку рассказать.

Улитка Ульяна медленно шла,

Нам добрую сказку с собой принесла.

Сказка не простая, а пальчиковая.

Пальчиковая сказка «Облака»

Воспитатель изображает руками все, о чем рассказывается в сказке

Однажды Львенок и Черепаха лежали на песке и рассматривали проплывающие в небе облака.

Львенок: Смотри, Черепаха, это облако так похоже на тебя!

Черепаха: Совсем не похоже, это же белоснежный лебедь!

Львенок: А вот скачет маленький зайчик, он шевелит ушами.

Черепаха: Посмотри – плывет большое облако, будто огромная собака!

Львенок: Ха-ха-ха! Какая же это собака, это петушок, он клюет зернышки и кричит «Ку-ка-ре-ку!»

Черепаха: Интересно, на что похоже это темное серое облако?

Львенок: Это туча! Сейчас начнется гроза! Скорее побежали домой!

Черепаха: Но я не могу бегать, я же такая медлительная!

Львенок: Тогда садись скорее ко мне на спину, поехали!

Львенок и черепаха, испугавшись дождя, отправились домой.

Понравилась вам сказка?

Воспитатель: Восемь вечера. Сегодня мы ходили в гости и к Зайке, и к Лисичке, и к Белочке. Скоро спать. Как вы вечером готовитесь ко сну? (ответы детей)

Молодцы! А что мамы вам поют перед сном?

Дети: Колыбельную.

Давайте, и мы споем нашим зверятам колыбельную песню.

Колыбельная по выбору музыкального руководителя

Муз.рук.: Ребята, хотите взять эти волшебные часы в группу? Они будут помогать вам соблюдать режим дня.

Уважаемые коллеги! Что мы все о работе да о работе… Ведь есть еще семья и быт… И некоторые бытовые вопросы в последнее время для многих становятся весьма волнительными, например такие, как общедомовые счетчики. Рекомендую Вам заранее прочитать про домовые счетчики , чтобы избежать многих проблем, с ними связанных, а именно лишних накруток в счетах, которые нам абсолютно ни к чему.

Нет похожих записей.

Конспект занятия по музыкотерапии

для старших дошкольников с задержкой психического развития

на тему: «Звуки весны»

ЦЕЛЬ: развивать эмоционально-волевую сферу посредством различных видов музыкальной деятельности.

ЗАДАЧИ: музыкальные

    учить детей определять характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности;

    анализировать программные произведения, соотнося их с весенними приметами;

    развивать у детей навык выразительного исполнения знакомых песен, сольного и ансамблевого пения;

    закреплять навык танцевальных движений в соответствии с изменениями характера музыки;

    передавать различные музыкальные ритмы, ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке.

психолого-педагогические

    способствовать развитию у детей познавательных процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;

    формировать доброжелательное отношение к окружающим;

    научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Музыкальный репертуар: «Весенняя» В.А.Моцарт, «Весенняя песня» И.С.Баха, муз. Ф.Бейера «Быстрый ручеёк», запись «Голоса леса», песня «Зеркальце весны» муз. и сл. Е.Гомоновой, П.И. Чайковского «Подснежник», муз. А.Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года».

Материал: магнитная доска, деревянные палочки по две на каждого ребёнка, разрезная картина, воздушный шарик, ребристая массажная дорожка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Звучит «Весенняя» В.А.Моцарта, дети входят в зал.

Педагог спрашивает у детей, узнали ли они музыку, под которую вошли в зал? Как называется прозвучавшая музыка? Авторская или народная? Кто исполнял произведение? Какой общий характер музыки? (дети отвечают)

Педагог: да, музыка ликует, радуется, уже наступила весна и природа просыпается. Сегодня мы с вами будем слушать музыку о весне. В зал влетает воздушный шарик-почтальон. Ребята, кто-то прислал нам письмо, давайте посмотрим, что в нём! Ой, а здесь кусочки какой-то картины, представляете они разлетелись по всей лесной поляне. Если не собрать их и не сложить из них картину, Весна не сможет полностью вступить в свои права. Давайте будем смелыми, решительными и активно соберём картину весны! Согласны? (да) Если вы дружно возьмётесь за дело, то обязательно с ним справитесь! Ребята, а сейчас мы отправимся в волшебный лес.

Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Крылья пестрые мелькают-

Насекомые летают.

Тишина стоит вокруг,

Собрались мы все на луг.

Педагог : вот мы и в весеннем лесу. Посмотрите, ребята, это рама от картины Весны (подходят к магнитной доске) Где же нам искать части картины? Может поищем их на проталинках? Весенний лес полон разных звуков, нужно только внимательно прислушаться к ним, вот весело бежит весенний ручеёк. Педагог предлагает для ручейка «Весеннюю песню» И.С.Баха. Дети слушают фрагмент, затем обсуждают прослушанную музыку, определяют состав исполнителей, композитора, находят его портрет из нескольких. Беседуя с детьми, уточнить, что музыка ручейка двигается, течёт плавно, без остановок, равномерно и в тоже время извилисто, будто подобно ручейку, огибает препятствия на своём пути.

Исполняется танцевальное упражнение «Змейка с воротцами»

на музыку Ф.Бейера «Быстрый ручеёк» дети находят часть картины. Посмотрите, это часть нашей картины! (прикрепляют её к магнитной доске).

Что же ещё может быть изображено на картине Весны? Каких весенних примет здесь не хватает? Назовите их! (ответы детей)

Педагог: я слышу, где-то щебечут птицы. Давайте прислушаемся к их голосам.

Педагог: дятел послал птицам в тёплые страны телеграмму-морзянку, состоящую из разных комбинаций коротких и длинных звуков, чтобы птицы побыстрей возвращались.

Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма» на стихи В.Суслова. Для исполнения этой ритмической игры детям нужно дать по две деревянные палочки.

Дятел сел на толстый сук - тук да тук.

Всем друзьям своим на юг - тук да тук.

Телеграммы срочно шлёт - туки-туки-тук,

Что растаял снег вокруг - туки - тук, туки - тук,

Что подснежники вокруг - туки - тук, туки -тук.

Дятел зиму зимовал - тук да тук,

В жарких странах не бывал - тук да тук.

И понятно, почему - скучно дятлу одному.

(тук- четвертная длительность, туки - восьмые длительности).

Педагог: давайте, и мы с вами подпоём птицам: «Чвиль-виль-виль», поют попевку по голосам, соединяя напевность с чёткой дикцией, дети двигаются от средних голосов вниз, затем вверх к высоким. Чтобы у всех было весеннее настроение, споём весёлую песню! Дети исполняют песню «Зеркальце весны» муз. и сл. Е.Гомоновой

Педагог : и птицы к нам весной возвращаются, и дарят нам ещё одну часть картины. (прикрепляют на доску) Какие весенние приметы вы ещё знаете? (солнышко, цветы). Да, и солнышко встаёт пораньше, согревает своими лучами землю, и растения оживают. Весной появляются первые цветы, недаром в пословице говорится: «Весна красна цветами»! (выяснить с детьми значение слова «красна») Какие ещё пословицы о весне вы знаете? (ответы детей) А сейчас мы с вами превратимся в цветы и поиграем в коммуникативную игру «Я – Цветок».

Педагог называет по имени детей, и тот ребёнок выходит в круг, говорит: «Я - цветочек Саша!», раскрывается, как цветок, импровизирует движения под музыку П.И. Чайковского «Подснежник». Выяснить с детьми: в этой пьесе мелодия нежная, трепетная, интонационно устремлена вверх - словно цветок тянется к солнцу. Педагог: Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне. Какие замечательные цветы, как много у вас друзей. У нас получилась целая поляна. Как ее можно назвать? («Поляна дружбы»). Дети находят последнюю часть картины, собирают её полностью. Вы были дружной командой и смогли выполнить все задания. Возьмёмся за руки и произнесём пожелания друг другу. Дети произносят свои пожелания друзьям.

Педагог: «Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу». А теперь нам пора возвращаться домой, в детский сад. Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени.

Релаксация - «Волшебный цветок добра» с использованием аромотерапией

под музыку А.Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года».

Положите « цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго! Дети не торопясь, встают. Нам пора прощаться, давайте споём друг другу: «До свидания!» Молодцы, на занятии вы были активны, я верю, что вы будете ценить и беречь вашу дружбу, наше занятие закончилось».

МУЗЫКОТЕРАПИЯ - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в древней Греции и других странах.
Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев, досаду, улучшают настроение. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.
Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее действие. Если верить библейской легенде, царя Саула уберегли от приступов безумия игрой на арфе.
Однако излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы увеличивают содержание адреналина в крови, чем могут вызвать стресс. Интересно, что музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие.
В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психологического состояния человека на производстве, в школе, в вузах, а в настоящее время музыка стала одним из элементов родовспоможения.
Специальные исследования показали, что наиболее возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, "Болеро" Равеля, "Весна священная" Стравинского с их возрастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, патетичными детьми. Правда, воспитание музыки очень индивидуально и требует много сил и знаний для опытного подбора мелодий.
"Каприс № 24" Паганини в современной обработке, наоборот повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекающая внимание от неприятных образов, способствует концепции внимания. Уравновешиванию нервной системы способствовали фонограммы леса, пение птиц, пьесы цикла "Времена года" Чайковского, "Лунная соната" Бетховена.
Наукой установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись к проблеме музыкотерапии лицом в должной степени, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать "звучащее" лекарство самостоятельно.
Цель занятий с использованием музыкотерапии: создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция двигательных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
В школьном возрасте седативный или активизирующий эффект достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий с детьми.
Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств, коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы, когда исключается речевое общение. Исключение составляет мелочтение - чтение под музыку, сочетание музыки и изо деятельности.
Таким образом, опыт работы по использованию музыкотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевую патологию, подводит к следующим выводам:

1. Использовать для прослушивания только то произведение, которое нравится детям;
2. лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;
3. Продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течении всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

1. На успешность проведения занятия влияют позитивная личность педагога, владения им способами музыкального выражения-игрой на музыкальных инструментах и умение петь, а так включение в профилактический и коррекционный процесс фактора групповой динамики, взаимного психоэмоционального положительного заражения, сопереживания и сочувствия между участниками групповых музыкальных занятий.

2. Необходимо определить индивидуальный курс коррекции для детей с теми или другими нарушениями и тактику после его окончания. Имеют значение количество и продолжительность сеансов музыкотерапии (от 15 минут до 45 минут), кратность применения в неделю 1-7 раз.

3. В помещении для проведения музыкальной терапии должны быть максимально удобные стулья, кресла или коврики, а освещение - искусственным, чтобы добиться отвлечения от реального течения времени (светового дня) и усилить эмоциональное действие сеанса.

4. Так же следует помнить, что коррекционные музыкальные сеансы должны проводиться не на голодный желудок и не раннее чем через 2 часа после еды.

5. Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка - успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

6. Важно правильно выбрать позу. Лечение музыкой должно быть достаточно коротким, что бы не вызывать усталости и возможных защитных реакций.

7. Силу и громкость музыки нужно осторожно регулировать. Малую громкость следует выбирать не только для успокаивающей, но и для стимулирующей музыки. Большая громкость утомляет и потрясает нервную систему.

8. После прослушивания лечебной музыки нужно отдохнуть некоторое время. Это благоприятствует ее полному, не нарушающему душевное равновесие, действию на бессознательное.

9. Известно, что бессознательное наиболее активно во время сна, при этом оно так же восприимчиво и к внешним импульсам. Поэтому особенно рекомендуется для агрессивных, беспокойных, гиперактивных детей использовать терапевтическую музыку во время сна.

10. Желательно использовать инструментальную классическую и специально лечебную музыку, но не вокальную и не самую популярную т.к. они несут ненужную смысловую нагрузку. Выбор музыкальных произведений должен быть хорошо продуман. Он гораздо сложнее, чем может действовать на нервы человеку, отягощенному горем. На человека в состоянии возбуждения и смятения вряд ли окажет глубокое впечатление торжественное адажио, от него он станет еще более беспокойным. С другой стороны, когда человек прибывающий в унынии слышит грустную музыку, это может поднять ему настроение.

11. В рамках сеанса музыкальной терапии можно и нужно использовать различные активные приемы, упражнения и методы, описанные выше, такие как двигательные упражнения и танцы, ритмические и дыхательные упражнения, драматизация лечебных спектаклей - игр, активизация зрительных образов и представлений, музицирование, игротерапия, вокалотерапия, арттерапия, цветотерапия, сказкотерапия и другие методы.

СПИСОК МУЗЫКАЛЬНЫХ РЕЦЕПТОВ

Ученые, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: многие мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом:
От неврозов и раздражительности избавляет бодрящая музыка Чайковского, Пахмутовой, Таривердиева.
Помогает снять стресс, сконцентрироваться, идеально подходит для уединенных занятий и медитации романтическая, создающая ощущение свободного пространства, музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Листа.
Язва желудка исчезает при прослушивании "Вальса цветов".
Для профилактики утомляемости необходимо слушать "Утро" Грига, "Рассвет над Москвой-рекой" (фрагмент из оперы "Хованщина") Мусоргского, романс "Вечерний звон", мотив песни "Русское поле", "Времена года" Чайковского.
Поднимают настроение, избавляют от депрессий, разряжают накал чувств джаз, блюз, диксиленд, соул, калипсо и регги, берущие свое начало от темпераментной африканской музыки.
Творческий импульс стимулируют "Марш" из кинофильма "Цирк" Дунаевского, "Болеро" Равеля, "Танец с саблями" Хачатуряна.
Полное расслабление вы сможете получить от "Вальса" Шостаковича из кинофильма "Овод", оркестра Пурселя, произведения "Мужчина и женщина" Лея, романса из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина "Метель" Свиридова.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует "Свадебный марш" Мендельсона.
От гастрита излечивает "Соната N7" Бетховена.
В качестве лекарства от мигрени японские врачи предлагают "Весеннюю песню" Мендельсона, "Юморески" Дворжака, а также изрядную дозу Джорджа Гершвина ("Американец в Париже").
Головную боль снимает также прослушивание знаменитого полонеза Огиньского.
Нормализует сон и работу мозга сюита "Пер Гюнт" Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует музыка Моцарта.
От алкоголизма и курения в совокупности с гипнозом и иглоукалыванием "Аве Мария" Шуберта, "Лунная соната" Бетховена, "Лебедь" Сен-Санса, "Метель" Свиридова.