Выставка бакста в русском музее. Лев Бакст в десяти деталях: навстречу выставке художника в Русском музее

Журналист английского новостного канала ITV News WestCountry просматривал архивные записи и обнаружил репортаж 2003 года, где человек, пишущий как Бэнкси, отвечает на вопросы микроинтервью
  • 04.07.2019 МХЯ продлится с 11 июля по 11 августа 2019 года. Да, целый месяц. В ярмарке примут участие антикварные галереи, переехавшие в Гостиный Двор из закрывшегося ЦДХ, а также другие продавцы искусства
  • 03.07.2019 Вчера Мединский объявил, что все формальности планируют завершить до конца нынешнего года
  • 01.07.2019 Это пока не официально. Сам аукцион ссылается на договор о неразглашении. Но New York Times разузнала по своим каналам, что многомиллионного Караваджо с неснятыми сомнениями в подлинности купил американский миллиардер Дж. Томилсон Хилл
  • 28.06.2019 СМИ приводят слова директора Ирбитского музея изобразительных искусства Валерия Карпова: «Исследование в Эрмитаже подтвердило бесспорную подлинность картины»
    • 05.07.2019 Продали 60 % каталога. Все лоты достались Москве и Санкт-Петербургу
    • 04.07.2019 9 июля 2019 года в Лондоне состоятся торги «Золотой век русской литературы. Из частной европейской коллекции»
    • 04.07.2019 Лучше всего на прошедших торгах русского и западноевропейского искусства продавались фарфор, серебро и ювелирные украшения
    • 03.07.2019 Участвуют более 700 работ. В течение всего месяца будут добавляться новые работы
    • 02.07.2019 11 июля в «Доме антикварной книги в Никитском» состоится 142-й летний аукцион, на котором будут представлены 634 лота суммарным эстимейтом свыше 14 млн рублей. Начало торгов в 19:00
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
    • 23.05.2019 Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
    • 13.05.2019 Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
    • 24.04.2019 Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
    • 29.03.2019 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
    • 13.06.2019 В Питер привезли художественные произведения, созданные с использованием искусственного интеллекта. В числе участников - французская арт-группа OBVIOUS, которым удалось эффектно монетизировать эту работу
    • 11.06.2019 В Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. с 19 июня можно будет увидеть избранные работы А. Джакометти, И. Кляйна, Баскии, Э. Уорхола, Г. Рихтера, З. Польке, М. Каттелана, А. Гурски и других из коллекции Fondation Louis Vuitton, Париж
    • 11.06.2019 С 19 июня по 15 сентября в Главное здание ГМИИ на Волхонке, 12, выстроятся очереди ради выставки около 150 работ из собрания Сергея Щукина - полотен Моне, Пикассо, Гогена, Дерена, Матисса и других из собраний ГМИИ им. Пушкина, Эрмитажа, Музея Востока и пр.
    • 11.06.2019 В Лондон на выставку привезли около 170 работ Гончаровой из музеев и коллекций со всего мира, включая Россию
    • 07.06.2019 В Галерее Церетели на Пречистенке до конца июня проходит большая персональная выставка Константина Александровича Батынкова, отмечающего в этом году своё 60-летие

    Леон Бакст. Древний ужас. 1908. (с) Государственный Русский музей

    Юбилейный интерес к Баксту понятен. Он — единственный из художников «Мира искусства», получивший известность во всем мире благодаря дягилевским «Русским сезонам». Картины и эскизы Бакста всегда находятся в центре выставок о русском художническом Серебряном веке. Тем любопытнее, что последняя большая персональная выставка художника в России состоялась в ленинградском Театральном музее полвека назад, к 100-летию Бакста.

    В 2016 году на постсоветском пространстве пройдут три выставки Бакста: кроме Русского музея, в ГМИИ им. А.С.Пушкина и в Национальном художественном музее Беларуси (художник родился в Гродно). В каждом случае состав выставок будет разным, лишь иногда пересекаясь. По словам Владимира Круглова , ведущего научного сотрудника ГРМ, куратора выставки, главная задача петербургского проекта — показать многогранность таланта Бакста: портретиста, сценографа, автора росписей по фарфору, дизайнера тканей и костюмов. Он оформлял Выставку исторических портретов в Таврическом дворце 1905 года и выставку 200 лет русской живописи и скульптуры в Париже при Осеннем салоне 1906 года, где впервые использовал традиционную русскую набойку, непривычную для эстета-мирискусника.

    Для показа разных ипостасей Бакста потребовалось участие Эрмитажа, Третьяковской галереи, Театрального музея им. А.А.Бахрушина, музея-заповедника «Петергоф», галереи «Наши художники», KGallery и других государственных и частных институций. Самое знаменитое полотно Бакста в собрании Русского музея, конечно, Древний ужас , созданное в 1908 году по мотивам поездки художника в Грецию. Сюжет актуален как тогда, так и сейчас: Афродита с улыбкой отвернулась от гибнущей античной цивилизации. Сто лет назад мнения критиков разделились. Сергей Мамонтов назвал Ужас пейзажем, увиденным с аэроплана, более прозорливый Вячеслав Иванов нашел в сюжете картины три идеи: космическую катастрофу, судьбу и вечную женственность. Разумеется, Русский музей не откажет себе в удовольствии показать Автопортрет; Портрет Сергея Дягилева с няней и Ужин . Последнюю картину похвалил острый на язык Василий Розанов , сравнив улыбку стильной декадентки, кушающей апельсины, с улыбкой Джоконды .





    Не обойдется и без занавеса Элизиум , созданного для Театра Веры Комиссаржевской, и эскиза Гость к балету Рихарда Штрауса Легенда об Иосифе , который был подарен автором Русскому музею в 1914 году, во время одного из своих приездов в Россию. Эскизы к спектаклям Ипполит по Эврипиду , Эдип в Колоне Софокла и к балету Фея кукол напомнят о работе Бакста для императорских театров — Александринки и Мариинского. В одной Фее на сцену выходили Павлова, Карсавина, Кшесинская, Ваганова, Фокин — балетная сборная мира.

    Впервые публика увидит картину Встреча адмирала Авилана в Париже из фондов Центрального музея ВМФ, а также два блюда с росписями по эскизам Бакста: Священный танец и Фавн из эрмитажного Музея фарфора.

    Третьяковская галерея поделилась Портретом Л.П.Гриценко , жены Бакста и дочери Павла Третьякова . Музей Пушкинского дома предоставил портрет Льва Толстого , сделанный юным Бакстом в 1886 году по фотографии. Это первое известное произведение художника. Галерея «Наши художники» предоставила 16 эскизов текстиля для американских мануфактур и сами ткани. Несколько костюмов создано по эскизам Бакста дизайнерами Русского музея.

    И все это богатство музей уложил в 100 произведений — зрелище получилось яркое и насыщенное, как и само время, в котором довелось жить Льву Баксту, в юности отказавшемуся от обучения в Академии художеств, а в 1914 году избранному полноправным академиком.

    С 24 февраля по май 2016 года в четырех залах корпуса Бенуа можно будет увидеть самую масштабную выставку произведений Льва Бакста.

    В 2016 году исполняется 150 лет со дня рождения Льва Самойловича Бакста, более трех десятилетий на родине и за границей творившего во славу русского искусства. Его жизни и творчеству посвящено множество исследований и воспоминаний на разных языках мира.

    Между тем, наследие этого самого известного в мире члена содружества «Мир искусства» до сих пор досконально не изучено: не существует полного каталога его работ, не выявлена и не воспроизведена большая часть заказных портретов, декоративных панно и жилых интерьеров, над которыми он работал во Франции, Англии и США в 1910–1920-х годах.

    В 1930–1960-е годы в СССР Бакст разделил судьбу коллег по «Миру искусства»: его творчество или замалчивалось, или подвергалось социологической критике. Когда в 1964 году издавались «Очерки по истории русского портрета конца XIX - начала XX века», в них еще не нашлось места для работ этого известного портретиста. В конце 1960-х восторжествовала объективная оценка наследия «Мира искусства» и Бакста сперва в общих трудах об искусстве рубежа XIX–XX столетий и отдельных его видах, а с середины 1970-х - в начавших издаваться монографиях, альбомах и статьях, посвященных мастеру. В 2012 году, благодаря публикации книги «Моя душа открыта», россияне узнали еще одну грань таланта Бакста - литератора и мыслителя. Устроенная в московской галерее «Наши художники» выставка «Лев Бакст. Открытие материи» (2013) дала представление о ранее скрытой от российских любителей искусства сфере творчества мастера - об эскизах рисунков тканей, над которыми он работал в последние годы жизни.

    Подобно коллегам по «Миру искусства», Бакст был многообразно одарен. Начитанный, искренне увлеченный художеством, добрый, умевший дружить, он органично вошел в кружок «невских пиквикианцев», членам которого было суждено стать ядром объединения «Мир искусства».

    Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный живописец и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Именно костюмы и декорации, исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. На выставке, приуроченной к 150-летнему юбилею выдающегося мастера, показано около 100 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций.

    С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. В работах 1890 – 1900-х годов – в живописных портретах и пейзажах, образцах книжной и журнальной графики и композициях, связанных с образом античного мира, органично соединились традиции реалистического искусства, ясность пластического языка неоклассицизма, изысканность линии и яркая декоративность стиля модерн.

    Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Эскизы костюмов и декораций, отмеченные высочайшим мастерством исполнения, оказали колоссальное влияние на развитие искусства театра во всем мире, став уникальным примером сочетания смелого новаторства и пристального интереса к художественным традициям далекого прошлого.

    Генеральный спонсор выставки - ПАО Банк ВТБ

    В Русском музее открылась выставка к 150-летию Льва Бакста (1866-1924) — первая в России большая выставка главного художника дягилевских сезонов, которую с оговорками можно назвать ретроспективной и которая могла бы быть еще больше. К сожалению, Бакст эмигрантского периода по-прежнему остается для нас неизвестным художником.


    Невероятно, но факт. Это первое подобие ретроспективы Бакста в России. И это всего лишь третья персональная выставка Бакста в России. В 1966 году — к столетию со дня рождения — устроили скромную экспозицию работ для театра в ленинградском Театральном музее, тогда и не смевшем мечтать о коллекции Лобановых-Ростовских, теперешней музея гордости и балетных эскизов Бакста кладези. В 2013 году в московской галерее "Наши художники" показывали купленное в США собрание поздних бакстовских гуашей — эскизов рисунков для тканей. Всего лишь третья выставка Бакста в России. Бакста! Которого при жизни выставляли в Париже, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Стокгольме — и продолжают выставлять до сих пор. Который в XX веке был первым художником из России, прославившимся на Западе — раньше Кандинского, Шагала, Лисицкого, Малевича. Который принес Дягилеву и "Русским сезонам" чуть ли не половину успеха. Которого костюмы вывели в звезды Иду Рубинштейн. Которого портреты — сертификаты любви и признания — оставили Модильяни, Пикассо и Кокто, и это не считая Серова, Малявина, Кустодиева и даже Стравинского.

    С одной стороны, может показаться несправедливым, что главная выставка года Бакста идет в Белоруссии. Ну хорошо, родился в Гродно. Но ведь рос и мужал в Петербурге! В петербургской гимназии отучился, в петербургской академии отмучился, с мирискусниками будущими сблизился лет за десять до появления "Мира искусства", самого что ни на есть петербургского феномена в истории отечественного искусства, был и одним из учредителей объединения, и оформителем журнала, и даже книжную марку "Мира искусства" именно он нарисовал. Был среди мирискусников (если не среди всех художников Серебряного века) самым последовательным пропагандистом античности и подлинного, антиакадемического классицизма: тут и балеты в Эрмитажном и Мариинском театрах, и "Аполлон", и школа Званцевой. Школа Званцевой, где он учил проникаться духом классики не только Шагала, о чем все помнят, но и Тырсу, эталон ленинградской графики, а потом, уходя из учителей, рекомендовал вместо себя молодого скандалиста Петрова-Водкина, развернувшегося на преподавательском поприще, и выходит, что ленинградская классицизирующая петров-водкинская школа отчасти обязана своим рождением мудрости Бакста. Есть ли более петербургский художник, нежели этот гродненский уроженец?

    Правда, Петербург время от времени грубо напоминал Баксту, что он — белорусский еврей. Например, когда Бакст на большую серебряную медаль в академии представил такое "Оплакивание Христа", где все персонажи имели физиономии отнюдь не брюлловские, а как у жителей черты оседлости — исключительно ради исторической достоверности. Грандиозный скандал, экстренное заседание академического совета, вызов на ковер, этнографически правдивый холст перечеркнут крест-накрест — он поспешил уйти из вольнослушателей. Или, например, когда Бакст развелся с дочерью Третьякова (ее импрессионистический портрет привезли на выставку из Третьяковки), ради брака с коей ранее принимал лютеранство, и вернулся к вере отцов. Его, вновь ставшего иудеем, тут же лишили вида на жительство в столице — он предпочел Париж черте оседлости. Были и прочие истории с антисемитским душком. Так что, с другой стороны, может, это и справедливо, что главная выставка года Бакста идет в Белоруссии.

    Тем более что Национальный художественный музей в Минске действительно расстарался: хотя вещей юбиляра в белорусских музеях и частных коллекциях мало, на выставку удалось заполучить лучшие балетные эскизы и костюмы из петербургского Музея театрального и музыкального искусства, к тому же Бакст вставлен в великолепную "раму эпохи" из работ современников и единомышленников — от Серова и Врубеля до Чюрлениса и Кокто, гениального хроникера дягилевской антрепризы. Выставку повезут в Вильнюс и Ригу, а закончит она свое турне в Гродно — на родине виновника торжества. Тогда как Русскому музею не удалось отыскать и заполучить работы Бакста из европейских и американских собраний: того, что он делал после окончательного отъезда из Петербурга в Париж и что, собственно, вызвало эту безумную парижскую, лондонскую и нью-йоркскую бакстоманию, мы не увидим. А как хотелось увидать "живьем" его портрет Иды Рубинштейн из Музея Метрополитен — в рассуждении того же Серова! Не говоря уже о балетных эскизах из Метрополитен, MoMA, Помпиду, парижского Музея декоративного искусства, Виктории и Альберта, музеев Страсбурга, Хартфорда, Балтимора, Кембриджа, Оксфорда. Впрочем, упрекать Русский музей не в чем: денег на производство серьезных выставок нашим музеям давно не выделяют, Россия сегодня — в состоянии музейной войны с США, да и у Министерства культуры свои приоритеты — оно тратит все силы и средства на пропаганду "романтического сталинизма". В общем, и на том спасибо, что выписали множество вещей из Третьяковки, Бахрушинского музея, Псковского и Новгородского музеев-заповедников, что привезли из "Наших художников" американские рисунки для тканей и что пошили костюмы по бакстовским эскизам.

    Вначале мы видим художника, про каких обычно говорят — ничто не предвещало. И в академии не лучший ученик, и в "Мире искусства" не первый гений. Великолепный портретист — пошел бы только по этой части, был бы у Серова, ближайшего его друга, еще один повод для огорчений. Сносный пейзажист. Хороший книжный график, бердслеянско-сомовского толка, хороший афишист, но не Лотрек. Конечно, столь скандализировавший петербургскую публику "Ужин" с фрейдистской ехидной, поедающей апельсины, может считаться одной из эмблем русского ар-нуво. И конечно, прекрасен автопортрет в виде "Вазы", словно бы предвосхищающий де Кирико и Магритта. Но обе его махины 1900-х — и "Встреча адмирала Авелана в Париже", заказанная великим князем Алексеем Александровичем для военно-дипломатических нужд, и "Древний ужас", писавшийся для себя как мирискуснический манифест и вызвавший к жизни целый философический трактат Вячеслава Иванова,— не производят того впечатления, какое должны бы были производить: Бакст тоже был одержим тогда идеей большой картины. Если только не узнать в толпе на площади Республики, встречающей адмирала, разбушевавшийся фокинско-нижинский кордебалет, а в гибнущем древнем мире за спиной коры с синей птицей в руке — роскошный занавес или задник.

    Затем мы видим художника — мировую знаменитость в самом конце пути: эскизы тканей, сделанные для одного нью-йоркского промышленника перед самой смертью, в 1923-1924 годах,— это Бакст после всего. После фурора, произведенного в Париже и Лондоне, после того как за ним гонялись пионеры высокой моды Пуаре и Ворт, выпрашивая наброски к туалетам, после того как он — всего-навсего театральный декоратор — сделался фигурой, равной Д"Аннунцио, Кокто, Стравинскому, Пикассо. После того как совсем, кажется, спятивший Бунин просил его замолвить словечко перед Роменом Ролланом, чтобы ему дали Нобелевскую премию. Это удивительно красивые рисунки — ар-деко avant la lettre, квинтэссенция дягилевских сезонов, винегрета эпох и стилей, где индейские божки скачут на индийских слонах мимо луковичных куполов в хохломе и гжели.

    Между этими частями выставки напрашивается большой театрально-балетный раздел. Он вынесен в самый конец экспозиции: там немного ранних эскизов для Мариинки и Александринки, три эскиза к дягилевским спектаклям, бесподобный портрет Дягилева с няней и колоссальный "Элизиум" — занавес для Драматического театра Комиссаржевской. Можно представить себе, что за этим занавесом скрывается от зрителей Бакст "Русских сезонов" — "Клеопатры", "Шехеразады", "Жар-птицы", "Видения Розы", "Нарцисса", "Синего бога", "Послеполуденного отдыха фавна", "Дафниса и Хлои", "Бабочки", "Легенды об Иосифе", "Спящей красавицы". Тот, которому под конец стали подражать и Бенуа, и Рерих, и Судейкин. Который сделал костюм, ранее считавшийся чем-то вторичным на фоне задника, кулис и занавеса, главным элементом театральной декорации. Который увидел балетную сцену как живую и подвижную абстракцию под стать музыке, где кружатся и мелькают, словно в футуристическом калейдоскопе, яркие костюмные пятна. Которому недостаточно было одних тканей, и он рисовал прямо на обнаженных ногах, руках и плечах танцовщиков. Которого эскизы костюмов — с всегда живыми и танцующими, как на греческих вазах, фигурами — превращаются в совершенно самостоятельный и самоценный жанр "Leon Bakst". Которого за буйство цвета попрекали варварской азиатчиной, иногда вполне недвусмысленно намекая на его "восточное" происхождение, а он был поклонником Венеции и только что открытого минойского Крита. За этим комиссаржевским занавесом — тот Бакст, что все никак не вернется в нашу черту оседлости.

    "Лев Бакст. 1866-1924" . Санкт-Петербург, Русский музей, корпус Бенуа, до мая 2016 года

    Лев (Леон) Бакст (1866-1924) – всемирно известный живописец и график, внесший неоценимый вклад в русское театрально-декорационное искусство эпохи его расцвета. Именно костюмы и декорации, исполненные по эскизам Льва Бакста, обусловили беспримерный успех легендарных «дягилевских сезонов» – балетных и оперных постановок в России, Франции и других странах. На выставке, приуроченной к 150-летнему юбилею выдающегося мастера, показано около 100 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций.

    С середины 1890-х годов Лев Бакст входит в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, и в дальнейшем становится одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» – одного из наиболее ярких явлений в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков. В работах 1890-1900-х годов – живописных портретах и пейзажах, образцах книжной и журнальной графики и композициях, связанных с образом античного мира, органично соединились традиции реалистического искусства, ясность пластического языка неоклассицизма, изысканность линии и яркая декоративность стиля модерн.

    Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Эскизы костюмов и декораций, отмеченные высочайшим мастерством исполнения, оказали колоссальное влияние на развитие искусства театра во всем мире, став уникальным примером сочетания смелого новаторства и пристального интереса к художественным традициям далекого прошлого.

    Генеральный спонсор выставки - Банк ВТБ (ПАО)