Выбор потребителя индивидуальный и рыночный спрос. Понятие спроса в условиях рынка

Спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос.

Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке .

Рис. 12.1. Эффект от изменения цен

На рис. 12.1 показан потребительский выбор, на котором индивид останавливается, распределяя фиксированный доход между двумя благами при изменении цен на продовольствие.

Первоначально цена продуктов питания составляла 25 р., цена одежды – 50 р., а доход равнялся 500 р. Максимизирующий полезность потребительский выбор находится в точке В (рис. 12.1а). В этом случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что дает возможность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой безразличия со значением полезности, равным U 2 .

На рис. 12.16 изображена взаимосвязь между ценой на продовольствие и требуемым их объемом. На оси абсцисс отложен объем потребляемого блага, как и на рис. 12.1а, но на оси ординат теперь отложены цены на продовольствие. Точка Е на рис. 12.16 соответствует точке В на рис. 12.1а. В точке Е цена продовольствия равна 25 р. и потребитель приобретает 12 единиц.

Допустим, что цена продовольствия повысилась до 50 р. Поскольку бюджетная линия на рис. 12.1а вращается по часовой стрелке, она становится вдвое круче. Более высокая цена на продукты питания увеличила величину угла наклона бюджетной линии, и потребитель в этом случае достигает максимальной полезности в точке А, расположенной на кривой безразличия U 1 . В точке А потребитель выбирает 4 единицы продовольствия и 6 единиц одежды.

На рис. 12.16 показано, что модифицированный выбор потребления соответствует точке D, изображающей, что при цене 50 р. потребуются 4 единицы продовольствия.

Предположим, что цена на продукты питания упадет до 12,5 р., что приведет к вращению бюджетной линии против часовой стрелки, обеспечивающему более высокий уровень полезности, соответствующий кривой безразличия U 3 на рис. 12.1а, и потребитель выберет точку С с 20 единицами продовольствия и 5 единицами одежды. Точка F на рис. 12.16 соответствует цене в 12,5 р. и 20 единицам продовольствия.

Из рис. 12.1а вытекает, что при снижении цены на продовольствие потребление одежды может как увеличиться, так и уменьшиться. Потребление продовольствия и одежды может возрасти, так как понижение цены на продукты питания увеличивает покупательную способность потребителя.

Кривая спроса на рис. 12.16 изображает объем продовольствия, которое приобретает потребитель, в виде функции от цены продуктов питания. Кривая спроса имеет две особенности.

Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.

Вторая. В каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.

Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предельной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляемых потребителям от благ.

РЫНОЧНЫЙ СПРОС характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2).

Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис. 12.2.

Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точка спроса А показывается на кривой DD (рис. 12.2в).

Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие – низкий. Некоторые желают кофе, а другие – чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.


Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса

Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

Рыночный спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.

Основными факторами рыночного спроса являются:

  • доходы потребителей;
  • предпочтения (вкусы) потребителей;
  • цена данного блага;
  • цены товаров-заменителей и дополняющих благ;
  • количество потребителей данного блага;
  • численность населения и его возрастная структура;
  • распределение доходов среди демографических групп населения;
  • внешние условия потребления;
  • реклама;
  • стимулирование сбыта;
  • размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.
  • Это спрос на данный товар со стороны отдельного покупателя. Выделяются три возможных конфигурации линий индивидуального спроса: традиционная прямая линия с отрицательным наклоном, выпуклая кривая спроса, рассмотренная выше, и ступенчатопрерывистая линия спроса (рис. 2.4).

    Характеризуя эти виды кривых спроса, следует иметь в виду, что у индивидуального спроса обязательно есть два ограничителя: запретительно высокая цена (Р*), выше которой покупатель не согласен или не в состоянии приобретать данный товар вообще, и максимально возможный объем (СГ)> который определяется общей потребностью покупателя в данном товаре.

    Рис. 2.4.

    а - прямая линия; б - выпуклая кривая; в - ступенчато-прерывистая линия

    Оставляя в стороне линейный и выпуклый виды кривой спроса, с которыми мы уже знакомы, обратим внимание на ее ступенчато-прерывистый вид, представленный на рис. 2.4. Такой вид кривой спроса обусловлен двумя взаимосвязанными обстоятельствами. Во-первых, недостаточной делимостью товаров. Здесь речь идет не столько о таких крупных штучных товарах, таких как холодильники, телевизоры, автомобили и т.д., сколько об абсолютно делимых товарах, которые чаще всего продают в определенной расфасовке - килограммовые пакеты муки, сахара, бутылки с прохладительными напитками и т.п. Во-вторых, на ступенчатость линии спроса оказывает влияние так называемый порог покупательской чувствительности, связанный с тем, что никакая цена не заставит среднестатистического покупателя требовать от продавца взвесить ему, например, ровно 9981" сахара. Скорее всего, покупатель пожелает купить либо 1 кг, либо какое-то другое округленное значение веса данного продукта. Именно поэтому индивидуальная линия спроса, отражающая динамику изменения объема спроса, чаще всего при изменении цен меняется не непрерывно, а дискретно, с определенными разрывами.

    Что касается рыночного спроса, то он представляет собой спрос- па какой-либо товар со стороны всех покупателей. Определить его количественные характеристики можно путем суммирования индивидуальных объемов покупок товара всех потребителей при каждом возможном уровне цен. Вывести рыночный спрос из индивидуальных спросов, можно применяя табличный или графический способ. Пример первого способа определения рыночного спроса представлен в табл. 2.3.

    В этой таблице продемонстрирован гипотетический рынок товара, участниками которого являются только два потребителя. Складывая количества товара, приобретаемого каждым из них при заданных ценах, мы определяем соответствующие этим ценам объемы рыночного (т.е. суммарного) спроса.

    Используя данные табл. 2.3, можно построить график рыночного спроса. На рис. 2.5 графическое изображение индивидуальных спросов двух потребителей представлено соответствующими линиями О х О { и /) 2 /) 2 . Линия рыночного спроса йй получена путем суммирования горизонтальных отрезков, образуемых между осью цен (ОР ) и линиями индивидуальных спросов /),0, и /) 2 1) 2 для каждого конкретного значения цены.

    Таблица 2.3

    Определение объема рыночного спроса

    Рис. 2.5.

    Полученная таким способом кривая рыночного спроса приняла, как видно из рисунка, конфигурацию ломаной линии. В частности, правее точки перелома (точка В) она становится более пологой, а левее этой точки она расположена под более крутым углом. Это объясняется тем, что при ценах на товар от 10 руб. и выше возможность осуществлять покупки имеет только первый потребитель. Поэтому кривая рыночного спроса на ее участке от точки А до точки В, определяется только спросом этого потребителя. При ценах на товар ниже 10 руб. рыночный спрос на его участке от точки В до точки С формируется уже как сумма объемов спроса 1-го и 2-го покупателя, что делает линию рыночного спроса более пологой.

    Если покупателей товара станет много, то кривая рыночною спроса будет иметь множество точек перелома, а ее конфигурация превратится в сглаженную гиперболу (см. рис. 2.3, б). То же самое будет происходить при формировании рыночного спроса, если индивидуальный спрос будет представлять собой ступенчато-прерывистую линию - при большом количестве таких "ступеней" кривая рыночного спроса будет также приближаться к гиперболе.

    Если индивидуальный спрос каждого потребителя задан аналитическим способом, то мри суммировании индивидуальных объемов нужно учесть то, что для каждого потребителя существует индивидуальный запретительно высокий уровень цены (Р*), при котором его личный объем спроса будет равен нулю. Например, согласно рис. 2.5 запретительно высокой ценой для первого покупателя будет цена, равная 20 руб., а для второго покупателя такая цена будет равна 10 руб. В приведенном выше примере аналитические функции индивидуального спроса можно записать так:

    • - для первого потребителя: 0 О] = 20-Р:
    • - для второго потребителя: ()р^ = 40-4Р г.

    Тогда функция рыночного спроса в аналитическом виде примет вид:

    Закон спроса не носит абсолютного характера, поскольку известно одно статистически подтвержденное исключение из его действия, получившее название парадокса Гиффена К Английский экономист Р. Гиффен (1837- 1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине XIX в. объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Линия спроса в таком случае графически отображает не обратную, а прямую зависимость между изменением цены и объемом покупок картофеля и имеет не отрицательный, а положительный угол наклона (рис. 2.6).

    Рис. 2.6.

    Причина такого эффекта состояла в том, что картофель в то время являлся основным продуктом питания ирландских бедняков. Повышение его цены вынудило сократить потребление других, более качественных и дорогих продуктов. С учетом того что картофель оставался сравнительно более дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.

    • Помимо парадокса Гиффена иногда в качестве исключения из закона спроса рассматривают эффект Т. Веблена, анализ которого представлен в параграфе 2.3.

    Индивидуальный и рыночный спрос.

    ОТВЕТ

    В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос.

    Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС – спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

    Рис. 12.1. Эффект от изменения цен

    На рис. 12.1 показан потребительский выбор, на котором индивид останавливается, распределяя фиксированный доход между двумя благами при изменении цен на продовольствие.

    Первоначально цена продуктов питания составляла 25 р., цена одежды – 50 р., а доход равнялся 500 р. Максимизирующий полезность потребительский выбор находится в точке В (рис. 12.1а). В этом случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что дает возможность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой безразличия со значением полезности, равным U 2 .

    На рис. 12.16 изображена взаимосвязь между ценой на продовольствие и требуемым их объемом. На оси абсцисс отложен объем потребляемого блага, как и на рис. 12.1а, но на оси ординат теперь отложены цены на продовольствие. Точка Е на рис. 12.16 соответствует точке В на рис. 12.1а. В точке Е цена продовольствия равна 25 р. и потребитель приобретает 12 единиц.

    Допустим, что цена продовольствия повысилась до 50 р. Поскольку бюджетная линия на рис. 12.1а вращается по часовой стрелке, она становится вдвое круче. Более высокая цена на продукты питания увеличила величину угла наклона бюджетной линии, и потребитель в этом случае достигает максимальной полезности в точке А, расположенной на кривой безразличия U 1 . В точке А потребитель выбирает 4 единицы продовольствия и 6 единиц одежды.

    На рис. 12.16 показано, что модифицированный выбор потребления соответствует точке D, изображающей, что при цене 50 р. потребуются 4 единицы продовольствия.

    Предположим, что цена на продукты питания упадет до 12,5 р., что приведет к вращению бюджетной линии против часовой стрелки, обеспечивающему более высокий уровень полезности, соответствующий кривой безразличия U 3 на рис. 12.1а, и потребитель выберет точку С с 20 единицами продовольствия и 5 единицами одежды. Точка F на рис. 12.16 соответствует цене в 12,5 р. и 20 единицам продовольствия.

    Из рис. 12.1а вытекает, что при снижении цены на продовольствие потребление одежды может как увеличиться, так и уменьшиться. Потребление продовольствия и одежды может возрасти, так как понижение цены на продукты питания увеличивает покупательную способность потребителя.

    Кривая спроса на рис. 12.16 изображает объем продовольствия, которое приобретает потребитель, в виде функции от цены продуктов питания. Кривая спроса имеет две особенности.

    Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.

    Вторая. В каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.

    Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предельной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляемых потребителям от благ.

    РЫНОЧНЫЙ СПРОС характеризует общий объем спроса всех потребителей при каждой данной цене данного блага.

    Суммарная рыночная кривая спроса образуется в результате сложения по горизонтали индивидуальных кривых спроса (рис. 12.2).

    Зависимость рыночного спроса от рыночной цены определяется посредством суммирования объемов спроса всех потребителей при данной цене.

    Графический способ суммирования объемов спроса всех потребителей изображен на рис. 12.2.

    Необходимо иметь в виду, что на рынке функционируют сотни и тысячи потребителей и объем спроса каждого из них может быть представлен в виде точки. В таком варианте точка спроса А показывается на кривой DD (рис. 12.2в).

    Кривая спроса у каждого потребителя своя, т. е. она отличается от кривых спроса других потребителей, ибо люди неодинаковы. Некоторые имеют высокий доход, а другие – низкий. Некоторые желают кофе, а другие – чай. Чтобы получить общую рыночную кривую, необходимо рассчитать общую сумму потребления всех потребителей при каждом заданном уровне цены.

    Рис. 12.2. Построение рыночной кривой на основе индивидуальных кривых спроса

    Кривая рыночного спроса, как правило, имеет меньший наклон в сравнении с кривыми индивидуального спроса, что означает, что при понижении цены блага объем рыночного спроса увеличивается в большей степени, чем объем спроса отдельного потребителя.

    Рыночный спрос может быть рассчитан не только графическим способом, но и посредством таблиц и аналитическим методом.

    Основными факторами рыночного спроса являются:

    Доходы потребителей;

    Предпочтения (вкусы) потребителей;

    Цена данного блага;

    Цены товаров-заменителей и дополняющих благ;

    Количество потребителей данного блага;

    Численность населения и его возрастная структура;

    Распределение доходов среди демографических групп населения;

    Стимулирование сбыта;

    Размер домашнего хозяйства, зависящий от количества проживающих вместе людей. Например, тенденция к сокращению размеров семьи приведет к увеличению спроса на квартиры в многоквартирных домах и сокращению спроса на отдельные дома.

    Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

    7.2.4. Индивидуальный коэффициент пенсионера (ИКП) Основной составляющей для исчисления размера трудовой пенсии является индивидуальный коэффициент пенсионера, который определяется путем умножения размера пенсии в процентах, полагающихся в зависимости от

    Из книги Пенсия: расчет и порядок оформления автора Минаева Любовь Николаевна

    17.1. Индивидуальный (персонифицированный) учет В соответствии с Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» все граждане, включая индивидуальных предпринимателей, обязаны пройти регистрацию в

    автора

    Вопрос 40 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в

    Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

    Вопрос 73 Совокупный спрос и его составляющие

    Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

    Вопрос 78 Потребительский спрос. Кейнсианская концепция

    Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

    Вопрос 79 Спрос на инвестиционные блага

    Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

    Вопрос 2 Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Изменения в спросе. ОТВЕТСПРОС – отношение между ценой блага и его количеством, которое покупатели хотят и в состоянии купить.В экономическом смысле в основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а

    Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

    Вопрос 36 Отраслевой и рыночный спрос на ресурсы. ОТВЕТОТРАСЛЕВОЙ СПРОС НА РЕСУРС – это сумма объемов спроса на производственные ресурсы со стороны отдельных фирм в отрасли при каждой возможной цене на них.Всякая фирма в отрасли может купить больше, например, трудовых

    автора

    7.4. Рыночный спрос и его эластичность До сих пор мы говорили об индивидуальном спросе, принимая без обсуждения аксиому независимости потребителя, смысл которой сводится к тому, что удовлетворение отдельного потребителя не зависит от объема и структуры потребления

    Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

    10.2.1. Рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при

    Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

    Занятие 3 Реакция потребителя на изменение цен и дохода. Рыночный спрос. Эластичность Семинар Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем… Отвечаем:1. Что такое линия доход-потребление? Как она строится?2. Как эффект дохода и эффект замены проявляются в

    Из книги Образцы трудовых договоров автора Новиков Евгений Александрович

    2.1.2. Индивидуальный идентификационный номер В соответствии с требованием Налогового кодекса РФ (ФЗ от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ) каждому налогоплательщику должен быть присвоен индивидуальный идентификационный номер ИНН при постановке его на учет в налоговом органе (для

    Из книги Треннинг. Настольная книга тренера автора Торн Кей

    Индивидуальный консультант Роль индивидуального консультантаВыступление в роли «индивидуального консультанта» в разных организациях может иметь свои особенности. В целом индивидуальное консультирование - это руководство, предоставляемое людям в ситуации, когда на

    Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

    Рыночный спрос После анализа интересов и навыков нужно оценить реальный спрос на рынке труда. К сожалению, некоторые люди сначала действуют, а потом изучают рыночный спрос. Хороший пример – история Джоуи Терриена, нью-йоркского преподавателя театрального

    Из книги Бизнес путь: Джек Уэлч. 10 секретов величайшего в мире короля менеджмента автора Крейнер Стюарт

    Из книги Бизнес путь: Yahoo! Секреты самой популярной в мире интернет-компании автора Вламис Энтони

    Индивидуальный подход Один из главных принципов прежней экономики, который жив и сейчас, – знайте своего потребителя. Благодаря высоким технологиям сейчас возможно аккумулировать информацию и знать потребителя лучше, чем когда-либо. Основным способом, которым порталы

    Изменение дохода потребителя меняет объем его покупок. Проследим влияние изменения денежного дохода покупателя на приобретение благ, сделав допущение, что цены благ, вкусы и предпочтения потребителя остаются неизменными.

    На рис. показана максимизирующая покупки комбинация Е , при доходе I , и ценах благ X и Y , соответственно, P x 1 и P y 1 . При возросшем доходе покупатель сможет приобретать больше блага Х , больше блага Y или больше обоих благ, что означает новое равновесное состояние потребителя Е 2 .

    Если мы соединим точки касания кривых безразличия с бюджетными ограничениями – Е 1 , Е 2 , Е 3 , показывающие последовательные положения равновесия потребителя в соответствии с ростом его дохода, то получим кривую «доход-потребление» или кривую уровня жизни .

    Если кривая «доход – потребление» – луч, выходящий из начала координат под углом 45 градусов, это означает, что с ростом дохода потребитель в одинаковой пропорции увеличивает потребление и блага X , и блага Y . Если же покупки увеличиваются непропорционально, то изменяется угол наклона кривой. При положительном наклоне кривой дохода-потребления, товары называются нормальными товарами . Это означает, что при более высоких доходах приобретается больше товаров, при более низких – меньше.

    Поведение потребителя не вписывается в строго определенную и тем более формализованную шкалу предпочтений покупки одного товара другому. Можно лишь говорить об общих принципах, которыми руководствуются потребители, выбирая товары для покупки.

    Информация, полученная из кривой «доход-потребление» может быть использована для построения кривой Энгеля для товаров.

    Э. Энгель в XIX в. установил закономерность в поведении потребителей, согласно которой по мере увеличения доходов покупателей структура потребления смещается в сторону дорогих товаров. Кривая Энгеля – выражает зависимость между денежным доходом потребителя и количеством приобретаемого товара. При этом доля доходов, затрачиваемых на приобретение товаров первой необходимости, уменьшается, а часть дохода, направляемая на предметы роскоши – увеличивается.

    Y


    _I_

    Р y 3

    _I_

    U 3 U 2 U 1
    Р y 2 Е 3

    _I_ E 2

    P y 1 E 1

    Кривая «доход – потребление»

    и построение кривой Энгеля

    С одной стороны, уменьшение доли расходов высокодоходной части населения, затрачиваемых на товары повседневного спроса, необязательно означает, что эта категория граждан уменьшает потребление простейших товаров.

    С другой стороны, смещение потребления богатых людей в область дорогих и ценных товаров может происходить и путем замещения более дешевых товаров и услуг, которые "вымываются" из зоны потребления. Интересно отметить, что изменение структуры потребления в соответствии с законом Энгеля наблюдается не только в связи с уже полученным, но даже в связи с ожидаемыми доходами. Вместе с тем закон Энгеля не носит абсолютного характера, так как структура потребностей ряда людей может не зависеть от величины доходов.

    Рассматривая кривую «доход – потребление», мы исходили из постоянства цен благ. Теперь предположим в качестве постоянной величины доход, а в качестве переменной возьмем цену блага Х . Допустим, что цена блага Х снижается, т.е. Px 1 >Px 2 >Px 3 и т. д. Графически это выглядит как сдвиг бюджетного ограничения из положения КM 1 в положение КM 2 (рис. 6.2). Дальнейшее снижение цены отражает прямая КM 3 . Обозначив точки касания кривых безразличия U 1 , U 2 , U 3 с бюджетными ограничениями точками Е 1 , Е 2 , Е 3 и соединив их, получим кривую «цена – потребление» .


    K

    U 3 U 2 U 1


    0 М 1 М 2 М 3 Х


    Px 2 Кривая спроса

    D
    Px 3

    Х 1 Х 2 Х 3

    Кривая "цена – потребление" (а )

    и построение кривой спроса (б )

    На основе этой кривой можно построить кривую спроса (рис. 6.2.б), в этом случае на оси ординат откладывается цена товара X (P x ), а на оси абсцисс – количество блага X . При анализе кривой «доход – потребление» мы рассматрива­ли влияние изменения дохода, при анализе кривой «цена – потреб­ление» – влияние изменения цен на относительную замену одного блага другим. Можно определить, в какой степени изменение спроса на благо Х вызвано изменением цены, а в какой – реального дохода. Нисходящий характер кривой спроса отражает закон спроса: чем ниже цена товара, тем на большее его количество предъявляется спрос. Понижение цены на товары имеет одновременно двоякое проявление последствий.

    Можно объяснить действие закона спроса, основываясь на концепциях эффекта замещения и эффекта дохода.

    Во-первых, у покупателей действительно возрастает покупательская способность. Они могут купить за меньшее количество денег большее количество товаров, кроме того, у них останется достаточно средств для дополнительных покупок. Во-вторых, возрастет потребление подешевевших товаров, уменьшится потребление относительно подорожавших товаров. Рассмотрим каждый из этих процессов в отдельности на графике (рис. 6.3).


    K

    С 0 . Е 0 E 1

    С 1 U 2

    К 2 Е 2

    С 2 U 1

    0 X

    F 0 M F 2 F 1 M 2 M 1

    эффект замещения эффект дохода

    Эффект потребительского поведения на рынке

    Первоначальная бюджетная линия обозначена КМ . Потребитель максимизирует полезность за счет выбора «потребительской корзины» (одежда и продукты питания) в точке Е 0 достигая уровня полезности, соответствующего кривой безразличия U 1 .

    При снижении цены бюджетная линия проходит по линии КМ 1 . Теперь в точке E 1 на кривой U 2 потребитель выбирает свой набор благ. Следовательно, снижение цены продовольствия допускает возрастание реального дохода и повышение удовлетворения потребностей. Сначала потребитель покупает OF 0 единиц продуктов, после изменения цены потребление продовольствия увеличилось до OF 1 , т.е. увеличение объема покупок продуктов питания, представлено отрезком F 0 F 1 . На этом фоне заметно снижение покупок одежды от С 0 до С 1 . Отметим, что одежда относительно дорога по сравнению с продовольствием. Эта замена отражается движением вдоль кривой безразличия. Изменение потребления продуктов питания, связанное с изменением их цен, при условии, что степень удовлетворения (или реальный доход) остается неизменным, представляет собой эффект замещения. Он может быть измерен проведением бюджетной линии К 2 М 2 параллельно новой бюджетной линии КМ 1 , которая отражает более низкую относительную цену продуктов питания, так, чтобы она касалась кривой безразличия U 1 . При заданной бюджетной линии потребитель приобретает набор товаров в точке E 2 и, следовательно, потребляет 0F 2 единиц продовольствия. Отрезок линии F 0 F 2 представляет собой эффект замещения, свидетельствующий об увеличении количества требуемых продуктов питания при снижении их цены.

    Эффект замещения - изменение струк­туры потребительского спроса (соотношения средств, выделяемых на покупку разных товаров) исключительно в результате изменения относительной цены одного из товаров.

    Рассмотрим изменение потребления продовольствия вызванное ростом дохода при изменении цены. В целом это окажет определенное влияние на средний уровень цен и, следовательно, на величину реального дохода. Покупателю нужно платить уже меньше денег на приобретение того же количества продовольствия. В результате у него появляется дополнительная сумма денег, что равносильно увеличению дохода покупателя. Эти дополнительные средства он может потратить на приобретение любых товаров, в том числе и товара продовольственного.

    Если вернуться к предыдущему графику, то можно сказать, что в таком случае рост продовольствия с OF 2 до OF 1 произошел под воздействием эффекта дохода. Графически эффект дохода показывается так, что бюджетная линия, проходящая через точку E 2 , смещается к бюджетной линии КМ 1 . Потребитель приобретает теперь набор товаров E 1 на кривой безразличия U 2 , а не набор E 2 на кривой U 1 . Эффект дохода отражает движение от одной кривой безразличия к другой, и, таким образом, с его помощью можно измерять динамику покупательной способности потребителя.

    Эффект дохода – это изменение спроса потребителя исключительно вследствие изменения реального дохода.

    В случае с нормальными товарами эффект дохода и эффект заме­щения суммируются, так как происходит расширение потребления нормальных товаров.

    Разграничение эффекта дохода и эффекта замещения имеет важное значение для понимания закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики и позволяет определить изменение спроса при росте или падении цен на товары и услуги.

    Задание на семинар.

    1. Эффект Гиффена. Эффект дохода и замещения для товаров Гиффена.


    Похожая информация.


    В условиях рыночной экономики спрос выступает главным фактором, определяющим, что и как производить. Различают индивидуальный и рыночный спрос.

    Функция индивидуального спроса потребителя характеризует его реакцию на изменение цены данного блага при допущении, что его доход и цены других благ неизменны.

    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СПРОС - спрос конкретного потребителя; это соответствующий каждой данной цене объем благ, который тот или иной потребитель хотел бы купить на рынке.

    Рис. 12.1. Эффект от изменения цен

    На рис. 12.1 показан потребительский выбор, на котором индивид останавливается, распределяя фиксированный доход между двумя благами при изменении цен на продовольствие.

    Первоначально цена продуктов питания составляла 25 р., цена одежды - 50 р., а доход равнялся 500 р. Максимизирующий полезность потребительский выбор находится в точке В (рис. 12.1, а). В этом случае потребитель покупает 12 единиц продуктов питания и 4 единицы одежды, что дает возможность обеспечить уровень полезности, определяемый кривой безразличия со значением полезности, равным U2.

    На рис. 12.1, б изображена взаимосвязь между ценой на продовольствие и требуемым их объемом. На оси абсцисс отложен объем потребляемого блага, как и на рис. 12.1, а, но на оси ординат теперь отложены цены на продовольствие. Точка Е на рис. 12.1, б соответствует точке В на рис. 12.1, а. В точке Е цена продовольствия равна 25 р. и потребитель приобретает 12 единиц.

    Допустим, что цена продовольствия повысилась до 50 руб. Поскольку бюджетная линия на рис. 12.1, а вращается по часовой стрелке, она становится вдвое круче. Более высокая цена на продукты питания увеличила величину угла наклона бюджетной линии, и потребитель в этом случае достигает максимальной полезности в точке А, расположенной на кривой безразличия U^ В точке А потребитель выбирает 4 единицы продовольствия и 6 единиц одежды.

    На рис. 12.1, б показано, что модифицированный выбор потребления соответствует точке D, изображающей, что при цене 50 р. потребуются 4 единицы продовольствия.

    Предположим, что цена на продукты питания упадет до 12,5 р., что приведет к вращению бюджетной линии против часовой стрелки, обеспечивающему более высокий уровень полезности, соответствующий кривой безразличия U3 на рис. 12.1, а, и потребитель выберет точку С с 20 единицами продовольствия и 5 единицами одежды. Точка F на рис. 12.1,6 соответствует цене в 12,5 р. и 20 единицам продовольствия.

    Из рис. 12.1, а вытекает, что при снижении цены на продовольствие потребление одежды может как увеличиться, так и уменьшиться. Потребление продовольствия и одежды может возрасти, так как понижение цены на продукты питания увеличивает покупательную способность потребителя.

    Кривая спроса на рис. 12.1, б изображает объем продовольствия, которое приобретает потребитель, в виде функции от цены продуктов питания. Кривая спроса имеет две особенности.

    Первая. Достигаемый уровень полезности изменяется по мере движения вдоль кривой. Чем ниже цена блага, тем выше уровень полезности.

    Вторая. В каждой точке на кривой спроса потребитель максимизирует полезность согласно условию, что предельная норма замещения одежды продовольствием равна соотношению цен продовольствия и одежды. По мере снижения цен на продовольствие снижается и отношение цен, и предельная норма замещения.

    Изменение вдоль кривой индивидуального спроса предельной нормы замещения свидетельствует о выгодах, доставляемых потребителям от благ.

    Г.C. Beчкaнoв, Г.P. Beчкaнoвa