Язык сентиментализма в литературе. Особенности русского сентиментализма и его значение

Классицизм.



Сентиментализм



Романтизм

Сатирическая поэзия Антиоха Дмитриевича Кантемира. Проблематика сатиры «На хулящих учение, К уму своему». Личность и значение творчества Кантемира в очерках и критических статьях Н.И.Новикова, Н.М.Карамзина К.Н.Батюшкова, В.Г.Белинского.

Антиох Дмитриевич Кантемир одним из первых пишущих русских людей осознал себя литератором. Хотя литература вовсе не была главным делом его жизни. Стихотворец, открывающий первую страницу истории русской книжной поэзии, был личностью незаурядной, образованнейшим, многосторонне одаренным человеком. Он немало поднял престиж России на Западе, где последние двенадцать лет жизни служил дипломатическим представителем России в посольствах – сначала в Англии, а затем – Франции. Он безупречно владел мыслью и словом: отправляемые им депеши всегда были ясно и талантливо составлены. он был известным в России человеком. Его эпиграммы и любовные песенки имели чрезвычайный успех. Он работал в жанре научного перевода и уже написал пять из девяти своих стихотворных сатир. За годы службы во Франции окончательно утвердился в передовых просветительских взглядах. Он был убежден, что только "заслуга", а не сословная родовая принадлежность отличает одного человека от другого. "Та же и в свободных, и в холопах течет кровь, та же плоть, те же кости!", – писал он, настаивая на "естественном равенстве" людей. Кантемир всегда оставался гражданином России: то, что приобрел, или, по его выражению, "перенял" у французов, должно было служить его отчизне. С присущей ему скромностью писал:

Что дал Гораций, занял у француза.

О, коль собою бедна моя муза.

Да верна; ума хоть пределы узки,

Что взял по-галльски – заплатил по-русски.
И все-таки Кантемир прежде всего – национальный поэт, которому выпала на долю задача обратиться к изображению реальной русской жизни. По словам Белинского, он сумел "связать поэзию с жизнью", "писать не только русским языком, но и русским умом". Кстати здесь заметить, что в близкой дружбе с семьей Кантемиров была княжна Прасковья Трубецкая, писавшая песни в народном духе; возможно, именно она была автором популярнейшей в те далекие времена песни "Ах, свет мой горький моей молодости". Не только знаменитая "Поэтика" французского поэта и теоретика Буало, не только учебные штудии, но живая лирическая стихия народной песни, пробивающаяся в книжную поэзию начала века, определяли становление художественной манеры Кантемира.
Анализ сатиры Антиоха Кантемира «На хулящих учения К уму своему». Это первая сатира Кантемира, он ее написал в 1729 году. Сатира написана изначально не с целью издания, а для себя. Но через друзей она попала к Новгородскому архиепископу Феофану, который и дал толчок для продолжения этого цикла сатир.
Сам Кантермир определяет эту сатиру, как насмешку над невежами и презирателями наук. В то время этот вопрос был очень актуален. Только-только образование становилось доступным для людей, были учреждены коллегии, университет. Это был качественный шаг в области наук. А любой качественный шаг – это если не революция, то реформа. И немудрено, что он вызывал столько споров. Автор обращается, что и следует из названия, к уму своему, называя его «уме недозрелый», т.к. сатира написана им в двадцатилетнем, то есть еще совсем недозрелом по тем меркам возрасте. Все стремятся к славе, а достичь ее через науку сложнее всего. Автор использует 9 муз и Аполлона как образ наук, которые делают дорогу к славе трудной. Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти. Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи, На которых смелые не запнутся ноги; Всех неприятнее тот, что босы проклали Девять сестр. Далее в сатире по очереди появляются 4 персонажа: Критон, Силван, Лука и Медор. Каждый из них осуждает науку, объясняет по-своему ее ненужность. Критон считает, что те, кто увлекается наукой, желают постичь причины всего происходящего. А это плохо, т.к. они отходят от веры в Священное Писание. Да и вовсе по его мнению наука вредна, надо просто слепо верить.
Расколы и ереси науки суть дети; Больше врет, кому далось больше разумети; Приходит в безбожие, кто над книгой тает… Силван – скупой дворянин. Он не понимает денежной пользы науки, поэтому она ему не нужна. Для него ценность имеет лишь то, что может принести конкретно ему выгоду. А наука этого ему предоставить не может. Он ведь жил без нее, так и проживет еще! Землю в четверти делить без Евклида смыслим, Сколько копеек в рубле - без алгебры счислим Лука – пьяница. По его мнению, наука людей разъединяет, т.к. не дело это – сидеть в одиночку над книгами, которых он и подавно зовет «мертвыми друзьями». Он хвалит вино как источник хорошего настроения и других благ и говорит, что променяет стакан на книгу только если время побежит вспять, звезды появятся на земле и т.п. Когда по небу сохой бразды водить станут, А с поверхности земли звезды уж проглянут, Когда в пост чернец одну есть станет вязигу, - Тогда, оставя стакан, примуся за книгу. Медор – щеголь и франт. Ему обидно, что бумагу, с помощью которой в то время завивали волосы, расходуют на книги. Для него славный портной и сапожник гораздо важнее Виргилия и Цицерона. …чресчур бумаги исходит На письмо, на печать книг, а ему приходит, Что не в чем уж завертеть завитые кудри; Не сменит на Сенеку он фунт доброй пудры. Автор обращает внимание, что у всех дел возможны два мотива: польза и хвала. И есть мнение, что если наука не приносит ни того ни другого, то зачем ею заниматься? Люди не привыкли, что может быть иначе, что добродетель сама по себе ценна. …Когда нет пользы, ободряет К трудам хвала, - без того сердце унывает. Не все любят истинную красу, то есть науку. Но любой, едва что-либо узнав, требует повышения по службе или другого статуса.

Например, солдат, едва научившись ставить подпись, хочет командовать полком. Автор сетует, что ушло то время, когда ценилась мудрость. К нам не дошло время то, в коем председала Над всем мудрость и венцы одна разделяла, Будучи способ одна к высшему восходу.

Белинский говорил, что Кантемир переживет немало литературных знаменитостей, классических и романтических. В статье о Кантемире Белинский писал: « Кантемир не столько начинает собою историю русской литературы, сколько заканчивает период русской письменности. Кантемир писал так называемыми силлабическими стихами- размером, который совершенно не свойственен русскому языку; этот размер существовал на Руси задолго до Кантемира… Кантемир начал собою историю светской литературы. вот почему все, справедливо считая Ломоносова отцом русской литературы, в то же время не совсем без основания Кантемиром начинают ее историю»
Карамзин заметил: « Сатиры его были первым опытом русского остроумия и слога».

6. Роль Василия Кирилловича Тредиаковского, М.В.Ломоносова, А.П.Сумарокова в становление эстетических принципов, жанрово-стилистической системы русского классицизма, в преобразовании стихосложения.

Тредиаковский в 1735 г. выпускает "Новый и краткий способ к сложению российских стихов", предлагая способ упорядочения силлабических 13-ти и 11-сложников и давая образцы сочиненных по-новому стихов разных жанров. Необходимость такого упорядочения диктовалось необходимостью четче противопоставить стихи прозе.
Тредиаковский выступал как реформатор, небезразличный к опыту предшественников. Ломоносов пошел дальше. В "Письме о правилах российского стихотворства" (1739) он безаппеляционно объявил, что "наше стихотворство только лишь начинается", тем самым игнорируя почти столетнюю традицию силлабической поэзии. Он, в отличие от Тредиаковского, допускал не только двусложные, но и трехсложные и "смешанные" метры (ямбо-анапесты и дактило-хореи), не только женские рифмы, но еще мужские и дактилические, и советовал придерживаться ямба как размера приличествующего предметам высоким и важным (к письму прилагалась написанная ямбами "Ода… на взятие Хотина 1739 г."). Преобладание "хореических ритмов" в народных песнях и книжной поэзии XVII в., на которые указывал Тредиаковский, думая что "слух наш" к ним "применился", Ломоносова не смущало, поскольку начинать следовало с чистого листа. Пафос бескомпромиссного разрыва с традицией соответствовал духу времени, а сами ломоносовские ямбы звучали совершенно по-новому и были максимально противопоставлены прозе. Проблема стилистического размежевания с церковной книжностью отодвинулась на второй план. Новая литература и силлабо-тоническая поэзия стали почти синонимическими понятиями.
Тредиаковский в итоге принял идеи Ломоносова, в 1752 г. выпустил целый трактат по силлабо-тонической версификации ("Способ к сложению российских стихов, против изданного в 1735 годе исправленный и умноженный") и на практике добросовестно экспериментировал с разными метрами и размерами. Ломоносов же на практике писал почти исключительно ямбами, единственно, по его мнению, пригодными в высоких жанрах (его классификация высоких, "посредственных" и низких жанров и "штилей" изложена в "Предисловии о пользе книг церковных в российском языке", 1757).
Тредиаковский и Ломоносов, обучавшиеся в Славяно-греко-латинской академии, были многими нитями связаны с допетровской книжностью и церковной ученостью. Сумароков, дворянин, воспитанник Сухопутного шляхетского кадетского корпуса, чуждался ее. Его литературные познания, симпатии и интересы были связаны с французским классицизмом. Ведущим во Франции жанром была трагедия, и в творчестве Сумарокова она стала главным жанром. Здесь его приоритет был неоспорим. Первые русские классические трагедии принадлежит ему: "Хорев" (1747), "Гамлет" (1747),"Синав и Трувор" (1750) и др. Сумарокову принадлежат и первые комедии – "Тресотинус", "Чудовищи" (обе 1750) и др. Правда, это были "низкие" комедии, написанные прозой и являвшиеся памфлетом на лица (в названных комедиях высмеивается Тредиаковский). Т.о. на титулы "северного Расина" и "русского Мольера" Сумароков претендовал по праву, и в 1756 г. именно он будет назначен первым директором первого в России постоянного театра, созданного Ф.Г.Волковым. Но статусом драматурга и театрального деятеля Сумароков не мог удовольствоваться. Он претендовал на первенствующее и руководящее положение в литературе (к немалому раздражению старших собратьев по перу). Его "Две эпистолы" (1748) – "О русском языке" и "О стихотворстве" – должны были получить статус, аналогичный статусу "Поэтического искусства" Буало в литературе французского классицизма (в 1774 г. их сокращенный вариант выйдет под заглавием "Наставление хотящим быти писателями"). Амбициями Сумарокова объясняется и жанровый универсализм его творчества. Он испытал свои силы почти во всех классических жанрах (только эпопея ему не далась). Как автор дидактических эпистол о стихотворстве и стихотворных сатир он был "русским Буало", как автор "притч" (т.е. басен) – "русским Лафонтеном" и т.д.
Однако Сумароков преследовал не столько эстетические, сколько воспитательные цели. Он мечтал быть наставником дворянства и советником "просвещенного монарха" (подобно Вольтеру при Фридрихе II). Свою литературню деятельность он рассматривал как общественно полезную. Его трагедии были школой гражданской добродетели для монарха и подданных, в комедиях, сатирах и притчах бичевались пороки (рифма "Сумароков – бич пороков" вообще стала общепринятой), элегии и эклоги учили "верности и нежности", духовные оды (Сумароков переложил всю Псалтирь) и философические стихотворения наставляли в разумных понятиях о религии, в "Двух эпистолах" предлагались правила стихотворства и т.д. Кроме того, Сумароков стал издателем первого в России литературного журнала – "Трудолюбивая пчела" (1759) (это был и первый частный журнал).
В целом литературе русского классицизма свойственен пафос именно государственного служения (что роднит ее со словесностью петровского времени). Воспитание "частных" добродетелей в гражданине был второй ее задачей, а первой – пропаганда достижений "сотворенного" Петром "регулярного государства" и обличение его противников. Потому и начинается эта новая литература с сатир и од. Кантемир высмеивает поборников старины, Ломоносов восхищается успехами новой России. Отстаивают они одно дело – "дело Петра".
Публично читаемая по торжественным случаям в огромных залах, в особой театрализованной обстановке императорского двора, ода должна "греметь" и поражать воображение. Она лучше всего могла прославить "дело Петра" и величие империи, наилучшим образом соответствовала пропагандистским целям. Потому именно торжественная ода (а не трагедия, как во Франции, или эпическая поэма) стала главным жанром в русской литературе XVIII века. В этом – одна из отличительных особенностей "русского классицизма" . Другие коренятся в демонстративно им отвергаемой древнерусской, т.е. церковной традиции (что и делает "русский классицизм" органичным явлением русской культуры).
Русский классицизм развивался под влиянием европейского Просвещения, но его идеи были переосмыслены. К примеру, важнейшая из них – идея "естественного", природного равенства всех людей. Во Франции под этим лозунгом шла борьба за права третьего сословия. А Сумароков и другие русские писатели XVIII в., исходя из той же мысли, поучают дворян быть достойными своего звания и не пятнать "сословную честь", раз уж судьба возвысила их над равными им по природе людьми.

Романтическая поэма в творчестве Рылеева. «Войнаровский» - композиция, принципы создания характера, специфика романтического конфликта, соотнесенность судеб героя и автора. Спор Истории и Поэзии в «Войнаровском».

Наиболее полно своеобразие декабристской поэзии проявилось в творчестве Кондратия Фёдоровича Рылеева (1795-1826). Он создал “поэзию действенную, поэзию высочайшего накала, героического пафоса” (39).

Среди лирических произведений Рылеева самым известным было и, пожалуй, до сих пор остаётся стихотворение “Гражданин” (1824), запрещённое в своё время, но нелегально распространявшееся, хорошо известное читателям. Это произведение - принципиальная удача Рылеева-поэта, может быть, даже вершина декабристской лирики вообще. В стихотворении создан образ нового лирического героя:

Кондратий Федорович Рылеев -- один из зачинателей и классиков русской революционной гражданской поэзии, вдохновляемой передовым общественным движением и враждебной самодержавию. Он полнее других выразил в поэзии декабристское мировоззрение и развил основные темы декабризма. В творчестве Рылеева нашли отражение важнейшие моменты истории декабристского движения в его самый существенный период -- между 1820--1825 годами.

Имя Рылеева в нашем сознании окружено ореолом мученичества и героизма. Обаяние его личности борца и революционера, погибшего за свои убеждения, так велико, что для многих оно как бы заслонило эстетическое своеобразие его творчества. Традиция сохранила тот образ Рылеева, который был создан его друзьями и последователями, сначала в воспоминаниях Н. Бестужева, затем в статьях Огарева и Герцена.

Поиски способов активного воздействия на общество привели Рылеева к жанру поэмы. Первой поэмой Рылеева стала поэма “Войнаровский” (1823-1824). У поэмы много общего с “Думами”, но есть и принципиальная новизна: в “Войнаровском” Рылеев стремится к достоверному историческому колориту, правдивости психологических характеристик. Рылеев создал нового героя: разочарованный, но не в житейских и светских утехах, не в любви или славе, рылеевский герой - жертва судьбы, не позволившей ему реализовать свой могучий жизненный потенциал. Обида на судьбу, на идеал героической жизни, которая не состоялась, отчуждает рылеевского героя от окружающих, превращая его в фигуру трагическую. Трагедия неполноты жизни, нереализованности её в реальных поступках и событиях станет важным открытием не только в декабристской поэзии, но и в русской литературе в целом.

“Войнаровский” - единственная завершенная поэма Рылеева, хотя кроме неё им были начаты ещё несколько: “Наливайко”, “Гайдамак”, “Палей”. “Так получилось, - пишут исследователи, - что поэмы Рылеева явились не только пропагандой декабризма в литературе, но и поэтической биографией самих декабристов, включая декабрьское поражение и годы каторги. Читая поэму о Войнаровском, декабристы невольно думали о себе <…> Поэма Рылеева воспринималась и как поэма героического дела, и как поэма трагических предчувствий. Судьба политического ссыльного, заброшенного в далёкую Сибирь, встреча с женой-гражданкой - всё это почти предсказание” (43). Особенно поразило читателей Рылеева его предсказание в “Исповеди Наливайки” из поэмы “Наливайко”:

<…>Известно мне: погибель ждёт

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа, -

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной, -

Я это чувствую, я знаю…

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благославляю! <…> (44)

Сбывшиеся пророчества поэзии Рылеева ещё раз доказывают плодотворность романтического принципа “жизнь и поэзия - одно”.

Классицизм.

В основе классицизма лежат идеи рационализма. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).
Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.
Как определенное направление классицизм сформировался во Франции, в XVII веке.
В России классицизм зародился в XVIII веке, после преобразований Петра I. Ломоносовым была проведена реформа русского стиха, разработана теория «трех штилей», которая явилась по сути адаптацией французских классических правил к русскому языку. Образы в классицизме лишены индивидуальных черт, так как призваны в первую очередь запечатлевать устойчивые родовые, не переходящие со временем признаки, выступающие как воплощение каких-либо социальных или духовных сил.

Классицизм в России развивался под большим влиянием Просвещения - идеи равенства и справедливости всегда были в фокусе внимания русских писателей-классицистов. Поэтому в русском классицизме получили большое развитие жанры, предполагающие обязательную авторскую оценку исторической действительности: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

Сентиментализм - умонастроение в западно-европейской и русской культуре и соответствующее литературное направление. Произведения, написанные в этом жанре, основаны на чувствах читателя. В Европе существовал с 20-х по 80-е годы XVIII века, в России - с конца XVIII до начала XIX века.
Доминантой «человеческой природы» сентиментализм объявил чувство, а не разум, что отличало его от классицизма. Не порывая с Просвещением, сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.
Сентиментализм в русской литературе

Николай Карамзин "Бедная Лиза"

В Россию сентиментализм проник в 1780-х–начале 1790-х благодаря переводам романов Вертера И.В.Гете, Памелы, Клариссы и Грандисона С.Ричардсона, Новой Элоизы Ж.-Ж. Руссо, Поля и Виржини Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера. Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин "Письмами русского путешественника" (1791–1792).

Его повесть "Бедная Лиза" (1792) – шедевр русской сентиментальной прозы; от гетевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности и меланхолии и тему самоубийства.
Сочинения Н.М.Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале 19 в. появились "Бедная Маша" А.Е.Измайлова (1801), "Путешествие в Полуденную Россию" (1802), "Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением" И.Свечинского (1802), многочисленные повести Г.П.Каменева ("История бедной Марьи"; "Несчастная Маргарита"; "Прекрасная Татьяна") и пр.

Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского. Публикация в 1802 перевода Элегии, написанной на сельском кладбище Э.Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевел поэму «на язык сентиментализма вообще, перевел жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е.Г.Эткинд). В 1809 Жуковский написал сентиментальную повесть "Марьина роща" в духе Н.М.Карамзина.

Русский сентиментализм к 1820 исчерпал себя.

Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

Основные черты литературы сентиментализма

Итак, приняв во внимание все вышеперечисленное, можно выделить несколько основных черт русской литературы сентиментализма: уход от прямолинейности классицизма, подчеркнутая субъективность подхода к миру, культ чувства, культ природы, культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности, утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий. Внимание уделяется душевному миру человека, а на первом месте стоят чувства, а не великие идеи.
Романтизм - явление европейской культуры в XVIII-XIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века - первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположногоклассицизму и Просвещению.
Романтизм в русской литературе

Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790-1800-х годов). В русском романтизме появляется свобода от классических условностей, создаётся баллада, романтическая драма. Утверждается новое представление о сущности и значении поэзии, которая признаётся самостоятельной сферой жизни, выразительницей высших, идеальных стремлений человека; прежний взгляд, по которому поэзия представлялась пустой забавой, чем-то вполне служебным, оказывается уже невозможным.

Ранняя поэзия А. С. Пушкина также развивалась в рамках романтизма. Вершиной русского романтизма можно считать поэзию М. Ю. Лермонтова, «русского Байрона». Философская лирика Ф. И. Тютчева является одновременно и завершением, и преодолением романтизма в России.

Жанры сентиментализма, в отличие от классицистских, звали читателя к познанию простых человеческих чувств, к естественности и добросердечности внутреннего состояния, к слиянию с живой природой. И если классицизм поклонялся только разуму, строя всё существование на логике, системе (по теории поэзии Буало), художник-сентименталист был свободен в чувстве, выражении его, в полёте воображения. Родившиеся протестом против сухости рассудка, присущей все жанры сентиментализма несут не то, что досталось им от культуры, а то, что глубины души достают со своего дна.

Предпосылки возникновения сентиментализма

Абсолютистский режим феодализма впал в глубочайший кризис. На смену общественным ценностям пришли ценности, заключённые в человеческой личности, причём всесословной. Сентиментализм - определение в литературе настроений самых широких слоёв общества с мощнейшим антифеодальным пафосом.

Третье сословие, экономически состоятельное, но социально и политически бесправное, активизировалось против аристократии и духовенства. Именно там, в третьем сословии, и родилось знаменитое: - ставшее лозунгом всех революций. Социальная культура общества требовала демократизации.

Рационалистическое мировосприятие выставило постулатом первенство идеи, отсюда и идеологический характер кризиса. Абсолютная монархия как одна из форм устройства государства пришла в упадок. Идея монархизма дискредитировалась, идея просвещённого монарха - тоже, поскольку практически ни то ни другое не соответствовало реальным потребностям общества.

Завоевание культуры

Возможности буржуазии ко второй половине 18-го века возросли настолько, что она стала диктовать условия всем остальным классам, через культуру особенно. Будучи сторонницей идей прогресса, она распространила их на литературу и искусство.

Более того, она оккупировала их представителями своей среды: Руссо - из семьи часовщика, Вольтер - нотариуса, Дидро - ремесленника... О художниках и вспоминать нет смысла, так как они полностью третье сословие, единственно и исключительно.

Хотя во всех слоях общества 18-го века демократические настроения росли как на дрожжах не только в третьем сословии. Вот эти настроения и потребовали от позднего Просвещения других героев, особой обстановки и новых чувствований. Однако жанры сентиментализма в литературе новичками не были. Элегическая лирика, мемуары - все давно известные формы наполнялись новым содержанием.

Основные черты сентиментализма в литературе

Как альтернатива рационалистическому принципу Просвещения в философии проясняется другое средство мировосприятия: не умом, а сердцем, то есть обращаясь к категории ощущений и чувств. Литература - именно то поле, где пышно расцвели все жанры сентиментализма.

Сентименталисты были уверены, что человек по натуре своей должен быть чужд расчётливости и рациональности, ему близка естественная среда, которая путём воспитания чувств дарует внутреннюю гармонию. Добродетель должна быть естественна, писали они, и только при высокой степени чувствительности человечество может получить настоящее счастье. Основные жанры сентиментализма в литературе потому и выбирались по принципу камерности: пастораль, идиллия, путешествия, личные дневники или письма.

Опора на естественные начала и пребывание в естественной среде - на природе - это те два столпа, на которых зиждутся все жанры сентиментализма.

Технический и государство, общество, история, образование - эти слова в русле сентиментализма по большей части ругательные. Прогресс как фундамент, на котором учёными-энциклопедистами была построена эпоха Просвещения, был сочтён излишним и весьма вредным, а любые проявления цивилизации - губительными для человечества. В культ возносилась как минимум частная сельская жизнь, а как максимум - жизнь первобытная и насколько возможно дикая.

Героических историй прошлого жанры сентиментализма не вместили. Повседневность, простота впечатлений наполняли их. Вместо ярких страстей, борьбы пороков и добродетелей сентиментализм в предъявил чистоту чувств и богатство внутреннего мира обычного человека. Чаще всего выходца из третьего сословия, происхождения иногда самого что ни на есть низкого. Сентиментализм, определение в литературе демократического пафоса, напрочь отрицает сословные различия, навязанные цивилизацией.

Внутренний мир человека: другой взгляд

Завершая эпоху Просвещения, новое направление, безусловно, не ушло далеко от просветительских принципов. Тем не менее, сентиментализм и легко различить: у классицистов-писателей персонаж однозначен, в характере - преобладание какой-то одной черты, обязательная моральная оценка.

Сентименталисты же показывали героя как личность неисчерпаемую и противоречивую. Он мог совместить и гения и злодейство, поскольку от рождения в него заложено и добро и зло. Причём природой - доброе начало, цивилизацией - злое. Односложная оценка чаще всего не подходит действиям героя сентименталистского произведения. Он вполне может быть злодеем, но никогода абсолютным, ибо у него всегда есть возможность внять естеству и вернуться на путь добра.

Вот этой дидактичностью, а порой тенденциозностью, и связан сентиментализм крепко-накрепко с эпохой, его породившей.

Культ чувства и субъективизм

Основные жанры сентиментализма в высокой степени относятся к субъекту, именно таким образом они наиболее полно способны показать движения человеческого сердца. Это романы в письмах, это элегии, дневники, мемуары и всё то, что позволяет рассказывать от первого лица.

Автор не отстраняется от предмета, который он изображает, и его рефлексия - самый важный элемент повествования. Структура тоже более свободна, литературные каноны не сковывают воображение, композиция произвольна, и сколько угодно лирических отступлений.

Рождённые в десятых годах на берегах Англии, основные жанры сентиментализма ко второй половине века уже расцвели по всей Европе. Наиболее ярко - в Англии, Франции, Германии и России.

Англия

Лирика первой впустила в свои строки черты сентиментализма в литературе. Самые яркие представители: последователь теоретика классицизма Никола Буало - Джеймс Томсон, посвятивший английской природе свои элегии, полные пессимизма; основатель "кладбищенской" поэтики Эдвард Юнг; поддержавшие тему шотландец Роберт Блэр с поэмой "Могила" и Томас Грей с элегией, сочинённой на сельском кладбище. У всех этих авторов главной является идея равенства людей перед Смертью.

Затем - и наиболее полно - черты сентиментализма в литературе проявились жанром романа. решительно порвал с традициями приключенческого, авантюрного и плутовского романа, сочинив роман в письмах. "Отцом" направления стал Лоуренс Стерн после сочинения романа "Сентиментальное путешествие по Франции и Италии мистера Йорика", который и дал название направлению. Пиком же критического английского сентиментализма по праву считается творчество Оливера Голдсмита.

Франция

Наиболее классическая форма сентиментализма наблюдается в первой трети восемнадцатого века во Франции. Де Мариво оказался у самых истоков такой прозы, описав жизнь Марианны и крестьянина, вышедшего в люди. Аббат Прево обогатил палитру описанных литературой чувств - страсть, ведущую к катастрофе.

Кульминация сентиментализма во Франции - Жан-Жак Руссо с его эпистолярными романами. Природа в его сочинениях самоценна, человек естественен. Роман "Исповедь" - откровеннейшая автобиография в мировой литературе.

Де Сен-Пьер, ученик Руссо, продолжил обоснование истины, которую проповедуют основные жанры сентиментализма: счастье человека в согласии с добродетелью и природой. Он же предвосхитил цветение "экзотического" в романтизме, изобразив тропические земли за далёкими морями.

Также не сдавал позиции последователей Руссо и Ж.-С. Мерсье, сталкивая в романе "Дикарь" первобытную (идеал) и цивилизационную формы существования. Плоды же цивилизации Мерсье определил как публицист в "Картине Парижа".

Писатель-самоучка де Ла-Бретонн (двести томов сочинений!) один из самых преданных последователей Руссо. Он написал о том, как губительна городская среда, превращающая в преступника нравственного и чистого юношу, а также обсудил идеи педагогики в плане женского обучения и воспитания.

С началом революций черты сентиментализма в литературе естественным образом исчезли. Жанры сентиментализма в литературе обогатились новыми реалиями.

Германия

Новый взгляд на литературу в Германии сформировался под влиянием Г.-Э. Лессинга. Началось всё с полемики профессоров цюрихского университета Бодмера и Брейтингера с ярым приверженцем классицизма - немцем Готшедом. Швейцарцы ратовали за поэтическую фантазию, а немец не соглашался.

Ф.-Г. Клопшток укрепил позиции сентиментализма с помощью фольклора: средневековые германские традиции легко переплелись с чувствованиями германского сердца. Но самый расцвет немецкого сентиментализма наступил только в семидесятых годах 18-го века в связи с работой по созданию национальной самобытной литературы участниками движения "Буря и натиск".

К этому направлению в свои молодые годы принадлежал и И.-В. Гёте. "Страданиями молодого Вертера" Гёте влил провинциальную германскую литературу в общеевропейскую. Явное влияние "Бури и натиска" несут и драмы И.-Ф. Шиллера.

Россия

Русский сентиментализм открыт Николаем Михайловичем Карамзиным - "Письма русского путешественника", "Бедная Лиза" - шедевры сентиментальной прозы. Чувствительность, меланхолия, тяга к самоубийству - основные черты сентиментализма в литературе - у Карамзина сочетались со многими другими новшествами. Он стал основателем группы российских литераторов, боровшихся против высокопарной архаики слога и за новый поэтический язык. К этой группе принадлежали И. И. Дмитриев, В. А. Жуковский и другие.

Сентиментализм остался верен идеалу нормативной личности, однако условием её осуществления полагал не «разумное» переустройство мира, а высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Герой просветительской литературы в сентиментализме более индивидуализирован, его внутренний мир обогащается способностью сопереживать, чутко откликаться на происходящее вокруг. По происхождению (или по убеждениям) сентименталистский герой - демократ; богатый духовный мир простолюдина - одно из основных открытий и завоеваний сентиментализма.

Наиболее выдающиеся представители сентиментализма - Джеймс Томсон , Эдуард Юнг , Томас Грей , Лоренс Стерн (Англия), Жан Жак Руссо (Франция), Николай Карамзин (Россия).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родиной сентиментализма была Англия. В конце 20-х годов XVIII в. Джеймс Томсон своими поэмами «Зима» (1726), «Лето» (1727), «Весна» и «Осень», впоследствии соединёнными в одно целое и изданными в 1730 году под названием «Времена года», содействовал развитию в английской читающей публике любви к природе, рисуя простые, непритязательные сельские ландшафты, следя шаг за шагом за различными моментами жизни и работ земледельца и, видимо, стремясь поставить мирную, идиллическую деревенскую обстановку выше суетной и испорченной городской.

    В 40-х годах того же столетия Томас Грей , автор элегии «Сельское кладбище» (одно из известнейших произведений кладбищенской поэзии), оды «К весне» и других, подобно Томсону, старался заинтересовать читателей деревенскою жизнью и природою, пробудить в них сочувствие к простым, незаметным людям с их нуждами, горестями и верованиями, придавая вместе с тем своему творчеству задумчиво-меланхолический характер.

    Другой характер носят знаменитые романы Ричардсона - «Памела» (), «Кларисса Гарло» (), «Сэр Чарльз Грандисон» () - также являющиеся ярким и типичным продуктом английского сентиментализма. Ричардсон был совершенно нечувствителен к красотам природы и не любил её описывать, - но он выдвинул на первое место психологический анализ и заставил английскую, а затем и всю европейскую публику живо интересоваться судьбою героев и особенно героинь его романов.

    Лоренс Стерн , автор «Тристрама Шенди» ( -) и «Сентиментального путешествия» ( ; по имени этого произведения и самое направление было названо «сентиментальным») соединял чувствительность Ричардсона с любовью к природе и своеобразным юмором. «Сентиментальное путешествие» сам Стерн называл «мирным странствием сердца в поисках за природою и за всеми душевными влечениями, способными внушить нам больше любви к ближним и ко всему миру, чем мы обыкновенно чувствуем».

    Сентиментализм во французской литературе

    Перейдя на континент, английский сентиментализм нашёл во Франции уже несколько подготовленную почву. Совершенно независимо от английских представителей этого направления Аббат Прево («Манон Леско», «Клевеланд») и Мариво («Жизнь Марианны») приучили французскую публику восторгаться всем трогательным, чувствительным, несколько меланхолическим.

    Под тем же влиянием создалась и «Юлия» или «Новая Элоиза» Руссо (), который всегда с уважением и сочувствием отзывался о Ричардсоне. Юлия многим напоминает Клариссу Гарло, Клара - её подругу, miss Howe. Морализирующий характер обоих произведений также сближает их между собою; но в романе Руссо играет видную роль природа, с замечательным искусством описываются берега Женевского озера - Вевэ, Кларан, роща Юлии. Пример Руссо не остался без подражания; его последователь, Бернарден де Сен-Пьер , в своём знаменитом произведении «Поль и Виржини » () переносит место действия в Южную Африку, точно предвещая лучшие сочинения Шатобриана , делает своими героями прелестную чету влюбленных, живущих вдали от городской культуры, в тесном общении с природою, искренних, чувствительных и чистых душою.

    Сентиментализм в русской литературе

    В Россию сентиментализм проник в 1780-х - начале 1790-х благодаря переводам романов «Вертер» И. В. Гёте , «Памела», «Кларисса» и «Грандисон» С. Ричардсона, «Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо , «Поль и Виржини» Ж.-А.Бернардена де Сен-Пьера . Эру русского сентиментализма открыл Николай Михайлович Карамзин «Письмами русского путешественника»

    Его повесть «Бедная Лиза» (1792) - шедевр русской сентиментальной прозы; от гётевского Вертера он унаследовал общую атмосферу чувствительности, меланхолии и темы самоубийства.

    Сочинения Н. М. Карамзина вызвали к жизни огромное число подражаний; в начале XIX в. появились «Бедная Маша» А. Е. Измайлова (1801) и «Путешествие в полуденную Россию» (1802), «Генриетта, или Торжество обмана над слабостью или заблуждением» Ивана Свечинского (1802), многочисленные повести Г. П. Каменева («История бедной Марьи», «Несчастная Маргарита», «Прекрасная Татьяна») и прочие.

    Иван Иванович Дмитриев принадлежал к группе Карамзина, выступавшей за создание нового поэтического языка и боровшейся против архаического высокопарного слога и изживших себя жанров.

    Сентиментализмом отмечено раннее творчество Василия Андреевича Жуковского . Публикация в 1802 году перевода элегии «Сельское кладбище» Т. Грея стала явлением в художественной жизни России, ибо он перевёл поэму «на язык сентиментализма вообще, перевёл жанр элегии, а не индивидуальное произведение английского поэта, имеющее свой особый индивидуальный стиль» (Е. Г. Эткинд). В 1809 году Жуковский написал сентиментальную повесть «Марьина роща» в духе Н. М. Карамзина.

    Русский сентиментализм к 1820 году исчерпал себя.

    Он был одним из этапов общеевропейского литературного развития, который завершал эпоху Просвещения и открывал путь к романтизму.

    Основные черты русского сентиментализма

    • Уход от прямолинейности классицизма,
    • Подчеркнутая субъективность подхода к миру,
    • Культ чувства,
    • Культ природы,
    • Культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности,
    • Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий,
    • Внимание уделяется душевному миру человека, на первом месте стоят чувства, а не разум и великие идеи.

    В живописи

    Направление западного искусства второй половины XVIII, выражающее разочарование в «цивилизации», основанной на идеалах «разума» (идеологии Просвещения). Сентиментализм провозглашает чувство, уединенное размышление, простоту сельской жизни «маленького человека». Идеологом сентиментализма считается Ж. Ж. Руссо.

    Одной из характерных особенностей русского портретного искусства этого периода была гражданственность. Герои портрета уже не живут в своем замкнутом обособленном мире. Сознание быть необходимым и полезным отечеству, вызванное патриотическим подъёмом в эпоху отечественной войны 1812 года, расцвет гуманистической мысли, в основе которой лежало уважение к достоинству отдельного человека, ожидание близких социальных перемен перестраивают мироощущение передового человека. К этому направлению примыкает представленный в зале портрет Н. А. Зубовой, внучки А. В. Суворова, скопированный неизвестным мастером с портрета И. Б. Лампи Старшего, изображающий молодую женщину в парке, вдали от условностей светской жизни. Она задумчиво с полуулыбкой смотрит на зрителя, в ней все - простота и естественность. Сентиментализм противопоставлен прямолинейному и излишне логическому рассуждению о природе человеческого чувства, эмоциональное восприятие, непосредственно и более надежно ведущее к постижению истины. Сентиментализм расширил представление о душевной жизни человека, приблизившись к пониманию её противоречий, самого процесса человеческого переживания. На рубеже двух веков развивалось творчество Н. И. Аргунова, одаренного крепостного графов Шереметевых. Одна из существенных тенденций в творчестве Аргунова, которая не прерывалась на протяжении XIX веков - стремление к конкретности выражения, непритязательности подхода к человеку. В зале представлен портрет графа Н. П. Шереметева. Он был подарен самим графом Ростовскому Спасо-Яковлевскому монастырю, где на его средства возводился собор. Портрету свойственна реалистическая простота выражения, свободная от украшательства и идеализации. Художник избегает писать кисти рук, сосредотачивает внимание на лице модели. Колорит портрета построен на выразительности отдельных пятен чистого цве-та, красочных плоскостей. В портретном искусстве этого времени складывается тип скромного камерного портрета, полностью освобождающегося от каких либо черт внешней обстановки, демонстративного поведения моделей (портрет П. А. Бабина, П. И. Мордвинова). Они не претендуют на глубокий психологизм. Мы имеем дело лишь с достаточно ясной фиксацией моделей, спокойного душевного состояния. Отдельную группу составляют представленные в зале детские портреты. В них подкупает простота и ясность трактовки образа. Если в XVIII веке чаще всего дети изображались с атрибутами мифологических героев в виде амуров, Аполлонов и Диан, то в XIX веке художники стремятся передать непосредственный образ ребёнка, склад детского характера. Портреты представленные в зале, за редкими исключениями происходят из дворянских усадеб. Они входили в усадебные портретные галереи, основой которых были фамильные портреты. Собрание носило интимный преимущественно мемориальный характер и отражало личные привязанности моделей и их отношение к предкам и современникам, память о которых старались сохранить для потомков. Изучение портретных галерей углубляет представление об эпохе, позволяет более рельефно ощутить ту конкретную обстановку, в которой жили произведения прошлого, и понять ряд особенностей их художественного языка. Портреты дают богатейший материал для изучения истории отечественной культуры.

    Особенно сильное влияние сентиментализма испытал В. Л. Боровиковский, изображавший многие свои модели на фоне английского парка, с мягким, чувственно-ранимым выражением на лице. Боровиковский был связан с английской традицией через кружок Н. А. Львова - А. Н. Оленина. Он хорошо знал типологию английского портрета, в частности, по работам модной в 1780 -е годы немецкой художницы А.Кауфман, получившей образование в Англии.

    Некоторое влияние на русских живописцев оказали и английские пейзажисты, например, такие мастера идеализированного классицистического пейзажа, как Я. Ф. Хаккерт, Р.Уилсон, Т.Джонс, Дж. Форрестер, С.Дэлон. В пейзажах Ф. М. Матвеева прослеживается влияние «Водопадов» и «Видов Тиволи» Я. Мора.

    В России также была популярна графика Дж. Флаксмана (иллюстрации к Гомеру, Эсхилу, Данте), оказавшая влияние на рисунки и гравюры Ф.Толстого, и мелкая пластика Веджвуда - в 1773 году императрица сделала британской мануфактуре фантастический по объёму заказ на «Сервиз с зелёной лягушкой » из 952 предметов с видами Великобритании, хранящийся теперь в Эрмитаже.

    В английском вкусе были исполнены миниатюры Г. И. Скородумова и А. Х. Ритта ; на фарфоре воспроизводились исполненные Дж. Аткинсоном жанровые «Живописные зарисовки манер, обычаев и развлечений русских в ста раскрашенных рисунках» (1803-1804).

    Британских художников во второй половине XVIII века в России работает меньше, чем французских или итальянских. Среди них наибольшую известность приобрел Ричард Бромптон , придворный художник Георга III, работавший в Петербурге в 1780-1783 гг. Ему принадлежат портреты великих князей Александра и Константина Павловичей, и принца Георга Уэльского, ставшие образцами изображения наследников в юном возрасте. Неоконченное Бромптоном изображение Екатерины на фоне флота получило воплощение в портрете императрицы в храме Минервы Д. Г. Левицкого.

    Француз по происхождению П. Э. Фальконе был учеником Рейнолдса и поэтому представлял английскую школу живописи. Представленный в его произведениях традиционный английский аристократический пейзаж, восходящий к Ван Дейку английского периода, не получил широкого признания в России.

    Картины Ван Дейка из коллекции Эрмитажа часто копировали, что способствовало распространению жанра костюмированного портрета. Мода на изображения в английском духе приобрела большее распространение после возвращения из Британии гравера Гавриила Скородумова, назначенного «кабинета Ея императорского величества гравером» и избранного академиком. Благодаря деятельности гравера Дж. Уокера в Петербурге распространялись гравированные копии картин Дж. Ромини, Дж. Рейнолдса, У. Хора. В записках, оставленных Дж. Уокером, много говорится о преимуществах английского портрета, а также описывается реакция на приобретенные Г. А. Потёмкиным и Екатериной II картины Рейнолдса: «манера густо накладывать краску … казалась странной … на их (русских) вкус это было чересчур». Однако как теоретик Рейнолдс был принят в России; в 1790 на русский язык были переведены его «Речи», в которых, в частности, обосновывалось право портрета принадлежать к ряду «высших» родов живописи и вводилось понятие «портрет в историческом стиле».

    В начале XVIII в Европе зарождается совершенно новое литературное направление, которое, прежде всего, акцентирует внимание на чувствах и эмоциях человека. Лишь в конце века оно доходит до России, но, к сожалению, здесь находит отклик у небольшого числа писателей… Всё это про сентиментализм 18 века, и если вас интересует данная тема, то продолжайте чтение.

    Начнем с определения данного литературного направления, определившего новые принципы освещения образа и характера личности. Что же такое «сентиментализм» в литературе и искусстве? Произошел термин от французского слова «sentiment», что значит «чувство». Означает он направление в культуре, где художники слова, ноты и кисти делают акцент эмоциях и чувствах героев. Временные рамки периода: для Европы — 20-е годы XVIII — 80-е годы XVIII; Для России ‑ это конец XVIII века — начало XIX века.

    Для сентиментализма конкретно в литературе характерно следующее определение: это литературное течение, пришедшее после классицизма, в котором главенствует культ души.

    История сентиментализма началась в Англии. Именно там были написаны первые поэмы Джеймса Томсона (1700 ‑ 1748 гг.). Его произведения «Зима», «Весна», «Лето» и «Осень», которые позже объединились в один сборник, описывали простую сельскую жизнь. Тихие, умиротворенные будни, невероятные пейзажи и увлекательные моменты из жизни крестьян ‑ всё это открывается перед читателями. Главная задумка автора ‑ показать, насколько хороша жизнь вдали от всей суеты и неразберихи города.

    Спустя некоторое время уже другой английский поэт, Томас Грей (1716 ‑ 1771), тоже старался заинтересовать читателя пейзажными поэмами. Чтобы не быть похожим на Томсона, он добавил бедных, грустных и меланхоличных героев, которым должны сопереживать люди.

    Но не все поэты и писатели так любили природу. Сэмюел Ричарсон (1689 ‑ 1761 гг.) был первым представителем символизма, который описывал лишь жизнь и чувства своих героев. Никаких пейзажей!

    Две любимые темы для Англии ‑ любовь и природу ‑ соединил в своем произведении «Сентиментальное путешествие» Лоренс Стерн (1713 ‑ 1768 гг.).

    Затем сентиментализм «перекочевал» во Францию. Главными представителями стали Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) и Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778 гг.). Напряженная интрига любовных перепитий в произведениях «Манон Леско» и «Юлия, или Новая Элоиза» заставили всех француженок зачитываться этими трогательными и чувственными романами.

    На этом период сентиментализма в Европе заканчивается. Далее он начинается в России, но об этом мы расскажем попозже.

    Отличия от классицизма и романтизма

    Объект нашего исследования иногда путают с другими литературными направлениями, между которыми он стал неким переходным звеном. Так в чём же отличия?

    Отличия сентиментализма от романтизма:

    • Во-первых, во главе сентиментализма стоят чувства, а во главе романтизма выпрямилась во весь рост личность человека;
    • Во-вторых, сентиментальный герой противопоставляется городу и пагубному влиянию цивилизации, а романтический — обществу;
    • И, в-третьих, герой сентиментализма добр и прост, любовь занимает в его жизни главную роль, а герой романтизма меланхоличен и хмур, его любовь зачастую не спасает, наоборот, повергает в бесповоротное отчаяние.

    Отличия сентиментализма от классицизма:

    • Для классицизма характерны наличие «говорящих фамилий», взаимосвязь времени и места, отказ от неразумного, деление на «положительных» и «отрицательных» героев. В то время как сентиментализм «воспевает» любовь к природе, естественность, доверие к человеку. Персонажи не столь однозначны, их образы трактуются двояко. Исчезают строгие каноны (нет единства места и времени, нет выбора в пользу долга или наказания за неправильный выбор). Сентиментальный герой ищет хорошее в каждом, и его не заковывают в шаблон в виде ярлыка вместо имени;
    • Классицизм также характеризуется своей прямолинейностью, идеологической направленностью: в выборе между долгом и чувством подобает выбрать первое. В сентиментализме наоборот: только простые и искренние эмоции являются критерием оценки внутреннего мира человека.
    • Если в классицизме главные герои были знатными или даже имели божественное происхождение, но в сентиментализме на первый план выходят представители бедных сословий: мещане, крестьяне, честные труженики.
    • Основные черты

      К основным чертам сентиментализма принято относить:

      • Главное – духовность, доброта и искренность;
      • Большое внимание уделяется природе, она меняется в унисон душевному состоянию персонажа;
      • Интерес к внутреннему миру человека, к его чувствам;
      • Отсутствие прямолинейности и чёткой направленности;
      • Субъективный взгляд на мир;
      • Низший слой населения=богатый внутренний мир;
      • Идеализация деревни, критика цивилизации и города;
      • Трагическая любовная история находится в центре внимания автора;
      • Стилистика произведений явно изобилует эмоциональными репликами, сетованиями и даже спекуляциями на чувствительности читателя.
      • Жанры, представляющие это литературное направление:

        • Элегия ‑ жанр поэзии, характеризующийся печальным настроением автора и грустной темой;
        • Роман ‑ развернутое повествование о каком-либо событии или жизни героя;
        • Эпистолярный жанр ‑ произведения в форме писем;
        • Мемуары ‑ произведение, где автор рассказывает о событиях, в которых участвовал лично, или о своей жизни в целом;
        • Дневник – личные записи с впечатлениями от происходящего за конкретный промежуток времени;
        • Путешествия ‑ путевой дневник с личными впечатлениями о новых местах и знакомствах.

        Принято выделять два противоположных направления в рамках сентиментализма:

        • Дворянский сентиментализм сначала рассматривает моральную сторону жизни, а затем социальную. На первое место выдвигаются духовные качества;
        • Революционный сентиментализм в основном сконцентрирован на идее социального равенства. В качестве героя мы видим мещанина или крестьянина, пострадавшего от бездушного и циничного представителя высшего сословия.
        • Особенности сентиментализма в литературе:

          • Подробное описание природы;
          • Зачатки психологизма;
          • Эмоционально насыщенный стиль автора
          • Приобретает популярность тема социального неравенства
          • Подробно рассматривается тема смерти.

          Признаки сентиментализма:

          • Повествование ведется о душе и чувствах героя;
          • Доминирование внутреннего мира, «человеческой природы» над условностями лицемерного общества;
          • Трагедия сильной, но неразделенной любви;
          • Отказ от рационального взгляда на мир.

          Конечно, основная тема всех произведений ‑ любовная. Но, например, в произведении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.) ключевой темой является народ и его жизнь. В драме Шиллера «Коварство и любовь» автор высказывается против произвола властей и сословных предрассудков. То есть, тематика направления может быть, самой что ни на есть, серьезной.

          В отличие от представителей других литературных течений, писатели-сентименталисты «включались» в жизнь своих героев. Они отрицали принцип «объективного» дискурса.

          Суть сентиментализма заключается в том, чтобы показать обычную повседневную жизнь людей и их искренние чувства. Все это происходит на фоне природы, которая дополняет картину событий. Главная задача автора ‑ заставить читателей прочувствовать все эмоции вместе с героями и сопереживать им.

          Особенности сентиментализма в живописи

          О характерных особенностях этого течения в литературе мы уже поговорили ранее. Теперь настал черёд живописи.

          Наиболее ярко сентиментализм в живописи представлен в нашей стране. Прежде всего, он связан с одним из самых известных художников Владимиром Боровиковским (1757 ‑ 1825 гг.). В его творчестве преобладают портреты. При изображении женского образа художник старался показать её природную красоту и богатый внутренний мир. Наиболее известными работами считаются: «Лизонька и Дашенька», «Портрет М.И. Лопухиной» и «Портрет Е.Н. Арсеньевой». Также стоит отметить и Николая Ивановича Аргунова, который был известен своими портретами четы Шереметьевых. Помимо картин, русские сентименталисты отличились и в технике Джона Флаксамана, а именно его росписи на посуде. Самым известным считается «Сервиз с зелёной лягушкой», увидеть который можно в петербургском Эрмитаже.

          Из зарубежных художников известны лишь трое ‑ Ричард Бромптон (3 года работал в Петербурге, значимая работа ‑ «Портреты князя Александра и Константина Павловичей» и «Портрет принца Георга Уэльского»), Этьен Морис Фальконе (специализировался на пейзажах) и Антонис Ван Дейк (специализировался на костюмированных портретах).

          Представители

    1. Джеймс Томсон (1700 ‑ 1748 гг.) ‑ шотландский драматург и поэт;
    2. Эдуард Юнг (1683 ‑ 1765 гг.) ‑ английский поэт, основатель «кладбищенской поэзии»;
    3. Томас Грей (1716 ‑ 1771 гг.) ‑ английский поэт, литературовед;
    4. Лоренс Стерн (1713 — 1768 гг.) ‑ английский писатель;
    5. Сэмюел Ричардсон (1689 ‑ 1761 гг.) ‑ английский писатель и поэт;
    6. Жан-Жак Руссо (1712 ‑ 1778) ‑ французский поэт, писатель, композитор;
    7. Аббат Прево (1697 ‑ 1763 гг.) ‑ французский поэт.

    Примеры произведений

    1. Сборник «Времена года» Джеймса Томсона (1730 г.);
    2. «Сельское кладбище» (1751 г.) и ода «К весне» Томаса Грея;
    3. «Памела» (1740 г.), «Кларисса Гарло» (1748 г.) и «Сэр Чарльз Грандинсон» (1754 г.) Сэмюела Ричардсона;
    4. «Тристрама Шенди» (1757 ‑ 1768 г.) и «Сентиментальное путешествие» (1768 г.) Лоренса Стерна;
    5. «Манон Леско» (1731 г.), «Клевеленд» и «Жизнь Марианны» Аббата Прево;
    6. «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо (1761 г.).

    Русский сентиментализм

    Сентиментализм в России появился приблизительно в 1780 ‑ 1790 годы. Это явление приобрело популярность благодаря переводу различных западных произведений, среди которых были «Страдания юного Вертера» Иоганна Вольфганга Гёте, притча- повесть «Поль и Виржини» Жак-Анри Бернарден де Сен-Пьера, «Юлия, или Новая Элоиза» Жан-Жака Руссо и романы Сэмюела Ричардсона.

    «Письма русского путешественника» — именно с этого произведения Николая Михайловича Карамзина (1766 — 1826 гг.) начался период сентиментализма в русской литературе. Но затем была написана повесть, которая стала самой значимой за всю историю существования этого течения. Речь идёт о « » (1792 г.) Карамзина. В этом произведении чувствуются все эмоции, сокровенные движения души героев. Читатель сопереживает им на протяжении всей книги. Успех «Бедной Лизы» вдохновил русских писателей на создание похожих произведений, но менее успешных (например, «Несчастная Маргарита» и «История бедной Марьи» Гавриила Петровича Каменева (1773 ‑ 1803 гг.)).

    К сентиментализму мы также может отнести ранее творчество Василия Андреевича Жуковского (1783 ‑ 1852), а именно его балладу « ». Позже им же была написана повесть «Марьина роща» в стиле Карамзина.

    Александр Радищев ‑ самый неоднозначный сентименталист. О его принадлежности к этому течению спорят до сих пор. В пользу его причастности к направлению говорят жанр и стилистика произведения «Путешествие из Петербурга в Москву». Автор часто использовал восклицания и слезливые лирические отступления. Например, рефреном со страниц раздавался возглас: «О, жестокосердный помещик!».

    1820 год называют концом сентиментализма в нашей стране и зарождением нового направления ‑ романтизма.

    К своеобразию именно русского сентиментализма относится то, что каждое произведение старалось научить читателя чему-то. Оно выполняло функцию наставника. В рамках направления зародился настоящий психологизм, чего не было ранее. Эту эпоху ещё можно назвать «веком исключительного чтения», так как только духовная литература могла направить человека на истинный путь и помочь ему разобраться в своем внутреннем мире.

    Типы героев

    Все сентименталисты изображали обычных людей, а не «граждан». Перед нами всегда предстает тонкая, искренняя, естественная натура, которая не стесняется показать свои реальные чувства. Автор всегда рассматривает её со стороны внутреннего мира, проверяя его на прочность испытанием любовью. Он никогда не помещает её в какие-нибудь рамки, а дает ей развиваться и расти духовно.

    Главным смыслом любого сентиментального произведения был и будет только человек.

    Особенность языка

    Простой, понятный и эмоционально окрашенный язык ‑ вот основа стилистики сентиментализма. Для нее также характерны объемные лирические отступления с обращениями и восклицаниями автора, где он обозначает свою позицию и мораль произведения. Практически в каждом тексте используются восклицательные знаки, уменьшительно-ласкательные формы слов, просторечия, экспрессивная лексика. Таким образом, что литературный язык на этом этапе сближается с языком народа, делая чтение доступным для более широкой аудитории. Для нашей страны это означало, что искусство слова выходит на новый уровень. Признание получает светская проза, написанная легко и художественно, а не тяжеловесные и безвкусные труды подражателей, переводчиков или фанатиков.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    чувство - течение в европейской и американской литературе и искусстве второй половины XVIII-начале XIX вв. Объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство, и путь к идеальной личности искал в высвобождении и совершенствовании «естественных» чувств, отсюда большой демократизм С. и открытие им богатого духовного мира простолюдина. Близок предромантизму. Главные представители: С. Ричардсон, Л. Стерн, О. Голдсмит, Т. Смоллетт, Ж. Ж. Руссо, писатели «Бури и натиска». Вершина С. в России - повесть Н. Карамзина «Бедная Лиза».

    Отличное определение

    Неполное определение ↓

    СЕНТИМЕНТАЛИЗМ

    от франц. sentiment – чувство), течение в европейском и американском искусстве и литературе второй пол. 18 – нач. 19 вв. Отталкиваясь от рационализма эпохи Просвещения, сентиментализм провозгласил высшим качеством «человеческой природы» не разум, а чувство. Путь к воспитанию идеальной личности сентименталисты искали в высвобождении «естественных» чувств. Если классицизм провозглашал культ общественного, то сентиментализм утверждал право частного лица на глубоко сокровенное переживание. Ярче всего идеалы сентиментализма воплотились в литературе и театре, в живописи – в жанрах пейзажа и портрета.

    Сентиментализм во французской живописи приобрел нарочито назидательный оттенок в творчестве Ж. Б. Греза. Чувствительность в его жанровых картинах («Паралитик, или Плоды хорошего воспитания», 1763; «Наказанный сын», 1777, и др.) перерастает в слащавость, персонажи – в ходячие олицетворения пороков и добродетелей. Позы и жесты людей преувеличенно театральны, живопись превращается в урок морали. Не случайно Грез любил составлять литературные комментарии к своим произведениям. Кроме жанровых картин, Грез написал множество «головок» – изображений девушек, тоскующих о мертвых птичках, разбитых зеркалах или кувшинах. Подобные произведения, содержащие, как и знаменитая картина «Разбитый кувшин» (1785), намек на потерянную невинность, парадоксальным образом соединяют назидательность с эротикой.

    В России идеалы сентиментализма нашли выражение в творчестве В. Л. Боровиковского. Впервые в русской живописи художник начал писать людей на лоне природы. Герои его портретов гуляют по аллеям пейзажных парков с любимой собачкой или книгой в руке, предаются поэтическим мечтам или философским размышлениям («Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке», 1794; «Портрет М. И. Лопухиной», 1797; «Портрет Д. А. Державиной», 1813), демонстрируют возвышенно-сладостное согласие сердец («Портрет сестер А. Г. и В. Г. Гагариных», 1802). Картины «Торжковская крестьянка Христинья» (ок. 1795 г.), «Лизынька и Дашинька» (1794) воплощают убеждение сентиментализма в том, что «и крестьянки чувствовать умеют» (Н. М. Карамзин). С сентиментализмом отчасти соприкасается творчество В. А. Тропинина («Мальчик, тоскующий об умершей птичке», 1802 г.).

    Сентиментализм подготовил почву для рождения романтизма.

    Отличное определение

    Неполное определение ↓