Юрий Любимов: биография, личная жизнь. Любовная биография юрия любимова Сын юрия любимова петр кто он

На дворе был 1976 год. Он был женат, она - замужем. Он жил в СССР, она - в Венгрии. В те времена венгерская журналистка даже подумать не могла о том, что они когда-нибудь будут вместе… Но Каталин и преодолели все преграды и вот уже почти 30 лет неразлучны.


С тех пор как семья Любимовых в конце 90-х снова поселилась в Москве, Каталин работает в Театре на Таганке, занимаясь буквально всем - от переговоров о гастролях до ремонтных работ. Одни считают, что она спасла театр, другие рассказывают о ее нелегком характере и бескомпромиссности. Каталин приезжает в театр раньше, чем остальные сотрудники, и добирается домой только поздним вечером.

Каталин, вы получаете зарплату за свою работу?

Я - самый настоящий волонтер, 10 лет работаю в , не получая за это ни копейки. Меня вдохновляет то, что я - независимый человек. Все вокруг работают ради зарплаты, а я - потому что мне хочется это делать.

Почему вы стали работать в театре?

Десять лет тому назад мэр Москвы Юрий Лужков сказал Юрию Петровичу: «Я надеюсь, что вы отпразднует свое 80-летие в Москве». После приглашения мэра Юрий Петрович решил перебраться в Москву. Мы увидели, что Театр на Таганке в ужасном состоянии. За восемь лет без Юрия Петровича он превратился буквально в помойную яму. Здесь работало в три раза больше людей, чем сейчас. Случалось, что Юрий Петрович приходил на репетицию, а сотрудники даже не здоровались с ним. Актеры испортили спектакли Любимова своими поправками и отпугнули зрителей, которые любили этот театр. Привести театр в порядок в таких условиях и с такими людьми было практически невозможно. И тогда я решила помочь Юрию.

Кто-нибудь из сотрудников вам помогал?

Мне пришлось сражаться с людьми, которые 10 минут делали вид, что работают, а 7 часов 50 минут где-то шлялись или крали из театра все, что можно, от досок до посуды. Тогда я стала работать сама: красила, убирала, выносила мусор… Короче говоря, делала все, что делают во время ремонта и после него. Многие уговаривали меня, в том числе и здесь, в театре, стать директором. Но я сказала: «Нет. Я помогаю мужу, и делаю это из уважения к России и русской культуре». С ней связана вся моя юность. Я начала читать Достоевского, Пушкина и Гоголя, когда мне еще не исполнилось 12 лет. Отец сказал: «Тебе пора познакомиться с русской литературой. Начинай читать».

Чем занимался ваш отец?

Отец был путешественником, а мама не работала. Я родилась в 1946 году, в очень тяжелые для Венгрии времена. Страной правил Матьяш Ракоши, при нем люди либо сидели в тюрьме, либо писали доносы. Отец не мог позволить, чтобы мама работала в такой среде.

Когда вы стали говорить по-русски?

Я выучила этот язык, когда приехала в СССР вместе со своим первым мужем. Он писал в Москве докторскую диссертацию. И хотя я поступила в Будапештский университет на отделение французского языка и литературы, здесь мне не разрешили заниматься французским, ведь я была иностранкой. Сказали: сначала выучите русский. Через три месяца я уже успешно сдала первый зачет. В МГУ у меня были замечательные преподаватели.

Я не ходила в театр. За билетом в Театр на Таганке нужно было стоять в очереди целую ночь. А я до сих пор физически не выношу очередей.

Вы долго прожили в СССР?

Четыре года, мы вернулись в Будапешт, когда муж закончил докторскую. Я параллельно окончила факультеты русской филологии и журналистики и стала работать в Обществе венгеро-советской дружбы: приглашала писателей, устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И немало помучалась, прежде чем смогла пригласить в Будапешт Театр на Таганке. Но в 1976 году театр привез к нам «Гамлета», «Десять дней, которые потрясли мир», «А зори здесь тихие…» и произвел фурор.

Тогда вы познакомились с Юрием Петровичем. Он вам понравился?

У меня возникло очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми… Юрий тоже отнесся ко мне с очень большой симпатией, но он жил с Людмилой Целиковской, а у меня был муж … И кроме того, я жила в Венгрии, а он - в Союзе. В те времена переезды были огромной проблемой.

Но он ухаживал за вами?

Тогда Юрий подолгу репетировал, давал интервью, свободного времени почти не было. Если появлялось несколько часов, мы бродили по городу, Юрий рассказывал о себе, он - великолепный рассказчик. Я слушала его и тревожилась: почему этот человек не следит за собой и не щадит себя? Юрий тогда курил по 2-3 пачки в день. И я сказала ему: «Я вас очень прошу, не отравляйте себя. Бросьте курить».

Каталин: Любимова. Источник: Каталин: Любимова.

И он бросил?

Да. Слава Богу.

После гастролей он уехал в Москву, а вы остались в Венгрии?

Да. Он сказал, что постарается позвонить, и когда через три дня телефон зазвонил, и я услышала голос Любимова, то целый день летала как на крыльях. Он стал звонить каждый день, мы подолгу разговаривали, я очень ждала этих разговоров, а потом стала думать, как бы нам чаще встречаться. И Юрий об этом думал: уезжая куда-нибудь за границу, он летел через Будапешт, и «пропадал» здесь на несколько дней. В 1978 году мы поженились в Венгрии, я приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Тогда и стала смотреть все спектакли Театра на Таганке.

Как к вам отнеслись его актрисы?

Они приняли меня в штыки. По ночам звонили и говорили разные гадости. Слабонервный человек этого бы не вынес.

Кода родился ваш сын, Петр?

В 1979 году. Я уехала рожать в Будапешт и позвонила Юрию только после того, как все закончилось, и сказала, что родился сын, которого он так ждал. А Юрия даже не хотели выпускать в Венгрию, чтобы увидеть сына. Я прожила в Москве всего три года, а потом начались гонения, которые привели Юрия к вынужденной эмиграции. Знаете, мы уехали, оставив на кухне недопитый чай. И не могли подумать, что 8 лет не сможем вернуться в Россию.

Вам было страшно?

Я вспоминаю эти годы не с ужасом, а с удовольствием. Любимов выбирал только те постановки, которые ему нравились. Он поставил свыше 30 опер, ставил спектакли в театре, вел мастер-классы (большинство из них Юрий проводит до сих пор). Мы ездили по всему миру, пока не поселились в Иерусалиме - это божественный город. К тому времени Петр уже подрос, нужно было где-нибудь остановиться: я не могла таскать ребенка по всему миру. Он и так ездил с нами всюду с шести недель, учился в 28 школах! Юрий уезжал из Иерусалима на постановки, я приезжала ближе к премьере, оставив Петра с гувернанткой. Нам было очень хорошо. А после возвращения в Россию, сразу начались неприятности, я говорю о разделе театра. Николай Губенко сыграл в этих событиях очень неоднозначную роль. После распада СССР он потерял кресло министра культуры, а после раздела Таганки у него появилась возможность возглавить театр. Видите, что из этого вышло? Бывшее здание Таганки теперь «Содружество актеров Таганки» сдается под антрепризы.

Вам никогда не хотелось заняться собственной карьеров?

Я не из тех эгоисток, которые делают карьеру во чтоб это ни стало. Мне всегда хотелось быть максимально полезной своим близким, я получаю от этого удовольствие…. Ну написала бы я несколько десятков хороших интервью и статей. И что? Я считаю, что главное в жизни женщины семья. Она как стержень, который поддерживает человека, помогает ему чувствовать себя уверенно.

Вам не кажется, что вы всегда были скорее женой, чем матерью?

Никогда не была матерью-наседкой в дурном смысле этого слова. Я всегда заботилась и забочусь о Петре, но я должна помогать мужу. Особенно сейчас.

Любимову не надоел театр?

Юрию надоело без конца всех контролировать и учить. Но он говорит: «Я не могу допустить, чтобы все, что я создал, растащили на моих глазах, уничтожив то, чем я занимался. Пока я жив, я буду работать в театре, как старый ремесленник, которому дорого его дело. И он по-прежнему работает по 10-12 часов в сутки.

Почему Юрий Петрович никогда не рассказывает в интервью о своей семейной жизни?

Он считает, что семейная жизнь должна быть скрыта от широкой публики. Юрий очень любит, когда дома уютно и тихо. Я приучила Петра с малых лет: если отец отдыхает или читает, нужно ходить на цыпочках. Никаких шумных игр. Человек, который столько работает, должен дома по настоящему отдыхать.

Как-то ранним утром я встретила вас с пакетами, полными зелени и овощей.

Юрий любит хорошо поесть, но тяжелая, копченая и жирная еда приносит вред, поэтому я по утрам хожу на рынок и покупаю овощи. Я готовлю сама, и стараюсь как можно больше сделать и в театре, и дома. Но иногда физически не хватает времени.

Юрий Петрович мне как-то сказал, что ему нравится, если в женщине есть что-то кошачье.

Он считает, что в каждой женщине есть что-то от кошки… Юрий обращает внимание на красивых женщин так же, как на красоту природы, поэзии, живописи и скульптуры. Кстати, он замечает не только женщин с правильными чертами лица. Гораздо интереснее какая-то необычность, изюминка, шарм. С шармом нужно родиться, а красоту можно навести.

Вы никогда его не ревновали?

Я очень ревнивый человек, к сожалению. Поводов много: кто только ни влюблялся в Любимова. Иногда я шучу, иногда могу сделать резкое замечание. Но я никогда не ограничивала его свободу: я не имею на это права. И всегда следила только за тем, чтобы соблюдали его интересы.

Что сейчас делает ваш сын Петр?

Он получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии и начал работать в строительной компании. Но когда Юрии два года назад заболел, Петр сказал: «Я долго жил вдали от отца, и мой долг ему помочь». Петр бросил работу в компании, где неплохо зарабатывал, и теперь работает в Театре на Таганке, волонтером, как и я. Но я уговорила его больше не приносить жертв, а, наконец, заняться своей жизнью и карьерой.

Вы ни о чем не жалеете?

Только о том, что очень редко вижу маму. К сожалению, мне удается вырваться ее навестить только два или три раза в год, каждый раз я приезжаю дней на десять. Она живет в Венгрии, ей уже 93 года и с тех пор как я вышла замуж за Любимова, она видит меня все меньше и меньше.

Любимовы за копейку удавятся
7 Июля 2011

Хамство Каталин просто не знало предела! - поведал «КП» бывший актер и режиссер Театра на Таганке Эрвин Гааз. - На репетиции во всеуслышание она могла сказать актрисе в возрасте: «У вас ж..па трясется!», «Вы - твари, быдло, б...ди!»

Актеры Таганки больше не могут молчать о самодурстве Любимовых

Скандал с заявлением об уходе из театра худрука Юрия Любимова две недели обсуждает вся страна. В прошлом еженедельнике мы опубликовали интервью Юрия Петровича (), который обвинил артистов в разгильдяйстве и мелочности. (Читайте также: "Любимов ушел. Таганку спасет Золотухин?") А теперь с ответным словом выступают артисты...

Дмитрий Высоцкий: «Я выиграл суд!»

Актер Дмитрий Высоцкий, известный по фильму Чухрая «Русская игра», девять лет проработал в Театре на Таганке. Здесь же играет его жена актриса Лиза Левашова. Актерская пара не понаслышке знает о мстительности четы Любимовых.

По словам Высоцкого, его конфликт с Любимовым произошел из-за ерунды. Высоцкого попросили представить (вместо заболевшего режиссера Чухрая) на Фестивале русского кино в Италии картину «Русская игра», в которой снялся Дмитрий. Для актера предложение было почетным, и он попросил Любимова отпустить его на несколько дней, что вызвало гнев Юрия Петровича и его супруги.

Я улетел в Италию, а по возвращении меня уволили за прогул, - рассказал Дмитрий. - Я бы стерпел это, но в это же время моей жене предложили тоже писать заявление по собственному желанию, а она в этот момент кормила грудью нашего двухмесячного малыша. За жену я решил бороться. Обратился в профсоюз и подал иск в суд. Жену оставили в театре, а я через суд добился, чтобы мое увольнение было аннулировано. Я восстановился и тут же написал заявление на увольнение. Отсудил и деньги, которые мне не выплатили за работу. Однако от театра получил лишь часть денег, от остальных отказался, потому что Каталин сказала артистам, что деньги мне будут высчитываться из их зарплаты...

«К сожалению, с годами отношение к артистам в театре только ухудшалось, - рассказал «КП» нынешний актер Таганки Роман Стабуров. - Юрий Петрович запрещал артистам театра сниматься в кино. Актеры других театров свободно снимаются в кино, становятся знаменитыми, и их не страшит увольнение - они востребованны. Актеры Таганки неизвестны потому, что всегда отказываются от участия в кино. Артисты Таганки воспитаны по-семейному, не представляют жизни вне театра.

Отсюда, кстати, и трагедии... Очень печальная история случилась три года назад с актером Володей Черняевым. У него пошла черная полоса - развод с женой, ухудшение отношений с Любимовым и его женой. Его друг актер Рыжиков - любимец Каталин, выполнявший все ее указания, - начал трепать ­нервы Володе. По желанию Каталин именно ему, близкому другу, стали отдавать Володины роли. Юрий Петрович любит так сталкивать актеров лбами. Это было еще с Владимиром Высоцким, когда его роль он отдал Золотухину. Черняев не смог пережить травлю, ушел в запой, его уволили. А через два месяца после увольнения вскрыл себе вены. Он не понимал, как ему жить без театра...

Самоубийство Черняева мы связываем с его увольнением из театра. Хотя Любимов сказал всем, что не знает, что Черняева уволили. А потом заявил, что не знает, как умер актер... А увольнений и травли актеров было предостаточно. Знаменитого актера Юрия Беляева уволили за то, что он якобы прогулял репетицию, хотя он лично звонил, что не может быть в этот день, попросил замену. Ему сказали: да, хорошо. Когда же он вернулся, то узнал, что уволен за прогул. Беляев подал в суд и по суду вернулся в театр, отсудив 120 тыс. руб. Некрасиво уволили знаменитого Юрия Смирнова, представлявшего собой «золотой фонд» Таганки. Актера Виталия Шаповалова, который еще с Владимиром Высоцким играл, выжила Каталин. Шаповалов стал болеть, сломал шейку бедра. Его обвинили в том, что он покупает больничные, и вышвырнули вон. Бесчеловечно! Знаменитый художник Боровский вынужден был покинуть Таганку - не стерпел хамства Каталин, жены Любимова.

Прозвища для актеров

Хамство Каталин просто не знало предела! - поведал «КП» бывший актер и режиссер Театра на Таганке Эрвин Гааз. - На репетиции во всеуслышание она могла сказать актрисе в возрасте: «У вас ж..па трясется!», «Вы - твари, быдло, б...ди!» Сперва нам казалось, что у нас два полицейских - добрый Любимов и злая Каталин. Но с годами оба полицейских стали злыми. Работать стало невыносимо. Я не могу слышать, как публично оскорбляют старейших актеров. Какой урок тогда получает молодежь?!

Со мной была такая история. Я, как режиссер, долго разминал свой спектакль, в котором Любимов разрешил мне сыграть главную роль. Но в последний момент узнал, что за моей спиной репетирует роль другой актер. Я 25 лет проработал в Таганке, но мое терпение лопнуло, и я написал заявление об уходе. Кстати, бывало я не мог играть по состоянию здоровья - у меня артрит, одна нога короче другой. Но Любимов понес мое медицинское заключение каким-то своим знакомым и сказал, что я изображаю из себя больного! А еще Любимов и его жена взяли манеру придумывать, как на зоне, артистам прозвища и обращаться по ним к актерам: Академик, Маленький, Вредитель, Паровозик. Это нормально?! И это при том, что со мной Каталин вела себя осторожнее, потому что я немец по национальности. Похоже, русских она ненавидит, называет свиньями.

Не полила... искусственные цветы

Каталин - страшная женщина, - рассказала «КП» бывший костюмер театра, попросившая не называть имени. - При мне была история, когда Каталин шла по коридору, увидела цветы в кадке и воскликнула: «Почему цветы не поливают?!» Ей побоялись сказать, что они искусственные. Каталин прибежала к кадровичке и потребовала уволить уборщицу. Позже кто-то осмелился все объяснить Любимову. Надо отдать должное Юрию Петровичу, он позвонил и извинился перед уборщицей, предложив ей вернуться. Но та отказалась. Почему я ушла? Я была самой молодой костюмершей. Кто-то нашептал Каталин, будто у меня роман с актером, в которого влюблена одна актриса. Все это было вранье! Но Каталин потребовала, чтобы я увольнялась. Я не стала унижаться. Когда пришла оформлять документы к кадровичке, в этот же день увольнялись еще двое работников. И вот при мне в кабинет вошла Каталин и спросила кадровичку: «У тебя за день уволились трое!» «Увольняются-то не у меня, а у вас», - попыталась «оправдаться» та. «Пиши заявление об уходе!» - резюмировала Любимова.

Имеют право

Каталин время от времени издает указы, которые достойны пера Салтыкова-Щедрина, - рассказал «КП» актер Стабуров. - Например, она, как замдиректора, издала «Указ о конфиденциальности информации». Актерам запрещается, кроме прочего, говорить с кем-то о... репертуаре театра, который вообще-то вывешен на афишах! И за это, как следует из документа, артистов ждет не только увольнение, но и привлечение к уголовной ответственности! Еще она издала указ о том, что артисты не имеют права ходить через зрительский вход, а только через служебный. Нарушения карались выговорами и последующим увольнением. И вот однажды я попал к ней в немилость. Мне сделали выговор за то, что я якобы вышел не через тот выход. Вообще подобный указ - уже нарушение всего! А я к тому же его не нарушил!.. Я обратился в суд. Каталин привела очевидцев, которые лже­свидетельствовали, что я прошел не там, где она разрешает! Судья и та была поражена подобным авторским указом. В общем, я добился через суд отмены выговора и отмены указа...

Любимову давно не до театра

Понимаете, просто так актеры бы не попросили в Чехии деньги за спектакль, - объясняет Стабуров. - Просто часто за гастроли нам недоплачивали. То Любимов объяснял, что его принимающая сторона кинула, то еще что-то. У нас были основания не доверять.... На гастролях в Киеве как-то Каталин придумала такую экономию: чтобы не тратиться на гостиницу и суточные, она приказала артистам играть спектакль и уезжать в Москву, а потом возвращаться, чтобы сыграть спектакль. И все равно нам недоплатили. Только слышали брань...

Много можно вспомнить мелких пакостей Каталин. Но зерно проблемы вот в чем: Любимов захотел обеспечить свою семью. Его план - разогнать театр и взять в бессрочную аренду помещение в центре города, - говорит Стабуров. - Судьба актеров его давно перестала волновать. Хотя он и так миллионер. Он заявил, что актеры по 50 тыс. руб. получают. Неправда. Я получаю 37 тыс. руб. Надбавок, премий от Любимова мы не видим. Некоторые актеры живут в нищете. Гааз, который 25 лет проработал в театре, живет в коммуналке. А Любимов живет очень богато. Нам известно: у него есть имущество в Израиле, Венгрии, Италии. В Москве он проживает в трехкомнатной шикарной квартире на Пречистенке. На балансе театра числятся несколько квартир, которые используются на нужды семьи. Подчеркиваю, мы выступаем не против Любимова-режиссера, а против Любимова-директора, с этой работой он и его жена не справляются! А сейчас Любимов вывозит из театра имущество, без описи. Говорит, что это его собственность...

Мы будем следить за ситуацией. В данный момент Любимовы улетели в ­Венгрию. А накануне Юрий Любимов уволил жену Каталин с должности своего заместителя.

Обсуждение статьи

Гудрун
Oct 12 2011 1:17AM

Ничего не могу сказать, ни разу не была в этом театре. И не переживаю. А такие разборки повсеместно. Кто наглый и беспринципный, у кого соответствующая наследственность, тот и все забирает (нефть, никель, алмазы, земля, рыба, аэропорты, электросети, ГЭС и т.д.). А мы негодуем, обсуждаем и на этом все. Меня больше беспокоит куда делись 500 тонн обогащенного урана нашего и будет ли Америка бомбить Сирию. Это важно. А что Кунц с мужем сделали перед возвращением на родину свою, меня не интересует вообще.

РОМАН СТАБУРОВ
Jul 10 2011 7:23PM

Официально заявляю - я, артист Театра на Таганке Роман Стабуров, глубоко возмущен данной публикацией Анны Велигжаниной. Около девяноста процентов приведенных ею здесь якобы моих высказываний я не произносил никогда, как то: инсинуации Велигжаниной о смерти Черняева, не обсуждал в беседе с ней своих коллег, а именно: Рыжикова, Золотухина, Беляева, Шаповалова, Смирнова, Гааза. Так же никогда не обсуждал с ней ни гастроли в Киеве, ни гастроли в Чехии (на которых я не был), ни, тем более, финансовое благосостояние семьи Любимовых. Те ничтожные крохи информации, которые выдернуты ей из моего реального интервью, ею безбожно перевраны и поданы в заведомо " желтом" провокационном ключе. В частности, искажен тон и смещены акценты во всем, что касается Каталин Любимовой. Примечательно, что в данной статье нет ни одного предложения, реально произнесенного мною, ибо ни язык статьи, ни построение фраз, ни убожество приведенных речевых оборотов мне, как человеку образованному, сценаристу и литератору, абсолютно не свойственны.

Я связался с редакцией КП. По моему настоянию Данная статья была убрана с сайта. Готовится опровержение. Тем не менее, к своему ужасу, я обнаруживаю, что статью перепостили на нескольких сайтах. В частности - на вашем. Я на грани того. чтобы подать на Велигжанину в суд.

ДАБЫ НЕ УСУГУБЛЯТЬ СИТУАЦИЮ, ПРОШУ УБРАТЬ ЭТУ ПОЗОРЯЩУЮ И МЕНЯ, И АКТЕРОВ, И СЕМЬЮ ЛЮБИМОВЫХ, И САМУ ВЕЛИГЖАНИНУ, СТАТЬЮ С ВАШЕГО САЙТА, ТАКЖЕ ПРОШУ - УБРАТЬ ВСЮ ВЕТКУ ОБСУЖДЕНИЙ И ЗАБЫТЬ ЕЕ КАК СТРАШНЫЙ СОН.

Ужасно грустно, что в погоне за дешевой сенсацией, некоторые журналисты совершенно теряют СТЫД И СОВЕСТЬ.

для подтверждения моей личности со мной можно связаться или через одноклассники, или по мылу: [email protected]

Добродушный
Jul 10 2011 12:46PM

Ну, "русскость" Любимова для меня под заметным вопросом. А кто (или, лучше, "что") он в действительности есть - порядка двадцати лет назад еще сказал Губенко, когда была очередная внутритаганковская мутация.

ВАЛ
Jul 9 2011 6:33PM

Мда, классическое театра и нашей жизни спуталось в один клубок.

Пора обобщить и расследовать почему мы русские такие, воровство даже исключает инстинкт самосохранения - когда для своей же безопасности надо делится с ближним.

Причина наших многочисленных, жестоких и якобы бессмысленных бунтов именно в этом.

И вечно нами командуют записные сволочи.

Северный
Jul 9 2011 12:36PM

Жаль старика. эта тварь румынка-венгерка оболтала его

Пётр
Jul 8 2011 11:24PM

Владимир Мусинский

Jul 7 2011 11:25PM

Вы как не в эрефии проживаете. Ну многое у нас есть и даже Конституция есть.Есть и УК и масса правозащитных структур.Но что толку от них.От начальника самодура они не защитят.Вы можете добиться восстановления на работе но второй раз вас уволят законно. Подберуться.А некоторых строптивых просто закатают. Просто выженное поле от Закона. Уволит Любимов то не возьмут в другие театры.Каста.Не все смелые распоряжаться достатком своей семьи

Пётр
Jul 8 2011 11:17PM

И это при том, что со мной Каталин вела себя осторожнее, потому что я немец по национальности. Похоже, русских она ненавидит, называет свиньями.

Боже.Ну когда Ты Господи наконец дашь нам силы и возможности наказать кроваво всех кто изгаляется над русскими - живя же за счет русских и среди русских.

предатели -кремляди
Jul 8 2011 2:59AM

Молдавско-приднестровское урегулирование: Сдачей Приднестровья Медведев пытается "замолить перед Западом "грех" юго-осетинской войны"

Казалось, что времена Горбачева и Ельцина, насыщенные духом предательства, когда политики всех мастей и уровней перебегали от одной политической силы к другой, более обеспеченной и "продвинутой", когда с "чемоданами" секретных и сверхсекретных документов они "выезжали" на постоянное место жительства в США (как, например, бывший министр МВД, КГБ Вадим Бакатин), бросали союзников на произвол судьбы, предавались лучшие друзья и целые народы, прежде всего, русский народ, миллионы представителей которого оказались не по своей воле на чужбине..., остались далеко в прошлом, в "лихих" 90-х, пишет ИА "Ольвия-пресс". Отнюдь. Оказалось, что сегодняшние реалии политической жизни и представители властной элиты РФ ничуть не лучше

Подробности: http://www.regnum.ru/news/polit/1422542.html#ixzz1RSlDCwBi

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM

Т-34
Jul 8 2011 12:36AM

А вы в курсе, что все театры являются бюджетными организациями? И по сути, существуют за счёт налогоплательщиков, т.е. простых людей.

И этим тетралам не надо ничего творить такого, чтобы завлечь публику, заинтересовать её, заставить через билеты спонсировать творчество. Достаточно прийти в высокий кабинет и выклянчить денег, предварительно отобранных у граждан.

А теперь скажите почему люди платят свои деньги а все эти театы гоняют по заграницам или устраивают аншлаги в Москве? Почему эти сранные спектакли в каком нить Мухосранске хрен когда увидишь, а если и увидишь, то халтуру с запасными актёрами. Какого хрена люди содержат этих шутов гороховых, которые ёщё и сверху вниз на них глядят? А теперь эти нахлебники ещё и публично срутся за наши деньги.

Владимир Мусинский
Jul 7 2011 11:25PM

Очень похоже, что гениальный Любимов ещё и гениальный вор.

Ему бы подумать, что богатства на тотсвет он с собой не возьмёт, а грязь за ним и на тот свет потащится.

А актёрам незачем без конца быть "терпилами", есть полиция и прокуратура.

На дворе был 1976 год. Он был женат, она - замужем. Он жил в СССР, она - в Венгрии. В те времена венгерская журналистка даже подумать не могла о том, что они когда-нибудь будут вместе… Но Каталин и преодолели все преграды и вот уже почти 30 лет неразлучны.


С тех пор как семья Любимовых в конце 90-х снова поселилась в Москве, Каталин работает в Театре на Таганке, занимаясь буквально всем - от переговоров о гастролях до ремонтных работ. Одни считают, что она спасла театр, другие рассказывают о ее нелегком характере и бескомпромиссности. Каталин приезжает в театр раньше, чем остальные сотрудники, и добирается домой только поздним вечером.

Каталин, вы получаете зарплату за свою работу?

Я - самый настоящий волонтер, 10 лет работаю в , не получая за это ни копейки. Меня вдохновляет то, что я - независимый человек. Все вокруг работают ради зарплаты, а я - потому что мне хочется это делать.

Почему вы стали работать в театре?

Десять лет тому назад мэр Москвы Юрий Лужков сказал Юрию Петровичу: «Я надеюсь, что вы отпразднует свое 80-летие в Москве». После приглашения мэра Юрий Петрович решил перебраться в Москву. Мы увидели, что Театр на Таганке в ужасном состоянии. За восемь лет без Юрия Петровича он превратился буквально в помойную яму. Здесь работало в три раза больше людей, чем сейчас. Случалось, что Юрий Петрович приходил на репетицию, а сотрудники даже не здоровались с ним. Актеры испортили спектакли Любимова своими поправками и отпугнули зрителей, которые любили этот театр. Привести театр в порядок в таких условиях и с такими людьми было практически невозможно. И тогда я решила помочь Юрию.

Кто-нибудь из сотрудников вам помогал?

Мне пришлось сражаться с людьми, которые 10 минут делали вид, что работают, а 7 часов 50 минут где-то шлялись или крали из театра все, что можно, от досок до посуды. Тогда я стала работать сама: красила, убирала, выносила мусор… Короче говоря, делала все, что делают во время ремонта и после него. Многие уговаривали меня, в том числе и здесь, в театре, стать директором. Но я сказала: «Нет. Я помогаю мужу, и делаю это из уважения к России и русской культуре». С ней связана вся моя юность. Я начала читать Достоевского, Пушкина и Гоголя, когда мне еще не исполнилось 12 лет. Отец сказал: «Тебе пора познакомиться с русской литературой. Начинай читать».

Чем занимался ваш отец?

Отец был путешественником, а мама не работала. Я родилась в 1946 году, в очень тяжелые для Венгрии времена. Страной правил Матьяш Ракоши, при нем люди либо сидели в тюрьме, либо писали доносы. Отец не мог позволить, чтобы мама работала в такой среде.

Когда вы стали говорить по-русски?

Я выучила этот язык, когда приехала в СССР вместе со своим первым мужем. Он писал в Москве докторскую диссертацию. И хотя я поступила в Будапештский университет на отделение французского языка и литературы, здесь мне не разрешили заниматься французским, ведь я была иностранкой. Сказали: сначала выучите русский. Через три месяца я уже успешно сдала первый зачет. В МГУ у меня были замечательные преподаватели.

Я не ходила в театр. За билетом в Театр на Таганке нужно было стоять в очереди целую ночь. А я до сих пор физически не выношу очередей.

Вы долго прожили в СССР?

Четыре года, мы вернулись в Будапешт, когда муж закончил докторскую. Я параллельно окончила факультеты русской филологии и журналистики и стала работать в Обществе венгеро-советской дружбы: приглашала писателей, устраивала выставки изобразительного искусства и фотографии. И немало помучалась, прежде чем смогла пригласить в Будапешт Театр на Таганке. Но в 1976 году театр привез к нам «Гамлета», «Десять дней, которые потрясли мир», «А зори здесь тихие…» и произвел фурор.

Тогда вы познакомились с Юрием Петровичем. Он вам понравился?

У меня возникло очень сильная симпатия… Не хочется говорить «любовь с первого взгляда» или «страсть», эти слова стали такими затертыми… Юрий тоже отнесся ко мне с очень большой симпатией, но он жил с Людмилой Целиковской, а у меня был муж … И кроме того, я жила в Венгрии, а он - в Союзе. В те времена переезды были огромной проблемой.

Но он ухаживал за вами?

Тогда Юрий подолгу репетировал, давал интервью, свободного времени почти не было. Если появлялось несколько часов, мы бродили по городу, Юрий рассказывал о себе, он - великолепный рассказчик. Я слушала его и тревожилась: почему этот человек не следит за собой и не щадит себя? Юрий тогда курил по 2-3 пачки в день. И я сказала ему: «Я вас очень прошу, не отравляйте себя. Бросьте курить».

Каталин: Любимова. Источник: Каталин: Любимова.

И он бросил?

Да. Слава Богу.

После гастролей он уехал в Москву, а вы остались в Венгрии?

Да. Он сказал, что постарается позвонить, и когда через три дня телефон зазвонил, и я услышала голос Любимова, то целый день летала как на крыльях. Он стал звонить каждый день, мы подолгу разговаривали, я очень ждала этих разговоров, а потом стала думать, как бы нам чаще встречаться. И Юрий об этом думал: уезжая куда-нибудь за границу, он летел через Будапешт, и «пропадал» здесь на несколько дней. В 1978 году мы поженились в Венгрии, я приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Тогда и стала смотреть все спектакли Театра на Таганке.

Как к вам отнеслись его актрисы?

Они приняли меня в штыки. По ночам звонили и говорили разные гадости. Слабонервный человек этого бы не вынес.

Кода родился ваш сын, Петр?

В 1979 году. Я уехала рожать в Будапешт и позвонила Юрию только после того, как все закончилось, и сказала, что родился сын, которого он так ждал. А Юрия даже не хотели выпускать в Венгрию, чтобы увидеть сына. Я прожила в Москве всего три года, а потом начались гонения, которые привели Юрия к вынужденной эмиграции. Знаете, мы уехали, оставив на кухне недопитый чай. И не могли подумать, что 8 лет не сможем вернуться в Россию.

Вам было страшно?

Я вспоминаю эти годы не с ужасом, а с удовольствием. Любимов выбирал только те постановки, которые ему нравились. Он поставил свыше 30 опер, ставил спектакли в театре, вел мастер-классы (большинство из них Юрий проводит до сих пор). Мы ездили по всему миру, пока не поселились в Иерусалиме - это божественный город. К тому времени Петр уже подрос, нужно было где-нибудь остановиться: я не могла таскать ребенка по всему миру. Он и так ездил с нами всюду с шести недель, учился в 28 школах! Юрий уезжал из Иерусалима на постановки, я приезжала ближе к премьере, оставив Петра с гувернанткой. Нам было очень хорошо. А после возвращения в Россию, сразу начались неприятности, я говорю о разделе театра. Николай Губенко сыграл в этих событиях очень неоднозначную роль. После распада СССР он потерял кресло министра культуры, а после раздела Таганки у него появилась возможность возглавить театр. Видите, что из этого вышло? Бывшее здание Таганки теперь «Содружество актеров Таганки» сдается под антрепризы.

Вам никогда не хотелось заняться собственной карьеров?

Я не из тех эгоисток, которые делают карьеру во чтоб это ни стало. Мне всегда хотелось быть максимально полезной своим близким, я получаю от этого удовольствие…. Ну написала бы я несколько десятков хороших интервью и статей. И что? Я считаю, что главное в жизни женщины семья. Она как стержень, который поддерживает человека, помогает ему чувствовать себя уверенно.

Вам не кажется, что вы всегда были скорее женой, чем матерью?

Никогда не была матерью-наседкой в дурном смысле этого слова. Я всегда заботилась и забочусь о Петре, но я должна помогать мужу. Особенно сейчас.

Любимову не надоел театр?

Юрию надоело без конца всех контролировать и учить. Но он говорит: «Я не могу допустить, чтобы все, что я создал, растащили на моих глазах, уничтожив то, чем я занимался. Пока я жив, я буду работать в театре, как старый ремесленник, которому дорого его дело. И он по-прежнему работает по 10-12 часов в сутки.

Почему Юрий Петрович никогда не рассказывает в интервью о своей семейной жизни?

Он считает, что семейная жизнь должна быть скрыта от широкой публики. Юрий очень любит, когда дома уютно и тихо. Я приучила Петра с малых лет: если отец отдыхает или читает, нужно ходить на цыпочках. Никаких шумных игр. Человек, который столько работает, должен дома по настоящему отдыхать.

Как-то ранним утром я встретила вас с пакетами, полными зелени и овощей.

Юрий любит хорошо поесть, но тяжелая, копченая и жирная еда приносит вред, поэтому я по утрам хожу на рынок и покупаю овощи. Я готовлю сама, и стараюсь как можно больше сделать и в театре, и дома. Но иногда физически не хватает времени.

Юрий Петрович мне как-то сказал, что ему нравится, если в женщине есть что-то кошачье.

Он считает, что в каждой женщине есть что-то от кошки… Юрий обращает внимание на красивых женщин так же, как на красоту природы, поэзии, живописи и скульптуры. Кстати, он замечает не только женщин с правильными чертами лица. Гораздо интереснее какая-то необычность, изюминка, шарм. С шармом нужно родиться, а красоту можно навести.

Вы никогда его не ревновали?

Я очень ревнивый человек, к сожалению. Поводов много: кто только ни влюблялся в Любимова. Иногда я шучу, иногда могу сделать резкое замечание. Но я никогда не ограничивала его свободу: я не имею на это права. И всегда следила только за тем, чтобы соблюдали его интересы.

Что сейчас делает ваш сын Петр?

Он получил в Кембридже аттестат зрелости, окончил университет, год совершенствовал итальянский язык в Италии и начал работать в строительной компании. Но когда Юрии два года назад заболел, Петр сказал: «Я долго жил вдали от отца, и мой долг ему помочь». Петр бросил работу в компании, где неплохо зарабатывал, и теперь работает в Театре на Таганке, волонтером, как и я. Но я уговорила его больше не приносить жертв, а, наконец, заняться своей жизнью и карьерой.

Вы ни о чем не жалеете?

Только о том, что очень редко вижу маму. К сожалению, мне удается вырваться ее навестить только два или три раза в год, каждый раз я приезжаю дней на десять. Она живет в Венгрии, ей уже 93 года и с тех пор как я вышла замуж за Любимова, она видит меня все меньше и меньше.

Каталин Любимова, жена Юрия Петровича Любимова, как-то призналась, что для неё роль любящей и понимающей жены была не менее значима, чем роль матери. Она говорит, что никогда не была матерью-наседкой, которая заботится только о детях. На протяжении долгих тридцати шести лет Каталин была верной помощницей во всех творческих начинаниях Любимова.

Идеальная жена

Юрий Петрович до конца своих дней не переставал заниматься делом всей своей жизни - театром. Хотя он и говорил, что устал от творчества в условиях окружающей нестабильности, но тут же признавался, что намерен работать над постановкой спектаклей до последнего дня своей жизни, как человек, которому дорога его профессия.

Жена Юрия Любимова Каталин работала в Театре на Таганке до момента его ухода оттуда. Никакой официальной должности она не занимала, но помогала в руководстве хозяйственными делами в качестве волонтёра. Рабочий день обоих супругов продолжался по десять-двенадцать часов.

Готовила для мужа Каталин Любимова тоже сама. Ещё до начала рабочего дня она успевала сходить в магазин, чтобы купить для дорогого мужа овощей, из которых главным образом состоял рацион питания всей их семьи - Каталин считала, что жареные и копчёные продукты питания могут неблагоприятно отразиться на здоровье Юрия Петровича.

Секреты счастья

Ещё в семье существовало правило, которое установила Каталин: когда Любимов отдыхал, то тревожить его по любым вопросам запрещалось. Она запрещала сыну шуметь и играть в такие игры, которые могли бы нарушить покой отца.

Больше всего Юрий Любимов ценил в семейной жизни именно покой и уют. Сам он никогда не отвечал на вопросы журналистов о личной жизни, следуя правилу «мой дом - моя крепость».

На вопросы о ревности Каталин отвечает, что всегда была очень ревнивой, но старалась не давать воли своим эмоциям, и никогда не ревновала мужа без повода. Она признаётся, что всегда следила за тем, чтобы и другие люди не нарушали прав её мужа и его спокойствия.

Курить - здоровью вредить

Единственное условие, которое поставила Каталин Кунц Любимову, когда выходила за него замуж - он непременно должен был бросить курить. В то время Юрий Петрович выкуривал до трёх пачек в день, что, конечно же, неблагоприятно сказывалось на его здоровье. Каталин поставила вопрос ребром: если хотите быть со мной - о пагубной привычке нужно забыть.

Юрий исполнил это пожелание и больше никогда не притрагивался к сигаретам.

Неукротимая Катерина

Возможно, что именно тогда и появилось прозвище «Неукротимая Катерина», которым Любимов наделил свою супругу. Сама же она говорит, что согласна с этим прозвищем, поскольку действительно отличается невероятно сильным характером, благодаря которому смогла пережить и годы странствий по миру, и непростые времена в нашей стране. Но она с достоинством прошла через все испытания, помогая и мужу в осуществлении его творческих замыслов, и сыну Петру, заботясь о том, чтобы тот получил достойное образование. Переезжая из города в город и из страны в страну, Каталин Любимова старалась создать хотя бы видимую стабильность для своей семьи. Она всякий раз перевозила с собой на новое место жительства какие-нибудь предметы мебели и домашнего обихода. А если этого сделать не получалось, то она долго бегала по магазинам в поисках похожих вещей. Это помогало создать ощущение того, что никакого переезда не было.

Тяжёлое время

Одним из самых сложных периодов жизни режиссёра и его жены были несколько дней после смерти Владимира Высоцкого. В Москве проходила Олимпиада и правительство дало указание похоронить артиста как можно незаметнее, чтобы не создавать волнений среди народных масс. Но Юрий Петрович не мог допустить, чтобы всенародно любимого артиста похоронили без должных почестей, не дав многочисленным почитателям его творчества возможности попрощаться с ним. Пришлось обегать множество кабинетов высокопоставленных лиц. Во время таких визитов, Каталин ждала своего мужа в машине. По её настоянию, в автомобиле всегда находился также врач, ведь Любимов часто выходил из таких кабинетов в предынфарктном состоянии.

Сын Юрия и Каталин Любимовых. Биография Петра Юрьевича

Говоря о детях, Каталин Любимова признаётся, что по её мнению, самое главное для ребёнка - это тёплый, доброжелательный климат внутри семьи. При поддержке понимающих родителей, единственный сын супружеской четы не только успешно получил школьный аттестат, но и впоследствие не потерял интерес к образованию и окончил университет в Кембридже. А ведь школьные годы мальчика проходили не в самых лёгких условиях: за десять лет учёбы он сменил более двадцати пяти школ в Америке и в Европе.

Бывало, что за один учебный год ему приходилось учиться в пяти учебных заведениях. Нелёгкие условия только укрепили его любовь к родителям. И когда после окончания университета перед молодым специалистом открылись большие перспективы в строительном бизнесе на западе, он счёл нужным отложить на некоторое время собственную карьеру и переехать в Москву, чтобы помогать отцу и матери в работе в театре.

Любовь и свобода

Каталин Любимова никогда не препятствовала мужу в его творческой деятельности. Она всегда была с ним, где бы ему ни приходилось работать: он ставил спектакли в театрах США, Англии, Италии и многих других стран. Она признаётся, что когда Юрия Петровича попросили вернуться в Советский Союз, то он спрашивал у неё совета как поступить. Поскольку она понимала, как много значит для её супруга Театр на Таганке, то сказала, что ему нужно поехать на родину. Вместе с этим, Каталин никогда не вмешивалась в творческие дела театра и в дела, касающиеся его руководства. Когда в начале 2010-х годов в театре начались бесконечные пересуды и выступления против режиссёра, которые привели к его увольнению по собственному желанию, она говорила, что не хочет влезать в дела, которые её не касаются, предоставив мужу самому распоряжаться своей судьбой.

Она говорит, что её долг состоял в том, чтобы заботиться о создании домашнего уюта и заботе о благоустройстве помещения театра. Часто ей приходилось ложиться спать только в три часа ночи. На вопрос: «Как вы выдерживали такой бешеный ритм жизни?», она отвечает просто: «Я любила своего мужа. В этом весь секрет».

Встреча, изменившая всю жизнь

Познакомились они в середине семидесятых годов. Тогда Театр на Таганке был на гастролях в Венгрии. Ещё до знакомства молодая венгерская сотрудница отдела советско-венгерских отношений успела посмотреть два спектакля из репертуара театра. На неё, как и на многих других венгерских театралов, эти спектакли произвели огромное впечатление. Все представления проходили при полном аншлаге. Иногда было просто невозможно достать билет. Люди были готовы прибегать к различным ухищрениям, вплоть до висения на люстрах, чтобы посмотреть спектакль знаменитой труппы. Каталин ужасно обрадовалась, когда её направили работать переводчиком режиссёра этого театра - Юрия Петровича Любимова. В список её обязанностей входило, в том числе и смягчение острых, неполиткорректных, с точки зрения венгерского правительства, высказываний Любимова. Каталин на тот момент была замужем. Её муж, крупный учёный, некоторое время жил вместе с Каталин в Москве. Во время этого визита в Советский Союз она и выучила русский язык. А любовь к русской литературе привил ей отец, который настоятельно порекомендовал ей прочитать русских классиков: Пушкина, Достоевского, Гоголя и многих других.

Юрий Петрович тоже на момент знакомства состоял в браке. Его женой была актриса театра и кино Людмила Целиковская.

Когда Театр на Таганке вернулся в Москву из венгерских гастролей, Любимов поставил спектакль «Мастер и Маргарита», который посвятил Каталин.

Свадьба и рождение сына

Судьба распорядилась так, что через два года Юрий Петрович и Каталин поженились. Регистрировать брак пришлось в Венгрии, поскольку в Советском Союзе для этого было множество препятствий. По протекции высокопоставленных лиц Венгрии, которым очень нравилось творчество Любимова, его новая жена была направлена в Москву в качестве корреспондента журнала, посвящённого театру и кино. Венгерской журналистке и театральному режиссёру приходилось ютиться в маленькой однокомнатной квартире.

Через год у них родился сын, которого назвали Петром в честь отца Юрия Петровича. Рожать Каталин решила в Венгрии. Любимову с большим трудом удалось получить разрешения на выезд в Венгрию. Ему хотели отказать, объясняя отказ тем, что он недавно уже был в Венгрии на гастролях. Но благодаря помощи венгерского посла, Юрия Петровича всё-таки выпустили. Через некоторое время семья в составе теперь уже трёх человек вернулась в Москву.

Моменты счастья

Эти короткие три года до отъезда за границу Каталин вспоминает как удивительное и очень счастливое время. Тогда ей довелось познакомиться с интереснейшими людьми своего времени, которые входили в число близких друзей Юрия Петровича: Альфредом Шнитке, Сергеем Капицей и его семьёй, Андреем Вознесенским и многими другими. Но это счастливое время, к сожалению, длилось недолго. Уже через три года семья Любимовых вынуждена была покинуть Россию на долгие восемь лет. Юрия Петровича пригласили поставить в Лондоне спектакль «Преступление и наказание». Из Советского Союза режиссёра выпустили, но вернуться обратно не позволили, лишив его гражданства. Власти ему припомнили и инцидент с похоронами Высоцкого, и прочие неприятные поступки своенравного режиссёра.

Странствия

С этих пор и начались долгие странствия семьи по разным странам. Каталин вспоминает это время как ужасно тяжёлое, но вместе с тем и очень плодотворное. Для Юрия Петровича открылась возможность самому выбирать, какие спектакли ставить, а какие нет, с какими театрами заключать контракт, а с какими нет. Творческой свободы было гораздо больше, чем в Советском Союзе. Сразу два государства дали ему гражданство: Венгрия, с которой его связывала давняя творческая дружба и Израиль, куда Любимов был приглашён в качестве режиссёра одного из драматических театров. Каталин говорит, что была счастлива некоторое время пожить в Иерусалиме, в окружении людей своей национальности. Каталин Любимова, как уже было сказано, не возражала и когда мужу предложили вернуться на родину.

Где сейчас Каталин Любимова и чем она занимается?

В последние несколько месяцев она принимает активное участие в организации мероприятий, посвященных столетию со дня рождения Любимова.

Планируется провести целый ряд разнообразных мероприятий, которые будут интересны как профессионалам в области театрального искусства (среди них лекции о специфике режиссуры мастера), так и многочисленным поклонникам творчества выдающегося режиссера и актёра. Одним из главных событий юбилейной программы было очередное вручение премии Юрия Любимова. Эта премия учреждена еще при жизни артиста. Ей награждаются не только театральные режиссеры и актёры, и не только деятели искусства вообще, а люди, которые достигли высокого профессионализма в любой отрасли человеческой деятельности. Мысль о создании такого рода премии показалась знаменитому режиссеру интересной. Премия актуальна в настоящее время по той причине, что примеров подобных премий, которыми могут быть награждены люди, чья деятельность не связана с искусством, крайне мало по сравнению с огромным количеством театральных, музыкальных и кинематографических наград.

Любимов и время

С августа 2017 года в Москве проходит экспозиция под названием "Любимов и время". Непосредственное участие в организации выставки принимала Каталин Любимова. Она так объясняет название выставки: творчество Юрия Петровича Любимова можно рассматривать только в контексте времени, в которое ему довелось жить. Он был свидетелем или непосредственным участником почти всех значимых событий из истории России двадцатого века: был ровесником Октябрьской Революции, участвовал в Великой Отечественной Войне, был выслан из страны, во время Перестройки его гражданство было восстановлено и так далее, и так далее. Также выставка построена на проведении параллелей между историческими событиями и фактами из биографии Любимова. А биография Каталин Любимовой навсегда связана с биографией её мужа. Она и сегодня доказывает свою любовь к нему, участвуя в мероприятиях, проводящихся в его память. Она и сейчас служит делу своей жизни - способствовать творчеству Юрия Любимова. И это прибавляет ей бодрости и жизненной силы, несмотря на солидный возраст (Каталин Любимова его не скрывает, в прошлом году она отметила семидесятилетие).

66-й сезон в знаменитом Театре на Таганке завершился громким скандалом. Его основатель и художественный руководитель Юрий Любимов покинул занимаемый пост, упрекая труппу в «лицемерии и ничем не оправданных актерских амбициях». Последней каплей в напряженных отношениях стала невыплата актерам положенного гонорара за гастроли в Чехии. Труппа обвинила Любимова в обмане, он ее — в излишней жадности. В результате Любимов положил на стол заявление: «Я ухожу навсегда!»

Официально Юрий Петрович отстранен от должности с 16 июля. Художественным руководителем Театра на Таганке стал народный артист России Валерий Золотухин. Ушла с поста заместителя директора театра и супруга режиссера Каталин Кунц. Именно ей многие актеры приписывают все беды театра. «Театр сделал один человек и именно благодаря ему он стал знаменит!» — поддержала супруга Каталин, заявив, что Любимов может запретить актерам играть на сцене все его постановки…

«Я говорила Любимову, что сложившаяся ситуация плохо кончится»

— Положение дел ужасное, — печально сообщила «ФАКТАМ» по телефону заслуженная артистка России, вдова Семена Фарады Марина Полицеймако . — Что сказать? Юрий Петрович — мой учитель. Вы понимаете, как я сейчас переживаю все произошедшее. Это так тяжело.. .

— Говорят, конфликт с коллективом Театра на Таганке у Любимова был давно.

— Это правда. А поездка на гастроли в Чехию стала последней каплей. Но ситуацию, которая там сложилась, трудно назвать скандальной, как это пытаются некоторые преподнести. Просто чешские продюсеры, принимавшие наш театр на гастроли, сами как-то проговорились актерам, что им положены еще какие-то гонорары. И тогда один-единственный актер очень корректно спросил у Любимова о деньгах. Причем совершенно спокойным тоном, вот как сейчас я с вами разговариваю. На что Юрий Петрович ответил, мол, больше никаких денег нет, все остальное получите в Москве. Это значит — всего две-три тысячи рублей (около 600-800 гривен. — Авт . ). Актеры стали возражать, говоря, что им известно о гораздо больших суммах. И вот тогда Любимов стал жутко орать, обвиняя всех и вся.

— А актеры действительно отказались играть спектакли в Праге без денег?

— Это чистое вранье! И вообще весь этот скандал раздул сам Любимов.

*Марина Полицеймако и ее муж Семен Фарада много лет были в числе ведущих актеров Театра на Таганке

— Но зачем он ему?

— Знаете, Юрий Петрович очень изменился за последнее время. Он стал совсем другим. И перемены эти произошли с ним в силу семейных обстоятельств .

— Вы имеете в виду его супругу, венгерку Каталин Кунц?

— Ну да! Ведь по сути именно она руководит Театром на Таганке! Каталин ненавидит все русское, считая, что это, простите, говно. Русских она называет свиньями, а нас, актеров, — отвратительными тварями!

— Это Каталин, которая жила и училась в Москве?! Восемь лет прослужившая в вашем театре?!

— Да! Так и есть!

— И Юрий Петрович закрывает на это глаза?

— Сначала мы все терпели эти оскорбления, не хотели расстраивать Любимова, потому что очень его любили. Но в конце концов я лично ему обо всем рассказала, заметив, что это плохо кончится. Это был разговор тет-а-тет. Он мне лишь ответил: «Маша, Катя плохо владеет русским языком». Я возразила: «Юрий Петрович, она прекрасно понимает и знает, с кем и как разговаривает. Все терпят лишь из уважения к вам!» Я говорила это Любимову еще год назад. А в Чехии просто прорвался нарыв. Я туда не ездила, меня ко времени гастролей уже выкинули из спектакля «Добрый человек», но актеры очень живо все мне пересказали.

«Пусть он — гений, но это не дает ему право так поступать с нами!»

— Любимов сейчас довольно воинственно настроен по отношению к актерам, своим постановкам.

— Ужасно… Как он нас теперь «размазывает»! Говорит, что заставит освободить помещение театра и наберет новую труппу! «Я выкину вас всех!» — кричал он нам. Накануне его почти 100-летия это звучит более чем странно. Любимов собирается выкинуть тех актеров, которые помогали ему всю жизнь. И я одна из них!

— Вы ведь пришли в театр на втором году его существования…

— Да, в 1965-м. Любимов только набирал труппу, и я единственная, кто остался в театре из того, первого, набора. Мы все были отчаянно влюблены в Юрия Петровича! А он теперь говорит, что подобную ситуацию с актерами проходил дважды. Вранье! Никто из нас возражать такому мэтру, как он, и не думал! Когда Любимов был вынужден уехать из Советского Союза и восемь лет не мог вернуться, мы постоянно ходатайствовали за него перед властями. Даже Михаилу Горбачеву писали. Записки через иностранцев передавали на Запад… Но больше всего меня возмутило, что в одном из интервью Юрий Петрович обвинил во всем меня! Мол, я — заводила, именно я затеяла этот конфликт. И это после того, как я всегда его защищала и была ему верной…

*Жена Юрия Любимова Каталин Кунц благодаря поддержке мужа сделала в театре головокружительную карьеру — от уборщицы до директора

— Неужели жена имеет на Любимова такое влияние?

— Еще какое! Знаете, когда мужчине уже 94 года, он, конечно, зависим. Особенно от женщины, которая за ним ухаживает. Но это не дает ему право так поступать с нами! Да, пусть он — гений, но убивать детей своих же не позволительно!

— Супруга Любимова занимала в театре довольно влиятельную должность.

— Юрий Петрович сам ее на нее и назначил. Но происходило ее восхождение постепенно. Сначала Каталин просто убирала туалеты. Потом стала его помощницей и наконец директором. В последнее время она открыто говорила, что Любимов — ноль, здесь все, мол, решаю я! Она увольняла актеров, творила произвол. Ой, все это так неправильно…

— Помните ваш последний разговор с Юрием Петровичем?

— Это было на собрании всего коллектива. Очень тяжелый получился разговор. Любимов нас всех обвинял в непокорстве, ему вторила супруга. Тогда мы и решили, что на смену ему должен прийти человек из нашего же коллектива. Все поддержали кандидатуру Валерия Золотухина. Потом выбрали худсовет, людей, которые будут следить за театром во время нашего отпуска. Ведь с понедельника мы отдыхаем. Дай Бог, чтобы не вернулись к закрытым дверям театра. От Любимова теперь можно всего ожидать. Вот такая ситуация, дорогая моя Украина…

ИЗ ДОСЬЕ «ФАКТОВ»

1964 год . В Московский театр драмы и комедии пришел молодой главный режиссер — артист Театра имени Вахтангова Юрий Любимов. С тех пор театр стал носить имя улицы, на которой и расположен, — Таганка.

Среди ведущих актеров театра были Владимир Высоцкий, Алла Демидова, Вениамин Смехов, Леонид Филатов, Борис Хмельницкий, Семен Фарада.
Самые знаменитые спектакли в постановке Любимова — «Добрый человек из Сезуана», «Десять дней, которые потрясли мир», «Гамлет», «Живой», «Владимир Высоцкий».

1984 год. Из-за конфликта с властями Юрий Любимов покидает Советский Союз, его лишают гражданства. Театром руководит его ученик Николай Губенко.

1989 год. С началом перестройки Юрий Любимов вновь возглавляет Театр на Таганке.

30 июня 2011 года. На спектакле «Маска и душа» Юрий Любимов, выйдя к зрителям, объявил, что прекращает работу с труппой театра.

Из официального заявления Юрия Любимова:

«Труппа Театра на Таганке, созданного мною, в последнее время утратила интерес к игре на сцене. А когда этот интерес утрачивается, все начинает распадаться. Этот распад проявляется в небрежной сценической работе, опозданиях на репетиции и на спектакли, вплоть до неявок, бесконечных отказах от ролей, незнании текста, нежелании являться на тренинги по движению, хоровые занятия. Зато актеры очень дружно приходят на профсоюзные собрания, охотно ведут бесконечные препирательства с дирекцией. Они забывают о том, что их главное предназначение — хорошо играть на сцене. На гастролях в Чехии актеры Таганки в ультимативной форме потребовали выплаты еще не отыгранных ими денег, при том, что им были выплачены и суточные в Москве, и дополнительные 600 крон по приезде. Им надо было срочно «отовариться» (так говорили в СССР), или же сделать «шопинг», как говорят сейчас, — потому что, как сказали они, в Чехии все дешевле… Актеры Таганки, к сожалению, выступили в эстетике бесконечных криминальных сериалов, их вымогательство переводилось просто: «гони бабки».

У меня нет опасений относительно собственного будущего. Я могу работать в любом полушарии. Предложений ставить спектакли у меня достаточно. Захочу — наберу антрепризную труппу…

Когда-то меня выгнало государство, а теперь довели артисты… Зачем мне работать с такой труппой? В конце концов, чего на свете не бывает, — и мужья с женами разводятся. Я свободный человек. А Таганка кончена…»

Из открытого письма артистов Театра на Таганке Юрию Любимову:

« Уважаемый Юрий Петрович!
Вы, как человек творческий, как режиссер, наделенный небывалым воображением, судя по всему, и впрямь отождествили нас с «подонками квартала» из Вашей легендарной брехтовской постановки. « Хамло, быдло, непотребство, подонки, негодяи, подверженные бешеным приступам идиоты », — вот неполный перечень тех званий, в которые в течение одной календарной декады Вы успели произвести Ваших учеников и многолетних соратников от мала до велика. В пылу обуявшего Вас гнева весьма сомнительно выразились и о покойниках. Стоит ли пятнать память Л. Филатова публичными домыслами об интимных подробностях его жизни? Да и В. Высоцкий, которому Вы некогда посвятили выдающийся спектакль, все-таки останется в людском сознании как поэт и артист, а не как Ваш личный домашний информатор…

Ваш сын, получивший благодаря Вам прекрасное западное образование и возможность жить в любой стране мира, всегда может с полным правом и с гордостью сказать: « Мой отец — великий режиссер, составивший славу русской советской культуры, основатель всемирно прославленного театра ». Почему же нашим детям и внукам Вы не уготовили ничего, кроме позорной участи стыдливо отводить глаза, когда им кто-нибудь бросит в лицо: « Вы из семьи тех негодяев, которые развалили прекрасный театр? Тех, кого можно оскорбить, опорочить, смешать с грязью, а они малодушно этого не заметят? Тех, кого можно выкинуть на улицу, как использованную тряпку? Тех, кому можно при всех плюнуть в лицо, а они утрутся и пойдут дальше «кривляться» и заниматься «профессией падших», как Вы изволили обобщить суть актерского ремесла? ..»

Но Вы ошиблись, уважаемый Юрий Петрович, если подумали, что мы, как стадо баранов, жертвенно склонив головы, потащимся на заклание и потянем за собой свои семьи. Это был бы очень плохой и некрасивый конец.

А первый и главный урок, который мы восприняли от Вас, а Вы от одного из Ваших театральных крестных отцов Б. Брехта, сводится к следующему:

Плохой конец заранее
отброшен,
Он должен, должен,
должен быть хорошим!»