Закулисье театра: там, где создаётся искусство. Обустройство костюмерной в театре Нужно ли проставлять инвентарный номер на элементах костюмов

Одним из главных помещений в театре, как зрительный зал, сцена и т.п. является и костюмерная, без которой невозможно на профессиональном уровне подготовить какое-либо выступление. Даже монолог одного актера также подразумевает использование костюмов из запасов театра, которые обязательно хранятся именно там.

Но ключевое слово здесь «хранятся», а значит, следует создать оптимальные условия для того, чтобы ткани, считающиеся довольно прихотливым материалом, сохранялись как можно дольше. Иногда даже костюмы изготавливаются из бумаги или картона, которые выдвигают еще больше требований к их сохранности. В принципе, костюмерная во многом схожая с гардеробной, поэтому можно воспользоваться советами в сети по обустройство подобного помещения. Но есть и своя специфика, которая требует соблюдения особых тонкостей.

Монтаж окон

В костюмерной обязательно должно присутствовать естественное освещение, потому что под светом искусственных ламп или солнечных лучей одни и те же краски выглядят по-разному. Но предварительно лучше предусмотреть дополнительную защиту от УФ-излучения либо сразу же заказать специальный стеклопакет, который отражает солнечный ультрафиолет.

Современные окна для костюмерной хорошие еще и тем, что поддерживают равномерную температуру и состояние внутренней атмосферы, исключая переувлажнение или резкие колебания градусов. Но это возможно, если при монтаже окон соблюдены все основные правила и рекомендации, о которых советуем подробнее специалистов компании «Рехау Партнер». Это позволит избежать сквозняков сквозь рамы, образование конденсата на стеклопакете и, как следствие, продлит срок службы сверх установленного изготовителем периода.

Установка оборудования

Самой востребованной вещью в костюмерной является вешало - особая конструкция позволяющая не только хранить костюмы, избегая их деформации, но и содействовать демонстрации одежды. Вешало имеет напольное исполнение, поэтому не надо продумывать особые крепления под эти изделия, достаточно приобрести их в необходимом количестве. Каждая конструкция рассчитана под определенное количество костюмов, и рекомендации их производителей нарушать не следует, чтобы обеспечить доступ воздуха к одежде, сократить возможный контакт, чтобы избежать образования плесени.

Для головных уборов подбираются специальные кронштейны, но если позволяет место можно установить и мебель с выдвижными ящиками, которые защитят их от пыли.

Приобрести дополнительные аксессуары

Часто костюмерная в целях экономии места совмещается с гримерной и комнатой отдыха. В этих помещениях используется различный набор оборудования, поэтому важно предусмотреть его расстановку таким образом, чтобы соблюсти эргономичность и не создавать лишнего неудобства обслуживающему персоналу.

работник одного из постановочных цехов театра, в ведении которого находятся костюмы.

В функции костюмера входит:

1. Содержание театральных костюмов в должном порядке. Костюмер должен следить за их чистотой, и при необходимости – за отправкой костюмов в стирку или химчистку. Вовремя производить мелкий ремонт костюмов, либо, при необходимости крупного ремонта, отправлять их в пошивочный цех. Если костюм приходит в полную негодность, то костюмер должен своевременно оповестить об этом заведующего постановочной частью, с тем, чтобы дубликат был пошит к необходимому сроку, и его отсутствие не привело к срыву спектакля. Все театральные костюмы размещаются в костюмерном цеху в строгом порядке, и снабжаются ярлычками с фамилией актера – чтобы, при наличии дублирующего состава на одну и ту же роль, каждый актер получал именно свой костюм, а не партнера.

2. Подготовка костюмов к спектаклю. Костюм к каждой роли снабжается описью, содержащей реестр всех необходимых деталей – обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д. В день спектакля костюмер должен проверить комплектность костюма, отгладить его и разнести по грим-уборным исполнителей.

3. Помощь актеру в одевании. Особенно это касается сложных исторических костюмов, надеть которые без посторонней помощи невозможно (например, корсет или юбки с кринолином).

Костюмер работает в тесной связке с гримером, т.к. последовательность грима, причесок и облачения в костюм определяется индивидуально. Так, например, грим Отелло, включающий тонирование не только лица, но и рук, а также других открытых участков тела, необходимо выполнять до надевания костюма. Однако в том же спектакле сложная классическая прическа Дездемоны должна выполняться гримером после того, как актриса наденет костюм.

Другой ближайший партнер костюмера – реквизитор, в ведении которого находятся оружие, ордена и другие знаки отличия, трости, цветы, украшения, очки, часы, письма и т.п.

В больших театрах с многочисленной труппой костюмы (и соответственно костюмеры, занимающиеся ими) разграничены на мужские и женские; на костюмы главных героев и массовки; костюмы балетных и оперных артистов и т.д.

В процессе подготовки нового спектакля костюмер работает в контакте с художником, присутствует на примерках костюмов. Профессиональный костюмер должен достаточными знаниями как в области современной моды, так и исторического костюма. В театрах с большой историей в ведении костюмеров зачастую находятся костюмы большой ценности – не только материальной, но и исторической. Подобные исторические ценности передаются в театральные музеи, но некоторая часть их – и порой немалая – оседает в костюмерных цехах. В дальнейшем только от художественного вкуса и чувства ответственности костюмера зависит, будут ли эти костюмы уничтожены или бережно сохранены как важная часть материальной истории театра.

Татьяна Шабалина

Ни один театр не обходится без костюмерной – помещения, в котором хранятся костюмы для выступлений. По своему назначению костюмерная во многом схожа с гардеробной, но при этом все же имеет свою специфику. В первую очередь, это связано с особенностями и количеством вещей, которые там хранятся, ведь количество театральных и маскарадных костюмов может доходить не только до нескольких сотен, но даже тысяч единиц. Для изготовления сценических костюмов применяют не только ткани, но и другие материалы, например, бумагу либо картон. Чтобы не испортить изделие, необходимо его правильно хранить, ведь многие "нестандартные" материалы нельзя подвергать деформации, поэтому такую необычную одежду невозможно просто положить на полку. В этом случае оптимальным решением станет купить вешало . Данная конструкция предназначена не только для хранения, но и для демонстрации одежды. Чаще всего такое оборудование устанавливают в магазинах, но оно актуально и для костюмерных в театрах и киностудиях. В том случае, если ваше учреждение специализируется на оказании услуг по прокату маскарадных костюмов, данная конструкция также будет функциональным вариантом. Вешало напольное, приобрести которое вы можете в нашей компании, позволит в полном объеме продемонстрировать ассортимент, имеющийся в наличии. Для хранения головных уборов и обуви понадобятся соответственно специальные кронштейны и выдвижные ящики. Если помещение небольшое, обратите внимание на эргономичную встроенную мебель.

Дополнительное оборудование для костюмерных

Нередко костюмерная выполняет не только роль помещения для хранения костюмов и театрального реквизита, но и гримерной, в которой актеры готовятся к предстоящему выступлению, а также комнаты отдыха. Чтобы обеспечить максимальный комфорт, необходимо позаботиться об оснащении костюмерной дополнительным оборудованием. В обязательном порядке в помещении должно быть зеркало во весь рост. Также понадобится оборудование для ухода за одеждой (гладильная доска, место для хранения швейных принадлежностей и т.п.), ведь в процессе подготовки к выступлению все должно быть под рукой.Не будет лишним установить в костюмерной удобную мягкую мебель, чтобы актеры могли отдохнуть между выступлениями. Очень важным при оснащении костюмерной грамотно подобрать освещение, ведь это является необходимым условием для работы гримеров.

Спектакль начинается в пять часов вечера. По правилам, костюмер должен быть на рабочем месте за час до начала действия. Лера начинает свою работу с гладильной доски — отпаривает юбки для актрис. Кстати, гладить — это не единственная задача костюмера. Мелкий ремонт одежды тоже входит в его обязанности, поэтому надо хорошо владеть иголкой и ниткой, чтобы при необходимости оперативно подправить испорченную вещь.

Вся одежда хранится на специальном складе. Там костюмер берет наряды, которые понадобятся артистам во время спектакля. Костюмов до ужаса много, и висят они вплотную друг к другу, причем не только на уровне глаз, но и наверху, под потолком. Помещение склада очень маленькое, и беспрепятственно передвигаться по нему практически невозможно. Чтобы попасть из одного конца склада в другой, приходится прикладывать немалые усилия. Задача усложняется, если у тебя в руках шесть-семь вешалок с костюмами. Это не только неудобно — длинные и объемные костюмы путаются под ногами и закрывают обзор; это еще и физически тяжело, поскольку одежда актеров много весит за счет плотных тканей и замысловатой фурнитуры.

Главная сложность работы — это непосредственный процесс одевания артистов. Лера работает, в основном, с танцорами балета. Девушек много, и каждой надо помочь: разобраться, где чья юбка, не запутаться в хитром костюме, застегнуть все молнии и крючки (обязанность костюмера — застегивать одежду на каждом из артистов по очереди).

«Это при том, что основная масса актеров — люди очень капризные. Костюмеру постоянно приходится бегать от одного человека к другому. Кому-то корсет жмет, еще кто-то запутался в юбке и порвал колготки. Больше десятка человек — и каждому нужно уделить внимание. А если не уделить — обижаются. И свое плохое настроение непременно срывают на костюмере».

После того, как артисты оделись и ушли исполнять первое действие, костюмер подготавливает следующую партию нарядов. Либо отдыхает, но это реже. Объем работы зависит от сложности постановки и от количества задействованных в ней костюмов. Чаще всего артистам приходится переодеваться по несколько раз за спектакль. Это значит, что у костюмера практически не остается времени на отдых: он постоянно занят подготовкой новых нарядов. Поэтому хороший костюмер должен знать свой склад и с легкостью в нем ориентироваться. В условиях ограниченного времени это особенно важно. Когда артисты возвращаются, все начинается по-новой: расстегнуть костюм, помочь снять, подать следующий, застегнуть, выслушать. И так с каждым человеком. Еще желательно между делом аккуратно развесить предыдущую партию нарядов.


Работа заканчивается минут за пятнадцать до конца последнего отделения спектакля, который костюмер, чаще всего, посмотреть не может. Это не единственный минус — зарплаты у костюмеров обычно тоже очень маленькие. Леру поддерживает осознание себя частичкой театра и сценического действа. Впрочем, как и многих других работников в сфере культуры.

Фото на главной: blog.europeanafashion.eu.

Костюмер - специалист, отвечающий за хранение и подготовку костюмов в театре, на киностудии и т.п. Профессия подходит тем, кого интересует мировая художественная культура и труд и хозяйство (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Особенности профессии

В костюмерном цеху костюмы хранятся, снабженные ярлычками с названиями спектаклей и фамилиями актёров, для которых они сшиты. Это помогает избежать путаницы, если у актёра, занятого в роли, есть дублёр. Костюм к каждой роли снабжается описью, в которой перечисляются все детали: обувь, головные уборы, нижнее белье, аксессуары и т.д.

Перед началом представления костюмер проверяет комплектность костюмов, приводит их в порядок и относит в гримёрки, где актёры готовятся к выходу. Иногда актёру требуется помощь в одевании. Например, невозможно без посторонней помощи затянуть корсет или надеть юбку с кринолином. Некоторые роли требуют костюма, но особого грима. Поэтому к процессу подготовки актёра подключается и гримёр.

Реквизит (оружие, трости, цветы, украшения, очки, письма и т.п.) тоже является частью образа и дополняет костюм. Поэтому костюмер и гримёр работают сообща с реквизитором.

После представления костюмер снова уносит костюмы на хранение, чистит и ремонтирует. Если нужно, отправляет их в чистку или прачечную. Когда нужна мелкая починка и подгонка по фигуре, костюмер делает его сам, а для крупного ремонта обращается в пошивочный цех.

Если нет такой возможности, серьёзный ремонт тоже становится обязанностью костьмера. Когда костюм приходит в непригодность, костюмер сообщает об этом заведующему постановочной частью, чтобы тот мог вовремя заказать дубликат.

Отправляясь на гастроли, костюмер аккуратно упаковывает костюмы в чемоданы и кофры, а в дороге бдительно следит за багажом. При этом у него с собой обязательно есть утюг, нитки и иголки. Где бы ни состоялось представление, костюмер успеет погладить костюмы, а если надо - зашить и заштопать.

Костюмер занимается костюмом на всех этапах его существования.

При создании нового спектакля или фильма разрабатываются и новые костюмы. Художник по костюмам придумывает эскиз, пошивочный цех воплощает замысел. Костюмер участвует в процессе, присутствует на примерках.

Но если спектакль сходит со сцены, костюмы отправляются в запасники.

Чем старее театр или киностудия, тем больше костюмов накапливается в костюмерной. Со временем они приобретают музейную ценность. Костюмерная превращается в своего рода музей (хотя и без посетителей), и вот уже костюмер чувствует себя музейным смотрителем. Ведь сохранность старых костюмов - это тоже забота костюмера.

Рабочее место

Театры, кино- и телестудии, филармонии. Костюмер может состоять в коллективе какого-либо шоумена (певца, музыканта и т.п.), сопровождая его на всех выступлениях, в том числе и на гастролях.

Оплата труда

Зарплата на 09.07.2019

Москва 30000—60000 ₽

Важные качества

Костюмеру необходим художественный вкус, ответственность, трудолюбие, интерес к той сфере искусства (тетра, кино и пр.), в которой он работает.

Знания и навыки

Костюмер должен знать виды, размеры, марки, сортность и другие качественные характеристики костюмов, артистического реквизита и аксессуаров.

Нужны познания в области современной и исторического костюма. Умение ухаживать за одеждой (гладить, чистить, выполнять мелкий ремонт), поддерживать такой порядок хранения и складирования костюмов и реквизита, чтобы каждый предмет можно было легко найти.